Чайковский — великий русский композитор, мастер симфонизма, автор десяти опер, трех балетов, шести симфоний и множества камерно-вокальных и инструментальных произведений. Он стал первым русским музыкантом — человеком мира и главным музыкальным брендом России.
Как художник он сформировался в 60—70-е годы XIX века, в период расцвета русской художественной и общественной мысли, русской литературы, музыки, изобразительного искусства. Чайковский никогда не мыслил свое творчество, как и современную ему русскую музыку, вне общего контекста развития европейского искусства в целом.
Жизнь Чайковского, как жизнь любого гения, была сложна и парадоксальна. Однако его творческая судьба сложилась очень счастливо. Он слышал практически все свои сочинения, многими из которых дирижировал сам. Он имел постоянного издателя — Юргенсона, что очень важно для любого композитора. Дружил с Надеждой Филаретовной фон Мекк, которая стала спонсором композитора на многие годы, что позволило Чайковскому беспрепятственно творить. И наконец, он получил мировое признание еще при жизни.
В сознании миллионов людей имя Чайковского ассоциируется с определенным количеством мелодий, сценических образов и музыкальных фрагментов. Достаточно перечислить несколько названий, чтобы вызвать в памяти и образ композитора, и знакомые мелодии: «Лебединое озеро», «Евгений Онегин», «Щелкунчик», «Иоланта», симфония «Зимние грезы», фортепианный цикл «Времена года», Первый концерт для фортепиано и другие.
В фонде Российской государственной библиотеки с именем Чайковского связано огромное количество документов XIX — начала XXI века. Наибольшую значимость имеют прижизненные издания сочинений Чайковского, вышедшие из печати с 1866 по 1893 годы: ноты, теоретические труды, переводы. Кроме сочинений композитора из XIX века к нам дошли открытки, портреты, фотографии, газеты, театральные программки. В XX—XXI веках появился целый ряд новых документов и материалов, относящихся к Чайковскому: звукозаписи его сочинений, начиная от шеллаковых пластинок до современных дисков, плакаты, диссертации, монографические труды русского зарубежья.
Выставочная экспозиция включила в себя практически все видовые документы, хранящиеся в библиотеке. Вы можете увидеть здесь ноты, книги, газетные вырезки, программки, карты, открытки, диссертации, грампластинки. На выставке представлены также подлинные фотопортреты Петра Ильича Чайковского с автографами композитора, которые хранятся в НИО рукописей РГБ. Всего на выставке представлено более 600 экспонатов.
Особый акцент сделан на прижизненных изданиях Чайковского, напечатанных в типографии Петра Ивановича Юргенсона. Чайковского и Юргенсона связывали многолетние деловые и дружеские отношения. Они познакомились в 1866 году, когда Чайковский по приглашению Рубинштейна приехал в Москву в качестве профессора только что открывшейся консерватории. Чуткий издатель предугадал в молодом профессоре гениального музыканта и, начав издавать его сочинения, способствовал их признанию и широкому распространению как на родине, так и за рубежом.
Произведения Чайковского издавались Юргенсоном довольно быстро. К первой постановке оперы или балета, как правило, появлялись в продаже клавиры. Это способствовало быстрому ознакомлению музыкантов и любителей музыки с новыми сочинениями композитора.
Первыми сочинениями Чайковского, выпущенными у Юргенсона (1868 год), были произведения для фортепиано ор. 1, 2, 4, 5, а также Танцы из оперы «Воевода», переложенные для фортепиано в четыре руки. На выставке среди нот сценической музыки Чайковского значительный интерес представляет клавир оперы «Кузнец Вакула, или Ночь перед Рождеством». Первый шмуцтитул издания включает сведения о том, что в ноябре 1875 года эта опера удостоилась первой премии на конкурсе, объявленном Императорским Русским музыкальным обществом. Второй шмуцтитул содержит слова посвящения памяти Великой княгини Елены Павловны, которая в свое время поддержала идею учреждения Русского музыкального общества и финансировала этот проект, внеся крупные пожертвования. На титульном листе имеется цветная литография Г. Шнейдера с оригинальным изображением фантастического полета кузнеца Вакулы.
Особого внимания заслуживает и клавир «Снегурочки», музыки к сказке А. Н. Островского. Титульный лист издания украшен цветной иллюстрацией с акварели русского художника Ф. Л. Соллогуба, который работал в основном в театре, а также был известен как художник-иллюстратор. Ряд опер и балетов П. И. Чайковского экспонируется в изданиях, имеющих переплеты с золотым тиснением. Примечательно, что представленные ноты знакомят как с владельческими, так и с издательскими переплетами. При обращении к последним важно отметить партитуру оперы «Черевички», где наряду со сведениями об авторе и названии произведения на переплете указано: издание П. Юргенсона.
Отдельный раздел экспозиции посвящен нотам симфонической музыки Чайковского. Здесь можно увидеть издания, выпущенные к определенным событиям: «Торжественный коронационный марш» (для празднования в Москве дня коронации Александра III), Торжественная увертюра «1812 год» (к открытию храма Христа Спасителя в ознаменование 70-летия победы в Отечественной войне 1812 года). В оформлении таких изданий Юргенсона нередко использовались элементы, соответствующие тем событиям, для которых создавалась музыка. Например, в «Торжественном коронационном марше» в верхней части титульного листа расположен вензель, содержащий первые буквы имен императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. На титульном листе торжественной увертюры «1812 год» размещена иллюстрация с изображением храма Христа Спасителя.
Значительный интерес представляет также партитура симфонии «Манфред», в которой имеется автограф П. И. Чайковского: «Анатолiю Константиновичу Лядову П. Чайковский 8 марта 1886 г». Надпись оставлена на красочно иллюстрированном титульном листе. Дата выпуска в издании отсутствует. Тем не менее, можно говорить о том, что партитура вышла в свет в 1886 году, то есть в числе первых изданий. Это утверждение основывается на сопоставлении таких сведений, как дата, обозначенная в автографе, и информация о первых изданиях в «Тематико-библиографическом указателе сочинений П. И. Чайковского» (М., 2003).
Из представленных на выставке фортепианных сочинений выделяется марш «Русский добровольный флот», выпущенный в свет под псевдонимом «П. Синопов». На титульном листе этих нот привлекает внимание литография с изображением корабля. Также представляет историческую ценность изданный почти месяц спустя после смерти композитора «Марш» В. Цветкова для фортепиано.
Отдельного упоминания заслуживают портреты Чайковского. Известно более 80 изображений композитора, многие из которых знакомы всем. Самую большую ценность представляют портреты, созданные современниками Чайковского. К прижизненным относятся хранящиеся в фонде НИО рукописей РГБ оригиналы фотопортретов композитора, выпущенные в разных фотоателье конца XIX — начала ХХ веков. Некоторые из фотопортретов — с автографом Чайковского. Несколько прижизненных фотопортретов композитора хранятся и в отделе изоизданий РГБ. Например, исполненный в 1892 году художником Мечиславом Михайловичем Далькевичем, или художником-гравером Михаилом Рундальцовым в 1901 году.
Среди прижизненных документов, сохранившихся в отделе изоизданий РГБ, выделяется уникальное свидетельство почитания благодарных исполнителей композитору — это «Меню памятного ужина», который был устроен артистами русской оперной труппы в Москве 3 февраля 1884 года. «Меню» по своей композиции и особенностям оформления сходно с почетными грамотами и дипломами: на титульной стороне помимо традиционных музыкальных атрибутов — лиры и лавровой ветви, изображены также сцены из опер и симфоний, сочиненных П. И. Чайковским.
На выставке также представлено Полное собрание сочинений композитора, включившее 63 тома музыкальных сочинений (Москва : Музыка, 1940—1941, 1945—1971, 1990) и 15 томов переписки и литературных произведений (Москва : Музыка, 1953—1981). Эпистолярное наследие Чайковского включает около 5 тысяч писем и литературных произведений. Среди представленных на выставке изданий огромное количество монографических трудов с исследованием жизни и творчества Петра Ильича, а также справочно-библиографические издания, энциклопедии.
Особого внимание уделено диссертационным исследованиям творчества Чайковского. На выставке представлены кандидатские и докторские диссертации известных исследователей А. Н. Мясоедова, П. Е. Вайдман, А. Г. Айнбиндер, Г. А. Моисеева, Ю. Розановой и др. Одной из первых диссертаций, посвященных Чайковскому, стала работа В. М. Буяновского «Роль валторны в симфоническом и оперном оркестре П. И. Чайковского» (М., 1955).
Большое место на выставке связано с Международным конкурсом имени П.И. Чайковского. Весной 1958 года имя П. И. Чайковского впервые стало символом международных конкурсов, организуемых Россией. С тех пор Москва постоянно становится центром встречи музыкальных дарований всего мира. Начиная с 1958 г., все конкурсы сопровождаются появлением зрелищных афиш, в которых отразились этапы развития знаменитого конкурса. В фондах РГБ хранятся все буклеты, программы, плакаты конкурсов. В 1959 году известный советский мастер плаката Борис Александрович Зеленский (1914—1984), вдохновленный идеей конкурса, создал образ, продолживший иконографическую традицию изображения композитора. Практически все плакаты Зеленского хранятся в РГБ.
Виртуальная выставка
|
Впервые полное собрание сочинений Петра Чайковского увидит свет
Оставьте комментарий Просмотры: 19
Петр Ильич Чайковский
В преддверии исполнения Концерта для скрипки с оркестром соч. 35 П. И. Чайковского в Концертном зале им. П.И. Чайковского, а также публикации новых томов Академического полного собрания сочинений великого русского композитора в Москве состоялась пресс-конференция.
В мероприятии приняли участие Владимир Федосеев (художественный руководитель БСО им. П. И. Чайковского), Павел Милюков (скрипач, лауреат XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского), Ада Айнбиндер (научный руководитель проекта “Академическое полное собрание сочинений П. И. Чайковского), Наталия Сиповская (директор Государственного института искусствознания), Николай Овсиенко (заместитель Министра культуры Российской Федерации) и Владимир Лисенко (директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского).
Концерт, который исполнит Павел Милюков вместе с БСО им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, станет частью инициированного в конце 2012 года проекта “Академическое полное собрание сочинений П.И. Чайковского”. Новые тома собрания выйдут весной в издательстве Music Production International при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
По словам Николая Овсиенко, эта масштабная работа объединила не только ведущих музыковедов-текстологов, но и известных во всем мире музыкантов и исполнителей.
“Издание сочинений великого композитора требует невероятной кропотливости, бесконечной заинтересованности и невероятного внимания”,
– отметила Наталия Сиповская.
“Музыкальная наука движется вперед, исполнительское искусство тоже. Музыканты, играющие произведения, должны обращаться к аутентичным партитурам”.
“Проект был осуществлен также для того, чтобы прийти к единому взгляду на то, как нужно играть музыку Чайковского”,
– сказал Владимир Федосеев.
“К сожалению, многие воспринимают эту гениальную музыку как сентиментальную – я всегда боролся с этими взглядами.
К музыке Чайковского очень сложно правильно подойти. Его творчество не стоит на месте, постоянно открываются новые грани. Оно бесконечно! Предстоящий концерт в зале Чайковского покажет это”.
Ада Айнбиндер подчеркнула, что концерт прозвучит по тексту партитуры, изданной при жизни и непосредственном участии композитора – с оригинальными штрихами, динамикой и некоторыми изменениями в музыкальном тексте. Своими эмоциями накануне концерта поделился и Павел Милюков:
“Меня переполняет чувство настоящего счастья, что я буду играть этот концерт в аутентичном виде. Я буду исполнять концерт на скрипке Страдивари 1715 года – этот инструмент будет чуть ли не в первый раз звучать в зале Чайковского”.
Исполнение Концерта для скрипки с оркестром соч. 35 состоится на концерте “П. И. Чайковский. Сюиты и симфонии” в исполнении Павла Милюкова (скрипка) с Государственным академическим Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева в Концертном зале им. П.И. Чайковского 12 февраля в 19:00.
Северьян Цагарейшвили, “РГ“
На эту тему:
Раздел: Анонсы Метки: Ада Айнбиндер, БСО им. П. И. Чайковского, Владимир Федосеев, Наталия Сиповская, Павел Милюков, Петр Ильич Чайковский
Чайковский, Петр Ильич (1840-1893) | MusiChess
Чайковский, Петр Ильич (1840-1893)
Петр Ильич Чайковский. Портрет Николая Кузнецова (общественное достояние)
Альтернативное написание фамилии: Чайковский |
Альтернативное написание имени : – |
Псевдоним : – |
«Действительно, если бы не музыка, поводов сойти с ума было бы больше»
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Описание: Русский композитор Чайковский большая чуткость и выразительность в его музыкальных произведениях, раскрывающих его измученную личную жизнь. В настоящее время он считается самым значительным композитором России, а также одним из главных и наиболее представительных деятелей этой страны. | |
Пол : Мужской | Род занятий : Композитор. Дирижер. Пианист. Учитель музыки. Музыкальный теоретик. Хореограф. Музыкальный критик. |
Место рождения/смерти : Воткинск, Российская империя/Сан-Петербург, Российская империя. | Код страны : Россия. |
Периоды : Романтизм | Жанры : Симфоническая музыка. Камерная музыка. Концерт. Балет. Музыка для театра. Инструментальная музыка. Опера. |
Стили : Романтика. | Школа/группа : – |
Инструменты : Фортепиано | Родственники : – |
Меценаты : Николай II из России | Мастер: Николай Заремба, Антон Рубинштейн. |
,
IN MUSICHESS
Артикул : |
Турниры : |
Рейтинг : |
Вымышленные истории (MC Universe) : |
Композиторы против шахматистов : |
Внешние ссылки:
- .
- Биографии и жизни. La enciclopedia biográfica en línea: Петр Ильич Чайковский: https://www.biografiasyvidas.com/biografia/c/chaikovski.htm – [09/02/2018].
- Великие спектакли: Пётр Ильич Чайковский: https://web.archive.org/web/20090530005621/http://www.pbs.org/wnet/gperf/education/tchaikovsky.html – [02.09.2018].
- Músicos clásicos: Чайковский: https://www.musicosclasicos.com/tchaikovsky.htm – [02.09.2018].
- Наксос: Петр Ильич Чайковский: https://www.naxos.com/person/Pyotr_Ilyich_Tchaikovsky/23876. htm – [02.09.2018].
- Википедия, бесплатная энциклопедия. Петр Ильич Чайковский: https://en.wikipedia.org/wiki/Pyotr_Ilyich_Tchaikovsky – [09/02/2018].
- Wikiquote: Петр Ильич Чайковский: https://en.wikiquote.org/wiki/Pyotr_Ilyich_Tchaikovsky – [02.09.2018].
- Петр Ильич Чайковский в Британской энциклопедии: https://www.britannica.com/biography/Pyotr-Ilyich-Tchaikovsky – [02.09.2018].
- Петр Ильич Чайковский Дискография на Discogs: https://www.discogs.com/artist/999914-Pyotr-Ilyich-Tchaikovsky – [02.09.2018].
Библиография
- Буркхолдер, Дж. Питер. Джей Гроут, Дональд. Палиска, Клод В. (2015). История западной музыки. Мадрид: Музыкальный союз.
- Михельс, Ульрих. (1992) Atlas de música, Vol 2. Madrid: Alianza Editorial.
- Оннен, Франк. (1967). Энциклопедия музыки. Мадрид: Афродисио Агуадо.
- Пахарес Алонсо, Роберто Л. (2010). Historia de la Música в 6 блоках. Мадрид: Vision libros.
- Турина, Хоакин. (2000). Сокращенная энциклопедия музыки. Мадрид: Biblioteca Nueva.
- Уоррак, Джон (1969). Чайковский Симфонии и Концерты. Сиэтл: Вашингтонский университет Press. Библиотека Конгресса.
- Уоррак, Джон (1973). Чайковский. Нуэва-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Уайли, Роланд Джон (1985) Балеты Чайковского. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Петр Ильич Чайковский Факты, рабочие листы и биография для детей
Рабочие листы /Люди /Музыканты /Пётр Ильич Чайковский Факты и рабочие листы
Премиум
Не готовы приобрести подписку? Нажмите, чтобы загрузить бесплатную пробную версию Загрузить образец
Содержание
Петр Ильич Чайковский был русским композитором-романтиком. Он был первым русским композитором, чья музыка оказала неизгладимое влияние во всем мире, и выступал в качестве приглашенного дирижера в Европе и США.
Дополнительную информацию о Петре Ильиче Чайковском см. в файле фактов ниже или, в качестве альтернативы, вы можете загрузить наш 20-страничный пакет рабочих листов Петра Ильича Чайковского для использования в классе или дома.
Ключевые факты и информация
БИОГРАФИЯ
- Петр Ильич Чайковский, также пишется как Чайковский, Чайковский или Чайковский, полное имя на английском языке — Петр Ильич Чайковский, родился в Воткинске, Россия, 7 мая 1863 года. всегда привлекала широкую публику своими мелодичными, искренними мелодиями, прекрасными гармониями и яркой живописной оркестровкой, вызывающими глубокий эмоциональный отклик.
- Его Первая симфония была хорошо принята в 1868 году. Затем он написал Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор в 1974.
- В 1878 году Чайковский ушел из Московской консерватории и посвятил остаток своей карьеры более плодотворному творчеству. Умер 6 ноября 1893 года в Петербурге.
РАННИЕ ГОДЫ
- Чайковский был вторым из шести живых детей президента Камско-Воткинского металлургического завода Ильи Чайковского и Александры Ассье, потомка французских эмигрантов.
- С детства он проявлял живой интерес к музыке, и его первые музыкальные воспоминания связаны с семейным домашним оркестром.
- Он сделал свою первую записанную попытку сочинения в возрасте четырех лет, написав песню вместе со своей младшей сестрой Александрой.
- В 1845 году он начал брать уроки игры на фортепиано у местного учителя, благодаря чему познакомился с мазурками Фредерика Шопена и фортепианными партиями Фридриха Калькбреннера. В то время музыкального образования в русских школах не было, поэтому родители Чайковского не думали, что их сын сможет заниматься музыкальной карьерой. Вместо этого они решили подготовить нервного и чувствительного мальчика к карьере государственной службы.
- В 1850 году Чайковский поступил в престижное Императорское училище правоведения, интернат для мальчиков в Санкт-Петербурге, где он провел девять лет.
- Он оказался прилежным и успешным учеником, популярным среди сверстников. В то же время у Чайковского сложились близкие эмоциональные отношения со многими его одноклассниками в этой чисто мужской среде.
ГОД СЛАВЫ
- Чайковский покинул Россию в самом конце 1875 года, чтобы переехать в Европу. Он был глубоко вдохновлен постановкой «Кармен» Жоржа Бизе в Парижской комической опере.
- Для сравнения, он остался равнодушным к разработке цикла «Кольцо» Рихарда Вагнера, который он посетил в Байройте, Германия, летом 1876 года.
- В ноябре 1876 года, работа, которой он чувствовал себя особенно довольным. Ранее в том же году он завершил композицию «Лебединое озеро», которая стала первой в его успешной балетной трилогии. Премьера балета состоялась 20 февраля 1877 года, но из-за плохой постановки и хореографии он не имел успеха и вскоре был снят с репертуара.
- Растущий успех Чайковского в музыке как в России, так и за ее пределами в конечном итоге привел к общественному интересу к нему, его личной жизни и сексуальной ориентации. Хотя гомосексуальность был официально запрещен в России, власти допускали его среди высших слоев общества.
- Но социальные и семейные стрессы, а также его неудовлетворенность проявлением таких же сексуальных побуждений младшим братом Модестом привели к тому, что летом 1877 года Чайковский принял поспешное решение жениться на Антонине Милюковой, молодой и наивной студентке-музыканте, призналась ему в любви.
- Гомосексуализм Чайковского в сочетании с почти полным отсутствием близости между парой завершился семейной катастрофой. Через несколько недель он сбежал за границу, чтобы никогда больше не жить со своей женой.
- 13 февраля 1878 года он писал своему флорентийскому брату Анатолию: «Только теперь, особенно после рассказа о моей женитьбе, я наконец начал понимать, что нет ничего более бесплодного, чем нежелание быть тем, что я есть». по природе.»
СМЕРТЬ И НАСЛЕДИЕ
- 6 ноября 1893 года Чайковский умер в Петербурге. Хотя официально причиной его смерти была названа холера, некоторые из его биографов утверждают, что после судебного разбирательства по делу о сексуальном скандале он покончил жизнь самоубийством.
- Однако есть только устные (не письменные) свидетельства в поддержку этой теории.
- Рецензии были крайне необоснованными в своих крайних заявлениях о жизни и музыке Чайковского на протяжении большей части 20-го века. Российские музыканты раскритиковали его стиль как недостаточно националистический. Однако он стал официальной фигурой в Советском Союзе, в котором не терпели никакой негативной критики; никаких глубоких исследований его личности по тому же поводу не проводилось.
- Самые известные сочинения Чайковского включают музыку к «Лебединому озеру» (1877 г.), «Спящей красавице» (1889 г.) и «Щелкунчику» (1892 г.). Он также известен своей Увертюрой к опере «Ромео и Джульетта» (1870 г.) и Симфонией № 6 си минор (Патетическая) (1893 г.).
Петр Ильич Чайковский Рабочие листы
Это фантастический комплект, включающий все, что вам нужно знать о Петре Ильиче Чайковском, на 20 подробных страницах. Это готовых к использованию рабочих листов Петра Ильича Чайковского, которые идеально подходят для обучения студентов Петру Ильичу Чайковскому, русскому композитору-романтику. Он был первым русским композитором, чья музыка оказала неизгладимое влияние во всем мире, и выступал в качестве приглашенного дирижера в Европе и США.
Complete List Of Included Worksheets
- Tchaikovsky Facts
- Tchaikovsky’s Roots
- A Full Lifetime
- Famous Compositions
- According to Tchaikovsky
- Homosexuality
- Suicide Prevention
- Jumbled Words
- His Legacy
- Brief Эссе
- Секс-скандал
Ссылка/цитирование этой страницы
Если вы ссылаетесь на какой-либо контент этой страницы на своем собственном веб-сайте, пожалуйста, используйте приведенный ниже код, чтобы указать эту страницу как первоисточник.
Пётр Ильич Чайковский. Факты и рабочие листы: https://kidskonnect.com – KidsKonnect, 21 мая 2020 г.
Ссылка будет отображаться как Петр Ильич Чайковский.