Содержание
Покров Богородицы: главная загадка и парадокс праздника
Покров всегда горячо любили в народе, это был день особый — на Покров не работали, на Покров играли свадьбы, а по тому, какая погода случалась на Покров, судили, какая впереди зима. Наши предки говорили: «Снег на Покров — зима выдастся снежная, но если он не покроет на Покров землю — и зима будет бесснежной». Сегодня метеорологи предупреждают: примете можно было верить лишь до середины XX века, изменение климата последнего полстолетия сделали ее недостоверной. «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество», — а эта поговорка касалась уже не только снега, но и девушек на выданье: наши предки не были ханжами! Покров издавна — время свадеб. О популярности праздника говорит и огромное количество храмов, освященных в честь Покрова Пресвятой Богородицы. А дальше — загадка.
Множество Покровских храмов было возведено в память о наших воинских победах, но при этом само событие, положившее начало празднику, было отнюдь не победой, а поражением русских. Давайте разбираться с этим парадоксом. Для этого нам надо будет вспомнить, что за событие русские празднуют 14 октября?
Начало X века, христианский Константинополь, столица Византии. Правит империей Лев VI Философ, личность занятная. Автор трудов по праву, инструкций о том, как развивать ремесла и торговлю, пророческих стихов и религиозных гимнов, император оставил потомкам еще и военное сочинение «Тактика Льва», хотя сам на поле боя никогда не бывал. При этом, несмотря на ученость и трактат по военному делу, военачальником Лев VI был никудышным: к примеру, в его правление Византия потеряла Сицилию. Да и сам богатейший Константинополь мог показаться легкой добычей для всех, кто бы вознамерился его завоевать. Летописи свидетельствуют: такими желающими оказались наши предки славяне, тогда еще язычники.
Согласно «Повести временных лет» русский князь Олег в 907 году начисто разорил столицу Византии. Тот самый пушкинский Вещий Олег, который, не имея обыкновения церемониться с врагами, обрекал «их села и нивы. .. мечам и пожарам».
По-видимому, впечатления от набега воинственной дружины Олега были так сильны, что уже одно приближение его кораблей к Константинополю наводило на жителей столицы ужас. Таинственное и мистическое происшествие, связанное с одним таким появлением кораблей Олега, и легло в основу нашего праздника.
Итак, Влахерны — северо-западная окраина Константинополя на южном берегу бухты Золотой Рог. Как сообщает церковное предание, в день, когда тревога горожан, узнавших о приближении кораблей неприятеля, была особенно сильна, христиане собрались во Влахернском храме у иконы Пресвятой Богородицы — похоже, на Льва Философа горожане уже не надеялись!
Вместе со всеми в храме молился и раб византийского вельможи Андрей, Христа ради юродивый, славянин. Именно Андрей и увидел во время моления Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную сонмом ангелов и святых. Преклонив колена, Божия Матерь со слезами молилась за христиан, а потом, сняв со Своей головы плат, распростерла его над стоящими в храме, защищая от врагов зримых и незримых.
Как сообщает предание, Андрей, трепеща, спросил стоявшего рядом с ним своего товарища Епифания, видит ли он «Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире». «Вижу, святый отче, и ужасаюсь!», — ответил Епифаний.
Летописи свидетельствуют: неожиданно для жителей столицы корабли с дружинами славян вдруг развернулись назад. Константинополь был спасен. Историки до сих пор не пришли к единству касаемо даты произошедшего и того, был ли это князь Олег с дружиной или захватчики-арабы. Но вот сам факт того, что корабли врага, вплотную подошедшие к Константинополю, без видимой причины изменили свои планы, врезался в народную память надолго. Как чудо, связанное с молитвой к Пресвятой Богородице, простирающей Свой плат, Свой покров, Свою защиту над всеми молящими об этом. Это явление Пресвятой Богородицы, которая Своим Покровом защищает всех, ищущих Ее заступничества, и вспоминают во время праздника.
Подчеркну: спасен был враждебный на тот момент нашим предкам Константинополь, возможно, спасен от набега наших же предков, но с XII века событие отмечают в России как праздник. Причем отмечают его только в России. Хотя явление Божией Матери произошло в Византии, в греческом календаре такого праздника мы не найдем. Парадокс: событие, которое можно было бы посчитать военным поражением наших предков или как минимум происшествием, нас никак не касающимся, Русская Церковь считает великим праздником заступничества Богородицы за всех православных христиан. В чем тут дело?
По словам епископа Василия (Родзянко), такое «самоотречение — историческое, народное — неслучайно». Оно свидетельствует о том, что народ несет в себе «мощь правды», понимание того, что истинно, а что нет. Поэтому любовь к празднику Покрова Пресвятой Богородицы свидетельствует о глубокой нравственной чистоте и силе нации, о сохранении в людях чувства правды.
Конечно, можно скептически отнестись к видению некоего юродивого раба и посчитать произошедшее совпадением — Господь никому не навязывается Своими чудесами, или, как выразился Альберт Эйнштейн, «при помощи совпадений Бог сохраняет анонимность». Но дело в том, что визуализация спасительного Покрова, распростертого Богородицей над молящимися, не противоречит внутреннему опыту каждого верующего, получавшего защиту по молитве к Божией Матери.
Покров 2021: история праздника, традиции, что можно и нельзя делать в этот день
Прочтений: 49821Россия
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru
Покров Пресвятой Богородицы празднуют православные христиане 14 октября 2021 года. В этот день у верующих принято посещать богослужения и молиться. Подробнее об особенностях Покрова — в материале vtomske.ru.
История
Считается, что праздник Покрова связан с историческим событием, имевшем место в Константинополе в 910 году. В этот день местные христиане собрались во Влахернском храме на службу. Когда она заканчивалась, двум верующим — юродивому Андрею и его ученику Епифану — было видение: они увидели идущую по облакам Деву Марию в сопровождении ангелов и святых. По утверждению видевших, Богоматерь молилась за спасение православных, а затем сняла с головы покров и распростерла его над молящимися, при этом от платка исходило божественное сияние.
По данным из открытых источников, на территории России Покрову Пресвятой Богородицы посвящено более 1,3 тысячи храмов и других культовых объектов, что ставит праздник Покрова на второе место в общей статистике. На первом же месте — храмы и другие культовые объекты, посвященные Николаю Чудотворцу.
Народные традиции
У восточных славян Покров день отмечал встречу осени с зимой, начало вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который покрывал землю, указывая на близость зимних холодов. На Руси к этому времени заканчивались все осенние работы, и сельские жители могли позволить себе отдых.
В древности на Покров в ходу были гадания на суженого. В этот день девушкам было предписано ходить только с покрытой головой. Считалось, что ухаживания на Покров — знак скорого сватовства. Славяне верили, что первой выйдет замуж девушка, которая утром раньше всех придет в церковь и поставит свечку перед иконой Богородицы.
Кроме того, накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали свои старые соломенные постели. Наши предки верили, что тем самым девушки становятся защищены от «призора недоброго глаза». Старухи сжигали в это же самое время изношенные за лето лапти, веря, что смогут «прибавить себе ходу на зиму».
Приметы
Согласно старым приметам, если 14 октября истопить печь дровами от яблоневого дерева, то всю зиму в доме будет тепло. Деньги на Покров занимать нельзя, иначе, согласно поверьям, можно весь год прожить в нищете.
Если девушка первой поставит свечу в храме, то и замуж выйдет первой. А если сжечь старые вещи, то можно избавиться от болезней.
Что нельзя делать в этот день?
Согласно поверьям, на Покров Пресвятой Богородицы нельзя делать серьезную хозяйственную работу: убирать, стирать, шить, вязать, гладить и так далее. Также не разрешается сквернословить, ругаться с людьми, употреблять спиртное.
Славяне верили, что в Покров день нельзя отвечать отказом на предложение о замужестве, иначе можно надолго остаться в девках.
Также на Покров не стоит пребывать в грусти или плохом расположении духа.
Редакция vtomske.ru
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать самое интересное
Самое обсуждаемое
Ратнер: в маршрутках должно вырасти качество услуг, чтобы повысить оплату проезда более чем на рубль41
Приставы намерены доказать, что квартира томича-должника продана законно35
ЕИРЦ: услуга страхования жилья в квитанциях томичей законна, желающим ее добавят33
Социальные проездные хотят заменить в Томской области денежными выплатами33
Власти просят томичей посоветовать, как призывать водителей соблюдать ПДД33
Глава томского МЧС рассказал о состоянии убежищ в регионе30
Спикер думы: новый мэр появится у Томска не раньше весны28
Губернатор: томичам совокупно выплатят 400 млн руб вместо выдачи социальных проездных28
В Томске квартиру пенсионера продали на торгах из-за долга в 10 тыс руб (обновлено)28
Томская полиция ищет вандалов, повредивших памятники репрессированным полякам27
Россия
09:00День Конституции России 12 декабря: история праздника
10:36МВД запретило надевать кандалы и наручники на детей, женщин и фигурантов экономических дел
21:49Путин ответил на вопрос о новой волне мобилизации в России
16:55Госдума приняла закон о повышении МРОТ
14:14Запрет на полеты в 11 аэропортов юга и центра РФ продлен до 15 декабря
Новости СМИ, 18+
Топ-6 славянских языческих праздников
FacebookTwitterPinterest
Многие семейные традиции, до сих пор практикуемые в славянских странах, берут свое начало от древних языческих праздников. Современные религиозные ритуалы и обычаи часто включают в себя смесь христианского и языческого наследия.
Я подготовил список наиболее часто практикуемых славянских праздников. Давайте сначала дадим немного контекста.
Содержание
Славянские языческие праздники
Язычество как термин относится к практике многобожия и впервые используется ранними христианами в четвертом веке. Во время и после Средневековья церковь рассматривала язычество как поклонение ложным богам [1].
Этот термин незаслуженно подразумевает неполноценность из-за его ассоциации с незнакомыми, нехристианскими религиями. Тем не менее, языческий политеизм предшествует христианству. Как вы, возможно, знаете, это включает в себя веру во множество божеств, не всем из которых поклоняются в равной степени.
Как и большинство политеистических религий прошлого и настоящего, славянский политеизм имеет свой пантеон богов, соответствующих определенным природным силам. Вера в многочисленных творцов, представляющих элементы живого мира, многое говорит об этих культурах прошлого.
Когда-то люди передавали языческие верования следующим поколениям в основном через народные сказки и мифы.
Эти рассказы, сопровождаемые особыми обычаями, служили для объяснения мира и естественного порядка. В этом смысле их роль двояка, как научная, так и философская.
1. Коледа
Коляда или Коледа празднует начало языческого годового цикла. По сути, коледа — это дохристианское празднование Нового года, которое проходит в день зимнего солнцестояния в декабре.
Позже, когда основная славянская религия попала под влияние христианства, праздник приурочен к Святкам. Однако название осталось прежним, и все славянские народы произносят и пишут его одинаково.
Согласно некоторым источникам, праздник назван в честь Коляды, бога зимы, или Коляды, богини, которая каждый день взращивает новое солнце [2].
Чтобы понять значение этого праздника, мы должны взглянуть на Коледу как на духовный праздник, служащий очищающим действием. Духи (как хорошие, так и плохие) играют определенную роль в славянской системе верований.
Основная цель соблюдения Коледы — прогнать старых духов и приветствовать новые вегетативные периоды или весенние духи.
В старину люди наряжались в животных, пели специальные песни и танцевали. В некоторых районах в это время имели место агрессия и драки как способ контролировать и контролировать злых духов.
Коледа также чтит бога, известного как Велес. Он был важным богом древней славянской религии, который часто служит мифическим антагонистом Перуна, бога молнии и грома. Перун властвовал над подземным миром и смертью, но он также управлял животными и лесами.
Перун и Велес представляют общий архетип, который можно найти в других культурах и мифологиях.
Греческие боги Зевс и Аид являются более известными примерами этой концепции. Два брата, один властвует над небом, громом и творением — Зевс и Перун) а другой, темный брат, который властвует над преисподней и смертью (Аид и Велес).
Коледа посвящена обоим божествам и обеим силам, разрушительной и созидательной.
Сближающий элемент церемонии заключается в том, что в это время люди делятся едой. В некоторых странах принято собираться, есть и разводить огонь.
Сегодня праздник в основном практикуется детьми, которые поют песни, широко известные как песни Колядки, собирая еду и дрова. В тексте песни упоминаются пожелания счастья, процветания и мирного завершения года.
2. Комоедица
Весенний праздник, обычно отмечаемый в марте, Комоедица отдавал дань уважения богу Медведю. Люди обычно предлагали еду (обычно что-то вроде тонких блинов), оставляя порции в лесу.
Считается, что этот ритуал подношения пищи превратился в то, что сегодня известно как Масленица. Масленица подпадает под христианские праздники и соответствует западно-христианскому карнавалу.
Самое интересное, пожалуй, это церемония в конце этой недели, известная как Прощеное воскресенье. Семьи и друзья собираются в этот день, чтобы поделиться едой и попросить друг у друга прощения.
Члены семьи обычно обмениваются небольшими подарками в течение дня.
Эта неделя также была посвящена весеннему равноденствию или Леле, которую в балтийской мифологии называют Ладой. Эта весенняя сила имеет мужскую и женскую формы.
Сила Лелии заключается в способности трансформировать мужскую силу в женскую, символизирующую оплодотворение и рождение новой жизни. Версии этой концепции можно найти в других культурах, и все они связаны с весной и возрождением природы.
3. Красная Горка
Еще один весенний праздник, на котором молодые люди встречаются, влюбляются и находят своих будущих супругов. Молодым девушкам и парням предлагалось в главный день наряжаться, встречаться, петь песни о любви и вместе танцевать.
Считалось плохой приметой, если девочка или мальчик оставались дома в эти дни.
В некоторых регионах существовал обычай красить яйца в желтый или зеленый цвет – цвета в честь предков.
Молодые люди также пекли сладости и блины и обменивались маслом и яйцами, чтобы вспомнить души умерших членов семьи.
4. Купальская ночь
Купальская ночь, также известная как Ивана-Купала, — летний праздник, традиционно отмечаемый в самую короткую ночь в году в июне. Практика включает в себя ряд славянских обрядов, противопоставленных зимнему празднику Коледа.
Летнее солнцестояние — время веселых песен, веселья, озорства и шалостей. Этот период считался самым плодородным для женщин, а также лучшим временем для рождения здоровых детей.
Купала и обычаи этого времени предполагают использование воды как мирского символа плодородия, сексуальности и очищения. Считалось, что в это время женская энергия достигает своего наивысшего потенциала.
В качестве одного из центральных обычаев молодые девушки в течение дня украшали волосы цветами и травами. Ночью декорации сбросили в реку.
Эти цветы олицетворяли стремление девушки к романтическим отношениям и замужеству. Считалось, что если цветы утонут, то любовь умрет и свадьбы не последует.
С другой стороны, мальчики пытались поймать несколько цветов в реке/воде в надежде вызвать интерес к девочке, чьи цветы они поймали. Купала почитался как единственное время года, когда в лесу расцветает особый цветок (цветок папоротника).
Часть обычая заключалась в том, что молодые люди бродили по лесам в сумерках в поисках волшебных трав, особенно волшебного цветка папоротника.
Незамужние женщины, отличающиеся цветочными венками в волосах, традиционно уходили в лес первыми, а за ними юноши. С помощью этого ритуала инициировались сексуальные и романтические отношения.
5. Праздник Перуна
Люди отмечали этот важный праздник в конце лета как способ приветствовать наступающее время года. Это время представляет переход сил от женского начала к мужскому.
Перун представлял высшее божество, которому поклонялись многие в славянской Европе. Он повелитель неба и молнии, сравнимый с Зевсом в греческой мифологии и Тором в скандинавской мифологии.
Люди праздновали праздник, принося в это время жертвы и дары, чтобы завоевать его добрый дух в предстоящем осеннем сезоне. Часто зажигали священный костер и освящали обереги. Позже мужчины носили амулеты во время войны.
Воины обычно демонстрируют свои боевые навыки и ремесла. В конце праздника мужчины исполняли обычай, изображающий поединок между владыкой небес и Велесом. Дуэль всегда заканчивалась победой бога молнии и грома.
6. Праздник Макоши
Осеннее равноденствие в славянской культуре и религии означает начало сбора урожая. Это время отмечается праздниками Урожая (Родогощ или Таусен) и заканчивается праздником, посвященным великой богине Земли.
Макошь или Макошь олицетворяет женское качество, в мифологии часто упоминается как странница и пряха.
Представляя собой мощную животворящую силу, олицетворяющую влажную землю, она ассоциируется с урожаем и считается защитницей женщин.
Ее эквивалентами являются Исида в египетской религии, Иштар, месопотамская богиня, и Инанна в шумерских источниках.
Макошь доминировала больше на ранних стадиях славянского пантеона. Ее сила со временем уменьшается, поскольку культура становится все более патриархальной и консервативной. До наших дней почти не осталось следов посвященных ей обычаев.
Тем не менее, богиня по-прежнему играет значительную роль в старославянской системе верований.
Почему важны славянские праздники?
Существующие исследования по теме славянской мифологии и местных религий носят выборочный характер, поскольку трудно найти какие-либо материальные свидетельства того времени. То немногое, что осталось, можно найти в устном фольклоре, молитвах, мифах и ритуалах.
Итак, отсутствие археологических и письменных курсов подтолкнуло исследователей к более пристальному изучению славянских праздников и праздников как к способу соединения точек и улучшения нашего понимания предков простых славян.
Чтобы полностью понять сложность этой культуры, эксперты одновременно рассматривают широко почитаемых божеств, мифологические истории и обычаи, сравнивая их с научными знаниями других мифологий и исторических событий. Звучит как тяжелая работа, да?
При изучении славянских языческих праздников крайне важно рассмотреть религиозные обряды. Славяне обычно отмечали праздник, принося жертвы, исполняя танцы и устраивая общие трапезы.
Варианты этих празднований до сих пор практикуются у большинства славянских народов. Иногда мы сталкиваемся с первобытными обычаями, сохраняемыми небольшими уединенными общинами, характерными для определенного региона.
Славянско-языческий календарь
Славянский календарь содержит ряд праздников в течение года. Они прославляют разных божеств, которые в основном попадают в одну из двух групп: внешние, или экзотерические, и внутренние, или эзотерические.
Экзотерические массовые собрания отмечают важные даты, посвященные главным божествам. Эзотерические празднования, с другой стороны, являются общими для небольших групп людей, которые поклоняются региональным или местным божествам.
Календарь Иваница и Рыбакова документирует внешние праздники, письменность IV века, найденную в Киевской области современной Украины, Общий русский Родновер и Инглистский альманах (соблюдает восемь праздников в течение года).
В то время как три календаря отражают незначительные различия, главные праздники представляют собой начало различных фаз года.
Ссылки
- https://www.researchgate.net/publication/275686915_The_Pagan_Middle_Ages
- https://www.amazingrussian.com/post/2015/12/28/%D0%BE%BA%D00 D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%B0-pagan-christmas-ritual
FacebookTwitterPinterest
Пригласите нас в свой почтовый ящик
Присоединяйтесь 6347 другие люди интересуется славянской культурой. Мы не спамим и будем присылать вам по электронной почте только один или два раза в месяц последние и самые популярные статьи о славянах.
Имя
Ансамбль роз — Славянский праздник: легенды Древней Чехии и Польши: слова и песни
- 2014 | Роуз Рекордс
Ансамбль роз
| 06.01.2014
Общая продолжительность:46 мин
01 | О Беате Станислае | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 01:42 | ||
02 | Беата эс Дева Мария | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 53 / 10″> | 04:01 | |
Композиторы: Миколай Зеленский | ||||||
03 | худи Nobis est natus | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 02:44 | ||
04 | В Натали Домини | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 02:43 | ||
05 | Беатус Адальбертус | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 42 / 10″> | 00:38 | |
06 | За заслуги перед Адальберти | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 00:33 | ||
07 | Alme presul et beat | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 04:55 | ||
08 | Poslán jest od Boha anděl | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 25 / 10″> | 01:08 | |
09 | Магнификат | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 02:48 | ||
Композиторы: Ян Сикст из Лерхенфельсу | ||||||
10 | Dies est lætitiæ | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 00:39 | ||
11 | Stala še jest věc diviná | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 27 / 10″> | 02:31 | |
12 | Де Нативитате Домино | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 01:25 | ||
13 | Hospodine, pomiluj ny (Атрибут Svatý Vojtěch) | Кэти Ли | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 00:51 | ||
14 | Писень о Кончилу Костницкем | Джордан Срамек | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 25 / 10″> | 02:31 | |
15 | Первоначальный временной | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 01:31 | ||
16 | Святой Вацлаве | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши | 02:01 | ||
17 | Дульсе мелос | Ансамбль роз | Славянский праздник: Легенды Древней Чехии и Польши |