Содержание
«Как была крещена Русь»
- Вы здесь:
- Главная
«Как была крещена Русь»
Поиск по сайту
О конференции «Наше наследие»
18-19 октября 2022 года состоялась ежегодная краеведческая конференция «Наше наследие». В этом году чтения были посвящены 150-летию со дня рождения купца, мецената и просветителя Кирьяка Степановича Колмакова, 60-летию Карибского кризиса; участию сибиряков и уральцев в локальных конфликтах и антитеррористических операциях второй половины ХХ – начала ХХI века, изучению генеалогического наследия юга Тюменской области.
|
О
- Информация о материале
- Автор: ZKM
День крещения Руси — православный праздник — день памяти князя Владимира Святого (он как креститель Руси причислен к лику святых, а при жизни был обладателем прозвища «Красное солнышко» — за его заботу о народе). Само крещение Руси означало принятие христианства в качестве государственной, официальной религии. Празднование Дня крещения Руси на государственном уровне впервые прошло в 1888 году 15 июля (по новому стилю — 28 июля), когда была круглая дата с момента принятия христианства — 900 лет.
Лекция «Как была крещена Русь» познакомила воспитанников пришкольного лагеря школы №4 с историей и традициями празднования этого торжества.
#культуразаводоуквска#культуравмассы
Назад
Вперед
Календарь событий
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
31 | 1
| 2
| 3
| 4 | 5 | 6 |
7
| 8
| 9
| 10
| 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Материалы в архиве
сентября, 2021
августа, 2021
июля, 2021
июня, 2021
августа, 2020
июля, 2020
июня, 2020
октября, 2019
сентября, 2019
августа, 2019
Учреждения культуры Заводоуковского городского округа:
Районный центр культуры и досуга
Культурно-досуговый центр
Комитет по культуре
Библиотечный центр
Краеведческий музей
Детская школа искусств
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»
Крещение Руси: от язычества к христианству
Сегодня, 28 июля, отмечается 1029-летие крещения Руси и День памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.
Ряд историков и экспертов считают установленным тот факт, что князья Аскольд и Дир с боярами и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским патриархом Фотием I в середине 860-х годов. По другим источникам – во времена Василия I (867 – 886 годы) и патриарха Игнатия (867—877 годы). Эти события иногда именуют первым Фотиевым, или Аскольдовым, крещением Руси.
Первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство, стала княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Произошло это в 957 году. Называются и другие даты, но эта более аргументирована. Дело в том, что в 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь. Она добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении получила имя Елена. Есть мнение, что о союзе удалось договориться не сразу. В 959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной. Константинополь пошёл на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом Магдебургским вернулось назад ни с чем, а некоторые из его участников и вовсе были убиты.
Археологии тоже подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.
После булгар пришли посланцы от Римского папы. Они заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу Божию». Однако Владимир отослал их обратно: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. Князь знал, что Хазария была разгромлена его отцом Святославом. Он спросил посланцев, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.
Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, немцев и греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.
Историки полагают, что принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Он открывал перспективы для дальнейшего военного и экономического роста.
Как бы там ни было, но согласно «Повести временных лет» в 6496 году от сотворения мира, то есть приблизительно в 988 году нашей эры, киевский князь Владимир Святославович принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра.
После крещения Владимир, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестоких междоусобицах, имевший 6 жён и около 800 наложниц, не чинивший доселе препятствий человеческим жертвоприношениям, преобразился. Он даже вознамерился было ввести неслыханное до сих пор в человеческой истории новшество – отменить смертную казнь для разбойников. Правление Владимира отмечено появлением на Руси благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен. Заботился о пропитании неимущих киевлян. Господдержку получило строительство и украшение храмов. Была открыта первая школа. Началась подготовка русского духовенства.
Достоверно известно, что крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа, и было связано с очень заметным сопротивлением православной культуре. Так, например, по Иоакимовской летописи Новгород оказал активное сопротивление введению христианства. Он был крещён в 990 году епископом Иоакимом и новгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни, который приходился братом матери князя Владимира – Малуши и тысяцкого Путяты.
В Ростове и Муроме сопротивление христианству продолжалось до 12-го века. Несмотря на то, что Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Окончательно жители того же Ростова были крещены епископом Исаией, вошедшим на кафедру в 1078 году.
Исландские саги гласят, что Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».
Византийская православная культура быстро привилась на Руси. Этому способствовал тот факт, что к тому времени она была уже достаточно «ославянена». Дело в том, что центром славянской культуры в то время была Болгария, с которой Киевская Русь имела устойчивые связи. Ничего удивительного в том, что самобытная русская письменная традиция быстро развивалась. При Ярославе Мудром (1019 – 1054 годы), сыне Владимира, Киев стал одним из европейских центров культуры.
Вместе с тем, принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, которые до того пользовались великокняжеским покровительством. Исследователи полагают, что восстание волхвов во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 и 1071 годах сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый жестоко расправился с волхвами исключительно с целью навести порядок в подвластных ему областях. А убийство волхва в Новгороде в 1070-х годах дружиной князя Глеба было совершено в ходе религиозного конфликта, который переплетался с борьбой против власти Киева.
Но даже в этой ситуации уже в Х – ХI веках, помимо Киева, первые епархии Русской Православной Церкви были размещены в Новгороде, Ростове Великом, Белгороде, Юрьеве, Чернигове, Владимире-Волынском.
Споры о переходе Руси в христианскую веру не прекращаются до сих пор. Но никто не отрицает, что такой переход оказал на дальнейшее развитие государства благотворное влияние. Новая религия позволила объединить и сплотить разрозненные племена в единый народ. Жителей Руси перестали считать варварами и стали принимать на равных с другими европейскими государствами. Крещение Руси стало событием, которое предопределило развитие культуры всех восточнославянских народов.
«Время, – отмечает губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, – подтвердило правильность выбора. Отказ от язычества дал мощный импульс развитию Руси. Ценности Православия сплотили весь народ, всё государство.
Христианские традиции были основой уклада жизни Симбирской губернии, которую можно было назвать обителью сотен храмов и монастырей. В канун Первой мировой войны в нашей епархии насчитывалось 890 приходов.
Сегодня на симбирско-ульяновской земле мы снова видим подъём веры, возвращение к главным ценностям Православия. Ближайшие годы мы объявили в регионе Десятилетием доброты.
После почти века отступления от веры, в 1989 году, на всю Ульяновскую область действовало 9 приходов. Но спустя всего лишь одно десятилетие их было зарегистрировано уже 100. Сейчас в регионе насчитывается 237 храмов и часовен. Из них 191 действуют, 10 восстанавливаются, 36 строятся. В 2015 году открыт Спасо-Вознесенский собор, великое освящение которого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В 2017 году Ульяновская область отмечает юбилейные даты: 465-летие со дня совершения первого богослужения на территории нашего региона с участием царя Ивана Грозного и 185-ю годовщину создания Симбирской епархии Русской Православной Церкви. Уверен, что они дадут новый виток духовному развитию нашего края».
Виктор Никитин
100+ крестили в русском монастыре в годовщину Крещения Руси
Смотрите, мы не единственные, кто крестит в открытых бассейнах по необходимости!
Новомосковск, Россия, 29 июля 2019 г.
Фото: monasterium. ru
Вся Русская Православная Церковь и не только праздновали праздник св. равнопостного Владимира и 1031-я годовщина Крещения Руси в субботу и вчера, основные торжества проходят в Киеве, где 300 000 верных чад канонической Украинской Церкви собрались крестным ходом. В Москве также прошел крестный ход от Свято-Успенского собора в Кремле к близлежащему памятнику святому Владимиру, Крестителю Руси.
Фото: monasterium.ru
Крещение Руси также славно совершилось в Свято-Успенском монастыре в Новомосковске, в 140 милях к югу от Москвы в Тульской губернии, где более 100 человек соединились со Христом в Его святой Церкви Таинством Крещения, сообщает Синодальный отдел по делам монастырей и монашества Русской Церкви.
Фото: monasterium. ru
Игумен Агафангел (Болдин) в этот день совершил Божественную литургию с рукоположенной братией монастыря и приезжим духовенством, после чего на площадке перед летней церковью в с. в честь святых жен-мироносиц.
Фото: monasterium.ru
о. Агафангел произнес несколько слов по случаю, пояснив историю праздника Крещения Руси в монастыре:
Традиция праздника заложена по благословению приснопамятного архимандрита Лавра (Тимохина) в 2013 году в честь 1025-летия принятия христианства князем Владимиром. В эту годовщину Крещения Руси мы с радостью видим, как столько людей приготовилось к Таинству Крещения и началу новой духовной жизни.
Это более 100 человек, включая маленьких детей и взрослых, проживших долгую жизнь и делающих свой религиозно-мировоззренческий выбор — жизнь со Христом — в старости.
В связи с этим поздравляем всех с настоящим великим праздником и личным днем духовного рождения в Таинстве Святого Крещения.
Фото: monasterium.ru
Это не первое массовое Крещение в праздник Крещения Руси. В праздник 2017 года более 200 жителей села Чульман Республики Саха приняли святое Крещение в водах реки Чульман 9.0005
Источник
1517 | Суббота, 5 июня 2021 г.
Сегодня в Альманахе мы возвращаемся в 988 год, чтобы вспомнить крещение Владимира Великого и крещение Руси.
*** Это грубая стенограмма сегодняшнего шоу ***
Сегодня 5 июня 2021 года. Добро пожаловать в Альманах христианской истории, представленный вам 1517 годом на 1517.org, я Дэн ван Вурхис. .
5 июня – традиционный день памяти Русской Православной Церкви о событиях 988 г. , в котором великий князь Киевской Руси Владимир Великий был крещен представителями византийской церкви, что положило начало христианизации Руси. Итак, несколько вопросов:
Как Россия стала христианской? Как оно стало православным? Почему его считали 3-м Римом?
Помните, что русы были «варягами», которые мигрировали через север на территорию современной Западной России и Восточной Европы. Владимир Великий, наш сегодняшний человек, родился от нормандско-русских родителей.
Первой столицей был Киев (Киев) на Днепре. Возможно, вы помните, что Днепр мог привести вас на юг к Черному морю и к порогу Константинополя.
На протяжении 10 века между византийцами и русами существовали различные дипломатические миссии. Есть сообщения, что византийское христианство (восточное православие) проникло среди русов, но местная религия и подозрительные князья помогли искоренить его.
История того, как именно Влад решил стать православным, окутана тайной.
Вероятно, это было связано с династическими интересами между Константинополем и растущей Русью.
Рассказывают, что Владимир решился на религию и к нему пришли представители трех основных религий.
Он с подозрением относился к иудейской вере, потому что история показала, что они не могли сохранить свою землю.
Говорят, он подозрительно относился к мусульманам, потому что они не пили и не ели свинину.
Таким образом, восточное православие осталось последней религией.
Но почему католицизм не прижился?
Византийская модель господства государства над церковью, безусловно, привлекала Владимира больше, чем преувеличенная римская модель господства церкви.
Во-вторых, латинский Запад был именно таким: латынью. Святые Кирилл и Мефодий уже установили славянский алфавит, и византийцы (по большей части) были равнодушны к тому, что русы переводили литургию на славянский язык, где латинский Запад требовал языкового соответствия.
С возвышением России и автокефальной Русской Православной Церкви в Восточном Православном Сообществе между ними закрепились важные отношения. А затем, в 1453 г., с падением Константинополя, последние остатки славы византийского мира были перемещены (через брак) в Россию, что дало им право принять мантию «3-го Рима» после того, как «2-й Рим» пал. упал.
История русского христианства, пожалуй, не менее интересна, чем любая региональная церковь прошлого века, с бедственным положением церкви среди агрессивно поддерживаемого государством атеизма. Тем не менее в 1988, 5 июня состоялось торжество, посвященное тогдашнему 1000-летию крещения Владимира и христианизации Киевской Руси.
Последнее слово на сегодня из книги пророка Иеремии, глава 17:
Блаженны уповающие на Господа,
чье упование на Господа.
Они будут подобны дереву, посаженному у воды,
пускающему корни свои у потока.
Он не убоится, когда придет жара,
и его листья останутся зелеными;
в год засухи не боится,
и не перестает плодоносить.