Что такое пантеон? Римский и греческий пантеоны. Пантеон богов
Пантеон Ведийских богов | Тайны мира и человека
1 212
Древнеиндийские боги имеют многочисленные параллели в культах других народов – иранских, греческих, славянских. Так, божество грозы Парджанья соответствует древнеславянскому Перуну, а бог неба Варуна – древнегреческому Урану. Очень близки веды к культуре Древнего Ирана. И в Индии, и в Иране поклонялись богу Митре, во время религиозных церемоний пили сому – священный напиток, видимо, обладавший наркотическим действием.
Помимо богов, в ведах активно действуют негативные персонажи более низкого ранга: асуры – главные противники богов и ракшасы – главные противники людей. Их мир менее известен, функции и взаимосвязи не вполне ясны.
Индийцы эпохи вед не делили природу на живую и неживую. Они считали, что их окружает мир, в котором живут не только люди, звери, птицы, растения, но и предметы – алтари, оружие, домашняя утварь, мази и даже игральные кости. Природные явления индийцы отождествляли с определенным божеством: солнечный свет – с богом Сурьей, порывы ветра – с богом Ваю. Сверкающие на небе молнии, дожди или засуха, мерцание звезд – все это вызывало в них восторг или ужас. Свои чувства ведийский поэт выражал в гимнах, которыми он пытался умилостивить того или иного бога, или воспеть его красоту, силу и могущество, или попросить у него что-либо. При этом индоарии наделяли своих богов вполне человеческими страстями: любовью, ревностью, жадностью.
Четкой иерархии богов не существовало. Родственные отношения между ними не были упорядочены, да и точное количество богов установить невозможно. Чаще всего говорится, что богов было три раза по одиннадцать, т. е. 33: 11 на небе, 11 между небом и землей и 11 на земле. Часто бог, воспеваемый в том или ином гимне как самый могущественный и незаменимый, в другом гимне оказывался на втором плане. Такой «беспорядок» в мире богов отражал и неустоявшуюся общественную жизнь самих индоариев, не знавших еще четкой иерархии внутри своих племен.
Самым старым богом, согласно ведам, был Дьяус; его еще называли Отец-Дьяус. Различные индоевропейские народы почитали это божество еще до прихода индоариев в Индию. На это указывает то, что грекам он был известен как Зевс, римлянам – как Юпитер, древнегерманским племенам – как Зий. Дьяус олицетворял собой небо в различных состояниях: ночное небо представлялось в образе черного коня, украшенного жемчугом, грохочущее небо, испускающее молнии, – в образе мычащего и разъяренного быка. Женой Дьяуса была Притхви (Земля), и они воспевались как прародители мира.
Варуна – создатель мира – изначально занимал главнейшее место в ведийским пантеоне. Он жил во дворце на небе в окружении других богов. Затем он был свергнут Индрой. Ведийские гимны содержат намеки на то, что Индра, сам сотворенный богами, убил своего отца, а в одном гимне боги обвиняются в том, что они «ушли от отца Варуны к сыну Индре». Таким образом, Индра занял главенствующее место. Варуна был богом, наказывавшим за преступления. В его функции входило распределение воды, дарование дождя. Варуна – владелец священного напитка сомы, покровитель луны, ночное божество. Ему противостоял бог солнца Митра.
Самым воинственным богом ведийского пантеона был Индра – царь богов, бог грозы и дождя, наделенный другими богами безграничной силой и несокрушимым оружием – ваджрой – молнией. Индра – единственный из ведийских богов, о рождении которого известно что-то определенное.
Имена родителей Индры разнятся, видимо, на эту роль претендовали разные боги. Ему посвящено наибольшее количество гимнов в «Ригведе». В них воспевается его физическая сила и воинские подвиги. Индра вызвал на поединок и победил злого дракона Вритру, который «сковал» воды. Воды были освобождены, хаос уступил место организованному миропорядку. Царству Индры противостояли злые демоны – асуры и ракшасы. И когда во главе богов стал Индра, боги сумели их одолеть. «Он убил змея, он просверлил отверстие для рек, он рассек чресла гор… и перехитрил хитростью хитрецов», – сказал об Индре ведийский поэт. Индра перенял функции хранителя священного напитка сомы, он прятал его у себя в животе.
Войско Индры составляли Маруты – сыновья другого божества – Рудры. В «Ригведе» Рудра занимает подчиненное место, но его свирепый вид, мощное оружие, прежде всего лук со стрелами, заставляли относиться к нему с большим почтением. Рудра был не только богом-разрушителем, но и целителем. Он жил в лесах и горах, внушал людям страх и карал за нарушение запретов. Часто Рудра ассоциируется и даже отождествляется с ведийским богом огня Агни.
Агни – один из главных ведийских богов – рождался из небесных вод и летел на землю в виде молнии. Также он мог рождаться от трения сухого дерева. Агни был щедрым хранителем домашнего очага, он даровал здоровое потомство, служил посредником между небом и землей и передавал жертвоприношения людей богам – в этом состоит важнейшая роль Агни в ведийском пантеоне.
О Агни, иди со [своей] службой вестника – Не потерпи неудачи! —
К богам, [посланный] толпой [певцов,] творящих молитвы!
Почти Сарасвати, Марутов, Ашвинов…
Всех-Богов, чтобы они одарили сокровищем!
Ведийские поэты воспевали его золотые волосы, три или семь языков, пожар, который он производит. Агни – сын Дьяуса, но и другие боги претендовали на роль его отца. Впрочем, в некоторых гимнах он сам выступает их отцом.
В поздних ведийских текстах на первый план выходит Вишну, хотя в «Ригведе» его роль еще не очень ясна. О нем известно, что он пересек тремя шагами пространство. Третий шаг Вишну ведет в мир богов. В иранской «Авесте» также есть миф о трех шагах божества Амеша Спента через пространство. Вишну помог Индре одолеть злого демона Вритру. Для Индры же он приготовил напиток сомы, с которым сам часто отождествляется.
Вишну в образе человека-льва
В ведийских жертвоприношениях большое значение придавалось опьяняющему напитку соме. И бог Сома в ведийском мире богов занимает одно из самых главных мест. Так как время сбора и приготовления сомы зависело от лунного цикла, Сома почитался как бог луны. Сама луна представлялась чашей, наполненной сомой – напитком бессмертия. Сома – «владыка областей», наделенный воинской силой, ездит на своей колеснице в образе покорителя света. Место рождения Сомы находилось на земле, на горе Муджавант. Однако он почитается и как «сын неба».
Одной из самых красивых и любимых индийцами богинь была Ушас – богиня утренней зари и дочь неба. Каждое утро в образе прекрасной и вечно молодой девушки она приходила в блестящих одеждах, чтобы прогнать свою сестру ночь и появиться в сияющей колеснице, запряженной огненными конями. Вот как ее воспевал ведийский поэт:
Вот в соответствии с [божественным] порядком
зажглась Ушас, рожденная на небе.
Она пришла, являя [свое] величие.
Она раскрыла злых духов [и] безрадостный мрак.
Лучшая из Ангирасов, она пробудила пути.
Будь нам сегодня на великую удачу!
О Ушас, одари [нас] на великое благо!
Дай нам блестящее почетное богатство,
Создающее славу среди смертных, о человеческая богиня!
В ведийский период вплоть до появления упанишад понятие «душа» известно не было. Ведийские индийцы упоминали asu – жизненную силу и manas – дух. После смерти в обряде кремации человек получал новое тело, свободное от недостатков, с которым он переходил на небо. Там он обретал блаженство, выраженное в виде материального достатка. В упанишадах этот небесный рай трансформируется в «переходную» область, откуда души начинают процесс перерождения.
Согласно другому, более древнему взгляду, подтверждаемому иранской традицией, после смерти человек переходил в подземное царство мертвых, где царствовал бог Яма (досл. «близнец») – одно из древнейших ведийских божеств (его иранское соответствие – Ями). Первый владыка царства людей, равный другим богам, любитель сомы, он превращается в царя мертвых, сам становится воплощенной смертью, владыкой подземного мира.
Функции ведийских богов были весьма четко распределены по трем направлениям. Варуна – бог воды, хранитель правильно совершаемого ритуала – выполнял основные магические и ритуальные функции; он был непременным участником всех совершаемых обрядов. Аналогичные функции были у бога огня Агни и Сомы. Индра являлся основным воинским божеством, а дети Отца-Дьяуса – братья-близнецы Ашвины – «отвечали» за обеспечение небожителей различными материальными богатствами.
via
Это интересно
taynikrus.ru
Мифологические воззрения древних славян
Мифологические представления древних славян — настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге и его устройстве. Славянская мифология — отражение знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями человеческой практики.
О мифологии Древних Европейских цивилизаций написано многое. До нас дошли находки в виде мировых литературных памятников. Это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, руны «Калевала», мифы «О сотворении мира», «Книга познания явлений Ра» и другие. О славянской мифологии написано, к сожалению, гораздо меньше. Но это не значит, что мифология славян уступает европейской. Наоборот, она намного старше, богаче и разнообразнее западно-европейской мифологии. В данной работе раскрываются мифологические представления и воззрения древних славян.
Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три области, соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем главным областям, соответствуют и три главные ступени их языческой религии: 1) непосредственное поклонение природе и стихиям; 2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления; 3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.
В статье мы раскроем основной пантеон языческих богов. Пантеон славянских божеств представлен в таблице 1.
Внутри славянской мифологии выделились несколько уровней божеств.
Таблица 1
Уровни славянских божеств
Высший. |
Средний. Божества славян, тяготеющих к земле |
Нижний. Нижний мир |
Перун Сварог Хорс Даждьбог Свантовит Стрибог Семаргл |
Макошь Лада Ярило Мать-Сыра Земля Род Жива Мара |
Кощей Вий Хворств Злебог Леший Русалки Домовой |
На высшем уровне располагались боги, наиболее важные для славян, которые участвовали в самых распространённых мифах и сказаниях, такие как: Перун — бог громовержец, покровитель военных дружин; Сварог — бог небесного огня; Хорс — бог солнца и миропорядка;
Даждьбог — бог, дарующий свет, тепло, двигающий небесные тела, он знаменует смену дня и ночи, времена года, лет, столетия, он покровитель славян, которым даровал правду; Свантовит — бог богов, даёт победу в войнах, несёт меч, копья, Знамя; Стрибог — бог воздушных стихий, владыка ветров; Семаргл — символизирует единство пантеона из семи богов (Перуна, Хорса, Стрибога, Даждббога, Семаргла и Макоши).
К среднему уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами. К этому уровню относились и женские божества. Например, Макошь — богиня урожая и удачливой судьбы, покровительница дома. Она прядет нить судьбы; Лада — богиня любви красоты и гармонии; Ярило — бог весеннего плодородия; Мать — Сыра — Земля — богиня земли, порождающая всё сущее в мироздании. Её образ преломляется в образ женщины — матери; Род — бог, олицетворяющий единство людей. Род — единственный Вселенский Бог славян, которого до христианзации Земли чтили все народы, населяющие нашу планету; Мара (Морена) — весной молода, дав прорости семени, умирает, чтобы родиться вновь. Богиня смерти; Жива — богиня жизни и плодородия.
На нижнем уровне находились различные узкоспециализированные существа, менее уподобленные человеку, чем божества высших ступеней. Это Кощей — царь подземного царства, божество окостенения и оцепенения; Вий — божество преисподней, судья мёртвых; Хворств — бог хворей, болезней, старости. Недобрый, т. к. обойден вниманием молодости; Злебог — бог, терзающий грешников. К божествам нижнего мира относятся ещё и домовые, лешие, русалки, водяные, упыри, лесовики и т. д.
Таким образом, у древних славян было множество богов, которые делились на несколько уровней и выполняли функции как покровителей и защитников, так и жестоких карателей человека за грехи и неповиновение.
Славяне представляли мир живых и умерших в виде древа. Священное Мировое Древо славян — Ирий, Вирий или Вырий — разное произношение у разных народов. Это Древо-Рай, где живут Райские Птицы. Мировое Древо соединяет мир Нави — наш мир живых людей и мир Прави — мир, где обитают боги. По стволу Мирового Древа боги спускаются в наш мир, чтобы править людьми. Традиционное изображение мирового древа — это переплетенные ветви и райские птицы — оберег, который гравировали на женских украшениях, вышивали на одежде, скатертях, покрывалах, полотенцах. Это сильный защитный символ. Особенно благоприятен для Женщины — хозяйке дома и матери. Это символ Лада и благополучия дома.
Изучив источники, в которых рассказывается о верованиях древних славян, мы систематизировали знания о многочисленных славянских богах, и представили их в таблице 2.
Таблица 2
Пантеон славянских богов
Божества |
|
Мужские |
Женские |
Род — единственный прародитель богов и творец мира |
|
Перун Сварог Хорс Даждьбог Стрибог Велес Ярило Белбог Чернобог |
Мати-Сыра-Земля (высшее женское божество) Макошь Морена Лада |
Следует заметить, что единого славянского пантеона богов, скорее всего, не существовало по причине многочисленности и разбросанности славянских племён.
В результате исследования разных источников о пантеоне богов мы обнаружили следующие варианты. В таблице приведены некоторые из них. (См. таблицу 3).
Таблица 3
Варианты возможных пантеонов славянских богов.
Вариант 1 (деление по временному принципу) |
Вариант 2 (деление по ступеням) |
Вариант 3 (по функциональному принципу) |
Вариант 4 (по функциональному принципу) |
Пантеон старого поколения: Род, Триглав, Свантовит (Белбог), Велес (Чернобог), Макошь |
Высшая ступень: Живица, Земля, Небо (Сварог), Жаждьбог, Перун. Средняя ступень: Чур, Род. Ярило. Низшая ступень: Лешие, Русалки, Домовые |
Старшие боги: Род, Триглав, Стрибог, Свантовит, Велес, Макошь, Сварог Младшие боги: Лада, Ящер, Леля, Ярило, Даждьбог, Перун, Симаргл, Хорс, Мара, Жива Низшие боги: Лешие, Русалки, Домовые, Духи |
Начальствующие боги: Перун, Велес, Сварог, Макошь, Стрибог, Род, Хорс, Ярило Низший уровень: Лешие, Русалки, Домовые, Водяные |
Пантеон представлен только высшими божествами, некоторые боги выполняют двойственную функцию |
Пантеон представлен тремя ступенями. Наблюдается преобладание мужских богов |
Пантеон представлен тремя ступенями, от высших божеств до низшего уровня |
Пантеон представлен всего лишь двумя ступенями |
Таким образом, единства среди пантеона славянских богов не наблюдается, принадлежность к той или иной ступени (уровню) может варьироваться.
Пантеон греческих богов. Древние греки, любившие порядок, сгруппировали большинство из перечисленных богов в то, что они называли пантеон («все боги»), или «двенадцать олимпийских богов». Число 12 у различных народов считалось священным. Возможно, это связано с тем, что данное число можно получить, умножая 3 на 4. При этом 3 символизирует деление мира по вертикали (небо, земля и подземный мир), а 4 означает стороны света. Но, тем не менее, состав пантеона был не очень устойчив. Обычно, это Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис. Итак, Зевс — самый могущественный из олимпийцев, повелитель всех богов; Гера — сестра и законная супруга Зевса, царица богов и Олимпа; Аполлон — сын Зевса и Латоны (Лето), бог света, стреловержец, покровитель предсказаний, искусств, музыки и поэзии, предводитель муз; Афина — первая дочь Зевса и Метиды, богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел; Артемида — дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона. Артемида — девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах Гермес — сын Зевса и нимфы гор Майи, дочери Атланта. Покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства; Дионис — сын Зевса и смертной женщины Семелы, бог растительности, вина и виноделия. Празднества в честь Диониса послужили началом театральных представлений; Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, муж богини любви Афродиты; Арес — бог жестокой и безжалостной войны, сын Геры и Зевса. Атрибуты бога — копье, горящий факел, собака, коршун; Деметра — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны, богиня плодородия и земледелия; Гестия — богиня священного огня; Афродита — первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Богиня родилась из морской пены. Ее символы — мирт, роза, мак и яблоко. Посейдон и Аид не включаются в это число, ибо пребывают в собственных владениях.
Древнетюркский пантеон богов. Анализ литературных и мифологических источников позволил сделать вывод о том, что сведения о тюркских божествах немногочисленные. В орхонских рунических памятниках упоминаются чётко лишь три божества — Тенгри, Умай и Ыдук Йер-Суб. Историк И. В. Стеблева предложила расположить древнетюркские божества по «уровням» — высший — Тенгри, затем Умай, третий уровень — Йер-Суб, и, наконец, культ предков. Сегодня много исследователей склоняются к тому, что воззрения ранних тюрков были трихотомическими, то есть делили макрокосм на Нижний, Верхний и Средний миры. В енисейских текстах упомянут Эрклиг-хан: «Нас было четверо, нас разлучил Эрклиг (повелитель подземного мира), о горе!».
Познакомившись с материалом, в котором раскрывался смысл мифов других народов, мы составили таблицу сравнений пантеонов славянских, греческих и тюркских богов. (См. таблицу 4).
Таблица 4
Пантеон славянских, греческих, тюркских богов.
Боги |
Славянский |
Греческий |
Тюркский |
Неба |
Сварог |
Тенгри |
Зевс |
Войны |
Перун |
Сведения отсутствуют |
Арес |
Любви |
Леля |
Умай |
Афродита |
Брака |
Лада |
Гера |
|
Дома |
Макошь |
Сведения отсутствуют |
Гестия |
Очага |
Сведения отсутствуют |
||
Воды |
Ящер |
Йер-Суб |
Посейдон |
Плодородия |
Ярило |
Умай |
Деметра |
Огня |
Даждьбог |
Огонь |
Аполлон |
Смерти |
Вий |
Эрклиг |
Аид |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пантеон славянских и греческих богов более широко представлен. Тюркский пантеон представлен всего тремя божествами и одним божеством Огнем.
Славянская мифология является совокупностью мифических представлений древних славян времени их единства (до конца 1-го тысячелетия н. э.). Славянские мифологические тексты не сохранились, потому что религиозно — мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян в 10 веке.
Отсутствие источников, которые были бы близки к интересующей меня теме, отражали бы факты, очень малочисленны. Древнерусские памятники не были заинтересованы в точности и объективном изучении язычества. Поздние сочинения средневековых авторов основывались на собственной фантазии, старались подогнать славянские мифические представления под греческие или римские образы.
В результате исследования найденных нами источников, опираясь на статью В. В. В. Иванова и В. Н. Топорова «Славянская мифология» об истоках славянской мифологии, мы пришли к выводу, что:
1. Славянская мифология недостаточно разработана.
2. Сведения на эту тему не систематизированы.
3. Религия славян была оригинальной и самобытной, сведения о ней, к сожалению, достаточно противоречивы.
4. Пантеон славянских богов представлен большим количеством действующих лиц, что затрудняет их восприятие.
5. Языческая мифология выражала все основные особенности духовного, этнокультурного, общественного и хозяйственного бытия древних славян.
Литература:
1. Абрамов А. «Сокровища России»: Энциклопедия. — М.: Росмэн, 2001 г.
2. Статья В. В. Иванова и В. Н. Топорова «Славянская мифология»
3. Статья С. Н. Остапова «Языческая мифология славян»
4. М. В. Попович «Мировоззрение древних славян»: Киев, 1985 г.
5. Б. А. Рыбаков «Язычество древней Руси»: М., Наука. 1988 г.
6. М. Семенова. Статья «Мы — славяне»
7. Ю. Медведев, Е. Глушков –«Энциклопедия славянской мифологии»
8. А. С. Фаминицын «Божества древних славян»: С. — П.,1995 г.
yun.moluch.ru
Что такое пантеон? Римский и греческий пантеоны
У слова «пантеон» есть несколько определений, так или иначе связанных между собой, в данной статье подробно разобраны все его значения.
Что такое пантеон?
Слово "пантеон" происходит от греческого pan ("все") и theos ("бог"), что является общим наименованием для всех богов, относящихся к какой-либо религии или мифологии. Древние греки и римляне так называли храм, посвященный всем божествам. Также такое определение подходит для обозначения монументального здания, строения, где покоятся выдающиеся личности. Чаще всего данное слово употребляется для обозначения группы богов той или иной мифологии (шумерской, греческой, римской, египетской, славянской и других). Верованиям древних цивилизаций, в отличие от более современных религий, свойственно большое количество божеств, относящихся к разным сферам жизни общества.
Пантеон в Риме
На вопрос «что такое пантеон» в Риме наверняка ответят «храм всех богов». Это уникальная достопримечательность современной столицы Италии, архитектурный шедевр Древнего Рима. Он был воздвигнут во времена правления императора Адриана в 126 году н. э., в период последнего расцвета Империи. Римский пантеон стал реконструкцией "храма всех богов", который построил Марк Агриппа. Его имя как первого строителя увековечено на здании. Это самый масштабный купольный храм той эпохи, и вплоть до XIX века его не могли превзойти. Пантеон в Риме (фото представлено в статье) является образцом купольной архитектуры храмов. Многие пытались его скопировать, но не смогли обойти его в масштабности и величии. Он выглядит весьма массивно. Монолитные глухие стены по всему периметру переходят в передний портик, состоящий из двух рядов гигантских колонн, целиком вытесанных из гранита. Купол Пантеона является чудом инженерного искусства того времени. Он выполнен в виде правильной полусферы, его диаметр составляет 43 м, высота купола равна высоте стен. В центре купола находится так называемый глаз Пантеона - огромное круглое окно диаметром 9 м. Он является единственным источником света в ротонде – основной зале Пантеона. Вдоль мраморных стен ротонды находятся ниши, в которых изначально были статуи верховных римских божеств, а ныне – захоронения известных личностей и алтари. Когда Рим принял христианство, Пантеон был заброшен, а позолоченное бронзовое покрытие купола и портика забрали на другие храмы. Позже, в 609 году н. э., римский Пантеон отдали под христианский храм. С того времени в нем начали хоронить выдающихся деятелей культуры и искусств, а также членов королевских семей. Там находится, к примеру, усыпальница Рафаэля, первого короля Италии Виктора Эммануила II и других.
Боги Древнего Рима
Одна из версий ответа на вопрос: «Что такое пантеон?» - это совокупность божеств той или иной мифологии, в данном случае речь пойдет о римской. Ведь именно в честь богов древности построили такое чудо, как римский Пантеон, о котором говорилось ранее. Римляне были невероятно практичны и перенимали лучшее от различных народов, соседних или покоренных. Богов основного пантеона они переняли у древних греков и, переименовав, вписали их в свои основные догмы. В отличие от древнегреческих, у древнеримских божеств не было своего Олимпа, они зачастую изображались в виде символов. Юпитер, Марс и Квирин составляли главную триаду пантеона, отражающую три главных функции общества: религиозно-жреческую, военную и хозяйственную. Помимо них был целый сонм других богов, низших божеств и духов. Различные боги покровительствовали всем сферам человеческой жизни и окружающей среды. Были, например, боги морей, лесов, охоты, плодородия, земледелия, скотоводства, домашнего очага; боги, которые оберегали жизнь, помогали в родах, заботились о детях, хранили брак и множество других. Из наиболее известных: Янус – сотворивший мир и человеческий род, Юпитер – верховный, бог грома и молний, покровитель императоров, Плутон – бог смерти и подземного царства, Нептун – бог морей и всего водного пространства, Вулкан – покровитель кузнечного ремесла и бог огня, Марс – воинственный, хотя изначально он был богом плодородия. Считается, что он отец Ромула и Рема - основателей Рима, посему он признан его защитником и покровителем. Также известны Меркурий, Минерва, Венера, Бахус, Феб, которые входили в основной пантеон римских богов.
Древняя Греция
В древнегреческой мифологии очень важной составляющей является своеобразная и запутанная генеалогия. Также важен хронологический порядок развития событий. Изначально был Хаос как основа Вселенной, из которой с помощью Эроса появились Уран и Гея (небо и земля), они стали супругами. От них родились великаны и циклопы, которых Уран низверг в Тартар. Следом родились титаны, наиболее известные из которых: Фемида (богиня правосудия), Мнемосина (богиня памяти), Океан, Рея и Кронос, который стал править миром и женился на Рее. Согласно пророчеству его должны были низвергнуть собственные дети, поэтому он проглатывал всех рожденных своих детей. Но жена его спасла младшего, Зевса, которого она спрятала. Когда Зевс вырос, он заставил отца вернуть других проглоченных детей. Далее была война между богами и титанами, в которой Зевсу и другим богам помогли выиграть великаны и циклопы, которых он вернул из Тартара. Зевс стал верховным богом небес, грома и молний, властвующим над всем сущим. Вместе со своими братьями и сестрами он обитал на священной горе Олимп. Греческий пантеон состоит из двенадцати главных олимпийских богов: сам Зевс, Посейдон (бог морей), Гера (его жена, богиня брака и семьи), Аид (бог царства мертвых), Арес (бог войны), Афродита (жена Ареса, богиня любви и красоты), Афина (богиня мудрости), Деметра (богиня плодородия), Гефест (бог кузнецов и ремесленников), Артемида (богиня охоты), Гермес (бог торговли и красноречия), Дионис (бог виноделия). Помимо них также существуют другие божества, духи, нимфы.
Заключение
В данной статье получен развернутый ответ на вопрос: «Что такое пантеон?» - на основных его примерах. Конечно, помимо греческого и римского пантеонов, существуют также египетский, шумерский, славянский и множество других в культурах и мифологиях различных народов. Они достойны изучения и пристального внимания, однако их детальному разбору следует посвятить отдельную статью.
fb.ru
Язычество древних славян - мифология, пантеон богов и обряды
Язычество древних славян как феномен культуры
Язычество древних славян является частью огромного комплекса общечеловеческих первобытных представлений о мире и человеке, древних обрядов и верований, корнями уходящих вглубь тысячелетий и ставших основой для всех существующих мировых религий.
Русское язычество можно понимать как совокупность древних религиозных представлений, которые существовали на славянских землях вплоть до принятия христианства.
Его феномен – это также особый, специфический мировоззренческий комплекс, присущий славянским народам.Славянская же мифология, в основном осталась, неописанной, в отличие, например, от греческой, которая уже с античных времен стала объектом литературной обработки, обогащалась и разрабатывалась поэтами, писателями и мифографами.На примере разработанных и описанных мифологических систем, которые известны миру во всех подробностях, таких , как греческая, мы можем проследить:
- логику народного мифотворчества
- и путь развития социально обусловленных мифологических представлений об окружающем мире, природе и мироздании.
Глубинные же архаические представления разных народов имеют общие черты, сопоставимые источники возникновения и схожую логику развития.
Древнегреческая мифология и религия не ограничивается позднейшими литературными интерпретациями, рассказывающими о пирующих на Олимпе богах с их страстями и занимательными историями. Античные мифологические образы имеют глубокие архаические корни, которые восходят к первобытным историческим формациям. В этом смысле интересны также мифологические и космогонистические представления индоевропейских земледельческих племен, которые, по мнению ряда исследователей, являются общими предками славян, греков и других индоевропейских народов.
Общие мифологические образы, рожденные в недрах исторического бытия, нашли свое дальнейшее развитие в крито-микенской и классической греческой мифологии, индоиранской и малоазийской мифологической системах, а также в славянском мифотворчестве.
Пантеон славянских языческих богов
Пантеон языческих богов индоевропейских народов во многом имеет общие культурно-мифологические корни. Так, перечень богов в крито-микенской культуре дает основу для позднейших персонажей классического греческого пантеона.
Четыре основных мужских божества присутствуют в нем имеют четко распределенные функции:
-
Зевс – повелитель неба, громовержец, бог грозы и дождя;
-
Посейдон – владыка моря;
-
Гермес – покровитель пастушества,
-
Дионис – бог земледелия и виноградарства.
Но во главе древнего крито-микенского пантеона стояла богиня Ма или богиня Дивия — Великая Мать.
Среди женских божеств мы находим прототипы таких олимпийских богинь,
как Гера, Эриния (владычица царства мертвых, предшественница Аида), Гестия, Артемида, Афродита и т.д.
Однако, в отличие от патриархального Олимпийского пантеона, крито-микенский отличается преобладанием женского начала, что говорит об изначальной матриархальности мифомышления и язычества.
Славянское мифомышление также изначально зиждется на женских божественных началах. В древних народных верованиях, сохранившихся вплоть до XX в., именно женское божество, мыслимое как «мать-земля» и обладающая мощной плодоносящей ее силой, являлось объектом поклонения и аграрного культа.
Однако в официальном пантеоне славянских богов, учрежденном князем Владимиром в 980 году, мы видим совершенно иную картину: это главным образом патриархальный «олимп», в котором ведущую роль играют мужские божества
-
Перун — громовержец,
-
Дажьбог — божество солнца и живительной силы,
-
Стрибог — божество неба, воздуха, ветра,
-
Хорс, священная собака Симаргл,
и только одно женское божество присутствует в этом перечне –
и оно находится на самом последнем месте.
Кроме перечисленных божеств, в этом древнеславянском «собрании» Владимира упоминаются также
Сварог, Велес, Род
и рожаницы. Впоследствии из этнографических источников к известным «персонам» богов древних славян были добавлены такие мифологические персонажи, как
Лада и Лель.
На западнославянских землях были распространены культы
Святовита, Яровита Сварожича, Живы, Девы, Радогоста.
Славянская мифология, боги которой в своей основе имеют общие черты с богами других индоевропейских народов, не до конца изучена. В настоящее время далеко не все функции древнеславянских божеств ясны нам до конца. Семантика и этимология их имен также вызывает споры и дискуссии лингвистов и этнографов.
Обычаи и празднества на Руси, связанные с языческими богами
Женское божество Макошь может быть представлена как Ма-кошь , что можно трактовать как “мать счастья” или мать хорошего урожая”.
Атрибутом этой «богини» был рог изобилия, который связывает воедино понятие счастья, удачи с конкретным понятием изобилия урожая и продовольствия.В почитании ее культа определяющую роль играло празднование 12 пятниц в году и существование пятничного апокрифического календаря. Празднования в честь Макоши проходили в 9-ю и 10-ю пятницы. Эти празднества приходились на конец октября и первую неделю ноября. С них начинался зимний сезон интересных и веселых обрядов. Во время праздничных посиделок долгими зимними вечерами пели песни, загадывали мудреные загадки, рассказывали сказки, девушки занимались коллективным прядением.В языческом годичном календаре были также весенние праздники, которые отмечались в 1-ю и 3-ю пятницы. Они сопровождались обрядами, связанными с выгоном скота, пахотой земли, севом и первыми всходами. Во 2-ю пятницу праздновали языческую масленицу, а летние празднества (4-я и 5-я пятницы) были связаны с молениями о дожде и хорошем урожае. 6-я пятница — летнее солнцестояние, праздник Купала; 7-я отмечалась как Перунов день, а вот 12-ая пятница называлась Велесовым днем.
Интересные празднества были посвящены богине брака и благополучия Ладе. Празднования в ее честь назывались «зеленые святки». Они проводились весной (в мае) и длились до первой половины лета.
Кровавые жертвоприношения приносились Перуну-громовержцу. Специально ко дню Перуна «всем миром» выкармливали большого быка и в день праздника его закалывали.
Интересны также обряды и праздники в честь божеств, связанных с плодородием (Велес, Род и Ярило). Так, в народной памяти остался фаллический обряд, связанный с Ярилой-Яровитом, который назывался “похороны Ярила”. Когда колосья хлеба начинали колоситься и зерно уже успешно порождало новый урожай, тогда “ярость” Ярилы уже была не нужна. Тогда славяне делали куклу старика с огромным фаллом и весело хоронили его, сопровождая обряд притворным плачем, смехом, весельем и шутками.
У восточных славян долгое время сохранялся также обряд, посвященный Велесу: после жатвы последнюю жменю колосьев оставляли на поле – “Волосу на бородку”.Многие празднества и народные обряды жили в народной памяти вплоть до 20 века.
Несмотря на то, что новая эпоха принесла множество перемен и потрясений, элементы языческого мышления и обрядов можно встретить и по сей день.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь
velikayakultura.ru
Египетский пантеон богов
Поделиться на Facebook
Жители Древнего Египта поклонялись многим богам, поскольку они обожествляли буквально все вокруг себя. Каждая значимая сфера жизни или объект имели своего покровителя. Поскольку для древних египтян животные имели большое значение, все египетские боги имели связь с ними. В первую очередь это выражалось в их внешности. Что важно, ни в одной другой культуре не удалось достичь такого гармоничного воссоединения сверхъестественных сил и животных.
Египетский пантеон богов
Как уже было сказано религии, Древнего Египта свойственен политеизм, то есть многобожие, но, несмотря на это, в общем, можно выделить несколько наиболее значимых фигур:
- Анубис – египетский бог смерти. Представляли его чаще всего человеком с головой шакала или дикой собакой Саб. Его главная задача – провести души умерших людей в загробный мир. Его отцом был Осирис, а матерью Нефтида, которую он принял за собственную жену Изиду. Египетский бог смерти являлся судьей других богов. Именно он в загробном мире проводит взвешивание истины. Проходило это следующим образом: на одну чашу весов ложилось сердце, а на другую перо богини истины. Со временем все его обязанности переходят к Осирису. Большую роль Анубис играл в процессе погребения, поскольку он подготавливал тела к бальзамированию. В жертвы этому богу приносили белых и желтых петухов.
- Египетский бог земли Геб правил Египтом еще задолго до появления смертных правителей. Именно поэтому многих фараонов называли «наследниками Геба». В своих представлениях египтяне старались изобразить его настоящим воплощением земли. Тело бога было сильно вытянуто, что напоминало равнину. Руки Геба были направлены вверх – это символ склонов, а колени согнуты и это олицетворяет горы. Над богом земли выгибалась Нут – его сестра и жена, которая воплощала небо. Геба изображали часто стоящим с жезлом в руках, который называется уас. На голове находился гусь – иероглиф этого бога. На подбородке у него привязана накладная борода, которую в итоге носили все фараоны.
- Сет – египетский бог хаоса, войны и разрушения. Считали его также покровителем пустыни. Было у Сета несколько священных животных: свинья, антилопа, жираф, но самым главным был осел. Изображали этого бога человеком с тонким телом и головой осла. К отличительным чертам внешности можно отнести длинные уши, красную гриву и такого же цвета глаза. Изначально Сета почитали, как защитника Ра. Редко встречаются изображения, где Сет представлен крокодилом, гиппопотамом и змеей.
- Египетский бог плодородия Апис. Он был самым почитаемым животным в Древнем Египте. Его воплощением считается черный бык, в которого было 29 признаков, и знали их исключительно жрецы. При рождении нового Аписа проходил общенародный праздник. Быку выделяли целых храм, где он жил и люди ухаживали за ним. Раз в год Аписа запрягали в плуг, и фараон вспахивал на нем первую борозду. Поле смерти быка бальзамировали и хоронили со всеми почестями. Изображали Аписа с нарядными украшениями, а между рогами у него находился солнечный диск Ра.
- Ра египетский бог являлся верховным правителем. Было несколько представлений этого бога, которые отличались временем суток, эпохой и даже местом жительства египтян. Чаще всего его представляли с телом человека и с головой сокола, который был его священной птицей. В руках он держит символ анкх, который указывает на вечное возрождение бога Ра. Каждый день он на лодке по небесному Нилу передвигался с востока на запад, а вечером он пересаживался на другое судно и опускался в подземный мир, где у него происходит сражение с разными сущностями.
Источник
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
factor-e.ru
Пантеон славянских Богов | Славянская мифология. Символы Славян.
Ярило
Ярило Название: Бог лета и веселья Символ: Гирлянда или корона из диких цветов Священные животные и растения: Пшеница, зерно Цвет: Белый — Бог плодородия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света, буйный, рьяный Тур (Саксон Грамматик, «Деяния Данов», «Книтлингасага»), кумир стоял в г. Карензе (Корница) на Рюгене. Говорил «О Яриле, языческом божестве русских славян» известный […]
Пантеон Славянских Богов
У нас имеются несколько пантеонов славянских богов ручной работы в продаже! Это — одна из самых противоречивых глав книги. Ведь пантеон богов — это основная составляющая мифологии народа, которая, в свою очередь, является фундаментом народного менталитета. Противоречие же заключается в том, что слишком сильно разнятся источники информации. Это и не удивительно, так как существует множество […]
Алконост
Алконост — светлая птица, инкарнация (воплощение) Хорса. Сестра других светлых птиц — Рарога, Стратима. Управляет ветрами и погодой. Когда она рожает детей на «крае моря», семь дней стоит безветренная погода. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение алконоста настолько прекрасно, что услышавший его […]
Амбарник
Амбарник, Амбарный (Анбарный ) — Дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. К Амбарникам люди обращаются, дабы узнать будующее. Встав у амбара, они слушают, что им скажет или нашепчет Амбарник.
Анчутка
Анчутка — одно из самых древних названий черта, беса. Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Лучше о них помалкивать, не то сей беспятый, беспалый будет тут как тут. Беспятый же Анчутка потому, что однажды волк погнался за ним и откусил ему пятку. Банные анчутки мохнатые, лысые, […]
Аспид
Аспид — По поверьям древних, Аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим […]
Баба Яга
Баба Яга (Ягая Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; Jedza, Jedzi-baba — польское; Jenzi, Jezi-baba — словацкое, Jezinka — чешское; Гвоздензуба — сербское; Ежи баба — словенское; Яга баба — болгарское.) — загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами. Внешне — это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом […]
Бадзула
Бадзула, Бадзюля, в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к ме выискивала, к кому бы пристроится. Вот тогда-то у несчастного хозяина дома начинались неприятности, все из рук валилось. С горя человек принимался пить, пуская на ветер годами нажитое, и, оставшись ни с чем, […]
Банник
Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Банница, Обдериха, Лазник) — хозяин бани. Банник — невидимый для человека дух. Может показаться в виде родственника или знакомого. Иногда же пристает в своем истинном обличии — голый старик с длинными черными растрепанными волосами покрытой плесенью бородой. Может обернуться котом, собакой, лягушкой, белым зайцем или веником, угольком. Поселяется банник тогда, […]
Блазень
Блазень— Приведение, призрак.
Болотник
Болотник — Злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину.
Вилы
Вилы — крылатые феи. Обычно живут в цветах. Водяные бывают с рыбьим хвостом.
Водяной
Водяной— Дух обитающий в воде.Водяной, водяник, живет в воде, откуда он выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом близ водяных мельниц. Водяному приписывают тоже значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, которые поэтому не составляют самобытного божества. Народ олицетворяет водяного […]
Волкодлак
Волкодлак— (вурколак) в славянской мифологии человек, обладающий способностью превращаться в волка, для чего ему нужно было кувыркнуться через пень, либо вбитый в землю осиновый кол или нож. Люди верили, будто человека можно было заколдовать и превратить не только в волка, но и в медведя, которые затем способны обернуться собакой, кошкой или пнем. Приметой волкодлака являлась […]
Гамаюн
Гамаюн — птица вещая, «говорун». Воплощение (инкарнация) Велеса — бога мудрости. Посланник богов — она поспевает книгу «Песен». Гамаюн прилетает на блаженный Макарийский остров, находящийся «под самым востоком солнца близ рая». По поверью, когда кричит вещая птица Гамаюн, она счастье пророчит. Птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и […]
Горыня
Горыня — титан, горный великан, охраняющий темное царство, по одной из версий может обращаться в Змея. Горыня — один из трех богатырей-великанов (Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок. Горыня обладает нечеловеческой силой; в сказках, нарушая (изменяя) природу вещей, помогает главному герою или иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или […]
Грифон
Грифон — могучая птица-собака. Грифоны преграждали путь к Рипеиским горам, охраняли золото Ирия. Также грифоны стерегли проход в Пекельное царство.
Деды
Деды — (диды, дзяды) общеславянские духи предков. Дед — хранитель рода и, прежде всего, детей конечно. Старший мужчина, представитель родового старейшинства, который усмиряет страсти внутри клана, хранит основные принципы морали рода, следя за их исполнением. Белорусы и украинцы называли дедом домовое божество, охраняющее домашний очаг. Дедом называли и лесное божество — хранителя Перунова клада. Деда […]
Домовой
Домовой — По общим понятиям, домовой представляет дух безкрылый, безтелесный и безрогий, который живет в каждом доме в каждомъ семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина, или хозяйку. Он прежде кончиною кого ни будь в семействе, воет, иногда даже показывается, кому ни […]
Дубыня
Дубыня — лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет Пекельное царство.
Жар — птица
Жар — птица — в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Это царство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему соотносимыми с живою водою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого […]
Ичетик
Ичетик — верный помошник водяного, выполняющий за него грязную работу — подмывает крутые берега, разрушает мосты и переправы, заливает посевы. Похож на небольшого водяного.
Кикимора
Кикимора — это мрачное привидение, которое днем сидит «невидимкой» за печью, а по ночам выходит проказить с веретенами, прялкой и начатой пряжей. Она берет то и другое, садится прясть в любимом своем месте, в правом от входа углу, у самой печи. Сюда обычно сметают сор, чтобы потом сжигать его в печи, а не выносить из […]
Коровья смерть
Коровья смерть — Злой дух, убивающий коров. Появляется в виде женщины или животного черного цвета. Пытаются умалить этого духа праздником, который отмечается в марте.
Леший
Леший — (лешак, лесовик) полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Воплощение Велеса как «буйного духа» необузданной дикой природы. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Леший может принимать различные образы. […]
Лихо
Лихо — Дух зла, несчастья. Обычно синоним беды: «ну, Лихо одноглазое накликали». Представлен в виде Великана: «ростом выше самого высокого дуба, во лбу один глаз». Силен и мстителен, способен нагонять на человека череду неудач и лишений. Связываться с ним не рекомендуется: «коли Лихо спит — не буди его».
Лихорадка
Лихорадка — Дух в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь.
Магур
Магур — птица Индрика его воплощение.
Матерь Сва
Матерь Сва — священная птица, инкарнация Великой Матери. Покровительница Руси. Образ птицы Сва совмещает образы многих фольклорных птиц, прежде всего — птицы Гамаюн. Воплощение Богини Лады.
Могол
Могол — (могуль) — могучая птица, унесшая Сурицу с горы Березань, чтобы оживить Перуна. Она же вынесла из подземного царства Велеса.
Овиник
Овиник — Дух, живущий в овине.
Пераскея
Пераскея — Змея, царица подземного царства, супруга Индрика-Змея, а потом — первая жена Волха. Убита Велесом.
Полевик
Полевик — дух злаковых полей. Вид его неясен. Обычно это не очень злой, но шаловливый дух. Его излюбленное время — полдень, потому его часто сопоставляют с полудницей — белой полевой девой. Жертвы полевика — малые дети, забредшие в высокие всходы и пахари, уснувшие в жаркий полдень на поле.
Полудница
Полудница — «солнцева дева», «белая жена»; в полдень показываются у колодцев, и расчесывает свои длинные косы. Также — охранительница полей, засеянных рожью; носит белое платье и от двенадцати до двух часов ходит по нивам.
Рарог
Рарог — сокол. Огненная, солнечная птица. Воплощение (инкарнация) Сварожича-Семаргла. Рарог, по народным представлениям, мог появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Также представлялся и в виде огненного вихря.
Русалки
Русалки — (Криницы, Берегини) водяные девы; также — и души утонувших. Русалки — представители Нави. С наступлением весны, хотя они и оживают, но обитают все-таки в темных недрах земных вод, еще холодных весною. У западных Славян и малороссов русалки — веселые, шаловливые и увлекательные создания, поющие песни восхитительными и заманчивыми голосами; в Великороссии — это […]
Сирин
Сирин — темная птица, инкарнация Велеса (Змея, Кощея) — царя подземного мира. Сирин от головы до пояса — человек, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает все на свете и умирает; унаследоваля от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее […]
Снегурочка
Снегурочка — (Снегурка, Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега. В этом художественном персонаже слышится отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега. Сказка говорит: «не было у старика и старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снега, положил его на печку — и явилась прекрасная девочка. Пошла она […]
Стратим
Стратим — в славянской народной мифологии заменяет Алконоста, воплощение Стрибога — бога ветров. Управляет погодой на море. Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица — прародительница всех птиц — живет на море-океане. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется. Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие […]
Упырь
Упырь — Немертвый (живой мертвец) — существо убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающий их.
Усыня
Усыня— великан, охраняет проход в Пекельное царство.
Финист
Финист — сокол, птица-воин, инкарнация бога войны — Волха, защитник Руси.
Белобог
Белобог Название: Бог Добра Также известен как: Белый Бог, Свентовит, Световит, Святовид По материалам Славянского Языческого Портала Символ: Белая статуэтка Цвет: Белый — явий («добрый») бог, бог плодородия согласно «Mater Verborum», и противостоящий Чернобогу, одна из сторон Рода. Упомянут в «Славянской хронике» Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в «Деянии данов», как главный бог, бог […]
Велес
Велес Название: Бог торговли и зверей Также известен как: Хранитель стад Символ: Сноп зерна или зерно, связанное в узел Священные животные и растения: Вол, зерно, пшеница, кукуруза Цвет: Коричнево-золотой (Волос, Велняс/Велнс/Велинас/Вельняс (лит., латыш.)) — Бог скота, пастушества, богатства, облаков, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, проводник умерших душ. Бог житейской мудрости и […]
Вий
Вий— бог навьего подземного мира и посмертный судья. Владыка Преисподней. Упоминается Н.В. Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». У Вия каменные веки, которые без посторонней помощи он поднять не может.
Водяник
Водяник, Чудо Морское, Морской царь, Поддонный царь — бог морей из былин о Садко, позднее переосмысление образа Ящера и Волха.
Дажьбог
Дажьбог Название: Бог лета и счастья Также известен как: Щедрый бог Символ: Солнечный диск Цвет: Золотой (Дажьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Дацбог, Дажба, Дашуба, Дабог (серб.), Даба, Дajбoг (серб.), Тарх — Дажьбог, Бог солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога. Супруг Живы. Отец Ария — прародителя белых людей. Бог плодородия […]
Доля
Доля, Среча, Сряшта, Встреча, Счастье — пряха, помощница Макоши, матери жребия, Ягишна (Голубиная книга, Афанасьев, сербский эпос)
Дый
Дий, Дый, Див — Сын Рода и козы Седуньи, брат Сварога. Владыка Пекельного царства. Верховный бог лунной династии. Наряду с Вием, владыкой Преисподней, аналогичен санскритскому Яме — Дхарме, князю смерти и справедливости.
Жива
Жива (Seewa (лит.), Zywye (польск.)) — Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга Дажьбога. Мать Ория. Крупнейшее святилище было в полабском городе Ратибор. Зарубежные авторы 15-17 веков перерисовывают друг у друга ее изображение в виде пышногрудой голой женщины с плодами в руках. По семантике близко к слову «жизнь» и связана с достатком — […]
Заря
Заря— Богиня зари, рассвета, очищения, здоровья, детей, любви, зрения. Мать Усеня. Дочь Дажьбога.
Коляда
Коляда (Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Календа) — Бог пиршеств, еды, календаря, веселья. Сезонный бог, бог праздничный.(«О идолах Владимировых» ППЯ). Каледа, сын Златой Майи — («Славянския веда» Веркович II, 1-5 и I,1-37). Диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот. Прибытие света. Умирание старого, приход сильного — молодого. Коляда — сын Дажьбога, мужа Златой Майи, бога света.
Корочун
Корочун — Пекельный бог. Бог из свиты Дыя.
Кощей
Кощей (Кош, Кощеище, Кащей, Шелудивый Буняка (на Волыни), Солодивый Бунио (Подолия)) — Бог подземного царства, подземного солнца. Противник Дажьбога. Супруг Мары.
Кривда
Кривда (Ложь) — Богиня лжи, обмана, неправды. Дочь Суда (Рода) и Недоли.
Купало
Купало (Купалец, Купалич, Кулебозе, Купайло (укр.), Купалищ (белор.)) — Бог очищения, вожделения, любви, брачных пар; связан с водой и огнем. Брат Костромы (отсюда — обряд купания и прыжки через костёр на празднике Купалы), Усеня, Радогоща, Коляды. Летний бог, бог влаги (росы), «Густинская летопись». Получил необычное распространение у восточных славян, в Купальскую ночь идет соединение огня […]
Лада
Лада — богиня любви, богиня брака согласно «Mater Verborum» (соотносимая там с Венерой) и «Синопсису», а также «Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе» (XVI век записи), под именем Gardzyna («Охранительница») упомянута в польских Ведических обрядах начала пятнадцатого века. Ее месяц — апрель. Одна из Лосих-Прародительниц. Соотносится с Лато (Ладо) из страны гипербореев в […]
Лель
Лель и Полель — сыновья Лады, ипостаси или братья Лели согласно «Синопсису» и поляку Меховскому. Леля уподобляют Купидону. Полель — бог состоявшегося брака. Бог страсти, любви. Брат-близнец Лели. Треба сродни Купале.
Леля
Леля (Лёля, Ляля (белор.)) — Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюбленных, богатства, красоты, счастья. Дочь Лады. Супруга Семаргла (по другим источникам — Финиста). На вышивках представлена как одна из двух Лосих, между ними — Макошь. Упоминаемая часто рядом с Ладой, сестра Живы и Марены, мать Лада. Ее день — понедельник. Дочь Лада. Ее дерево […]
Мокошь
Мокошь (Макошь, Могошь, Макоша, Пугэс (хант.), Велесыня, Могущ, Мокошка (словен.), Верпея (лит.), Карта (латыш.)) — Богиня судьбы, счастья/несчастья, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Связана с загробным миром. Жена Велеса. Сестра Доли и Недоли. Богиня всей Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем, имеет 12 годовых праздников, […]
Мара
Мара (Марена; Марцана, Маржана, Маржена (польск.), Муриена/Мармуриена (словац.), Маря (латыш.), Smrtonoska (чеш.), Марыся (белор.)) — Богиня Смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, черного колдовства, гнева. Дочь Сварога, супруга Кощея, Дажьбога. Мать Обиды, Мсты, Карны, Жели, Угомона, Сна, Мора, Мороза, Лени.
Мать Сыра Земля
Мать Сыра Земля Название: Родина Символ: Сумка, заполненная землей Священные животные и растения: Овца Цвет: Оттенки Земли — богиня земли, плодородия, подобна греческой Гее. АЛ. Соболев в брошюре «Загробный мир по древнерусским представлениям» писал, что земля не была бездушной для язычников. Они наделяли ее чувством и волей. К ней обращались во время жатвы, заговариваясь от […]
Мор
Мор — Бог смерти, холода, болезней. Сын Мары.
Недоля
Недоля, Несреча, Несряшта, Злосчастье — пряха, помощница Макоши, матери жребия, Ягишна (Голубиная книга, Афанасьев, сербский эпос
Перун
Перун Название: Бог войны Также известен как: Громовержец Символ: Скрещенные топор и молот Священные животные и растения: Коза, дуб (Гром, Перен, Пярун (белор.), Перон, Паром (словац.), Пераун (чеш.), Пиорун (польск.), Перкунас (лит.), Перконс (латыш.)) — Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын […]
Правда
Правда — Богиня правды, истины, честности, верности клятве. Дочь Суда. Сестра Кривды.
Радогаст
Радогаст (Радегаст. Радогоиц, Radichost (балт.)) — Бог гостеприимства, торговли, урожая. Личина Световита.
Род
Род — Верховное Божество (Deo Deorum), Творец вселенной. Исток Всему. Отец Сварога и Лады. Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды — и въ […]
Сварог
Сварог Название: Единый Бог Вселенной Также известен как: Яркий Символ: Облака, раскалываемые молнией Цвет: Небесно-голубой — мужское воплощение Рода, Бог-Творец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, ремесел. Бог, установивший закон Прави. Супруг Лады. Бог-творец и законодатель, отец Сварожичей, демиург, соотносимый с Гефестом («Ипатьевская летопись», 1114 г.) по мировоззрению восходящему к орфической традиции, возможно […]
Семаргл
Семаргл — Бог огня, огненных треб, тепла, кузнечного дела, покровитель жертвенников. Бог-посредник между миром людей и миром Богов. В русских летописях Семаргл происходит предположительно от «смага» т.е. пламя («За ним кликну Карна, и Желя поскочи по Руской земли, смагу мычючи в пламяне розе»), Огонь-Сварожич, полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным. Пенежный (огненный) […]
Стрибог
Стрибог Название: Бог зимы и ветров Также известен как: Рассеиватель богатства Цвет: Серый (Ветер, Ветрыла (белор.), Стриба, Саркис (арм.)) — Бог ветра, воздушного пространства. Отец Посвиста, Провея, Погоды и Подаги. Супруг Немизы. Бог-отец, старый бог, дед ветров, упомянут в «Слове о Полку Игореве» («Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы […]
Хорс
Хорс (Хрсовик (серб.), Хорус (чеш.)) — Бог зимнего солнца, зерна, озимых, холодов, покровитель скота (особенно коней). Бог солнечного диска, упомянут в русских летописях — пантеон кн. Владимира. Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему Святилища — хоромины, хоромы. С его именем, вероятно, связаны в русском языке такие слова хорошо, хоругвь, хор, бог миропорядка, связанного […]
Чернобог
Чернобог Название: Бог Зла Также известен как: Черный Бог Символ: Черная статуэтка Цвет: Черный (Царнибу (балт.), Tiarnaglof, Церноглов (балт.)) — Бог Зла, лжи, ненависти, ночи. Противник Белобога и Вышних Богов. Навий («злой») бог согласно «Славянской хронике» Гельмольда, обычно отождествляется с Черноголовом из «Книтлингасаги», имеет воинские функции. В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем (1696) — Czernebog. […]
Ярило
Ярило, Яровит, Яромир Название: Бог лета и веселья Символ: Гирлянда или корона из диких цветов Священные животные и растения: Пшеница, зерно Цвет: Белый — Бог плодородия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света, буйный, рьяный Тур (Саксон Грамматик, «Деяния Данов», «Книтлингасага»), кумир стоял в г.Карензе (Корница) на Рюгене. Говорил «О Яриле, языческом божестве русских славян» […]
russianmyth.ru
Индийский пантеон богов - энциклопедия йоги и аюрведы
Жители древней Индии поклонялись не одному богу, а имели множество богов и божеств. Общее их количество неизвестно, но самых почитаемых было тридцать три. Кроме главных богов в Индии существовало огромное количество полубогов, духов, малых богов и прочих демонов. В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее) и в этом очень похожи на обширный...
далееВ индуизме среди бесчисленного количества богов принято выделять трех – самых главных и могущественных, это Шива, Брахма и Вишну. Эти божества символизируют три силы, которые являются основополагающими во Вселенной: силу разрушение, силу созидания и силу сохранения. Вишну - бог сохранения Вселенной, но существует культ, в котором его почитают главным и единственным божеством. Поклонение...
далееВ религиозных верованиях Индии, бог Брахма один из трех главных божеств. К этой тройке так же относят Вишну и Шиву, однако многие культы почитают Брахму как главного в этом триумвирате. Брахму называют творцом, который создал Вселенную, Шива же почитается как разрушающий ее бог, а Вишну считается богом, который ее охраняет. Если верить древним преданиям, то бог Брахма родился из...
далееВ древней индийской мифологии существует множество божественных существ. Все они делятся на богов и демонов. Принципиальное отличие между этими противоположными существами состоит в том, что боги не могут умереть, а демоны – смертны. Также древние индусы верили, что высший бог-творец Брахма может одаривать людей бессмертием. Для того, чтобы заслужить такой дар, необходимо было вести...
далееВ древнеиндийской мифологии существовало большое количество богов. Тремя главными считались Шива, Вишну и Брахма, их относили к высшему пантеону, однако существовали и другие боги, которых относили к низшему пантеону. Они составляли свиту трех главных богов. Одним из них был Ганеша. В мифологии Ганеша входит в число богов, которые составляли свиту бога Шивы. Предания о Ганеше...
далееВ мифологии древней Индии существовало большое количество богов. Чаще всего боги олицетворяли какие-нибудь природные явления и при этом пользовались немалой популярностью среди людей. Одним из таких богов был бог Индра. Его считали богом войны, богом грома и богом молний. Согласно древнейшему философско-религиозному трактату «Веды», бог Индра - верховное божество и «Царь богов». Самым...
далееВ древнеиндийской религии и мифологии представлено огромное количество всевозможных богов и божественных существ. Все они делятся на две категории: главных богов, которых почитало большинство верующих в Индии, а также низших богов, которые олицетворяли отдельные силы природы или явления и, как правило, являлись детьми высших богов. Одним из наиболее почитаемых богов низшего пантеона...
далееВ древней индийской религии существует огромное множество богов, среди которых выделяют трех самых главных: Шива, Вишну и Брахма. Брахму и Вишну почитают как творца и защитника. В отличие от них, Шива – это разрушитель Вселенной. Так же Шива это разрушитель иллюзий, которые приковывают человека к переменчивому материальному миру. В индийской мифологии считается, что объединившись, Шива, Вишну...
далееВ зависимости от религиозной философии образ бога Яма характеризуется по-разному, но эти различия не очень существенны. Так, например, в индуизме данное божество — хранитель Локапалы, отвечающий за южную сторону мира, которая включает в себя страну мертвых. Согласно Ведам, Яма — это Бог смерти. В буддизме он является правителем царства мертвых. У бога Ямы есть сестра по имени Ями,...
далееdayoga.ru