Русь изначальная. Откуда есть пошла русская земля. Откуда пошла русь
Откуда пошло название «Русь»?. Кто есть кто в истории России
Откуда пошло название «Русь»?
До середины IX века на обширном пространстве от нынешнего Новгорода до Киева, направо и налево по Днепру, жили отдельно друг от друга различные племена. Как указывается в разных летописях, они пришли сюда с Дуная и Карпат, и поселившиеся на Днепре стали называться полянами, а те, которые жили в лесах – древлянами и т. д. Потом некоторые из них уходили дальше на восток. В «Начальной летописи» рассказывается, что были среди них два брата по имени Радим и Вятко, которые пошли со своими племенами и осели – Радим на реке Соже, а Вятко на Оке. От них и пошли радимичи и вятичи. Были еще среди восточных славян кривичи, полочане, дреговичи, северяне, волыняне, славяне новгородские. Слово «русь» у восточных славян появляется с приходом сюда варягов из Скандинавии, которые принадлежали к племени русь. По преданию, из этого племени вышли и первые князья: Рюрик, Трувор и Синеус, которые положили начало Русскому государству. Сначала словом «русь» назывались представители высшего слоя русского общества, преимущественно княжеская дружина, состоявшая из тех же варягов, а также купцы-варяги, которые к тому времени разошлись по многим городам и селениям восточных славян. Уже позднее слово Русь или Русская земля, приобретает официальный характер как географическое название территории, на которой жили славянские племена вперемешку с пришлыми варягами. Впервые в таком значении оно появляется в договоре, который в 945 году подписал князь Игорь.
Наконец в XI–XII веках, когда «русь» как племя слилось с жившими на этой земле славянами, наименование Русь и Русская земля, не теряя географического значения, соединяется со значением политическим – так стала называться вся территория, подвластная русским князьям со всем славяно-русским ее населением.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Откуда есть пошла Русь... | Архив
Проблема происхождения Древнерусского государства покрыта мраком таинственной неизвестности. Около тысячелетия ведут исследователи нескончаемый спор. Написаны горы книг, выдвинуты сотни версий, а вопрос, который поставил в самом начале своего труда легендарный Нестор-летописец, монах Киево-Печерского монастыря, так и остался нерешенным. "Откуда есть пошла Русская земля?" - спрашивал себя ученый старец. В чем же трудность? Кто и почему опустил завесу на начало российской истории? Где искать истину? Может быть, разгадывая загадку, заданную нам пытливым летописцем, мы лучше поймем себя, свою страну, свой путь и свое предназначение...
Ломоносов дает бой басурманам
В СЕРЕДИНЕ XVIII века в Петербургской академии наук ведущие позиции занимали немецкие историки
Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлёцер. Проделав серьезную работу, они пришли к выводу, что государство у восточных славян - наших с вами предков - образовалось с появлением в Новгороде трех братьев - Рюрика, Синеуса и Трувора. Вот что говорится об этом в летописи: "В лето 6370 (862 год н. э.) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие - шведы, и иные норманны и англы. И сказали: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, в Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля". Рюрик и его потомки подчинили себе все племена восточных славян и создали большую сильную страну, простирающуюся от Балтийского до Черного моря. Никакой путаницы, никакой фантастики. Обычная история.
Однако, в то время как в Петербургской АН творили ученые - иностранцы, в Москве активно работал знаменитый российский энциклопедист М. В. Ломоносов. У него версия Байера - Миллера - Шлецера вызвала крайнее возмущение. Это что же получается?! Немцы пишут, что немцы же у нас на Руси государство создали! И без них так и не выбрались бы славяне из наивной первобытности? Им мы обязаны возникновением самодержавной власти, своим нынешним именем, силой и славой? Такого унижения истинный русский патриот вынести не мог и срочно дал опровержение. В своем труде "Древняя российская история" Ломоносов доказывает, что Рюрик и его братья - не скандинавы вовсе, а славяне, жившие на южном берегу Балтийского моря. Варяги же - морские разбойники и наемные воины, не имеющие определенной национальности, а названные так по профессиональному признаку. И слово "русь" нельзя определенно приписать скандинавам. А немецкие историки все напутали, либо по наивности (Байер, например, плохо владел русским языком, и летописи в подлиннике были ему недоступны), либо по злому умыслу. В России всем памятна была ненавистная "бироновщина", и даже намеки на унижение национального достоинства россиян со стороны иностранцев воспринимались болезненно.
В споре с петербургскими учеными Ломоносов явно стремился защитить Россию, и его аргументы носили скорее политический и эмоциональный, чем научный характер. Доказательств у его оппонентов было больше, поэтому их теория, получившая название "норманнской", в историографии победила.Для Карамзина, Соловьева, Ключевского - представителей официальной науки - проблемы как бы не существовало вовсе. Они без возражений приняли версию немецких ученых и старательно развивали ее в своих сочинениях. И снова вмешались в историю политические резоны. Российские императоры гордились своим происхождением от германцев, старательно его подчеркивали. Да и жены у них были сплошь немки. А призвание варягов можно было без затей использовать в целях укрепления царской власти. Смотрите, доказывал Карамзин, все народы Западной Европы приобрели единовластие путем завоевания; силой была им навязана королевская власть. А славяне сами пригласили к себе князя - того, кто будет ими править по совести и защищать от врагов. Если уж они смогли ужиться с иноземцем, каковым и был Рюрик, то его обрусевшего потомка тем более должны любить и уважать.
О чем писал Нестор
КАЗАЛОСЬ бы, проще простого: взять летопись, прочитать ее и найти там сведения о первых русских князьях и о самой Руси. Но уже на этом этапе пытливого исследователя поджидает масса неприятностей. Во-первых, тексты древнейших летописей до нас не дошли. Исчезли в глубине веков. То, что мы можем прочитать сегодня, - это копии, появившиеся гораздо позднее. Ученые монахи переписывали попавшие к ним в руки старинные тексты, делая ошибки, что-то пропуская, что-то присочиняя, соединяя несколько разных летописей. "Повесть временных лет" - самый авторитетный из известных нам источников - была создана Нестором в начале XII века и после этого неоднократно подвергалась изменениям. Поэтому определить, где правда, а где сказка или описка, очень трудно, порой просто невозможно. Во-вторых, сам текст летописи можно понимать по-разному. Это ведь не научный труд, а произведение, по жанру близкое художественному произведению. Авторы могут позволить себе недоговорки и туманные намеки. А можно ли на такой шаткой основе делать однозначный вывод? В-третьих, в дошедших до нас летописных сводах (сборниках текстов, написанных в разное время и в разных местах) можно встретить соседствующие друг с другом противоположные утверждения. Какому же из них верить? А некоторые историки прошлого вообще считали весь рассказ о призвании варяжского князя подделкой, вставленной в тексты летописей злыми людьми, желающими доказать превосходство германцев над славянами.
Где же корни?
ВОПРОС о том, от какого слова произошло наименование русского народа, - любимая тема для светской беседы студентов-историков. Вот лишь краткий список версий, ни одна из которых не является бесспорной.
- Русь - это название скандинавского племени, жившего на острове Рюген. С этого острова родом наши первые князья, не пожелавшие на чужбине расстаться с любезным слуху именем.
- Финно-угорские племена, бывшие соседями новгородцев, называли варяжских воинов "руотси" (что первоначально переводилось как "наемные воины"), и это название в славянском варианте получило необходимый нам вид, так же как самоназвание финнов "суоми" в летописях превратилось в "сумь". Новгород же построен самими варягами, стал их колонией, которая постепенно подчинила себе окружающие племена.
- Все восточные славяне были светловолосыми, а точнее - русыми. Чтобы как-то отличить их от скандинавов-блондинов и темноволосых южан, их и прозвали "русь", то есть "скопище русых".
- Русь - группа племен, живущих вдоль рек. Само слово происходит от древнейшего обозначения реки (сравните с современным словом "русло"). Значит, "русь" - "речной народ".
- В тех местах, где обитали племена восточных славян, много самых разных рек и водоемов, имеющих корень "рус/рос". Племя, а затем и государство, получило свое имя от одного из этих водоемов.
- Русь - это не имя племени, а обозначение социального статуса. Все население в Древнерусском государстве делилось на людей, плативших дань, и руссов, эту дань собиравших. Военная и административная элита управляла государством и дала ему свое название. Руссами могли быть, соответственно, и славяне, и скандинавы.
Продолжать можно до бесконечности. Скорее всего, то, что было на самом деле, навсегда скрыто от нас неумолимым временем.
Почти все исследователи согласны, что князь руссов Рюрик - лицо историческое, а не вымышленный персонаж. Вот только братьев у него не было. Синеус и Трувор - не имена, а искаженные шведские слова, примерное значение которых - "с домом и верной дружиной" (именно в таком сопровождении датский князь пришел править славянами). Неясно только, с чего вдруг автор летописи, все время изъяснявшийся на родном языке, вдруг заговорил по-шведски.
Есть также мнение, что Рюрик был вождем племени западных славян, обитавших на южном берегу Балтийского моря. Уж больно их племенной символ - пикирующий сокол - напоминает печать потомка первого князя, Ярослава Мудрого.
Кто же создал Древнерусское государство?
ИТАК, если Рюрик, пусть и без братьев, существовал на самом деле, то призвание варягов имеет под собой реальную основу. Значит, ему и его роду теоретически могла принадлежать честь создания могучего государства, оказавшего серьезное влияние на судьбы мира. Но нас должны насторожить те легкость и быстрота, с которыми разрозненные племена объединились под властью князя. Этого просто не могло произойти, если бы в славянском обществе не созрела необходимость создания единого государства. Одному Рюрику такая работа не по плечу. Если бы его не было, место князя обязательно занял бы другой человек, обладающий таким же авторитетом и имеющий значительную военную поддержку. Эту роль мог бы с успехом сыграть вождь крупного славянского племени. Да и как смогли бы послы новгородцев призвать князя, если княжеская власть была им до этого незнакома? Представьте древнего грека, мечтающего о телевизоре. Это явление того же порядка.
Предположим, что варяги - это викинги, которые научили восточных славян, как построить государство. Но ведь известно, что сами викинги жили племенами и только перенимали у более развитых народов принципы государственного устройства. Значит, сами они не способны были привить кому-либо княжескую власть. И наконец, задолго до 862 года на Днепре существовал богатый славянский город Киев, известный своими купцами и в Византии, и в арабских странах. Там, согласно летописи, княжеская власть уже была известна.
Оказали скандинавы влияние на восточных славян или нет, был Рюрик датчанином или финном, происходит название нашего народа от арабского, тюркского или шведского слова - вопросы, пока не имеющие ответов. Поиск продолжается. Одно можно сказать с уверенностью: государство на Руси возникло не в одночасье, и возникновение его является закономерным итогом внутреннего развития восточнославянских племен и их соседей. Появление Древней Руси было предопределено историей. Наша задача - сохранить в памяти и преумножить славу наших предков, чтобы последующие поколения с таким же вниманием отнеслись к нашим делам, с каким мы сегодня заглядываем в прошедшее. И пусть наш интерес и интерес наших потомков будет выше политических соображений или стремления получить какую-либо выгоду, будет свободен от ложного патриотизма и всего, что заслоняет нам истинный смысл истории.
От редакции:
Происхождение Древнерусского государства - как этот вопрос трактовался в школьных учебниках еще 10-15 лет назад - представлялось совершенно ясным. Однако история - наука не мертвая, как иногда думают. Потому-то и в наше время появляются новые гипотезы на этот счет. С одной из них вы, уважаемые читатели, только что познакомились. Верна она или нет - вопрос второй. Однако полагаем, что она не последняя, и надеемся, что время все расставит по своим местам.
Смотрите также:
www.aif.ru
Русь изначальная. Откуда есть пошла русская земля
В связи с тем, что киевской власти вновь нужно отвлечь украинцев от внутренних проблем в стране, на новый виток вышли споры о языке и повалили псевдоисторические изыскания украинских «экспертов». Чего они только не нагородили, в приступе величайшего «патриотизма». Но порой очень интересно узнать, откуда все же появилась Русь и что было в те стародавние времена. Школьный учебник даёт слишком общие и расплывчатые сведения.
Итак, почему возникло само слово Русь и как оно превратилось в Россию. Широко известна версия, что такое название появилось от некой реки Рось, недалеко от Киева. Жителей окрестных земель звали росами, что потом трансформировалось в русов и далее в русских. Теорию «внутреннего» появления названия отстаивал Ломоносов, а впоследствии рьяно поддерживали советские историки. Вроде довольно логично. Но строить теории на созвучиях слишком опасно для истины. Дело в том, что эта река, существующая и сегодня, раньше называлась иначе: «Ръсь»! И жителей её берегов звали конечно не россами, а пршанами или поршанами.
Есть ещё несколько теорий, связанных с похожим произношением. Например, предполагают связь с цветом волос. Русы, то есть светловолосые, русые. Или от иранского рукс (рухс)-светлый. Так же имеются версии о переходе названия от более древних племён, живших на близких территориях, например в Приазовье. Либо по аналогии: пруссы-руссы. Но все эти версии и теории не столько подтверждаются источниками, сколько додумываются путём нужной интерпретации фактов. Однако, это не все.
Есть теория, условно называемая «норманской». Согласно ей, «русь» это всего лишь название одного из племён. Ещё со времён школы большинство помнит о призвании варягов на Русь, но история утверждает обратное! Если обратиться к «Повести временных лет», то мы увидим такие слова: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готы, — вот так и эти». Упоминание руси, именно как северного племени, присутствует и в других источниках, иностранных. Как же так получилось, что это название распространили на другой народ и оно дало имя нашей стране.
Для начала разберемся с самими варягами и их прибытием на земли славян. Между прочим, тогда они были «словѣнє», так что и тему с инсинуациями по поводу славы и тп., можно закрыть. Тот факт, что ряд восточнославянских племён действительно призвал варягов, в целом сомнения не вызывает. Но везде лишь упоминание о княжении и правом суде, а так ли это? Зачем вдруг свободные люди навязывают себе на шею некоего повелителя, да ещё не достойного соплеменника на эту роль выбирают, а зазывают неизвестного иноземца?! Звучит довольно нелепо. Но наши предки идиотами не были и конечно имели очень веские причины позвать варягов.
И причины эти легко понять, стоит только абстрагироваться от современных понятий и внимательней посмотреть на ту эпоху. Не просто князя звали, а князя и его дружину. Не просто дружину, а одних из лучших воинов того мира! И надо думать, Рюрика знали прекрасно, раз обратились именно к нему. Грубо говоря, славяне наняли самую крутую банду головорезов в известных им землях. Вероятно, что и сами «зазывалы» не раз имели возможность испытать на себе воинское умение Рюрика и его бойцов. Дело по тем временам самое обычное. Вот так, на землях кривичей, словен и чуди, появились грозные викинги племени русь, под командованием конунга Рюрика…
Собственно, только с этого момента и начинается история государства Русь, зародившего на севере. И тут мы подходим к одной щекотливой и неудобной теме. Строго говоря, князь славянам был совсем не нужен, даже в качестве военной силы. Поскольку никаких военных угроз на горизонте не просматривались даже в перспективе. А мелкие межплеменные разборки можно было и самостоятельно решить, ведь судя по всему, славяне тоже знали, с какой стороны за меч браться. И даже версия с охраной торговых путей и караванов не подходит, для этого наемники есть. Но все же позвали князя со всем родом, а зачем?
Остаётся лишь одна реальная причина-завоевание новых территорий! Вполне вероятно, что сначала попробовали сами, но «процесс не пошёл». А вот с приходом Рюрика дело сдвинулось, да ещё как! Следует понимать, что референдумов никто не проводил, затею с князем наверняка провернула правящая верхушка. Собственно, никому кроме них, Рюрик был не нужен. Имеются летописные свидетельства, что правителем он был не слишком добрым и имели место серьезные, кровопролитные восстания.
Освоились варяги быстро и начали присоединять все, до чего смогли дотянуться. Где-то в этих походах, мимоходом взяли и Киев. «Присоединение» территории мало походило на какую-то церемонию, а скорее было рэкетерским наездом. Подъезжают ребята, «конны и оружны» и громко объявляют: кому, какого числа и куда доставить дань. На этом все, расходитесь, товарищи. Если кто-то не понимал или обнаруживались «конкуренты», доставались мечи и происходило вразумление неразумных. Как уже говорилось выше, варяги были одними из лучших воинов мира, поэтому сопротивление если и было, удачных примеров в летописях не упомянуто. В это время ещё не существует никакой Руси, но викинги рванули в Византию…
Как метко подметили византийцы, русь поработила все близлежащие племена и устремила свои взоры к Византии. Первый набег был удачным. Ромеи были заняты войной и в тылу войск не оставили. Из первых письменных источников, упоминавших о вторжении, можно легко понять, что слово русь, летописцы применяют не по отношению к государству, а непосредственно к людям, напавшим на Византию. И они их однозначно отождествляют с викингами. Собственно, даже Вещий Олег на самом деле был Хлгом, а Игорь-Ингером. Именно так они записаны в западных, восточных и византийских источниках.
Имеет место любопытный момент. После первого набега (предположительно) в Константинополь прибывают послы от Рюрика. Чего-то там обговорили и попросили их отправить кружным путём, дескать разбойники лютуют и вообще дорога плохая. Добренький Феофил отправил этих послов со своими в империю франков. Но местный император сильно засомневался, что эти бравые ребята кого-то могут испугаться и разумно предположил, что никакие они не послы, а обычные шпионы. Высока вероятность, что именно так и было. Поэтому франк решил себя обезопасить и запер всех в клетку. Возможно спас свое государство от вторжения викингов с востока.
Это событие попало в хроники и знаменательно ещё и тем, что впервые появился термин «россы». Дело довольно простое, в византийской речи не было звука «у», поэтому русы и стали россами. А впоследствии и страну русов-росов, византийцы стали звать Россией. Так что и это название пришло к нам из-за рубежа. В летописях франков чётко отмечено, что к ним прибыли скандинавы из племени русь, по-византийски россы. Однако, сами франки их именовали русами. Стоит объяснить, откуда появилась вторая буква «С». Ответ так же простой. В латинском языке, при написании с одной буквой «S», получился бы звук «З» или «Ж». Поэтому не росы, а россы. Так и закончилось первое знакомство.
Новому ромеи совсем не обрадовались, прибыл Олег. Нужно отметить, что в этом походе, если верить Нестору и константинопольским летописцам, участвовали уже не одни варяги , а практически все славянские племена. И это событие стало переломным. В Византии постепенно стали называть россами всех, кто живёт под властью Олега. Ромеи справедливо полагали, что за Чёрным морем нет никакого государства и их довольно жестоко поправили мечами. Конечно, в Византии считали славян и россов варварами. Тогда же родилось и отождествление их со скифами, такими же варварами, ранее проживавшими в том же направлении. Сами славяне ничего не знали о скифах, но впоследствии, как и многие другие народы, пытались вывести свое происхождение от них.
С великим князем заключили великий мир. Но никто не вечен и Олег умер. Ставший самым главным Ингер (Игорь), собрал новое войско и по традициям викингов отправился грабить. Направлением выбрал Каспий. Средняя Азия вздрогнула, а русы появились в восточных хрониках. Причём, даже купцов они впоследствии различали, русь и славян не путали. Здраво рассудив, что мировую византийцы подписывали с Олегом, а не с ним, Ингер решил попотрошить и ромеев. Но на сей раз они были готовы и флот грабителей потопили. Вернувшиеся домой оправдывались, что подлые греки их предательски сожгли издалека. Но надо думать, что мечи по побережью все же погуляли изрядно. Византийцы ещё очень долго будут непременно справляться о здоровье дорогого Ингера. А когда узнали, что он решил пешим порядком довершить начатое, выслали ему столько даров, что войско повернуло домой… С этим событием связан ещё один любопытный эпизод. Некоторые византийцы называли это войско турками. Дело в том, что раньше, ромеи звали турками венгров. Это чтобы было понятнее, как обманчивы бывают созвучия.
Собственно, именно походы Игоря Рюриковича закрепили за всеми его славянами название «россы» и страну их назвали Россия. А где же русские, наконец?! А их вообще-то не существовало вплоть до ХХ века! Начнём с самой «Руси». Все мы помним еще со школы про Киевскую Русь. Но такого государства никогда не существовало. Это понятие ввели историки, надо же как-то обозначать. Существовали Киевская Русь, Новгородская Русь, Суздальская Русь и тд.. Само слово «Русь», по сути лишь обозначало некую область, которой правит прямой потомок Рюрика из племени русь и ничего больше.
Стоит упомянуть и «русичей». Данное слово встречается лишь в одном месте: «Слово о полку Игореве». К кому именно обращался князь понять сложно, но вряд ли он со всеми разговаривал. Логично будет предположить, что обращение «русичи» и «русици» (так в оригинале по два раза), Игорь делал к своей личной дружине, которая в то время еще наверняка состояла из одних потомственных варягов, то есть из воинов племени русь. Больше такого слова мы не находим нигде. «Русских» тогда попросту не существовало.
А как же тогда называли наших предков?! На Западе русинами или русаками (множественное число оставалось русь, аналогично чудь или весь), а те, кто перенял наследие Византии-россиянами или россиянцами, именно по отношению к народу и нации. Сами же себя называли роусами, а впоследствии россами или росами. Поэтому наша страна издавна справедливо зовется Россией, ведь и жили в ней всегда россы. Слово же «русские» использовалось исключительно в словосочетаниях «русские люди», «русская земля», «русский человек» и тд.. Изначально относившееся к конкретному племени, значение постепенно перешло на всех жителей России. А позже исчезло и обязательное второе слово. Вот так мы и стали русскими, живущими в России.
Подытоживая все вышесказанное, хочется дать ответ всем тем, кто использует историю в качестве инструмента нагнетания истерии и распространения идей национализма или сектантства. Славяне-язычники не были единой культурой и не несли общих традиций. Они были древлянами или кривичами, словенами или чудью, а не русскими. Население времён «Киевской Руси» были суздальцами или новгородцами, киевлянами или рязанами, а не русскими. Лишь гораздо позднее они все стали россиянами. Не русскими, а именно россиянами, ибо так они себя самоидентифицировали…
И напоследок, подарок украинским «историкам», слова из «Повести временных лет»: «Афетово же колѣно: Варязи, Свеи, Урмане, Готѣ, Русь, Аглянѣ, Галичанѣ, Волохове, Римлянѣ, Нѣмци…». Да, господа украинцы, даже в древности россияне ваш новый идол от Руси отделяли в отдельную нацию, простите за тавтологию. Не нужно насиловать историю, потому что рано или поздно история изнасилует вас!
Источник
https://cont.ws/@amurweb/503472
myhistori.ru
Выпуски газеты:
Услуги мага:Наши проекты: | Русская часть Восточно-Европейской равнины заселялась волнообразно, разными племенами, принадлежащими к «антской» и «склавенской» группам славянского этноса. Освоение большей части территории осуществлялось мирно, без каких-либо серьезных столкновений с туземным населением. Основным противником человека в этих местах был не враждебно настроенный чужак, а безлюдные дремучие леса. Лесную часть страны на протяжении многих столетий приходилось не столько завоевывать, сколько заселять. В южных же степях славянам, напротив, пришлось выдержать изнурительную борьбу, но не с местным населением, а с пришлыми кочевыми ордами. «Повесть временных лет» называет двенадцать восточнославянских племен, расселившихся к IX веку между Балтийским и Черными морями: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи (полочане), словене, дулебы (иначе бужане или волыняне), белые хорваты, северяне, угличи и тиверцы. Большая часть восточнославянских племен, расселившихся по Русской земле, принадлежала к «склавенской» ветви славянства. Восточнославянский этнос не знал ни племенного и диалектного единства, ни общей «прародины». В северо-западных землях Древней Руси славянское население появилось не позже V века - именно к этому времени относится возникновение культуры псковских длинных курганов, разбросанных по берегам Псковского озера и близлежащих рек. С V века славяне становятся основным населением этого региона. Следующая волна миграции - Повисленье, откуда славянские племена заселили западную часть ареала псковских длинных курганов, продвинулись в Полоцкое Подвинье, Смоленское Под-непровье и далее на восток в междуречье Волги и Клязьмы, достигнув в IX-X веках южных берегов Белоозера. Другим местом оседания славян «северного» потока было северо-западное Приильменье и исток Волхова. Наиболее ранние славянские памятники (культура новгородских сопок) датируются здесь VIII веком. Большая их часть сосредоточена по берегам Ильменя, остальные рассеяны в верховьях Луги, Плюссы и бассейне Мологи. «Южный» поток хлынул на Среднерусскую равнину несколько позднее. Заселение славянами Среднего Поднепровья и лесостепной полосы с ее черноземными просторами началось в последних десятилетиях VII века. Два обстоятельства способствовали этому: во-первых, уход из Северного Причерноморья булгар и, во-вторых, образование в степях между Волгой и Доном Хазарского каганата, который временно перекрыл воинственным заволжским кочевникам - печенегам и венграм -дорогу на запад; в то же время сами хазары почти не беспокоили славян на протяжении всей первой половины VIII века, так как были вынуждены вступить в длительную войну с халифатом за Северный Кавказ. Впрочем, заселяя Поднепровье, славяне еще долго предпочитали держаться лесных массивов, по долинам рек спускавшихся в степи. В VIII веке здесь возникает раннеславянская роменская культура. Антропологические исследования показывают, что в заселении лесостепной полосы принимали участие славянские племена, принадлежащие как к балтийскому антропологическому типу (дреговичи, волыняне), так и к среднеевррпейскому (древляне, угличи, тиверцы). Особняком от этих групп славянского населения стоят поляне, выделяющиеся исключительными для славян расогенетическими признаками - скифо-сарматскими и даже ослаблено монголоидными чертами. Расселение славян на древнерусских землях сопровождалось стычками между племенами, порой принимавшими весьма ожесточенный характер. Два независимых друг от друга миграционных потока, вобравшие в себя разные группы славянских племен, обусловили «двухполюсное» развитие ранней русской истории. Русский Юг и русский Север долгое время шли если не совсем различными, то вполне самостоятельными путями. Особенности их исторического происхождения и существования нашли свое выражение в выработке ими двух форм или видов древнерусской государственности, которые очень условно можно назвать «вечевой» и «княжеской». Историческая задача достижения государственного и народного единения оказалась не по силам ни одному, ни другому. Поэтому можно сказать, что Новгородская и Киевская земли были не двумя центрами, а двумя главными сценами нашей древней истории. Подлинное средоточие Русской земли находилось не там и обнаружило себя не сразу. Зерно ее государственности - Владимиро-Суздальская Русь - медленно вызревало в стороне от кипучей жизни древнерусского пограничья. С освоением славянами Северо-Западной, Южной и Восточной Европы закончилась эпоха Великого переселения народов. Европа обрела новое этнокультурное обличье и политические формы. Отныне деление Европы на «Север» и «Юг», на варварство и цивилизацию, сменилось разделением на «Запад» и «Восток». Вместе со славянами в лесную глушь и степное безбрежье Восточной Европы, где царил застой, пришла цивилизация. Начиная с VII века обозначились первые признаки внутривидового расслоения славянства на западную, южную и восточные ветви. На протяжении следующего столетия единый поток славянской истории под влиянием местных условий разделился окончательно и с этого времени мы можем говорить о начале истории русского народа. Осев в бассейнах Волги, Оки, Ильменского и Онежского озер, славяне оказались среди туземного населения этих земель - финнопермских племен: вотяков (удмуртов), коми, мари, мордвы, карелов, эстов, суоми и др. Угорские народности, то есть мадьяры, вогулы и остяки, в VIII-IX веках не были затронуты еще славянской цивилизацией. Между славянами и финскими племенами установились отношения мирного сожительства, приводившие в ряде случаев к их полному слиянию. Браки между представителями славянских и финнопермских племен способствовали изменению антропологического типа славян. Это особенно характерно для вятичей и восточных кривичей. Именно смешению с финнами (а вовсе не монгольскому наследию) восточные славяне, предки великорусов, обязаны некоторыми «азиатскими» (а на самом деле восточноевропейскими) чертами своего облика широколицестью, скуластостью, темноволосостью, смуглостью и т.п. Славяне в целом стояли на более высокой ступени развития по сравнению с финским населением. Однако их тесное взаимодействие приводило не столько к приобщению аборигенов к культурным достижениям славян, сколько к одичанию самих славян. Новгород возник как межэтнический городской центр, поскольку в X-XI веках важное место в нем принадлежало финским поселенцам. При своем расселении славяне застали здесь и некоторые балтские племена в Западно-Двинском бассейне и на берегах средней Оки. Культурное развитие балтов и славян происходило более-менее синхронно, так что к VIII-IX векам они находились примерно на одной и той же ступени цивилизации. Тесные контакты балтов и славян облегчались не только значительной языковой близостью, но и родственностью религиозных представлений, объясняющейся индоевропейским происхождением тех и других, а также венетским влиянием. Помимо культа Перуна (литовский Перкунас), общим для обоих народов было почитание лесного духа - Лешего (литовский Ликшай) и погребальный обряд - трупосожжение. Степными соседями восточных славян были хазары, обитавшие вдоль берега Каспия, от низовьев Волги до Кавказа. Все восточнославянские племена лесостепного юга в течение VII-VIII века оказались под властью кагана. Хазарам платили дань поляне, радимичи, вятичи и северяне. Подчинение было добровольным, а дань необременительной. Хазары отнюдь не были жестокими степными хищниками. Вятичи, например, настолько свыклись с властью кагана, что Святославу удалось заставить их сменить хазарское подданство на киевское только при помощи военной силы. Обретя защиту и покровительство кагана, славяне приступили к массовому заселению Подонья. Русская земля обрела свое историческое бытие в результате скрещивания судеб двух близких этносов – восточных славян и русов (летописное «руси»). Восточнославянские племена стали «русскими» только в IX-X веках и лишь в силу того, что были поставлены в данническую зависимость от русое. «Русская земля» означала территорию, контролируемую русами. Иначе говоря, «русин» был господином, «русский» человек - в терминах того времени - его рабом. Данничество приравнивалось варварами к рабскому состоянию, хотя и не в том смысле, как мы сегодня понимаем слово «раб». Начало Русской земли не было непосредственно связано с обособлением восточного славянства. Также и история имени «Русь» -это история другого этноса, не восточнославянского. Летописцы никогда не смешивали «русь» с восточнославянской средой. Племя ругов дало название Руси. Когда славяне колонизировали балтийские, поднепровские и придунайские земли они во множестве встречали географические названия с корнем рус (рос). Средневековые источники фиксируют многочисленные «Русии», одна из которых - Среднеднепровская - дала название нашей стране. Ословяненные потомки ругов (рутенов) и ныне обитают в Карпатах под именем русинов. Руги обосновались на острове Рюген, напротив висленского устья. Языки славян и ругов были очень похожи, хотя все-таки разнились. Остров представлял собой созданную самой природой крепость а на самом острове имелось и еще несколько крепостей. Самой известной среди них была Аркона. Правящие роды рутенов-ругов отличались глубокой древностью, их генеалогия простиралась в глубь веков не на одну сотню лет. Руги сохраняли свое этническое и культурное своеобразие среди окружавших их кельтов, славян, германцев за счет чрезвычайно крепкой приверженности своим религиозным верованиям. Ругам удалось превратить город Аркону на острове Рюген в общеславянское святилище Свентовита (Святовита). Рядом со Святовитом всех остальных идолов славяне почитали как бы полубогами и в знак особого уважения присылали в Аркону установленные пожертвования изо всех славянских земель. Главный жрец Арконы был единственным человеком на всем острове, кому дозволялось носить длинные волосы - знак высшей сакральной власти. Оба эти обстоятельства -сильно развитая структура верховной власти и обладание могущественным божеством позволили ругам занять среди славян положение господствующей и почитаемой касты, стать «славянами славян». Многочисленность ругов и экономическое процветание острова, основанное на получение дани и торговле, закрепляли их могущество. Судя по всему в племенном названии ругов-рутенов после «ру» находился какой-то труднопроизносимый шипящий или цокающий звук, доставлявший истинное мучение романо-германским народам. Даже славянские языки с их широкой шипяще-цокающей гаммой оказались бессильны точно воспроизвести его. Наиболее древними славянскими формами слова «русский» являются как «руцкой», так и «роушский». Вместе с тем именно в славянской среде племенное название рутенов-ругов со временем приобрело окончательную форму - русы, русь (единственное число - русин). В эпоху великого переселения народов варварские вторжения разделили Европу на несколько кусков, связь между которыми была утеряна. Дороги были разбиты, римские шоссе пришли в упадок. Сухопутное сообщение уступило место водному. И лишь со второй половины IX века былые связи стали постепенно восстанавливаться. Руги вновь появились во всех местах Европы, а на нижнем Дунае основали свой город Русь (современный Русе). Была Русь в Чехии, Русью именовали Норик и Хорватию. Русь была в Северной Италии, Крыму и Приазовье. Но наиболее прочно термин «Русь» укоренился именно в славянских землях. Было много «Русей», но в истории осталась только одна Русь - восточнославянская. Когда на Русь пришел править Рюрик (Рорик), князь ругов, то и «русь» пришла к славянам, в результате чего последние стали называться «русыо», «русскими». Славяне стали русскими (не перестав при этом быть славянами) еще и потому, что язык славян и ругов был очень похож. При этом те же новгородцы долгое время отказывались называться русью. По настоящему Великий Новгород слился с Русской землей лишь в XVI-XVII веках. А вот на Керченском и Таманском полуостровах русы-руги обосновались уже с VI века и эта Русь была известна всем. В более поздние времена эта область была известна как Тмутороканская Русь. С призвания Рюрика (Рорика), медленно и с трудом, название Русь распространилось на все восточнославянские племена. И Русь простерлась от Балтийского до Черного моря. Русы-руги правили славянами, постепенно ассимилировались и растворились в славянах. Было забыто исконное значение слова «русский» и все по привычке продолжали называть себя русскими. В представлении соседних народов образ русов ассоциировался с различными оттенками красного цвета. Например, восточнославянское «рюен» или «руен» (сентябрь) буквально воспроизводит название острова Рюген. Синоним «рюена» звучит не менее узнаваемо -«русый». В сербском и польском языках «руйан» и «рудый» означает «темно-красный». В ран несредне вековых источниках нередко встречается словосочетание «рыжие рутены». Антропологи установили, что в XIX веке в Европе наиболее высокий процент «рыжих» отмечается среди русского населения Галиции - карпатских русинов. В Днепровской Руси под категорию красно-рыжих «русиев» попадали балтийские русы и асы. Обладая столь яркой, запоминающейся внешностью, русы еще больше подчеркивали свою «красноту» искусственными средствами. Русы красили бороды шафраном, а вид боевых войск русов-ругов представлял величественное и устрашающее зрелище. Это было не войско, а надвигающееся пламя: кроваво-красные стяги, «червленые» щиты... Воинственность русов, их чрезвычайно высокие боевые качества снискали славу далеко за пределами «Русской земли». На войне русы проявляли редкую сплоченность, в бою были необыкновенно упорны и настойчивы, в случае победы - безжалостны, но в мирное время дружины русов представляли собой скопище скорпионов и гремучих змей, норовящих ужалить друг друга - сказывалась закоренелая привычка к разбойной жизни. Меч был первое, что видел новорожденный ребенок в «русской» семье. Меч был не просто оружием русов, но также их моралью и правом. В Днепровской Руси не было единой господствующей религии. Восточные племена чтили Перуна, Сварога, Дажьбога; асы - Хорса и Симаргла; тюрки обожествляли небо - Тенгри. Имена богов, которым в IX веке поклонялись осевшие на берегах Днепра балтийские русы, не попали в источники. Проповеди византийских миссионеров оказывались неубедительными по сравнению с заклинаниями и гаданиями волхвов, и на русской земле христианство долго не приживалось. Но непрерывное христианское влияние шло к русам через крымских готов. Готское население Крыма было поголовно христианским. Крымские готы передали русам и свою письменность - глаголицу, а вместе с ней и догматы учения. Но в жизни русов находилось мало места не только для Нового, но и для Ветхого Завета. Даже повесив крест на шею, они вовсе не думали отказываться от своих языческих обрядов. Из всех евангельских заповедей русы с грехом пополам следовали только одной: будьте как птицы небесные, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницу». Русская земля процветала за счет грабежа соседних народов, и прежде всего - восточнославянских племен. Жертвами разбойных нападений русов становились те славяне, которые не признавали власти «русских» князей, - чаще всего радимичи и вятичи. Славянские рабы были главным предметов экспорта в «Русской земле». На рубеже IX-X веков русы все еще были захватчиками, паразитирующими на славянских племенах. И главный закон определял отношения между «русью» (русином) и «слове-нином», то есть коренным населением той территории, которую «русь» изначально контролировала. Средний возраст жизни славян в то время составлял около 38-40 лет. Девушки вступали в брак в 12-15 лет и жили меньше мужчин. Семьи были малодетными, на каждую семью приходилось в среднем один-два ребенка. Круг лиц в славянских селениях, вступавший в брачный союз, был весьма ограничен, что плохо влияло на наследственность. Постепенно русы и славяне, создавая браки, и породили ту сообщность, которую мы сегодня называем русским народом. А территория, контролируемая русами, стала той Русью, которая впоследствии стала называться Россией. Сегодня невозможно сказать, сколько в современных русских крови ругов, славян, асов, балтов... Русь дала миру удивительный симбиоз генов народа, который по сути является скрещением всевозможных народов и племенов. А территория Руси явилось той экспериментальной площадкой на которой был «выращен» новый народ, частью от славян, частью от русов и еще от сотни представителей других племен. Александр Ремпель Наверх |
djentry.narod.ru
Откуда пошла Русь | владимир сиротенко
Родом из Швеции. Там нужно искать корни первых киевских князей
Если вы никогда не были в Швеции, читатель, советую съездить туда. Не потому, что это страна, где сказочные герои Нильс и Карлсон летают по небу (один — верхом на гусе, а другой — с помощью пропеллера). И не ради соблазнительной легенды о «шведских семьях» — как утверждают специалисты, несколько преувеличенной. А по той причине, что это наша историческая родина. Точнее, родина нашего государства. Причем, не одного, а сразу нескольких! И древней Руси, и Российской империи, и Советского Союза, и нынешних России, Беларуси и Украины. Все государственные механизмы, возникавшие на территории восточных славян, — родом из Швеции. Недаром государство у нас ведет себя, как колонизатор, восхваляя себя, требуя без конца налогов и жертв от простого народа, а взамен оставляя одно только право — дышать. Да и то не всегда.
Варяги. Создали Русь. Но и ныне некоторые ученые воруют их приоритет
Я понимаю, что многим моя статья покажется обидной. Таких людей всегда хватало и в России, и в Украине. В разные времена их называли «славянофилами», «народолюбцами», «почвенниками». Стоит в их присутствии начать рассказывать о том, что наши первые князья были варягами, а Русь началась как хищническая посредническая компания, построенная на торговле славянскими рабами, и что первой столицей ее был отнюдь не Киев, а Ладога неподалеку от нынешнего Петербурга, их начинает просто трясти от злобы. Да и раньше трясло. Даже в драку лезли, отстаивая свои «научные» взгляды!
«ДРАКА» В АКАДЕМИИ. Когда 6 сентября 1749 года академик Петербургской Академии наук Герхард Миллер произнес перед своими славянскими коллегами торжественную речь «О происхождении народа и имена российского», его чуть не разорвали на куски. И разорвали бы, не будь Миллер дюжим детиной, десять лет прослонявшимся по Сибири с целью ее исследования. Нападать на такого с кулаками — себе дороже. Зато ученый конклав облаял Миллера, как стая собак. Академик Никита Попов — по специальности не историк, а астроном, заорал на латыни: «Ты — позор нашей науки!». Прочие же собравшиеся, куда более слабые в древних языках, попросту крыли немца Миллера (тот имел несчастье родиться в Вестфалии) матом.
Скандал достиг такого накала, что разбираться в нем пришлось самому президенту Академии наук — графу Кириллу Разумовскому, брату любовника императрицы Елизаветы Петровны. Как большой начальник и по совместительству командир лейб-гвардии Измайловского полка Разумовский не стал делать это лично, а приказал провести экспертизу скандального исторического вопроса великому русскому ученому Михаилу Ломоносову. И хотя тот иногда напивался буквально до чертиков в глазах и так буянил во хмелю, что его даже не пускали на заседания Академии наук, где он не раз дрался с другими учеными мужами, великий химик, историк, теоретик литературы и придворный одописец сразу взялся за дело — благо пнуть ближнего своего копытом всегда почиталось на Руси за великое счастье. Честного Миллера, посмевшего искать научную истину, Ломоносов обвинил во всех политических грехах, выставив эдаким «врагом народа», и настрочил рецензию-донос со словами: «ежели положить, что Рурик и его потомки, владевшие в России, были шведского рода, то не будут ли из того выводить какого опасного следствия?».
Отец норманизма Герхард Миллер: «Все, что историк говорит, должно быть строго истинно»
Ломоносова в советские времена было принято изображать исключительно светлыми красками. А был народный «самородок» человеком весьма вредным и, как сказал бы я, с несколько раздутой репутацией. Как представителя точных наук его на Западе совершенно не знают, а как автор теории «трех штилей» в литературе он не более чем пересказыватель идей французского писателя Буало, жившего на целое столетие раньше. Но как мастер доноса Ломоносов оказался на недосягаемой высоте. После его «бомаги» Миллеру запретили заниматься древней российской историей навсегда, речь его сожгли, а самого на год понизили из профессоров в адъюнкты. После пережитого потрясения он занимался в основном генеалогией русского дворянства и исследованиями Сибири, обрабатывая данные, собранные в десятилетней экспедиции.
Уверен, судьба норманнской теории сложилась бы куда благополучнее, если бы не личные отношения Миллера и Ломоносова. Миллер в 1743 году поддержал прошение академиков не допускать Ломоносова на заседания после учиненной им пьяной драки в зале собрания с коллегами по научному цеху. Михаил Васильевич поклялся отомстить, заявив, что никогда не простит Миллеру этого поступка. И не простил! Дождался удобного момента и отблагодарил кляузой.
ЗЛОПЫХАТЕЛЬ-ЛОМОНОСОВ. Да и на предназначение историка оба смотрели по-разному. Миллер полагал, что исследователь прошлого «должен казаться без отечества, без веры, без государя — все, что историк говорит, должно быть строго истинно и никогда не должен он давать повод к возбуждению к себе подозрения в лести». Это был передовой европейский взгляд широко мыслящего человека. А Ломоносов видел в служителе музы истории нечто вроде сторожевого пса на госслужбе. По его мнению, историк должен быть «человек надежный и верный и для того нарочно присягнувший, чтобы никогда и никому не объявлять и не сообщать известий, надлежащих до политических дел»… При этом, как утверждал Михайло Васильевич, должность эту можно поручать только «природному россиянину». Да еще такому, «чтоб не был склонен в своих исторических сочинениях к шпынству и посмеянию».
Ломоносов боролся со своим оппонентом Миллером доносами академическому начальству
«Шпынство» не нужно путать с шпионством. В XVIII веке слово «шпынь» означало человека, склонного к колкому остроумию, сатире. Ломоносов, видимо, не меньше Миллера знал, как много поводов для «шпынства» дает наша история, а потому надувал щеки от важности и предпочитал делать вид, что российское прошлое — это сплошные фанфары и фейерверки.
Так, благодаря «гордости отечественной науки», методология истории Руси была отброшена примерно на полвека назад. Тем более, что и Екатерина Вторая, пришедшая к власти через тринадцать лет после этого скандала, тоже приняла сторону Ломоносова и не одобряла, если кто-то писал о шведских корнях ее империи. Будучи немкой, она по политическим соображениям стремилась выглядеть в глазах окружающих «истинно русским человеком». Водку, правда, как Ломоносов, не пила, и огурцом не закусывала, но в остальном покровительствовала русопятству всеми возможными способами.
Только в эпоху ее внука Александра I русским историкам удалось преодолеть комплекс национальной неполноценности. Ведь любой, кто прочтет первоисточники по происхождению Руси, непременно станет норманистом. А как иначе объяснить то, что среди первых русских князей и их приближенных в «Повести временных лет» сплошь лица с варяжскими именами? Кто они — эти Рюрики, Игори, Свенельды, Рогволды? Почему в договоре, заключенном князем Олегом в 911 году с Византией, — ни одной славянской подписи? Зато сказано: «Мы от рода рускаго: Карлы, Инегельд, Фарлов, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Лидульфост, Стемир, иже послани от Олга, великаго князя Рускаго».
Неудивительно, что все наиболее авторитетные историки XIX столетия — Карамзин, Соловьев и Ключевский — были сторонниками варяжской теории. Реванш антинорманистов произошел только после Октябрьской революции. Классики марксизма-ленинизма полагали, что государство не может быть привнесено извне. Это стало постулатом для советской науки. Никто спорить с ним не решался, зная, чем может обернуться такое вольнодумство. Что же получается: простой студент или аспирант может быть умнее Маркса-Энгельса? Так в исторической науке надолго победила «правильная» марксистская школа Грекова и Рыбакова, авторитет которой держался не так на доказательствах, как на административном принуждении.
Михаил Грушевский, заканчивавший жизнь советским академиком, тоже придерживался подобной точки зрения. Его просто начинало трясти при упоминании о норманнах — основателях Руси. Хотя он и не жил на заре древнерусской истории, зато считал себя осведомленным о тех событиях лучше, чем их участники, поправляя автора «Повести временных лет»: «Летописец рассказывал наугад, многого не зная. Трудно верить его уверениям, что имя русское было принесено в Киев варяжскими дружинами из Новгорода… Нелегко поверить также и тому, что киевские князья пришли из Новгорода»… Правда, никаких аргументов в пользу своего неверия бородатое «светило» не приводило.
Однако не Миллер и не его предшественник в Российской Академии наук Байер были первыми норманистами, а Нестор Летописец. Именно благодаря ему мы знаем, что варяги, которых называли «русью», пришли из Новгорода в Киев во главе с князем Олегом и сделали его «матерью городов русских». Но откуда Олег и его «русь» появились в самом Новгороде? В сталинских учебниках об этом предпочитали не распространяться. Просто княжил и все. В «Истории СССР» под редакцией Г.М. Панкратовой, по которой учились школьники в 50-е годы, об этом говорилось так — специально цитирую ее в варианте для украинских национальных школ по изданию 1953 года: «На початку X ст. невеликі слов’янські держави — Новгородська, Київська та інші — об’єдналися під владою князя Олега. Літопис розповідає, що Олег спочатку владарював над новгородськими слов’янами, але потім спустився вниз по Дніпру і підкорив собі смоленських кривичів. Ідучи далі вниз по Дніпру, він заволодів Києвом»…
Вопреки славянофилам. До сих пор финны называют Россией Швецию
Между тем, главное доказательство шведского происхождения Руси можно обнаружить буквально в любом словаре. До сих пор финны называют Русью не Россию, а Швецию. В IX веке н.э. южное побережье Балтики, где теперь Петербург, было заселено финскими племенами. Они-то первыми и познакомились с загадочными варягами, приходившими из-за моря собирать дань. И только после них с этой заморской «русью» столкнулись славяне. Беру «Путеводитель по Финляндии, Швеции и Норвегии», вышедший в 1913 году в Петербурге.
Кстати, пятым изданием. Туристические маршруты в Скандинавию пользовались сто лет назад большим спросом в богатой столице империи. Поэтому маленькая красная книжечка заканчивается кратким русско-финским словарем. Открываю на букве «Р». Читаю в дореволюционной орфографии: «Россія — Вэняія». Все понятно: «Венедия». Так финны называли славянскую землю. Так же, как и немцы, именовавшие наших предков «венедами, вендами». «Русский» по-фински — «вэняляйнэнъ». А теперь на букву «Ш»: «Швеция — Руотси», а «шведъ — руотсалайнэнъ».
Чего искали шведы-руотси в бедных селениях славян и финнов? Прежде всего, красивых молодых девок. А еще пушнину, мед и воск. В IX веке варяги освоили путь из Балтики по Неве, Ладожскому озеру и системе волоков на Волгу. Они собирали со славян дань и везли их в город Булгар, находившийся на слиянии Волги и Камы. Туда с юга приезжали арабские купцы из Багдада — они поднимались по Каспийскому морю и Волге. В кошельках мусульманских купцов находились доллары средневековья — серебряные дирхемы, отчеканенные в Арабском халифате. Это была плата за рабынь и пушнину. Клады арабского серебра до сих пор находят в гигантских объемах в Швеции.
ТАК НАЧИНАЛАСЬ РУСЬ. Викингам нужны были фактории — маленькие крепости, в которых можно было чувствовать себя в безопасности. Первой из них стала Ладога. Второй — так называемое Рюриково городище в двух километрах от современного Новгорода. Но «транснациональную» торговую компанию хотелось расширить. Был разведан еще один путь — по Днепру. Тот самый — из варяг в греки. И под нынешним Смоленском появилось так называемое Гнездовское городище, захватив которое, летописный Олег двинулся на Киев. За торговые пути в землях восточных славян соперничали сразу несколько варяжских кланов.
Из Ладоги в Булгар. Этим путем варяги вывозили славянских рабынь
Отголоски этих рэкетирских разборок мы находим в «Повести временных лет» — в рассказе об убийстве Олегом варяжских князей Аскольда и Дира, захвативших Киев до него. Достаточно просто прочитать летопись, чтобы убедиться в истинности именно этой версии. Трудно спорить с Нестором Летописцем, сидя в чиновничьем кабинете в Киеве или Москве.
Вся «вина» Герхарда Миллера была в том, что он, в отличие от Ломоносова, труд Нестора внимательно прочитал. Не с Миллера завелся норманизм на Руси, а с норманнов. И хотя Ломоносов по-бабьи причитал в своей кляузе Разумовскому: «Оно российским слушателям будет весьма досадно и огорчительно, что народов, одним именем с ним называемых, скандинавы бьют, грабят, огнем и мечом разоряют», но прошлое не исправишь. Как и тысячу лет назад, оно врезается варяжским мечом в рыхлую плоть любителей бань и водочки — исконной славянской самобытности, вылежанной на теплой печке.
maxpark.com
Откуда пошла Русская Земля? | AudioBaby
Сто раз возрождалась Русь, и сто раз была разбита от полуночи до полудня (с севера до юга)...И тогда дошли мы до сего места и поселились огнищанами на Земле Русской. И так прошли две тьмы, двадцать тысяч лет...
"Книга Велеса", Род I, 1
Откуда мы родом? Как родилась Русская Земля? Как жили и во что верили предки наши?
Обычно мы вспоминаем в этой связи слова первого русского летописца христианского времени Нестора, начавшего свою летопись так:
"Се Повести времянных (минувших) лет, откуда есть пошла Русская Земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуда Русская Земля стала есть..."
Обращаясь к подобным источникам, мы заранее обрекаем себя на изучение русской истории в лучшем случае со времени основания Киева. И при этом видим, что дохристианская история и вера монахами-летописцами описывается кратко и крайне неохотно.
Но есть ли иные, собственно "языческие" источники? Не погибла ли древняя славянская дохристианская (точнее ведическая) традиция?
Нет. Теперь мы можем сказать твердо: не погибла. Традиция может погибнуть только вместе со всем народом. Она является основой самой жизни, языка, песен и былин, народных православных праздников и обрядов. Да и сама древняя вера славян и русов издревле, задолго до Крещения Руси, именовалась Православием. Русские называли себя православными, ибо славили Правь, следовали Стезей Прави.
Именовалась она также и Праведной верой, ибо славяне ведали Правду, знали Пра-Веды, древнейшие Веды, священные предания об истоке Ведической веры, бывшей первой верой чуть не всех народов нашей планеты.
И ныне нужно говорить не о гибели, а о возрождении древней традиции и веры, о Русском Возрождении. Древняя вера никогда не умирала, поныне многие славянские роды хранят ведическую традицию.
В наше время возрождение древней веры началось с издания священных ведических книг славянской традиции. Речь идет о книгах из собрания "Русские Веды" и прежде всего о "Книге Велеса".
И в этих книгах говорится о двадцати тысячах лет, в течение которых рождалась, гибла и вновь возрождалась Русь. В этих книгах рассказывается о древних прародинах, о землях, где рождались русские роды, о прародителях разных родов.
И древнейшую прародину предков славян (первых ариев) "Русские Веды" видят на Севере, в священном Беловодье. Отсюда предки славян, ведомые богом Солнца и первым князем Яром, двинулись вначале на Урал и в степи Семиречья, затем в Индию и Иран. И здесь из арийских (индоиранских) родов выделились собственно славяне: те, кто славил богов и пращуров.
Сама же Русь, согласно ведической традиции, рождалась после исхода славяно-арийских родов с Урала, Индии и Ирана за тысячи лет до основания Киева-на-Днепре и Крещения Руси.
Русь рождалась в славяно-арийском море народов, живших в разные эпохи в землях от Урала и Алтая до Балкан, от Волги до Черного и Балтийского морей. И русами звали потомков русалки Роси (так в древности называли Волгу). Русы славили Рось и супруга ее Солнце-царя Дажьбога, а также их сына бога Солнца и первого пращура Яра (Ария). Они родили Русь, и они всегда оберегали Русь от бед.
Много раз рождалась Русь, гибла от нашествий - и вновь возрождалась. И я верю, что ныне, после новых испытаний, Русь вновь возродится и будет великой и счастливой.
Начало Русского Возрождения?
После первых изданий "Книги Коляды", "Велесовой книги" и "Боянова гимна" ко мне, переводчику, собирателю и издателю древних текстов, с вопросами стали обращаться многие.
Кто-то приходит с недоумением: "Возможно ли, что в глубокой древности русские люди создали такую красоту? Возможно ли, что их волновали мысли, столь близкие нам?"
Действительно, сегодня, когда ищется объединяющая здоровые силы общества Русская Идея, обращение к опыту поколений, к русским национальным традициям мыслится как единственно возможный путь для спасения Отечества. Душевное здоровье нации можно обрести, лишь припав к чистому источнику национального духа, заключенного в великом русском языке, в песнях и былинах, в традициях, издревле хранившихся на Руси.
Можно ли отнести к этому ряду также тексты "Книги Коляды", "Книги Велеса" и "Боянова гимна"? Ведь "языческая" традиция была забыта, разрушена в давние годы? Нужна ли она сегодня?
Однако, не так ли дело обстояло и со всем русским национальным наследием?
Ведь и сказки, и песни, и былины вовсе не были общественным достоянием еще в начале XIX века до того, как попали в печать. Высшее сословие их совсем не знало. Воспитанные иностранными гувернантками, они и по-русски говорили с трудом. Да и в народе сказки и былины знали единицы, огреченное православие, крепостнический строй не способствовали крепости национальных устоев. В каждой местности хранились отдельные песни и сюжеты сказок, а уже песни соседей были неизвестны.
Многие былины записывались у последних носителей традиции на Севере и в Сибири, не затронутых крепостной неволей. И после издания эти тексты тоже обвинялись, и по сию пору обвиняются в подделке, в том, что они были сочинены именно в то время, когда были записаны и изданы.Да и многотиражные издания сказок и былин обычно обходили молчанием уникальные записи собственно "языческих" сюжетов. И если в Европе трудами братьев Гримм победила "мифологическая школа" в толковании сказок, а редкие записи немецких и французских героических песен (былин), находимые к тому времени только на обрывках старых пергаментов, стали толковать как куски древних мифов, то в России, наоборот, победила "историческая школа". Много более богатый эпос, живую традицию часто сводили к подражанию иноземцам и перепевам событий недавнего прошлого.
И эта школа поныне воспитывает мифологов и писателей, которые искренно убеждены, что славянское язычество исчерпывается теми идеями, что были популярны в научной литературе на рубеже XIX и XX веков.
Но более всего во все времена преследовалась сама живая языческая традиция. В царской России, со времен Уложения Алексея Михайловича, существовал закон, по которому за "богохульную", то есть "языческую", веру полагалась каторга, а до XVIII века даже костер (само бытование этого закона подразумевает то, что носители этой веры не были редкостью).
Стоит ли удивляться тому, что даже после издания "языческих" текстов, например, "Веды славян" в 1881 г., эти памятники были окружены молчанием либо обвинениями в подделке. И все же судьба была благосклонна к некоторым памятникам древней письменности. Так, копия "Книги Велеса" была сохранена русскими эмигрантами, копия "Боянова гимна" сохранилась в Отделе рукописей Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. И ныне они изданы..
Другие же памятники изымались и исчезали бесследно. Так, в прошлом веке в Санкт-Петербурге пропала целая библиотека рунических книг, принадлежавшая собирателю А.И. Сулакадзеву (и таинственной "Белой общине").
А в XX веке подделкой (причем XVI века!) были объявлены "половецкие" дощечки, т.н. "Лист Iвана Смери, половчапина". После объявления их поддельными они более не упоминались в научной литературе, и ныне нет возможности ознакомиться с сим памятником, несмотря на то, что любой документ, пусть даже (и тем более) XVI века, по закону почитается национальным достоянием.
Тому же умолчанию подвержены и находки археологов, которые не укладываются в общепринятую картину древней славянской истории. Так, обнаруженные еще в прошлом веке развалины Бужского языческого храма с надписями, рельефами ныне не изучаются, несмотря на то, что в специальной литературе они были упомянуты, причем таким авторитетом, как академик Б.Д. Греков. Почему? Именно из-за рельефов и рунических надписей.
И стоит ли удивляться тому, что по сию пору не умолкают споры о подлинности великого памятника русской культуры "Слова о полку Игореве". До сих пор не издана и не изучена единственная аутентичная пергаментная копия этого памятника, сделанная А. И. Бардиным. Причиной этого объявляется то, что он делал подделки в своей мастерской. Но сей пергамент, сделанный мастерски, причем не с первого издания, а с подлинной рукописи, должен считаться наиболее ранней и точной копией памятника?
Потому идут споры и вокруг ныне изданных памятников славянской ведической традиции. Ныне нас вновь пытаются убедить, что русским людям нечем гордиться, мол, ни в древности, ни ныне мы не создали ничего замечательного, а только учились у иноземцев.
Нам пытаются внушить, что сия традиция не имеет значения. Что будто бы вся наука выступает против подлинности древних славянских памятников. Люди с титулами и научными степенями утверждают с телеэкранов, что здесь нет предмета для исследований и что следует изучать только православную христианскую литературу.
Но вспомним, что в недавнем прошлом эти же люди выступали против христианской литературы. Именно за это они получали свои научные степени. Они всегда служили "генеральной линии", но не Правде.
А кто теперь определяет сию линию в отечественной науке? Не секрет, что теперь этим занимаются многочисленные зарубежные политологические центры. В частности, против "Книги Велеса" выступает У. Лакер, профессор Вашингтонского университета стратегических исследований (автор книги "Черная сотня", М, 1993). Против выступил и доктор антропологии и этнологии РАН В. А.
audiobaby.net
Русь изначальная. Откуда есть пошла русская земля
В связи с тем, что киевской власти вновь нужно отвлечь украинцев от внутренних проблем в стране, на новый виток вышли споры о языке и повалили псевдоисторические изыскания украинских «экспертов». Чего они только не нагородили, в приступе величайшего «патриотизма». Но порой очень интересно узнать, откуда все же появилась Русь и что было в те стародавние времена. Школьный учебник даёт слишком общие и расплывчатые сведения.
Итак, почему возникло само слово Русь и как оно превратилось в Россию. Широко известна версия, что такое название появилось от некой реки Рось, недалеко от Киева. Жителей окрестных земель звали росами, что потом трансформировалось в русов и далее в русских. Теорию «внутреннего» появления названия отстаивал Ломоносов, а впоследствии рьяно поддерживали советские историки. Вроде довольно логично. Но строить теории на созвучиях слишком опасно для истины. Дело в том, что эта река, существующая и сегодня, раньше называлась иначе: «Ръсь»! И жителей её берегов звали конечно не россами, а пршанами или поршанами.
Есть ещё несколько теорий, связанных с похожим произношением. Например, предполагают связь с цветом волос. Русы, то есть светловолосые, русые. Или от иранского рукс (рухс)-светлый. Так же имеются версии о переходе названия от более древних племён, живших на близких территориях, например в Приазовье. Либо по аналогии: пруссы-руссы. Но все эти версии и теории не столько подтверждаются источниками, сколько додумываются путём нужной интерпретации фактов. Однако, это не все.
Есть теория, условно называемая «норманской». Согласно ей, «русь» это всего лишь название одного из племён. Ещё со времён школы большинство помнит о призвании варягов на Русь, но история утверждает обратное! Если обратиться к «Повести временных лет», то мы увидим такие слова: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готы, — вот так и эти». Упоминание руси, именно как северного племени, присутствует и в других источниках, иностранных. Как же так получилось, что это название распространили на другой народ и оно дало имя нашей стране.
Для начала разберемся с самими варягами и их прибытием на земли славян. Между прочим, тогда они были «словѣнє», так что и тему с инсинуациями по поводу славы и тп., можно закрыть. Тот факт, что ряд восточнославянских племён действительно призвал варягов, в целом сомнения не вызывает. Но везде лишь упоминание о княжении и правом суде, а так ли это? Зачем вдруг свободные люди навязывают себе на шею некоего повелителя, да ещё не достойного соплеменника на эту роль выбирают, а зазывают неизвестного иноземца?! Звучит довольно нелепо. Но наши предки идиотами не были и конечно имели очень веские причины позвать варягов.
И причины эти легко понять, стоит только абстрагироваться от современных понятий и внимательней посмотреть на ту эпоху. Не просто князя звали, а князя и его дружину. Не просто дружину, а одних из лучших воинов того мира! И надо думать, Рюрика знали прекрасно, раз обратились именно к нему. Грубо говоря, славяне наняли самую крутую банду головорезов в известных им землях. Вероятно, что и сами «зазывалы» не раз имели возможность испытать на себе воинское умение Рюрика и его бойцов. Дело по тем временам самое обычное. Вот так, на землях кривичей, словен и чуди, появились грозные викинги племени русь, под командованием конунга Рюрика…
Собственно, только с этого момента и начинается история государства Русь, зародившего на севере. И тут мы подходим к одной щекотливой и неудобной теме. Строго говоря, князь славянам был совсем не нужен, даже в качестве военной силы. Поскольку никаких военных угроз на горизонте не просматривались даже в перспективе. А мелкие межплеменные разборки можно было и самостоятельно решить, ведь судя по всему, славяне тоже знали, с какой стороны за меч браться. И даже версия с охраной торговых путей и караванов не подходит, для этого наемники есть. Но все же позвали князя со всем родом, а зачем?
Остаётся лишь одна реальная причина-завоевание новых территорий! Вполне вероятно, что сначала попробовали сами, но «процесс не пошёл». А вот с приходом Рюрика дело сдвинулось, да ещё как! Следует понимать, что референдумов никто не проводил, затею с князем наверняка провернула правящая верхушка. Собственно, никому кроме них, Рюрик был не нужен. Имеются летописные свидетельства, что правителем он был не слишком добрым и имели место серьезные, кровопролитные восстания.
Освоились варяги быстро и начали присоединять все, до чего смогли дотянуться. Где-то в этих походах, мимоходом взяли и Киев. «Присоединение» территории мало походило на какую-то церемонию, а скорее было рэкетерским наездом. Подъезжают ребята, «конны и оружны» и громко объявляют: кому, какого числа и куда доставить дань. На этом все, расходитесь, товарищи. Если кто-то не понимал или обнаруживались «конкуренты», доставались мечи и происходило вразумление неразумных. Как уже говорилось выше, варяги были одними из лучших воинов мира, поэтому сопротивление если и было, удачных примеров в летописях не упомянуто. В это время ещё не существует никакой Руси, но викинги рванули в Византию…
Как метко подметили византийцы, русь поработила все близлежащие племена и устремила свои взоры к Византии. Первый набег был удачным. Ромеи были заняты войной и в тылу войск не оставили. Из первых письменных источников, упоминавших о вторжении, можно легко понять, что слово русь, летописцы применяют не по отношению к государству, а непосредственно к людям, напавшим на Византию. И они их однозначно отождествляют с викингами. Собственно, даже Вещий Олег на самом деле был Хлгом, а Игорь-Ингером. Именно так они записаны в западных, восточных и византийских источниках.
Имеет место любопытный момент. После первого набега (предположительно) в Константинополь прибывают послы от Рюрика. Чего-то там обговорили и попросили их отправить кружным путём, дескать разбойники лютуют и вообще дорога плохая. Добренький Феофил отправил этих послов со своими в империю франков. Но местный император сильно засомневался, что эти бравые ребята кого-то могут испугаться и разумно предположил, что никакие они не послы, а обычные шпионы. Высока вероятность, что именно так и было. Поэтому франк решил себя обезопасить и запер всех в клетку. Возможно спас свое государство от вторжения викингов с востока.
Это событие попало в хроники и знаменательно ещё и тем, что впервые появился термин «россы». Дело довольно простое, в византийской речи не было звука «у», поэтому русы и стали россами. А впоследствии и страну русов-росов, византийцы стали звать Россией. Так что и это название пришло к нам из-за рубежа. В летописях франков чётко отмечено, что к ним прибыли скандинавы из племени русь, по-византийски россы. Однако, сами франки их именовали русами. Стоит объяснить, откуда появилась вторая буква «С». Ответ так же простой. В латинском языке, при написании с одной буквой «S», получился бы звук «З» или «Ж». Поэтому не росы, а россы. Так и закончилось первое знакомство.
Новому ромеи совсем не обрадовались, прибыл Олег. Нужно отметить, что в этом походе, если верить Нестору и константинопольским летописцам, участвовали уже не одни варяги , а практически все славянские племена. И это событие стало переломным. В Византии постепенно стали называть россами всех, кто живёт под властью Олега. Ромеи справедливо полагали, что за Чёрным морем нет никакого государства и их довольно жестоко поправили мечами. Конечно, в Византии считали славян и россов варварами. Тогда же родилось и отождествление их со скифами, такими же варварами, ранее проживавшими в том же направлении. Сами славяне ничего не знали о скифах, но впоследствии, как и многие другие народы, пытались вывести свое происхождение от них.
С великим князем заключили великий мир. Но никто не вечен и Олег умер. Ставший самым главным Ингер (Игорь), собрал новое войско и по традициям викингов отправился грабить. Направлением выбрал Каспий. Средняя Азия вздрогнула, а русы появились в восточных хрониках. Причём, даже купцов они впоследствии различали, русь и славян не путали. Здраво рассудив, что мировую византийцы подписывали с Олегом, а не с ним, Ингер решил попотрошить и ромеев. Но на сей раз они были готовы и флот грабителей потопили. Вернувшиеся домой оправдывались, что подлые греки их предательски сожгли издалека. Но надо думать, что мечи по побережью все же погуляли изрядно. Византийцы ещё очень долго будут непременно справляться о здоровье дорогого Ингера. А когда узнали, что он решил пешим порядком довершить начатое, выслали ему столько даров, что войско повернуло домой… С этим событием связан ещё один любопытный эпизод. Некоторые византийцы называли это войско турками. Дело в том, что раньше, ромеи звали турками венгров. Это чтобы было понятнее, как обманчивы бывают созвучия.
Собственно, именно походы Игоря Рюриковича закрепили за всеми его славянами название «россы» и страну их назвали Россия. А где же русские, наконец?! А их вообще-то не существовало вплоть до ХХ века! Начнём с самой «Руси». Все мы помним еще со школы про Киевскую Русь. Но такого государства никогда не существовало. Это понятие ввели историки, надо же как-то обозначать. Существовали Киевская Русь, Новгородская Русь, Суздальская Русь и тд.. Само слово «Русь», по сути лишь обозначало некую область, которой правит прямой потомок Рюрика из племени русь и ничего больше.
Стоит упомянуть и «русичей». Данное слово встречается лишь в одном месте: «Слово о полку Игореве». К кому именно обращался князь понять сложно, но вряд ли он со всеми разговаривал. Логично будет предположить, что обращение «русичи» и «русици» (так в оригинале по два раза), Игорь делал к своей личной дружине, которая в то время еще наверняка состояла из одних потомственных варягов, то есть из воинов племени русь. Больше такого слова мы не находим нигде. «Русских» тогда попросту не существовало.
А как же тогда называли наших предков?! На Западе русинами или русаками (множественное число оставалось русь, аналогично чудь или весь), а те, кто перенял наследие Византии-россиянами или россиянцами, именно по отношению к народу и нации. Сами же себя называли роусами, а впоследствии россами или росами. Поэтому наша страна издавна справедливо зовется Россией, ведь и жили в ней всегда россы. Слово же «русские» использовалось исключительно в словосочетаниях «русские люди», «русская земля», «русский человек» и тд.. Изначально относившееся к конкретному племени, значение постепенно перешло на всех жителей России. А позже исчезло и обязательное второе слово. Вот так мы и стали русскими, живущими в России.
Подытоживая все вышесказанное, хочется дать ответ всем тем, кто использует историю в качестве инструмента нагнетания истерии и распространения идей национализма или сектантства. Славяне-язычники не были единой культурой и не несли общих традиций. Они были древлянами или кривичами, словенами или чудью, а не русскими. Население времён «Киевской Руси» были суздальцами или новгородцами, киевлянами или рязанами, а не русскими. Лишь гораздо позднее они все стали россиянами. Не русскими, а именно россиянами, ибо так они себя самоидентифицировали…
И напоследок, подарок украинским «историкам», слова из «Повести временных лет»: «Афетово же колѣно: Варязи, Свеи, Урмане, Готѣ, Русь, Аглянѣ, Галичанѣ, Волохове, Римлянѣ, Нѣмци…». Да, господа украинцы, даже в древности россияне ваш новый идол от Руси отделяли в отдельную нацию, простите за тавтологию. Не нужно насиловать историю, потому что рано или поздно история изнасилует вас!
Источник
hystory.mediasole.ru