Княгиня Ольга. Годы правления княгини ольги


Святая равноапостольная княгиня Ольга: житие, молитва

13 09 2015      Оля       3 комментария

икона святой ОльгиДля тех, кто хочет кратко узнать о принятии христианства на древней Руси, мы расскажем об святой равноапостольной княгине Ольге, повествуем ее краткую биографию, напомним об иконе святой Ольги и молитве к ней. «Корень православия», «Начальница веры», «Ольга Богомудрая», так называли великую княжну, равноапостольную святую Ольгу ( в крещении – Елену).

 

Как Ольга стала княгиней

Когда князь Игорь решил жениться, ему прислали во дворец самых распрекрасных красавиц, но не дрогнуло сердце князя, ни одна девушка не вызвала у него желание взять ее в жены себе. И вспомнил князь о встрече во время охоты в Псковской Ольга

губернии с дивной красоты девицей Ольгой, доказавшей свою целомудренность и недюжинный ум, и восхитившей князя. И послал за ней он князя Олега, и привезли во дворец девушку, и стала она женой князя, и совершила впоследствии множество подвигов во имя земли русской, и принесла она православие в языческую доселе страну, и славится она вовеки веков за свой подвиг.

Женившись, пошел на греков походом Игорь, а по возвращении узнал, что теперь отец он, и сын у него на свет появился, Святославом его назвали. Но не долго порадовался наследнику князь. Вскоре убит был он древлянами, которые понесли наказание от княгини Ольги многим числом убитых и городов поверженных.

Годы правления княгини Ольги

годы правления ОльгиПриняла на себя бразды правления Ольга до совершеннолетия Святослава, правила землей русской мудро, не как женщина, а как мужчина сильный и дальновидный, за что уважали Ольгу все и поклонялись ее мудрости, решительности и силе. Ольга укрепила Русь, установила границы, занималась обустройством хозяйственной и политической жизни в стране, твердо власть держа в женских своих ручках, и надежно страну обороняя от врагов, которые трепетали, услышав ее имя.

Враги боялись Ольгу, народ же русский любил ее, потому как доброй, справедливой и милостивой была, помогала неимущим, и на просьбы слезные и справедливые легко откликалась. При этом княгиня целомудрие берегла, и после смерти князя замуж не выходила, жила в чистом вдовстве. Когда Святослав вошел в возраст, отстранилась княгиня от власти, укрылась в Вышгороде, предаваясь делам благотворения, замещая лишь сына, когда он в походы отправлялся.

Русь росла, становилась крепкой, города строились, границы укреплялись, в войско русское со полной охотою вступали воины с других народностей, Русь великой державой при Ольге становилась. Ольга понимала, что хозяйственного устроения мало, нужно взяться за устроение религиозной жизни народа и покончить с язычеством.

О правлении Ольги можете посмотреть мультфильм, наглядно все, интересно показано.

 

Крещение Ольги

крещение княгини Ольги

Не зная еще христианской веры, великая княгиня и так жила по заповедям православным по наитию, и возжелала она поближе узнать о христианской вере, и с этой целью, соединив ее с дипломатической миссией, собрав военный флот для демонстрации величия своей державы, отправилась в Константинополь.Там Ольга пошла на богослужение, дабы посмотреть и прочувствовать истинного Бога, и сразу же согласилась на крещение, которое и приняла там. Патриарх Константинопольский Феофилакт, ее крестивший сказал пророческие слова:

«Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

В Киев Ольга уже вернулась, везя с собой иконы и богослужебные книги, твердо намеренная нести христианство в Русь языческую, избавляя их от идолов, и неся Свет Божественный погрязшим во грехах русичам. Так началось ее апостольское служение. Она начала воздвигать храмы, положила почитание Святой Троицы на Руси. Но не так все было гладко, как хотелось княгине — языческая Русь дико сопротивлялась, не желая уходить от своих жестоких и разгульных устоев жизни. Святослав тоже мать не поддерживал, и от языческих корней избавляться не желал. Матери правда, не сильно препятствовал поначалу, затем же стал храмы сжигать и гонения на христиан, принявших крещение по молитвам Ольга, усиливались. Даже самой княгине приходилось втайне у себя держать православного священника, чтобы не вызывать еще больших волнений среди языческого народа.

О крещении княгини Ольги можете посмотреть мультфильм из «Повести временных лет», весьма интересно все показано.

 

Язычество дико сопротивляется христианству

равноапостольная княгиня ОльгаНа смертном одре тоже до скончания проповедовала великая княгиня, стараясь повернуть к православию сына своего, Святослава. Плакал он, горевал за матерью, но от язычества уходить не желал, крепко сидело оно в нем. Но по воле Божьей, взрастила во внуке своем, Владимире княгиня веру православную, и продолжил дело бабушки своей святой Владимир, и крестил Русь языческую после смерти равноапостольной княгини, как и предсказывала блаженная Ольга, что Бог просветит людей русских, и многие святые воссияют на ней.

Чудеса по смерти княгини

Умерла княгиня 11 июля 969 г (24 июля по нашему стилю), и плакали по ней все люди горьким плачем. А в 1547 г. равноапостольная княгиня была канонизирована. И прославил ее Бог чудесами и нетлением мощей, которые перенесены при Владимире были в храм Успения Пресвятой Богородицы, которая по жизни много помогала и просветляла великую княгиню. Над гробницей святой Ольги было окошечко, и вот когда приходил кто с верою к ней, окошечко открывалось, и человек мог видеть сияние, исходившее от ее мощей, и получать исцеление. А кто без веры приходил, тому окошко не открывалось, мощи он даже видеть не мог, а лишь один гроб.

Духовной матерью стала всему христианскому народу великая равноапостольная княгиня Ольга, положив начало просвещению русского народа Светом Христовым.

 

Молитва святой равноапостольной княгине Ольге

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребываеши светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове.

В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях

    

novomoskovsk-ua.info

Княгиня Ольга

     Княгиня Ольга (в святом крещении Елена) почитается православной церковью святой и равноапостольной. Приняв христианство, она ненасильственными методами способствовала его распространению на Руси.

Согласно летописной традиции, Ольга была родом из Пскова и будучи правнучкой Гостомысла, приходилась родственницей правившего тогда на Руси Олега. В 903 г. ее выдали замуж за Игоря, сына Рюрика, будущего великого князя, которому в то время исполнилось 25 лет. Поскольку в 903 году она была еще маленькой девочкой, брак поначалу был номинальным.

Юность княгини пришлась на вторую половину правления Олега, период, отмеченный бурными событиями, в частности, походами на Византию и в Прикаспий. Около 913 г. Олег предпринял грандиозный поход к Каспийскому морю и разграбил Азербайджан, но на обратном пути, на Нижней Волге, на его ослабленное и перегруженное добычей войско напали мусульмане, находившиеся на службе у хазар, и перебили большую его часть. Видимо, именно тогда погиб и Олег, о смерти которого летописная традиция содержит противоречивые сведения. По крайней мере в Киев он больше не вернулся, и муж Ольги, Игорь Рюрикович, которому уже исполнилось 35 лет, стал полновластным правителем Руси.

О годах правления Игоря известно очень мало. В 914 г. ему пришлось покорять древлян, ранее подчинившихся Олегу. В следующем году он выступил против впервые появившихся в степях Причерноморья печенегов, однако на этот раз все обошлось мирно.

В 930 г. наметилось сближение Византии и Руси, и вскоре дружины русичей во главе с неким Хельгу (возможно, воеводой из клана уже покойного князя Олега) по соглашению с византийским императором Романом I захватили хазарский город Самкерц на Таманском берегу Керченского пролива, но были разбиты хазарским полководцем Песахом. В результате Игорь, видимо, под давлением хазар, вынужден был выступить против Византии. Предпринятый в 941 году морской поход на Константинополь закончился неудачно: византийцы сожгли его флот «греческим огнем».

Не смирившись с поражением, в 944 г. Игорь собрал новое войско и отправился на Византию. Но греческие посланцы встретили его на Дунае и, предложив дорогие подарки, заключили мир.

Далекие походы отвлекали Игоря от внутренних событий, и Ольга все более входила в дела управления государством. В те времена в Киеве было уже много христиан, которые при заключении мира с Византией в 944 г. присягали не возле идола Перуна на днепровской круче, как местные язычники, а в соборной Ильинской церкви на Подоле. Их отличали грамотность и широта кругозора, необходимые при ведении государственных дел. Поэтому Ольга в делах государства опиралась в основном на христиан, постепенно склоняясь к их вере.

В 942 г. у Игоря и Ольги родился сын Святослав. Видимо, он был у них не первым ребенком, однако в историю вошел только он.

Осенью 945 г. Игорь отправился за данью к древлянам, но поскольку дружина не удовлетворилась ее размером, князь вернулся в Древлянскую землю. Тогда возмущенные древляне убили Игоря.

Оставшись с малолетним сыном, Ольга первым делом должна была усмирить древлян. Летописец повествует о троекратной мести княгини древлянским послам. Сперва древляне решили предложить ей в мужья своего князя Мала, послав в Киев своих старейшин. Ладью, на которой приплыли послы, подняли на гору к княжескому дворцу, а потом их бросили в приготовленную заранее яму и живыми засыпали землей. Во второй раз послы древлян по приказу Ольги были сожжены в бане, когда мылись. А третье посольство отроки княгини перебили во время тризны, справлявшейся по Игорю.

После этих расправ княгиня в 946 г. послала в Древлянскую землю войско во главе с воеводой Свенельдом. Древляне заперлись в хорошо укрепленном городе Искоростене. Тогда Ольга пошла на хитрость: она пообещала отступить, взяв дань голубями от каждого дома. Хитроумная княгиня приказала подвесить к лапкам голубей тлеющие лучины и отпустить их. Птицы полетели обратно и город запылал. Сопротивление древлян было сломлено, и больше уже никто из данников Руси не восставал против Ольги. Фольклорные мотивы в этих летописных рассказах очевидны, но несомненно одно — древляне были сурово покараны.

Княгиня также извлекла уроки из обстоятельств гибели мужа. Она установила фиксированный объем дани с каждой земли и занялась устройством великокняжеских хозяйств и доходных промыслов. С этой целью в 947 г. она отправилась в поездку по Руси до Новгорода, устанавливая свои ловы и погосты. По всей земле был наведен порядок.

Укрепив свое положение внутри страны, Ольга перешла к активной внешней политике. Прежде всего ей следовало установить добрые отношения с двумя сильнейшими державами Европы: Византией и Германией. Согласно древнерусской летописи, в 955 г. вдова Игоря прибыла в Константинополь к императору Константину VII Багрянородному. Здесь она крестилась, причем византийский самодержец якобы был настолько очарован ею, что предложил руку и сердце, однако вынужден был довольствоваться ролью крестного отца.

И хотя этот рассказ имеет фольклорное происхождение, тем не менее факт визита Ольги в Царьград бесспорен: о нем подробно и обстоятельно пишет сам император Константин, принимавший ее в своем дворце. К сожалению, даты визита он не указывает, но из контекста следует, что визит состоялся либо в 946, либо в 957 г.

Вторая дата представляется более вероятной: княгиня могла оставить Киев, лишь вполне укрепив свою власть на Руси.

Поездка в Константинополь развеяла многие надежды княгини относительно развития партнерских отношений с Византией. Принимая ее, Константин подчеркнуто демонстрировал превосходство греческой империи над Русью, и хотя торговые соглашения были подписаны, Ольга возвратилась домой неудовлетворенной. В 959 г. она отправила посольство к немецкому королю Оттону I, претендовавшему на императорское достоинство. Согласно западным источникам, княгиня, именуемая Еленой, «королевой русов», просила прислать епископа. Ее просьба была удовлетворена. Ответное посольство во главе с Адальбертом прибыло в Киев в 961 г. Его целью, кроме прочего, было склонить княгиню к признанию церковного первенства Рима. Но усилия послов оказались тщетными, и через год посольство вернулось в Германию. Русь уже приобщилась к греческому христианству, однако место, отводимое ей Византией на международной арене, не устраивало княгиню.

Ольга проводила самостоятельный курс, без оглядки на Константинополь. Сделав окончательно выбор в пользу включения Руси в христианский мир, она добивалась для страны независимого статуса при равноправном положении в отношениях с Византией и Германией, с греческим Востоком и латинским Западом, определив этим общий характер внешней политики Киева на два последующих столетия.

Во время правления Ольги увеличилось строительство в Киеве. Старокиевская гора, где до этого времени был обширный могильник с древним капищем, постепенно превращалась в парадный дворцово-административный центр столицы. Уже в начале ее правления здесь стоял каменный княжеский терем, неподалеку от которого Ольга воздвигла каменный дворец с большой круглой башнеподобной пристройкой, украшенной фресковыми росписями и архитектурными деталями из мрамора и розового шифера. Это был тронный зал, где Ольга принимала своих бояр, подвластных князей и иностранных послов.

Создаваемый Ольгой новый дворцово-храмовый центр на Старокиевской горе следовало укреплять. В 968 г., когда Святослав воевал на Балканах, княгиня с внуками выдержала в Киеве печенежскую осаду. Вероятно, система укреплений, в научной литературе прошлых лет получившая название «города Владимира», заложена была при Ольге.

Между тем подрастал Святослав, жаждавший побед и воинской славы. Мать убеждала его принять христианство, но он, как и его дружинники, был верен язычеству. Летописец сообщает, что этим он огорчал мать.

В 964 г. Святослав официально занял престол. Но почти все время проводя в походах, молодой князь редко бывал в своей столице, практически не занимаясь управлением страной. Поэтому Ольга до конца своей жизни фактически управляла Русью. При этом она не возражала против расширения владений Руси на восток, однако была категорически против войны с Византией, справедливо полагая, что добром для сына это не кончится.

11 июля 969 г. Ольга умерла. Ее погребли по христианскому обряду.

Правление Ольги было решительным поворотом в истории Киевской Руси. Страна обрела упорядоченное управление, начав интегрироваться в политическую систему христианского мира. Христианство получило мощный импульс для распространения среди местных язычников. Два десятилетия после смерти княгини велась ожесточенная борьба между христианской и языческой партиями, завершившаяся победой христианства при внуке Ольги Владимире.

smartwebsite.ru

Княгиня Ольга - это... Что такое Княгиня Ольга?

Княги́ня О́льга, в крещении Еле́на († 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение:[1]

Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.

Биография

Происхождение

Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Пскова.

Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой[2]. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga[3]. Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых 1-й половиной X века.[4]

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга»[5]. Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги:

«Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».

Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение Нового Владимирского Летописца[6] («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу»[7].) и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора Нового Владимирского Летописца перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

Брак и начало правления

По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись[8] и Новгородская летопись[9] по списку П. П. Дубровского сообщают о 10-летнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (2-я половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгореся желанием» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода[10]XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге недатированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Месть древлянам

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

  • 1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти».
  • 2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
  • 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
  • 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном[11].

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Правление Ольги

Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги.

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 г. Ольга осуществила серьёзные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») — «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (гл. 9), написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.

Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем»[12]. Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии». Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959—963 гг.) упомянул в составе византийского войска русов.

Точно неизвестно, когда именно Святослав начал самостоятельно править. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964 году.

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом:

«Пришли к королю [ Оттону I ], — как потом оказалось, лживым образом — послы Елены королевы Ругов [Helenas reginae Rugorum], которая при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе, и просили посвятить для своего народа епископа и священников».

Таким образом, в 959 году Ольга (в крещении Елена) официально рассматривалась как правитель Киевской Руси.

Убеждённому язычнику Святославу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона:

«962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».

Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря.

Святослав находился всё время в военных походах на соседей Киевской Руси, передоверяя матери внутреннее управление государством. Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из Болгарии Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться надолго в Киеве. Когда он в следующем году собрался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его:

«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу"[1].

Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти княгини Ольги: 11 июля 969 года.

Крещение Ольги и церковное почитание

Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве. М. В. Нестеров, 1892.

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «Церемонии», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945 году. По версии историка Г. Г. Литаврина визит, описанный Константином, состоялся на самом деле в 946 году, а крещение состоялось во время 2-го визита в Константинополь в 954 или 955 годах[13]. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги (как и о целях её визита), и более того, в свите княгини был назван некий священник Григорий[14], на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в Константинополе в 950-х годах:

«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой»[15].

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт, возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых рук.

Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина), и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Скорее всего, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Св. Ильи в Киеве в русско-византийском договоре 944 года.

В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века[16]. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

Память равноапостольной Ольги празднуется Православными Церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 11 июля.

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Историография по Ольге

Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «O церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов. Глеб мог быть сыном Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.

Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о неком русском князе Олеге, ставшим в 940 году последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949 году. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.

О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.

Память о Святой Ольге

  • Житие называет Ольгу основательницей города Пскова. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.
  • Ордена:
  • В Киеве, Пскове и городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге.

Литература

Княгиня Ольга на современной украинской монете
  • Антонов Александр. Роман «Княгиня Ольга».
  • Борис Васильев «Ольга, королева русов»
  • Виктор Грецков. «Княгиня Ольга — болгарская принцесса».
  • Михаил Казовский «Дочка императрицы».
  • Кайдаш-Лакшина С. Н. «Княгиня Ольга».

Кинематограф

  • «Легенда о княгине Ольге», СССР, 1983.
  • «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой», Россия, 2005.

Первоисточники

Примечания

  1. ↑ 1 2 «Повесть временных лет», год 969.
  2. ↑ На месте деревни Выбуты осталось селище (культурный слой) и многочисленные местные топонимы, связанные с именем Ольги. Один из них, Ольгина Гора в районе Выбут, упоминается в 1394 году в связи с конфликтом псковичей и новгородцев.
  3. ↑ Византийский император Константин Багрянородный, лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга.
  4. ↑ Погребальные камеры выбутских сопок, напоминающие гробницы Бирки. Обнаружены скандинавские ланцетовидные копья и фибулы. А. А. Александров. Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы в Псковской земле // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. СПб., 1994. С. 22-31.: [1]Статья «О княгине Ольге и основании Пскова».: датировка псковских фибул.
  5. ↑ Пискаревский летописец, Полное собрание русских летописей, т. 34, М., 1978, стр. 31
  6. ↑ Рукописный сборник «Новый Владимирский Летописец» относят к XV веку. Обнаружен архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887. Является одним из поздних списков «Повести временных лет» с изменениями, внесёнными переписчиком.
  7. ↑ [2]
  8. ↑ Современные историки считают сведения Устюжской летописи, отличные от ПВЛ, следами литературного творчества XV—XVI вв. См. [3].
  9. ↑ Новгородский летописный свод XVI века. Принадлежала П. П. Дубровскому (1754—1816): [4]
  10. ↑ Начальный свод сохранился в виде фрагментов в более поздних летописях. На его основе составлялась, в том числе, «Повесть временных лет».
  11. ↑ Снорри Стурлусон, «Круг Земной», Сага о Харальде Суровом
  12. ↑ ПВЛ, год 955.
  13. ↑ Литаврин Г. Г., К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги
  14. ↑ Историки считают Григория выходцем из Болгарии. Как правило, в свите людей, принявших решение о крещении, присутствовало духовное лицо, которое способствовало принятию такого решения.
  15. ↑ Иоанн Скилица, 240.
  16. ↑ Память указана в Прологах XIII—XIV вв. — РГБ. Рум. № 319; РГАДА. Син. тип. № 168 : См. [5].

Ссылки

 

 

Wikimedia Foundation. 2010.

biograf.academic.ru

Хронология событий в период правления Ольги

Хронология событий

  Около 893 г. Рождение Ольги в Выбутовской веси на Псковской земле.

  903 г. Упоминание в "Повести временных лет" о браке Игоря и Ольги.

  907 г. Поход князя Олега на Константинополь. Заключение русско-византийского договора о мире и разрешении беспошлинной торговли для русских купцов в Константинополе.

  911 г. Заключение письменного русско-византийского договора "о мире и любви".

  912 г. Кончина великого князя Киевского Олега. Начало княжения в Киеве Игоря Рюриковича.

  913 г. Племя древлян отпало от власти князя Киевского Игоря.

  914 г. Поход Игоря на древлян и наложение на них новой дани.

  Позднее 914 г. Игорь передает право сбора дани с древлян воеводе Свенельду. Этим недовольна киевская дружина.

  915 г. Первое летописное упоминание о походе печенегов на Русь. Заключение мира между печенегами и князем Игорем.

  920 г. Поход князя Игоря на печенегов.

  922 г. Поход Игоря на уличей и наложение на них дани.

  Около 940 г. Рождение у князя Игоря и Ольги сына Святослава.

  Начало 940-х гг. Княжение малолетнего Святослава в Великом Новгороде.

  941 г. Поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся полным разгромом русского флота и большими потерями во время возвращения войска руссов на родину.

  942 г. Поход князя Игоря на древлян и их усмирение.

  944 г. Поход князя Игоря в союзе с печенегами на Византию. Заключение русско-византийского мирного договора. Упоминание в тексте договора княгини Ольги и ее сына Святослава.

  944 г. Поход князя Игоря в Древлянскую землю за данью.

  945 г. Убийство князя Игоря древлянами. Начало княжения Ольги в Киевской Руси.

  946 г. весна - Приезд древлянских послов в Киев с намерением сватать Ольгу за князя Мала. Расправа Ольги с древлянским посольством.

  946 г. лето - Прибытие в Киев к Ольге "лучших мужей" Древлянской земли. Сожжение древлянских сватов по приказу Ольги.

  946 г. конец лета - Третья месть Ольги древлянам. Убийство представителей древлянских родов во время тризны по Игорю.

  946 г. Поход киевского войска во главе с воеводой Свенельдом вместе с княгиней Ольгой и княжичем Святославом в Древлянскую землю. Осада, взятие и сожжение Искоростеня. Убийство городских старейшин. Завершение войны с древлянами. Наложение на них "дани тяжкой".

  947 г. Объезд княгиней Ольгой волостей Киевской Руси. Учреждение погостов и становищ для сбора дани в бассейне Меты и Луги и по Днепру и Десне. Определение твердого размера дани с подвластных племен.

  Середина X в. Переселение половцев в степи Причерноморья и на Кавказ.

  Середина X в. Присоединение к Киевскому княжеству земли тиверцев.

  Середина X в. Обособление Полоцкого княжества.

  Середина X в. первое упоминание в летописи Вышгорода - города, к северу от Киева.

  2-я пол. X в. Образование Владимиро-Волынского княжества.

  954 г. Участие византийцев (совместно с русскими) в сражении под Ал-Хадасом.

  955 г. Летописное указание на путешествие Ольги в Константинополь.

  957 г. 9 сентября - Прием княгини Ольги в Константинополе византийским императором Константином VII Багрянородным.

  957 г. не позднее 18 октября - Крещение княгини Ольги в Византии.

  959 г. осень - Сообщение немецкой хроники о посольстве княгини Ольги к германскому королю Оттону I с просьбой о направлении католического епископа на Русскую землю.

  Ранее 962 г. Прибытие в Киев немецкого епископа Адальберта с целью обратить руссов в католичество. Изгнание епископа и его свиты из Киева. Недовольство приверженцев язычества политикой Ольги в Киеве. Отстранение Ольги от непосредственного управления страной.

  964 г. Начало государственной деятельности князя Святослава Игоревича.

  964 г. Война князя Святослава против вятичей.

  965 г. Начало военных действий князя Святослава против Хазарского каганата. Восточный поход Святослава против волжских булгар и буртасов. Взятие Святославом столицы Хазарии - Итиля. Завоевание земли ясов. Разгром крепости хазарской Саркел. Рост влияния Киевской Руси в Северном Причерноморье.

  965 г. Обретение Волжской Булгарией независимости от хазар.

  966 г. Новый поход Святослава на вятичей и возложение на них дани.

  966 г. Прибытие к князю Святославу византийского патрикия Калокира с целью убедить его выступить против Болгарского царства.

  968 г. август - Нападение русского войска во главе со Святославом на Дунайскую Болгарию. Святослав покоряет 80 болгарских городов и принимает решение о переносе столицы завоеванной им державы в Переяславец-на-Дунае.

  969 г. весна - Осада Киева печенегами. Ольга, находясь в осажденном городе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром, проявляет мужество и выдержку. Прибытие князя Святослава на Русь.

  969 г. 11 июля - Смерть княгини Ольги.

  Около 999 г. Перенесение мощей княгини Ольги ее внуком, князем Владимиром Святославичем в церковь Пресвятой Богородицы в Киеве.

www.othist.ru

Княгиня Ольга - это... Что такое Княгиня Ольга?

Княги́ня О́льга, в крещении Еле́на († 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение:[1]

Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.

Биография

Происхождение

Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Пскова.

Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой[2]. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga[3]. Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых 1-й половиной X века.[4]

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга»[5]. Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги:

«Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».

Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение Нового Владимирского Летописца[6] («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу»[7].) и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора Нового Владимирского Летописца перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

Брак и начало правления

По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись[8] и Новгородская летопись[9] по списку П. П. Дубровского сообщают о 10-летнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (2-я половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгореся желанием» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода[10]XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге недатированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Месть древлянам

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

  • 1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти».
  • 2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
  • 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
  • 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном[11].

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Правление Ольги

Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги.

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 г. Ольга осуществила серьёзные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») — «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (гл. 9), написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.

Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем»[12]. Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии». Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959—963 гг.) упомянул в составе византийского войска русов.

Точно неизвестно, когда именно Святослав начал самостоятельно править. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964 году.

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом:

«Пришли к королю [ Оттону I ], — как потом оказалось, лживым образом — послы Елены королевы Ругов [Helenas reginae Rugorum], которая при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе, и просили посвятить для своего народа епископа и священников».

Таким образом, в 959 году Ольга (в крещении Елена) официально рассматривалась как правитель Киевской Руси.

Убеждённому язычнику Святославу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона:

«962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».

Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря.

Святослав находился всё время в военных походах на соседей Киевской Руси, передоверяя матери внутреннее управление государством. Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из Болгарии Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться надолго в Киеве. Когда он в следующем году собрался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его:

«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу"[1].

Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти княгини Ольги: 11 июля 969 года.

Крещение Ольги и церковное почитание

Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве. М. В. Нестеров, 1892.

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «Церемонии», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945 году. По версии историка Г. Г. Литаврина визит, описанный Константином, состоялся на самом деле в 946 году, а крещение состоялось во время 2-го визита в Константинополь в 954 или 955 годах[13]. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги (как и о целях её визита), и более того, в свите княгини был назван некий священник Григорий[14], на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в Константинополе в 950-х годах:

«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой»[15].

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт, возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых рук.

Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина), и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Скорее всего, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Св. Ильи в Киеве в русско-византийском договоре 944 года.

В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века[16]. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

Память равноапостольной Ольги празднуется Православными Церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 11 июля.

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Историография по Ольге

Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «O церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов. Глеб мог быть сыном Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.

Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о неком русском князе Олеге, ставшим в 940 году последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949 году. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.

О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.

Память о Святой Ольге

  • Житие называет Ольгу основательницей города Пскова. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.
  • Ордена:
  • В Киеве, Пскове и городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге.

Литература

Княгиня Ольга на современной украинской монете
  • Антонов Александр. Роман «Княгиня Ольга».
  • Борис Васильев «Ольга, королева русов»
  • Виктор Грецков. «Княгиня Ольга — болгарская принцесса».
  • Михаил Казовский «Дочка императрицы».
  • Кайдаш-Лакшина С. Н. «Княгиня Ольга».

Кинематограф

  • «Легенда о княгине Ольге», СССР, 1983.
  • «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой», Россия, 2005.

Первоисточники

Примечания

  1. ↑ 1 2 «Повесть временных лет», год 969.
  2. ↑ На месте деревни Выбуты осталось селище (культурный слой) и многочисленные местные топонимы, связанные с именем Ольги. Один из них, Ольгина Гора в районе Выбут, упоминается в 1394 году в связи с конфликтом псковичей и новгородцев.
  3. ↑ Византийский император Константин Багрянородный, лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга.
  4. ↑ Погребальные камеры выбутских сопок, напоминающие гробницы Бирки. Обнаружены скандинавские ланцетовидные копья и фибулы. А. А. Александров. Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы в Псковской земле // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. СПб., 1994. С. 22-31.: [1]Статья «О княгине Ольге и основании Пскова».: датировка псковских фибул.
  5. ↑ Пискаревский летописец, Полное собрание русских летописей, т. 34, М., 1978, стр. 31
  6. ↑ Рукописный сборник «Новый Владимирский Летописец» относят к XV веку. Обнаружен архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887. Является одним из поздних списков «Повести временных лет» с изменениями, внесёнными переписчиком.
  7. ↑ [2]
  8. ↑ Современные историки считают сведения Устюжской летописи, отличные от ПВЛ, следами литературного творчества XV—XVI вв. См. [3].
  9. ↑ Новгородский летописный свод XVI века. Принадлежала П. П. Дубровскому (1754—1816): [4]
  10. ↑ Начальный свод сохранился в виде фрагментов в более поздних летописях. На его основе составлялась, в том числе, «Повесть временных лет».
  11. ↑ Снорри Стурлусон, «Круг Земной», Сага о Харальде Суровом
  12. ↑ ПВЛ, год 955.
  13. ↑ Литаврин Г. Г., К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги
  14. ↑ Историки считают Григория выходцем из Болгарии. Как правило, в свите людей, принявших решение о крещении, присутствовало духовное лицо, которое способствовало принятию такого решения.
  15. ↑ Иоанн Скилица, 240.
  16. ↑ Память указана в Прологах XIII—XIV вв. — РГБ. Рум. № 319; РГАДА. Син. тип. № 168 : См. [5].

Ссылки

 

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dal.academic.ru