Князь Игорь, биография и правление. Князь игорь кто такой


Рождение империи.Сайт писателя Сергея Шведова

АВТОРСКИЙ САЙТ ПИСАТЕЛЯ СЕРГЕЯ ШВЕДОВА

КНЯЗЬ ИГОРЬ

(912 - 945 гг.)

Если верить Нестору, князь Игорь, сын Рюрика, княжил 33 года (912-945). А если учесть, что после смерти Рюрика(879 г) Игорь был совсем младенцем, то в год прихода к власти ему исполнилось 35 лет. Известно из летописи, что он женился в 903 году на псковитяне Ольге, из чего был сделан, на мой взгляд, совершенно неверный вывод, что она была его единственной женой и матерью двух его сыновей, младший из которых, Глеб, был рожден в год смерти отца, а старший, Святослав, четырьмя-пятью годами ранее. Даже если учесть, что Ольгу выдали замуж за Игоря в четырнадцатилетнем возрасте, то все равно в год рождения первенца ей было далеко за пятьдесят. Странно здесь то, что Великий князь Киевский ждал потомства целых тридцать семь лет. Добро бы он был христианином, но ведь для язычника этот вопрос решался просто – он мог взять и вторую, и третью, и четвертую жену. Как это сделал его внук Владимир до того, как стал христианином. Вся эта история кажется тем более странной, что Ольга после смерти мужа, согласно все той же летописи, пленяет своей красотой не только древлянского князя Мала, но и византийского императора Константина Багрянородного. И это в возрасте семидесяти лет. Вот уж воистину неувядаемая красота! Все эти странности разъясняются, если предположить, что у Игоря было две жены: первая – язычница Ольга из Пскова(Плескова) и вторая – христианка Елена из болгарского города Плиски. Видимо, это созвучие в названии городов и породило миф о язычнице Ольге, крестившейся в Константинополе и получившей при крещении имя Елены. Мифе, к слову, давно опровергнутом все тем же Константином Багрянородным, оставившим довольно подробное описание визита княгини русов в Константинополь, но ни словом не упомянувшим ни о крещении последней, ни о собственном сватовстве к ней. Наоборот, византийский император утверждает, что княгиня Елена была христианкой и даже называет имя ее духовника, привезенного в Византию, - отец Григорий. Все это позволяет мне предположить, что наследник у Игоря все-таки имелся и рожден он был именно первой женой, Ольгой из Пскова. О старшем сыне Игоря мы еще будем говорить, а пока вернемся к обстоятельствам смерти его предшественника Вещего Олега. Вот что пишет по поводу этого князя Вернадский:

«Согласно «Повести временных лет», князь Олег умер в 913 г. (возможно, в 912 г.). Кажется возможным, что удачно завершив свои переговоры с Византией и получив Черное море для русской торговли, он обратил свое внимание на Каспийское море и Транскавказский регион. Предпосылкой для этого было тесное взаимодействие между Киевской Русью и тмутараканскими русскими. В 909 – 910 гг. шестнадцать русских кораблей, предположительно посланных тмутараканским каганом, появились на южных берегах Каспийского моря. Русские попытались высадиться в Ензели, но были отбиты . Со всей очевидностью это была разведывательная экспедиция, за которой должна была последовать действительная кампания, подготовка к которой началась сразу же после первой.»("Киевская Русь")

По мнению Вернадского, после смерти Олега, эту экспедицию возглавил было Игорь, который уже сосредоточил значительную часть своего войска в Тьмутаракани, но восстание древлян заставило его срочно вернуться в Киев. Тем не менее, поход состоялся:

« Русские поднялись вверх по Дону к волжскому волоку и вниз по Волге спустились к Каспию. Они получили разрешение хазарского кагана на экспедицию в обмен на обещание поделить трофеи. Русские разграбили юго западные берега Каспийского моря, используя Апшеронский полуостров (регион Баку) в качестве базы для сохранения трофеев. Они поддерживали базу в течение нескольких месяцев, после чего на тяжело нагруженных награбленными вещами судах направились домой. Несмотря на отданную кагану установленную соглашением долю добычи, в устье Волги они были коварно атакованы его гвардией и полностью разбиты. Согласно Масуди, около тридцати тысяч русских погибли и лишь некоторые уцелели (914 г.)»("Киевская Русь")

Но, во-первых, поход начался в 913 году, когда древляне еще не помышляли о мятеже, а во-вторых, сам этот поход нужен был Олегу, мечтавшему наладить торговые отношения с арабами, (смотрите статью "Князь Олег"), но отнюдь не Игорю, только-только добравшемуся до великого стола. Между прочим, за этот стол ему пришлось бороться с сыном все того же Вещего Олега, о чем упоминают летописцы. Я полагаю, что этот неудачный поход возглавил сам Олег, который, по одной из версий его смерти, погиб именно в Закавказье. Эту версию я использовал в своем романе «Сын Чернобога», так что желающие могут с ней ознакомиться. Вполне вероятно, что Игорь должен был подстраховать Олега при его возвращении, поскольку искушенный старый князь вряд ли доверял слову хазарских беков, но поддержки от племянника он не получил. Возможно, этому помешало восстание древлян, но не исключен и другой вариант – Игорь не был заинтересован в триумфальном возвращении Вещего князя.

Так или иначе, но Игорь утвердился на киевском столе, одолел древлян и обложил их данью, гораздо больше той, что они платили Олегу. Более того, он отразил нашествие печенегов, заключив с ними мир. Скорее всего, главным аргументом, склонивших беспокойных степняков к миролюбию, оказалась дружина Игоря. Тем не менее, богатый Киев, видимо, не давал покоя вождям печенегам, и в 920 году у нового Великого князя вновь возникают проблемы. В летописи этому событию посвящается одна короткая строка, однако, судя по всему, за ней скрывается события незаурядные. Во всяком случае, так полагает Лев Прозоров:

«А ещё пять лет спустя в летописи появляется скромная строчка «Игорь воеваша на печенегов». И всё. И ничего более, кроме того, что двадцать четыре года — целое поколение — спустя Игорь мог «повелеть» печенегам, и те покорно повиновались. Кроме того, что напасть на Русь печенеги решились впервые ещё двадцать четыре года спустя — в 968 году. Вспомним Феофилакта Болгарского. Можно вспомнить и византийца Кедрина, писавшего, что печенеги не знают договоров, смеются над клятвами и почитают лишь силу. Как надо было разбить это племя, чтобы два поколения из памяти степняков не изгладились три страшных слова: Киев, Русь, Игорь? И не просто разбить. Обратите внимание — Игорь «воевал на печенегов». Не отбил набег. Даже не разгромил нашествие. Пошел на них. Значит — в степь. И победил. Араб Ибн Хаукаль называет печенегов «острием в руках русов», которое те обращают, куда захотят. Его земляк Аль Масуди называет — при Игоре! — Дон «Русской рекой», а Чёрное море «Русским, потому что по нему, кроме русов, никто не смеет плавать». Византиец Лев Диакон называет Босфор Киммерийский (нынешнюю Керчь) той базой, откуда Игорь водил на Византию свои ладьи, куда возвращался из походов. Из договора с Византией 944 года явствует, что Игорь контролировал и устье Днепра, и проходы в Крым из степи. » («Святослав»)

Судя по всему, Игорь действительно был незаурядным полководцем и государственным деятелем. Причем явно недооцененным нашей исторической наукой. Причиной тому странные, мягко так скажем, обстоятельства гибели Великого князя Киевского, характеризующего его как человека жадного и даже глуповатого. Но я бы не стал торопиться с выводами. О смерти Игоря мы еще будем говорить, а пока самое время назвать имя человека, сыгравшего роковую роль не только в его судьбе, но и в судьбе его сына Святослава. Речь идет о варяге Свенельде. Впервые это имя упоминается в летописи в конце 930 года. Вот что пишет по этому поводу академик Рыбаков:

«Появление в Киеве нанятых Игорем варяжских отрядов следует датировать самым концом 930-х годов, когда упоминается варяжский воевода Свенельд. Для содержания наемников Игорь определил дань с древлян и уличей, что вызвало войну этих племенных союзов с Киевом. Уличский город Пересечен (у Днепра) три года сопротивлялся Игорю, но тот наконец "примучи Уличи, възложи на ня дань и вдасть Свенделду". Эту фразу часто понимают как пожалование, передачу права сбора дани, но грамматическая форма фразы позволяет понять ее только в одном смысле: дань, полученную Игорем, он, Игорь, отдал Свенельду в 940 году. Исключить участие варяжских воинов в сборе древлянской или уличской дани нельзя, но речь идет о правовой стороне. Когда пятью годами позже Игорь отправился собирать древлянскую дань сам, летописец ни одним намеком не показал, что этим попираются права Свенельда. У варяга их просто не было: он получал содержание, а не бенефиций.» («Рождение Руси»)

Свенельда обычно называют скандинавом. А кем он еще может быть с таким именем? При этом почему-то забывают, что скандинавы приняли христианство еще позднее, чем жители Древней Руси, однако, если верить летописям, большинство варягов, приходивших на Русь во времена Игоря, были христианами. Они приносили клятву в церкви святого Ильи, тогда как сам Великий князь делал это в капище Перуна. Речь идет о договоре, заключенном между Русью и Византией после второго похода Игоря в пределы империи, о котором речь еще впереди. Таким образом можно с уверенностью заявить, что Великий князь киевский приглашал наемные дружины вовсе не из Скандинавии, а из областей южнобалтийских и полабских, подвергшихся насильственной христианизации еще во времена Карла Великого. Именно поэтому я и делаю вывод, что «Свенельд», это изначально не имя, а титул – Светлый лэд. Лэдами в империи франков называли вассалов, наделенных землею.(Подробно я пишу об этом в статье "Рюрик" , а потому не буду здесь повторяться) Что же касается слова «свет», то балтийские славяне произносили его как «свент». Отсюда «Свентовит» и «Свентислав». В Киеве титул Светлый лэд вполне мог превратиться в имя собственное «Свенельд», под которым его носитель и попал в летописи. К воеводе Свенельду мы еще вернемся, а пока продолжим рассказ о нашем главном герое.

«Повесть временных лет» не содержит практически никакой информации о деятельности Игоря в промежутке между 920 и 940 годами, однако по данным других источников, часть из которых уже приводилось выше, Великий князь Киевский отнюдь не сидел сложа руки и к началу сороковых годов контролировал огромную территорию, включая правобережье Дона, Тьмутаракань и значительную часть Крыма. Именно из Крыма Игорь совершил свой первый поход на Византию. Вот что пишет об этом Вернадский:

«Малая Азия была в это время частью Византийской империи. Причины разрыва Игоря с греками неизвестны; его морская экспедиция в Анатолию в 941 г. очевидно была совместной операцией киевских и тмутараканских русских. «Письмо хазарского еврея» упоминает имя «Халгу, король русских» в связи с русской войной против греков и последующим «выводом» русских в «Персию» (Транскавказье) . Согласно моему предположению, Халгу или Олег был сыном Игоря. Он не мог быть князем Киевской Руси, поскольку киевский стол принадлежал самому Игорю. Поэтому мы можем предположить, что он был князем, или каганом, тмутараканских русских. Русские высадились на побережье Анатолии на Черном море и разграбили византийские провинции Вифинию и Пафлагонию, продвигаясь на запад до Никомедии, до того момента, как византийским полководцам удалось собрать достаточное войско для отражения агрессоров. Когда последние добрались до своих судов, их флотилия была атакована византийской морской эскадрой и легко побеждена при помощи знаменитого «греческого огня» . Оказывается, что в то время, как сам Игорь вернулся в Киев, большая часть тех, кто остался от русской армии, двинулась в Тмутаракань, откуда двумя годами позже они предприняли кампанию против Транскавказа.» ("Киевская Русь")

По моему мнению, Вернадский прав в своих предположения по поводу Тьмутараканского князя. Это многое объясняет и в поведении самого Игоря и в поведении тьмутараканских русов, которые выступают в этот период не столько как союзники Игоря, сколько как его вассалы. Трудно, однако, сказать, был ли согласован с Великим князем поход тьмутараканцев на город Бердаа(территория современного Азербайджана), подробно описанный в арабской хронике Ибн Мискавейха и закончившейся трагически. Скорее да, чем нет. Он был продолжением политики, основы которой были заложены еще Вещим Олегом. Киевская Русь превращалась в мощное государство и пыталась навязать свою волю не только византийцам и хазарам, но и арабам. В походе на Бердаа погиб не только сын Великого князя Киевского, но и значительная часть его дружины. Любого другого правителя две страшные неудачи могли бы повергнуть в уныние, но только не Игоря. Он пополняет свою поредевшую дружину за счет новой партии наемников-варягов, мобилизует уличей, тиверцев, печенегов и уже летом 944 года появляется на берегах Дуная. Здесь его уже поджидают посланцы византийского императора с предложением мира. На подарки для предводителей похода византийцы тоже не поскупились. Похоже, Игорь не был уверен в надежности новых наемников из Вагрии, тем более, что их предводители недвусмысленно заявили на собранном Великим князем совете о готовности получить с императора богатые дары, не пролив при этом ни капли крови. Наверняка свою роль сыграла и еще не выветрившаяся из голов бояр Игоря память о греческом огне. Так или иначе, но договор с Византией был заключен и богатые дары обрели своих новых хозяев.

И здесь нам вновь придется вернуться к Свенельду. Дело в том, что после неудачного первого похода в Византию Игорю нечем было расплатиться с наемниками, но он, как ему казалось нашел блестящий выход из трудного положения, на поверку оказавшегося для него роковым. Вот что пишет об этом академик Рыбаков:

« В 942 году после разгрома русского войска греками, может быть, как компенсацию варягам, участвовавшим в злосчастном походе, варяжский воевода получил древлянскую дань, что вызвало ропот киевской дружины: "Се дал еси единому мужеви много". Киевляне начали завидовать варягам: "Отроци Свенельжи изоделися суть оружием и пърты, а мы - нази. Да пойди, къняже с нами в дань - да и ты добудеши и мы". После заключения договора 944 года, упрочившего позиции Руси, потребность в варяжском наемном войске значительно уменьшилась (Игорь княжит "мир имея к всем странам"), и осенью 945 года киевский князь вернул землю древлян в прежнюю систему своего киевского полюдья, когда князь начинал свой круговой объезд именно с древлян.»("Рождение Руси")

Именно полюдье 945 года и стало причиной смерти Великого князя. А обстоятельства этой смерти наводят на размышления, не весьма лестные для его дружины. Ведь полюдье, да еще в земле древлян, весьма недружелюбно настроенных к князю Киевскому, предприятие далеко не безопасное. Тем не менее, Игорь почему-то отпускает большую часть своей дружины, решив с малой свитой вернуться в только что обобранную землю. Поступок не столько корыстолюбца даже, сколько глупца. Согласно «Повести временных лет», разъяренные несправедливостью и жадностью Игоря древляне убили князя, разорвав его на две части с помощью берез. Сюжет классический, известный практически всем по учебникам истории и абсолютно нереальный, если исходить из обычаев той поры. Дружинники не могли, не имели права оставить князя в чужой земле и отправиться в Киев просто потому, что он им это приказал. Тем не менее, летописец почему-то охотно верит дружинникам, покинувшим Игоря и вернувшимся в Киев. Верит им и княгиня Ольга, супруга убитого князя, жестоко и поспешно отомстившая древлянам за его смерть. Слишком жестоко и слишком поспешно. И поведение древлян в этой связи выглядит странно. Они почему-то не чувствуют за собой вины. И совершенно не бояться мести киевлян. Да Игорь убит, но ведь дружина его цела и по обычаям того времени просто обязана отмстить за своего князя. Тем не менее, Древлянский князь Мал, выведенный в летописи простодушным балбесом, не отмыв руки после смерти Великого князя, сватается к его вдове. Надо быть либо уж очень большим циником и мерзавцем в его положении, либо ни в чем не повинным человеком. Вряд ли древляне любили князя Игоря, но его смерть не принесла им никакой выгоды. И не могла принести. Зато был человек, которого смерть Великого князя вознесла на самую вершину власти. Я имею в виду воеводу Свенельда, который привел большую часть дружины Игоря в Киев, и со слов которого безутешные киевляне узнали о злой участи своего верховного правителя. Между прочим, это тот же воевода Свенельд, который «потерял» где-то у днепровских порогов другого великого князя, Святослава, и при совершенно сходных обстоятельствах. Странно, что этот персонаж до сих пор не вызвал к себе пристального внимания историков. Ибо после смерти Игоря он по сути дела стал регентом при малом князе Святославе Игоревиче, а после смерти Святослава исполнил ту же роль при молодом и неопытном князе Ярополке. Наверняка у современников возникали к воеводе вопросы и в первом и во втором случае. Но вопрос по поводу смерти Игоря он успешно утопил в крови древлян. И точно так же он поступил во втором случае, натравив на Олега Древлянского его старшего брата Ярополка Киевского. За что Олег, сын Святослава, убил Люта, сына Свенельда? Неужели только за то, что тот охотился в чужих угодьях? Или спор между ними вышел о Древлянской земле? Похоже, Свенельду, вопреки мнению академика Рыбакова, мало показалось годичной дани с Древлянской земли, и этот бывший вассал императора франков решил прибрать чужой кусок к рукам. И добился своего. «Ищите кому выгодно», так, кажется, говорили древние римляне. Смерть князя Игоря была выгодна Свенельду, равно как и смерть князя Мала с древлянскими боярами, и Светлый лэд устранил их всех не дрогнувшей рукой.

Назад Вперед

 

 

schvedov.ru

Кто такой князь Игорь |  «Слово о полку Игореве»  | Часть I. «Слово о полку Игореве» почему дева обида пришла на Русь и что делать, чтобы вернуть разум на нашу землю  |  Читать онлайн, без регистрации

Кто такой князь Игорь

Князь Игорь Святославлевич. Прежде всего отметьте, что отчество Святославлевич иногда произносится также как Всеславлевич, то есть «Имеющий всесветную славу». Игорь – Гор – Хор/Хр, а это одно из имён Иисуса Христа (например, в Стамбуле есть церковь Христа Хора). Следовательно, имя Игорь Святославлевич может указывать на то, что мы имеем дело с Иисусом Христом, и его можно перевести как «Имеющий всемирную славу Христос». Предположение дерзкое, и его нужно подкрепить дополнительными доказательствами. Для этого нам придется вспомнить недавнее открытие, сделанное авторами НХ.

Есть веские причины считать, что прообразом Иисуса Христа является византийский император Андроник Комнин, который жил в XII веке и был казнён в 1185 году (вспомните, что радиоуглеродный анализ плащаницы, проведённый несколькими независимыми лабораториями в разных странах, тоже указывает на XI–XIV века). Авторы НХ обнаружили этот факт, сравнивая биографии Иисуса Христа и Андроника Комнина, а потом подтвердили его с помощью астрономических и математических расчётов (см. [56]).

Андроник Комнин – блестящий поэт (именно ему, по-видимому, принадлежат так называемые псалмы Давида), выдающийся ум, математик, философ, писатель, реформатор общественной жизни, полководец. Биограф Андроника рассказывает о чудесах, которые тот творил: например, он мог проходить сквозь стены (и Христос тоже мог это делать). Мать Андроника Комнина была русской. Кстати, на ранних иконах Богородица изображается русоволосой женщиной со славянской внешностью (см. [59]).

Почему ещё князь Игорь, Иисус Христос и Андроник Комнин – это одно и то же лицо? Дату битвы Игоря с половцами, которую он проиграл, учёные высчитали как 6—13 мая 1185 года (см. [61]). А византийский император Андроник Комнин был казнён весной 1185 года. И Иисуса Христа тоже схватили и казнили весной. Очень знаменательное совпадение.

Далее. Как отмечает биограф, у Андроника были очень тесные связи со скифами, то есть с Русью. Во время своего изгнания он долго жил на Руси и перенял её обычаи, охрана его тоже состояла из скифов. Перед казнью он пытался бежать на Русь на корабле, но страшная буря помешала сделать это.

Вот интересный факт из биографии Андроника: «Просидев несколько лет (в тюрьме Константинополя. – В. Ж.), Андроник благодаря своей исключительной смелости и сообразительности совершил оттуда побег, был опознан, схвачен, вторично бежал и сумел добраться до русского князя Ярослава Осмомысла Галицкого» (цит. по [56]). И тут же мы с вами открываем «Слово о полку Игореве» и читаем: «Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы угорскыи своими железными плъки…» То есть в «Слове» упоминается тот же князь Ярослав Галицкий Осмомысл.

Правда, в «Слове» это княжество помещено рядом с горами угорскими (то есть венгерскими), но это, скорее всего, ошибка автора. Дело в том, что на Волге было ещё одно Галицкое княжество (см. [56]), а автор ошибся потому, что ко времени написания «Слова» (а это XVIII век, о чем см. ниже) настоящая история Руси была уже искажена до неузнаваемости.

Прозвище самого князя Ярослава Галицкого – Осмомысл – указывает на то, что мы имеем дело с очень высокоразвитой духовно личностью, как, впрочем, и должно быть, ведь не зря же у князя Ярослава подолгу гостил сам Андроник Комнин – будущий Иисус Христос. О значении слова «Осмомысл» мы поговорим, когда будем разбирать правящие миром Силы Спаса Дюжего под названием «Четыре» и «Восемь».

А вот другие замеченные мною совпадения. Христос перед арестом провёл тревожную ночь в Гефсиманском саду (он всё время будил своих учеников, прося побыть с ним). Императора Андроника Комнина арестовали ночью в кабачке, где он пытался спрятаться от преследователей вместе с сопровождающими его людьми, то есть у него тоже была тревожная ночь. Князь Игорь провёл тревожную ночь в степи перед битвой с половцами (см. Приложение).

Иисус Христос и Андроник Комнин были схвачены, а князь Игорь попал в плен к половцам. Андроник Комнин был казнён через несколько дней. Князь Игорь потерпел поражение через три дня после первого набега на половцев. Иисус Христос был казнён через три дня после того, как его схватили.

Перед казнью Иисуса Христа избили и изувечили. Андроник тоже подвергся издевательствам и страшным пыткам, причём РАНЫ, полученные Христом и императором Андроником, в точности совпадают. А в «Слове о полку Игореве» автор НЕСКОЛЬКО РАЗ призывает русских князей и того же князя Ярослава Осмомысла отомстить ЗА РАНЫ Игоревы. Вот один из призывов: «Стреляй, господине, Кончака, поганаго кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Во время казни Христа солнце померкло, как отмечено в Евангелии: «…и сделалась тьма по всей земле до часа девятого» (Лука, 23:44). Игорю «солнце тьмою путь заступаше». А было ли какое-нибудь затмение во время казни императора Андроника?

Игорь потерпел окончательное поражение от половцев 13 мая 1185 года. Авторы НХ высчитали, что 1 мая 1185 года было солнечное затмение, но оно не наблюдалось в Константинополе, где казнили императора Андроника, зато было полностью видно во Владимиро-Суздальской Руси и на Средней Волге, как раз там, где в своё время жил Андроник у князя Ярослава Галицкого, спасаясь от преследований врагов у себя на родине. Его-то, возможно, и отразил автор в «Слове о полку Игореве», потому что сам жил там, где это затмение наблюдалось.

Князь Игорь потерпел поражение на реке Каяле, а Иисуса схватили и казнили по приказанию Каяфы (Каяфа – Каята). Ниже мы разберём это знаковое совпадение более подробно.

Таким образом, можно с большой уверенностью заявить, что в «Слове о полку Игореве» под князем Игорем выведен византийский император Андроник Комнин, он же Иисус Христос. Версия авторов НХ, что Андроник Комнин – это Иисус Христос, получила подтверждение через независимый источник – «Слово о полку Игореве». Ниже, когда мы будем разбирать время написания «Слова», мы вернёмся к этому факту.

Если князь Игорь – это Иисус Христос, тогда сразу встаёт вопрос: что хотел сказать автор «Слова», когда писал о походе Игоря – Иисуса Христа – на половцев, о поражении русских войск во главе с князем Игорем и о его пленении? Здесь скрыто какое-то послание нам.

Возможно, если мы поймём, кто такие половцы, то получим ключ и к пониманию, кого олицетворяет князь Игорь? Пока оставим этот вопрос без ответа и рассмотрим другие вопросы, откроем другие тайны «Слова». Нам нужно создать основание, опираясь на которое мы сможем открыть главную тайну, заключённую в «Слове о полку Игореве».

velib.com

Князь Игорь, биография и правление

В этой статье вам будет детально и подробно изложена биография князя Игоря, ведь история не должна забываться, а Великие Князья — тем более. Эта рубрика будет полностью посвящена всем правителям России, от Киевских князей, до тандема Путина и Медведева.

Князь Игорь Князь Игорь

Великий князь Игорь — противоречивый персонаж нашей истории. Исторические летописи дают разные о нём сведения, начиная от даты рождения и заканчивая причиной его смерти. Общепринято считать, что Игорь-сын Рюрика, князя новгородского, хотя есть несостыковки по возрасту князя в разных источниках. В первой новгородской летописи указано, что в 882 году, во время захвата Киева, Игорь был уже взрослым правителем. В другом авторитетном источнике, летописном своде называемом «Повесть временных лет», составленном киевскими монахами, говорится, что умирающий князь Рюрик оставляет малолетнего Игоря в 879 году на попечении своего родственника Олега, которого все мы знаем, как «вещего». Промежуток расхождения в предполагаемых датах рождения князя, составляет целых 14 лет: от 861 до 875 года.

Так же подвергается сомнению и дата женитьбы в 903 году Игоря на будущей княгине Ольге. Да и сама Ольга вызывает множество сомнений в своём происхождении: одни источники говорят, что она из деревушки на псковщине, другие, что она дочь князя Олега, третьи, что из рода болгарского.В 912 году князь Игорь начал своё самостоятельное правление на Киевском престоле после смерти князя Олега. Древляне (племя, жившее в украинском Полесье) ранее были подчинены князем Олегом и обязаны платить дань Киеву. Со смертью Олега, они попытались освободиться и отказаться платить. Игорь победил их и наложил большую дань, чем прежде. Воевода Игоря Свенельд покорил столицу ещё одного восточнославянского племени, называвшегося уличи, после трёх лет осады, за что получил дань древлян в награду.

В 915 году на русскую землю пришли впервые печенеги. Дипломатия Игоря повернула столкновение в сторону мирного договора, но в 920 году войско русское идёт в поход на печенегов, что говорит о воинственной политике Игоря. Результат этого похода неизвестен, но можно предположить о благополучном его завершении, так как нигде в летописях не говориться о потерях и князь Игорь вернулся домой живым, печенеги ещё долго не беспокоили русскую землю и даже были наняты для нападения на Византию в 944 году.

Времена правления князя Игоря характеризуются, как жестокая, кровавая эпоха: постоянные стычки, войны, междоусобные неурядицы. Игорь, с малолетства привык к окружающей военной картине, и нет ничего удивительного в том, что, ставши правителем Руси, он возжаждал славы и богатых трофеев.В 941 году Игорь предпринимает первый поход на Византию, суливший богатый выигрыш, в случае победы. Но casino spiele вмешались болгары, пославшие весть о нападении, князю Роману. Пока войско игорево грабило побережье, Роман подтянул с востока свежие силы: завязалась битва, в которой русичи еле спаслись. Войска срочно погрузились на свои корабли, но попали под ужасающий «греческий огонь» византийского флота. Так бесславно закончился первый поход в Византию.Но Игорю, не терпелось показать свою мощь, и в 944 году он собрал огромное войско, призвав варягов, наняв печенегов, и снова пошёл на греков морским флотом и конницей. И снова болгары донесли Роману о нападении. На этот раз греческий правитель, опасаясь встречи со столь отчаянным врагом, отправил навстречу Игорю послов. В результате был заключён мир и установлены наилучшие условия для торговли с греками. Так же получил князь Игорь и подать с Византии, большую, чем собирал князь Олег.

Далее опять же случилось событие, имеющее разное описание в летописях. В 945 году князь Игорь отправляется собирать дань с древлян. Одни источники говорят, что Игорь сам был весьма жаден, другие, что дружина игорева, недовольная богатством дружины воеводы Свенельда, потребовала самим отправиться за данью к древлянам. Дань была собрана довольно легко, но на обратном пути, Игорь почему-то отправляет основную часть дружины и возвращается обратно за дополнительной данью. Поступок в высшей степени странный и неосмотрительный, ведь должен Игорь помнить, насколько трудно было справиться с древлянами ранее. Древляне под начальством князя Мала напали на дружину Игоря и убили всех до единого. Игоря разорвали надвое, привязав к двум склонённым молодым дубам.Великий князь Игорь не имел таких военных успехов, как его наставник Олег, но сумел сохранить целостность Руси, продолжил и сделал более выгодными торговые отношения с Византией. Так же похвально, что отличался терпимостью и не устраивал Игорь гонений новой вере — христианской, хотя и был сам язычником.

Правители, 10.01.2012

Комментарии

ahuman.ru

ИГОРЬ, КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ | Энциклопедия Кругосвет

ИГОРЬ (?–945) – князь киевский (с 912), фактический родоначальник династии Рюриковичей (согласно древнейшей русской летописи – Повести Временных лет – сын Рюрика), первый из русских князей, упомянутый зарубежными историками – Симоном Логофетом, Львом Грамматиком и др.

Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Княжил в Киеве после смерти своего предшественника Олега с 912, покорив восставшие племена древлян и угличей, заставив их платить «полюдье» (дань). Согласно русской летописи, в 913 женился на Ольге, псковитянке из знатного рода, возможно варяжского (по одной из легенд ему избрал ее Олег в 903, по другой – он сам встретил ее на речном перевозе во Пскове). В том же году под его предводительством был совершен поход на побережье Каспийского моря. Двигаясь вдоль побережья Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар, войско Игоря подошло к Баку. В качестве платы за «пропуск» хазарам была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной и половину ее русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.

Вернувшись в Киев, Игорь вынужден был собирать новую дружину для нового похода: территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. Как и угры, булгары, авары, пришли с востока; они вели кочевой образ жизни. Встретясь сильным войском Игоря, печенеги вынуждены были удалиться в Бесарабию, где также наводили ужас на соседей. Заключив мир с Игорем в 915, они пять лет не тревожили русских, но с 920, как пишет составитель Повести Временных лет, начали вновь вторгаться в просторы Руси.

В 941 князь Игорь предпринял поход на Царьград «на десяти тысячах судов» (преувеличение византийского хрониста, перепуганного опустошением города, обращением в пепел храмов, селений, монастырей). Однако поход закончился для русского войска печально: византийцы ответили Игорю так называемым «греческим огнем» (сера, смола и известь в бочках и горшках). Большая часть русского войска была уничтожена.

Игорь отступил и вновь пошел на греков в 943. Предупрежденные болгарами и хазарами «о руси[чах] без числа», византийцы предложили мир на выгодных для князя Игоря условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, русский правитель принял предложение византийского императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор, третий по счету (после договоров 907 и 911) в русской истории. Договор 944 устанавливал «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит», оговаривал более благоприятные, чем раньше, условия для торговли русичей с Византией, закреплял согласие помогать друг другу военными силами. Составители договора с византийской стороны отметили, что «аще ли [какой-то правитель вражеской земли] хотети начнеть наше царство от нас [отъимати], да пишем к великому князю вашему, и поедет к нам, елико же хочем…»

Это был первый международный документ, упоминавший страну под именем Русская земля. Не удивительно, что русский летописец внес текст этого договора под 944 в Повесть Временных лет – столь велико его значение. Договор 944 назвал русских князей, сопровождавших Игоря («архонтов»), по именам, что позволяет видеть в существовавшей во времена Игоря системе управления раннефеодальную монархию. Чтобы управлять обширной территорией, князь должен был разделить Русь между родственниками и союзными «архонтами» или конунгами. Важно отметить, что в «дележе» участвовали не только «мужи», но и жены князей и старших конунгов, «архонтессы» Предслава и Сфандра, владевшие огромными городами («ярлствами»). Эти знатные, женщины также послали своих послов в Царьград, в том числе жена Игоря Ольга, владевшая как «ярлством» городом Вышгородом, ведавшая государственными делами и вершившая суд в отсутствие мужа. Выделение «игорева рода» из прочей массы «великих князей» (конунгов) и завоевание им исключительного права на киевский трон имело характер длительного процесса. Решающими его факторами были становление новой системы управления и формирование опоры династии – боярства.

После похода 944 князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!». После долгих уговоров князь Игорь отправился в 945 со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав собранное полюдье недостаточным, князь с дружинниками вернулся, чтобы собрать дань еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня порешили: «Повадился волк к овцам ходить – так перетаскает все стадо. Лучше нам убить его!». Маленький отряд Игоря был разбит древлянским князем Малом, самого Игоря – по свидетельству византийского историка Льва Дьякона – убили, привязав к склоненным верхушкам двух соседних деревьев. По сведениям летописи, за смерть мужа Ольга жестоко расправилась с древлянами и во избежания подобных конфликтов в дальнейшем «ввела уставы и уроки» (определила места, периодичность и размеры собираемой дани).

К концу правления Игоря власть русичей распространилась по обе стороны верхнего и среднего Днепра, на юго-восток – до Кавказа и Таврических гор, на севере – до берегов Волхова. Незадолго до гибели Игоря в его семье появился наследник – Святослав, которому (по словам византийского историка Константина Багрянородного) он сразу же отдал во владение город Новгород. Согласно русской летописи, ребенок был совсем мал в год гибели отца и едва мог держаться на коне. Высказывались сомнения в том, что Игорь был отцом Святослава (Л.Н.Гумилев).

Идея сближения, сплочения и объединения славянских народов, «прочтенная» в истории древнерусских походов и сражений начала 10 в. в русских летописях современным скульптором Н.Можаевым, художником В.Горбулиным и архитектором М.Поздняковым, положена в основу композиции, посвященной князю Игорю и возведенной в 2003 над рекой Северный Донец на Луганщине (Украина).

Лев Пушкарев

www.krugosvet.ru

князь Игорь

Князь ИгорьПравитель Киевской Руси.Дата рождения – ?Дата смерти – 945Годы правления - (912 - 945) Игорь был сыном Рюрика, основателя древнерусской княжеской династии. Точная дата рождения князя неизвестна, она варьируется от 861 до 875. Если опираться на «повесть временных лет», то Игорь занял свой княжеский престол в 912 году, после того, как умер опекун Игоря князь Олег. Встав во главе государства, Игорь продолжил политику предшественника – укрепление власти Руси над покоренными племенами и упрочение международных позиций.Вступив на престол, Игорь сразу столкнулся с трудностями. Древляне, которые были покорены Олегом, не одобрили нового князя, по этому поводу было поднято восстание, которое Игорь жестоко подавил.В 913-914 годах русские дружины совершили поход на Каспий и взяли города Гилян, Далейм, Абесгун, но были разбиты на обратном пути войском Хазарского каганата.В 915 году на южных границах Руси появился опасный противник - в степи Северного Причерноморья пришли с востока печенеги. Они устремились на русские земли, но были остановлены дружинами Игоря. Князь заключил союз с печенегами, длившийся пять лет. В 920 году вспыхнул новый конфликт, закончившийся военным противостоянием. К сожалению, в источниках нет точных данных о последствиях этой войны.В 940 Киевскому князю покорились уличи и тиверцы, их земли были обложены данью. Правда, под властью Киева эти племена находились недолго.В своих дальних походах Игорь не был оригинален и продолжил начатое Олегом. В 941 году двинулся с русским войском на Византию. Византийская летопись говорит, что Игорь прибыл к Царьграду с войском на десяти тысячах судах. Против войск, осадивших столицу Византии, император Роман Лакапин (919-944) направил протовестиария Феофана, который в морском сражении у Константинополя разбил русский флот, используя "греческий огонь" - легковоспламеняющуюся смесь на основе нефти, точный состав которой держался в строжайшем секрете. Войскам, осадившим Вифинию, император противопоставил армии патрикия Варды и доместика Иоанна, которым также сопутствовала победу.В 944 Игорь повторяет поход на Византию. Он собрал морские и сухопутные силы, но, не дождавшись начала боевых действий, византийцы предпочли заключить мирный русско-византийский договор. По новому мирному договору Русь должна была платить торговые пошлины и взяла на себя ряд обязательств по отношению к Византии. В частности, Игорь обязался не пускать в византийские владения, расположенные в Крыму, черных болгар, живших вблизи Керченского пролива. В свою очередь император Роман Лакапин обязывался по просьбе русского князя предоставить в его распоряжение войско.В 944-945 годах Игорь осуществил очередной поход на Кавказ и Каспий, пройдя вдоль Кавказского побережья Черного моря и затем направившись к Дербенту. В ходе этой кампании был захвачен город Бердаа.В 945 году воодушевленный успехом Киевский князь Игорь решил направиться к древлянам за данью. К старой он добавил новую. После некоторых сражений древляне заплатили князю дань. Игорь забрал дань и отправился назад в родной Киев, но передумал и решил вернуться к древлянам, чтобы собрать еще часть дани. Большую часть своего войска при этом князь отпустил. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьет его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила (курган) его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени".

Смерть князя 

Так, несмотря на военные успехи, князь погиб от своей жадности. В летопись «Повесть временных лет» он вошел в историю как Игорь Старый, или Игорь Жадный.Его жена княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Она приказала в виде дани дать по одному голубю с дома. К лапкам птиц княгиня велела привязать хворостину и поджечь, птицы вернулись в свой дом и сожгли все дома.Оценка деятельности князя Игоря его современниками неоднозначна: с одной стороны, Киевская летопись отмечает его алчность, с другой стороны, новгородская летопись говорит о нем, как о талантливом полководце, знавшем военное дело и умевшем вести переговоры. Доказательств обоих характеристик достаточно: с одной стороны, жадность князя явилась причиной его смерти, с другой – ему действительно удалось подписать выгодное торговое соглашение с Византией, противостоять ударам печенегов, покорить и присоединить к своей территории земли угличей. Как и большинство правителей Киевской Руси, образ Игоря Рюриковича является неоднозначной персоной.

www.skazbeloyara.ru

Игорь Рюрикович. Новая версия гибели князя — Славянская культура

Игорь Рюрикович. Новая версия гибели князя

Можно ли верить истории? В этой статье-исследовании даётся новый взгляд на деяния и гибель князя Игоря.      Историю создают великие люди. А люди невеликие её переписывают. В современных учебниках и энциклопедиях прослеживается общая тенденция славянофобии – роль русского народа приуменьшается, искажается, а иногда обливается грязью. Складывается ощущение того, что нам хотят внушить стыд и пренебрежение к своей истории.

    Мы можем любить или не любить свою историю. Но каждый человек должен уметь самостоятельно оценивать исторические события и деяния личностей, разбираться, что может быть правдой, а что больше похоже на ложный вымысел.

         Забытые дела

    Печальная участь «переписывания» постигла и киевского князя Игоря сына Рюрика, которого в народе прозвали Старым. Он принял власть в 912 году от князя Олега, бывшего ему опекуном, когда сам был уже зрелым мужем и имел жену Ольгу. Он никогда не пытался свергнуть Олега с престола, потому что не сомневался в законности его власти. Это послужило поводом для некоторых историков обвинять его в слабохарактерности и даже трусости. Игорь правил на Киевском престоле с 912 по 945 год. За это время князь свершил немало важных дел, направленных на укрепление Руси.

     Но в современной литературе про князя Игоря можно прочитать, что он не прославил своё княжение ни победами в сражениях, ни великими военными походами, ни реформами. Но справедливы ли такие слова?

    О мирных делах Игоря часто «забывают». Знаменит он больше благодаря неудачному походу на Византию и легенде о его гибели. А как же заключённый с печенежскими племенами мир в 915 году? Или торговый поход в Итальянские страны в 935, совершённый с греческими купцами? Или появление славянской азбуки Кирилла и Мефодия? Эти дела свидетельствуют о мирных отношениях с окружающими странами и о том, что Игорь заботился о развитии культуры и образования внутри страны.

         Внешняя политика

    Когда печенеги впервые напали на Русь, Игорь показал себя решительным правителем. Он выступил им навстречу с большими войсками. Сила и слава оружия русов заставили неприятеля пойти на мир. Будь Русь слаба, а её правитель несмел и ненапорист, быть большому сражению, а не переговорам.

    В летописях существуют сведения о сражении с печенегами в 920 году (спустя целых пять лет мира!). И результаты этой крупной победы очевидны, если проследить дальнейшую историю. Во-первых, племена печенегов отважатся напасть на Русь лишь в 968 году. Одна победа Игоря Рюриковича дала целых 48 лет спокойной жизни! Во-вторых, есть доказательства того, что печенеги всё это время были если не в вассальной зависимости, то вынуждены были выполнять волю русского князя. Они входили во вспомогательные военные отряды княжеских войск в сражениях с Константинополем, а в 944 году князь приказал печенегам идти войной на Болгарскую землю, как гласит летопись. Даже арабский географ Ибн-Хаукаль в своих записях о землях руссов называет печенегов «копьём в руках князя».

    Эти факты говорят определённо за то, что Русь при Игоре Рюриковиче была сильной державой, способной держать врагов в повиновении. Подтверждение этому находятся и в других источниках. В записях арабских историков и географов река Дон и Чёрное море названы «Русскими». Там же сказано, что «только руссы смеют плавать по ним». В записях историка Диакона из Византии можно найти утверждения, что современный Керченский пролив служил князю Игорю отправной точкой – военной базой, как сказали бы сегодня – для константинопольских походов в 941 и 944 годах.

         Византийские походы

    В современных учебниках говорится, что в 941 году князь Игорь захотел прославиться военной победой над Константинополем. Он снарядил армию и разместил её на 10 000 ладьях. Мотивация такого решения представляется сомнительной. В ту далёкую эпоху военные ресурсы и каждый воин были на счету. А играючи совершить поход на Византию – сильную империю с мощной армией – было не под силу даже Игорю. И, если князь пошёл на такого врага, значит, на то была веская причина. Определённо, Византия представлял для Руси угрозу, и Игорь решил заявить о себе прежде, чем враг придёт на его землю.

    И заявление это было достаточно серьёзное. Посмотрим, в 941 Игорь проиграл сражение. Византийский военачальник Феофан Протовестиарий сжёг флот русичей «греческим огнём». А на берегу им нанесли поражение пехота и конница императора Лакапина. Но почему навстречу русичам войска вывел сам император? И почему он после не преследовал князя? И даже после победы не совершил похода в русские земли, чтобы уничтожить опасного соседа? Ответ очевиден – победа над славянами стоила Византии больших потерь, а разгром страны русов был невозможен.

    А вот Игорь хотел обезопасить себя от опасного соседства. В 943 году он повторяет поход на Византию (в войсках князя, к слову, были отряды печенегов и наёмных варягов). Армия русов была столь сильна и многочисленна, что император Лакапин посчитал нужным откупиться от сражения. И здесь Игорь предстаёт перед нами мудрым дипломатом. Он принял мир, а Византию обложил данью, больше той, что брал Олег. Можно ли после этого говорить, что Русь была страной «варваров», а возглавлял её несмелый и нерешительный князь?

         Гибель Игоря

    Зависимость славянских племён от киевского князя выражалась платежом дани. При Игоре её выплачивали деньгами, пушниной, продуктами и ремёсленными изделиями. Каждый год поздней осенью князь с дружиной начинал объезд подчинённых земель. Полюдье продолжалось всю зиму до весны. Возможно, оно сопровождалось побоищами и всяким насилием над местным населением. К тому же размер дани не был определён, брали столько, сколько считали нужным. Ясно, что народ не раз восставал против такого обращения.

    Под конец княжения Игорь перестал ездить за данью. Он посылал за ней воеводу Свенельда с его дружиной. Те быстро богатели, и завистливые дружинники Игоря уговорили его поехать за данью к древлянам – самому большому и богатому племени славян. Дальнейшие события мы знаем ещё со школы – князь, собрав дань, вернулся взять ещё. Но древляне восстали и убили Игоря с дружиной.

    Следуя официальной исторической версии, понять древлян можно – их грабили, и они защищались. Но всё же есть в ней несколько моментов, заставляющих усомниться в их правдоподобности.

    Во-первых, княжеская дружина не могла завидовать в богатстве Свенельду и его отряду. Ведь за год до этих событий Игорь получил откуп от Византии. Причём, больше того, сколько взял Олег. Княжеская дружина имела серебро и золото, шелка и прочие богатства. А чем мог Свенельд разбогатеть в землях славян? Только медами, мехами и ремёсленными изделиями.

    Поэтому едва ли Игорь в преклонном возрасте нарушил свои привычки и поехал за данью к древлянам. Возможно, это был всего лишь предлог оказаться в тех землях, а на самом деле он имел другую цель. Какую же? Древляне часто проявляли неповиновение. Вполне вероятно, Игорь заподозрил их в бунте и приехал для его подавления.

    Во-вторых, собрав дань, едва ли Игорь возвратился добрать ещё. Это поступок жадного и алчного человека. А славяне всегда славились щедростью, доходящей до расточительства. К тому же, как утверждают летописи, возвращался князь с малым отрядом, а это уже совсем неразумно – ехать с небольшим количеством людей к обобранным данью древлянам.

    Так что же могло случиться? Возможно, древляне все-таки подняли бунт и хитростью вызвали к себе князя, где его и убили. Тогда не было и в помине жадных поборов князя. Возможно, Игорь погиб от рук дружины. Известно, что после войн с Византией ряды дружинников пополнили наёмные варяги, для которых предательство – не самый большой грех. В таком случае их предательство похоже на умышленное убийство. И мы можем лишь гадать, кому была выгодна гибель старого князя – воеводе Свенельду, княгине Ольге или другим «сильным мира сего»?

         Эпилог

    Судить с уверенностью о событиях древней истории невозможно. Вся проблема в том, что историю Руси мы можем узнать из ничтожно малого числа письменных источников. Это античные, древнееврейские, византийские и арабские сочинения. Большинство из них носят поверхностный характер, не дают точных сведений, имён и датировок.

    А более ценные русские летописи писались при княжеских дворах или монастырях. И здесь большое значение имени политические взгляды и интересы летописца. К тому же, за столетия летописи многократно переписывались, и каждое поколение вносило в них свои поправки.

    Именно поэтому не стоит всегда полагаться на официальные источники. История всегда была орудием в руках манипуляторов общественного сознания. Узнать определённо, что было на самом деле, невозможно. Поэтому нам и остаётся единственный выход – пропускать всю информацию через «фильтр» своего здравого разума.  

Похожие статьи:

История → Волхвовский дух и корни Запорожской Сечи

Религия → Мавр сделал свое дело, мавр может уходить...

Альтернативная история → Славянские тайны: что такое Пересопница?

Альтернативная история → Пророчества Велесовой книги и духовная борьба предков

Альтернативная история → Расточье: путь рахманов

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Князь Игорь (опера) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Князь Игорь (значения). Композитор Либреттист Язык либретто Источник сюжета Действий Первая постановка Место первой постановки Длительность(прибл.)
Опера
Князь Игорь
Сцена из 2-го акта оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Художник-постановщик Ф. Ф. Федоровский. ГАБТ, 1967
  • Александр Порфирьевич Бородин
Александр Порфирьевич Бородин и Владимир Васильевич Стасов
русский
Слово о полку Игореве
4 действия с прологом
23 октября (4 ноября) 1890
Мариинский театр
3 ч
 Фото, видео, аудио на Викискладе

«Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом.

Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.

Премьера оперы состоялась 23 октября 1890 года в петербургском Мариинском театре.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Действующие лица
  • 3 Краткое содержание
    • 3.1 Пролог
    • 3.2 Первое действие
      • 3.2.1 Картина первая
      • 3.2.2 Картина вторая
    • 3.3 Второе действие
    • 3.4 Третье действие
    • 3.5 Четвёртое действие
  • 4 Структура оперы
  • 5 Популярные фрагменты
  • 6 Постановки
    • 6.1 Советское и постсоветское время
  • 7 Записи
    • 7.1 Аудиозаписи
    • 7.2 Видеозаписи
    • 7.3 Фильмография
  • 8 Факты
  • 9 Примечания
  • 10 Литература

История создания[ |

ru-wiki.ru