Содержание
2. Расскажите о древнейших поселениях на территории нашей страны.
. Древнейшие поселения на
территории нашей страны
(от возникновения до VI в.
н. э.)
Предшественники древних
славян
На территории нашего
Отечества первобытный человек появился
в период раннего палеолита — древнекаменного
века
(примерно 700 тыс. лет назад).
Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют
археологические находки. Так, в районе
Житомира и на Днестре найдены следы
пребывания древних людей 500—300 тыс. лет
назад. Стоянки людей среднего палеолита
(100—35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на
территории России: на Средней и Нижней
Волге и в других местах. Поселения эти
были сравнительно малочисленны и
располагались на значительном расстоянии
друг от друга.
В период позднего палеолита
(35—10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку
умелому (homo habilis) приходит человек
разумный (homosapiens), первобытное стадо
заменяется более высокой формой
организации общества — родовой общиной.
Уникальным памятником эпохи
позднего палеолита является Сунгирьская
(близ Владимира) культура. Археологические
находки рассказывают о внешнем облике,
одежде, материальной культуре и ритуальных
обрядах того времени.
Древние люди занимались
собирательством, охотой, рыболовством
{присваивающее хозяйство), а позже—
земледелием и скотоводством {производящее
хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную
мотыгой без тягловой силы) позже было
заменено плужным — в плуг запрягались
лошади или волы.
В эпоху бронзового века
(III—II тыс. лет до н.э.) началась специализация
производящего хозяйства. На Севере в
качестве основного занятия остаются
охота и рыболовство, в степной полосе
преобладают кочевое скотоводство и
земледелие.
С появлением железного
топора (I тыс. лет до н.э.) Стало возможным
расчищать участки леса под пашню,
земледелие продвигалось все дальше на
Север.
Применение металлических
(медных, бронзовых, железных) орудий
труда повысило производительность всех
видов хозяйственной деятельности людей.
Из охотничьих и земледельческих племен
выделяются скотоводческие. Это было
первое крупное общественное разделение
труда.
Появление металлов, в
особенности применение железа,
способствовало развитию ремесел. Второе
крупное общественное разделение труда
произошло, когда ремесло отделилось от
земледелия. Это привело к производству
излишков продукции, которые шли на
торговый обмен не только внутри племени
и на его границах, но и с более дальними
племенами. Усилился процесс имущественной
дифференциации.
Предшественники древних славян.На северных берегах Черного моря, которое
греки называли Понт Эвксинский, в VII-VI
вв. до н.э. возникли многочисленные
греческие колонии – города-государства(полисы).Наиболее известные из них
– Ольвия в устье реки Буг, Херсонес
(старорусское название – Корсунь) в
окрестностях нынешнего Севастополя,
Пантикапей (на месте нынешней Керчи),
Фанагория на Таманском полуострове,
Танаис в устье реки Дон и др. Греки вели
с местным населением –скифами – не
только оживленную торговлю, но и оказывали
на них свое культурное влияние. Греки
покупали в основном хлеб, рыбу, а продавали
ткани, вино, масло, предметы роскоши.
В результате таких связей создавались
смешанные эллино-скифские поселения.
С центром в Пантикапее возникло Боспорскоецарство1(V-IV вв. до н.э.), объединившее некоторые
греческие города, а также местные племена
скифов.
Скифские кочевые племена в VIII-VII вв. до
н.э. пришли из Азии в южные и юго-восточные
степи, вытеснив господствующую здесь
этническую общность2земледельческий народ киммерийцев,
которые ушли далеко во Фракию. Под общим
названием «скифы»1известны многочисленные кочевые племена
которые различались по месту заселения
и своим занятиям. Главным племенем
считались царские скифы, которые жили
в низовьях Днепраполевому берегу.
На правом берегу нижнего Днепра жили
скифы-кочевники, к западу от них –
скифы-земледельцы и скифы-пахари на
среднем Днепре.
Основным занятием скифов было скотоводство
и земледелие. Скифы-земледельцы торговали
зерном с причерноморскими греческими
городами, откуда греки поставляли зерно
в Элладу. По свительству древнегреческого
историка Геродота, они выращивали
«лучшую в мире пшеницу». Скифы хорошо
владели ремеслами: обрабатывали железо
и бронзу, изготовляли оружие, выделывали
кожу. Об этом свидетельствуют многочисленные
археологические находки в скифских
курганах.
В VI-IV вв. до н.э. скифы объединились в
большой племенной союз, на основе
которого сложилось Скифское царствосо столицей в Неаполе Скифском (близ
нынешнего Симферополя) Этогосударство
представляло собой союз воинственных
племен во главе с царем, а вожди племен
возглавляли войска во время походов.
Власть царя передавалась по наследству.
В государстве происходило постепенное
расслоение населения, выделялись военная
и жреческая аристократия. Основные
работы выполняли свободные общинники
– скотоводы и земледельцы, труд рабов
был незначительным.
Геродот пишет, что во второй половине
V в. до н.э. Скифское царство занимало
громадное пространство от Дона на
востоке до устьев Дуная и Нижнего Днепра
на западе.
В III в. до н.э. скифов вытесняет новая
этническая общьность-сарматы,жившие
до этого на востоке от Скифии, за Доном.
Границы сарматов, по свидетельству
древних писателей, были более обширны:
почти от Карпат, Вислы, Дуная до Дона,
Волги, Урала.
Во II-III вв. н.э. сарматов вытеснили
германские племена готов, пришедшие в
черноморские степи с берегов Балтийского
моря и занявшие территорию от Дона до
Карпат и Нижнего Дуная.
Вождь готов Германарих,прославленный
в песнях и сказаниях, объединил не только
готские племена, но и подчинил соседние,
в том числе финские и славянские.
IV-VII вв. известны в истории как Великое
переселение народов.Нашествием
гуннов2(с 70-х гг. IV в.) открывается ряд
последовательных азиатских нашествий
в Европу. Гунны прошли через южно-сибирские
степи и через«великие ворота народов»между Уральским хребтом и Каспийским
морем в Восточную Европу. Они разбили
готов, а их старый вождь Германарих в
отчаянии покончил в собой. Возглавив
мощный союз племен, гунны предпринимали
опустошительные походы во многие страны.
Наибольшего могущества гунны достигли,
когда их возглавил (в 440 г.) свирепый
вождьАттила.Они перешли из
черноморских степей на запад, в Дунайскую
равнину, нападая на Восточную и Западную
Римские империи, брали у них выкуп. После
смерти Аттилы3в 453 г. союз гуннов распался.
В VI в. их сменили авары1которые обитали в бассейне Дуная, угнетая
покоренные племена, в том числе и славян.
В VII в. появилось новое кочевое племя
хазары,которые обосновали обширное
государство от Кавказских гор до Волги
и Среднего Днепра –Хазарский(до
конца Х в.)каганат.
Все эти народы и племена не только
предшествовали появлению на
Восточно-Европейской равнине славянских
племен, но уже и соседствовали с ними и
оказывали друг на друга взаимное влияние.
Бимка — Номер 22 — Машина времени
Из истории народов России
В современной России проживает около 200 народов. Все они имеют сложившийся веками уклад и традиции. История некоторых из них уходит в глубокую древность, и, зачастую сложно определить, кого и из них можно официально назвать древнейшими поселенцами на российских землях. На территории нашей страны в незапамятные времена обитали самые различные этносы. Взаимоотношения с ними влияли на формирование русского народа, его характера, социального строя и культуры. О племенах и народах, населявших в древности Восточно-Европейскую равнину и Сибирь, мы можем судить по археологическим находкам, исследованиям этнографов, дошедшим до нас географическим названиям и сохранившимся письменным источникам.
Древние жители Руси
Задолго до появления государства у восточных славян на землях, которые сейчас являются российскими, люди жили ещё 25 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Рядом с городом Владимиром была раскопана стоянка древнего человека – Сунгирь. На этом месте жили охотники, оставившие после себя хорошо сохранившиеся погребения, изучением которых занимаются ученые. Здесь были найдены копья и дротики из бивня мамонта, древние ткани, орудия, диски, символизирующие солнце, а также более 80 видов украшений. Реконструкция внешнего облика найденных останков показала, что сунгирские люди вполне могли быть предками современных североевропейцев.
Археологические памятники были найдены и на территории современной Москвы, в том числе на месте Кремля. Они относятся к VIII–VII векам до н. э. – это так называемая дьяковская археологическая культура. Известно, что дьяковцы относились к финно-угорским племенам, именно от их потомков нам остались названия рек Кашира, Вологда, Вычегда. Эти племена вели оседлый образ жизни, их городища были построены на высоких мысах при слиянии рек, и обитало в них от 50 до 200 человек. Основным занятием было разведение лошадей и охота. Дьяковцы занимали большую часть России от современных Вологды до Смоленска.
Если перенестись через несколько веков вперёд, то мы обнаружим, что к моменту образования Древнерусского государства (IX век) в Центральной России было смешанное население. Коренными были финно-угры и балты, а не иноземными славяне и варяги. В Повести временных лет перечислены племена, «дающие дань Руси»: весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, пермь, печера, ямь, литва, зимиголы, корсь, нарова и ливы. Названия подмосковных рек Ока, Дубна, Протва и Истра остались от балтского племени «голядь», которое со II века проживало на границе современных Московской, Калужской и Смоленской областей и окончательно смешалось с соседними народами только в XIV веке. По одной из версий, и слово «Москва» имеет балтийский корень.
Но это всё территория Центральной России, давайте теперь посмотрим на более широкую географию нашей страны.
Первыми обитателями степей северного Причерноморья и Крыма ещё в бронзовом веке (5-м и 1-м тыс. до н.э.) были киммерийцы. О них известно из сочинений древнегреческих историков и клинописных текстов Древнего Востока. Несмотря на то, что эти сведения носят полулегендарный характер, бесспорно, что киммерийцы оставили значимый след в истории причерноморских степей, сохранившись в памяти следующих поколений. Подтверждение тому – античное название керченского пролива – Боспор Киммерийский.
С VII в. до н.э. началась греческая колонизация этой области, и появились основанные древними греками города Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагрия и другие. Около 480 г. до н.э. греческие колонии на Керченском и Таманском полуострове объединились в Боспорское царство со столицей Пантикапей (Керчь), которое стало важнейшим поставщиком в Грецию и Малую Азию хлеба, рыбы, скота, и, увы, рабов.
Долгое время соседями греков были скифы. В VIII в. до н.э. они пришли из Азии и расселились на берегах Черного моря, а позднее заняли Среднее и Южное Приднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. У них было хорошо развитое скотоводство, земледелие и ремесла.
К началу новой эры в Южной Руси появились соперники скифов – сарматы. О них известно очень мало, кроме того, что они победили скифов и заняли их земли. Позднее и они место уступили другим пришлым племенам. Их потомками этнографы считают современных осетин.
Примерно в одно время с сарматами в Южнорусские степи из Прибалтики пришло германское племя готов и в IV в. н.э. образовали первое исторически известное государство, основанное европейскими племенами. В его состав входили и некоторые народы Восточной Европы – эсты, мери, мордва, венеды (так в начале нашей эры называли славян). Впрочем, это государство просуществовало недолго, и было завоёвано гуннами, которые вторглись в Европу из степей Центральной Азии в конце IV века. Они кочевали между Волгой и Дунаем и образовали обширное, но непрочное государство. Именно массовое передвижение гуннов с востока на запад в IV в. н.э. дало толчок Великому переселению народов.
В течение почти целого тысячелетия из Азии в Европу шло одно племя за другим. Они двигались по черноморским степям и не заходили на север, в лесные пространства. Древнерусское государство много веков вело с ними постоянные войны.
С IV века степи Северного Причерноморья населяли тюркские племена – булгары. Они образовали союз, который затем в VII в. разделился на несколько групп: одна часть кочевала в Приазовье и на Северном Кавказе, другая ушла на Балканы, а третья осела в Среднем Поволжье и создала многонациональное государственное образование – Волжско-Камская Булгария.
В VI в. из Азии пришла новая волна кочевников – авары. Они заняли южные области восточных славян, совершали набеги на Византию и германские племена, но в начале Х века были покорены венграми и исчезли с исторической сцены. Авары имели и другое название – «обры», под ним они остались в древнерусских летописях. В них было сказано, что обры «погибоша вся» (все погибли), а в русском языке надолго осталось устойчивое выражение «погибоша яка обре».
Из школьной программы многие помнят про вещего Олега, воевавшего с «неразумными хазарами». Тюркоязычное кочевое племя хазаров пришло из Азии в VII в. и образовало самое крупное государство того времени в Восточной Европе – Хазарский каганат, включавший Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийскую область. В Х веке каганат был разгромлен русской ратью, а в южнорусских степях появились новые азиатские народы: печенеги, половцы, а позднее татары.
Как самостоятельные многих из названных этносов больше не существует, они растворились в потоках дальнейших переселенцев. Но, разумеется, некоторые из древних обитателей современной России сохранились до сих пор. К ним, в первую очередь, относятся славяне, занимающие лидирующую позицию в списке наиболее древних жителей России.
Славяне
Славяне – это крупнейшая в Европе группа народов, говорящих на славянских языках, в число которых входит и русский народ. На самом деле существует множество гипотез происхождения славян: и от скифских племён Средней Азии, и от германских народов. Трудно точно определить, когда появился этот этнос. Так, знаменитый древнерусский монах-летописец Нестор (ок. 1056–1114) взял за основу библейское предание и начал историю славян с разрушения Вавилонской башни, которое разделило человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…».
В науке до сих пор нет единого мнения о прародине славян, откуда они пришли на просторы Восточно-Европейской равнины, когда образовали свои первые города, каким было хозяйство древних славян. Различные гипотезы ученых сложились и продолжают уточняться на основе разнообразных археологических и лингвистических источников, а также письменных памятников.
Учёные пришли к выводу, что славяне отделились от древне-европейской общины примерно к 400 году до н. э. В этот период времени уже существовали кельты и италики, германцы и западные балты, венеты и иллирийцы. По одной версии, прародиной славян была долина между реками Вислой и Одрой (Одером) на территории современной Польши. Согласно другой версии славяне изначально селились между Западным Бугом и средним течением Днепра – сегодня это территория на пересечении Польши, Украины и Беларуси. Точно установлено, что самыми ранними славянами или прямыми предками славян были представители культуры, зародившейся между Вислой и Днепром в V веке до нашей эры и называющейся культурой подклёшевых (подклошевых) погребений. Это необычное название произошло от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», что означает «верх дном». Исследователи считают, что именно от неё можно проследить элементы преемственности в развитии до славянских племён более позднего периода.
В конце IV века из-за изменения климата началась «великая славянская миграция». V век был самым холодным за прошедшие 2 000 лет, в это время резко поднялся уровень воды в Северном и Балтийском морях, а реки затопили прибрежные поселения. Люди стали массово покидать обжитый регион и к VII–VIII векам они пересекли границу современной России.
В той же Повести временных лет Нестор-летописец упомянул 15 славянских племенных союзов, из которых на территории современной России жили словене, кривичи и вятичи. Словене основали Великий Новгород, Ладогу, Белоозеро, Старую Руссу и Псков. В 862 году они пригласили в Новгород варяга Рюрика, родоначальника русской княжеской, а затем царской, династии. Кривичи расселились от Днепра и Западной Двины до верхней Волги. Их главными городами были Смоленск, Изборск и Полоцк. Главным городом вятичей, живших по Оке и верховью Дона, стал Корьдно недалеко от нынешней Калуги.
Близкими родственниками русских являются такие славяне, как белорусы и украинцы. В Средние века предки этих трёх народов создали объединённое государство – Киевская Русь.
Конечно же, славяне не единственный древний этнос, населяющий нашу Родину. Расскажем немного и о других российских народах с давней историей.
Башкиры
Важным центром взаимодействия культур издревле была южная часть Уральских гор и прилегающие к ней степи. Здесь сложился башкирский этнос. В настоящее время есть несколько основных версий происхождения башкирского народа. Первая (индоиранская) утверждает, что башкиры произошли от индоиранских племён сарматов раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых был Южный Урал. По другой, версии (финно-угорской), башкиры являются родственниками современных венгров, так как и те и другие произошли от мадьяр. В подтверждение этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока на территорию нынешней Венгрии. Третья версия основывается на средневековых арабских источниках, которые приравнивают башкир к тюркам. По мнению некоторых историков древне башкирские племена выделились на основе тюркских общностей в VII веке н.э. и впоследствии смешались с финно-угорскими и сарматскими племенами. В XIII веке в исторический Башкортостан вторглись кочевые племена, которые и сформировали облик современных башкир. Башкиры известны как замечательные земледельцы, опытные животноводы и искусные пчеловоды.
Марийцы или Черемисы
С VIII-II веков до н.э. прослеживается история марийцев – финно-угорского народа. Некоторые историки отождествляют их с фиссагетами – древним полулегендарным народом, который, по словам Геродота, обитал вблизи скифских земель в северном Причерноморье. Позже из них выделились марийцы, расселившиеся по правому берегу Волги между устьями рек Сура и Цивиль. Во времена раннего средневековья они находились в тесном взаимодействии с готскими и хазарскими племенами, а также Волжской Булгарией. К России марийцы были присоединены в 1552 году, после завоевания Казанского ханства. Их традиционными занятиями являются земледелие, пчеловодство и охота.
Саамы
Предки северного народа саамов пришли на место своего обитания в эпоху неолита, когда эти земли освободились от ледника. Этнос саамов, чьё название переводится как «земля», своими корнями восходят к носителям древней поволжской культуры, представители которой населяли во II-I тыс. до н.э. широкую территорию от среднего Поволжья до севера Финского полуострова, включая Карелию. Тогда же возник саамский язык и сложился физический облик саамов, который присущ этим народам и сегодня – низкий рост, широко посаженные голубые глаза и светлые волосы.
Первое дошедшее до нас письменное упоминание о саамах относится к 325 году до н. э. и встречается у древнегреческого историка Пифея, упоминавшего о некоем народе «фенни». В I веке уже нашей эры о них писал римлянин Тацит, он рассказывал о народе фениев, обитающем в районе Ладожского озера. Сегодня саамы проживают в России на территории Мурманской области в статусе коренного населения.
Народы Дагестана
Своим древним происхождением могут похвастаться многие народы современного Дагестана, здесь находят остатки поселений людей, датируемые 6 тысячелетием до нашей эры. Особенно это относится к даргинцам и лакцам. По мнению историков, эти народы живут на одной территории со времён позднего каменного века.
Вайнахи
Также как и многие народы Дагестана вайнахские народы (чеченцы и ингуши), относятся к древнему антропологическому типу, как указывал советский учёный профессор Г.Ф. Дебец, «самому кавказскому из всех кавказских». Их прямые предки заселили территории Северного Кавказа в IV–начале III тысячелетия до нашей эры. В письменных источниках упоминания о вайнахах встречаются впервые у античного историка и географа Римской Греции Страбона (I век до н.э.), который в своей «Географии» упоминает неких «гаргареи», проживающих в малых предгорьях и равнинах Центрального Кавказа.
Юкагиры
А вот самым-самым древним российским этносом можно назвать малочисленный сибирский народ – юкагиры («люди мерзлоты» или «дальние люди»). Этот этнос также появился ещё в каменном веке, примерно в VII тысячелетии до нашей эры на востоке от реки Енисей. Антропологи считают, что этот народ, изолированный от своих ближайших соседей – тунгусов, представляет собой древнейший пласт коренного населения полярной Сибири. До XIX века племена юкагиров занимали обширную область от реки Лены до устья реки Анадырь. К началу ХХ столетия юкагиры сохраняли свой древний хозяйственный уклад охотников и рыболовов. В культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт (культ предков и шаманов, «вороний» эпос), восходящих к древней полярной традиции культуры охотников на диких оленей. В числе интереснейших юкагирских традиций, зафиксированных учёными на рубеже XIX–XX столетий, было пиктографическое (рисуночное) письмо. Согласно переписи населения 2010 года, численность юкагиров составляла 1597 человек.
Традиции и обычаи
Понять культуру народов помогает знание традиций и обычаев. Некоторые из них уже не практикуются, другие сохранились до современности, часто изменившись почти до неузнаваемости.
Так после распространения христианства на Руси в X веке, языческие праздники, обряды и мифологические персонажи не исчезли, воспоминания о них можно обнаружить и сейчас, через тысячу лет. Например, многие христианские святые в сознании русских приобрели черты, свойственные древним славянским богам: святой Власий – покровитель скота, как и славянский бог Велес, а Илья-пророк по русским легендам ездит по небу на колеснице, как его предшественник Перун – бог грома и молнии. Древнее языческое происхождение имеют обряды, связанные с празднованием Иванова дня (7 июля) – дня рождения Иоанна Предтечи, которого на Руси называют Иван Купала. Этот праздник в древности отмечался в самый долгий день в году 22 июня и изначально был посвящён солнцу. В некоторых регионах вплоть до XVII-XIX веков славяне в этот день жгли костры, вокруг которых устраивали танцы, а молодёжь прыгала через огонь. Обязательным обычаем этого дня было массовое купание. Считалось, что вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствам. Характерной приметой праздника Ивана Купалы стали многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, нечистой силы, урагана, пожара и других бедствий. Именно в этот день лучше всего собирать целебные травы, потому что растения получают от Солнца и Земли наибольшую силу.
С давних времён благоговейное отношение к родникам, колодцам и лесу сохранили марийцы. До сих пор у них существует правило: нельзя громко разговаривать, а тем более ругаться, около родника или колодца, бросать что-нибудь в воду, иначе богиня-мать воды обидится и уйдёт в другое место. Если марийцу нужно срубить дерево, то он обращается к его духу, объясняет, для чего он это делает и просит прощения.
Языческие корни можно проследить и у башкир, принявших в X веке ислам. Чтобы отпугнуть злые силы на колыбель ребёнка прикрепляют обереги: ягоды рябины, камни из священных мест, кольца. Универсальным защитным средством долгое время считался огонь, добытый трением. Люди верили, что болезни обойдут дом стороной, пока такой огонь горит в очаге, а его дымом окуривали домашних животных. С давних пор и до сегодняшних дней башкиры, а также татары и прочие тюркские народы, отмечают весенний праздник Каргатуй. Он посвящён весеннему пробуждению природы и приурочен к окончанию сезонных полевых работ. До принятия ислама праздник был посвящён культу птицы, что связано с представлениями о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Элементы этого культа остались в празднике до настоящего времени. Во время проведения праздника девушки и молодые женщины украшают деревья цветными лентами, платками, серебряными подвесками или монетами, бусами, кольцами. Для угощения готовят ритуальную кашу, символизирующую плодородие. После окончания трапезы устраиваются спортивные состязания (перетягивание каната, бег, борьба, прыжки) и проводится ритуал угощения птиц.
Потомки скифо-сарматских племён (аланов) – современные осетины – живут в центральной части Кавказа. Один из основных и очень древних праздников осетин – Ногбон («Новый день») до сих пор отмечается в ночь с 13 на 14 января. По традиции, в этот древний праздник жители разводят костры перед домом и прыгают через них. Считается, что огонь очищает от всего плохого. В этот праздник на столе обязательно должен быть большой пирог «артхурон» (в переводе – огонь солнечный). Он посвящался солнцу и выпекался в форме солнечного диска. И сейчас в него запекают монету, тому, кому она попадется, в наступившем году ждёт богатство.
Это только некоторые из национальных обычаев, сохранившихся у народов, населяющих Россию до наших дней. Так сложилось, что Россия является одним из самых многонациональных государств в мире. Большинство этносов, населяющих нашу страну, оказалось в ней мирным путем, благодаря присоединению новых территорий. Каждый из них отличается своей долгой и славной историей, культурой и наследием, а богатство национальных культур – это великое непреходящее достояние всей нашей Родины.
Что почитать по этой теме
- Лазарев, А.В. Портреты народов мира / А.В. Лазарев ; сост. Н. Астахова. – Москва : Белый город, Б. г. – 272 с. : ил. – (Рассказы по истории для детей).
- Лисова, К. Л. Народоведение : учеб. пособие для уч-ся 9 кл. общеобразоват. шк. / К. Л. Лисова. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 286 с. : ил. –(Основное общее образование).
- Миловский, А.С. Песнь жар-птицы : рассказы о народных праздниках / Александр Миловский ; фот. автора ; оформ. Б. Школьника ; вступ. ст. и коммент. И.П. Уваровой. – Москва : Детская литература, 1987. – 190 с. : фотоил. – (Библиотечная серия).
- Мифы и легенды народов мира. Народы России : сборник / худож. И. Сайко. – Москва : Мир книги, 2004. – 478 с. : ил. – (Мифы и легенды народов мира).
- Народы мира / сост. А.В. Волкова. – Москва : РОСМЭН, 2013. – 96 с. : ил. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).
- Народы мира [Электронный ресурс] Электрон. дан. – Москва : Медиа — Сервис, 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.
- Народы России : праздники, обычаи, обряды. – Москва : РОСМЭН, 2014. – 96 с. : ил. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).
- Народы России : энцикл. / гл. ред. В. А. Тишков. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 1994. – 479 с. : ил.
- Праздники народов России : энцикл. / авт.-сост.: М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская,М. Д. Каракетов и др. ; худож.: И.В. Максимова, Л.Т. Митрюкова, О.К. Пархаев и др. – Москва : РОСМЭН, 2004. – 103 с. : ил. – (Энциклопедия).
- Русский народ. Кн. 1. Праздники, обряды и обычаи на Руси / сост. М. Забылин. – Москва : Белый город, 2005. – 175 с. : ил.
- Русский народ. Кн. 2. Суеверия, приметы, заговоры / сост. М. Забылин. Москва : Белый город, 2007. – 175 с. : ил.
- Рыбаков, Б. . Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. – 2-е изд. Москва : Наука, 1994. – 608 с.
- Самые знаменитые народы мира : иллюстрир. энцикл. / ред. Ю.В. Журбей. – Москва : Белый город, б. г. – 104 с. : ил.
- Сахаров, А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века : учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов ; под. ред. А.Н. Сахарова. – Москва : Просвещение, 1995. – 304 с. : ил.
- Синова, И. В. Народы России : история и культура, обычаи и традиции : справ. школьника / И. В. Синова. – Санкт-Петербург : Литера, 2008. – 94 с. : ил. – (Любимая Россия).
- Сто народов, сто языков : этногр. очерки ; под ред. Л.М. Минца. – Москва : Просвещение, 1992. – 208 с. : ил.
Авары — Энциклопедия всемирной истории
Авары представляли собой конфедерацию разнородных (разнообразных или разнообразных) народов, состоявших из жужан, эфталитов и тюрко-огурских рас, которые мигрировали в район Понтийской Травяной степи (область, соответствующая современным Украина, Россия, Казахстан) из Средней Азии после падения Азиатской империи жужаней в 552 г. н.э. Многие историки считают их преемниками гуннов в их образе жизни и, особенно, в верховой войне. Они поселились на бывшей территории гуннов и почти сразу взяли курс на завоевание. После того, как они были наняты Византийской империей для подчинения других племен, их царь Баян I (годы правления 562/565-602 гг. н.э.) объединился с лангобардами под предводительством Альбоина (годы правления 560-572 гг. н.э.), чтобы победить гепидов Паннонии, а затем захватил власть. регион, вынуждая лангобардов мигрировать в Италию.
Аварам в конце концов удалось основать Аварский каганат, который охватывал территорию, примерно соответствующую современной Австрии, Венгрии, Румынии, Сербии, Болгарии, вплоть до части Турции. Уход лангобардов в Италию в 568 г. н.э. удалил еще один враждебный народ из Паннонии, что позволило Баяну I относительно легко расширить свои территории и основать империю, которая просуществовала до 796 г. н.э., когда авары были завоеваны франками при Карле Великом.
Удалить рекламу
Реклама
Происхождение и миграция
Первое упоминание об аварах в римской истории происходит от Приска из Пания в 463 г. н.э.
Точное происхождение аваров (как и гуннов) обсуждается, но многие историки, такие как Кристоф Баумер, связывают их с Жужаньским каганатом Монголии, к северу от Китая. Жужанский каганат был свергнут гоктюрками в 552 г. н.э., и люди во главе с монголами сяньбэй бежали на запад, спасаясь от их правления. Это утверждение кажется наиболее вероятным, но не всеми учеными принимается. Племя Джу-Хуан из Монголии объединилось с белыми гуннами против людей, известных как тоба (которые были тюрками), в многочисленных сражениях и утвердилось как империя в монгольском регионе c. 394 г. н.э. Эта империя стала известна как Жужанский каганат, который пал перед гоктюрками в 552 г. н.э., незадолго до появления аваров в Степи c. 557 г. н.э., поэтому Баумер и те, кто с ним согласен, кажутся правильными.
Первое упоминание об аварах в римской истории происходит от Приска из Пания в 463 г. н.э., который упоминает аваров в связи с племенем, известным как сабиры, которые, по-видимому, являются подмножеством гуннов. Приск является одним из первоисточников о гуннах (он встречался и обедал с Аттилой в 448/449 гг.).н.э. во время дипломатической миссии) и принял к сведению их деятельность после смерти Аттилы в 453 г. н.э. Гуннская империя, которую основал Аттила, находилась в процессе распада в это время (ок. 463 г. н.э.), начиная с поражения гуннов от Ардарика из гепидов в 454 г. н.э. в битве при Недао.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Пир Аттилы
Изобразительное искусство в Венгрии (Общественное достояние)
Вслед за Недао против них восстали другие народы, покоренные гуннами, и Гуннская империя была распущена 469 г.СЕ. Обсуждается, являются ли авары, упомянутые Приском, той же коалицией, что и те, кто бежал из Монголии в 552 г. н.э. Многие из так называемых «варварских» племен, упомянутых римскими писателями (например, алеманны), изменились в этническом составе с момента их первого упоминания до их более поздних упоминаний. Скорее всего, как утверждают такие историки, как Питер Хизер и Денис Синор, последние авары были другой одноименной группой. Более ранние авары, по-видимому, представляли собой устоявшуюся конфедерацию региона, в то время как более поздние авары были беженцами из Средней Азии, спасающимися от гоктюрков, которые, по-видимому, преследовали их.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Контакт с Римом
Что касается их происхождения и бегства на запад, Хизер пишет:
[Авары] были следующей крупной волной изначально кочевников-конных воинов, после гуннов, чтобы смести Великую евразийскую степь и построить империю в центральной Европе. К счастью, мы знаем о них гораздо больше, чем о гуннах. Авары говорили на тюркском языке и ранее играли главную роль в качестве доминирующей силы крупной кочевой конфедерации на окраинах Китая. В начале шестого века они уступили это положение конкурирующей силе, так называемым западным тюркам [гоктюркам], и прибыли на окраины Европы в качестве политических беженцев, заявив о себе с посольством, явившимся ко двору Юстиниана в 558 г. ( 401)
Юстиниан I (482-565 гг. н.э.) принял посольство и согласился нанять их для борьбы с другими беспокойными племенами. Авары превосходно выполняли свои обязанности и ожидали от империи постоянной оплаты. Они хотели, чтобы их собственная родина обосновалась там, где они могли чувствовать себя в безопасности от преследующих турок. Царь аваров Баян I попытался повести свой народ к югу от реки Дунай, но ему помешали римляне. Затем он повел авар на север, но столкнулся с сопротивлением франков под предводительством их короля Сигеберта I. Они продолжали кочевничать на службе Рима до смерти Юстиниана в 565 г. н.э. Его преемник Юстин II (ок. 520–578 гг. Н. Э.) Разорвал их контракт, и когда аварское посольство попросило разрешения пересечь южный Дунай, ему было отказано. Они снова пытались прорваться на север, но были отбиты армией Сигиберта I. Затем Баян I обратил свое внимание на Паннонию или, согласно другим источникам, был приглашен туда Юстином II, чтобы вытеснить гепидов.
Удалить рекламу
Реклама
Лангобарды под предводительством Альбоина уже находились в Паннонии в конфликте с гепидами, контролировавшими большую часть региона. Как и в случае с аварами, источники расходятся во мнениях относительно того, мигрировали ли лангобарды в Паннонию самостоятельно или были приглашены империей для изгнания гепидов. Баян Я хотел взять столицу Сирмиум, но не знал этого края и нуждался в помощи более знакомых с ним людей. Он объединился с Альбоином и лангобардами, и в 567 году н.э. две армии объединились, чтобы сокрушить гепидов между собой. Баян I согласовал условия союза с Альбоином, прежде чем они пошли в бой: если они победят, аварам будут отданы гепидские земли, богатства и люди в рабство, а лангобардам будет позволено жить в мире. Почему Альбоин согласился на это неравноправное соглашение, неизвестно, но ясно, что он согласился. Как и в случае с гуннами и их политикой по отношению к другим народам, возможно, что Баян I угрожал Альбоину завоеванием, если он не будет подчиняться интересам аваров.
Альбоин из Нюрнбергских хроник
Мишель Вольгемут, Вильгельм Плейденвурф (общественное достояние)
Войска сошлись в битве на некотором расстоянии от Сирмиума, и гепиды под предводительством своего короля Кунимунда потерпели поражение. Источники различаются в отношении того, что произошло после этого: по некоторым сведениям, Баян I убил Кунимунда, а его череп превратился в чашу для вина, которую он затем подарил Альбоину как товарищу по оружию, в то время как, согласно другим, Албоин убил Кунимунда и сделал его череп в чашу, которую потом носил на поясе.
Войска двинулись на Сирмиум, но гепиды уже призвали на помощь Восточную Империю, согласившись сдать им город; к тому времени, когда Баян I и Альбоин достигли Сирмиума, он был хорошо защищен, и они были отброшены. Поскольку они не подготовились к длительной осаде, армии отступили.
Удалить рекламу
Реклама
Расцвет аварской империи
Хотя Сирмиум остался незахваченным, авары теперь контролировали большую часть Паннонии, и лангобарды обнаружили, что сделка, которую они заключили ранее, оказалась для них неудачной. Альбоин попытался заключить союз с гепидами против аваров, женившись на дочери Кунимунда Розамунде, которую он взял после битвы. Однако было уже слишком поздно, поскольку авары были просто слишком сильны, чтобы сопротивляться. В 568 г. н.э. Альбоин вывел свой народ из Паннонии в Италию, где в 572 г. н.э. он был убит в результате заговора, задуманного его женой, чтобы отомстить за своего отца.
Убийство Албоина
Каталог аукциона Dreweatts (общественное достояние)
Авары под предводительством Баяна I приступили к созданию своей империи на равнинах Паннонии. То, что, по-видимому, была основная «аварская» этническая группа среди более крупной аварской конфедерации, видно из некоторых военных решений и указов Баяна I. Историк Денис Синор пишет:
Этнический состав Аварского государства не был однородным. За Баяном последовало 10 000 подданных воинов-кутригуров уже во время завоевания гепидов. В 568 году он послал их вторгнуться в Далмацию, утверждая, что потери, которые они могут понести в борьбе с византийцами, не повредят самим аварам. (222)
Под предводительством Баяна I авары распространились по Паннонии во всех направлениях и за счет завоеваний расширили свою империю. Ряд славян последовали за аварами в Паннонию, и теперь они были подданными аварского правления, и, похоже, к ним относились с таким же пренебрежением, как к кутригурским солдатам, о которых упоминает Синор. Баян I наблюдал за выбором аварской базы для операций на их новой родине и, возможно, выбрал ее из-за ее связи с гуннами. Историк Эрик Хилдингер комментирует это, написав:
Удалить рекламу
Реклама
Авары основали свою штаб-квартиру возле старой столицы Аттилы сто лет назад и укрепили ее. Он был известен как «Кольцо». Хорошо обосновавшись в Паннонии, Баян снова сразился с франками Сигеберта и победил их в 570 году. Десять лет спустя Баян напал на византийскую территорию и захватил город Сирмий на реке Сава. За этим последовали дальнейшие походы против византийцев: авары взяли Сингидунум (Белград) и опустошили Мезию, пока не потерпели поражение под Адрианополем в 587 году. Византийцам это должно было показаться повторением гуннской агрессии пятого века. (76)
Завоевание аваров
Теперь, когда Сирмиум взят и эффективно действует из Кольца, Баян I продолжил свои завоевания. Кристоф Баумер пишет, как Баян I повел свои войска на Балканы и потребовал дань от Восточной империи за мир, а затем «вместе с побитыми славянами, которых они ругали как некое «пушечное мясо», вторглись в Грецию в 580-х годах». (Том II, 208). В войне они действовали тактикой, аналогичной той, которую использовали гунны столетием ранее. Как и гунны, авары были искусными наездниками. Баумер отмечает, что «железное стремя попало в Европу только с вторжением аваров во второй половине шестого века». Стремя «давало возможность ездить сидя на корточках или почти стоя, что улучшало подвижность всадника, но и усиливало удар атакующей кавалерии» (Том I, 86). Стремя значительно усилило и без того грозную аварскую кавалерию и сделало ее самой грозной и непобедимой конной силой со времен гуннов. Баумер пишет:
В своем знаменитом военном справочнике «Стратегикон» византийский император Маврикий (годы правления 582–602 гг.) метко описал боевой стиль авар, которых он сравнивал с гуннами, следующим образом: «они предпочитают сражения на дальней дистанции, засады, окружая своих противников, имитируя отступление и внезапное возвращение, а также клиновидные построения … Когда они обращают своих врагов в бегство, они не довольствуются, как персы, римляне и другие народы, преследованием их на разумном расстоянии и грабят их имущество, но не унимаются вовсе, пока не добились полного уничтожения своих врагов… Если битва сложится удачно, не торопитесь преследовать врага и не ведите себя небрежно. Ибо этот народ [степные кочевники] не отказывается, как другие, от борьбы, когда ему становится хуже в первой битве. Но пока их силы не иссякают, они пробуют всевозможные способы напасть на своих врагов. (Том I, 265-267)
Юстин II начал войну против Сасанидов в 572 г. н.э., и с имперскими силами, оттянутыми на восток, Баян I вторгся дальше на византийские территории. Он требовал все большей и большей дани и разбивал посланные против него имперские армии. Только в 592 г. н.э., с завершением войны империи с Сасанидами, император Маврикий смог послать достаточно сильную армию против Баяна I. Авары были изгнаны с Балкан и обратно в Паннонию имперскими войсками. при генерале Приске почти до их столицы. Авары, скорее всего, были бы уничтожены в массовом порядке, если бы не восстание в Константинополе, известное как восстание Фоки в 602 году нашей эры.
Восточная Римская империя, 6 век н.э.
Уильям Р. Шепард (общественное достояние)
Морис отказался позволить армии отступить и приказал им перезимовать на Балканах на случай, если авары предпримут неожиданное нападение. Солдаты восстали и, согласно историку Феофану (ок. 760-818 гг. н.э.), избрали центуриона Фоку (547-610 гг. н.э.) своим лидером:
Солдаты поставили Фоку во главе и двинулись на Константинополь, где он был быстро коронован, а Морис и его пять сыновей казнены. Это было 27 ноября 602 года. За узурпацией Фоки последовало нападение на империю как с востока, так и с запада со стороны персов, с одной стороны, и аваров, с другой. Но два года спустя каган [царь аваров] был вынужден заключить мир, увеличив годовое жалованье (451 г.).
В это же время (602 г. н.э.) на Балканах вспыхнула чума, охватившая близлежащие регионы. Вполне вероятно, что Баян I был одной из многих жертв болезни. Баяну I наследовал его сын (имя которого неизвестно), который попытался продолжить империю своего отца. В 626 г. н.э. он возглавил кампанию против Константинополя в союзе с империей Сасанидов в нападении с суши и моря. Мощные укрепления Феодосийских стен (построенные во времена правления Феодосия II, 408–450 гг.) отразили нападение с суши, а византийский флот отразил нападение с моря, потопив многие аварские корабли. Кампания закончилась полным провалом, и уцелевшие авары вернулись домой, в Паннонию.
Упадок аварской империи
Императором в это время был Ираклий (годы правления 610-641 гг. н.э.), который немедленно прекратил выплаты аварам. Баумер отмечает, что «это лишило Аварский каганат, племена и роды которого зависели от регулярного распределения товаров, их экономической основы» (том II, 208). Когда сын Баяна умер в 630 г. н.э., местные булгары подняли восстание, и между аварами и булгарами вспыхнула гражданская война. Булгары обратились за помощью к Восточной Империи, но они были слишком заняты борьбой с нападением арабов, чтобы помочь, поэтому булгары напирали сами. Хотя авары выиграли эту борьбу, конфликт дорого обошелся, и власть аваров пришла в упадок. Баумер пишет:
Археологические исследования показывают, что материальная культура аварцев изменилась после 630 г., так как в мужских могилах значительно сократилось количество оружия как погребального предмета. Экономика Аварской империи перестала основываться на войнах и набегах, постепенно заменяясь земледелием; бывшие конные воины сменили копья и доспехи на плуг и теперь жили в домах с седельными крышами, врытыми в землю. (Том II, 209)
Питер Хизер отмечает, что «точно так же, как и гунны, авары не имели правительственных возможностей для прямого управления своими многочисленными подчиненными группами, вместо этого действуя через серию промежуточных лидеров, частично набранных из этих подчиненных группы» (608). Эта система правления хорошо работала, пока правил Баян I, но без него привела к разобщенности. Когда в 768 году н.э. к власти пришел Карл Великий из франков, авары были не в состоянии бросить ему вызов. Карл Великий завоевал соседних лангобардов в 774 г. н.э., а затем двинулся на аваров, но ему пришлось остановить свою кампанию, чтобы справиться с восстанием саксов. Вместо того, чтобы воспользоваться этой передышкой для укрепления своей обороны и мобилизации, авары воевали между собой, и в конце концов конфликт перерос в открытую гражданскую войну в 79 г.4 г. н.э., в котором были убиты лидеры обеих фракций. Подчиненная власть, оставленная во главе, предложила остатки Аварской империи Карлу Великому, который согласился, но затем все равно напал в 795 г. н.э., легко захватив Кольцо и унеся клад аварских сокровищ. Империя официально закончилась в 796 г. н.э. с официальной капитуляцией, и после этой даты аварами правили франки. Авары восстали в 799 г. н.э., но были разгромлены франками к 802/803 г. н.э., а затем слились с другими народами.
Гора Аварского Пояса
Музей Метрополитен (Авторское право)
Их наследие, однако, должно было навсегда изменить этнический состав завоеванных ими регионов. Питер Хизер пишет:
Есть все основания предполагать, что [система правления Аварской империи] имела политический эффект цементирования социальной власти избранных подчиненных, еще больше подталкивая, по крайней мере, их славянских подданных в направлении политической консолидации [и чтобы] как стимулировать, так и способствовать расширению славянской диаспоры, поскольку некоторые славянские группы ушли дальше, чтобы избежать бремени аварского господства. Крупномасштабное расселение славян на бывших восточно-римских Балканах — в отличие от простых набегов — стало возможным только тогда, когда Аварская империя (в сочетании с персидскими, а затем арабскими завоеваниями) уничтожила военное превосходство Константинополя в регионе. (608)
Подобно гуннам, с которыми их часто сравнивают, авары коренным образом изменили мир, в котором жили. Они не только вытеснили большое количество людей (например, лангобардов и славян), но и сломили политическую и военную мощь второй половины Римской империи. Они были одними из самых свирепых конных воинов в истории, но, как выразился Ховорт, они также были «пастухами и флибустьерами и, несомненно, зависели от своих соседей и рабов в своих ремеслах, за исключением, возможно, изготовления мечей» (810). Даже их мечи были связаны с гуннами в том смысле, что «гуннские мечи» упоминаются франкскими хронистами, под которыми, возможно, подразумеваются дамасские клинки, такие как те, что были найдены в большом количестве на лодке в Нидаме в Дании, по-видимому, датируемые этим периодом. период» (Ховорт, 810). Наследие аваров до сих пор признается в населении завоеванных ими земель. Их так часто сравнивают с гуннами по уважительной причине: своими военными кампаниями они значительно изменили демографию регионов, на которые совершали набеги, выкорчевав и вытеснив большое количество людей, которые затем основали свою культуру в других местах.
Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Авары по Walter Pohl | Твердый переплет
Пропустить содержимое
{{/если}}
{{#if item.templateVars.googlePreviewUrl }}
Google
Предварительный просмотр
{{/если}}
{{#if item.imprint.name }}
Выходные данные
{{ item.imprint.name }}
{{/если}}
{{#if item.title}}
{{/если}}
{{#if item. subtitle}}
{{/если}}
{{#if item.templateVars.contributorList}}
{{#if item.edition}}
{{{ item.edition }}}
{{/если}}
{{#каждый элемент.templateVars.contributorList}}
{{{это}}}
{{/каждый}}
{{/если}}
{{#if item.templateVars.formatsDropdown}}
Формат
{{/если}}
{{#if item. templateVars.formatsDropdown}}
{{{item.templateVars.formatsDropdown}}}
{{/если}}
{{#if item.templateVars.buyLink }}
{{item.templateVars.buyLinkLabel}}
{{/если}}
{{#if item.templateVars.oaISBN }}
Открытый доступ
{{/если}}
Эту работу можно загрузить в некоммерческих целях:
{{item.title}} находится под лицензией Creative.
Общины
Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 Международная лицензия.
{{#if элемент.описание}}
{{{ элемент.описание }}}
{{/если}}
- СМИ
- хвалить
- Автор
- для педагогов
- больше информации
- награды
{{#if item.templateVars.reviews}}
{{/если}}
{{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}
{{/если}}
{{#if item.templateVars.moreInfo}}
{{/если}}
{{#if item.templateVars.awards}}
{{/если}}
- {{#каждый элемент.templateVars.reviews}}
{{#если это.текст}}{{#если это.текст}}
{{{этот текст}}}
{{/если}}{{/если}}
{{/каждый}} - {{#if item.templateVars.authorBios}}
{{#if item.templateVars.contributorImageCheck}}
{{#каждый элемент.templateVars.authorBios}}
{{#если это.изображение}}{{/если}}
{{/каждый}}{{/если}}
{{#каждый элемент. templateVars.authorBios}}
{{#if this.bio}}
{{{это.био}}}
Увидеть все
книги этого автора
{{/если}}
{{/каждый}}{{/если}}
- Запросить экзамен или настольную копию
{{#if item.templateVars.contentTab}}
Содержимое
{{{ item.templateVars.contentTab }}}
{{/если}} - {{#if item.templateVars.moreInfo}}
{{#каждый элемент.templateVars.moreInfo}}{{{ это }}}
{{/каждый}}
{{/если}} - {{#каждый пункт.
{{#if item. templateVars.reviews}}
{{/если}}
{{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}
{{/если}}
{{#if item.awards}}