Содержание
Основание Москвы — предание предков
«Кто знал, что Москве царством быти, кто ведал, что Москве государством слыти?» — как бы оправдываясь перед читателем за неполноту и неясность своего повествования, задумчиво вопрошает не ведомый нам по имени сочинитель «Повести о зачале Москве», написанной в XVII веке.
Кабы знать, кабы ведать… А поскольку не знали и не ведали, что будет впереди, то и прошли первоначальные века Москвы — одного из многих селений на восточной окраине Киевской Руси — мимо древних летописцев как недостойные того, чтобы занести их на страницы летописей. Нестор-летописец знал Оку, Клещино озеро (ныне Плещееве), Ростов, Муром — дальние окрестности Москвы, — где, по его сообщению, Рюрик «раздая мужем своим грады». А вот Москву Нестор не помянул, хотя Москва тогда уже существовала, о чем красноречиво свидетельствуют археологические находки.
Но среди москвичей жили устные предания о далеких временах, о начале Москвы. Они передавались из поколения в поколение в течение веков, и, как это всегда бывает при устной передаче, что-то добавлялось, что-то переиначивалось, а что-то забывалось. Поэтому, когда в ХVI-ХVII веках понадобилась Москве — столице России, одного из обширнейших и могучих государств того времени, — приличная ее значению и славе легенда об основании города и московские книжники-грамотеи бросились собирать старинные предания, то старики смогли припомнить лишь общее содержание да несколько эпизодов древних преданий.
Развитие исторической науки привело к тому, что мы о древних веках знаем больше, нежели стоящие на несколько веков ближе к ним наши предки. В отличие от писателя XVII века нынешний литератор может раскрыть научное издание «Повестей о зачале Москве», обратиться к трудам историков и археологов, поверить наукой поэтические предания, обнаружить хронологические и другие фактические ошибки, но также яснее увидеть и крупицы правды. Н.М. Карамзин называл «Повести о зачале Москве» «сказкой», но он же отмечал, что они «основаны на древнем, истинном предании». Сейчас «истинное предание» просматривается в большей степени, чем во времена Карамзина, но все-таки до воссоздания исторически точной картины «начала» Москвы еще далеко.
Я решился вослед древним авторам вновь рассказать это старинное предание, потому что нынешнее время дает для этого больше материалов, чем имели они.
Предание, особенно древнее, имеет ту особенность, что исторически достоверно в нем бывает только главное событие, которое легло в его основу, например, основание города, война, а обстоятельства события преобразуются народной фантазией очень вольно. Предание не столько стремится сохранить точность деталей, сколько создать обобщенный художественный образ.
И назвал город по имени реки
Прошло десять лет с тех пор, как князь Суздальский Юрий Владимирович пировал с князем Новгород-Северским Святославом на берегу реки Москвы, в высоких палатах боярина Кучки. Многое изменилось за эти годы, и, прежде всего, исполнилась его заветная мечта: после шести лет борьбы за киевский престол князь Юрий вышел победителем и стал великим князем Киевским. Теперь он жил в Киеве, а суздальским князем стал его сын Андрей.
Утвердившись на киевском престоле, князь Юрий Владимирович весной 1156 года поехал в Суздаль к сыну.
Князь Юрий Владимирович ехал по степям и дубравам, мимо сел и городов и наконец достиг границ Суздальского княжества. Здесь начинались сплошные леса: темные ельники, светлые березовые рощи, зеленые осинники, серые ольшаники, песчаные холмы, влажные низины, а кое-где — и топкие болота.
Склонив голову, думал князь Юрий думу о том, что он уже стар и, померев, оставит любимому сыну Андрею Юрьевичу в наследство прародительские земли и своих, им самим нажитых, сильных врагов — князей и княжат удельных, которые в жадном ослеплении готовы разграбить друг друга и тем разорить всю Русь. Думал он и о том, что Киев — стольный город — прочими русскими землями и княжествами, далеко расширившимися на полночь и на восход солнца, уже не почитается так, как почитался прежде, и, глядишь, скоро наступит время, когда удельные князья совсем перестанут признавать его старшинство…
С такими думами въехал князь Юрий Владимирович в темные заокские леса.
Едет князь по дремучему лесу, посматривает по сторонам и видит: впереди, между деревьями, над лесной поляной, то ли туман встает, то ли дым клубится. И вдруг из того тумана перед князем и его многочисленной свитой появился огромный неведомый зверь. Был он красив, строен и имел три головы, а шерсть на нем была пестрая, переливалась и сверкала разными цветами. Затем видение пропало.
Тогда князь Юрий спросил сопровождавшего его в этой поездке ученого монаха, грека, отца Василия: — Что значит, отче Василий, видение сего пречудного зверя? Мудрый старец, поразмыслив, ответил:
— Великий князь, сие явление знаменует, что в этих местах суждено быть граду и что вокруг него распространится царство. Величина зверя предвещает, что будет град велик и обширен, будет град треуголен, ибо зверь трехглав, будет град чуден и прекрасен, ибо зверь красив невыразимо, а пестрота его шкуры значит, что сойдутся в град этот люди разных племен. Задумался князь, потом снова спросил: — Истинно ли твое толкование, ученый философ? — Истинно, — ответил старец. — Потому что и при основании великого града Рима было знамение. Когда начали рыть ров под городскую стену, то вырыли голову человеческую, как живую, и значило это, что быть Риму главой многим градам. Что и сбылось. И когда созидали Царьград, то выполз из норы змий, и в тот же миг пал на него с высоты орел, и начали они биться. И мудрец-книгочей по сему изрек: «Будет сей град — царь другим городам, как орел — царь всем птицам, и будет он подвержен нашествиям басурман». Что также сбылось. Посему сбудется и явленное ныне тебе знамение.
Подивились все предсказанию греческого мудреца. Поехали далее и выехали на Москву-реку в том месте, где берег ее очень крут, и потому само место зовется Крутицы. (Сейчас — Крутицкая улица и Крутицкие переулки.) Там, под деревьями, стояла малая хижина, и в этой хижине жил отшельник — праведный человек, по имени Подон.
Князю Юрию понравилось место, и он подумал: «Видно, здесь следует ставить город, о котором было знамение».
Но святой отшельник, который понимал невысказанные думы так же, как и сказанные вслух речи, говорит ему:
— Княже, место сие предназначено не для града, место сие — Божье, здесь будет монастырь. (Надо сказать, что, действительно, сто лет спустя здесь был поставлен монастырь. Сейчас — это знаменитое Крутицкое подворье.)
Поехал князь Юрий Владимирович далее. Вскоре расступились леса, позади остались болота, и выехал он на высокий берег Москвы-реки.
Глянул князь Юрий Владимирович широко раскрытыми очами во все стороны, на этот берег и на тот, на светлые рощи, на распаханные поля, на новые избы в селах, на крепкие боярские амбары.
Богато жил боярин Кучка. Мало того, что вокруг поля распаханы, на заливных лугах стада пасутся, в лесах зверя много, в реках — рыбы, еще идет боярину доход от проезжающих по дорогам людей, от проплывающих по реке купцов. Кто мимо пройдет-проедет, а кто остановится да и останется здесь жить. От пришлых людей год от году все многолюднее села и деревни Кучки, да и больше их становится. О селах и деревнях боярина уже идет слава по Руси, уже называют места по среднему течению Москвы-реки по его имени — Кучково.
Глядя на проторенные дороги, на лодки и ладьи, плывущие по реке, князь Юрий Владимирович теперь по-иному оценил эту окраинную, ничем доселе не привлекавшую к себе его внимания небольшую суздальскую волость, клином вдававшуюся в соседние земли и граничившую с Рязанским, Черниговским, Смоленским, Тверским княжествами и волостями Великого Новгорода.
— Да ведь здесь открытые ворота в Суздаль — и для Смоленска, и для Чернигова, и для Рязани, и для Твери, и для Великого Новгорода! — сказал князь. — Вот оно — место для града, о котором было нам знамение. Здесь следует его ставить.
И мудрый старец Василий, и воевода, и дружина — все согласились с князем: да, тут необходима крепость, нужна сторожевая застава.
Стоит князь с дружиной, поглядывает на усадьбу боярина Кучки и удивляется: коли им усадьба видна, значит, и их из усадьбы видно, так почему же боярин не встречает его, не выходит с сыновьями своими со двора, огороженного частоколом, не зовет князя в хоромы?
Юрий послал воина сказать Кучке, чтобы тот поспешал перед светлые очи князя.
Поскакал посланец и через немалое время вернулся с Кучкой.
— Почему не встречаешь, чести не оказываешь? В хоромы меня, великого князя, не зовешь? — грозно спросил князь Юрий Владимирович Кучку. Но Кучка не сробел и отвечает:
— Не знал я, господин, что ты едешь, потому не встретил. В хоромы не зову, потому что старые хоромы разметали, новые еще не построили.
— Хорошие у тебя села, богатые, — говорит князь Юрий Владимирович Кучке.
— Богатые, — соглашается Кучка. — Знать, поля хорошо родят. — Хорошо.
— Гляжу, стада большие, видать, и выпасы хороши. — И выпасы хороши. — А река рыбна ли? — И река рыбная.
— Хочу здесь город ставить, — сказал князь Юрий Владимирович. — Будет он охраной рубежа Суздальского княжества.
Боярин Кучка в лице изменился и стал князя отговаривать: мол, ни к чему ставить город — расходы большие, городовых мастеров нет, мол, жили без города столько лет — и ничего не случилось.
Но князь понимал, что хитрит боярин, другое у него на уме: пока тут нет крепости, нет княжеского воеводы, нет княжеского наместника и управителя-тиуна — он здесь полный хозяин всему, а когда будет все это — его доходы поуменьшатся, и пошлина с купцов пойдет в княжескую казну. Потом князю Юрию пришла на ум — поскольку был он человек подозрительный — и такая мысль: «Не сносится ли боярин тайно с кем-то из соседей, не измену ли готовит, оттого и не хочет заставы?»
Слово за слово, князь поспорил с боярином, тот тоже не спустил — никак не хотел уступить своих земель под устройство города. И тогда князь Юрий Владимирович сильно разгневался.
История не сохранила подробностей ссоры князя Юрия Владимировича и боярина Стефана Кучки, летопись говорит о ней кратко: боярин зело возгордился. Вполне вероятно, возгордившись, сказал боярин Кучка князю Юрию Владимировичу:
— Иди, князь, отсюда, куда шел, пока еще у тебя дружина есть. Ведь из твоих отчин люди разбегаются, а ко мне народ идет. Скоро я стану вровень с тобой, а потому не хочу тебе, князю моему, покориться!
Сказал так, убежал в свою усадьбу, огороженную частоколом, и запер ворота.
Князь Юрий Владимирович не мог стерпеть такой дерзости, крепко разгневался и повелел дружине взять усадьбу непокорного Кучки приступом.
Хоть и очень дерзко величался Кучка перед князем, но приступа выдержать не смог. Княжеские дружинники разбили главные ворота, схватили Кучку и немилостиво предали смерти.
Теперь никто не мешал Юрию Долгорукому поставить город там, где он хотел. Однако трудно ему было выбрать место: владения боярина обширны, и села одно другого краше. То ли остановить выбор на селе Воробьеве, где ныне Воробьевы горы, то ли на Симонове, где ныне Симонов монастырь, то ли на Высоцком, где потом построили Высокопетровский монастырь, то ли на Кудрине, где ныне Кудринская площадь и улица Садовая-Кудринская, то ли на селе Сухощаво, нынешней Сущевке?
Первым делом, конечно, князь обратил внимание на боярские хоромы. Но Кучково поле для устройства крепости не подходило: слишком уж оно было со всех сторон открыто.
Тут кто-то напомнил князю о старинном городище на Боровицком холме.
Князь Юрий поднялся на холм, и перед ним открылся вид на все стороны. Он увидел бескрайние луга за Москвой-рекой, села за Неглинной и Яузой, пристани на реках, дороги, подходящие к бродам, поля и леса, и ширь, и даль… И, увидев все это, повелел он здесь — на реке Москве, выше устья Яузы и ниже устья Неглинной — ставить город и велел называть его по имени реки — Москвой, а Кучковым ничего не называть!
Затем князь Юрий приказал кликнуть мастеров-городников. Мастера нашлись в окрестных селах. Уговорились с ними о работе и плате, сколько и чего им следует на прокорм и какой город они должны ставить. Мастера, помолясь, принялись за дело.
Старый вал, насыпанный вятичами, уже много лет размываемый дождями и не подновляемый, расползся, осел и сровнялся с землей. Обрушившиеся землянки заросли кустарником. Но на поляне, там, где было древнее мольбище, все еще чернели кострища: сюда, как и прежде, с вечера накануне Ярилина дня сходилась молодежь. Как было заведено, всю ночь парни и девушки жгли костры, прыгали сквозь пламя, затевали игрища. Находились смельчаки, которые бродили с замирающим от страха сердцем по темному бору, ища заветный цветок папоротника. Девушки гадали о суженом, пуская по реке венки. А на рассвете все собирались на самой макушке холма и оттуда, с высоты, смотрели на восходящее солнце, и каждый, как и их деды и прадеды, шептал заветную молитву Яриле-солнцу.
Князь Юрий Владимирович повелел ставить город на холме, на мысу, по старому городищу, но прихватить еще знатный кус земли, так, чтобы мольбище, прежде находившееся за валом и острогом, теперь оказалось в середине города. Границу города с юга и северо-запада князь указал вести по обрыву вдоль Москвы-реки и Неглинной, а с востока ставить стену в том месте, где кончается обрывистый берег и спуск к реке становится более пологим. А когда разметил князь, где ставить стены, то оказался город треугольным.
Князь Юрий оставил в Москве воеводу с небольшой дружиной, чтобы следил за неукоснительным и добросовестным исполнением его повеления, и последовал далее, в Суздаль, размышляя о том, сколь чудесно начало уже осуществляться знамение.
Мастера-городники и отряженные им в помощь мужики из окрестных деревень принялись за работу.
Погостив некоторое время у сына, князь Юрий Владимирович поехал в обратный путь, в Киев. Проезжая Москву, он порадовался, как быстро и ладно поставили мастера город — и стены, и башни-стрельницы, и водяную башню с тайным ходом к реке Неглинной.
Князь Юрий Владимирович остался доволен работой и, памятуя знамение, наказал провожавшему его сыну Андрею, князю Суздальскому, не забывать про город Москву, расширять его и населять людьми.
А ученый монах, отец Василий, похвалив башни и стены, сказал:
— Только без Божьего храма город — не город. — Ты прав, отче, — согласился князь и приказал воеводе: — Прежде хором ставь Божий храм.
— Где прикажешь ставить и как именовать его? — спросил воевода.
— Это пусть решает отец Василий, — ответил князь. Ученый монах уже приметил кострища вокруг Ярилина мольбища, понял, почему здесь жгли костры, и, указав на них, сказал: — Божий храм ставьте здесь.
— Самое хорошее место на всем холме, — сказал один из городников. — Тут на Ярилу от прадедов парни с девицами игры играли… Такое милое веселье!..
— Веселье в праздник и Богу угодно, — назидательно произнес отец Василий. — Да встанет здесь храм православный во имя Рождества Иоанна Предтечи, который возвестил пришествие Иисуса Христа. А праздник сей — Рождества Иоанна Предтечи как раз в день летнего солнцеворота. Да будут отныне здешние юноши и юницы, радуясь, славить сей светлый праздник, а не беса тешить.
И на Ярилином мольбище, освятив его, поставили деревянную церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи — первую церковь в Москве. Двести лет спустя ее заменили каменной. А в 1847 году, при очередной перестройке, под ее полом обнаружили остатки языческого жертвенника с костями домашних животных. Только благодаря этой находке мы знаем о том, что на этом месте до церкви было языческое мольбище.
Так встал на Боровицком холме над Москвою-рекою град Москва, поставленный князем Юрием Долгоруким по чудесному знамению, явленному ему, и что было явлено, то все исполнилось и исполняется по сей день.
Москва: полезная информация о городе
Порошенко назвал опрометчивым «основание Москвы киевскими князьями» — РТ на русском
Пётр Порошенко вновь представил свою трактовку истории отношений России и Украины. На этот раз он заявил об опрометчивости киевских князей, «основавших Москву». Эксперты отмечают, что в действительности князья появились в будущей российской столице спустя сотню лет после возникновения города, а само название «Киевская Русь» придумали историки. В Совфеде считают, что Киев целенаправленно пытается украинизировать историю. К такой мере власти прибегают для сплочения националистически настроенных слоёв населения на фоне экономических проблем и непопулярности президентского курса.
Пётр Порошенко назвал опрометчивым «основание Москвы киевскими князьями». Об этом президент Украины заявил в ходе выступления в Верховной раде, где обсуждалось его обращение о создании единой поместной автокефальной церкви. По словам украинского лидера, создание независимой церкви «восстановит глубокую историческую справедливость».
«Именно из Царьграда пролился на нашу благословенную землю свет христианской веры. Уже потом мы поделились этим с Залесьем, где давние киевские князья очень опрометчиво основали Москву», — заявил Порошенко.
На самом деле нынешняя российская столица появилась задолго до прихода киевских князей, отметил в беседе с RT доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Лавров.
«Первое упоминание Москвы в летописи — это 1147 год. Но почему этот год в летописи упоминался? Потому что произошла встреча в Москве двух князей с дружинами и слугами. То есть Москва уже была таким пунктом, где все они могли остановиться», — рассказал он.
Лавров заметил, что 1147 год является условной датировкой — к тому моменту Москва уже давно существовала.
«И раскопки археологов, в том числе те, которые производились на Манежной площади, свидетельствуют о том, что Москва существовала примерно 100 лет без всяких киевских и иных князей», — подчеркнул историк.
Само название «Киевская Русь» является термином, который историки стали употреблять спустя сотни лет, заметил Лавров.
«В то время говорили просто «Русь» или «Русская земля»… Это была единая нация — русские. Но в силу ряда событий и обстоятельств, прежде всего потому, что литовцы захватили несколько княжеств, включая Киевское, русские оказались разделёнными на два государства. Постепенно возникло это размежевание», — пояснил эксперт.
«Козырей не осталось»
Подобные заявления Порошенко продиктованы низким рейтингом нынешней власти, считает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
«Уже не осталось никаких козырей, чтобы показать силу Украины, её самостоятельность. Падает экономика, у власти нет никакого авторитета, поэтому предпринимаются попытки привлечь внимание, воззвать к национальному самосознанию. Они спекулируют на исторических фактах, поскольку никаких рычагов больше не осталось», — заявила она в беседе с RT.
По её словам, для достижения этой цели украинская власть пытается использовать интеллектуальные и финансовые ресурсы.
«Печально, конечно, что предпринимается такая агрессивная попытка украинизировать историю, отталкиваясь от нашего совместного прошлого. Признавая, что это делается действующими украинскими властями целенаправленно, хочу сказать, что ничем хорошим это не закончится», — заключила Гумерова.
Исторические фантазии
Примечательно, что Порошенко довольно часто обращается к истории в поисках «украинского следа». В частности, в 2015 году он попытался присвоить «гражданство» князю Владимиру. Для этого он выпустил указ о чествовании святого как создателя «Руси-Украины». В документе говорится, что он принят «с целью сохранения и утверждения традиций украинской государственности, напоминания о роли исторического наследия Руси-Украины в их становлении, признания важности принятия христианства для развития украинского общества как неотъемлемой части европейской цивилизации».
- Памятник Владимиру Великому на Боровицкой площади в Москве
- РИА Новости
- © Алексей Дружинин
На этом фоне он счёл едва ли не личным оскорблением открытие памятника князю в Москве в 2016 году. Это событие украинский лидер назвал «попыткой гибридного присвоения истории».
«В эти дни открыт ещё один памятник — в Кремле возле непохороненного Ленина они открыли памятник нашему первоапостольному киевскому князю Владимиру. Это ещё одна попытка гибридного присвоения истории», — сказал Порошенко.
В 2017 году он обвинил президента РФ Владимира Путина в попытках «похитить» для России такую историческую фигуру, как дочь Ярослава Мудрого, — княжну Анну Ярославну. Возмущение Порошенко вызвали слова Путина, произнесённые им во время визита во Францию: «Просвещённая французская публика знает о русской Анне — королеве Франции».
Также по теме
«Прагматичное сумасшествие»: какие дивиденды приносят Киеву антироссийские исторические мифы
Украинские официальные лица продолжают переписывать историю и бороться с памятниками. Так, заместитель министра по вопросам «временно…
В ответ на это украинский лидер подчеркнул историческую принадлежность своей страны к Европе.
«Исторически мы были её (Европы. — RT) частью… Кстати, со времён древнеукраинского князя Ярослава Мудрого и его дочери-киевлянки Анны Ярославны, которую буквально вчера Путин пытался на глазах всей Европы похитить в российскую историю», — заявил он.
Позднее, уже во время поездки в Париж, Порошенко вспомнил свой «спор» с Путиным и подчеркнул, что «весь мир сейчас будет знать Анну как Анну Киевскую».
Не скрылся от критического взгляда Порошенко и первый свод законов Киевской Руси — «Русская правда». По этому поводу он заявил, что сборник правовых норм не имеет никакого отношения к России.
«Новый герб состоит из меча княжеского периода, который напоминает об одном из древнейших документов правосудия на Украине — «Русской правде» Ярослава Мудрого. Весы символизируют глубокую наследственность правовых традиций. «Русская правда» к России не имеет никакого отношения, потому что России тогда не существовало», — подчеркнул Пётр Порошенко.
Эксперты тогда отметили, что президент явно фальсифицирует историю, потому что во времена Ярослава Мудрого также не существовало ни Украины, ни Малороссии.
«Малороссия образовалась значительно позже, во время феодальной раздробленности, когда Великое княжество Литовское, воспользовавшись нашей слабостью, захватило шесть княжеств, в том числе Киевское, и присоединило к себе. Потом Польша и Литва объединились в Речь Посполитую, и мы оказались разъединённым народом. Вот так образовалась Украина, или Малороссия», — пояснил RT главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Лавров.
Религиозная безопасность
Создание автокефалии украинской церкви Порошенко преподнёс как очередной шаг в сторону от России. По его словам, это решение является вопросом национальной безопасности и «обороны в гибридной войне».
«Если Москва объявляет Украину своей канонической территорией, это не является посягательством на территориальную целостность Украины? Имеем ли мы право молча спокойно наблюдать за этим посягательством?» — заявил Порошенко.
Также по теме
«Националисты начнут погромы»: чем может обернуться идея Порошенко создать единую украинскую церковь
Пётр Порошенко призвал Верховную раду поддержать его обращение к вселенскому патриарху Варфоломею об автокефалии православной. ..
Украинский лидер считает, что предоставление украинской церкви томоса об автокефалии «удалит рудименты того политического проекта, который называется «русским миром». Он также подчеркнул, что этот вопрос является не религиозным, а геополитическим.
Между тем сообщения о том, что Верховная рада Украины поддержала обращение Порошенко к вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении украинской церкви томоса об автокефалии, прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Вы знаете позицию РПЦ. Вы знаете позицию патриарха всея Руси по этому вопросу. И конечно, какие-то действия, направленные на раскол церкви, вряд ли могут поддерживаться и вряд ли могут приветствоваться», — сказал он.
Напомним, сейчас на Украине действуют несколько церквей: каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также не признанные мировым православием Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).
Фонд конституционных прав
По иронии судьбы, когда Сталин представил свою новую Конституцию, он также организовал арест тысяч представителей Коммунистической партии и правительства. Большинство арестованных судили тайно или вообще не судили. В период с 1936 по 1938 год в Москве проходили широко разрекламированные публичные судебные процессы в отношении небольшого меньшинства известных советских чиновников. Суды, часто основанные на вынужденных признаниях, высмеивали идею надлежащей правовой процедуры. Все участники этих так называемых «показательных процессов», в том числе и судьи, служили политическому злу Сталина.
Чистки
После смерти Ленина в 1924 году Сталин (чье имя означает «человек из стали») стал лидером Советского Союза. К 1930 году его главный соперник Лев Троцкий бежал из страны. Но Сталин по-прежнему хотел, чтобы все в Коммунистической партии и Советском правительстве подчинились его воле. В начале 1930-х годов советская экономика рухнула. Советский народ страдал от массовых продовольственных и потребительских голодовок. Для увеличения торгового экспорта Сталин приказал правительству конфисковать весь урожай зерновых у советских крестьян. В результате от голода умерло 5 миллионов человек.
По мере того, как распространялись слухи о смертях и неудачах в экономике, в Коммунистической партии росла критика Сталина. В ответ Сталин активировал свою тайную полицию и систему осведомителей. Их задачей было разыскивать и арестовывать «врагов народа, сеющих рознь в партии». Тысячи в основном рядовых членов подали в отставку или были исключены из партии. Многие оказались сосланы в лагеря для военнопленных или депортированы из страны. Начались попытки Сталина очистить (очистить) Коммунистическую партию от людей, которые представляли какую-либо угрозу его контролю.
На 17-м съезде Коммунистической партии в 1934 году высокопоставленный партийный деятель Сергей Киров призвал к сдержанности в проведении чисток. Позже почти 300 из 1225 делегатов съезда проголосовали против Сталина, лидера партии. Некоторые из делегатов даже предложили Кирову заменить Сталина на посту руководителя партии. Тот факт, что эти делегаты осмелились подвергнуть сомнению руководство Сталина, очевидно, подтолкнул его к преследованию партийной элиты.
Террор
1 декабря 1934 года, менее чем через год после того, как он был упомянут как возможная замена Сталину, Сергей Киров был убит. Подробности убийства до сих пор остаются загадкой, но множество косвенных доказательств указывает на то, что глава советской тайной полиции планировал убийство Кирова по приказу Сталина. В любом случае убийство важного партийного деятеля дало Сталину повод для усиления чисток.
Сразу после убийства тайная полиция задержала более 100 «заговорщиков» и казнила их. Еще тысячи были обвинены в принадлежности к «террористическим центрам» и расстреляны, заключены в тюрьмы или сосланы в Сибирь. И все же Сталин не был удовлетворен. Техники, учителя и другие государственные служащие оказались в ловушке сталинского бремени. Затем Сталин обратился к силам государственной безопасности. Было расстреляно более 3000 агентов тайной полиции и казнена треть офицерского состава. Сталин заменил убитых лояльными ему молодыми людьми, а не революционерами старшего поколения.
В то время как новая Конституция СССР 1936 года предусматривала гарантии надлежащей правовой процедуры, такие как право защищать себя в открытом судебном процессе, Сталин предпринял шаги по «упрощению» судебной системы. Он ликвидировал право на защиту. Он ускорил судебные процессы и часто проводил их тайно. Он подавил право на апелляцию. Он распространил смертную казнь на сотни правонарушений и распространил ее на детей в возрасте 13 лет.
Применение террора Сталиным и его приспешниками заманило в ловушку тысячи, а затем и миллионы советских граждан, большинство из которых были невиновны в каких-либо правонарушениях. Процесс террора начался с доносов. Луи Фишер, знаток советской истории, объяснял это так:
Все играли в «Безопасность превыше всего». Ложь, лицемерие. . . и неверность друзьям были небольшой платой за то, чтобы не попасть в тюрьму. Чтобы отвести от себя подозрение, вы обвинили другого парня…
Аресты обычно происходили глубокой ночью. Позже люди оказывались в «задержании» в течение нескольких дней и недель без каких-либо официальных обвинений.
Сталин часто преследовал людей не за то, что они делали, а за то, кем они были. Любой, кто имел какое-либо отношение к иностранцам или зарубежным странам, автоматически становился подозреваемым в шпионаже. Сюда входили целые группы людей, такие как учителя иностранных языков, члены организаций друзей по переписке и даже коллекционеры марок. Людей религиозного происхождения, таких как католические священники, свидетели Иеговы и евреи, арестовывали в большом количестве. Сельскохозяйственных чиновников, директоров заводов и инженеров часто обвиняли в экономическом саботаже, известном как «вредительство». Их обвиняли в железнодорожных авариях, болезнях скота, неурожаях и сотнях других недостатков советской экономики. Наконец, партийные чиновники все более и более высокого уровня были арестованы и обвинены в том, что они были «оппозиционерами» или сторонниками ненавистного соперника Сталина, Льва Троцкого.
Признания
Сталин требовал признательных показаний от своих жертв. Чтобы добиться этих признаний, тайная полиция прибегала к самым разным методам. «Конвейер» включал в себя непрерывный допрос человека по эстафете полиции в течение нескольких часов и даже дней. Интеллигенция и партийная верхушка нередко подвергались «длительному допросу» одного следователя, который вел свой допрос иногда неделями и месяцами.
Некоторые люди дали признательные показания, когда следователи полиции угрожали членам семьи. Другие надеялись, что, сотрудничая, они спасут себя. Многие признались под избиениями и пытками, сначала неофициальными способами получения признания. В 1937, Сталин сделал пытки официальным и обычным методом получения признательных показаний. Сообщается, что Сталин приказал тайной полиции «бить, бить и еще раз бить».
Многие, застигнутые врасплох массовыми арестами, выдумывали «преступления», чтобы в чем-то сознаться. Многие признали вину, даже не зная обвинения. Однако некоторые высшие партийные деятели, арестованные по приказу Сталина, признались совсем по другому поводу. Эти представители старого поколения революционеров пришли к власти вместе с Лениным в 1917 и так верили в партию, что отказывались верить, что она когда-либо может быть неправа. В романе Артура Кестлера Тьма в полдень , главный герой по имени Рубашов ложно обвинен в заговоре с целью убийства «№ 1» (Сталина). В конце концов Рубашов «признается», заявив: «Я сделаю все, что может служить партии». В романе он добровольно получил пулю в голову, убедившись, что он должен быть виновен, потому что так сказала сторона.
«Показательные процессы»
Немногие из тысяч арестованных во время сталинских чисток когда-либо видели советский зал суда. Специальные коллегии тайной полиции выносили приговоры подсудимым даже без их присутствия. «Когда речь идет об уничтожении врага, — заявил обер-обвинитель Сталина, — мы можем сделать это и без суда».
Однако в период с 1936 по 1938 год Сталин провел три «показательных процесса» с участием около 50 высших руководителей Коммунистической партии и государственных чиновников. Сталин хотел убедить мировую прессу, что с обвиняемыми преступниками обращаются справедливо. Кроме того, эти запланированные судебные процессы были направлены на дискредитацию старого поколения коммунистов, которые все еще представляли потенциальную угрозу сталинскому правлению.
Самое серьезное обвинение, выдвинутое подсудимым, заключалось в том, что они вступили в сговор с Троцким (жившим в эмиграции за пределами СССР) с целью убийства Ленина, Сталина и других советских руководителей. Кроме того, обвиняемым были предъявлены обвинения в шпионаже в пользу иностранных держав и саботаже экономики. Доказательства почти полностью состояли из признаний самих подсудимых. Назначаемые государством адвокаты, когда им разрешалось, играли небольшую роль в разбирательстве.
Самым зрелищным из «показательных процессов» стал последний, прошедший 19 марта38. Когда Сталин наблюдал за происходящим из затемненного зрительного зала, сценарий судебного процесса чуть не развалился на куски в первый же день, когда подсудимый Николай Крестинский отказался признать себя виновным. После ночи со своими следователями он изменился. «Я целиком и полностью признаю себя виновным во всех тягчайших обвинениях, выдвинутых против меня лично», — сказал сдержанный Крестинский.
Важнейшим подсудимым на этом процессе был Николай Бухарин, известный как «Наследник Ленина». После первого «показательного процесса» в 1936 августа Бухарин обвинил Сталина в попытке захватить власть в Коммунистической партии для увеличения своей личной власти. Через год Бухарин был арестован. После допросов, продолжавшихся более года, Бухарин признался в принадлежности к «троцкистскому блоку», целью которого было восстановление капитализма в СССР. Признавая общие обвинения, Бухарин отрицал совершение конкретных преступных деяний, таких как заговор с целью Ленин и Сталин
Главный обвинитель Андрей Вышинский подытожил дело против 21 подсудимого на последнем «показательном процессе», назвав их «дурно пахнущей кучей человеческого мусора». назвал его «проклятой помесью лисы и свиньи». Далее главный обвинитель потребовал, чтобы подсудимых «расстреляли, как грязных псов!» Затем он закончил такой данью вождю Советского Союза:
По дороге, очищенной от последней нечисти и грязи прошлого, мы, наш народ, с нашим любимым вождем и учителем, великим Сталиным во главе, пойдем по-прежнему вперед и вперед, к коммунизму!
Судья признал всех подсудимых виновными по всем пунктам обвинения (в советской судебной системе не было суда присяжных). Впоследствии все были расстреляны.
В разгар сталинских репрессий (1937-38 гг.) было арестовано более 7 миллионов советских граждан. Из них более миллиона казнено. Еще миллионы погибли в ГУЛАГах (лагерях) Сибири. Последний крупный враг Сталина, Лев Троцкий, был убит в Мексике в 1940. Со смертью Троцкого Сталин окончательно уничтожил старое поколение коммунистов и заменил их новым поколением партийных и государственных чиновников, полностью находящихся в руках «стального человека».
Для обсуждения и письма
- Почему Сталин хотел провести чистку Коммунистической партии и Советского правительства в 1930-е годы? Какие методы он использовал для этого?
- Как вы думаете, почему Сталин настаивал на признаниях всех, кто попал в его репрессии?
- Каким образом сталинские чистки нарушили концепцию «надлежащей правовой процедуры»?
Дополнительная информация
Хронология истории России Хронология событий со ссылками.
Интернет-справочник по современной истории: сталинизм Первоисточники.
Интернет-библиотека Сталина Собрание его письменных работ и выступлений.
Справочный архив Иосифа Сталина Еще одно собрание его произведений.
Биографий Сталина:
Иосиф Сталин. Биографическая хроника Хронология его жизни.
Сталин От BBC.
Время Журнал Человек года: 1939 1942
Иосиф Сталин Из энциклопедии Гролье.
Иосиф Сталин От CNN.
Другой взгляд на Сталина Подробная и восторженная биография от Прогрессивной рабочей партии.
Путеводитель по истории
Эпоха тоталитаризма: Сталин и Гитлер
Иосиф Сталин
Библиография работ о Сталине
Интернет-архив Льва Троцкого
Музей Льва Троцкого: Убийство и марксизм в Мехико
Закон о свободе информации: Документы, касающиеся убийства Троцкого
Биографии Троцкого:
Моя жизнь Полный текст его автобиографии.
Лев Троцкий Картинная история его жизни. Может загружаться медленно, если у вас нет быстрого соединения.
Памяти Льва Троцкого Сочувственная биография Алана Вудса.
Лев Троцкий От BBC.
Троцкий, Леон Из Колумбийской энциклопедии.
11 августа 1997 г., выпуск журнала Art Bin :
И все сознались История показательных процессов. Гудрун Перрсон.
Протокол судебных заседаний московских процессов 1936 г.
Последнее слово Бухарина Из судебного процесса 1938 г.
Откровения из российских архивов Экспонат из Библиотеки Конгресса.
Репрессии и террор
Киров Убийство и чистки
Великие чистки Спартака Образовательная. Сергей Киров
Чистка Профессор Герхард Ремпель, Колледж Западной Новой Англии. Из его лекций.
Московский процесс Статья, осуждающая процессы по делу Социалистический призыв: орган революционного социализма , т. 2, № 9, 1 октября 1936 г.
Убийство Кирова На сайте размещена краткая биография Кирова, описание его убийство, обсуждение последствий и смысла смерти Кирова, фотогалерея людей и мест и рецензия на книгу об убийстве.
Книги о Сталине:
Завоевание, Роберт. Большой террор. Переоценка . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1990.
Де Йонг, Алекс. Сталин и формирование Советского Союза . Нью-Йорк: Уильям Морроу, 1986.
Такер, Роберт К. Сталин у власти: революция сверху, 1928–1941 . Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1990.
Медведев, Рой. Пусть история рассудит . Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 19.89.
Что такое вынужденное признание?
В 1936 году Сталин устроил свой первый «показательный процесс» с «признаниями», которые, как мы знаем сегодня, были результатом всевозможных запугиваний и даже пыток. В том же году Верховный суд США постановил, что принудительные признания должны быть исключены из уголовных процессов штата ( Brown v. Mississippi , 297 U.S. 278). Верховный суд постановил, что такие признания лишают ответчиков «надлежащей правовой процедуры» в соответствии с 14-й поправкой и что их использование должно отменять обвинительный приговор. Но в случае, решенном в 1991 ( Arizona v. Fulminante , 499 U.S. 279) Верховный суд постановил, что вынужденное признание, принятое в качестве доказательства, не будет автоматически отменять обвинительный приговор подсудимому. Если для вынесения обвинительного приговора существовало достаточно других доказательств, использование принуждения к признанию могло считаться «безобидной ошибкой», и обвинительный приговор оставался в силе.
В этом упражнении сначала соберитесь небольшими группами и решите, что из следующего следует считать «признанием под принуждением»:
- Признание после избиения полицией или других форм физической силы.
- Признание после угрозы со стороны полиции применить физическую силу.
- Признание после 24-часового непрерывного допроса в полиции.
- Признание после нескольких дней, в течение которых обвиняемого лишали воды, еды и сна.
- Признание после допроса в полиции подозреваемого, которому не разрешили поговорить с адвокатом.
- Признание, полученное в результате угроз сокамерника подозреваемого, который на самом деле является сотрудником полиции под прикрытием.
- Признание, сделанное полиции после того, как они солгали подозреваемому о несуществующих свидетелях.
Будьте готовы поделиться выводами и соображениями вашей группы с остальным классом. Ваша группа также должна занять позицию по этому вопросу: Должны ли когда-либо приниматься в суд какие-либо «вынужденные признания»? Почему или почему нет?
Российско-американский фонд | О русской культуре в Нью-Йорке
Наблюдая за событиями с разбитым сердцем, мы поддерживаем Украину и ее народ, а также большинство людей в России, которые хотят мира.
Русско-американский фонд (РАФ) был основан в 1997 году как беспристрастная организация для поощрения интереса и понимания русского наследия среди всех сообществ в США, а также для содействия взаимному интересу и пониманию американского наследия среди всего мира. Русскоязычные сообщества. Программы RAF способствуют взаимопониманию посредством инициатив в области искусства, образования и спорта.
Сегодня RAF служит национальным и международным сообществам, продолжая активно поддерживать и активно участвовать в жизни русско-американского сообщества Нью-Йорка. В основе миссии RAF лежит постоянная приверженность:
Содействие позитивному диалогу между людьми и культурами США и России.
Содействие экономическому и социальному развитию, прогрессу и благополучию русскоязычного сообщества Нью-Йорка и Соединенных Штатов.
Содействие лучшему пониманию и принятию русскоязычного сообщества среди различных других сообществ Нью-Йорка и Соединенных Штатов.
Помощь русскоязычному сообществу Нью-Йорка и Соединенных Штатов в сохранении его наследия, культуры и языка.
Программы RAF
Ежегодный Месяц Русского Наследия®
Ежегодный Месяц Русского Наследия® посвящен богатому разнообразию культурных традиций, принесенных в США из многих стран бывшего Советского Союза. Каждый год в течение июня RAF представляет различные массовые культурные мероприятия, такие как концерты современной и народной музыки, танцевальные представления, художественные выставки, кинопоказы, круглые столы, фестивали, общественные ярмарки здоровья и спорта и многое другое.
Узнать больше
Программы Академии балета Большого театра
Благодаря многолетнему партнерству РАФ с Московской Академией балета Большого театра ее высоко оцененные программы знакомят американское балетное сообщество с богатой историей, культурой и педагогикой аутентичного русского классического балета. Совместные программы РАФ/Академии включают; Летние молодежные интенсивы, Программа сертификации учителей и NSLI-Y Русский язык и культура РАФ и Большой Путь в Москве.
Узнать больше
NSLI для молодежных стипендиальных программ
NSLI для молодежных стипендий для изучения языка за рубежом – это программа Бюро по делам образования и культуры Государственного департамента США. Программа RAF, реализуемая RAF в сотрудничестве с Американскими советами по международному образованию, предлагает учащимся старших классов, отвечающим требованиям, стипендии на основе заслуг для развития навыков русского языка и понимания русской культуры в рамках программы летнего погружения.
Подробнее
Sports Unites All
(SUA)
Совместная инициатива Русско-американского фонда и Фонда Райана Мартина. Миссия SUA — повысить осведомленность об адаптивном спорте и фитнесе для всех и побудить людей с ограниченными физическими возможностями в России вести более активный и успешный образ жизни. SUA стала возможной при поддержке посольства США в Москве.
Узнать больше
США — Россия
Pre-Professional Network
Программа USRP позволяет учащимся старших классов и колледжей США исследовать, готовиться и планировать свою карьеру в российско-американском секторе, предоставляя им доступ к возможностям профессионального развития и информационным ресурсам, которые им необходимы для достижения успеха. Членство бесплатное.
Узнать больше
SportsUnited: Баскетбольные послы сегодняшнего и завтрашнего дня
Программа Государственного департамента США, Бюро по делам образования и культуры, позволяющая российской и американской молодежи и тренерам участвовать в баскетболе.