Содержание
Почему были канонизированы Борис и Глеб?
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Память совершается 6 августа.
…Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.
Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси.
Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом — навсегда раб.
Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб — сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни.
Владимир-язычник. В.М. Васнецов.
Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре (Лука, 16:19-31) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит (Еккл.5:14), богатство с собой в могилу не возьмешь.
Владимир беседует с греческим философом.
Как воспринять эту идею? Как перейти от жажды наживы к нестяжательству? Необходим личный пример.
Великий князь Владимир Святой подавал пример своим подданным, отказавшись от гарема, отменив смертную казнь, распорядившись оказывать помощь больным и бедным. Прекратились тризны и захоронения имущества.
Крещение Руси. В. Васнецов.
Старшие дети Владимира были рождены в то время, когда князь пытался ещё укрепить языческую веру. Страсти тогда кипели нешуточные. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской. Тогда на глазах четырехлетнего Ярослава Владимир чуть не расправился с бывшей женой.
Лосенко. Владимир и Рогнеда.
Борис и Глеб были младше, родились примерно в годы Крещения Руси, и с самого детства воспитывались в христианской вере. Их мать была из Волжской Булгарии.
Когда сыновья Великого князя стали взрослеть, Владимир поручил им управление территориями. Это было принято на Руси, но впервые все земли были отданы в управление великокняжеским сыновьям. Назначение княжичей правителями земель было необходимо для единства управления, преодоления местного сепаратизма.
Однако назначение родственников на управленческие должности не способствует эффективности управления. Княжеские сыновья склонны были проявлять самоуправство, и их сложно привлечь к ответственности.
Святополк, получивший в княжение туровскую землю (южная Белоруссия), заключил союз с польским королем, и в 1013 году попытался выступить против отца. За что был посажен Владимиром в тюрьму в Киеве.
Ярослав, получивший в управление богатейший Новгород, зимой 1014 года решил не отправлять отцу дань. (То есть присвоить себе налоги с Новгородской земли). Владимир начал готовиться к войне с другим сыном. В это время прошел слух, что на Киев наступают печенеги. Поход на Новгород был отложен, войско с княжичем Борисом отправлено в степь. В это время летом 1015 года Владимир Святой внезапно умирает.
Владимир отправляет Бориса на границу.
Святополк присутствует при погребении Владимира.
Кто из сыновей унаследует великое княжение? Начнется ли братоубийственная война как было между Владимиром и Ярополком?
Владимир при жизни считал наследником сына Бориса, считая его верным сыном и продолжателем своей политики. В княжение Борису было вначале определена Волынь (Западная Украина), затем Муром (один из древнейших городов), затем Ростовская земля. Однако Владимир не отпустил сына в Ростов и держал его при себе в Киеве, намереваясь передать ему великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе. (см. «Генеалогия древнерусских князей. Е.В. Пчелов)
Борису было поручено оборонять Киев от печенегов.
Войско Бориса в походе. Миниатюра из жития.
После смерти Владимира в самом выгодном положении оказался Святополк. Узы киевской тюрьмы не были тяжелыми для княжеского сына, видимо — это был домашний арест. Зато он один оказался в столице во время смерти отца. И не замедлил воспользоваться своим положением. Святополк объявляет себя великим князем, и его задача — избавиться от соперников, скорей, пока они не предприняли что-то.
Основной соперник — Борис, и к нему незамедлительно посланы убийцы. Что делает князь? Он отказывается поступать как язычник. Он не включается в борьбу за власть, он христианин. Он предпочитает пострадать, но не идти против совести. Примеру Бориса следует Глеб.
И это стало нравственной победой святых братьев. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признает их святыми. Это был переворот от языческого сознания, от властолюбия и наживы, к христианству, достижению духовного и нравственного идеала.
Святополк убил конкурентов, но проиграл. Его власть ничего не дала ему. Он сгинет в безумии неизвестно где.
Смерть Святополка. Б.Чириков.
А Борис и Глеб становятся нравственными образцами. Люди увидели в них князей, не ценящих власть больше всего, но поступающих по совести.
У Владимира были и другие сыновья, погибшие в усобице. Святослав, князь Древлянский, был убит Святополком, но не причислен к лику святых, потому что включился в борьбу за власть и собирался привести венгерское войско на помощь.
Остаётся ещё Ярослав. Победитель.
Он с оружием в руках пошел на брата. Но он не проклят как Святополк. Недаром Ярослав имел прозвище Мудрый. Многолетними трудами, постройкой храмов, принятием законов заслужил он быть причисленным к благоверным князьям, являя собой образец выдающегося правителя.
А Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.
Актуальна эта история и в наши дни. Современное мировоззрение близко к языческому. Борьба за власть и наживу, стремление к материальному накоплению, популярность колдунов и ведьм, презрение к «лузерам», «лохам». И так нужны сейчас моральные примеры нестяжательства, милосердия, доброты.
Читайте также:
Святые благоверные князья Борис и Глеб
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Зачем на Руси канонизировали 50 князей и княгинь
28 июля 2021
10:59
Мария Свешникова
фото: Михаил Свешников
Князь Владимир, креститель Руси
Фото sadpolyanka. ru
Большая часть русских святых князей относится не ко времени появления христианства, а к началу нашествия монголо-татарских орд . В первую очередь это обусловлено тем, что с уничтожением ордой монастырей и истреблением монахов, на Руси исчезает монашеская святость. Которую надо было кем-то и чем-то заменить, потому что каждому времени нужны свои нравственные примеры.
28 июля (15 июля по старому стилю) отмечается день памяти святого равноапостольного, благоверного князя Владимира Одним известного по прозвищу Красное солнышко, приобретенному им по аналогии с богом Солнца славян. А другим как Василий: при крещении князю дали именно это христианское имя.
Святым считают князя не только православные, но и католики: жил он до раскола единой Церкви на Католическую и Православную, официальной датой которого считается 1054-й год. Личностью князь был яркой и знаменитой не только на своей родине: в западноевропейских литературных памятниках того времени сохранились житийные рассказы как поклоняющийся языческим богам Владимир ослеп, но по молитвам христиан чудесным образом выздоровел, после чего поверил в единого Бога.
Но несмотря на всевозможные похвалы его подвигам, святым, тем более равноапостольным (то есть равным по христианскому образу жизни апостолам), князь был признан не сразу. И хотя в житийной литературе его постоянно сравнивали с апостолом Павлом, довольно продолжительное после кончины время Владимир поминался только в компании его сыновей Бориса и Глеба.
Дело, вероятно, было в людской памяти об образе жизни князя – далеком от того, чтобы служить примером для подражания. В первую половину своей жизни Владимир заслуженно получил прозвище Великий распутник (предание утверждает, что после крещения князь мгновенно изменился: «Аще бо в невежестве согрешениа быша, после рассыпашася покаянием и милостынями»).
Мало того, нрав у Владимира был взрывной и переменчивый, и он безжалостно расправлялся со своими врагами и обидчиками. Потому-то и объединили его с сыновьями, чей христианский мученический подвиг ни у кого не вызвал сомнений. Прошло по меньшей мере 2,5, а то и три века, пока не состоялась официальная канонизация князя Владимира.
Между тем, раскаявшийся распутник и его дети далеко не единственные князья, признанные в России святыми. Порядка пятидесяти князей и княгинь (а это больше, чем половина русских святых из немонахов), канонизованы как князья с различными уточнениями: мученики, иноки, равноапостольные. А большинство из них еще и благоверные – это святые монархи, прославившиеся благочестием и милосердием. Иначе говоря, за особые заслуги перед людьми и Церковью.
Хотя последнее, надо признать, спорное и рискованное утверждение. Что касается князя Владимира, о его бесконечном доброделании писал не только Нестор, каждый уважающий себя летописец, восхваляя его подвиги, упоминал, что «нищие приходяше на двор его во вся дня и приимаху, кто чего требоваша; а недужным, не могущим ходити, повеле слугам, да в дом приносят им».
Но, если о князе Владимире в Летописи сохранилась «полная информация», то далеко не каждый летописец и не о всяком князе сообщал, что он укреплял православные традиции или подавал милостыню – это было нормой, а о норме сообщать интереса не было. Зато таким образом каждый князь, построивший хоть один храм, или хотя бы пожертвовавший на написание иконы денег, или кинувший копеечку нищему и накормивший его остатками вчерашнего пира, мог закрепить за собой звание благоверного.
С другой стороны замечательно, что о Красном солнышке сохранилось немало сведений, пусть и приукрашавших его биографию, потому что порой в житийной литературе случались исторические курьезы. Как, например, с причислением к равноапостольным святым потомка князя Владимира муромского князя Константина (Ярослава Святославича) и его сыновей Михаила и Феодора. Другой информации, кроме даты смерти отца в 1129-м году, о них не сохранилось ни в одном источнике. Поэтому в XVI веке было придумано житие, в котором (по аналогии с Владимиром) князь был представлен крестителем муромских земель.
Однако если соотнести единственную имеющуюся у историков дату с летописью города будет понятно, что никакого апостольского просвещения и крещения муромской земли не было и в помине: в те годы Муром был напрочь языческим, что и привело к закономерному последствию: идолопоклонники убили князя, его жену и сыновей. Это «незначительное» несоответствие фактам нисколько не мешает православным отмечать память Константина Ярославича в один день с равноапостольным греческим императором Константином.
Можно предположить, что традиция канонизации князей пришла на Русь из Византии вместе с христианством. Однако историк, религиозный мыслитель и публицист Георгий Федотов считает иначе: «В Греческой Церкви известно почитание святых царей и цариц, преимущественно оказавших услуги православию в борьбе с ересями в эпоху вселенских соборов. В этой канонизации находит выражение теократический идеал царского служения. Было бы большим заблуждением видеть отражение этого идеала в канонизации русских князей. Русский удельный князь по общественному своему положению никак не может быть сопоставлен с царем. Он воплощает в себе не столько начало власти, сколько начало служения, являясь политическим, прежде всего военным вождем местного мира. Как только Русь усваивает греческий идеал власти и переносит его вместе с царским титулом на великих князей московских, так прекращается княжеская святость. Никто из благочестивых царей московских не был канонизован. Это отрицательное доказательство того, что канонизация князей не имеет ничего общего с освящением власти».
Действительно, большая часть святых князей относится даже не ко времени появления христианства и противостоянию с языческими жрецами и адептами многобожия, а к началу нашествия монголо-татарских орд (и прекращается к концу XV века с окончанием монгольского ига).
В первую очередь это обусловлено тем, что с уничтожением ордой монастырей и истреблением монахов, на Руси исчезает монашеская святость. Которую надо было кем-то и чем-то заменить, потому что каждому времени нужны свои нравственные примеры. И свои герои. Не желая того, иго создало на Руси условия для настоящего мученичества за Христа.
Казалось бы, что может быть проще во времена междоусобных войн и дробления на мелкие удельные княжества, почти что каждый павший в бою князь-христианин может быть причислен к лику святых. Но Церкви важно другое: мученичество связано не с отстаиванием границ отдельных княжеств, а христианских ценностей.
В частности поэтому не канонизированы решавшие задачу единства страны Ярослав Мудрый и Владимир Мономах: не военные подвиги князей важны были для христиан, не национальное или политическое дело, а служение и верность Богу.
Это видно из дошедших до наших дней летописных записей о подвиге рязанского князя Романа Ольговича, замученного в Орде в 1270 году. В 1238 году князь Василько (Василий) Константинович был взят в плен в битве при Сити и убит в Шеренском лесу после того, как отказался принять предложение «в поганской быти воли их и воевати с ними».
Мучеником за веру почитается великий князь Владимирский Георгий Всеволодович, павший в бою при Сити за несколько дней до убиения Василька. Но самыми почитаемыми после Бориса и Глеба стали князья Михаил Всеволодович Черниговский, казненный с боярином Феодором в Орде 20 сентября 1246 года и Михаил Ярославич Тверской, вызванный в Орду и убитый там, после чего великое княжение перешло к московскому князю.
Церковь почитает их не за личное геройство, а за подвиг как отражение заповеди Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-40).
Готовность пойти на смерть стала высшей степенью проявления этой любви. И поводом для причисления к лику святых вместе с равноапостольным князем Владимиром.
мученик
князь Владимир
общество
новости
Православная вера — Том III — История Церкви — XI век — Киевская Русь
Том III — История Церкви
Одиннадцатый век
Киево-Печерская Лавра
В Киевской Руси в XI веке расцветала новая христианская вера. Святой Антоний (ум. 1073) основал в Киеве знаменитый Печерский монастырь – Киево-Печерскую Лавру. Преподобный Феодосий (ум. 1074), ее величайший святой, стал именоваться «основателем русского монашества». Святитель Феодосий последовал примеру смиренного Христа евангельского в евангельской форме духовной жизни. Эта форма стала известна как русский кенотизм, что означает жизнь в самоотверженном смирении и братолюбии (ср. Флп. 2, 6). Киево-Печерский монастырь был крупным центром христианской благотворительности и общественной заботы, а также духовно-интеллектуального труда и просвещения.
Святые Борис и Глеб
К лику святых Киева причислены братья Борис и Глеб, сыновья святого Владимира. Они отказались сражаться со своим старшим братом Святополком в борьбе за власть после смерти их отца в 1015 году. Хотя они могли сражаться против Святополка и, несомненно, их поощряли к этому их воины, два молодых брата отказались сражаться, так как не для того, чтобы поднять оружие против своего брата, а для того, чтобы спасти жизни многих с обеих сторон. Как «страстотерпцы», подставившие другую щеку для совершенно невинных страданий и положившие свои души за то, чтобы жили другие, святые Борис и Глеб были канонизированы Русской Церковью в 1020 году, всего через пять лет после их кончины. Эти первые русские святые по сей день почитаются и любимы с особой преданностью соотечественниками.
Ярослав Мудрый и святая Анна Новгородская
Ярослав (978–1054) был еще одним сыном святого Владимира. Он стал великим князем киевским в 1019 году, победив в битве нечестивого Святополка. Он хорошо правил в течение 35 лет до своей смерти в 1054 году. Во время его правления Киев процветал как крупный торговый центр, а его программа строительства сделала его столицу самым величественным городом в Европе после Константинополя. Его главным достижением стало строительство собора Святой Софии, который стоит до сих пор. Он также собрал много переводчиков, чтобы продолжить работу по переводу огромного сокровища богословских сочинений и гимнографии греков на славянский язык. А в его время русские князья и княгини стали жениться на многих королевских семьях Западной Европы.
Жена князя Ярослава — святая в Церкви — почитается как святая Анна Новгородская. Она была дочерью первого христианского короля Швеции, короля Олафа Скетконунга. Она принимала активное участие вместе с мужем в управлении их владениями, иногда даже вступая с ним в бой, а иногда помогая заключать мирные договоры с врагами государства. У них было семеро сыновей и три дочери, которых великий оратор Иларион, впоследствии ставший митрополитом Киевским, объявил преданными христианской вере. Один из них, Владимир, также является святым в Церкви. Незадолго до своей кончины княгиня приняла схиму и поступила в монастырь, построенный ими с мужем в Киеве, проявив тем самым свое глубокое благочестие и смирение.
Предыдущий
Первый крестовый поход
Том III — История Церкви:
Одиннадцатый век
Следующий
Другие разработки Востока и Запада
Том III — История Церкви:
Одиннадцатый век
Ольга Киевская | FYI
Вы когда-нибудь задумывались о Святых и о том, как они получают титул, известный на протяжении всей истории? Что ж, ничто не заставит вас сомневаться в канонизации больше, чем история Хельги, также известной как святая Ольга Киевская. Она была канонизирована как святая вдов и новообращенных в 1547 году как первая святая Русской Православной Церкви. Многие могут задаться вопросом, почему она вообще была причислена к лику святых и почему ее до сих пор почитают как святую, если бы они знали ее полную историю.
Хельга родилась в 890 году нашей эры в Пскове, Киевская Русь. О ее молодости известно немногое, кроме того, что она, скорее всего, была регентом Киевской Руси. Позже она вышла замуж за князя Игоря, который был правителем Киевской Руси или Киева. Это была часть Восточной Европы, которая сейчас является восточными частями Беларуси и Украины. Район достиг своего пика в 11 веке и был одним из самых могущественных королевств в этой области. Их главным противником в то время были древляне. Это сейчас западные участки Украины и Белоруссии.
Два королевства много лет работали вместе и несколько раз вместе сражались против Визанской империи. У них были хорошие отношения до определенного момента. Древлянам надоело кланяться Киевской Руси. Они хорошо работали вместе, пока князь Игорь не взял верх. Он по-прежнему собирал налоги с древлян, но больше не предоставлял прежних привилегий, которыми они пользовались при его предшественниках.
Древляне устали от Игоря и восстали против него, когда он приехал собираться в один поход. Во главе с их недавно созданным принцем Малом. Он был убит варварским убийством. Князь наблюдал, как Игоря привязали к двум наклоненным к земле деревьям, а затем отпустил деревья в исходное положение. Убийство князя Киевской Руси Игоря.
Получив известие о кончине мужа, Ольга пришла в ярость. Их сыну князю Святославу тогда было всего три года, и он был слишком молод, чтобы стать королем. Поэтому Ольга стала первой женщиной, имевшей власть в Российской империи. Она поклялась отомстить древлянам.
Древляне были полны решимости все исправить и послали 20 своих лучших людей, чтобы убедить королеву выйти замуж за их принца и связать два королевства воедино. Ольга сказала им ждать ее решения на их лодке. Ожидая, пока она вернется с ответом, Ольга вырыла канаву и заживо похоронила 20 человек. Затем она отправила сообщение древиланам, в котором говорилось, что если она выйдет замуж за их принца Мала, им нужно будет прислать надлежащее сопровождение для ее поездки.
Принц Мал, который не получил ответа от 20 человек, которых он первоначально послал, все же согласился на ее просьбу. Он послал нескольких атаманов сопроводить Ольгу обратно в Древлю. Когда они прибыли, их встретили как почетных гостей и отвели в баню. Им сказали наслаждаться купанием, пока королева готовится к путешествию. Затем баня была заперта и подожжена, а мужчины все еще находились внутри.
Ольга почти полностью уничтожила правящую партию Древлян, за исключением самого князя. Она прислала сообщение, что скоро приедет и хочет, чтобы в честь ее покойного мужа был приготовлен пир. Древляне согласились и приготовили пир. Ольга приехала и пила и ела с ними. Когда они напились и напились меда, она приказала своим воинам перебить всех древлян, бывших на пиру.