Объединение восточнославянских племен под властью киева: 1.4. Объединение славянских племен вокруг Киева. 1. Древнерусское государство. История Отечества. Курс лекций

1.4. Объединение славянских племен вокруг Киева. 1. Древнерусское государство. История Отечества. Курс лекций

“Олег-правитель” — так озаглавил Н.М. Карамзин одну из глав первого тома “Истории государства Российского”. Олег — первая исторически достоверная и самая крупная личность среди киевских князей. С правления Олега (879-912 гг.) начинается подлинная история Киевского государства. Его преемники продолжали укрепление единства, независимости и международного авторитета Киевской Руси. Важной исторической датой является 882 г. — поход Олега из Новгорода в Киев. Перебравшись через озеро Ильмень в верховья Днепра, Олег и его воины покорили Смоленск, затем Любеч в стране северян и подошли к Киеву. Киев не случайно стал центром Древнерусского государства. В то время он был главным городом полян. По сохранившейся легенде, основали город три брата — Кий, Щек и Хорив. Упоминания о них встречаются в разных источниках в VIII—IX вв. Есть археологические сведения о существовании здесь поселения еще в VI в. В VIII—IX вв. Киев становится главным центром торговли славянских племен. “Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стекались торговые лодки отовсюду — с Волхова, Западной Двины, Верхнего Днепра и его притоков. Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ к главным воротам русской торговли”’, — писал В.О. Ключевский.

Из Киева торговые караваны отправлялись в Византию, с которой устанавливались дипломатические и торговые отношения. Киев расположен на границах со степью. Именно этим определялось его стратегическое и политическое значение как центра объединения славянских племен.

Согласно летописному рассказу, Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем приплыл к Киеву, вероломно убил княживших в Киеве варяжских дружинников Аскольда и Дира и стал княжить в Киеве. “Олег, обагренный кровию невинных князей, знаменитых храбростию, — пишет Н.М. Карамзин, — вошел как победитель в город их, и жители, устрашенные самым его злодеянием и сильным войском, признали в нем своего законного государя”2.

Из летописного рассказа можно заключить, что до прихода Олега Киев уже представлял собой государственное образование. О жестокости Олега негативно отзываются современные исторические публикации. Но и последующие князья-христиане не уступали Олегу в жестокости в борьбе за власть в Киеве. Слова “Се буде мати градом Русским”, приписанные летописцем Олегу, имеют большой исторический смысл.

Историческая роль Олега заключается, прежде всего, в том, что при нем Киев стал центром объединения славянских племен. Действуя силой и добровольными соглашениями, он, подчинив своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути, и объединив новгородский север и киевский юг, стал собирать дань с древлян, кривичей, северян, радимичей и других племен.

Из города местного значения Киев превратился в центр крупного государства.

Говоря современным языком, Олег проводил активную внешнюю политику. Он нанес удар по Хазарскому государству и перестал платить дань хазарам. На границе со степью он устроил укрепленные пункты, городки. Но главным его делом были походы на Византию и развитие отношений с нею. Источники свидетельствуют, что походов было несколько. Сохранилось много легенд и сказаний об этих событиях. Одновременно двигались по Днепру и Черному морю лодки с воинами, а сухопутным путем — конница. Воины Олега опустошали окрестности Константинополя и держали в страхе императора. Результатом победоносных походов явился договор 907 г. с Византией, выгодный киевскому князю. Киевские торговцы получили ряд преимуществ в торговле. Для них был устроен специальный торг в окрестностях города. Местные власти должны были обеспечить торговцам безопасность и выдавать им месячные нормы питания. Въезд в Константинополь разрешался только небольшими, не более 50 человек, группами и без оружия. Византия выплатила Олегу большую контрибуцию, по 12 гривен на каждого воина. По преданию, Олег приказал прибить в знак победы свой щит на воротах Царьграда (Константинополя).

Преемники Олега продолжили начатое им дело — упрочение Киевского государства. Из рассказов о княжении Игоря (912— 945 гг.), сына Рюрика и его жены Ольги (945—957 гг.) видно, что их главной заботой было усиление централизации непрочного еще государства. Признаком покорности и признания власти киевского князя являлась регулярная уплата дани — источника его силы и богатства. Были установлены “уставы и обреки, дани и погосты”. Каждый год ранней весной князь и его дружина, передвигаясь по системе рек, собирали дань и вершили суд (полюдьем). В других случаях подвластные племена привозили сами дань в Киев (повоз). Иногда подвластные племена оказывали сопротивление. Так, в 945 г. произошло восстание древлян, в результате которого во время сбора дани дружина Игоря была перебита, а сам князь — казнен.

После смерти Игоря его жена Ольга жестоко отомстила древлянам.

Киевский князь выступал в роли организатора торговли, что в немалой степени способствовало укреплению его власти. В районе Киева был главный сборный пункт торгового каравана, состоящего из сотен лодок, груженных воском, медом, мехами и другими товарами, а также собранной данью. Княжеская дружина охраняла караван от кочевников. Особенно опасной была переправа через Днепровские пороги (между нынешними городами Днепропетровском и Запорожьем). Князь также заботился о нормальных условиях торговли. Торговые соглашения подкреплялись военными походами. Походы Игоря на Византию в 941—945 гг. не всегда оканчивались его победами. В 945 г. был заключен мирный договор с греками. Вдова Игоря, Ольга установила дружественные отношения с Византией и даже приняла в Константинополе христианство, но, как и подобает правительнице крупной державы, держалась гордо и сватовство византийского императора отвергла.

При Святославе (957—972 гг.), сыне Ольги и Игоря, возрос международный престиж Киева. К концу второй половины Х в. процесс централизации Киевского государства был завершен. Святослав известен как воин, завоевавший Волжскую Болгарию. В основанный им город Переяславец на Дунае он пытался даже перенести столицу своего государства вопреки интересам Византии. Святослав разгромил Хазарское царство, разбил ясов и касагов (черкесы) на Северном Кавказе и укрепил восточные и южные границы Киевского княжества. На берегу Азовского моря он основал город Тмутаракань.

С именем Святослава связаны не только военные успехи. При нем обострились отношения с Византией. Разгром Хазарского государства открыл границы для набегов печенегов, которые и убили князя, застав его врасплох на пути из Византии в Киев, недалеко от Днепровских порогов.

Княжением Святослава завершается период становления Древнерусского государства. В середине Х в. оно становится крупнейшим из известных тогда государств Восточной Европы наряду с Византией и Хазарским каганатом, успешно соперничавшим с ними и неоднократно побеждавшим их в открытой борьбе. Из союза племен Русь превратилась в государство с единой центральной княжеской властью, объединившей территории, населенные славянскими племенами. Племенное деление постепенно исчезало. Складывалась единая народность. С объединением Руси и усилением военной мощи Киевского государства повышалась безопасность страны от врагов. Беспрепятственные торговые пути и выгодные торговые соглашения обеспечили экономический рост страны и усилили ее могущество.

2.3. Объединение восточнославянских племен в единое Древнерусское государство

Начало IX
века ознаменовалось объединением
древнерусских племен в единое государство
со столицей в Киеве. Появлению этого
государства поспособствовало продвижение
ремесел, развитие техники обработки
земли, налаживание торговых отношений
с соседями, тяжелая политическая ситуация
с Византией, постоянные набеги
половцев-кочевников, хазар и прочих
племен беспрестанно нападавших на
восточных славян. Все эти условия
требовали появления вооруженной дружины,
реорганизации внешней торговли.

Но несомненно что
главной предпосылкой объединения стало
положение киевского князя, имевшего в
своем распоряжении богатые земли,
множество рабов, зависимых крестьян,
боеспособную дружину, способную защитить
феодалов в условиях увеличивающихся
классовых противоречий. Киевское
княжество, в отличии от других древнерусских
земель гораздо раньше пережило
преобразование родовых аппаратов в
институты государственной власти.
Киевский князь, взимая полюдье со своих
земель, содержал многочисленную челядь,
дворцовую прислугу, дружину, наместников.
Нововведенные киевским князем институты
власти играль роль центрального
управления, оказывали содействие мелким
князькам.

В то же время центр
русской государственности помимо Киева
становился Новгород, вокруг него шел
процесс объединения северных славянских
племен (Славия).

Завершает процесс
создания Древнерусского государства
консолидация во второй половине IX
в. южный и северных славянских племен
в единое государство со столицей в
Киеве. Это событие тесно связано с именем
Олега, в 882 г. После похода дружин под
его предводительством из Новгорода в
Киев по пути «из варяг в греки», центры
русской государственности были
объединены.

Уже после этого
киевскому князю присягнули и остальные
восточнославянские племена. Консолидация
происходит во время правления Владимира
Святославовича. В 981 г. к киевской вотчине
присоединяется область червенских
городов Перемышль, то бишь восточнославянские
земли, вплоть до Сана. В 992 г. земли
хорватов находившиеся по обоим склонам
Карпат входят в состав Древнерусского
государства .В 989 г. русские дружинники
положили начало Черной Руси, пойдя на
Ятвагов и русское население жившие
вплоть до прусских границ. В981 г. к Киеву
присоединяются Вятичи, хотя они еще
долго сохраняют признаки былой
независимости. Таким образом к концу X
в. процесс объединения восточных славян
в единое государство был окончен.

Образовавшееся
Древнерусское государство заняло
довольно крупную территорию и стало
одним из сильнейших европейских
государств. Киев имел дипломатические,
торговые и другие международные связи
со многими западными странами. Русское
войско победоносно прошло по землям
Византии, Хазарии, Булгарии. Объединившись
славяне обеспечили себе развитие
экономики, культуры, развили систему
феодального землевладения, поспособствовали
усилению феодально-землевладельческой
власти, гнету феодалов.

ЧТО ПРИЧИНИЛО ЗАКАТ И ПАДЕНИЕ РУСЬ?

06 марта, 00:00

Поделиться:

Корни восточных славян прослеживаются на территории, когда-то заселенной русичами и их древней столицей Киевом. Изучение древних рукописей и летописей побуждает обращаться к интереснейшим источникам, указывающим на причину всех наших бед. Кто заложил основы всех тех глубоких структурных, экономических, политических и социальных катаклизмов, которые сейчас происходят во всех социальных слоях Украины?

Киевская Русь — территория, населенная славянскими племенами, простиравшаяся от хазарских степей до Карпатских гор, от одной слободы до другой, от полян, древлян, дулибов, белых хорватов, уличей , тиверцев, кривичей и вятичей в густые дикие болота Припяти. Никто точно не знает, сколько племен там проживало и говорило на славянских наречиях.

Появление славянских племен на территории современной Украины, их упоминание в древних летописях как славяне-венеды охватывает период с I-II вв. до н.э. Во второй половине I тысячелетия восточные славяне заселили территорию от озера Ильмень до северного Причерноморья, образовав ряд союзных племенных объединений, вошедших в историю как племенные княжества или летописные племена. Они заложили основы восточнославянского государства, Киевской Руси, образовавшейся в IX веке. Археологические данные показывают, что славянские племенные культуры на этой огромной территории имели много общего. Древние поселения, города-крепости, религиозные и погребальные обряды (кремации) с последующими поминками, постройки из камня и глины, родовые законы и обычаи, языковое единство, всеобщая грамотность были характерны для восточнославянской культуры. В то же время каждая славянская группа имела свои особенности — просторечие, вышивку, технику керамики и т. д.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ИХ ОБЩИННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Какой была социальная организация восточных славян и почему отношения, основанные на взаимных контактах, длившихся в их среде на протяжении тысячелетий, впоследствии безвозвратно утеряны?

Знатоки ранней истории отмечают одну примечательную черту, объединявшую наших предков и другие социальные полисы [города-государства] в этот период. Система управления на всех уровнях опиралась, с одной стороны, на решения племенных старейшин, князей, избираемых для руководства военными походами, и волхвов, старославянских шаманов, несомненно, составлявших социальную элиту. С другой стороны, социальная организация основывалась на племени или клане. Каждое племя представляло собой форму общественного самоуправления, решавшую жизненные проблемы, определяющую отношения на всех уровнях. Старейшины созывали виче (народное собрание) для принятия и утверждения решений. Это явление было своеобразным проявлением народной воли.

Виче позволяло присутствующим славянам, принадлежащим к данному племени, высказать свое мнение и принять совместное решение. Есть еще один уникальный аспект; все члены племени придерживались глубоких принципов взаимоотношений, а именно честности, искренности и неподкупности. Виче заканчивалось риадом, соглашением между князем и народом, в котором излагались взаимные обязательства, определяющие отношения, добровольно взятые на себя обеими сторонами. И виче, и князь торжественно обязывались неукоснительно выполнять свои обязательства, отражающие конкретные вопросы, включенные в риад. Такой подход позволял искать и принимать оптимальные решения, действующие длительное время. Исторический источник, известный как Велесова книга, описывает период примерно с 650 г. до н.э. до принятия христианства в 9 г.88, позволили сохранить великий фундамент славянского менталитета и традиций, формировавшихся веками.

Древнеславянские шаманы были, безусловно, хранителями законов общественного самоуправления. Свидетельства тому есть в Велесовой Книге, которую они написали сами. Он отвечает на необычайно глубокие вопросы: кто мы? Чьи мы дети? Кем были наши родители?

РЕФОРМА КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Возвращаясь к хронологии, князь Владимир, правитель Киевской Руси, впоследствии канонизированный, но при жизни известный как второй Соломон за любовь к прекрасному полу, был выдающимся стратегом, политиком и полководцем, завершившим объединение Востока славянского государства и смело приступил к тому, что в настоящее время называют завоеванием европейских рынков.

Могла ли его политика привести к последующему распаду Киевской Руси? Князь Владимир родился и вырос в период нашей истории, который еще предстоит достаточно глубоко изучить. Белые страницы касаются в первую очередь изменений в общественно-политической формации, религии, родоплеменных отношениях, но главное — в удивительно быстром формировании новой элиты.

Нашим предкам «помогали» варяги, как на Руси называли варягов, известных в Европе как норманны. И не только ими, ибо христианство и его философия медленно, но верно завоевывали сердца и умы людей в Европе, существенно способствуя процессу социального расслоения. Крещение Киевской Руси в 9 г.88 весьма красноречиво описан в известных старославянских «Повести временных лет» или «Повести временных лет».

Менее известен факт обращения Руси князьями Аскольдом и Диром в 875 г. н.э., возможно, потому, что это крещение было неполным, охватывавшим только северо-западную и южную части славянского государства, Новгород и Киев. Впрочем, возможно и то, что летописец добавил к имени Аскольда Дир, тем более что в местах частого употребления обоих имен они сопровождаются глаголами в единственном числе.

В 875 году византийский император Василий I созвал русских послов для переговоров. Во время переговоров он сделал им щедрые подарки в виде золота, серебра и шелковых одежд. Было заключено мирное соглашение, и делегацию русов во главе с Аскольдом убедили крестить свою страну. Им показывали Евангелия, которые не горят в огне (возможно, книга была химически обработана для придания огнестойкости). Увидев «чудо», князь Аскольд попросил креститься. Спустя годы он будет похоронен в Никольской церкви в Киеве (некоторые специалисты предполагают, что он был крещен как Николай, по-украински Николай). Как бы то ни было, он убил Дира после крещения и «встал на его место один» как правитель Руси. В «Книге Велеса» говорится: «Аскольд силой одолел нашего князя. После Дира он стал нашим нежеланным принцем. Он продолжал править нами как принц и стал выше Бога Огня, который поддерживал пламя наших очагов».

Аскольд (известный у славян как Темный Воин), по подсказке греков, сказал, что люди Руси были язычниками. Сначала над ним смеялись другие соплеменники, поэтому он устроил погромы в славянских кущах, изгнал шаманов из Киева и стал насильно крестить киевлян. Так Аскольд крестил Русь, но язычество со временем вернулось. Жители Руси, должно быть, не хотели принимать новую религию и восстали. Так начался период варяжского язычества, восстановленного на Руси князьями Олегом Провидцем и Святославом. Этот период подготовил почву для новых взаимоотношений между коренными племенами и укрепляющейся княжеской варяжской верхушкой. Укрепление власти князя и его дружины, опиравшихся на богатых купцов и бояр, уже не требовало вече. Князь Владимир со временем понял, что ему не суждено выбирать между укреплением своего правления и всем остальным.

Крещению Киевской Руси предшествовала языческая реформа Владимира как неудачная попытка «реформировать» языческие принципы, подкорректировав их так, как ему было удобно. Эта неудачная попытка стала последней каплей, и он решил крестить Русь по византийскому обряду. Его знаменитый военный поход на Корсунь (Херсонес) в 988 г. подвел итог его замыслу. Владимир пытался решить ряд чрезвычайно важных задач; Киевской Руси пришлось принять одну из основных религий того времени и таким образом улучшить свой международный имидж; княжеское правление приобретало монархические черты, а это означало, что Русь становилась империей, управляемой самодержцем. Династическая наследственная модель казалась лучшей для сохранения власти и подчинения масс.

Именно эта закономерность стала причиной трагедии Киевской Руси.

Автор

Борис Яковенко

Выпуск газеты №:

№8, (2001)

Раздел

Культура

Путин действительно неправильно понял Украину | Мнения

24 февраля Россия начала массированное вторжение в Украину. Несмотря на то, что Кремль утверждает, что российская армия вошла в страну как «освободительная» сила, она безжалостно наносит удары по украинскому гражданскому населению.

Он бомбил жилые районы, школы, больницы, коммерческие здания по всей стране и нарушал договоренности об открытии гуманитарных коридоров для эвакуации. Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям заявила, что на данный момент погибло не менее 2000 мирных жителей.

Российская армия дошла до того, что атаковала украинские атомные электростанции в Чернобыле и Энергодаре, угрожая Европе ядерной катастрофой.

Все это Кремль пытается оправдать циничной пропагандой, дегуманизирующей и унижающей украинцев. Общий нарратив последних лет сводился к тому, что украинцы — это не нация; что украинскую идентичность придумали «нацисты» и поэтому России необходимо «денацифицировать» страну.

В первые дни войны Москва, возможно, была удивлена, узнав, что большинство украинцев ненавидят идею стать русскими и ненавидят российский авторитаризм во главе с Владимиром Путиным.

Вопреки тому, что говорит российский президент и что постоянно повторяют российские СМИ, украинцы имеют сильную национальную идентичность и знают, кто они как народ. Поскольку суверенитет Украины находится в непосредственной опасности, важно подчеркнуть, что Украина имеет особую многовековую историю, и идея украинской государственности возникла не с созданием Советского Союза.

На территории современной Украины оставили свой след различные древние государства, в том числе греческие колонии, скифские племена и Хазарское государство. Его столица Киев был центром могущественного средневекового государства Киевской Руси, которое связывало восточнославянские земли с варяжским севером и византийским югом. В XVII веке казаки, славянская воинская община, базировавшаяся на территории сегодняшней Украины, создали автономное политическое образование, находившееся под культурным влиянием Западной Европы, восточного христианства, иудаизма и ислама.

Эта особая история также породила уникальную украинскую политическую культуру, антитираническую по своей природе. Например, Киевская Русь существовала как плюралистическое государство несколько столетий. Казачья государственность раннего Нового времени находилась под сильным влиянием католического образования, немецкого законодательства и польской договорной политики. В Украине XIX века, которая существовала в границах Российской империи и империи Габсбургов, украинские интеллектуалы защищали децентрализованную и демократическую политику, в том числе поэт Тарас Шевченко, историк Николай Костомаров и философ Михаил Драгоманов.

Эта плюралистическая политическая идентичность объясняет, почему сегодня Украина не управляется одним человеком и почему украинцы бунтовали всякий раз, когда предпринимались попытки установить авторитарное правление. Внутренний авторитаризм в Украине труднодостижим, и он всегда импортировался.

Этим частично объясняется сегодняшняя война между Украиной и Россией. Киев и Москва существенно различаются по политической культуре и гражданским правам. Украинцы хотят жить в демократии с гарантированными правами и свободами и воспринимают Россию как место, где пренебрегают этими ценностями и уважают власть тирана.

Россия с ее авторитарными традициями считает украинскую свободолюбивую политическую модель опасной. Именно поэтому с подозрением относится к любому украинскому политическому возрождению, которое Путин назвал «цветными революциями» и превратил в домашнее пугало.

Выложенный путинскими пропагандистами нарратив о внутренних расколах внутри украинского общества также не отражает действительности. Один из этих разломов якобы связан с языковыми различиями: Путин предполагает, что украиноязычные и русскоязычные конфликтуют, а последние обязательно настроены пророссийски.

Он утверждал, что в 2014 году на востоке Украины люди брали в руки оружие, чтобы сражаться за «свой язык», пытаясь скрыть то, что явно было вторжением России в страну. Он указал на языковые законы, принятые украинским парламентом, как на свидетельство резкого раскола внутри украинского общества и части «насильственной ассимиляции» русских в стране.

Но украинская языковая идентичность нелинейна; язык не делит людей на группы, и языковая идентичность гораздо более подвижна, чем предполагают многие посторонние. Например, в программе на украинском телевидении могут выступать украиноязычный и русскоязычный, которые общаются на своих языках и без проблем понимают друг друга. Также на улицах можно услышать разговоры, в которых люди начинают фразу по-украински, а заканчивают по-русски или наоборот. Несколько сленгов смешивают два языка, и многие люди на самом деле говорят не на литературном украинском или литературном русском, а на чем-то среднем.

Кроме того, язык не отражает политической идентичности. Также легко найти русскоязычного журналиста или блогера, который подчеркнет самобытность украинской идентичности и обсудит, как защитить ее от российской пропаганды. Легко найти русскоязычного украинца, который защищал страну от российского вторжения в 2014 году и делает это сейчас, в 2022 году. или иметь значительное русскоязычное население, является последним неопровержимым доказательством того, что кремлевская пропаганда просто абсурдна.

Как бы Кремль ни пытался разделить украинцев с помощью ложных исторических нарративов, искажения фактов, прямого вторжения и захвата земель, все его агрессивное поведение объединяет украинскую нацию и укрепляет украинскую идентичность. В прошлом многие украинцы воспринимали близкие отношения с Москвой как нечто хорошее, но сегодня они воспринимаются как самая большая опасность, с которой сталкивается нация. Еще до начала войны около 72 процентов украинцев считали Россию враждебным государством.

В то же время все больше украинцев обращают взоры на Запад и убеждаются, что членство в ЕС – это путь вперед для страны. В преддверии войны поддержка членства в Европейском союзе выросла до 68 процентов, а в НАТО — до 54 процентов — по сравнению с 14 процентами в 2012 году, а после вторжения резко возросла до 86 процентов за членство в ЕС и 76 процентов за членство в ЕС. Вступление в НАТО.

Согласно другому опросу, 80 процентов граждан Украины заявляют, что готовы защищать свою страну от российского вторжения, взяв в руки оружие.

Это означает, что, напав на Украину в 2014 году и снова вторгшись на нее в 2022 году, Россия добилась прямо противоположного тому, чего хотела. Он не только не возвращает Украину в сферу своего влияния, но и вдохновляет на еще большее сопротивление ее агрессии и дальнейшее укрепление украинской национальной идентичности.