Характеристика творчества чайковского: Творчество П.И.Чайковского — краткий анализ

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА П.И. ЧАЙКОВСКОГО В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

       

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА П.И. ЧАЙКОВСКОГО В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Озерова Елена Николаевна

МБОУ ДО «Моршанская детская школа искусств»,

преподаватель

…  Имя Чайковского, светлый дух

                                                                           его творчества будут сближать и

объединять тысячи самых разных

                                                                   людей со всех концов света.

  Эмиль Гилельс.

Петр Ильич Чайковский – великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь Чайковского – это образец непрерывного, настойчивого труда. Композитор-симфонист, автор замечательных опер Чайковский сочетал работу композитора с деятельностью педагога, критика-публициста, дирижера. Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России.

Одновременно Чайковский чутко воспринял песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского. На его творчество оказали значительное воздействие оперная драматургия Моцарта и Бизе, симфонизм Бетховена и композиторов-романтиков, немецкая песенная лирика первой половины 19 в., особенно Шумана. Но, творчески воспринимая разнообразные традиции зарубежной музыки, Чайковский всегда придавал своим сочинениям ярко выраженный русский характер. [6]

Творческое наследие Петра Ильича Чайковского стало неотъемлемой частью мирового искусства ещё при жизни композитора, в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров и сейчас продолжает расти.

В этом году исполняется 180 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Выступая на торжественном гала-концерте XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, обращаясь   к участникам конкурса и гостям, Президент РФ Владимир Путин отметил, что творчество этого великого, всемирно любимого композитора объединяет народы всех стран, утверждает грандиозную созидательную силу искусства и неразрывную связь российской и мировой культуры [4].

«Феномен Чайковского удивителен,-  отметил художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра РФ, народный артист СССР Владимир Федосеев на встрече с митрополитом Волоколамским Илларионом. — Произведения Чайковского — бесценный вклад в мировую музыкальную культуру. Некоторые страны воспринимают его как национального композитора. Например, Япония без Чайковского не принимает ни одной программы. Я часто стараюсь вставить в концертную программу и Рахманинова, и Бетховена, но Чайковский в ней должен быть обязательно. Его музыка у них звучит с утра до ночи. И так в любой стране. Чайковский проникает музыкой во все сердца». [7]

В наши дни Чайковский – самый любимый русский композитор в Америке. Многие американцы даже считают Петра Ильича своим композитором. Чайковский, единственный из иностранных композиторов, был приглашен участвовать в грандиозном музыкальном фестивале по случаю открытия в Нью-Йорке Карнеги-холла (1891 г.) — крупнейшего концертного зала Америки на 2 тысячи человек. Прием был радушным и искренним. Концерты прошли с грандиозным успехом. Его музыка почти ежедневно звучит в Америке, особенно 4-я и 6-я симфонии и 1-й концерт для фортепиано с оркестром. Любимым балетом американцев является «Щелкунчик». [8]

Одним из свидетельств необычайной популярности и славы Чайковского за пределами России стало присвоение ему в 1893 году почетного звания доктора Кембриджского университета в Англии без защиты диссертации. Годом раньше Чайковский был избран членом-корреспондентом Парижской Академии изящных искусств. [5]

        Творческое наследие великого русского композитора было в центре внимания известного музыковеда — исследователя и публициста Б.В. Асафьева. Его работы привлекают обилием интереснейших мыслей, тончайших наблюдений над музыкой Чайковского, постановкой многих важных проблем, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.

 «Нет области в русской музыке, где бы Чайковский не создал памятного, широко известного произведения, и всюду он, оставаясь самим собой, понятен всем, оттого что он правдиво и просто говорит о человеческом сердце, о радости полноты выраженного чувства и о скорби от сознания, что насилие ставит предел полноте проявления творческих сил; оттого, что вся музыкальная речь его основывается не на надуманных сочетаниях звуков, а на интонациях, воспринятых им в жизни, в окружающей действительности, от тех людей, которые среди угнетения верили в несомненное осуществление человеческого счастья на земле. » [1, с.28] «В ней везде — от нежнейшей, ласковой колыбельной песни матери до поэтической мечты о «лебедином озере» и до раскрытия трагической участи человека в Шестой симфонии – звучит глубоко песенное, задушевное высказывание сердца, простого человеческого сердца, призывающего к общению» [1, с.38]

П.И. Чайковский прожил короткую жизнь – 53 года, из них творческой деятельности посвятил двадцать с небольшим лет. За это время композитор создал огромное количество высокохудожественных произведений: 10 опер, 3 балета, 7 симфоний (в том числе программная симфония «Манфред»), 4 симфонические сюиты, ряд программно-симфонических увертюр, фантазий, инструментальных концертов, церковные сочинения («Литургия», «Всенощное бдение» и другие), свыше 100 романсов, писал музыку к театральным спектаклям. И в каждой из этих областей он оставил классические образцы национального музыкального искусства.  

Чайковским было написано множество фортепианных произведений. Это три концерта, фантазия, соната, свыше 100 фортепианных сочинений.

В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом», цикл пьес «Времена года», пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс», «Романс».

В цикл «Времена года» входит 12 пьес, по числу месяцев в году. Это образы и картины русской природы, данные в характерном для Чайковского лирическом плане. Но не только картины природы даны в пьесах, композитор передает музыкой чувства человека, которые вызывает у него природа. В пьесах встречаются разнообразные черты фортепианного стиля Чайковского, но главную роль играет широкая мелодия песенного склада, в которой слышатся интонации русского романса и русской народной песни. [9]

«Детский альбом» П.И. Чайковского стал первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе. В «Детском альбоме» Чайковскому удалось создать произведение, отличающееся не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезное для воспитания учащихся. Он включает 24 легкие пьесы для фортепиано. Каждая из них — маленькая, неповторимая по своему многообразию, живая детская сценка, а все пьесы, взятые вместе, составляют интересный рассказ или, вернее, целую книжечку. «…В этой книжке — лирическая музыка. Она и иллюстрирует, и рассказывает, и думает, и мечтает. Своими лирическими мелодиями композитор заставляет инструмент… и петь, и беседовать, и веселиться, изображая некоторые забавные сценки, и сказывать сказки», — так писал о «Детском альбоме» Б.В. Асафьев.

Дети всего мира с удовольствием играют пьесы Чайковского и каждый находит в них то, что отвечает его вкусам. «Детский альбом» — одно из самых понятных, близких сердцу каждого ребенка сочинений Чайковского и, одновременно, одно из наиболее глубоких. Почему эта музыка востребована и сейчас, в третьем тысячелетии? На первый взгляд изменилось все: игрушки, которыми играют дети, игры, танцы, внешний вид, но неизменной осталась наша душа, мир чувств и духовные ценности: радость и печаль, любовь и разлука…Мы чувствуем так же, как и много-много лет назад.

К огромному сожалению, все реже в Детских школах искусств, расположенных в удалении от центральных регионов, звучат произведения П.И. Чайковского. Зачастую, преподаватели вынуждены делать переложения для фортепианного ансамбля, чтобы познакомить обучающихся с его произведениями.

Отчасти, провести подготовительную работу в этом направлении помогают пьесы из «Детского альбома» современного композитора И. Парфенова – большого поклонника творчества Чайковского. В стилистическом колорите 19 века написаны пьесы И. Парфенова «Осенняя гроза», «Портрет» «Мелодия», «Пришла задумчивая осень» и др. из «Детского альбома». Некоторая стилизация музыки Чайковского внесена умышленно. В них есть элементы мечтательности, размышления и пейзажной лирики. Важная роль отводится мелодии, готовя обучающихся к певучему звуку, рубато. «Детский альбом» Парфенова – это ступенька для подготовки к исполнению пьес из «Детского альбома» П. Чайковского.

Другой альбом Парфенова «Домик в Клину», состоящий из 14 фортепьянных пьес, каждой из которой предпослан эпиграф, содержащий выдержки из писем П. И. Чайковского братьям Анатолию и Модесту, которые им были адресованы в разное время года, и помогают раскрыть содержание пьесы, углубить музыкальный образ произведений. Работа над такими пьесами помогает подготовить ученика к будущему знакомству с пьесами П.И. Чайковского.

Действительно, музыка Чайковского отличается нежной сердечностью и задушевностью тона. И это не простая искренность, а скорее — доверчивая откровенность. Недаром он называл свою музыку исповедью души, «на которой многое накипело, и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков».

Воздействие наследия Чайковского сказалось не только посредственно через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений.

Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства. Творческие принципы Чайковского развивались в произведениях многих последующих композиторов. Это воздействие проявилось: в идейно-образном содержании музыкальных произведений, в творческом методе композиторов, в особенностях музыкальной драматургии и средств выразительности.

Особое влияние творчество Чайковского оказало на исполнительскую культуру XX века — на развитие музыкального театра, на дирижерское и исполнительское искусство. Воздействие проявилось в усилении внимания к психологическому началу и к процессу воспроизведения, развития образа.

Творчество Чайковского — вершина мировой музыкальной культуры XIX века — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение наши композиторы- современники.        

Великое наследие П.И. Чайковского является залогом будущности его музыки. Музыка Чайковского учит доброте, пониманию прекрасного в жизни, в природе, в искусстве. Ее играют и поют, слушают и изучают. Она звучит всюду – в прославленных театрах и концертных залах, школах и университетах культуры. Она передается из поколения в поколение и составляет неотъемлемую часть мировой культуры. [3, с.189]

 «Музыка Чайковского не умирает и не старится. Она свято чтится людьми не как музейная редкость, не как документальное доказательство великого прошлого передовой русской культуры, но как живое явление современности. Вместе с музыкой Глинки, вместе с поэзией Пушкина и Некрасова, прозой Толстого и Тургенева, вместе с живописью Репина и Левитана, вместе с творчеством многих других великих художников нашего народа она составляет неотъемлемую часть российской культуры, потому что в ней правдиво, искренне и просто, мудро и проникновенно, честно и страстно, с пленительной красотой и потрясающей силой великий русский композитор нарисовал широчайшую картину современной ему жизни, неувядаемые идеалы справедливости, вызывающую преклонение героическую борьбу за их достижение».[2,c.13]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. Избранное. — Л.: Музыка,1972.

2.Должанский А.Н.  Симфоническая музыка Чайковского. -Л.: Музыка,1981.

3.Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский. – М.: Музыка,1983.

Интернет-ресурсы

4. Газета «Музыкальное обозрение»: Владимир Путин посетил закрытие конкурса Чайковского– [Электронный ресурс]- http://muzobozrenie.ru/vladimir-putin-privetstvoval-uchastnikov-i-gostej-gala-kontserta-laureatov-konkursa-chajkovskogo/

5. История музыкальной культуры – [Электронный ресурс]- http://5fan.ru/wievjob.php?id=13990

6. История музыки. Творчество Чайковского – [Электронный ресурс]- http://istoriyamuziki.narod.ru/chaykovskiy-tvorchestvo.html

7. Митрополит Иларион: произведения Чайковского – бесценный вклад в мировую музыкальную культуру. – [Электронный ресурс]- https://mospat.ru/ru/2015/02/02/news115006/

8. Русская музыкальная культура XIX века и ее мировое значение – [Электронный ресурс]- http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=552189

9. Творчество П.И. Чайковского (лекция) – [Электронный ресурс]- http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=307

Чайковский П. И. — История русской музыки

Чайковский Пётр Ильич

(1840-1893 гг.)

На одном из первых мест среди композиторов, чьи произведения, по свидетельству неумолимой статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя П.И.Чайковского.

Монументальная фигура этого композитора-симфониста, патриота и гражданина, поднявшего русское музыкальное искусство на недосягаемую высоту, возвышается среди великих художников XIX века. Но вместе с тем благодаря высокому строю своего гуманизма и художественных идеалов, удивительной доходчивости, доступности воплощения человеческих чувств и мыслей, подлинной народности и демократизму музыка Чайковского стала неотъемлемой частью нашей жизни.

В своем творчестве Чайковский создал музыкальный язык, органически связанный с народной стихией, с музыкальной жизнью и бытом современной эпохи. Однако национальная ограниченность была чужда Чайковскому. Он считал, что ценность любой национальной культуры возрастает по мере ее доступности всем народам. И действительно, его музыка стала подлинно интернациональной, завоевав мировое признание.

Перед тем, как начать знакомство с великим человеком, ответьте на наш вопрос.

Анкетирование

Начало (1840-1865)

Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки», что позднее нашло отражение в его творчестве.

Чайковскому суждено было родиться в совершенно замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и искренности чувства. Расставаясь на время отъезда кого-либо из них по делам, они писали друг другу подробные письма — отчеты о своей жизни и жизни своих детей. Впоследствии дети Чайковских сохранили переписку родителей, переплели их письма в красивый альбом. Именно в этом альбоме можно увидеть первые каракули четырехлетнего Пети Чайковского, которые он начеркал в письме своего отца к матери.

Однако в жизни семьи Чайковских случилось страшное горе: от холеры умерла мать, Александра Андреевна Чайковская. Петру Ильичу было 14 лет. Его младшим братьям-близнецам чуть больше 4. Огромное потрясение, оставившее след на всю жизнь, пережил будущий композитор. В своих письмах в разные годы Чайковский с горечью вспоминал это страшное детское потрясение, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. А его брат Модест уже на склоне лет писал: «Первое воспоминание: я сижу на руках у женщины, кругом кусты желтой акации и внизу по дорожке прыгает лягушка: у меня в руках серебряный стаканчик. Мне было всего 4 года и 44 дня. Я более ничего о ней не помню, но знаю чувство неизъяснимой любви к большой темноволосой женщине, отличающейся от всех других именем «мамаша». В одном этом слове таилось нечто сладостное, нежное, причиняющее блаженное чувство радостного удовлетворения, успокоения, выделявшее существо, носившее его из ряда всех людей. Тосковать о ней, плакать, считать себя обиженным жестоко, несправедливо, отходом ее от нас, как-то ревновать к окружающим ее покойникам Смоленского кладбища и в воображении сладостно млеть, целуя ее руки и колени — я не переставал всю жизнь. Теперь в старости, реже, а прежде очень часто видел ее во сне и всегда с чувством обиды, что она нас оставила и с чувством ревности к тем, с кем она теперь. Мне всегда ее не доставало. Не достает и до сих пор.»

Фактически с момента кончины матери у Петра Ильича возникло замечательное чувство ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании и просто участие. Примечательно, что сам Петр Ильич писал: «Моя привязанность к этим двум человечкам с каждым годом делается все больше и больше».

С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его начали обучать игре на фортепиано. Тем не менее его отдали десяти лет от роду учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища, как, впрочем, и все другие воспитанники этого учебного заведения, что соответствовало правилам воспитания того времени.

Первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке А. Петровой «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…». Романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…» написан Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи выдающегося русского поэта Афанасия Фета. Это было первое обращение композитора к стихам этого поэта. На рукописи сделано посвящение романса, но имя скрыто, а вместо него стоит многоточие. Существует предположение, что романс посвящен другу Чайковского по Училищу Сергею Кирееву.

Учителем Чайковского, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге. За годы учебы в консерватории Чайковский написал множество учебных работ, в том числе квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Ф.Шиллера «К Радости», которая известна как текст финала Девятой симфонии Л. Бетховена. Именно в это время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы А.Н.Островского — увертюра «Гроза».

Будучи учеником А.Рубинштейна, Чайковский сделал окончательный выбор своего жизненного пути и стал профессиональным музыкантом. После окончания консерватории он уехал в Москву и стал преподавать в только что открытой второй русской консерватории — Московской, которая через много лет была названа его именем. Музыка Чайковского к тому времени уже начала исполняться. Так, в 1865 году Чайковским были написаны «Характерные танцы» для симфонического оркестра.

Друзья композитора отнесли его партитуру в отсутствие Чайковского знаменитому Иоганну Штраусу, который в то время служил в России, в предместье Петербурга Павловске дирижером постоянных концертов. Он и продирижировал этим сочинением молодого Чайковского в концерте, который назывался концертом из произведений русских композиторов, и в нем звучали сочинения знаменитых музыкантов, а среди них и «Характерные танцы» Чайковского, тогда ученика Петербургской консерватории. Через два года он эти танцы переделал и включил в свою первую оперу «Воевода». До конца своей жизни Чайковский с удовольствием включал этот симфонический фрагмент в свои авторские концерты, а также издавал его, хотя сама опера «Воевода» была им уничтожена.

Путь к мастерству (1866-1878)

В 1866 году Чайковский переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию Николай Григорьевич Рубинштейн, брат его учителя А.Г.Рубинштейна, известный пианист, дирижер, основатель консерватории в Москве. Чайковский появился в Москве, будучи автором лишь многочисленных ученических работ, которые он сочинял во время учебы в консерватории. В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Именно в это время появилась и Первая симфония Чайковского, названная им «Зимние грёзы», в которой запечатлены не только бескрайние заснеженные просторы России, знакомые композитору с детства, когда вместе с родителями он пересекал в экипажах и санях полстраны, но и душевные переживания человека, настроения путника, погружённого в себя во время бесконечно долгой дороги.

В Москве Чайковский вошел в круг московской интеллигенции. Он тесно общался с актерами знаменитого Малого театра, познакомился с Л.Н.Толстым, что оставило след в его душе на всю жизнь. Толстой был потрясен музыкой 2 части Первого квартета Чайковского на вечере, устроенном в его честь в Московской консерватории. С драматургом А.Н.Островским у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения. Знаменитый драматург стал либреттистом первой оперы молодого Чайковского «Воевода».

Результатом педагогической деятельности Чайковского в стенах Московской консерватории явилось создание им первых для России учебников, учебных планов. В учебный обиход русских консерваторий Чайковский ввёл сделанные им на русский язык переводы учебных пособий европейских теоретиков.

Приехав в Москву, Чайковский как композитор начал сочинять практически во всех жанрах. Он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и многое другое. Он нередко писал по заказу для различных мероприятий, проходивших в Москве. Традиция заказов московских устроителей различных торжеств продолжалась и в последующие годы, когда Чайковским была сочинена кантата, даже получившая в название имя первой русской столицы — «Москва».

Одной из отличительных черт творчества Чайковского этого периода было обращение к музыкальному фольклору разных народов. Так, он использует сербские напевы в сочинениях, посвященных событиям войны на Балканах (Славянский марш). Украинские напевы использованы в знаменитом Первом концерте для фортепиано с оркестром. В балет «Лебединое озеро» композитор ввел целую сюиту из танцев разных народов.

Вершинными сочинениями московского периода явились Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин», первая опера Чайковского на пушкинский сюжет. Композитор вполне сознавал значение этих произведений. В одном из писем он писал: «Я испытываю сегодня большое наслаждение от сознания, что я окончил два больших сочинения, в которых, мне кажется, я шагнул вперед и значительно».

Создание Четвертой симфонии и «Евгения Онегина» совпало для Чайковского со сложным моментом его жизни. Он сделал попытку жениться. Тяжелый душевный кризис, который он пережил в это время, заставил его оставить службу в консерватории и уехать из Москвы. Вся дальнейшая жизнь его проходила в постоянных переездах, путешествиях. Наступили годы странствований и творческих поисков.

Уважаемый читатель, предлагаю вам посмотреть фотоальбом П.И.Чайковского.

Фотооальбом

На вершине славы (1879-1893)

Последние полтора десятилетия жизни Чайковского отмечены огромным расцветом его творчества и всемирным признанием его. Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился всеобщего признания и мировой славы. «Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»

Композитор пробует себя в новых жанрах. Они пишет оркестровые сюиты, обращается в своем оперном творчестве к исторической тематике («Орлеанская дева», «Мазепа»).1890 год вошел в иcторию русской музыки как год создания гениальной оперы «Пиковая дама». Представляю вашему вниманию аннотация на оперу «Пиковая дама».

Опера «Пиковая дама»

 В последний год своей жизни Чайковский создает свое величайшее трагическое полотно — Шестую симфонию, которую вы, уважаемый читатель можете посмотреть  в исполнении Национального одесского филармонического оркестра под руководством дирижера Хобарта Эрла.

Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где продирижировал своей Шестой симфонией, а через несколько дней заболел холерой и скончался. Похоронен Чайковский в Петербурге, в Александро-Невской лавре.

В Клину, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского в 1894 году был основан музей. Этот дом хранит не только память о великом русском композиторе, но и его архив, личные вещи и рояль. Он по-прежнему звучит под пальцами выдающихся музыкантов, наполняя дом звуками его бессмертной музыки.

Ссылки

По данной ссылке вы можете подробнее узнать о Произведениях П.И.Чайковского.

Здесь вы можете прослушать Записи композитора в mp3 формате.

Для улучшения работы сайта попрошу вас ответить на несколько простых вопросов.

Анкетирование

Источники:

Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского.

Чайковский

Автор-Торопова Е.А.

Петр Ильич Чайковский

Чайковский — композитор, музыкальный критик, дирижер, профессор Московской консерватории (автор учебника по гармонизации), один из крупнейших музыкантов XIX века. Между 1876 и 1890 годами его поддерживала его благодетельница Надежда фон Мекк. В своих произведениях он сочетал элементы русской народной музыки с европейскими классическими и романтическими влияниями. Для его стиля характерна лирическая субъективность и национальное вдохновение. Стравинский, признанный авторитет, обращал внимание на мастерство Чайковского, на его мастерство в сочинении мелодий и умение аранжировать композиции. В то время, когда Чайковского многие обожали, а некоторые поносили как пример субъективного пафоса, Стравинский указывал на него как на мастера композиции, а также хвалил балетные произведения Чайковского. Чайковский дирижировал рядом постановок собственных произведений (в том числе и за границей, например премьера «Евгения Онегина» в Праге в 1888 году). Его сочинения включают шесть симфоний (Симфония № 6 си минор, «Патетическая»), сценическую музыку и увертюры к театральным драмам («Буря», Увертюра «1812 год», «Гамлет, Ромео и Джульетта»), три фортепианных концерта (Концерт для фортепиано с оркестром № 1 в си-бемоль минор), концерт для скрипки ре мажор, сюиты, оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Орлеанская дева», «Иоланта»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), фортепианные произведения (циклы «Детский альбом» и «Времена года»), камерная музыка (Струнный квартет ре мажор) и вокальная музыка. Балет «Спящая красавица» — одно из лучших произведений 19классический балет ХХ века. Его премьера состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра в Петербурге. Балет возник по инициативе директора Императорских театров И. А. Всеволожского, создавшего либретто (по мотивам сказок Ш. Перро), а также сценографию спектакля. Возвышенная музыка Чайковского и вдохновенная хореография Петипа, отличающаяся способностью изображать характеры посредством движения и чувства сценического эффекта, открыли для этого произведения двери на все сцены мира. Чайковский начал работу над «Щелкунчиком» в 189 г.1 по подробному сценарию Мариуса Петипа. Петипа указал не только сюжет и действия на сцене, но и количество тактов и характеристики музыки, включая иногда ее ритмические значения. Через год музыка «Щелкунчика» была представлена ​​публике в виде концертной сюиты и была встречена с большим энтузиазмом. Премьера балета состоялась в Петербурге 6 декабря 1892 года вместе с оперой Чайковского «Иоланта». Работа над постановкой балета была взята на себя Львом Ивановым уже после того, как Петипа заболел. Две самые знаменитые оперы Чайковского — «Евгений Онегин» (1879 г.) и «Пиковая дама» (1890), созданные по мотивам очень интимно окрашенных пушкинских произведений, изобилующих тонкими деталями и прекрасными повествовательными приемами. Однако романтическая опера по необходимости должна подавлять многое из этого в пользу своих собственных качеств. Но это ни в коем случае не означает, что единственной причиной частых возвращений на сцену «Онегина» Чайковского является огромная популярность у публики некоторых моментов этой оперы – будь то взволнованная ария письма Татьяны, меланхоличная меланхоличная ария Ленского. ария или знаменитая ария князя Гремина о любви, которая «цветет во все времена». Чайковский сознательно обозначал свое произведение не как «опера», а как «лирические сцены». Под кажущейся банальностью истории безответной любви Татьяны к Онегину скрывается вечная тема человеческого одиночества, конфликта индивидуальности и единообразия, идеалов и покорности. Все это пропитано блестящей, бурной и пронзительной музыкой Чайковского.

О «Щелкунчике» ЧАЙКОВСКОГО

Написано в 1892 году. Первое исполнение: 19 марта 1892 года, Санкт-Петербург, Россия. Русское музыкальное общество. Петр Чайковский, дирижер.

заметки доктора Филипа Хоха

По мере того, как мы приближаемся к сезону праздников, наши графики омрачаются событиями, от рождественских покупок и упаковки подарков до планирования ужина в канун Рождества. В то время как мы встречаем незабываемые праздники с радостью и благодарностью, музыка объединяет нас телом и духом. Музыка может вызвать счастливые воспоминания, мечты и ностальгию, которые невозможно описать словами. В сегодняшней программе мы с радостью и удивлением отмечаем праздники, слушая великолепный шедевр Петра Ильича Чайковского: Щелкунчик , соч. 71. В качестве бонуса мы услышим рассказ нашего маэстро Уилсона.

Чайковский был известным русским композитором эпохи романтизма. Он был одним из первых русских композиторов, добившихся международного признания. В его композициях классическая эстетика сочетается с театральными традициями, особенно в его балетах. Композиторы в истории западной музыки и раньше объединяли эти два аспекта в одно целостное произведение, но ни один из них не может сравниться с замечательным творчеством и изобретательностью, присущими музыке Чайковского. Его музыка воплощает отчетливо русский стиль, в основном за счет использования танцевальных форм, ритмов, фактур и оркестровки. Эти усилия напрямую связаны с ростом национализма в эпоху романтизма — композиционной чертой, целью которой является представление интересов и идей определенной нации или региона. В случае с Чайковским он хотел выразить свои русские корни через призму западной классики. Благодаря тщательно подобранным мелодиям, гармонии и другим русским чертам Чайковский создал завораживающе красивые произведения, которые до сих пор согревают сердца слушателей во всем мире.
 
Петр Ильич Чайковский родился в Воткинске, Россия — сельском городке более чем в 1000 км к востоку от Москвы — в семье из шести человек. Его отец, Илья Петрович, был подполковником и инженером Горного ведомства, а мать, Александра, вела постоянно развивающееся хозяйство. Род занятий со стороны отца был тесно связан с инженерной или государственной службой, а это означало, что не было места для изучения музыки как серьезной дисциплины. Молодой Петр тяготел к музыке в юном возрасте и хотел однажды сделать ее своей карьерой. Однако русская культура в то время не получала поддержки со стороны меценатов для продолжения карьеры в искусстве, а образ карьеры в искусстве не пользовался успехом в российском обществе. Тем не менее отец Чайковского записал Петра на уроки игры на фортепиано в возрасте пяти лет. Его учитель отметил его замечательную способность читать материал с листа после нескольких уроков. Поначалу Петр был взволнован, но быстро понял, что его музыкальное будущее ограничено из-за влияния общества. Он поступил в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге с намерением стать юристом по гражданским правам. Он получил высшее образование и работал в фирме в течение четырех лет, пока не понял, что его истинной страстью была музыка. Вскоре после этого было образовано Русское музыкальное общество, задачей которого было создание среды для обучения студентов основным музыкальным принципам композиции, гармонии и контрапункта. Чайковский стал членом общества и смог углубиться в свои музыкальные исследования. Он и не подозревал, что станет одним из самых известных композиторов европейской классической музыки. Позже Чайковский был удостоен должности профессора теории музыки во вновь созданной Московской консерватории. Во время своего пребывания в должности он продолжал развивать свое музыкальное образование и обнаружил свой отличительный музыкальный голос.
 
У Чайковского особый музыкальный стиль. Его работы исследуют различные стили в одной связной композиции, от легких салонных произведений до необычных симфоний. Большинство произведений напоминают классические темы, в то время как другие воплощают романтические элементы, заимствуя русские народные наигрыши. По словам музыкального критика Гарольда К. Шенберга, с мелодической точки зрения звук Чайковского можно охарактеризовать как «сладкую, неиссякаемую, сверхчувственную найденную мелодию». Некоторые из его мелодий имитируют западные стили с удлиненными фразами, богатыми экспрессией, в то время как другие воплощают отчетливо русский колорит через ритм и форму. Заимствование русских тем оказалось для Чайковского сложной задачей, особенно из-за их повторяющегося характера. Повторяющиеся темы и раньше применялись в западных традициях, но создание вариации темы с помощью обширных модуляций было громоздким. Мелодии Чайковского, как правило, существуют независимо и не поддаются структурным ожиданиям хорошо организованной сонаты, как это раньше предпочитали классические титаны Гайдн, Моцарт или Бетховен. Вместо этого его повторяющиеся мелодии служат театральным целям, создавая напряжение с удовлетворительными выпусками, чтобы заинтересовать слушателя. Гармонии Чайковского в основном сосредоточены на модуляции, стремясь продемонстрировать важность каждого музыкального раздела. Чайковский столкнулся с проблемой при включении модуляций, потому что они были проклятием для русской музыкальной культуры. Он знал, что модуляции вызывают у слушателей интерес к гармонии, особенно в его масштабных произведениях, таких как симфонии, концерты и балеты. Эти шедевры также демонстрируют захватывающие ритмы. Ритмы в основном танцевальные, с симметричной и асимметричной структурой. Они объединяются, чтобы сформировать то, что Дэвид Браун называет «синтетическим движением» — смесь ритма, гармонии и мелодии для создания одного красочного произведения искусства. Эти характеристики соединяются вместе, чтобы представить великого Чайковского и выражены в его самых известных произведениях, в том числе в Лебединое озеро (1877), 1812 Увертюра (1880) и его балет, Щелкунчик , op. 71 (1892 г.).

Щелкунчик , соч. 71 — двухактный балет Чайковского, написанный в 1892 году в Руане, Франция. Балет – это, по определению, танец, дополненный оркестровой музыкой. Первоначально планировалось, что «Щелкунчик » будет включать хореографию Мариуса Петипа, но премьера не удалась. Тем не менее, музыка из сюиты была хорошо принята во всем мире. Щелкунчик рассказывает историю, основанную на E.T.A. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (1816), с небольшими отличиями. Работа обычно выполняется во время курортного сезона, потому что действие истории происходит в канун Рождества. Мелодии запоминающиеся и культовые, они удивительно хорошо соответствуют личности каждого вымышленного персонажа гофмановской сказки, главным образом благодаря воплощению романтических идеалов выражения и эмоций. Щелкунчик демонстрирует возможность того, что превосходная балетная музыка сохраняет свою эстетику при переносе на симфоническую сцену.

В начале Акта I нас знакомят со сценой в канун Рождества. На улице холодно и темно, и семья Штальбаум собралась в своей гостиной, украшая рождественскую елку. В их доме собирается грандиозная вечеринка. Неназванный отец является мэром города, и можно было ожидать грандиозной рождественской вечеринки в резиденции мэра. Начинаются празднества, исполняемые оркестром в виде марша в танцевальной форме. По мере того, как вечеринка подходит к концу, дети Штальбаумов, Клара и Фриц, открывают свои подарки и не очень-то забавляются. Напольные часы бьют девять, и крестный отец Клары, член городского совета и фокусник, Дроссельмейер, прибывает, чтобы подарить Кларе и Фрицу куклы ручной работы превосходного качества. Из-за их изысканного качества Дроссельмейер пока забирает кукол домой, что расстраивает двоих детей. Вместо этого Дроссельмейер дает им поиграть с деревянным щелкунчиком. Фрицу нравится Щелкунчик за его функциональность, но Клара глубоко очарована его ростом. Небрежный Фриц ломает Щелкунчика и сильно расстраивает Клару. К счастью, Дроссельмейер использует свою магию, чтобы починить Щелкунчика и вернуть его Кларе. С этого момента наступает ночь, и семья ложится спать.
 
Около полуночи Клара просыпается и возвращается в гостиную, чтобы проверить своего любимого Щелкунчика. Действительно, они починены, но она замечает Дроссельмейера, странно взгромоздившегося на семейные напольные часы. Внезапно пол наполняется мышами, а рождественская елка сильно разрастается. Клара переносится в это странное сказочное царство, где оживают игрушки, угощения и украшения! Клара просыпается во сне и оказывается посреди битвы между мышами и пряничными солдатиками. В оркестре звучат двойные фанфары: барабанная дробь представляет пряничные силы и зловещие звуки для злых мышей. Голодные и стремящиеся найти пищу, мыши едят пряничных солдатиков, к большому ужасу Клары. Любимый Щелкунчик появляется в роли командира пряничной армии, к нему присоединяются оловянные солдатики. Куклы выходят на сцену, чтобы помочь вооруженным силам в качестве медсестер и врачей для ухода за ранеными пряничными солдатиками. Клара воссоединяется с Щелкунчиком, но находит его раненым. Появляется враг — семиглавый мышиный король и идет к раненому Щелкунчику. Клара храбро защищает своего возлюбленного, бросив свою туфельку в мышиного короля, чтобы отвлечь его внимание. Ее усилия увенчались успехом, и Щелкунчик наносит удар мышиному королю, убивая его и заканчивая битву раз и навсегда. Внезапно Щелкунчик превращается в принца, и лунной ночью их обоих уводят в пышный заснеженный лес. Пока они наслаждаются пейзажем, принц приглашает Клару в свое королевство, Страну сладостей. Клара соглашается пойти, и начинается их путешествие в королевство, завершающееся I актом «Вальса снежинок».
 
Клара и Щелкунчик-принц прибывают в Страну сладостей во втором акте. Земля наполнена декадентскими сладкими угощениями. Двух усталых путников встречает правительница земли, Фея Драже. Она узнает в Кларе героиню, спасшую Щелкунчика-принца во время его битвы со злым мышиным королем. Чтобы отпраздновать усилия Клары, следует грандиозный праздник, полный угощений со всего мира с танцами и весельем. Сначала восхитительный шоколад из Испании вступает с энергичным танцем, представленным великолепным соло на трубе. Далее звучит насыщенный кофе из Аравии под гудящий аккомпанемент на основе колыбельной. Затем звучит яркий ароматный чай из Китая, полный ударных колокольчиков и акробатической флейты. Сладкие леденцы из России входят во время знаменитого Трепака — русского танца в «molto vivace» (очень живо), интенсивность которого возрастает в геометрической прогрессии. После шумного Трепака музыка возвращается к приглушенному пейзажу, представляя «Танец мирлитонов» (конфеты в форме трубки) в исполнении трио флейт. Mère Gigogne (Мать Имбирь) из Франции танцует со своими детьми, Полишинелями, которые выходят из своей огромной юбки-кольца, чтобы танцевать. С его изящной мелодией исполняется знаменитый «Вальс цветов», где тысячи цветов собираются в красивую гирлянду. Завершает празднование зажигательное па-де-де, где все исполняют свой последний танец. Прежде чем Клара и Щелкунчик-принц вернутся домой, Фея Сахарной сливы танцует со своим кавалером в «Тане Феи сахарной сливы», которую играют навязчиво красивые колокольчики челесты. После финального танца Щелкунчик-принц и Клара возвращаются домой на оленьей повозке. Двое возвращаются домой целыми и невредимыми, и Клара просыпается ясным и солнечным рождественским утром.