Новгород концы и улицы: КОНЕЦ — Русь Изначальная

КОНЕЦ — Русь Изначальная

AdminБыт, Культура и быт

  Отдельные части крупного поселения, в особенности города, назывались «концами». Это были своего рода «районы», нередко самоуправляющиеся, с развитой внутренней организацией и очень самостоятельные. Летописи и иные документы минувших эпох рассказывают нам, как, например, новгородские концы по своей инициативе созывали общегородское вече для решения того или иного вопроса. Концы издревле соперничали друг с другом.

Между ними проводились «спортивные» состязания в молодечестве – кулачные бои «стенка на стенку» (в Древней Руси это были не «пьяные побоища», а именно спорт и даже зачастую – ритуальное действо). Концы нередко выступали как политические партии, призывая к назначению или смещению посадника (об этом должностном лице только что говорилось), а то и князя. Доходило дело и до вооружённых столкновений между недовольными друг другом концами. И с большой вероятностью можно предположить, что горожанин, зашедший в чужой конец, чувствовал себя не вполне уютно…

  Когда город отправлял куда-либо важное посольство, в нём непременно участвовали выборные от каждого конца, причём совершенно не обязательно начальники, и такая система уважения к правам всех свободных людей держалась в Новгороде ещё в ХV веке.

  Каждый конец имел своё кладбище, своё святилище (в христианскую эпоху – церковь), своё собственное вече и предводителя, которого избирали жители – «кончанские люди», или попросту «кончане». Кончанское вече собиралось на особой площади. Крупные концы включали более мелкие «административные единицы» – улицы и сотни. Учёные предполагают, что такая организация была отчасти военизированной. Сотни, улицы, концы в случае войны формировали воинское ополчение, а старейшины превращались в боевых командиров. Летописи рассказывают нам: псковскую рать возглавляли воеводы, «отряженные (то есть назначенные) от концов»…

  Наиболее полно изучены историками городские концы Новгорода и Пскова. По этой причине систему концов считают иногда принадлежностью только этих двух северных городов, но такое мнение ошибочно. Старинные документы подтверждают, что концы были во многих русских городах, причисляемых к древнейшим. По пять концов было в Ладоге, Старой Руссе, Ростове; три конца насчитывалось в Смоленске; уцелело название одного из концов, входивших в состав Киева.

  Известно, что существовали концы и в городах более поздних, основанных по распоряжению князей: в Москве, Серпухове, Туле…

  Во всём ли был древний конец подобен нашему району? Современный город распадается на районы по мере своего роста. При всей внешней схожести, взаимоотношения города и концов строились совершенно иначе. Город не разделялся в какой-то момент на концы, а, напротив, образовывался из ранее существовавших концов – вернее, из поселений, затем становившихся концами. Города, как правило, возникали не на пустом месте – каждому предшествовал укреплённый племенной центр либо поселение в выгодной точке торгового пути. Но в племенных (к тому времени часто межплеменных) центрах неизбежно жили представители разных племён, а в «торжках» – и вовсе разных народов. Естественно, выходцы из одних мест, близкие по крови, обычаям и языку, тянулись друг к другу, старались селиться рядом. Вот и получалось, что город с его кремлём и посадом при своём возникновении включал в себя не одно поселение, а сразу несколько – и притом весьма разношёрстных. Классический пример тому – Новгород.

Панорама древнего Новгорода.
X век

  Последними исследованиями историков и археологов установлено, что каждый новгородский конец первоначально был самостоятельным поселением. Через реку друг от друга жили ильменские словене, кривичи и два финно-угорских народа – меряне и чудь. Каждое поселение имело свою непростую структуру, каждое само по себе было совокупностью родовых гнёзд. По-видимому, в конце IХ века созрела необходимость действовать заодно. Не исключено, что «помогла» в этом и какая-то внешняя сила, а может быть, необходимость с такой силой бороться. Недаром на территории первоначальной Новгородской крепости находилось то, что всех объединяло: святилище, кладбище, вечевая площадь. «Политическое» объединение со временем привело и к физическому слиянию. Но ещё столетия спустя внутренняя организация каждого конца хранила память о прежней родовой общине. А вместо привычного нам «Новгорода» звучало «Новый Город», и жители именовали себя «новОгородцами». Город был «новым» по отношению к своим концам, бывшим посёлкам. (Заметим, что эту точку зрения разделяют отнюдь не все современные археологи. Многие настаивают, в частности, что город был «новым» по отношению к более древнему поселению, известному как Рюриково Городище. Впрочем, споры на тему о том, по отношению к чему именно Новгород был «новым» – может быть, к Старой Ладоге? или Старой Руссе? – не ослабевают уже которое десятилетие…)

  В любом случае, выражаясь по-современному, древние города были своеобразными федерациями.

  В заключение отметим, что членение на концы, вполне подобные славянским, прослежено учёными у немалого числа старинных городов Азии, Африки и Европы. И всюду отчётливо выступает их связь с древнейшими родовыми отношениями. Ничего удивительного: ведь такие отношения были, да и остаются, общими для всего человечества. Вот только задирать прохожего из-за того, что он забрёл «не на свою улицу», «не в свой конец», современному человеку вряд ли годится.

автор статьи М. Семенова

  

«Географика Новгорода» — выставка старинных карт и гравюр

        Он был главным городом обширной русской земли — Новгородской вечевой республики (1136-1478), граничащей на западе с Псковом, на юге — с Тверью и Полоцком со Смоленском, а после их захвата — с Великим княжеством Литовским, на востоке — с Владимиро-Суздальским княжеством. Его северные владения, простираясь до Ледовитого океана и Северного Урала, включали Карелию, Двинские и Печерские земли.

        Без сомнения можно сказать, что Новгород изучен по археологическим открытиям гораздо лучше, чем любой другой русский город. Наиболее раннее упоминание Новгорода в письменных источниках относится к 859 г., который и принято считать условной датой основания города. В настоящее время, археологическими исследованиями установлено, что в летописи говорится о Городище, которое было расположено на 2 км выше современного Новгорода, по правому берегу Волхова, и где с середины IX в. была основана княжеская резиденция. Сам Новгород возник на рубеже IX-X вв. в верховьях р. Волхов в 4 км от истока оз. Ильмень. Новгород образовался в результате слияния трех разноэтничных поселков, находившихся на берегах реки Волхов: Людина и Неверского – на левой (Софийской) стороне, Славенского – на правой (Торговой) стороне Волхова. Это были первичные поселения, которые в дальнейшем стали называться «концами». В середине X в., в результате похода княгини Ольги в 947 г. на реки Лугу и Мсту, податная территория Новгорода существенно расширилась.

        В начальный период формирования города единой системы общегородского укрепления не было и каждый конец строил отдельную систему защиты. Образование единой городской структуры Новгорода было связано с созданием центрального укрепленного ядра – крепости. Таким ядром для Новгорода стал Детинец (Кремль), первые летописные упоминания о котором относятся к 1044г. Кремль объединил городские районы, стал основным совместным укреплением новгородских концов и начал именоваться Новгородом, постепенно Новгородом стали называть не только Детинец, название распространилось на всю территорию города. В 1045-1055гг. внутри крепости был построен Софийский собор.

        К началу XII в. летописи отмечают значительный по средневековым меркам рост города. Во второй половине XII в. на правом берегу формируется четвертый конец – Плотнецкий, а немного позже в XIII в. на левом берегу – Загородский конец. Во второй половине XII в. вместо грандиозных единичных сооружений постепенно начинает строиться множество небольших зданий. К середине XIII в. строительство в Новгороде замирает, что объясняется постоянной угрозой нашествия со стороны Золотой Орды и усилившейся военной опасностью с Запада.

        Структура городской застройки Новгорода определялась его положением на важнейших торговых путях. Вдоль берега Волхова были проложены так называемые «пробойные» улицы, через которые проходили торговые дороги из глубины Руси через Новгород к берегам Балтики. Перпендикулярно к этим улицам строилась сетка улиц «из берега в гору». Многие из таких улиц имели свои уличанские общины, со своим уличным вече, которое решало соседские конфликты и ведало вопросами местного городского благоустройства: возобновлением деревянных мостовых и дренажной системой. Административная система города формировалась на базе двух основных категорий городского населения: боярства, свободного от уплаты податей, и «черного» податного населения, которое составляли свободные ремесленники, купцы и т.д. Боярские усадьбы объединялись в концы, которые имели свои кончанские вечевые собрания, а «черное» население — в сотни, которых было десять.

        Церковная организация Новгорода также имела свои особенности, в которых отразились характерные для истории Новгорода политические процессы и тесная связь новгородской кафедры с социально-политическим и экономическим развитием Новгородской земли. Начиная со времени немецко-шведской агрессии и ордынского нашествия новгородские владыки принимали активное участие во внешней политике Новгорода. Они стали хранителями государственной казны, заседали в местном и торговом судах. Постепенно под властью новгородского владыки собрались обширные территории, которые, в отличие от феодального вотчинного хозяйства, не подвергались дроблению.

        К моменту ликвидации новгородской независимости у новгородских монастырей сложилась своя пятикончанская структура. Каждый из пяти концов города возглавлял свой монастырь: Сковородский монастырь был во главе монастырей Славенского конца, Антониев монастырь — Плотницкого конца, Николо-Бельский монастырь — Неверского конца, Благовещенский монастырь — Людина конца, Аркажский Успенский монастырь — Загородского конца.

        Несмотря на обширные археологические открытия и собранный исследователями фактический материал по застройке новгородских городских усадеб и улиц исследователями пока не обнаружено каких-либо сохранившихся картографических материалов XVI в. (не говоря уже о более ранних), которые бы давали представление о планировке Новгорода до XVII в. По данным археологических раскопок также непросто восстанавливается и характер городской застройки самого XVI в.

        В 1471г. Новгород потерпел жесткое поражение от великого князя Московского Ивана III. Результатом этого поражения была потеря в 1478г. самостоятельности. Вече, посадничество и другие республиканские органы были ликвидированы. Иван III вывел из Новгорода всех знатных самостоятельных землевладельцев, расселив их по московским землям, а их вотчины отдал в поместья переселённым в Новгород москвичам.

        Тяжелый удар по Новгороду был нанесен в 1570г. опричным разгромом, проигрышем и потерями части земель в Ливонской войне (1558-1583), а затем шведской оккупацией (1611-1617). Потеря выходов к Балтийскому морю, открытие нового морского порта в Архангельске, изменили систему внешних торговых путей России, оставив Новгород в стороне от актуальных торговых путей.

        Петровский период с его успехами в Северной войне, расширением границ государства и выходом к Балтийскому морю, а главное со строительством новой столицы — Санкт-Петербурга — окончательно довершил превращение Новгорода в провинциальный город. Новгород по-прежнему продолжал играть значительную роль в жизни России, прежде всего, благодаря своему положению на внутренних торговых путях и на пути к Санкт-Петербургу, но утратил свое значение города-крепости.
Благодаря «географическим чертежам», многие из которых появились в результате рассмотрения земельных судебных споров монастырей со своими соседями или между горожанами-землевладельцами более-менее можно представить, как выглядели в XVIIв. некоторые городские части улиц или монастыри.

        Условность этого представления связана с тем, что в таких «географических чертежах» отсутствовали единый масштаб, координационная сетка, а пропорции объектов были весьма условны. Они старательно отражали такие характеристики изображаемой местности как границы земельных владений, взаиморасположение природных и созданных человеком объектов, топографические ориентиры, часто они включали в себя и текстовое пояснение к изображённым объектам. Подробные записи о земельных участках XVI-XVIIвв. также сохранились в писцовых книгах, таких как «Книга писцовая по Новгороду Великому конца XVI века». Поскольку писцовые книги были документами земельного кадастра, фиксировавшими права на землю и служившими основой для налогообложения, они являются прекрасным источником информации для специалистов, желающих реконструировать топографию Новгорода. В книгах перечисляются дворы, их принадлежность, участки, отводившиеся под улицы, церкви, род занятий владельцев, приводится письменное описание городской застройки после проведения планировочных работ.

        Есть и ещё один неожиданный источник, где можно увидеть средневековую планировку Новгорода. Это чертежи на иконах допетровского времени. Хотя эти изображения относятся к XVII в., они представляют интерес для восстановления более ранней топографии Новгорода и особенно Детинца. Показанные на планах строения и улицы успешно идентифицируются по летописным источникам, а их расположение подтверждают археологические раскопки.

        Старые планы городов обычно исследуют как систему взаимосвязанных явлений. Очень часто в их основе лежит чертёж или план более раннего периода, на который наносят не только уже произошедшие градостроительные изменения, но заранее вносят и те, которые ещё только предполагается провести. Поэтому очень часто нельзя относиться к старым планам города как к тому, что отражает реальное состояние городской планировки в конкретно обозначенный на них период. Так, например, чертёж Новгорода Пальмквиста, датируемый 1673 годом, на самом деле отражает события, связанные с историей города в 30-х годах XVIIIв.

        Хорошим подспорьем в определении топографических городских ориентиров является система деревянных мостовых. На протяжении многих веков в городе сооружались деревянные мостовые для передвижения людей и транспорта. При этом из-за быстрого нарастания культурного слоя по сторонам настилов новые мостовые укладывали на предыдущие ещё до того, как те успевали снашиваться. В связи с тем, что Новгород изначально строился на плотных водонепроницаемых глинах, долгое время его культурный слой насыщался влагой, препятствующей гниению органических остатков. В результате эти многоярусные деревянные конструкции образовали своеобразный «скелет» уличной сети, сохранившийся неизменным до XVIIIв., когда в Новгороде была создана разветвлённая дренажная система, которая позволила подсушить верхние слои. Это позволило создать новую планировку города, не привязанную к старым мостовым.

        16 июля 1778 г. Екатерина II утвердила новую градостроительную схему Новгорода, основанную на принципах регулярной планировки, что решительным образом изменило внешний облик города. По утвержденному плану на Торговой стороне Новгорода была введена прямоугольно-прямолинейная организация городских кварталов, а на Софийской стороне — радиально-кольцевая. В конце XVIII-первой половине XIX в. город приступил к реализации Генерального плана 1778г. Часть древних улиц была выпрямлена, строились новые улицы и здания. На Торговой стороне была проложена Большая Московская улица, ставшая новой дорогой на Москву из Новгорода, а также Знаменская улица. Эти улицы стали главными магистралями этой половины города и согласно плану должны были застраиваться только каменными зданиями. Стоит заметить, что жизнь не всегда идёт по плану, и со временем некоторые жители получили разрешение строить там дома из дерева, мотивируя это недостатком средств. На Софийской стороне основное внимание уделялось строительству крупных улиц, выходящих на загородные дороги. С середины XIXв. общественным центром Новгорода стала Софийская площадь, расположенная перед Дворянским собранием.

        В целом же капитальная застройка жилых кварталов Новгорода шла не быстро, и ещё в XIXв. многие городские территории представляли собой сады и огороды. Основными заказчиками крупных каменных зданий, в том числе заводских помещений, в городе были дворяне и купцы.

        В середине XIXв. была введена в эксплуатацию ветка железной дороги Новгород-Чудово, которая через пересадочный узел ст. Чудово соединила Новгород с Москвой и Санкт-Петербургом. На рубеже XIX- XXвв. в Новгороде был реализован проект водопровода, построена электростанция и возведён новый мост через Волхов, соединивший Детинец и Торговую сторону.

        Интересно, что с середины XIX века Новгород становится привлекательным для туристов, интересующихся историей России, поэтому появление целого корпуса планов Новгорода в это время связано с изданием путеводителей для путешественников и паломников.

        В связи со сложным экономическим положением в период после революции 1917г. и до начала Второй мировой войны в Новгороде не проводилось каких-либо значительных градостроительных работ. Всё ограничилось массовыми переименованиями городских улиц и площадей. Но все эти изменения существенно не повлияли на градостроительную структуру исторической части Новгорода, планировка центральной части города в большинстве своём сохранилась до наших дней начиная с середины XIXв.

А Пешеходный маршрут Новгородская береста и памятники Неревского края

Маршрут проходит по улице Великой и включает объекты, расположенные в Неревском конце — районе средневекового Новгорода на севере Софийской стороны. Небольшая площадь Неревского конца хранит уникальный ансамбль памятников Новгородской республики, как архитектурных, так и археологических.

 Скачать карту маршрута (.jpg)

26 июля 1951 года во время раскопок археологической экспедиции Московского университета и Института археологии АН СССР под руководством А. Арциховский, найдена первая берестяная буква . В память об этом событии отправной точкой маршрута стал памятный знак «Первая берестяная грамота» (ул. Великая, 1). Также во время маршрута вы увидите церковь св. Петропавловская церковь в Кожевниках, бюст Патриарха Алексия II, памятник Петру и Февронии, церковь Святой Троицы, Духовская обитель и посещение Покровского собора Зверинского монастыря, храма преподобного Симеона Богослова — Приёмник в Зверинском монастыре и Дом творчества, где можно пройти мастер-класс по изготовлению берестяных игрушек.

В XV в. Неревский конец вместе со Славенским концом считался «великим» . По-видимому, это было связано с успешной колонизацией двинских земель боярами Неверского края в основном и политической деятельностью Исаака Андреевича Борецкого — деятеля новгородской свободы, мужа легендарной Марфы-градоначальницы.

Предлагаем вам познакомиться с историей Великого Новгорода, прогуливаясь по старинным улицам Неревского конца.

1. На месте обнаружения первой берестяной грамоты установлен памятный знак «Первая берестяная грамота» . Скульптура изображает подростка 7-8 лет, сидящего на деревянной табуретке (прообраз древнерусского предмета мебели). С этого возраста началось обучение подростков в древнем Новгороде. Этот факт подтверждается многочисленными находками берестяных грамот — учебников, среди которых были обнаружены не только упражнения (рукописи и восковые дощечки с азбукой, написание слогов с чередованием гласных), но и детские практики рисования и выполнения надписей на бересте (для например, так называемые «письма Онфима»). У ног сидящего мальчика разбросаны обломки бересты, ставшей популярной вещью в новгородской письменной культуре. Учитывая возраст мальчиков, возле ножки табурета кладут деревянную игрушку «лошадка» — частая находка в новгородском культурном слое. Слушайте аудиогид.

2.  Новгородский драматический театр им. Ф.М. Достоевский начинает свою историю с 1853 года, когда благодаря известному в середине XIX в. предприниматель Николай Иванович Иванов в одном из купеческих домов, в комнате, переделанной под театр, в течение всего сезона ставились регулярные коммерческие спектакли. Имея богатое прошлое и бережно сохраняя свои исторические традиции, театр сегодня занимает уверенные позиции в современной культурной и духовной жизни города и области.

3.  Обитель Святого Духа, XII в. — один из самых больших и богатых монастырей Новгорода. Впервые упоминается в летописях как уже существовавший в 1162 году. Первая каменная Свято-Духовская церковь построена в 1357 году. фасады, пять глухих куполов и богатый кирпичный декор. Высокохудожественный образец русской архитектуры середины XVI века.

4. ул. Церковь Петра и Павла в Кожевниках, 1406 находится за пределами Земного Города в местности, которая называлась Кожевниками, потому что когда-то здесь жили кожевники. Поскольку их работа была связана с крайне неприятными запахами, кожевники жили за чертой города. Каменная церковь, построенная в 1406 году, является одной из самых красивых в городе. Изначально памятник выглядел так же, как сейчас. *Внимание! Зимой (с 1 октября) церковь закрыта для посещения.  

5.  Новгородский областной Дом искусств расположен в исторической части Великого Новгорода на территории историко-культурного памятника — ансамбля монастыря Николая Белого и прослеживает его история восходит к 1945 году.

6.  Памятник Святым Петру и Февронии . По преданию Петр и Феврония были муромскими князем и княгиней, которых почитали на Руси как покровителей супружеской жизни. Феврония была крестьянкой, и бояре были против брака Петра и Февронии, не желавших видеть своим князем человека, женившегося на простой крестьянке. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь царствованию на муромском престоле. Они жили долго и счастливо и умерли в один день и один час в 1228 году. Хотя они были похоронены отдельно, их тела чудесным образом оказались в одной могиле.

7.  Покровский собор Зверинского монастыря — монастырь назван Покровским по главному Покровскому храму Божией Матери, Зверин — по месту существовавшему здесь в XI в. зверинец, то есть оборонительные угодья для князьской охоты.

  • Покровский собор (Великий Новгород) от Бегемота на Vimeo (видео).

8. Церковь Симеона Богоприимца Зверинского монастыря, 1467 — На территории бывшего Зверинского монастыря находится ныне действующий Покровский храм Божией Матери, XIV в., и пристроенный к нему в 1901 г. Покровский монастырь, где находятся мощи преподобного Саввы Вишерского — хранят столпника и чудотворца.

9.  Бюст Патриарха Алексия II

10.  Памятник новгородскому ополчению 1812 г. армии в Отечественной войне 1812 г. Памятник воссоздан по образцу старинного памятника, построенного по проекту архитектора А. П. Брюллова и разобранного после революции.

11.  Спорткомплекс «Манеж» . Этому зданию более 150 лет, и оно является историческим памятником. В XIX в. он был построен как гимнастический центр и стал местом гимнастических тренировок и парадов воинов новгородского гарнизона. В начале ХХ в. там располагался штаб революционных солдат.

*Также можно увидеть:

* 12.  Скульптура «Электрик и кот». Вы можете увидеть новгородского электрика на аллее возле Политехнического колледжа Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Новгородцы верят, что если сфотографироваться, обняв деревянный столб, то получишь желаемое.

Святитель Феодор Новгородский Юродивый (+ 1392)

Венецианский отец Новгородский

, зажиточные новгородцы. Воспитанный в строгом христианском благочестии, он получил основательное образование и особенно любил изучать Священное Писание. Достигнув совершеннолетия, Феодор решил всецело посвятить себя Христу и совершенствованию добродетели. Подражая житиям святых, он наложил на себя постоянный строгий пост, в котором принимал пищу только один раз в день, по мере захода солнца, а в среду и пятницу вообще ничего не ел. Он часто ходил на церковные службы, посещал окрестные монастыри для молитвы и заботился о бедных, подавая обильную милостыню нуждающимся, особенно юродивым, ради Христа, Которого он любил и подвигам которого стремился подражать. Так он принял на себя подвиг юродства Христа ради. Раздав все свое имущество беднякам, он жил в великой нищете до конца жизни, не имея даже крыши над головой, ни теплой одежды в холодные дни, ходя все время босиком.

Ночью он мало спал, а ходил по храмам, молясь за родной город и живущих в нем, прося у Господа избавления от иноземных нашествий, междоусобных войн, голода и огня. Днем он безрассудно вел себя на многолюдных улицах и рынках. Нередко за свои странные и дерзкие поступки и речи, имевшие скрытую цель назидать и спасти ближних, блаженный принимал оскорбления, толчки и побои, но терпел их терпеливо, молясь за тех, кто обидел его.

Обнаружив взаимную вражду между новгородцами Торговой слободы и жителями Софийской слободы, Феодор притворился, что враждует со святителем Николаем Кочановым (память 27 июля), подвизавшимся на противоположной от Софии стороне. Однажды к блаженному Феодору обратился житель Софийской стороны с просьбой посетить его дом. Феодор сначала отказывался переходить реку по Волховскому мосту, ссылаясь на неприязнь к нему блаженного Николая, но потом уступил настойчивым просьбам и пошел вместе с приглашающим. В это время Николай сдуру бродил по улицам. Услышав, что его противник идет на сторону Софии, он быстро нашел Феодора и стал бить его плетью, взятой у проезжавшего мимо всадника, говоря: «Зачем ты, Феодор, пришел на нашу сторону, или ты хочешь что-нибудь украсть от нас?» Когда Феодор побежал обратно через реку, чудесным образом по воде, как по суше, за ним последовал Николай, который сделал то же самое. Тогда Николай бросил в Феодора кочан капусты, за что впоследствии был прозван в народе «Кочановым» (т.е. «капустным кочаном»). На другой день Феодор сделал то же самое, когда Николай случайно оказался на стороне Торгова, и он сказал Николаю: «Не ходи на мою сторону, живи сам по себе!» Блаженные, духовно согласные друг с другом, своим необычным поведением напоминали новгородцам их собственные междоусобицы, которые часто заканчивались кровавыми стычками.

Благословенная обладала даром ясновидения. Предупреждая людей позаботиться о своем хлебе, он на самом деле предсказывал надвигающийся голод.

Святитель Феодор Новгородский (День памяти — 19 января)