Оттепель в ссср это: Оттепель. Двенадцать лет весны

Хрущевская оттепель как явление в литературном пространстве СССР




В статье исследуется понятие термина «хрущевская оттепель» и ее проявление на примере литературного пространства СССР.



Ключевые слова:



массовое сознание, советская литература, Россия, Союз писателей, период оттепели, произведение, шестидесятник.

2016 год в России был посвящен исторической памяти событий 1956 года, а именно началу новой эпохи, где особое значение придавалось событиям в духовно-нравственном, художественном, культурном контексте.

Термином «оттепель» обозначают новую ветвь в правлении, связанным с эпохой Никиты Сергеевича Хрущева. Сам термин появился благодаря И. Эренбургу, который создал рассказ «Оттепель», опубликованный в журнале «Новый мир». Основной мыслью было то, что при И. В. Сталине в государстве была «зима», а при Н. С. Хрущеве началась «весна» — «оттепель».

Современные исследователи нередко характеризуют начало оттепели, как «золотой век» советской культуры. Особая значимость в национальной культурной памяти одного года, 1956, обусловлена тем, что в массовом сознании — и глобализирующемся мире, и в России как его неотъемлемой составляющей — образы недавнего прошлого нашей страны различны, конфликтны, соблазнительны и отвратительны [1 c.328]. Понятие и феномен оттепели остается в массовом сознании современной России важнейшим для нации.

В период «оттепели» по-прежнему сохранялась социалистическая идеология в культуре. Глава партии — Н. С. Хрущев считал, что партии необходимо держать под контролем все сферы социокультурной жизни, в особенности словесность: «Партия, которая ясно осознает огромное значение художественной литературы в жизни советского общества и в образовании советских людей, может и никогда не согласится от направления литературы, от направления становления нашего искусства в энтузиазмах борьбы за коммунизм [2 с. 201].

Изобличения XX Съезда привели к пересмотру тех великих ценностей, перед которыми могли устоять не все публицисты культуры. После пленума А. А. Фадеев, который являлся первым председателем Союза писателей СССР, а также автор традиционных произведений советской литературы «Поражение», «Молодая гвардия» покончил жизнь самоубийством. Партия определила литературу начала эпохи «оттепели» как неудовлетворительную и не соответствующую реальному положению дел.

К 1954 году советская литература достигла удовлетворительных результатов в своем становлении. Многие народы Советского Союза имеют свою национальную литературу, свидетельства которых можно наблюдать в записке Управления науки и культуры ЦК КПСС «О подготовленности ко Второму Всесоюзному пленуму советских писателей». Они показали, что за последние двадцать лет в нашей стране создана постоянная, большая и сплоченная советская многонациональная литература, несущая яркие образы правды о великих идеях социализма. До Первого пленума писателей у многих народов Союза еще не было своей великой литературы, но под положительным влиянием русской литературы оказались такие великие литературные жанры, как проза, роман, трагедии, ставшие достоянием всех советских народов. Результатом явилась реализация национальной политики правящей партии.

Эпоха «оттепели» характеризуется появлением множества талантливых поэтов, например: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский; поколение интеллектуалов 1950–1960-х гг., именуемых «шестидесятники», характерной чертой которых являлось то, что это были люди, рожденные в конце 1930–1940-х гг. Наиболее значимыми представителями были: В. Высоцкий, Р. Рождественский, И. Бродский, Е. Евтушенко, П. Литвинов, Б. Окуджава, Б. Ахмадуллина и др.

Большинство шестидесятников были комиссарскими детьми или детьми репрессированных, выросли они в хорошо образованных семьях, так как их родители были в основном либо партийными функционерами, либо представителями интеллигентных профессий [3 с.348]. Поколение шестидесятников активно поддерживали «возвращение к ленинским нормам», из этого идет противопоставление В. И. Ленина в стихах А. Вознесенского, Е. Евтушенко, в пьесах М. Шатрова, прозе Е. Яковлева как противника И. В. Сталина, а также романтизация Гражданской войны у Ю. Трифонова, Б. Окуджавы, А. Митта.

Шестидесятники выступали за умеренные демократические реформы в рамках социализма, их идеалом был демократический социализм и коммунизм. Из этих рядов вышли советники высших руководителей СССР, писатели, кинорежиссеры, журналисты. Шестидесятники — это поколение убежденных интернационалистов и сторонников мира без границ. Культовыми фигурами для них были революционеры в политике и искусстве — В. Маяковский, Ф. Кастро, В. Мейерхольд, Б. Брехт, Э. Хемингуэй и Э. М. Ремарк.

Главным журналом шестидесятников был либеральный «Новый мир», редактором которого был Александр Твардовский с 1958 по 1970 год. Этот журнал был невероятно популярен в своей среде и стойко исповедовал либеральные взгляды. Твардовский, пользуясь своим авторитетом, последовательно публиковал литературу и критику, свободные от соцреалистических установок. Это были в основном произведения о войне молодых авторов, которые именовались «лейтенантской прозой». Сюда относятся: «Пядь земли» Григория Бакланова, «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева, «Мёртвым не больно» Василия Быкова, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Огромное значение имела публикация мемуаров И. Эренбурга, но, очевидно, что главным событием была публикация повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.) — первого произведения о сталинских лагерях. Данная публикация была таким же переломным моментом, как и ХХ Съезд.

Шестидесятниками ценились многие зарубежные писатели, такие как Ремарк, Сэлинджер, Хемингуэй. Читали также вестников своего поколения — Братьев Стругацких, А. Галича, поэтов-шестидесятников (Рождественский, Ахмадуллина, Евтушенко). Важнейшими книгами для них были «Люди, годы, жизнь» Ильи Эренбурга, воспоминания о встречах с известными современниками, размышления о времени и о себе и «Одноэтажная Америка» Ильфа и Петрова, где глубоко раскрывается обычная жизнь американцев того времени, а также знакомят со многими американскими знаменитостями [4 с. 167]. Помимо этого, огромную роль для шестидесятников играли театр, музыка, в особенности джаз и барды, туризм.

Ключевую роль в развитии шестидесятничества играла поэзия. Сильнейший духовный подъем был, вызвал надеждой на перемены, все это вдохновляло шестидесятников на стихи. Поэзия впервые после Серебряного века вновь стала одним из важнейших аспектов социальной жизни страны. Стихами начали увлекаться люди, прежде не интересовавшиеся ни поэзией, ни вообще литературой. В различных конторах и учреждениях по всей Москве печатные машинки были очень сильно загружены, потому что все перепечатывали стихи для себя или друзей.

Таким образом, можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты в развитии литературного направления в период оттепели. Позитивной стороной являлось желание передать жизнь без наигранности, народности и шумихи, жизнь обычных граждан с их каждодневными проблемами; подчеркивание авторами в своих произведениях темы деревни, обращение внимания к нравственности крестьянской жизни, на труд и традиции крестьян; создание произведений о рабочем классе, в контексте превозношения рабочего; новый подход к описанию действий в Великой Отечественной войне. Так, авторы в своих произведениях стремились осветить и подчеркнуть не только нравственность героизма, но и передать все сложности войны. А также появление гражданской и лирической поэзии; активное появление писателей и поэтов; проведение так называемых вечеров поэзии в Политехническом музее.

К негативным тенденциям развития литературы в период оттепели можно отнести следующее: все же действовали границы критики существующего строя; исключение из Союза писателей Б. Л. Пастернака за публикацию за границей романа «Доктор Живаго»; изгнание из Союза писателей и тех, чье творчество выходило за рамки соцреализма (например, А. А. Вознесенский, Д. А. Гранин, Е. А. Евтушенко).

Литература:

  1. Злотникова Т. С. Культурная память нации в массовом сознании современной России / Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3 С. 328
  2. Медведев, Р. А. Никита Хрущев. Отец или отчим советской «оттепели»: научная литература / под ред. Р. А. Медведева. 5–699–15685–2 Москва Эксмо, 2016. 476
  3. Алексеева, Л. М. Поколение оттепели. Воспоминания / под ред. И. Богат 5–8159–0603–4 Москва Захаров, 2006. 432
  4. Прохоров, А. Унаследованный дискурс. Парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе «оттепели» / А. Прохоров. 978–5-7331–0361–7 Санкт-Петербург ДНК, 2007. 344

Основные термины (генерируются автоматически): массовое сознание, период оттепели, Россия, советская литература, Союз писателей, произведение, шестидесятник.

Цензура оттепели, застоя и перестройки. За что в СССР запрещали кино

https://ria.ru/20220208/konchalovskiy-1771640747.html

Цензура оттепели, застоя и перестройки. За что в СССР запрещали кино

Цензура оттепели, застоя и перестройки. За что в СССР запрещали кино — РИА Новости, 08.02.2022

Цензура оттепели, застоя и перестройки. За что в СССР запрещали кино

Что изменилось в советском кинематографе после смерти Сталина, и как цензура менялась вплоть до развала СССР. Почему показывать частную жизнь в кино было чуть ли не запрещено, и фильмы каких режиссеров отправлялись в архивы на десятилетия? Что вызывало страх у чиновников, и в чем, пожалуй, главный феномен «полочного кино»?

2022-02-08T14:00

2022-02-08T14:00

2022-02-08T14:00

истории.doc

подкаст

кино

кино и сериалы

госфильмофонд рф

сергей эйзенштейн

андрей кончаловский

геннадий полока

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/08/1771641532_0:2:640:362_1920x0_80_0_0_9500e3de559a153576ad839c6e6ef2e8.jpg

Цензура оттепели, застоя и перестройки. За что в СССР запрещали кино

Что изменилось в советском кинематографе после смерти Сталина, и как цензура менялась вплоть до развала СССР. Почему показывать частную жизнь в кино было чуть ли не запрещено, и фильмы каких режиссеров отправлялись в архивы на десятилетия? Что вызывало страх у чиновников, и в чем, пожалуй, главный феномен «полочного кино»?

audio/mpeg

Цензура оттепели, застоя и перестройки. За что в СССР запрещали кино

Что изменилось в советском кинематографе после смерти Сталина, и как цензура менялась вплоть до развала СССР. Почему показывать частную жизнь в кино было чуть ли не запрещено, и фильмы каких режиссеров отправлялись в архивы на десятилетия? Что вызывало страх у чиновников, и в чем, пожалуй, главный феномен «полочного кино»?

audio/mpeg

Что могли сделать с фильмом, если антисоветским элементом признавали актера или сценариста, и как упоминания о вышедших кинолентах пропадали отовсюду? Об этом рассказал кандидат искусствоведения, историк кино, главный искусствовед Госфильмофонда Евгений Яковлевич Марголит.Что происходило с кинематографом в ранний советский период и какую роль в этом сыграл Сталин? Об этом мы рассказали в предыдущем эпизоде под названием «Над чем смеетесь, товарищ Эйзенштейн?».О том, почему теряли фильмы, какие ленты считаются самыми разыскиваемыми, а какие волшебным образом удалось найти — вы можете узнать в эпизодах «Утраченные картины Эйзенштейна и Калика» и «Пропавшие работы Хичкока, Чаплина, Мейерхольда». Эпизоды подготовлены совместно с Госфильмофондом.»Шестидесятники», «нетленка», «самиздат» — какой след в русском языке оставила советская культура и искусство? Слушайте серию эпизодов «Язык СССР» в подкасте «Как это по-русски».Подписывайтесь на подкасты в мобильных приложениях: для iPhone — iTunes, для Android — Google Podcasts. С любым устройством вы можете использовать Castbox, SoundStream, MEGOGO, Яндекс.Музыка, и Spotify. Скачайте выбранное приложение и наберите в строке поиска «РИА Новости» или название подкаста.Как и где бесплатно подписаться на подкастыСпрашивайте нас, предлагайте нам, спорьте с нами: [email protected]________Сценарий эпизода: Артем БуфтякЭксперт эпизода: Евгений МарголитЗвукорежиссер: Андрей ТемновГолоса эпизода: Артем Буфтяк, Наталия ШашинаСлушайте наши подкасты ВКонтакте, подписывайтесь на наш профиль в Инстаграме и канал в Яндекс.Дзене

ссср

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2022

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/08/1771641532_78:0:562:363_1920x0_80_0_0_59dd3307254dd1d3cb785f55d9983982.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

подкаст, кино, кино и сериалы, госфильмофонд рф, сергей эйзенштейн, андрей кончаловский, геннадий полока, кира муратова, александр аскольдов, михаил калатозов, марлен хуциев, никита хрущев, михаил горбачев, леонид брежнев, ссср, советский союз, гостелерадио ссср, искусство, савелий крамаров, валерий золотухин, владимир высоцкий (автор песен), леонид гайдай, нонна мордюкова, ролан быков, василий шукшин, история, алексей герман-старший, аудио

Истории.doc, Подкаст, кино, Кино и сериалы, Госфильмофонд РФ, Сергей Эйзенштейн, Андрей Кончаловский, Геннадий Полока, Кира Муратова, Александр Аскольдов, Михаил Калатозов, Марлен Хуциев, Никита Хрущев, Михаил Горбачев, Леонид Брежнев, СССР, Советский Союз, Гостелерадио СССР, Искусство, Савелий Крамаров, Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий (автор песен), Леонид Гайдай, Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Василий Шукшин, история, Алексей Герман-старший

Project MUSE — Оттепель: советское общество и культура 1950-х и 1960-х годов изд.

Денис Козлов и Элеонори Гилбурд (рецензия)

Рецензент:

  • Оттепель: советское общество и культура в 1950-е и 1960-е годы изд. Денис Козлов и Элеонори Гилбурд

  • Аарон Хейл-Доррелл

Денис Козлов и Элеонори Гилбурд, ред. Оттепель: советское общество и культура в 1950-1960-е годы . 524 стр. Торонто: University of Toronto Press, 2013. ISBN 9.781442628649.

Как ни странно, «оттепель» служила метонимом для постсталинских лет, хотя этот термин не полностью объяснял социальные изменения и яркую культуру, характерные для этого периода советской истории. Тем не менее, этот ярлык, а не «либерализация» или «десталинизация», улавливает противоречие между оптимизмом, подразумеваемым солнечным весенним днем, и беспорядком, связанным с слякотными обломками, оставшимися после таяния снега, накопившегося за долгую русскую зиму (21). . В этих терминах соредакторы Денис Козлов и Элеонори Гилбурд объясняют во введении Оттепель , что лейбл удваивается как историческое событие и как метафора, составляющая, а не отражающая эпоху. Например, концепция «оттепели» сформировала представление о том, что смерть И. В. Сталина в марте 1953 г. положила начало неожиданному и полному разрыву с прошлым, что в последнее время оспаривалось учеными. 1 Таким образом, Катерина Кларк прослеживает дискуссию об «искренности» и «правде» в 1939 г., характерную черту литературных дебатов во время «оттепели» (94).

Напряжение между событиями и мифами связывает одиннадцать глав, которые редакторы тома делят на две части: «Взгляд назад» и «Взгляд вперед». Тем не менее, это лишь одна из многих дихотомий, вплетенных в отрывки из докладов, представленных на конференции в мае 2005 года в Калифорнийском университете в Беркли. Переоценив эпоху, Оттепель вносит существенный вклад в разворот отрасли к послевоенным и послесталинским годам. Он бросает вызов существующим исследованиям, которые с пессимизмом отреагировали на реформы в связи с распадом СССР в 1991 г. (25–26). Несомненно, полезный для ученых, том предлагает доступный портрет области, обещающей обогатить обучение выпускников, в то время как отдельные эссе предлагают аналитическую строгость и эмпирическое богатство, потенциально интересное для студентов, изучающих специализированные курсы по послевоенной советской истории.

Здесь я хочу выделить еще три последовательные, но менее известные темы тома: местная история, глобальные взаимосвязи и социальная история. Региональные исследования не просто добавляют «локальный колорит» к ранее существовавшим историям, отдающим предпочтение центру, но вместо этого выявляют невиданные доселе элементы, составляющие части большего целого. 2 В этом ключе исследование Алана Баренберга противопоставляет судьбы вернувшихся из ГУЛАГа интеллигентов, пытавшихся вернуться в Москву или Ленинград, с рассказами рабочих и специалистов, которые остались и наладили жизнь и карьеру в Воркуте, бывшем месте их заключения ( 146). В эссе Амира Вайнера также подчеркивается несоответствие между удивительно снисходительной политикой Москвы по освобождению бывших националистов из лагерей и опасениями местных властей в западных приграничных регионах по поводу потенциала освобожденных для антисистемной деятельности (313). Оспаривая более ранние отчеты, которые оценивали кампанию Н. С. Хрущева по целинным землям как провал с точки зрения приоритетов Москвы, отчет Микаэлы Поль о развитии северного Казахстана утверждает, что десятилетие после 1954 принес значительный прогресс в строительстве, образовательных учреждениях и экономическом росте. Эти достижения заложили основы, позволившие Целинограду (Целинному городу, как Акмолинск был переименован в 1961 г.) процветать после 1997 г. как Астане, столице постсоветского Казахстана (269–72).

Во многих эссе исследуется взаимодействие с глобальными событиями, которые опровергают идею советской изоляции за железным занавесом. Отмечая самобытные традиции кинопроизводства, возникающие в национальных республиках, Оксана Булгакова в своей статье подчеркивает «кинематографическую глобализацию» (439), в котором кино развивалось в диалоге с зарубежными техниками и стилями новой волны Италии, Великобритании, Чехословакии и других стран. Вклад Ларисы Захаровой в советский дизайн одежды (427) и Гилбурда в интернационалистскую культурную дипломатию (364–68) еще больше подкрепляет эту точку зрения.

Хотя исследования моды обычно относят ее к высокой культуре, Захарова обосновывает ее социальной историей, приоритетом в томе. Борясь с наследием репрессий, граждане также стали свидетелями появления стабильного, ориентированного на потребителя общества. Они выбирали разные ответы на вопрос, что надеть, от советских интерпретаций парижской моды до унылой стандартизированной практичности. Раздвигая границы…

Кино советской оттепели Лиды Укадеровой — Электронная книга

Электронная книга367 страниц4 часа

Рейтинг: 0 из 5 звезд

()

Об этой электронной книге

резкое возрождение кинематографа. Период советской оттепели стал известен своей относительной политической и культурной либерализацией; его фильмы, формально новаторские и социально ориентированные, оказались в центре международного кинематографического дискурса. В «Кино советской оттепели» Лида Укадерова дает глубокий анализ нескольких советских фильмов, снятых между 1958 и 1967, чтобы доказать центральное место пространства — как кинематографического тропа и социальной проблемы — в кинематографе эпохи оттепели. Книга начинается с обсуждения малоизученного увлечения СССР конца пятидесятых годов панорамным кино, а затем внимательно читает фильмы Михаила Калатозова, Георгия Данелии, Ларисы Шепитько и Киры Муратовой, среди прочих. Это показывает, что работы этих режиссеров были мотивированы стремлением исследовать и реанимировать пространственный опыт и посредством этого проекта исследовать критические вопросы идеологии, социального прогресса и субъективности в постсталинской культуре.

Skip Carousel

Связанные категории

Skip Carousel

Обзоры для кинотеатра Советского оттаивания

Рейтинг: 0 из 5 звезд

0 Оценки

0 Рейтинги. Советская оттепель — Лида Укадерова

ВВЕДЕНИЕ

В МАЯ 1961 года в журнале «Советское кино» Искусство кино ( Искусство кино ) была опубликована краткая рецензия на только что вышедший документальный фильм Город большой судьбы ( Город большой судьбы ), режиссёр Илья Копалин. Фильм, выбранный в качестве официальной советской заявки на конкурс короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля, который проходит в том же месяце, представляет собой визуальный лексикон Москвы и дополняет множество других советских постановок 1960-х годов, которые стремились определить образ столицы. в более толерантных рамках постсталинской советской культуры. Рецензент А. Злобин однозначно оценил фильм за его интересная, оригинальная форма и то, что он считал его многочисленными изобретательскими и исследовательскими жестами. ¹ Он ценил его сосредоточенность на безграничных проявлениях городского движения, особенно на контрасте со статичной монолитностью городских зданий. Он высоко оценил представление фильма, в котором исследуются архитектурные и материальные поверхности Москвы, истории города, разворачивающейся в пространстве, а не во времени. И он восхищался решением режиссера развивать свою городскую историю посредством визуального наращивания ее эпизодов, позволяя изображениям делать работу, которая чаще всего остается за кадром в документальных фильмах.

Энтузиазм Злобина, однако, начал падать, когда он перешел к обсуждению последней части фильма. Ожидая увидеть кульминацию его эпизодических восприятий советской столицы — философское обобщение разнообразных и разрозненных маршрутов предыдущих частей фильма, — вместо этого он нашел лишь случайные моменты, отдельные фрагменты и циклические повторения: рассказ о еще другой дом, расследование еще одного городского места. ² Таким образом, отдельные части города, сетовал критик, не могли соединиться в большее целое. Злобин намекнул, что Копалин и его команда настолько увязли в изобилии многообразия, своеобразия и материальности Москвы, что не могли найти четкого пути к грандиозному повествовательному финалу. Как будто не в силах избежать такого беспорядочного умножения пространств, мест и людей, создатели фильма, по словам Злобина, вообще покинули город; вместо этого их фильм заканчивается кадрами луны.

Критика Злобина, если несколько преувеличена, находится на высоте. Уравновешивание, предпринятое Городом Великой Судьбы — его желание представить великую судьбу Москвы через внимание к ее разнородным, часто простым, житейским деталям — похоже, развалилось. Фильм теряет ощущение ясной телеологической прогрессии, поскольку, несмотря на все намерения, городские пространства отказываются организовываться в повествовательное целое. Одна последовательность выделяется в этом отношении. Он начинается со статического изображения карты-схемы Москвы ( рис. 0.1а), в середине которого открывается большое отверстие неправильной формы; его контуры совпадают с историческими границами Москвы, и в них мы видим появление случайных моментов из прошлого города: движущаяся лошадь, трамвай, проезжающий по городской площади и т.п. (рис. 0.1б). Кинематографически зафиксированная реальность, отображаемая в этом опаленном промежутке, своим сравнительно большим масштабом и явной глубиной, а также фрагментарным движением и преходящей конкретностью подавляет и отодвигает на второй план статичную и плоскую карту, делая ее незначительной. Он вызывает желание войти в его пространство и следовать за его трамваями и лошадьми, а не вернуться к простым линиям нанесенной на карту общей поверхности как к источнику опыта или знаний.

Эпизод Копалина представляет собой уместную точку входа в настоящую книгу, поскольку конкретизирует через особенности материальной формы фильма примат пространства и, прежде всего, пространственный опыт кинематографической продукции советской оттепели, тему следующие страницы. Период «оттепели», известный своими процессами политической и культурной либерализации после смерти Иосифа Сталина в 1953 году и развившийся с особой силой после легендарной речи Никиты Хрущева в 1956 году, осуждающей преступления его предшественника, стал свидетелем драматического возрождения кинематографического производства, эстетических и политических принципов который значительно отошел от кинематографа сталинских лет. Хотя этот отход можно проследить по нескольким путям — следуя разным типам персонажей и конфликтам, разным условиям и чувствам — я утверждаю, что в его основе было смещение отношений к пространству, как кинематографических, так и социальных. ³ В частности, анализируемые здесь фильмы периода «оттепели» были мотивированы стремлением исследовать и реанимировать пространственный опыт и через этот проект поднять вопросы идеологии, социального прогресса и субъективности, которые были особенно актуальны для постсталинской советской культуры. .⁴ Как следует из последовательности Копалина, кино «оттепели» стремилось скорее раскрыть и нанести на карту советские пространственные реальности, чем сформировать их обобщенное понимание. Другими словами, это кино было направлено на то, чтобы заглянуть под абстрактные представления бумажной карты и резко противостоять им.

Рис. 0.1a–b Статическая карта, раскрывающая движение и быстротечность пленки. Из Город Великой Судьбы , 1961.

Настоящее исследование начинается с знакомства Советского Союза с панорамным кино в конце пятидесятых годов, за которым следует обсуждение работ Михаила Калатозова, Георгия Данелии, Ларисы Шепитько и Киры Муратовой — всех важнейших деятелей постсталинской кинокультуры, даже если некоторым пришлось ждать до распада советского блока, чтобы получить национальное и международное признание, которого они давно заслуживали. Пространство в работах этих режиссеров неоднократно создает формальные и повествовательные сложности: оно выходит за рамки декораций; задерживает развитие повествования; замедляет время; выступает в качестве воплощенного участника; сохраняется в своих материальных фрагментах; и активно привлекает, противостоит и дезориентирует зрителей. В следующих главах мы попытаемся понять, почему в этих фильмах пространство принимает такую ​​форму и функцию. Я предлагаю, чтобы ответить на этот вопрос, нужно еще раз взглянуть на политические и культурные потрясения ближайших послесталинских десятилетий, которые сами по себе были неустанно заняты реорганизацией общественных, частных и природных пространств. От сдвигов в архитектуре и градостроительстве к новым стремлениям покорить природу, от новых практик дизайна интерьеров к растущему интересу к прогулкам по городу — советские фильмы XIX в.50-е и 1960-е годы не только отражали широкий спектр пространственных явлений, имевших место в советской культуре эпохи оттепели, но, по сути, были нацелены на их реорганизацию. Руководствуясь убеждением, что настоящая социальная трансформация может произойти только после того, как производство и использование пространства будут подвергнуты критике и по-новому осмыслены, режиссеры, рассматриваемые здесь, стремились использовать для этой цели специфические пространственные материалы и технологии кино. Короче говоря, особая пространственность кино должна была стать основным двигателем переосмысления и переизобретения самого социального пространства.

Строящийся СССР

Стройные силуэты башенных кранов стали характерной деталью пейзажей нашей Родины. Везде разворачивается грандиозное строительство: от сумрачных холмов Кольского полуострова до солнечных берегов Кавказа, от предгорий Карпат до Охотского моря. Создаются новые центры социалистической промышленности, новые населенные пункты: за последние 35 лет на карте Советского Союза появилось около 600 новых городов. Старые города тоже переживают существенную трансформацию, обретая молодость.

— Андрей Иконников и Георгий Степанов, Эстетика социалистического города , 1963

Когда Двадцать второй съезд Коммунистической партии Советского Союза в 1961 г. их языком, который был прямым и ясным. На протяжении 1960-х годов Советский Союз сосредоточивался на резком увеличении экономического производства и повышении уровня жизни, чтобы создать материально-техническую базу коммунизма 9.0083 ; это привело бы к концу 1970-х годов к полностью развитому коммунистическому обществу с изобилием материальных благ и радикальным восстановлением коммунистических отношений и ценностей. ⁵ Сияя безудержным энтузиазмом, авторы программы подробно описали поставленные перед партией задачи. К ним относятся обновленный план полной электрификации страны; большие достижения в области технологий; повышение механизации и эффективности производства; всеобщее улучшение условий труда; исключение тяжелого физического труда; эффективное использование природных ресурсов; и большие инвестиции в развитие науки и образование рабочего класса. Достигнутые за счет методичного планирования и координации всех отраслей советской экономики, эти разработки позволили бы СССР стать мировым лидером по производству продукции на душу населения и одновременно позволили бы его гражданам наслаждаться сокращением рабочего времени, имея достаточно времени для занятий культурно-просветительские и развлекательные мероприятия.

Призыв съезда к широкому, грандиозному строительству — планомерному всестороннему возрождению и реформированию советской экономической и культурной жизни — требовал освоения и реорганизации советского пространства во всех мыслимых масштабах. Спроецированный образ этого пространства представлял собой единое целое — свежую, современную карту Советского Союза, представляемую как динамическую тотальность и коренящуюся в связанности и экономической взаимозависимости всех всех его составных частей, даже самых незначительных. Материализация этого образа, начавшаяся уже в середине 1950-е годы с приходом к власти Хрущева сопровождались подробным обсуждением в профессиональной и популярной печати широкомасштабных строек, развернувшихся по всей стране. К ним относятся превращение малоизвестных и слаборазвитых советских уголков в яркие промышленные центры и новые национальные центры внимания; планы улучшения количества и качества транспортных и коммуникационных систем; и создание единой системы водоснабжения и единой энергосистемы для передачи электроэнергии по всей округе. ⁶ В рамках этих усилий необходимо было все больше эксплуатировать природу и изменять естественные процессы, такие как русло рек, с целью развития и интеграции сельскохозяйственного и экономического производства. Если такие призывы к пространственному единству страны через развитие промышленности и сельского хозяйства напоминают о ближайшем послереволюционном периоде, то это потому, что «оттепель» рассматривала себя как прямое продолжение и расширение задач, намеченных Лениным. Знаменитая фраза Ленина о том, что коммунизм равен Советской власти плюс электрификация всей страны был использован Хрущевым для мотивации интенсивного толчка к развитию электрической стороны дела, поскольку политическая сторона — Советская власть — давно стала реальностью⁷

Пресса особенно пылко обсуждала изменений в архитектуре и градостроительстве, включая массовое строительство новых кварталов в советских городах, а также новые направления в дизайне интерьеров, которые должны были дополнить сопутствующие сдвиги в архитектуре в сторону рациональности, простоты и эффективности (9). 0084 рис. 0.2).⁸ Действительно, именно в сфере градостроительства произошла наиболее существенная или, по крайней мере, наиболее осязаемая пространственная реорганизация эпохи «оттепели», когда новое строительство преобразовывало лицо старых советских городов и полностью формировало облик из новых. Непрерывный рост городского населения, а также постоянная нехватка жилья, преследовавшая советских горожан после революции 1917 г. и особенно после Великой Отечественной войны, требовали принципиально нового подхода к организации городского жилья, а не только быстрого увеличения количества доступного жилья. квартиры, но и изменение качества и принципов их производства. Нехватка привела к повороту к широкому производству новых типов сборных железобетонных зданий, внешний вид которых полностью отклонялся от тяжелого декоративного стиля, предпочитаемого во время сталинского режима. Вложенные вместе в открытые и свободные устройства, эти структуры стали основой для новых типов кварталов, в которые люди массово переезжали в годы оттепели. Хотя стремление Хрущева обеспечить достойным жильем каждого советского гражданина так и не было реализовано, его кампания в этом направлении принесла значительные результаты. Если между 1946 и 1950 г. было построено 127,1 млн кв. эти постройки все еще существуют сегодня, будучи самым выдающимся наследием эпохи оттепели, хотя уже не вызывая того энтузиазма, с которым они были встречены изначально. Ныне испорченные и зараженные, высмеиваемые многими и желаемые очень немногими, они остаются жалким напоминанием о несбывшихся надеждах и неудачной политике того периода.

Проекты Хрущева в области городского развития служат релевантным контекстом для настоящего исследования не только из-за изменений, которые они вызвали в физическом облике советских городов, но и из-за вызванного ими дискурса о теоретических, технических и практических параметрах. коммунистического пространства и образа жизни. В лучших традициях утопического воображения советская пресса неоднократно описывала развивающуюся модель города эпохи как совершенный и прекрасный организм: разумный, человеческий, упорядоченный, уравновешенный (9). 0084 рис. 0.3).¹⁰ Материализованные в границах ансамбля, объединявшего частные квартиры и разнообразные общественные здания, эти застройки должны были смягчить все традиционные проблемы и противоречия городского жилья. Природа будет играть неотъемлемую роль, а парки будут равномерно распределены по жилым районам и легко доступны для жителей. Частные и семейные владения — и особенно жизнь женщин — будут бесконечно улучшены благодаря общественным услугам, таким как столовые, детские сады и уборка. Технологии, от кухонных приборов до общественного транспорта, повысят повседневную эффективность, оставив больше времени для отдыха и образования, ресурсы для которых также будут легко доступны. Развитие экологически ответственных производственных процессов позволит строить заводы в непосредственной близости от квартир, создавая органичный синтез мест для работы и отдыха и избавляя от траты времени на поездки на работу¹¹ Монументальные произведения искусства дополнят и дополнят простые сборные фасады, помогая эстетическое и мировоззренческое воспитание горожан. ¹²

Рис. 0.2 Простота и функциональность интерьера эпохи оттепели. Из Архитектуры СССР , 10 (1962), 12.

Формировавшееся тогда новое городское пространство, т. основа для этического и политического просвещения граждан, экономического благополучия и окончательного утверждения прогрессивного сознания. И хотя архитекторы и историки того времени отмечали стилистическое и техническое сходство между советскими жилищными проектами и современной городской застройкой в ​​Западной Европе и США, они подчеркивали целостность планового советского подхода, гармонию, которую он создаст между индивидуальным, социальным и городским пространством. Как описал такое мышление историк Марк Б. Смит, жилищная программа была разработана сознательно, открыто и даже агрессивно идеологизировано. Его целью было уже не просто принести пользу как можно большему количеству людей, а преобразовать их сознание в контексте протокоммунизма. ¹³ Обсуждения грядущей утопии, кроме того, были основаны на очень современных реалиях, с появлением новых строительных площадок повсюду, прививая советскому идеализму и идеологии чувство безотлагательности и имманентности. Возникло новое социалистическое пространство.

Рис. 0.3 Архитектурная модель микрорайона. Многоквартирные дома интегрированы в зеленый ландшафт, включающий две детские школы-интернаты, дом престарелых, парк, общественно-торговый центр, летний театр, ботанический сад, стадион, фруктовый сад. Из Архитектура СССР 6 (1961), 38.

Переходное движение

Письмо о пространственном воображении советского кино и культуры от революции 1917 года до сталинской консолидации власти в конце 1930-х годов историк кино Эмма Виддис утверждала, что в те первые годы проект создания советской нации был неразрывно связан с организацией нового, именно советского вида пространства. Обсуждая художественные и документальные фильмы, теоретические очерки и архитектурные предложения наряду с экономическими программами и возникающими политическими структурами, Уиддис утверждает, что отношение страны к космосу развивалось в соответствии с двумя конкурирующими принципами. Одним из них было стремление к пространственному завоеванию — господству и контролю над природой и окружающей средой, а также организация этого процесса через центростремительную иерархию, риторика которой пронизывала публичный дискурс на протяжении всей советской истории. Другой принцип — исследовательский, относящийся к децентрализованной, неиерархической и динамичной организации социалистического общества, в котором периферия имеет не меньшее значение, чем центр, физическое перемещение по пространствам страны — источник первичного опыта и знаний, а сенсорная связь с окружающей средой предусмотрена как взаимовыгодная. ¹⁴ К концу 1930-х годов, утверждает Уиддис, первый принцип стал доминирующим; воображаемая карта, определяющая концепцию пространства в Советском Союзе , изображала неподвижное пространство, иерархически организованное вокруг господствующего центра, от которого радиально расходились линии влияния, а отношения между центром и периферией кодировали отношения власти. ¹⁵

Сравнительно либеральная политика хрущевского правительства вновь оживила принцип исследования советского пространственного сознания. Праздновалась свобода мобильности, появлялись новые возможности интернационализма, менялись отношения между центром и периферией. Всего несколько примеров дают представление об изменении отношений страны с космосом в эти годы. Центральная реформа того периода, например, была напрямую связана с децентрализацией, передачей управления хозяйственным производством областным советам (9).0007 совнархозы ), и тем самым ослабить паноптикумную организацию сталинского СССР. ¹⁶ Кроме того, реабилитация при Хрущеве ранее депортированных этнических групп, а также узников ГУЛАГа спровоцировала значительную миграцию внутри страны, часто из ее периферии в центральные районы, поскольку возвращающиеся ссыльные требовали свои старые места жительства, а бывшие заключенные искали новые 1.¹⁷ Молодежь была мобилизована для участия в промышленном развитии, которое правительство пропагандировало как авантюру, а это, в свою очередь, привело к значительному исходу на восток, на окраины страны.¹⁸ В эти годы туризм процветал как никогда раньше. Как отмечает историк Энн Э. Горсуч, некоторые из путешествий хрущевской эпохи были международными, некоторые были внутренними, а некоторые были воображаемыми, … но многое было вызвано новым чувством расширения и исследования, возможностью исследовать новые темы и новые места. ¹⁹ А советские горожане, особенно в Москве и Ленинграде, все чаще могли взаимодействовать с современными иностранными культурами через книги, фильмы и национальные выставки, а Московский Международный молодежный фестиваль 1957 года стал, пожалуй, вершиной нового интернационализма того периода. Готовясь к мероприятию, советская пресса опубликовала поток информации о 131 стране-участнице, что породило поразительные расширение географического воображения его читателей.²⁰ Одновременно с этими событиями появлялись новые демократические и специфически кинематографические варианты картографирования советского пространства, поскольку портативные кинокамеры давали советским путешественникам возможность трансформировать свой собственный пространственный опыт и встреч в движущиеся образы, пополнив и разнообразив тем самым архив советской кинематографической картографии. , был отмечен противоречивыми импульсами. хрущевской политики пространственной экспансии, оккупации и завоевания, а также im мобилизация продолжалась, вызванная неотложными политическими и экономическими требованиями. Нуждаясь в поиске новых путей экономического возрождения, правительство обратилось к нетронутым землям Сибири и Казахстана, чтобы оживить сельскохозяйственное производство — кампания, которая с энтузиазмом восприняла эксплуатацию природных ресурсов и привела, по мнению историков, к году распашке и истощение почв с последующей безудержной эрозией, что имело тяжелые последствия для окружающей среды региона. ²² Советские тенденции к пространственному завоеванию еще более заметны в сфере политики. Например, опасаясь потери влияния в социалистическом восточном блоке, Хрущев ввел советские войска в Венгрию во время антиправительственного восстания 1956 года, подавив любое общественное сопротивление и укрепив советскую власть на чужих землях. Столкнувшись с ежедневным бегством людей из Восточного Берлина на Запад, он успешно пропагандировал строительство Берлинской стены в 1961 году, которая разделила город на следующие двадцать восемь лет и закрепила идеологические границы между Востоком и Западом в самом буквальном смысле. возможным образом. Действительно, именно вблизи границ советские опасения по поводу свободы передвижения становились наиболее ощутимыми. Как писал политический историк Роберт А. Джонс, метафоры телесных границ и открытий преобладали в советском политическом дискурсе XIX в.50-е годы. Руководство в Москве, утверждает Джонс, остро осознавало «пористость» внутриблоковых государственных границ: эффект «побочного эффекта» или «заражения» был важным фактором во взрывах 1956 г. , имея в виду восстания в Венгрии .²³ Чтобы защитить тело социализма, иначе говоря, правительство должно было подчинить его определенной фиксированной пространственной конфигурации — заткнуть, по существу, все его поры и отверстия.

Советское отношение к космосу в хрущевскую эпоху повторяет основную проблему постсталинской политики: искреннее желание систематических реформ сочеталось с одновременным осознанием необходимости сохранения базовой структуры системы. Как отмечает историк Дональд Филтцер, Существовало постоянное противоречие между ощущением крайней необходимости перемен и страхом, что реформы могут привести к краху всей системы вместе с Хрущевым и остальной элитой. ²⁴ Политика движения отражала это напряжение: движение могло быть гибким и динамичным, пока оно оставалось в рамках фиксированных структур социализма. Но может ли переход быть успешным, если процесс перехода не обновляется и не переосмысливается? Этот вопрос является центральным для кинематографа эпохи оттепели, который исследует и порождает различные модальности движения и настаивает на том, что достижение лучшего места зависит от самого искусства перехода.

Пространственное освоение в годы «оттепели» не носило и не могло быть того же характера, что и в ближайший послереволюционный период. неугодных земли Советского Союза в 1920-е годы предоставили подвижному взгляду и телу сырье , из которого должен был быть построен новый мир, , по словам Виддиса. ²⁵ В 1950-х годах эти неприступные земли действительно долго формировались, став неотъемлемой частью системы, демонтаж которой можно было осуществить лишь до поры до времени. Исследовательский взгляд, материализованный в фильмах эпохи «оттепели», действует внутри этой системы, даже когда она ищет способы мобильности, которые вытолкнули бы — интуитивно, а не программно — за ее границы, развернули бы ее конструкции и в некоторых случаях обеспечили бы доступ к сырому материалу, из которого новые пространства и отношения, а также новые переходы, можно было бы вообразить снова. Центральная задача этой книги — проследить развитие этих способов мобильности и исследовать их социальные и эстетические параметры по мере того, как они разворачивались в рамках этой культуры и исследовательского взгляда ее кинематографа.

Embodied Mapping

Постсталинская пространственная политика пронизывает кино эпохи оттепели в различных формах, прежде всего в его репрезентациях и повествованиях об эксплуатации природы, городских преобразованиях, путешествиях и мобильности всех видов. Покорение целины Советского Союза находит широкое кинематографическое отражение в таких фильмах, как « Первый эшелон » (« Первый эшелон », реж. Михаил Калатозов, 1955), «Иван Бровкин на целине 9».0008 ( Иван Бровкин на целине , реж. Иван Лукинский, 1958), Горизонт ( Горизонт , реж. Иосиф Хейфиц, 1961) и Аленка (реж. Борис Барнет, 1961) о первых трудных годах сельскохозяйственных разработок в теплой и оптимистичной манере и с обычным разрешением конфликтов, структурирующих их повествования.