Содержание
День города 2021 «Великий Новгород. Твоя история»
Программа праздничных мероприятий Дня города 2021 и Ганзейской недели в Великом Новгороде 10-12 сентября 2021 года «Великий Новгород. Твоя история»
10 сентября (пятница)
12:00-12:30 | Открытие мемориальной доски Почётному гражданину Великого Новгорода Борису Николаевичу Шведчикову | Щитная ул., 6 |
15:00 | Открытие «Детской школы ремёсел» | Гимназия № 3, Творческий Центр «Визит» (ул. Зелинского, 30) |
18:00-19:00 | Шествие участников исторической реконструкции конного похода Александра Невского «Александрова дорога» и исторической реконструкции «Александр Невский. Воинская доблесть России» | Маршрут: от стелы «Город воинской славы» до Ярославова Дворища по Чудинцевой ул. с остановками на показательные выступления:
|
18:45-20:15 | Праздничный концерт «800 лет побед» | Центральная сцена на Ярославовом Дворище |
19:00-19:15 | Встреча конного похода Александра Невского «Александрова дорога» | Центральная сцена на Ярославовом Дворище |
20:30-22:00 | Спектакль «Александр Невский. Рождение воина» | Уличный театр «Садко» |
16:00-20:30 | Лагеря реконструкторов Средневековья (шведы, русские) | у Никольского собора на Ярославовом Дворище |
11 сентября (суббота)
Центральная сцена на Ярославовом Дворище | ||
12:00 — 13:00 | Церемония открытия Дня города. Чествование Почётного гражданина Великого Новгорода, молодоженов и «золотых» юбиляров. Объявление о новорожденном в День города. Приветствие участников международных фестивалей «Садко» и «Словиша» | |
12:40 — 13:00 | Театрализованная встреча рыбаков у причала | |
13:00 — 15:00 | Концертная программа участников XIX Международного фестиваля народного искусства и ремёсел «Садко» | |
15:00 — 20:00 | Концертная программа участников V Международного фестиваля музыкальных древностей «Словиша» памяти В. И. Поветкина | |
20:00 — 22:00 | Концертная программа «Лучшее. Любимое. По-новгородски» | |
Интерактивная площадка «Ганзейский пир» (возле Никольского собора) | ||
13:00 | Театрализованное открытие площадки | |
13:20 — 13:50 | Ансамбль средневековой музыки DROLLS (Петрозаводск) и вокальная группа Академического хора Петрозаводского Государственного Университета под руководством Николая Маташина в совместной программе «Cantigas» (музыка средневековой Испании XIII-XIV веков). | |
13:50 — 14:50 | Концертная программа «Танцующая Ганза» | |
14:50,15:50,17:00,17:40 | Дефиле Ганзейских костюмов | |
15:00 — 15:20 | Конкурс пирогов | |
15:20 — 15:50 | Интерактивная программа «На древнем Торге с купцом Готтлобом» | |
16:00 — 17:00 | Уличный спектакль театра Елены Порошиной «Все дело в шляпе» (г. Серпухов) | |
17:00 — 19:30 | Концертно-танцевальная программа ансамблей средневековой музыки и скоморохов | |
19:30 — 20:00 | Шоу барабанщиков и огненное шоу | |
Территория Ярославово Дворище | ||
11:00 — 19:00 | «Новгородский торг» – ярмарка народных промыслов и ремесел. Интерактивная фотозона «HansaPark» | |
14:00 — 16:00 | Конные показательные выступления всадников на территории Гостиного двора | |
11:00 — 17:00 | Интерактивная площадка «Театр живой истории у Ганзейского фонтана» | |
14:00 — 18:00 | Акция «Великий Новгород глазами детей», выставка детского рисунка | |
15:00 — 17:00 | Игровая площадка «Потешный город» с традиционными играми и забавами | |
В течение дня | Лагерь реконструкторов Средневековья у ц. Параскевы Пятницы | |
Акватория р.Волхов | ||
22:00 — 22:10 | Яхтенное шоу на акватории «Под парусами света…» | |
22:10 | Фейерверк | |
площадь Победы-Софийская | ||
12:00 — 16:00 | II межрегиональный фестиваль ретротехники «АВТО РЕТРО ВЕЧЕ» | |
13:00 — 16:00 | «Контест на Софийской» | |
Площадки города | ||
10.00 | Открытие спортивной площадки для занятия воркаутом, установленной металлургическим заводом | сквер Каберова в Псковском мкр. |
10:00 — 13:00 | Лекции-презентации участников V Международного фестиваля музыкальных древностей «Словиша» памяти В. И. Поветкина | Центр музыкальных древностей В.И.Поветкина (Ильина ул., д. 9 «Б») |
13:00 — 21:30 | Концертная программа коллективов учреждений Великого Новгорода | Летняя эстрада Кремлёвского парка |
14:00 — 16:00 | XII Фестиваль колокольных звонов «Звонарское вече» | Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» |
17:00 — 18:00 | «В городском саду играет духовой оркестр…» | Кремлевский парк, памятник С.В.Рахманинову |
18:00 – 20:00 | гала-концерт XIX Международного фестиваля народного искусства и ремёсел «Садко» | Кремль, Новгородская областная филармония им. А.С.Аренского |
12 сентября (воскресенье)
12:00 — 15:00 | XIX Международный фестиваль народного искусства и ремёсел «Садко» | Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» | |
Ярославово Дворище | |||
11:00 — 19:00 | «Новгородский торг» – ярмарка народных промыслов и ремесел, фотозона «HansaPark» | ||
12:00 — 18:00 | Концертная программа коллективов учреждений Великого Новгорода | Центральная сцена на Ярославовом Дворище | |
11:00 — 17:00 | Интерактивная площадка «Театр живой истории у Ганзейского фонтана» | площадка у Ганзейского фонтана | |
10:00 — 13:00 15:00 — 18:00 | Лекции-презентации участников V Международного фестиваля музыкальных древностей «Словиша» памяти В. И. Поветкина | Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина (Ильина ул., д. 9 «Б») | |
12:00 — 16:00 16:00 — 18:00 | Лекции-презентации участников V Международного фестиваля музыкальных древностей «Словиша» памяти В.И. Поветкина. Мастер-класс по основам игры на варгане | Новгородская детская музыкальная школа №1 им. С.В. Рахманинова (Большая Московская ул., д. 7) | |
В течение дня | Лагерь реконструкторов Средневековья у ц. Параскевы Пятницы | у ц. Параскевы Пятницы | |
20:00 — 22:00 | Фолк-рок мюзикл «Садко» | Уличный театр «Садко» | |
Интерактивная площадка «Ганзейский пир» (возле Никольского собора) | |||
13:00 — 14:00 | Мастер-класс по игре на гуслях от «Школы гусельника Антония» | ||
14:00 — 16:00 | Мастер-класс по средневековым европейским танцам | ||
16:00 — 18:00 | Мастер-класс по традиционной русской пляске | ||
Площадки города | |||
14:00 — 17:00 | Спортивно-танцевальная программа коллективов учреждений Великого Новгорода | Летняя эстрада Кремлёвского парка | |
17:00 — 18:30 | Концертная программа «Мы родом из детства» | Летняя эстрада Кремлёвского парка | |
14:00 — 16:00
| XII Фестиваль колокольных звонов «Звонарское вече» | Кремль, Софийская звонница | |
16:00 | Концерт Вадима Пожнина и Марии Козачук (гитара) | Католический храм святых Апостолов Петра и Павла (Большая Санкт-Петербургская ул. , 12) | |
Спортивные мероприятия | |||
Оздоровительная пробежка «NovgorodRun» | 11 сентября в 9.00 | пробег от Монумента Победы вокруг Кремля | |
VIII городские соревнования по воркауту, посвященные Дню города | 11 сентября в 10.00 | Кремлевский парк, воркаут площадка | |
Городской турнир по волейболу среди любительских команд, посвященный Дню города | 11 – 12 сентября в 10.00 | Кремлевский парк, волейбольная площадка (около Летней эстрады) | |
Городской фестиваль «Мир движения – жаркая осень — 2021» | 12 сентября с 13.00 до 16.00 | Кремлевский парк, Летняя эстрада |
История города
Великий Новгород — один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.
Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен.
Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мсте.
Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.
В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля — степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.
Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели — проложить торговый путь «из варяг в греки» Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве
Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.
В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни — Владимира.
После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель.
Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в. здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве.
Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.
С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья — Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.
При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия — потомки родоплеменных вождей — получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды.
Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.
В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей «Вольности в князьях». Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.
Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.
В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси «татарского выхода», снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.
Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.
Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.
На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы, Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.
Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское «предательство» военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя Московского, а «переветник» Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию.
Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород «миром». Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения.
Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории.
XV век стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам.
Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города.
Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича Грозного, подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение.
XVII век начался для Новгорода с новых несчастий. В 1611 — 1617 гг. он был оккупирован шведами, вновь разграбившими и разрушившими город. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.
Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.
Господин Великий Новгород — это и есть Русь, причем Русь Древняя, Русь Изначальная. И если Киев — мать городов русских, то Новгород — отец городов русских. Не было тогда ни русских, ни украинцев, ни белорусов. И язык был един. Именно из этих мест происходят такие основополагающие слова, как “Русь”, “руссы”, “русские”. Именно в эти заповедные места был призван скандинавский князь Рюрик с дружиной в 862 году. Впрочем, в исландской саге эта история о приглашении рассказывается по-другому, а главное, правдоподобнее. Бездетный Гостомысл пригласил в Новгород не просто варягов, а троих племянников: его сестра была замужем за варягом. Совсем другое дело. И именно эта дата считается началом всех начал для нашей страны. Отсюда пошла правящая династия великих князей Рюриковичей, которые потом княжили и царили во всех древнерусских городах и землях более 700 лет, вплоть до 1598 года, когда умер последний из них — бездетный царь Федор Иванович, сын Ивана Грозного.
Именно под Новгородом начинался великий торговый путь “из варяг в греки”, который не только способствовал расцвету многих славянских городов, но и позволил впоследствии объединить восточные славянские племена в Киевскую Русь. Сам Новгород стал крупнейшим международным торговым городом. Об этом говорят многочисленные клады, содержащие западноевропейские и восточные монеты, золото и другие цветные металлы, драгоценные ткани, сосуды для вина и оливкового масла из Западной Европы и Византии. Могущественный Ганзейский союз зародился из торговли шведского острова Готланд с Новгородом.
Древний Новгород заложил основы отечественного городского благоустройства. Археологами обнаружены многоярусные деревянные улицы, по которым новгородцы ходили не в лаптях, а в кожаной обуви разнообразного фасона и покроя.
Новгород считается также и родиной средневековой российской демократии. В 1136 году восставшие новгородцы прогнали князя Всеволода Мстиславича, и в Новгороде устанавливается своеобразный политический строй — боярская республика. Верховным органом власти являлось народное собрание новгородцев — вече. Оно разрешало вопросы мира и войны, избирало должностных лиц (посадника, тысяцкого), заключало договоры с князьями, разрешало многие вопросы внутренней политики (утверждало уставы и законы, жаловало грамоты отдельным территориям Новгородской земли).
Вече являлось и верховным судом республики — смертные приговоры приводились в исполнение сразу после их вынесения — преступника сбрасывали в реку Волхов. В то же время в Новгородской судной грамоте говорилось, что запрещается арестовывать кого-либо без суда, а также: “Осудить всех равно, как боярина, так житьяго, так и молодого человека”.
На вече могли присутствовать и говорить взрослые новгородцы-домохозяева, владельцы крупных городских усадеб. Вече сочетало верховную законодательную, исполнительную и судебную власть и было, по сути, органом государственного управления и органом местного самоуправления одновременно. Новгородская республика просуществовала почти до конца XV века.
В 1240 году шведы, оспаривавшие у новгородцев многие земли, вошли в Неву. На борьбу с иноземцами двинулись дружины новгородского князя Александра Ярославича, которому тогда было всего лишь 20 лет. 15 июля 1240 года князь с дружиной нанес шведам поражение. После этой битвы князя Александра стали звать Невским. А 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера он сразился с рыцарями Тевтонского ордена. Это сражение вошло в историю под именем Ледового побоища. Немецкие рыцари были разбиты и отказались от своих завоеваний в русских областях, возвратили пленных.
Но древний Новгород — это не только торговый и военный город. Это еще и выдающийся центр русской культуры, не пострадавший от татаро-монгольского нашествия. Здесь была широко распространена грамотность, причем среди разных слоев населения. Установлено, что средневековые новгородцы писали на бересте религиозные и политические послания, хозяйственные и торговые документы, бытовые и любовные записки. Начало обучению грамоте положил в Новгороде князь Ярослав Мудрый, который создал школу при епископском дворе.
Грамотность сделала возможным появление летописей и первых рукописных книг. Одна из крупнейших библиотек средневековой Руси, где находилось более 1500 рукописных книг, была собрана и хранилась в Новгороде в знаменитом Софийском соборе, построенном в 1045—1050 гг. Остромирово Евангелие (1057 г.), пасхальные таблицы Кирика (XII в.), сборник гражданских и церковных установлений — Кормчая книга (1280 г.), “Великие Минеи-Четьи” архиепископа Макария (XVI в.) — все эти рукописные книги ведут свое происхождение из Великого Новгорода.
Здесь же родились и русская архитектура, и живопись, и прикладное искусство. Свидетельством чего являются древнейшие на Руси памятники искусства — иконы “Апостолы Петр и Павел” (XI в. ), “Спас на престоле” (XI в.) и “Св. Георгий-воин” (XI в.), а также выдающиеся фресковые росписи Феофана Грека (XIV в.) в новгородской церкви Спаса на Ильине.
В 1478 году Новгород вошел в состав Русского централизованного государства, оставаясь при этом одним из крупных хозяйственных и торговых центров России. В середине XVI века среди русских городов Новгород занимал 3-е место после Москвы и Пскова по количеству дворов и населения. Но уже в следующем столетии город сильно пострадал от шведской оккупации 1611—1617 годов. А начиная с XVIII века Новгород постепенно теряет свое торгово-экономическое значение из-за бурного развития новой столицы — Санкт-Петербурга.
Но своего культурно-исторического значения Великий Новгород не потеряет никогда. Не случайно, когда в 60-е годы XIX века возникла идея отметить тысячелетие России, взяв в качестве отправной точки призвание Рюрика с дружиной в 862 году, все образованное общество единодушно признало Новгород лучшим местом для проведения торжеств и установки памятника. И 8 сентября 1862 года состоялось торжественное открытие памятника “Тысячелетие России”. На церемонии присутствовали император Александр II с наследником, члены императорского дома, представители Сената и Синода. Автором уникального многофигурного памятника стал молодой, а впоследствии знаменитый скульптор М. О. Микешин.
Многие места на новгородской земле связаны с выдающимися российскими деятелями военного дела, науки и искусства.
Так, недалеко от Новгорода стоит село Кончанское, которое принадлежало семье великого полководца А. В. Суворова. В этом имении генералиссимус, граф А. В. Суворов жил в 1797—1799 годах под присмотром полиции во время своей опалы из-за отказа проводить в армии реформы Павла I. Отсюда же Александр Васильевич отправился в свой последний итало-швейцарский поход в феврале 1799 года.
Знаменитый путешественник и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай родился в 1846 году в селе Языково-Рождественское Боровичского уезда Новгородской губернии. А великий писатель Ф. М. Достоевский имел дачу в уездном новгородском городке Старая Русса, где подолгу жил с семьей в 1872—1876 годах. Здесь им были написаны главы романов “Подросток”, “Бесы” и “Братья Карамазовы”.
Во время Великой Отечественной войны Новгород был почти полностью разрушен. Гитлеровцы с особой тщательностью уничтожали “русский дух” города. Серьезно пострадала уникальная коллекция древнерусских икон, хранившаяся в музее города. Часть икон была утрачена безвозвратно, часть вывезена в Германию. Лишь немногие из них возвратились после войны на Родину.
Памятник “Тысячелетие России” был разобран фашистами на фрагменты. Демонтированные фигуры и рельефы памятника захватчики собирались отправить в Германию. Вошедшие в город советские войска сорвали эти планы. И 7 ноября 1944 года восстановленный памятник был вновь открыт. С восстановлением города было сложнее. Но, как говорит русская народная поговорка, “нет худа без добра”. Восстановление разрушенного войной города в 50—60-е годы подстегнуло развитие новгородской археологии, что позволило ученым сделать много важнейших исторических открытий.
В 1951 году экспедицией под руководством историка-археолога А. Арциховского в культурном слое Новгорода были обнаружены первые берестяные грамоты XI—XV веков. Теперь же число найденных древнерусских грамот уже более 1000. Продолжил новгородские исследования Арциховского его ученик В. Янин. Сейчас он — известнейший профессор МГУ, знаменитый археолог и исследователь Древней Руси, личность в научном мире легендарная. Не случайно именно В. Янин сопровождал Президента В. Путина во время его последнего визита в Новгород.
В 2000 году произошло событие, поразившее даже видавших виды археологов. Троицкий раскоп, где археологи работают с 1973 года, сделал еще один необыкновенный подарок: в слое рубежа Х—ХI веков под остатками древнего дома была найдена цера — деревянная книга с текстом на воске. После трехлетнего изучения было установлено, что цера содержит 75-й и 76-й псалмы Асафа и несколько стихов из 67-го псалма Давида из Ветхого Завета. Причем, как выяснила экспертиза, текст был написан раньше 1030 года. Таким образом, найденная цера — древнейшая из известных славянских книг!
Новгород: Карты и гравюры
В 15–16 веках, с развитием торговых отношений и точных наук, Новгород появляется на европейских картах и гравюрах, заняв прочное место в топографиях и летописях континента. По исторической традиции, сложившейся в Европе к XVII веку, Новгород воспринимался как древний торговый и культурный центр России. В скандинавских странах город часто считался столицей России1. Извлекая выгоду из внутренней и внешней торговли, Новгород превратился в самостоятельное феодальное образование, пользующееся независимостью в отношениях как с Европой, так и с Россией2. Присоединение к Московии в 15 веке привело к тому, что Новгород постепенно изменил свою роль и статус в регионе. Однако переход был постепенным, и город долгое время оставался в авангарде региональной торговли и дипломатии.
В XVII веке Новгород переживал большие экономические и политические испытания, вызванные Смутным временем в России, Тридцатилетней войной (1618–1648) в Европе и рядом других факторов. Столкнувшись с бурным XVII веком, Европа в своих отношениях с историческим городом России во многом ориентировалась на отношение европейских путешественников. Согласно картам того времени, Новгород уже не воспринимался как выдающийся город России, но его прошлая слава продолжала обеспечивать ему место в источниках XVII века.
Немецкий ученый Адам Олеарий (1599–1671) оставил одно из самых достоверных описаний Новгорода века. Во время Тридцатилетней войны Олеарий укрылся при дворе герцога Фридриха III Гольштейн-Готторпского, который был заинтересован в налаживании торговых отношений с Московией. В 1633 году князь отправил посольство к царю Михаилу Романову с Олеарием в качестве его секретаря. В 1634 году посольство достигло Новгорода, о чем Олеарий записал: «город Новгород весьма велик, простираясь в окружности на одну немецкую географическую милю; прежде оно было еще больше, как видно по старым стенам его церквей и монастырей, часть которых пришла в упадок…»3. Рисунок руин на переднем плане, вероятно, должен был проиллюстрировать заявление путешественника. Рассказывая об истории Новгорода, Олеарий подробно описал его разграбление Иваном Грозным, чтобы запугать и подавить город, подозреваемый в предательских связях с поляками. Он также упомянул, что за 16 лет до визита посольства город несколько лет находился под шведской оккупацией. На примере драматической истории Новгорода XVI–XVII веков Олеарий предлагает типичную для немецкой литературы того времени проповедь. Он вспоминает известное изречение «…кто устоит против Бога и Великого Новгорода», чтобы сделать вывод, что даже такой великий город, как Новгород, может не выдержать тягот, наложенных на него провидением. Его замечание о трагической судьбе города, однако, не должно умалять его, а является свидетельством господствовавшего в эпоху барокко мировоззрения, подчеркивающего преходящесть вещей.
Олеарий также отмечал выгодное географическое положение Новгорода: «Положение города на судоходной реке Волхове очень удобно для торговли…»4. Однако это же географическое положение способствовало изменению исторической судьбы и концепции Новгорода. Пограничный город 15 века5, его значение как крупной крепости и торгового центра постепенно уменьшалось после основания Санкт-Петербурга на Неве в 18 веке.
Галерея Agréable du Monde (Изысканная галерея мира) Питера ван дер Аа (1659 г.–1733) относится к началу 18 века. Этот многотомный труд содержит большое количество гравюр с видами города, большинство прототипов которых создано в XVII веке. Вид Новгорода в Галерее воспроизведен с оригинала Николая Витсена (1641–1717), а Ладоги и Орешека — из книги Олеария. Витсен, голландский картограф и предприниматель, посетил Россию в 1664–1665 годах с посольством Якова Бореля, направленным в Москву для торговых переговоров. Он оставил путевые заметки, в том числе подробный нарисованный от руки панорамный вид Новгорода, который, скорее всего, использовал Питер ван дер Аа в своей книге. Издатель, правда, немного переработал оригинал, добавив в узкую панораму города резкий ракурс и несколько стаффажных фигур на переднем плане. По описанию Витсена, «вне Новгорода множество монастырей и обширных полей. ..» Больше всего его впечатлил мост через Волхов, который «не уступает мосту в Амстердаме, но сделан из дерева… 6. Витсен даже встречался с Петром I, знавшим его как автора книги «Древнее и современное кораблестроение и мореплавание». Он продолжал служить бургомистром Амстердама и был видной фигурой в Ост-Индской компании.
Нестабильная экономическая и политическая ситуация в царствование Петра Великого способствовала изменению представления о Новгороде. Он постепенно переходил из экономической и политической сферы в формирующуюся сферу научного изучения истории России как ключевой фактор формирования нового образа Новгорода в графическом искусстве XVII–XIX веков.
Появлению объективного представления о России во многом способствовало множество исторических исследований, вышедших в свет в XVIII веке. Одним из них была Histoire Physique, Morale, Civile Et Politique De La Russie Moderne («Физическая, нравственная, гражданская и политическая история современной России»), изданная в 1780–179 гг. 0s Николя-Габриэля Ле Клерка (1726–1798). К этой книге был приложен атлас с видами крупных городов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода и других, а также рисунки русской одежды и предметов повседневного обихода.
Такого рода этнографические изложения станут очень популярными в XIX веке, а вид Новгорода из книги Ле Клерка станет образцом для ряда новых работ. К ним относятся изображения города, созданные Мишелем-Франсуа Дамам-Демартре и Фумагали. Мишель-Франсуа Дамам-Демартре (1763–1828) слегка видоизменил фигуры на переднем плане, как бы открывая его для зрителя. Другим примером является вид Новгорода, созданный Анджело Бьясиоли (179 г.0–1830) в первой четверти XIX века. Благодаря копированию новгородского вида с атласа Ле Клерка он стал широко доступен, как это было ранее с гравюрами Олеария и Витсена, изданными Питером ван дер Аа.
В начале 19 века литография приобрела известность. Это дало больше свободы художнику и позволило увеличить тираж. Одним из примеров может служить Атлас к материалам по статистике Российской империи, изданный Иваном Селезневым в Санкт-Петербурге в 1839 году., содержащую план Новгородского кремля с его башнями и укреплениями. По мере того, как официальная история и статистические дисциплины становились самостоятельными, росло и понимание ценности исторических архитектурных памятников, которые во многом сформировали искусство и мысль XIX века. Эти памятники изображены в графическом произведении того времени: «Служа для удовлетворения нашего исторического любопытства, эти памятники в то же время заставляют нас ценить нашу богатую и славную историю…»7
В первой половине века романтизм переживал подъем в Европе, который в нашем случае тесно связан с историцизмом. Художников интересовала грубая образность Средневековья, а интерес именно к Новгороду был продиктован поисками как со стороны русских, так и зарубежных авторов самобытного национального характера и самобытности. В 1840-х годах в Париже был издан «Художественно-археологическое путешествие по России» Андре Дюрана (1807–1867), альбом, спонсором которого выступил Анатолий Демидов, меценат и потомок известной семьи промышленников. Величественное величие средневекового Новгорода ярко проявляется в произведениях искусства, изображающих апсиды Софийского собора и церкви Святого Павла. Образы современного Новгорода Дюран также запечатлел в своей работе «Кремль и верфи из окна губернаторского дома». В 1844 г. Иван Пушкарев (1803–1848) опубликовал далекое от романтизма «Историко-географическое и статистическое описание Российской империи». Он представил читателям современный отчет о Новгородской губернии, дополненный историей города и усадеб. К середине века Новгород закрепился в сознании людей как неотъемлемая часть истории Российской империи, что сформировало представление о городе как о прошлой, так и о настоящей исторической действительности. Это иллюстрируется литографиями М. Тулева, вошедшими в книгу. На них изображен Новгород XII века, а также его середина XIX века.воплощение XX века с приметами того времени — паровым судном и металлическим мостом.
Художественная книга Константина Бурковского 1862 года с видами Новгорода рисует идиллическую картину современного Новгорода, в значительной степени с помощью техники многоцветной литографии. Его альбом, скорее всего, вышел в честь 1000-летия России. Открытие монумента «Тысячелетие России» стало крупным событием в новейшей истории России, получившим освещение даже за рубежом (публикация французской газеты «L’Illustration» за 1862 г. и издание «American Architect and Building News» за 1877 г.).
Смешение историзма и романтизма в изображениях Новгорода XIX века, а также признание истории России и появление ее национального самосознания подогревали общественный интерес к русской культуре. Во второй половине века были созданы большие коллекции русского искусства, в том числе народного творчества и не только. Известный ученый и коллекционер Дмитрий Ровинский (1824–1895), юрист и тайный советник по профессии, подготовил и издал в 1881 году несколько томов «Русского лубка». В собрание лубков Ровинского вошел Великий Новград, древняя столица России. Название гравюры наводит на мысль, что центральное изображение скопировано с европейской гравюры XVII–XVIII вв., хотя все произведение выполнено русскими граверами. Это изображение Новгорода можно считать попыткой русских народных граверов уловить европейский взгляд на легендарное восприятие Новгорода как столицы Русского государства. Гравюра на лубке наглядно показывает огромное влияние Великого Новгорода на русскую народную культуру и изучение русской истории.
Глядя на коллекцию произведений искусства на протяжении десятилетий и столетий, становится очевидным, как непрерывно менялось восприятие Новгорода на протяжении трехсот лет. В 17 веке он прочно укоренился в риторической сфере, руководствуясь традициями и европейской культурой того времени. Новгород XVIII века привлекал зарубежных художников главным образом как предмет русской истории, а в XIX веке превратился в часть русской исторической науки и официальной идеологии.век. На протяжении всех этих лет изображение Новгорода в графических произведениях было пронизано античными мотивами, город неизменно оставался актуальным и влиятельным.
Нижний Новгород: столица закатов
Стрит-арт, горная местность и незабываемая еда — откройте для себя величественный город на слиянии рек Волги и Оки.
История
Нижний Новгород (не путать с Великим Новгородом!) — столица Поволжья. Основанный в 1221 году, город неоднократно входил в учебники истории как крупный торговый центр и центр свободы: в XV веке местные жители во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским организовали войско, чтобы освободить Москву от поляков. В советское время город был переименован в Горький, в честь родившегося здесь писателя Максима Горького, а позже стал «закрытым городом» из-за наличия стратегических оборонных объектов. Это было только в 1990, ему вернули прежнее название и он снова стал открыт для посетителей.
Сегодня Нижний Новгород, также известный как Нижний или НиНо , — город-миллионник, сочетающий в себе дух купеческой России и ритмы процветающего мегаполиса.
Как добраться
Нижний Новгород, расположенный примерно в 1000 км от Санкт-Петербурга, до которого легко добраться на самолете за два часа. Но так как я хотел перестраховаться (и подешевле, в основном), я рискнул вместо этого начать путешествие на поезде с Московского вокзала. Должен признаться, что 13 часов на верхней полке возле туалета открытого спального купе как-то не звучали заманчиво, но оказалось, что я действительно купил билет на поезд премиум-класса с автоматическими дверями, кондиционер и даже душ. Это, конечно, было впервые за все годы моих железнодорожных поездок.
Знакомство с городом
Если вы не делаете 10 000 шагов в день, знакомство с Нижним может стать приключением, от которого хрустят колени. Если вы готовы попробовать, убедитесь, что вы надели самую удобную обувь, так как город, особенно его правый берег Оки, расположен на высокогорье, что заставляет карабкаться все выше и выше. исторические центры. Начиная с самой вершины, каждый турист направляется в самое сердце города, величественный краснокирпичный Кремль XV века. Его внутреннее убранство вызывает смешанные чувства: древние стены теперь охраняют только постройки, оставшиеся от советской эпохи, за исключением Архангельского собора XIII века. Тем не менее, крепость очень аккуратная и красивая, со смотровой площадкой, с которой можно ловить закаты. Наблюдение за тем, как солнце садится за бесконечный горизонт, образованный реками, напоминает вам, что восхождение на такую высоту не было напрасным.
Спускаясь с холма, не миновать Чкаловской лестницы. Самая длинная лестница в России, она была построена в 1940-х годах в форме восьмерки и имеет 560 ступенек с обеих сторон. Как сказал мой друг, отличное место для изготовления открыток к 8 Марта. Начиная от памятника Валерию Чкалову, выдающемуся советскому летчику-асу, ведут на Нижневолжскую набережную, чтобы еще раз полюбоваться водой.
Параллельно набережной, вдали от реки, улица Рождественская – это место, которое нельзя пропустить. Набитый забегаловками и барами, это, прежде всего, великолепный образец городской архитектуры 18-19 вв.го века сохранились в полной сохранности. Жемчужиной улицы является церковь Рождества Христова, один из лучших образцов строгановского стиля.
Центр города прекрасен даже для бесцельных прогулок: здесь деревянные кварталы соседствуют с современным уличным искусством, а на каждую многолюдную улицу приходится причудливый переулок. Самый щадящий способ убедиться в этом — прокатиться на местном трамвайном маршруте № 2. Он объезжает все основные достопримечательности города, поэтому виды будут вас постоянно волновать. Во-вторых, велик шанс покататься на ретро-трамвае — он стоит всего на 10 рублей дороже, но поездка сопровождается рассказами и заметками о местах, мимо которых вы проезжаете, — и все это в уютном старомодном интерьере!
Где поесть
Откровенно говоря, нашей ключевой гастрономической целью в Нижнем было пробраться в Макдональдс (ходят слухи, что они до сих пор работают в небольших городах). Спойлер: наши надежды не оправдались, поэтому мы отправились в местные закусочные и в итоге забыли о сети фаст-фуда.
Совок.