Синдром ностальгии по СССР. Ностальгия по ссср
Назад в СССР: ностальгия по старым вещам
Представляем вашему вниманию вещи, которые активно использовались в стране советов и со временем устарели и вышли из моды.
Единственные железные машинки в детстве многих людей
Все помнят этот черненький кусочек туши и пластмассовую щеточку?
Ну разве вы не играли в Денди?
У всех в школах были одинаковые резинки
Мечта любого мальчишки или девчонки: Детский игровой набор доктора
Плеер, который мог мотать кассеты, а если не мог, то в дело вступала ручка!
Самый читаемый юмористический журнал
Все дамы носили денюжки в таких вот разноцветных пупырчатых кошельках
Все помнят такую игрушку?
Многих стригли механической машинкой в семьях, но меня стригли ножницами
Как же было больно на них наступать 🙁
Мамин набор
Мкзыка? Пожалуйста: какую предпочитаете: Бах, Бетховен?
Вот такими изобретателями были производители одеколонов и духов в СССР
А об этом мечтали все женщны
Не у каждого рыбака была такая наживка
Пузатый черно-белый телевизор был в каждом доме
Гудящая юла была, наверное, в каждой семье
Все помнят этих прекрасных незамысловатых игрушек
Уже на заре 90-ых с такими ранцами ходили в школу
Помните кефир в бутылках с железной крышкой, которые мы потом сдавали?
Утро начиналось не с кофе 🙂
А такой мяч у меня до сих пор лежит дома наполовину сдутый
В каждом садике
Советская жвачка
Я видел у многих друзей такое в серванте, но у меня не было
Кто-нибудь собирал все кольца на шпиль? Я — да!
Беспроводной телефон с батареей
Не всегда была зубная паста: сначала был зубной порошок
А эта головоломка была мечтой детворы
vse-krugom.ru
Ностальгия для рожденных в СССР
- ностальгия2
- Игрушки СССР
- Вещи времён СССР (очень много фотографий)
- Реферат -Распад СССР: ностальгия, преступление, подвиг
- Не говорите мне о ностальгии
- Вы принадлежите поколению 60-70-80-х, если....
- Ностальгия по СССР 3
- КУМИРЫ НАШЕГО ДЕТСТВА
- Окунёмся в ... фото
- магнитофон начала ....
- Что курили в СССР? Ностальгия по сигаретам
- Что можно было выпить в СССР (39 этикеток)
- Вспомним, что мы ели в Советском Союзе
- Какие цены были в СССР
- Дети об СССР
- Смехуечки:СССР
- Блюда советского ОБЩЕПИТа
- Рестораны, кафе, бары
- Ностальгия по былым временам или как жили в Советском Союзе
70-80е годы СССР... Ностальгия, рекомендую всем к просмотру
В забитом пространстве отдельной квартирыМы век коротаем живя на зарплатуА где-то в забрызганном кровью мундиреОпять погибают как прежде солдаты
То мирное небо что деды нам далиОставив автографы стенам РейхстагаСегодня так просто в упор расстреляли Под хлопанье рваного красного флага
А лозунги славы свободы и чести Замазаны грязью политикой властиИ КПСС помышляет о местиЗабыв теорему дешевого счастья
От жизни в купонном раю задыхаясьМы доллару продали счастья патентыА те на кого мы плевали оскалясьНам помощь любезно дают под проценты
Союз нерушимый республик свободныхДавно по кусочкам уже разодралиИ в каждой стране из финансов народныхВалюты штампуют для новой морали
Былое понятие долга отчизнеЗарыто на свалке у совести где-тоА страшный Афган заклеймил чьи-то жизниЖестокою правдой чужого рассвета
Бредем спотыкаясь по сытой ЕвропеВ нужде позабыв про величие духаСпасенья ища во всемирном потопеА нам наступает на пятки разруха
Народного дома обуглены стеныЛишь ветер гуляет в пустующих залахДа память читает с пылающей сценыМолитву о прежних святых идеалах
г.Николаев 1993 г.
- ностальгия2
- Игрушки СССР
- Вещи времён СССР (очень много фотографий)
- Реферат -Распад СССР: ностальгия, преступление, подвиг
- Не говорите мне о ностальгии
- Вы принадлежите поколению 60-70-80-х, если....
- Ностальгия по СССР 3
- КУМИРЫ НАШЕГО ДЕТСТВА
- Окунёмся в ... фото
- магнитофон начала ....
- Что курили в СССР? Ностальгия по сигаретам
- Что можно было выпить в СССР (39 этикеток)
- Вспомним, что мы ели в Советском Союзе
- Какие цены были в СССР
- Дети об СССР
- Смехуечки:СССР
- Блюда советского ОБЩЕПИТа
- Рестораны, кафе, бары
- Ностальгия по былым временам или как жили в Советском Союзе
pioneri.kz
Ностальгия молодых по СССР - Записки наивного человека
Старшеклассники оживлённо обсуждают какую-то важную проблему, сетуют на тяжёлую школьную жизнь, спорят, и вдруг серьёзным тоном кто-то из них произносит: в СССР, мол, такого не было, люди как-то добрее были, в космос стремились. И мороженое натуральное по 28 копеек, хоть объешься, никакой тебе химии - добивает удивлённого прохожего юный голос мальчишки, который, наверное, даже близко не представляет, как выглядели эти 28 советских копеек.
Ностальгия по Советскому Союзу у тех, кто не застал даже 90-е - отнюдь не редкость. Наоборот, это стало чрезвычайно распространённым настроением среди ребят 2000-х годов рождения. В соцсетях под роликами с песнями или фильмами советской эпохи можно встретить сотни комментариев такого типа и стиля: "мне только 14, я совсем не помню союза, но когда смотрю или слушаю тогдашние фильмы-песни, мне хочется жить там!!! я хорошо живу, у меня всё есть, но я жалею что не родился в СОЮЗЕ! это была величайшая империя и самая добрая страна в мире". И множество плюсиков и "лайков" от единомышленников молодого возраста.
Школьные учителя, обладающие умением разговаривать с учениками по душам, рассказывают, что многие современные подростки на самом деле грезят идеальным образом Союза и критично подходят к действительности, сравнивая её с картинкой из прошлого будущего. Примечательно, что этот образ у них образуется под влиянием рассказов их родителей, 40-летних людей, которые ещё детьми застали поздний СССР. И даже колоссальная антисоветская пропаганда либеральной элиты, многочисленные фильмы про зверства и преступления СССР, не смогли преодолеть советского обаяния. Ровно наоборот - в объявленном в рунете художественном конкурсе на изображение советской девушки из 2061 года приняли участие десятки молодых художников и голосовали тысячи юнцов, грезящих о Союзе. Вы посмотрите на эти рисунки - они действительно завораживают наивным образом светлого будущего. Они зовут ввысь и вперёд - к новой и красивой стране. И это происходит не по принуждении компартии, а добровольно и на голом энтузиазме.
В чём же причина странной ностальгии по СССР среди молодых?В идеалистических пересказах их родителей о своей молодости? Но сколько полезного говорят отцы и матери, а дети наоборот воспринимают это в штыки, отрицают и высмеивают. Может, на это повлияли появившиеся книги и фильмы, где авторы пытаются "отмыть" Советский Союз, заплёванный младореформаторами? Но доля антисоветских работ по-прежнему гораздо больше просоветской продукции, и в школьной программе изучают именно "Архипелаг ГУЛАГ" (впрочем, как это можно вообще изучать). А со страниц модных СМИ по-прежнему высмеивают совок и проклинают советский тоталитаризм. Почему же тогда ностальгия по советскому родилась в сердцах молодых?
Благодаря притягательной магии советского кино? Да, советское массовое искусство - от мультфильмов и песен до киноэпопей - является выдающейся страницей русской культуры, и его ещё предстоит осмыслить и по достоинству оценить последующим поколениям. Оно нарисовало такой великолепный мир, которого, конечно же, не было в действительности в те годы, но к которому хочется стремиться, если хоть немного обладаешь тягой к светлому и прекрасному. Соцреализм СССР - это особое восприятие мира человеком и народом как великого дара, которым непременно надо воспользоваться - не для себя любимого, а для окружающих. Это когда люди преодолевают тяжелейшие испытания реальности благодаря мечте, руководствуясь светлыми помыслами и высокими ценностями, без уныния и лишней рефлексии, но с чрезвычайным энтузиазмом и жертвенностью.
"И снег, и ветер,И звёзд ночной полёт,Меня моё сердцеВ тревожную даль зовёт."
Жизнь как борьба. Борьба с невзгодами, борьба за лучшее. Каждый следующий день должен быть хоть в чём-то лучше, чем прошедший, который, впрочем, тоже прекрасен, если проживается созидательно, а не впустую. При этом никакого фанатизма, глупого ослепления, но искренняя бескорыстная жажда справедливости и общего благоденствия. Если вдуматься, глубоко христианский подход, несмотря на официальный атеизм советской эпохи. Осмысленное и одухотворённое отношение к земной жизни, так необходимое русскому человеку. Недаром многие замечают, глядя на кинохронику тех лет: посмотрите на их лица, в их глаза - какие удивительно светлые, таких сейчас нет.
В том-то и дело, что причина ностальгии вовсе не в иллюзиях, созданных советским кино, а в реальных и осязаемых принципах и ценностях, к которым стремились русские люди советской эпохи и которых так сейчас не хватает. Современная молодёжь чувствует в помыслах и желаниях тех людей что-то настоящее и правильное. И в то же время родное, знакомое, чего совершенно нет в нынешнем информпространстве. Не большевистско-революционное, как это хотят представить нынешние леваки, а по-настоящему русское и одновременно всемирное. Советская мечта - это великий эксперимент русской жизни по достижению идеала. И хоть этот эксперимент закончился в итоге крушением и несмотря на все достижения оказался провальным (поскольку публично отрицал Христа), но сейчас он кажется намного предпочтительнее, чем нынешнее отсутствие общественного стремления к идеалу.
Потребительский образ жизни насыщает наши желудки, но убивает всё высокое и светлое и низводит человеческие желания к выгоде и примитивным развлечениям. Ибо не просто удовлетворяет материальные потребности, устанавливает их доминирование над духовными. "Продали мечту, купили мечту, порвали мечту, такие тупые, что хочется выть", - завывает герой песни "Агата Кристи", обвиняя кого-то другого, хотя виноват прежде всего сам. Постоянно думая о том, как бы лучше устроиться и больше выгоды поиметь, мы сами не замечаем, как перестаём быть. Как становимся циничными и скучными, как тухнет наш взор, как превращаемся в живых трупов. И что важно - делаем это добровольно, без видимого принуждения. Нас, как городских детей крысолов, ведут к обрыву вслед за исторгаемыми дудочкой звуками примитивного удовольствия. И вот мы бредём на убой - издёрганные и уставшие, запуганные и запутавшиеся. Пресыщенные низкопробной развлекухой, которая с каждым разом становится всё скучнее. И не верящие ни во что, несмотря на наличие открытых храмов и отсутствие запрета на религию.
Не удивительно, что по сравнению с этой бессмыслицей советский образ кажется великим и таким близким даже для тех, кто родился далеко после 1991 года. Эту бы жажду да удовлетворить, наполнить актуальным смыслом, слить с православием, родить нечто социально новое на основе древних традиций и опыта экспериментов 20 века. И тогда не надо будет ностальгировать за безвозвратно ушедшим, но жить исключительно будущим. Новой мечтой, зовущей в тревожную даль.
РМ
russkiy-malchik.livejournal.com
Синдром ностальгии по СССР — В СССР. Портал граждан великой державы.
Исследования социологов показывают: советское детство сейчас в моде. «Хочу обратно в СССР. Как хорошо тогда было — наверное, самое лучшее время в моей жизни» — все чаще и чаще эту фразу можно услышать не только от ветеранов, чья биография накрепко связана с советскими временами, но и от тех, кому едва-едва исполнилось 30. Люди, которым в 1991 году было по 13—15 лет, с любовью коллекционируют советские фильмы и обмениваются воспоминаниями о пионерском детстве. Ностальгия по советскому прошлому становится распространенным явлением среди тридцатилетних
«Нам повезло, что наши детство и юность закончились до того, как правительство купило у молодежи СВОБОДУ в обмен на ролики, мобилы, фабрики звезд и классные сухарики (кстати, почему-то мягкие)… С ее же общего согласия… Для ее же собственного (вроде бы) блага…«- это фрагмент из текста под названием «Поколение 76—82». Те, кому сейчас где-то в районе тридцати, с большой охотой перепечатывают его на страницах своих интернет-дневников. Он стал своего рода манифестом поколения.
Анализ молодежных ресурсов интернета и других текстовых источников показывает: отношение к жизни в СССР поменялось с резко негативного на резко позитивное. За последние пару лет в интернете появилась масса ресурсов, посвященных повседневной жизни в Советском Союзе. «76—82. Энциклопедия нашего детства», пожалуй, наиболее популярный из них. Само название говорит о том, кто является аудиторией данного ресурса — все, кто родился в период между 1976 × 1982 годом. Одноименное сообщество в ЖЖ входит в тридцатку наиболее популярных. Его завсегдатаи с искренней любовью обсуждают фильмы про Электроника, гэдээровские «вестеры», лезвия «Нева» для безопасных бритв и напиток «Буратино». От «тупого совка» к «золотому веку»
Забавно, что всего лишь полтора десятилетия назад те же самые люди, которые сегодня с нежностью вспоминают символы минувшей эпохи, сами отвергали все советское и стремились как можно меньше походить на своих более консервативных родителей.
Странное беспамятство молодежи распространяется и на более близкое прошлое. На рубеже 80—х и 90—х значительная часть молодых людей мечтала вообще уехать — эмиграция даже в страну третьего мира считалась более привлекательной, чем жизнь в разваливающемся советском государстве:
«Хоть тушкой, хоть чучелом, только быстрее из этого бардака».
«Советская одежда — кошмар, убожество, носить невозможно, одни галоши „прощай молодость“ чего стоят. Советская техника сделана явно не руками, а чем-то другим: не работает, не чинится. Советские продукты — это колбаса, на 90% состоящая из туалетной бумаги, масло из маргарина и пиво на воде»…
Кто бы лет пятнадцать назад осмелился отрицать эти аксиомы?!
Но, как известно, время — лучшее средство от детской болезни левизны. Повзрослев, молодые люди перестали быть столь категоричными. Теперь уже воспоминания о телевизорах «Рубин», магнитофонах «Вега», духах «Красная Москва», клетчатых рубашках, красных пальто, мороженом по 15 копеек и газировке в автоматах вызывают легкую грусть и сожаления о том, что их никогда уже больше не будет.
Советское прошлое стремительно обрастает трогательными легендами и на глазах превращается в прекрасный миф о золотом веке человечества. Современные тридцатилетние так жаждут сказку, что готовы ампутировать собственную память.
В конце 80— х годов мало кому из них пришло бы в голову восхищаться песнями советской эстрады или советскими фильмами — уж слишком примитивно. Важнее было понять, как побыстрее разбогатеть, получить максимум разнообразия в сексе, добиться успеха и признания в большом городе. Вместо ВИА «Самоцветы» и фильмов о деревенской жизни последние советские подростки хотели смотреть голливудские триллеры и слушать Scorpions и Queen.
Но время проделало с ними свой обычный трюк: сполна получив то, о чем мечтали на заре туманной юности, современные тридцатилетние стали мечтать о том, что так безжалостно когда-то презирали. И старые советские фильмы про войну и освоение целины вдруг обрели в их глазах смысл, который когда-то они видеть категорически отказывались.
Почему люди, отвергавшие все советское, вдруг стали ностальгировать по времени, которое они едва успели застать? Если верить социологическим исследованиям, причин две. Одна из них лежит на поверхности: ностальгия по Советскому Союзу во многом просто ностальгия по детству. Идеализировать детские годы свойственно всем. Плохое забывается, остаются только светлые воспоминания о том, какой замечательный вкус был у мороженого и как радостно выглядели люди на демонстрации.
Однако, похоже, для нынешнего поколения тридцатилетних ностальгия стала своеобразной религией, во многом определяющей их отношение к жизни вообще. Они гордятся тем, что им довелось жить в Советском Союзе, и считают, что именно советский опыт делает их несравнимо лучше современной молодежи, которая выросла уже после 91—го года:
«И все-таки если бы я выбирал — выбрал бы конец 80—х. Я тогда еще ничего не понимал. Мне было 17—19 лет. Я не умел общаться, я не умел влюбляться, я ничего не хотел от жизни и вообще не понимал, как и зачем люди живут… Из этих лет я не вынес ничего, а — мог бы (это я теперь только понял). Наверное, поэтому они — самые теперь мои времена, любимые, сумбурные, неясные».
«Как же я хочу вернуться в детство! В наше детство. Когда не было игровых приставок, роликовых коньков и ларьков с кока-колой на каждом углу. Когда не было ночных клубов и все собирались на репетиции местной рок-группы, игравшей ДДТ и Чижа. Когда слово стоило дороже денег. Когда были мы».
Причина такой «недетской» ностальгии, видимо, глубже, чем просто тоска о прошедшей юности. Идеализируя советское прошлое, современные тридцатилетние неосознанно говорят о том, что им не нравится в настоящем.
«В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний день была несказанным удовольствием. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас!» — это все из того же «манифеста».
«Мы стали менее свободными!» — этот крик отчаяния звучит во многих записях. Вот еще одна цитата:
«Вспоминаю о том времени, и основное ощущение — это чувство полнейшей свободы. Жизнь не была подчинена такому жесткому графику, как сейчас, и свободного времени было намного больше. У родителей отпуск был месяц, а если кто-то болел, то спокойно брал больничный, а не ходил еле живой на работу. Можно было идти, куда хочешь, и никто тебе не запретит. Не было кодовых замков и домофонов, не было охранников в каждом подъезде, в каждом магазине. Аэропорт был интереснейшим местом, откуда начиналось путешествие, а не частью зоны строгого режима, как сейчас. Вообще, табличек типа „Прохода нет“, „Только для персонала“, „Запрещено“ почти не было».
Происходит странная метаморфоза воспоминаний. В Советском Союзе грозных надписей «Проход запрещен!» было куда больше, чем сейчас. Но наша память о детстве их аккуратненько стирает, а память об увиденном пару дней назад достраивает эти пресловутые таблички.
Объективно советское общество было куда менее свободным, чем нынешнее. И не только в политическом плане. Жизнь человека двигалась по строго расписанному маршруту: районный детский сад — районная школа — институт/армия — работа по распределению. Вариации были минимальны.
То же самое и с бытом. Все ели одинаковые биточки, ездили на одинаковых велосипедах и вывозились на одни и те же «Зарницы». Длинные волосы, косуха с клепками, даже элементарные джинсы — все это могло вызвать внимание милиции или как минимум осуждающие взгляды старушек у подъезда. Сейчас — ходи в чем хочешь и, если ты не похож на узбека-нелегала, милиции на тебя наплевать, да и бабушкам тоже, тем более что их вместе со скамеечками у подъездов уже почти не увидишь.
Каждый мог стать революционером, нахамив по мелочи бригадиру или придя в школу без пионерского галстука. Сейчас мы живем в одном из самых свободных обществ за всю историю человечества. Речь опять-таки не о политике, а, скорее, о культуре и образе жизни. Государство по минимуму вмешивается в частную жизнь человека. Пресловутая «вертикаль власти», насквозь пронизывающая политический процесс, никогда не переступает порога квартиры. А само общество еще не успело выработать достаточно твердых норм и не может указывать гражданину, что можно, а что нельзя.
Откуда же берется это ощущение несвободы? Скорее всего, оно идет изнутри. Нынешние тридцатилетние сами загоняют себя в очень жесткие рамки. Нужно работать и зарабатывать, нужно выглядеть прилично, нужно вести себя серьезно, нужно иметь мобильник с «блютузом», нужно есть пищу без ГМ-добавок, нужно читать Минаева и Коэльо. Нужно, нужно, нужно!
У тридцатилетних настоящая свобода — это не свобода слова или собраний, а прежде всего возможность жить спокойно, не напрягаясь и иметь много свободного времени. А ведь от них ожидали, что они станут первым поколением, свободным от «совка», поколением энергичных строителей капитализма. В начале 90—х это примерно так и выглядело. Молодые люди с энтузиазмом занялись бизнесом, карьерой, с упоением окунулись в мир потребительских радостей. Но постепенно энтузиазм пошел на убыль. На каком-то этапе они просто «перегорели».
Сегодня для большинства из них работа и карьера остаются основными жизненными ориентирами. Однако нет уже того драйва, который был неотъемлемой частью их жизни в 90—е. Большинство по-прежнему оценивает жизненный успех как возможность потреблять как можно больше: «Чем больше квартира, чем дороже машина — тем успешнее человек». Но многие вещи уже куплены, впечатления получены, амбиции удовлетворены. Жить скучно! КГБ в голове
Если провести контент-анализ, скорее всего, выяснится, что частота употребления слова «безопасность» за последние двадцать лет выросла в сотни раз. В СССР была всесильная организация — Комитет государственной безопасности. Ее боялись, о ней рассказывали анекдоты. Но сама идея безопасности не была столь навязчивой.
Зато сейчас это слово ключевое на всех уровнях — от высокой политики до собственной квартиры. Нас повсюду окружают секретные пароли. Войти в подъезд — код, открыть квартиру — несколько замков, включить компьютер — пароль, загрузить собственную электронную почту — снова пароль…
Но никто ведь не навязывает эти правила, люди их выбирают сами. И с грустью вспоминают детство: «Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари — там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд. Бывало всякое. Виноваты были только мы, и никто другой. Помните? Мы дрались до крови и ходили в синяках, привыкая не обращать на это внимания». Игрушки с помойки против китайских сабель
Детские игрушки и игры — это целый мир. У многих он оставляет куда более яркий след в памяти, чем взрослые забавы типа автомобиля «тойота» или должности начальника отдела.
У миллионов советских детей был любимый мишка — кургузый, линялый, неубедительный. Но именно ему доверялись важнейшие секреты, именно он исполнял роль домашнего психоаналитика, когда нам было плохо. А с каким упоением мы играли в «красных» и «белых», вооружившись винтовками, выструганными из палок!
www.vsssr.com
Ностальгия по СССР Википедия
Ностальгия по СССР, также встречаются определения ностальгия по советскому периоду или советская ностальгия[1] — комплексное социальное явление в России и странах постсоветского пространства, а также в среде русскоязычных граждан дальнего зарубежья, родившихся в СССР, затрагивающее коллективную память об эпохе Советского Союза и связанных с ним деталях[2].
Определение явления
Российские социологи определяют ностальгию по СССР как комплексное социальное явление, включающее в себя[1][2][3][4]:
- определённую ностальгию по развитой социальной системе Советского Союза;
- симпатии к советской культуре;
- отношение к целям и задачам СССР как к «великим», «грандиозным» даже у противников режима;
- положительное отношение к определённым деталям советского быта — системе ГОСТ, общественного питания, и т. д.
- положительное отношение к советским лидерам — Сталину, Хрущёву, Брежневу, Андропову и т. д.
Характерным признаком «ностальгии по СССР» исследователи называют затрагивание обширной возрастной группы, замеченной в симпатиях к Советскому Союзу[2]. Тем не менее, О. В. Смолина, российский социолог, основным носителем явления называет поколение 1976—1982 годов; детство этих людей прошло ещё до распада Советского Союза.
Уровень жизни большей части населения в первые годы после распада СССР (и последовавших за этим экономических реформ) резко ухудшился (по многим характеристикам в 1,5—2 раза — до показателей 60—70-х годов[5]), что до сих пор вызывает негативные воспоминания среди определённых групп жителей. А. В. Очкина оценивает процент пострадавших от рыночных реформ граждан в 40%.[2]
Проявления
В 1996 году впервые вышла в эфир телепередача «Старые песни о главном», лейтмотивом которой было исполнение советских песен современными поп-артистами. Передача оказалась крайне успешной и с тех пор регулярно выходила в эфир, породив ряд подражающих или похожих передач[2]. С конца 90х в социологических опросах студентов стала появляться критика капитализма, в начале-середине 90х относительно не распространённая. Одновременно стали подвергаться сомнению тезисы о тоталитарности существовавшего в Советском Союзе строя[2] и негативная характеристика советского общества[3]. В 2000х, со стабилизацией экономики бывшего СССР, ностальгия по СССР вышла на новый уровень, став распространённым маркетологическим приёмом — возникали столовые «по-советски», в рекламных кампаниях всячески использовалась система ГОСТ и узнаваемые стереотипы времён Советского Союза, доходящие иногда до гротеска[4]. Частично подобное явление было распространено в местах компактного проживания эмигрантов из бывшего СССР, в частности, Брайтон-Бич[4]. Стали возникать музеи, посвящённые быту времён «длинных семидесятых» (1968-1982 гг), преимущественно — частных[1]. Таким образом, возникло «советское ретро», апеллировавшее ко времени, "когда всё было «просто» "[1]. Однако, как подчёркивают исследователи, довольно поспешно считать явление проявлением исключительно ностальгическими запросами на «советское», напротив, явление свидетельствует об идеологическом кризисе и поиске как новых, так и старых ориентиров. Характерно, что в странах бывшей Югославии наблюдается похожее явление «Югоностальгии» — ностальгии по временам единой социалистической Югославии, а на землях бывшей ГДР — «Остальгия»[4].
Историография проблемы
На 2016 год, проблематикой «ностальгии по советскому» занимаются ряд социологов и культурологов бывшего СССР. Так, два номера общественно-научного журнала «Лабиринт» посвящены маркерам и памяти советской эпохи в современном обществе[6], на базе Высшей Школы Экономики в 2011 году была проведена конференция «СССР: Жизнь после смерти», при этом количество заявок превысило ожидания организаторов во много раз[7].
Общественное мнение
По данным социологического опроса ВЦИОМ, проведённого совместно с Международным исследовательским агентством «Евразийский монитор», Исследовательской группой ЦИРКОН (Россия), Социологической Лабораторией «НОВАК» (Белоруссия), Компанией «Research & Branding Group» (Украина) и Институтом сравнительных социальных исследований «ЦеССИ-Казахстан» (Казахстан) на декабрь 2006 года, большинство жителей Белоруссии, России и Украины сожалеют о том, что Советский Союз распался. Особенно сильна ностальгия в России (68 % сожалеющих против 24 % не сожалеющих), несколько слабее — на Украине (59 %/30 %) и Белоруссии (52 %/36 %). А если бы сегодня проводился референдум об объединении бывших союзных республик в новый союз, то участники этого референдума в России и на Украине проголосовали бы скорее за объединение (в России 51 % против 22 %, на Украине 45 % против 25 %), мнения жителей Белоруссии неоднозначны (36 % «за» и 32 % «против»). Не стали бы участвовать в голосовании от 11 % до 16 % опрошенных в этих странах. Однако воссоздание единого союза бывших республик СССР сегодня невозможно, так считает большинство респондентов в каждой из трёх стран: 76% в Белоруссии, 71 % на Украине и 68 % в России.
Треть респондентов из Украины и Белоруссии (34 % и 32 %) предпочли бы жить в объединённом союзе России, Украины, Белоруссии и Казахстана. На втором месте по числу голосов в Белоруссии точка зрения, что лучше жить с собственной стране без объединения с иной страной и без вхождения в союзы государств (25 %), на третьем месте мнение, что лучше — в Европейском Союзе (18 %). На Украине эти две точки зрения находят равное число сторонников (по 21 %). Общественное мнение Казахстана выделяет два наиболее предпочтительных варианта — это жить в своей стране без объединений или в союзе четырёх стран (России, Украины, Белоруссии и Казахстана) (25 % и 23 %). Среди россиян 30 % считают оптимальным жить в своей стране, ни с кем не объединяясь; 20 % — во вновь объединённом СССР и 21 % — в союзе этих четырёх стран[8].
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведённый 5-6 марта 2016 года, доказывает, что доля ностальгирующих по СССР есть, но надуманная. Опрос посвящённый 25-летней годовщине всесоюзного референдума о сохранении СССР, показывает, что 64 % россиян сегодня проголосовали бы за сохранение Союза[9]; для сравнения, на референдуме 1991 года доля тех, кто проголосовал за сохранение СССР составила более 70%.
Общественное мнение в странах СНГ
Каждый пятый белорус хотел бы жить во времена СССР, к такому выводу, пришёл Аналитический центр EcooM в 2011 году, однако более 52 % респондентов не хотят возвращаться во времена СССР. Затруднились с выбором ответа 22,7 % опрошенных[10].
Несмотря на декоммунизацию на Украине, многие жители Харькова до сих пор живут советским прошлым[11].
В культуре
Кинематограф
- Парк советского периода (2006)[12] — название фильма стало нарицательным, обозначая осколок «советского» в современном мире[13][14]
- Восьмидесятые (телесериал, 2012)
- Оттепель (телесериал, 2013)
- Обратная сторона Луны (художественный фильм, 2012)
- Мой папа — Барышников (художественный фильм, 2011)
- Космос как предчувствие (художественный фильм, 2005)
- Легенда №17 (художественный фильм, 2012)
- Дело гастронома №1 (телесериал, 2011)
- Время первых (художественный фильм, 2017)
- Овечка Долли была злая и рано умерла (художественный фильм, 2015)
- Однажды (художественный фильм, 2015)
- Фарца (телесериал, 2015)
- Назад в СССР (мини-сериал, 2010)
- Движение вверх (фильм, 2017)
- Мосгаз (телесериал, 2012)
- Палач (телесериал, 2014)
- Паук (телесериал, 2015)
- Шакал (телесериал, 2016)
- Стиляги (фильм, 2008)
- Исчезнувшая империя (2008)
Телепередачи
Музыка
Игры
См. также
Литература
Ссылки
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Музеефикация СССР // Лабиринт (журнал социально-гуманитарных исследований), 2014
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Очкина А. В. К вопросу о социальной природе «Советской ностальгии» // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. (дата обращения: 18.07.2016)..
- ↑ 1 2 Смолина Наталья Сергеевна Тема «советского» в социально-философском дискурсе 2000-х: проблематизация коллективной идентичности постсоветского человека // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. (дата обращения: 18.07.2016)..
- ↑ 1 2 3 4 КУСИМОВА ТАМАРА БУЛАТОВНА, ШМИДТ МАЙЯ АНДРЕЕВНА НОСТАЛЬГИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // JIS. 2016. (дата обращения: 18.07.2016)..
- ↑ Гордон Л. А. (д. и. н., профессор, заместитель руководителя Центра сравнительных политических и экономических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН). «Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России»
- ↑ Тимофеев Михаил Юрьевич «Советское»: продолжение следует // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований . 2013. (дата обращения: 19.07.2016)..
- ↑ СССР: Жизнь после смерти. Коллектив авторов. Изд.дом Высшей школы экономики, 2012.Вид издания: Научное.Количество страниц: 304.ISBN 978-5-7598-0977-7
- ↑ Пресс-выпуск № 593: РАСПАД СССР И НОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ:
- ↑ Более 60 % россиян проголосовали бы за сохранение СССР
- ↑ Каждый пятый белорус хотел бы жить во времена СССР
- ↑ Michael T. Westrate. Living Soviet in Ukraine from Stalin to Maidan: Under the Falling Red Star in Kharkiv. — Lexington Books, 2016. — 252 p. — ISBN 978-1498523400. — ISBN 1498523404.
- ↑ Ностальгия по настоящему // Вечерняя Москва
- ↑ Сарапул стал участником Европейской акции «Ночь в музее» | Сарапул.NET
- ↑ Красные флаги, московские цены: Крым «как есть» глазами москвича // Ридус
- ↑ Электрозвуковая ностальгия // Ридус
- ↑ впоследствии, в конце 2013 года МИД Латвии выразил возмущение песней Олега Газманова «Сделан в СССР»
- ↑ Эдвард Чедвик. «Бесконечное лето»: аноны тоже плачут // Kanobu.ru.
wikiredia.ru
СССР: Ностальгия по настоящему | Back in the USSR
В Музее Москвы на Зубовском бульваре 27 ноября открывается выставка "Советское детство", одна из главных целей которой - в очередной раз напомнить взрослым об их недавнем прошлом, а детям - показать, как жили их родители, бабушки и дедушки, когда были юными.
В последние годы период нашей истории, ограниченный тремя десятилетиями - с 1960-х по 1980-е - стал для многих россиян временем, максимально близким по духу. Свидетельствовать об этом может фантастическая по масштабам ностальгия по СССР, буквально накрывшая сегодняшних тридцатилетних. Улетающий в небо олимпийский мишка, бесстрашные покорители космоса, героические строители светлого будущего, гениальные ученые и архитекторы...
Всё лучшее, что было в этой великой стране, навсегда остается в сознании человека, которому посчастливилось в ней родиться. Вместе с Жегловым и Шараповым, Белкой и Стрелкой, волком и зайцем из "Ну, погоди!", мороженым за 15 копеек, игровыми автоматами, детскими лагерями, турпоходами и игрой в "казаки-разбойники".
Волк и Заяц из "Ну, погоди!" - наши "Том и Джерри"
ПОГРУЖЕНИЕ В ДЕТСТВО
"Наверное, у любого поколения самые лучшие годы - детские, - считает куратор выставки "Советское детство" Владимир Кузнецов. - Мы хотели показать мир ребенка таким, каким он складывался с 1960-х и до начала 1980-х годов. Сложно называть истинные причины массовой ностальгии по СССР, но в последнее время я наблюдаю действительно большое количество сайтов и форумов, посвященных этой теме. Возможно, именно к 30–40 годам люди возвращаются во времена своего детства".
По словам Кузнецова, этот исторический период был выбран неспроста: "После смерти Сталина наступило время надежд, многое в нашей стране изменилось. Для детей это были очень светлые, счастливые годы. Были, конечно, и печали, но хорошее память сохраняет гораздо лучше - на это и сделан акцент в экспозиции. В период Хрущевской оттепели появились новые направления в моде, архитектуре, искусстве, менялись и детские игрушки, которые сегодня смотрятся очень стильно. В это же время появилось огромное количество детских журналов и газет - таких, как "Пионер", "Юный натуралист" и "Весёлые картинки". Тогда было очень много талантливых художников, но, к сожалению, далеко не все их работы сохранились, и сейчас эти произведения - настоящий клад для коллекционеров. Надеюсь, что в будущем эти иллюстрации станут более доступными для современных детей".
В 2011 году журнал "Мурзилка" был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как детское издание с самой длинной историей (издаётся с 1924 года)
На выставке также можно ознакомиться с фотографиями 1960–1970-х годов, на которых запечатлена повседневная жизнь советской детворы и работа детских учреждений: дворцов пионеров, лагерей, театров и кинотеатров. Специальные разделы посвящены универмагу "Детский Мир", телепрограмме "Спокойной ночи, малыши!" и традициям празднования Нового года, который в то время стал главным детским праздником для всей страны. Экспозиция позволит посетителям погрузиться в целую эпоху: пролистать учебники и книги, предоставленные Научной педагогической библиотекой имени Ушинского, а также посмотреть прекрасные фильмы о детстве: "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён" Элема Климова и "Старик Хоттабыч" Геннадия Казанского, в которых показаны главные приметы того времени.
"Советское шампанское" - обязательный атрибут Новогоднего стола
"Главная цель выставки - показать, что культурный пласт недалекого прошлого был существенно интереснее и богаче, чем его сегодня представляют. Впрочем, не стоит забывать о том, что одну из основных ролей в нем играла идеология. Сегодня выбор игрушек, музыки, фильмов, книг серьёзно расширился, изменился и мир вокруг, но для многих москвичей именно детские впечатления являются главным объединяющим фактором", — отметил Владимир Кузнецов.
СОВЕТСКИЕ ФАНТАЗИИ
Независимо от эпохи, детские игрушки и игры оставляют в сердцах людей самый яркий след и не могут вызывать ничего, кроме положительных эмоций. Коллекционеры ретро-игрушек в один голос заявляют, что более интересное хобби придумать сложно. Их можно понять - разнообразие тем и форм действительно впечатляет. Впрочем, доступны они были не многим. Иногда ребёнку вообще приходилось довольствоваться кубиками или одним металлическим конструктором, впрочем, отлично развивающим фантазию и компенсирующим недостаток других игрушек.
Детские игрушки образца 1960-х годов
О невероятном воображении советских детей, у которых не было такого выбора, как сегодня, можно написать несколько диссертаций: в то время как девочки предпочитали прыгать через резинку и мастерили бумажные платьица для картонных кукол, мальчики умудрялась делать петарды и фейерверки, проводя опасные химические эксперименты. Простор для полета фантазии открывала обычная палка, в умелых руках превращавшаяся в саблю, пистолет или лук. Эти и другие самодельные реликвии были в каждом доме. Вряд ли нынешним детям придёт в голову мастерить игрушки или изображать из себя ковбоев и индейцев, не говоря уже о красных и белых.
Игрушечные индейцы, выпущенные в СССР по лицензии фирмы Louis Marx
Тогда на вес золота были не айфоны и приставки, а стеклянные шарики и вкладыши от чудом залетевших в СССР жвачек. Полная коллекция тематических солдатиков была предметом гордости любого мальчугана. Современными игрушками уже никого не удивить - в них практически нет души, чувствуется какой-то конвейер. Да и какая навороченная машинка или сделанный на китайской фабрике зелёный слон может сравниться с советским плюшевым мишкой — любимцем миллионов детей, которому доверялись самые важные секреты?
1973 год. Улыбка ведущей "Спокойной ночи, малыши" Валентины Леонтьевой была знакома каждому ребёнку
КОГДА ЖИЛОСЬ ЛУЧШЕ
По мнению многих исследователей, ностальгия по советскому прошлому зачастую выражается в отрицании или недооценке реально существовавших в СССР недостатков: дефицита, бесконечных очередей, подавления свободомыслия и инакомыслия, ограничений в творческой деятельности, закрытости границ и т. д.
Нередко тоска по детству переходит в ностальгию по политическому режиму, а в ряде случаев вообще является следствием неудовлетворенности жизнью в современной России. Кроме того, многие не принимают западные идеи и ценности, активно насаждаемые тем же кинематографом, большинство из которых при этом в корне противоречат советским. Все чаще такую точку зрения можно услышать от совсем молодых людей, биография которых почти не связана с советскими временами.
Один из главных интернет-ресурсов о жизни в Советском Союзе, "76–82. Энциклопедия нашего детства", создавался именно молодыми. Один из этих энтузиастов явился автором текста, ставшего своеобразным манифестом ностальгирующих: "Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари, там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы ели пирожные, мороженое, пили лимонад, но никто от этого не толстел, потому что мы все время носились и играли. Из одной бутылки пили несколько человек, и никто от этого не умер. У нас не было игровых приставок, компьютеров,165 каналов спутникового телевидения, компакт-дисков, сотовых телефонов, интернета, мы неслись смотреть мультфильм всей толпой в ближайший дом, ведь видиков тоже не было! Зато у нас были друзья. Мы выходили из дома и находили их. Мы катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, сидели на лавочке, на заборе или в школьном дворе и болтали о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними. Помните? Без спросу! Сами! Одни в этом жестоком и опасном мире! Это поколение породило огромное количество людей, которые могут рисковать, решать проблемы и создавать нечто, чего до этого не было, просто не существовало. У нас была свобода выбора, право на риск и неудачу, ответственность, и мы как-то просто научились пользоваться всем этим. Если вы один из этого поколения, я вас поздравляю. Нам повезло, что наше детство и юность закончились до того, как у молодежи купили свободу за ролики, мобилы, фабрику звезд и классные сухарики..."
Не менее популярно у русскоязычных пользователей одноименное сообщество в "Живом Журнале", завсегдатаи которого с искренней любовью обсуждают фильмы про Алису Селёзневу и Электроника, вкладыши от жвачек, "Экстра-ситро" и солдатиков из ГДР, пластинки с итальянской эстрадой, тонкости варения джинсы и чудеса отечественного автопрома.
В начале 1980-х в СССР появились пластинки с итальянской эстрадой - самой доступной музыкой "из-за бугра"
Судя по комментариям учредителей и участников "групп-ностальгий", главной их целью является не слепое воспевание советского прошлого, но поиск ориентиров и стимулов развития для современной России. Удивительно, но еще 20 лет назад люди, которые сегодня с нежностью вспоминают символы минувшей эпохи, сами отвергали все советское и стремились как можно меньше походить на родителей. Тогда многим нужно было понять, как побыстрее разбогатеть, а когда деньги появились, граждане окунулись в мир потребительских радостей. Со временем энтузиазма поубавилось - сполна получив то, о чем мечталось в юности, современные тридцати- и сорокалетние стали мечтать о том, что когда-то презирали. Тут и случился переломный момент, когда чёрно-белые фильмы про войну и романтика строительства БАМ внезапно обрели смысл. Советское прошлое стало обрастать трогательными легендами и превращаться в прекрасную сказку.
Август 1984 года. Участники конкурса детского рисунка на асфальте "Я шагаю по Москве"
Сегодня для большинства ностальгирующих жизненными ориентирами остаются работа и карьера, но они продолжают совершать воображаемое путешествие в советское прошлое, пытаясь вытащить оттуда нечто главное...
Невольно вспоминаются строки Андрея Вознесенского, написанные в 1976 году:
Я не знаю, как остальные,
Но я чувствую жесточайшую
Не по прошлому ностальгию —
Ностальгию по настоящему.
В какой-то степени идеализировать детские годы свойственно всем, но для рождённых в конце XX века ностальгия становится своеобразной религией, во многом определяющей отношение к жизни. Они гордятся тем, что им довелось жить в СССР, и считают, что именно этот, пусть и небольшой опыт, делает их лучше современной молодёжи, которая появилась на свет в начале 1990-х годов. Феномен ностальгии по Советскому Союзу стал настолько заметным, что даже заслужил отдельной статьи в "Википедии".
В июле этого года журнал Newsweek провёл интернет-исследование, согласно которому 50% опрошенных россиян хотели бы воскрешения СССР. В статье, написанной по итогам опроса, отмечалось, что в Союзе "ответственность за плохое и хорошее несло государство, тогда как сейчас люди могут винить только самих себя".
Возможно, многие цепляются за любую возможность побывать в прошлом по той же причине, что и главный герой фильма "Назад в будущее" Марти МакФлай, пытавшийся таким образом изменить настоящее. Как бы то ни было, русскому человеку конец XX века забыть решительно невозможно. Застревать в нем нельзя, но жизненно необходимо помнить о месте и времени, в котором довелось родиться и жить, — таком неидеальном и таком при этом прекрасном.
В 1977 году пломбир в вафельном стаканчике стоил 19 копеек
СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
В кино тема ностальгии по СССР впервые была отображена в фильме Юлия Гусмана "Парк советского периода" (2006), главный герой которого попадает в заповедник, представляющий собой причудливую смесь Диснейленда и ВДНХ - парк, в котором каждый может принять участие в освоении целины и космических полётах. Возвращение в страну Советов стало главной темой мини-сериалов "Назад в СССР" (2010) и "Обратная сторона Луны" (2012), в которых главные герои чудесным образом перемещаются из наших дней в 1970-е. Большим спросом у зрителей пользуется сериал «Восьмидесятые», снятый в сентиментально-комедийном ключе.
ЦИФРА
56 процентов граждан России, согласно опросу ВЦИОМ за 2013 год, признались в своей ностальгии по СССР.
ИГРЕ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ
Известная игра "Морской бой"
Поиграть в "те самые" автоматы и попить "той самой" газировки можно в столичномМузее советских игровых автоматов, расположенном недалеко от станции метро "Бауманская". В настоящее время в музее представлено около 45 работающих экспонатов, среди которых легендарные "Морской бой", "Городки", "Авторалли", "Снайпер", "Репка" и "Сафари". Филиалы этого необычного музея также открыты в Санкт-Петербурге и Казани.
ВСТРЕТИМСЯ В МУЗЕЕ
Вспомнить о вещах, окружавших нас в советское время, порассуждать об идеологии великой страны и ознакомиться с культом личности во всех его проявлениях можно в Музее СССР, расположенном по адресу: Новый Арбат, 15. Вниманию посетителей предлагаются советские автомобили, игровые автоматы, спортивные кубки, продукты питания, талоны на еду, афиши кинофильмов, игрушки, предметы интерьера и множество мелочей — от значков до почтовых марок.
ИЛЬЯ МАРШАК
Подробнее:http://vm.ru/news/2014/11/26/sssr-nostalgiya-po-nastoyashchemu-271935.html
maxpark.com
Ностальгия по СССР — Славянская культура
Не так просто в нашей теперешней реальности объяснить, из чего складывалась счастливая жизнь в СССР. Пожалуй, сегодня больше всего удивляет простота и открытость тех людей, которые могли помочь в трудную минуту. Любой чувствовал себя частью великой страны и важнее всего было вырасти Человеком. Именно светлая вера в человека и была залогом житейской радости. Чувства людей не зависят от технологий, а счастье не исчисляется деньгами. Можно долго спорить о том, хорошо или плохо было тогда. Но нельзя вычеркивать это время из памяти, из нашей молодости и жизни наших родителей
Автомобиль Юрия Гагарина, 1965 год
Воспитанники детских садов, 1929 год
Велокарета скорой помощи, начало XX века
Военные учения, 1939 год
Всемирный фестиваль молодежи, 1957 год
Выступление Николая II перед депутатами государственной думы, 1906 год
Демонстрация, 1928 год
Демонстрация в защиту полезных птиц, 1934 год
Живая пирамида, 1936 год
Живая эмблема ГТО, 1936 год
Замаскированный мавзолей, 1941 год
Конфискованные митры, 1921 год
Кулачный бой, 1900 год
Реклама Мишлена, 1913 год
Снайперы ведут огонь по самолетам противника, 1943 год
Японцы поднимают «Варяг», 1905 год
Снятые с Кремля орлы, 1935 год
Бассейн в Москве-реке, 1938 год
Наводнение в Москве, 1927 год
Парк Горького, 1930 год
Подводные работы при строительстве моста через Енисей, 1896 год
Разгрузка ледокола-парома на Байкале, 1903 год
Слон из зоопарка, 1910 год
Снос памятника Александру III, 1918 год
Чернобыль. 1986 год
Ярославские пионеры, 1971 год
Выбор места под памятник Маяковского, 1956 год (деревянные макеты)
Ресторан во Владивостоке, 1918 год
Декабрьское вооруженное восстание в Москве. Баррикада. Каланчевская площадь. 1905 год
Рыбалка на «Черном пруду», Нижегородская губерния, 1900 год
Снос храма Христа Спасителя, 1931 год
Благотворительная чайная повозка в Санкт-Петербурге, 1909 год
Работа под оркестр. Беломорканал, 1933 год
Крестьяне схватили переодетого в женщину немецкого шпиона. 1914 год
Обкатка пехоты танками на Курской дуге. 1943 год
«Чайка» на советской выставке в Нью-Йорке. 1957 год
Реклама холодильника «Ока». 1960 год
Cапёры обезвреживают немецкие противотанковые мины. 1943 год
В увольнении. 1969 год
Антиалкогольная демонстрация детей. 1928 год
Христос воскресе. Пасха на Первой мировой войне. 1916 год
Лоси у МГУ. 1961 год
Сотрудник ГАИ остановил Юрия Никулина. 1960-е
Маленький мурманчанин очень осторожно протягивает незнакомому иностранцу руку для приветствия
На палубе теплохода один из гидов обучает девочку танцевать твист
Пассажирки поезда Москва — Владивосток коротают время за картами. Поезд идет 7.5 суток
Детский сад в Мурманске. Недостаток витамина Д зимой компенсируется облучением кварцевой лампой.
Ханты-Мансийск...На улице −40, а мальчишкам все нипочем!
На кухне (которая находится на барже) для рыбаков готовится вкусная уха. Девочка, которая ковыряет в носу — просто прелесть!
Роберт Рождественский в своей квартире
Бабушка с внуком. На заднем плане видно лошадь
Купите бублики, горячи бублики!
Ткачиха
Школьники изучают английский язык в ПКиО Сокольники
В мастерской скульптора Матвея Манизера
ГУМ (в 80-х уже не было этих потрясающих светильников)
Обратите внимание — треугольные пакеты с молоком!
Газетные щиты на улицах
Когда еще не было компьютеров... Любимые детские развлечения того времени: игровые автоматы (где-то с 80-х) и тир.
Парковка детского транспорта, за годы явно изменилась...
Счастливое детство...
Уроки кончились...
Я уколов не боюсь, если надо уколюсь...
Солдат Кремлевского гарнизона с родными в Александровском Саду
Да, жили, существовали, верили. И теперь живем, кто-то по-прежнему существует, но опять верим. Жизнь не стоит на месте, и мы должны двигаться с ней в такт. Устал, остановился, замер - и вот кто-то разглядывает твои фотографии и спорит, лучше жилось в твое время или хуже...
Похожие статьи:
Биографии → Человек, создавший космическую связь
Биографии → Юрий Борисович Левитан
Наука и технологии → Полет Гагарина
Праздники → День Космонавтики
Русское дело → Русская правда
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru