Иван Крамской «Неизвестная» описание картины. Неизвестная крамской
Иван Крамской «Неизвестная» описание картины
«Неизвестная» — одна из самых знаменитых картин великого русского художника Ивана Николаевича Крамского (1837-1887). Картина была написана в 1883 году. Холст, масло. Размеры: 75,5 × 99 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Картина «Неизвестная» чарует своей таинственностью. Достоверно так и не выяснено, кто именно изображён на этой картине. Личность девушки, которая смотрит с картины как бы свысока, но во взгляде которой одновременно читается грусть, не установлена. По одной из легенд, прототипом или моделью героини стала курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, которая вышла замуж за дворянина Бестужева. По этой легенде Крамской был знаком в Матрёной Саввишной и был пленён её красотой. Однако данная версия остаётся в разряде легенд и никакими официальными источниками не подтверждена. Сам Иван Крамской не оставил никаких упоминаний в своих записях, письмах и дневниках о личности девушки. Вполне возможно, что «Неизвестная» так и останется навсегда неизвестной.
Характер картины «Неизвестная» не только очень загадочный, но и динамичный. Создаётся ощущение, что девушка, одетая по последней моде 1880-х годов, лишь на миг появляется в поле нашего зрения, проезжая мимо в открытом экипаже. Только на миг она одаривает нас своим царственным взглядом, запоминается нам навсегда и вот-вот навсегда скроется в неизвестном направлении.
На картине Крамского неизвестная девушка одета в чёрное пальто «Скобелев», украшенное мехом, муфту и кожаные перчатки. На голове у дамы бархатная шляпка «Франциск» с перьями. В открытом экипаже она проезжает по Невскому проспекту Петербурга. За её спиной можно увидеть часть Александринского театра. Действие картины происходит зимой — на крышах домов можно увидеть шапки снега.
Картина «Неизвестная» Крамской
art-assorty.ru
Неизвестная.Описание картины Крамского
Иван Крамской. Неизвестная. 1883. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Картина «Неизвестная» — одна из самых популярных не только в творчестве Крамского, но и во всей русской школе второй половины XIX века. Появившись на 11-й выставке ТПХВ в 1883 году в Санкт-Петербурге, «Неизвестная» сразу привлекла всеобщее внимание и породила разноречивые толки. Многие критики восприняли произведение как обличающее моральные устои общества: В.В.Стасов назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске»; художник и критик Н.И.Мурашко — «дорогой камелией», нравственный облик которой никак не может служить общественным идеалам; П.М.Ковалевский увидел в ней «одно из исчадий больших городов».
Были критики, которые соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социального положения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся над положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета. К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочной аурой блоковской «Незнакомки». В советское время «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной — идеалом неземной красоты и духовности.
В частном собрании в Праге хранится живописный этюд к картине, убеждающий в том, что Крамской искал неоднозначности художественного образа. Этюд гораздо проще и резче, досказаннее и определеннее картины. В нем сквозит дерзость и властность женщины, чувство опустошенности и пресыщенности, которые отсутствуют в окончательном варианте. В картине «Неизвестная» Крамской увлечен чувственной, почти дразнящей красотой своей героини, ее нежной смуглой кожей, ее бархатными ресницами, чуть надменным прищуром темных глаз, ее величественной осанкой.
Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Ее наряд — шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету; скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества. «Модный наряд героини Крамского свидетельствует о наличии средств следовать за рекомендациями журналов, но ничего не может сказать об истинном положении дамы в обществе... она не принадлежит к высшему свету, — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах общества. Во второй половине XIX века аристократическая дама уже не могла диктовать моду остальным — купечество располагало большими средствами — так выработался особый, несколько старомодный стиль, отличающий принадлежность к родовой аристократии»
(Кирсанова Р. Костюм в русской художественной культуре // Вопросы искусствознания. 1997. № 1 (X). С. 487).
С большим мастерством художник пишет перо на шляпке, пушистый мех, синий атлас лент. Это, пожалуй, единственная работа Крамского, в которой он достигает такой материальной достоверности предметного мира. Можно заметить, что изображение дамы в экипаже не растворяется в пейзаже, не погружено в атмосферу туманного морозного зимнего дня, а помещено как бы перед пейзажем, что усиливает впечатление вызова, красоты, выставленной напоказ.
Изысканная чувственная красота, величественность и грациозность «Неизвестной», некоторая отчужденность и высокомерие не могут скрыть чувство незащищенности перед лицом того мира, к которому она принадлежит и от которого она зависит. Своей картиной Крамской поднимает вопрос о судьбах красоты в несовершенной действительности.
В.В.Стасов ставил в один ряд «Неизвестную» и серию заказных светских портретов Крамского 1880-х годов. Маститый критик был прав и не прав одновременно. «Неизвестная» — не салонный портрет. Это сложное, многоплановое произведение, хотя здесь по-своему и использован опыт работы художника над заказными парадными портретами. Эффектная подача модели, ее женская притягательность, фактурная осязательность живописи существуют не сами по себе, а как элементы сложного целого.
Крамской стремится вглядеться в лик Красоты, задумывается над вопросом, что она — добро или зло, от Бога или от дьявола. И все же для Крамского, человека, воспитанного на идеалах эпохи 1860—1870-х годов, красота внешняя остается дьявольским наваждением и искушением, он воспринимает чувственное в женщине как противоположное духовному, женственное представляется стихией, враждебной личности, разуму, совести. В одном из писем середины 1880-х годов к писателю и издателю А.С.Суворину Крамской рассуждает об утрате романтического идеала женственности в век «газет и вопросов», его страшат «глубокие трущобы» женской натуры, животные инстинкты, которые ныне уже не сдерживают цепи религии и чувства долга. В своих взглядах на проблемы пола Крамской оказывается близок герою «Крейцеровой сонаты» Л.Н.Толстого. Что такое красота, как соотносятся красота и нравственность, как слить в искусстве этическое и эстетическое — предмет постоянных размышлений Крамского. И именно в контексте таких размышлений можно понять идею сколь знаменитой, столь и загадочной «Неизвестной». Истолкование Крамским древней аксиологической триады «красота—доброта—истина», читающееся в «Неизвестной», лежит в русле рассуждений на эту тему Ф.Достоевского, Л.Толстого, В.Соловьева, К.Леонтьева, С.Булгакова. Своеобразным эпиграфом к картине могут служить слова Сергея Булгакова: «Земная красота загадочна и зловеща, как улыбка Джоконды... Томление по красоте есть вопль всего мироздания». Для Достоевского красота — поле битвы дьявола с Богом: «Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут... Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь, страшная, потому что непреодолимая, а определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки» («Братья Карамазовы»). Если для Федора Достоевского лик красоты двоится, порождая то идеал Мадонны, то идеал содомский, то для Константина Леонтьева красота — «лишь оболочка, наиболее внешний из различных продольных слоев бытия». Лев Толстой полагал красоту и нравственность понятиями противоположными: «Чем больше мы отдаемся красоте, тем больше мы удаляемся от добра... Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен эстетическому».
«Неизвестная» вобрала в себя размышления Крамского и его современников над извечными вопросами: «что есть красота», как она связана с понятиями истины и добра, в чем идеал женственности. Художник видел опасности, искушения красоты. В этой картине он прикоснулся к одной из мучительных загадок бытия.
Источник: http://www.tanais.info/art/kramskoy2more.html
Похожие записи
design-kmv.ru
Портрет неизвестной. Иван Крамской, Portrait Unknown Woman
Многие художники в разные эпохи писавшие портреты женщин имели свои прототипы, какое то время художники скрывали держали в тайне героинь своих картин, но в последствии тайна всегда раскрывалась и становилась всем известна.
Тайну портрета неизвестной Крамской так не раскрыл ни кому, вероятно это было твердое намерение художника, чем он породил загадочные помыслы своих современников, одни думали, что может девушка незнакомка, которую он создал вовсе и некрасивая и, что художник скрывает натуру, другие думали, что это дама из высшего общества, которая не хочет раскрывать себя и светиться, кто то видел в ней знакомую актрису из театральной богемы, но все пересуды были начисто бесплодны.
Когда портрет был выставлен ко всеобщему обозрению, где присутствовали много важных особ: князья, чиновники, писатели. От увиденной и обворожительной работы эта публика встретив у входа Крамского и понесла его на руках, такого успеха Крамской просто не ожидал. Многие в тот день и в последствии задавали ему этот не скромный вопрос, кто же эта обольстительница? с натуры ли был написан этот образ или выдуман, Крамской видимо твердо решил, что Портрет неизвестной должен остаться его тайной. Ни в одном дневнике художника не было упомянуто об этой загадочной картине.
Крамской много мастерски написал женских портретов, все они прекрасны и обворожительны и персонажи этих полотен известны. Портрет этой обворожительной прелестницы Крамской написал в 1883 году, на фоне Петербурга в открытом экипаже. Обаятельная, властная и недоступная незнакомка со смуглой кожей дама, с несколько надменным прищуром красивых глаз, гордо сидящая в коляске кокетка во время прогулки проезжая по Аничкову мосту.
Величаво и загадочно смотрящая на зрителя неизвестная дама и по сей день очаровывает своим таинственным взглядом всех посетителей Третьяковской галереи.
www.art-portrets.ru
Неизвестная (картина Крамского) Википедия
«Неизвестная»[1] — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1883 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 75,5×99 см[2][3][4].
На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.
«Её наряд — шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества»[3].
«Неизвестная» считается одним из наиболее значительных и известных произведений Ивана Крамского. Дав полотну такое название, художник придал ему ореол таинственности и интриги[5]. В идейно-художественном плане содержания образа «Неизвестной», живописцу удалось создать произведение, стоявшее на грани портрета и тематической картины[6].
«Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.
Существует неподтвержденная легенда, что прототипом героини картины послужила курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева (чье личное имя не указывается, что подтверждает легендарность истории)[7][8]. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой. Но в частном собрании Д. Фридриха в Праге хранится этюд, на котором та же женщина изображена, видимо, более достоверно[9].
В 2013 г. в рамках проекта «Живопись в 3D» во дворе царскосельских Дежурных конюшен было установлено скульптурное воспроизведение картины работы Александра Таратынова[10].
Примечания
Литература
- Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII — начала XX века. — М.: СканРус, 2007. — С. 166—167. — ISBN 978-5-93221-120-5.
- Wachtel, Andrew. Plays of expectations. — University of Washington Press, 2007. — С. 58. — ISBN 0-2959-8647-6.
Ссылки
wikiredia.ru
ПОРТРЕТ НЕЗНАКОМКИ КРАМСКОГО — Самая загадочная из всех незнакомок: кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского
Иван Крамской. Живописный этюд к картине «Неизвестная», который хранится в Праге, в частном собрании (1883). Ни в письмах, ни в дневниках Ивана Крамского нет упоминаний о личности этой женщины. Портреты Крамского стоили немало. Но также было известно, что Третьяков в «сговоре» с Крамским. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.
Одной из самых выдающихся работ знаменитого русского художника ХІХ в. Ивана Крамского является «Неизвестная», которую также часто называют «Незнакомкой». За несколько лет до появления картины была опубликована «Анна Каренина» Л. Толстого, что дало повод некоторым исследователям утверждать, что Крамской изобразил главную героиню романа.
Неизвестная (1883) Крамской
Якобы Крамской написал картину с целью изобличения моральных устоев общества – накрашенные губы, модная дорогая одежда выдают в женщине богатую содержанку. Критик В. Стасов называл эту картину «Кокотка в коляске», другие критики писали, что Крамской изобразил «дорогую камелию», «одно из исчадий больших городов». Однако в окончательном варианте Крамской смягчил черты незнакомки, облагородив ее внешность.
В идейно-художественном плане содержания образа «Неизвестной», живописцу удалось создать произведение, стоявшее на грани портрета и тематической картины. Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину «Неизвестная», умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности.
Третьяков также признался Стасову, что «прежние работы» Крамского ему нравятся больше последних. Появление на 11-й выставке ТПХВ этой картины Крамского, в которой мы привыкли видеть воплощенный образ женственности, сопровождалось почти скандалом. В конце концов, большинство сошлось на том, что Крамской изобразил в своей работе «даму полусвета» -а если говорить яснее, богатую содержанку.
С одной неизвестной
И сколько бы с этим впоследствии ни спорили адепты «высокой женственности», Стасов, похоже, отгадал загадку Крамского. Существует несколько версий о том, кого же на самом деле изобразил Крамской. И сегодня, когда я бываю в Третьяковской галерее, меня то и дело подмывает обратиться к её служителям с предложением «переименовать» портрет.
Говорят, будто в начале 80-х годов XIX века та самая камея с изображением Варвары Туркестановой попалась на глаза художнику Ивану Крамскому. Но у меня лично, когда я просматривал фотографии, сделанные дома у Нино Туркестанишвили, последние сомнения в том, какая именно «княжна Т.» изображена на картине Крамского, отпали. Ибо, сколько ни судачили об этой картине, сам Крамской ни в своих дневниках, ни в своих многочисленных письмах не обмолвился о ней ни словом, ни намеком.
Эти же «утомленные» глаза увидит и у Христа, над которым Крамской в это время работал
Однако был, был среди прочих человек, лучше других знавший Крамского, его суровое отношение к себе и к своему творчеству, выше своего богатства ценивший его неистовые в своей правде портреты. Такова автобиография Крамского, написанная уже академиком и первым портретистом своего времени. То был прообраз будущего Товарищества Передвижников, вождем которого тоже станет Иван Крамской.
По этому автопортрету его и представляли ученики школы Общества поощрения художников, куда Крамской вскоре пришел преподавать. Крамского просили объяснить свое произведение. И предложил Крамскому своего рода контракт: «по образу и подобию» его Христа написать целый ряд портретов лучших людей России. Кто-то сказал, что Крамской «изобразил Шишкина в тот момент, когда он более всего бывал Шишкиным».
Вокруг этой картины еще при жизни художника ходило много слухов. Автор не раскрыл этой тайны, и на сегодняшний момент существует много интересных версий относительно прототипа самой известной «Неизвестной». Позже в одной из частных чешских коллекций был обнаружен этюд к этой картине.
Это дало повод утверждать, что художник действительно вынашивал замысел создать обличительный портрет. Он был поражен красотой и трагической смертью грузинки и решил написать ее портрет. В 2013 г. в рамках проекта «Живопись в 3D» во дворе царскосельских Дежурных конюшен было установлено скульптурное воспроизведение картины работы Александра Таратынова. Фоном портрета служит зимний городской пейзаж. Неслучайно именно эта работа автора была признана образцом вкуса, женственности и красоты.
В советское время «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной — идеалом неземной красоты и духовности
Кто был моделью не узнает никто и никогда. Сам автор в своих дневниках не оставил об этом сведений. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового — появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей.
Этюд гораздо проще и резче, досказанное и определеннее картины. В нем сквозит дерзость и властность женщины, чувство опустошенности и пресыщенности, которые отсутствуют в окончательном варианте. Подлил масла в огонь и сам автор, назвав ее именно так — «Неизвестная» (в «бытовом» сознании прижилось другое ее название — «Незнакомка»). В. Стасов придумал и хлесткое определение — «Кокотка в коляске».
Стасов громогласно назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске». Имя его было Иван Крамской, а полотно, «отвергнутое» Третьяковым, называлось «Неизвестная». В результате её отношения с императором и трагическая смерть вдохновили Крамского на создание одного из самых его известных полотен – картины «Неизвестная». Существует версия, что художнику для этой картины позировала его дочь, Софья Крамская.
Что еще написала Аманта:
- Отзыв о косметике для волос Joico ОБЪЕМА НЕТ!!!!!! Комментарий был полезен? Этот спрей поможет создать объем как на длинных,так и на коротких волосах. Раньше постоянно пользовалась для укладки волос муссом wella wellaflex […]
- Но как же принимать Грудной эликсир: Грудной эликсир детям назначают столько капель на прием, сколько лет ребенку. Особые указания Грудной эликсир не следует применять одновременно с противокашлевыми лекарственными […]
- Кому показан Фликсотид Фликсотид Дискус 100мкг/дозу рекомендуется хранить не более 2 лет после изготовления. Безопасность применения Фликсотида в период беременности окончательно не установлена. Максимальная […]
amanfertul.ru
Одна из самых загадочных и интригующих картин. И.Н.Крамской"Неизвестная".
И.Н. Крамской"Неизвестная" 1887 год.Москва.Третьяковская галерея.
КТО ОНА, эта пленительная женщина, что так гордо откинулась на спинку экипажа? Кто видел ее хоть однажды, в утреннем зимнем петербургском тумане, проезжающую мимо Аничкова дворца, тот вряд ли забудет эту картину... Почему эта светская дама, одетая со всей роскошью моды, взволновала воображение художника-демократа И. Н. Крамского? Почему написал он ее портрет?
Одетая по последней моде 1880-х гг., с гордым, таинственным и чуть надменным взглядом, она выглядит как царица на фоне белого туманного города. На ней шляпка с легкими перьями, пальто, отделанное соболиным мехом и атласными лентами, золотой браслет, муфта, тонкие кожаные перчатки. Все эти детали характеризуют дорогую элегантность, но не говорят о принадлежности к высшему свету, скорее - наоборот.
Изображение женщины не погружено в атмосферу зимнего морозного пейзажа, а помещается как будто перед ним. С большой тщательностью художник пишет все детали гардероба дамы – возникает ощущение вызова, как будто красота выставлена напоказ.
Фрагмент картины .Неизвестная". Чувственная красота женщины, ее грациозная осанка, смуглая кожа, темные глаза и бархатные ресницы как будто дразнят зрителя. Но при этом в глазах женщины угадывается и некоторая грусть, какая-то драма – возможно, автор хочет показать чувство незащищенности перед фальшью и холодным расчетом общества, в котором она живет.
СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ВЕРСИЙ,КТО ЖЕ ИЗОБРАЖЁН НА ЭТОЙ КАРТИНЕ. ПЕРВАЯ из них ,что портрет написан с жены художника Ярошенко -Марии Павловны Ярошенко., либо с его племянницы, т.к. обнаруживается некоторое сходство в лице.
Портрет Марии Павловны Ярошенко.1875год.Худ.Ярошенко
ВТОРАЯ версия, что на картине изображён собирательный образ дамы 1880-х годов, одетой модно и со вкусом. Чуть высокомерный взгляд опытной и повидавшей жизнь женщины, с одной стороны, и глубокая грусть полуприкрытых глаз, с другой, не оставляет равнодушным ни одного зрителя… Мягкий мех ворота подчеркивает теплоту и удивительную бархатистость кожи, а за спиной – морозный Питерский воздух… Недосягаемая и неприступная, и в то же время, теплая, манящая, практически живая – так и кажется, что вот-вот вынет изящную руку в кожаной перчатке из муфты и подаст ее, чтобы выйти из экипажа..
СЛЕДУЮЩАЯ версия,что позировала Крамскому грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая якобы была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны.
ЕСТЬ и достаточно сенсационное предположение о том, что «Неизвестная» - это портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской… В 1878 году император Александр II стал отцом, у него родилась дочь. Но... дочь ему родила не законная императрица, а его любимая женщина, его последняя и самая пламенная любовь - Екатерина Долгорукая. И император попросил И.Крамского написать ее портрет. Художник подготовился к его написанию, но все это хранили в глубокой тайне. Екатерину Михайловну и ее детей не признали родственники императора и это очень ее оскорбляло. Поэтому при позировании Крамскому, она выразила желание выглядеть на портрете гордой и независимой, и указала место, мимо которого должна проезжать в коляске на картине. Это Аничков дворец, где жил наследник императора с семьей.
САМАЯ РОМАНТИЧНАЯ ВЕРСИЯ и потому воспринимаемая, как самая правдивая. По этой версии на картине изображена Матрёна Саввишна, жена Бестужева, бывшая курская крестьянка.
Бестужев был так очарован ее красотой, увидав её в горничных у своей помещицы тёти, выпросил её и привез в Петербург, где её обучали этикету, танцам, грамоте. Ввел ее в высшее общество. Заботился о воспитании и образовании, приглашал лучших учителей. Ученица оказалась на редкость способной. Позже женился на ней. Матрена Саввишна была необыкновенно красивой и обладала сильным приятным голосом. Слух о ее красоте распространился далеко. Она была добрая, правдивая. У нее появилось много друзей. Но высший свет был пристрастен к молодой женщине и злобно клеветал на нее. Светская знать не могла простить ей простого происхождения.Рассказывали, что однажды Матрена Саввишна повстречалась в дороге со своей барыней. Помещица ждала, что бывшая горничная поклонится ей, но Матрена Саввишна проехала в богатом экипаже и даже не взглянула на нее. Этот поступок буквально взбесил барыню, но она уже была бессильна что-либо сделать Матрене Саввишне. Возможно художник И. Н. Крамской, который был знаком с семьей Бестужевых, слышал этот рассказ и написал картину, в которой Матрена Саввишна изображена, в коляске. Сколько благородного достоинства в ее горделивой осанке! Крамской с глубокой правдой написал образ; этой простой русской; женщины, с большой любовью показал ее духовную красоту
Однако семейная жизнь Бестужева не задалась: из-за красоты жены он несколько раз был инициатором дуэлей с особо активными кавалерами, которые оканчивались примирением, но всё же оставляли негативный след в семейной жизни. Потом умер их единственный сын… И родня Бестужевых просила церковь расторгнуть брак, что и было сделано.
Узнав об этом, Крамской счел своим долгом проводить Матрену Саввишну -она решила вернуться в родное село к своей старшей сестре. При этом условились, что она напишет ему. Долго не было никаких вестей. Крамской сам написал письмо в деревню, но не получил ответа. Прибыв в Фатеж, Крамской узнал печальную весть: в пути Матрена Саввишна тяжело заболела и в Фатеже, в земской больнице, умерла.
Неизвестная.Этюд.1883 год. Собрание доктора Душана Фридриха.Прага.
В частном собрании в Праге хранится живописный этюд к картине, убеждающий в том, что Крамской искал неоднозначности художественного образа. Этюд гораздо проще и резче, досказанное и определеннее картины. В нем сквозит дерзость и властность женщины, чувство опустошенности и пресыщенности, которые отсутствуют в окончательном варианте.
Появление на выставке "Неизвестной" вызвало большой ажиотаж. Взглянуть на эту загадочную даму вышел чуть ли не весь Петербург. Гордо откинувшись в карете, глядя в публику дразнящим взором полураскрытых мерцающих глаз, завлекая нежным округлым подбородком, упругой гладью матовых щек и пышным пером на шляпке, - она ехала под жемчужным небосводом огромного холста, как посреди мира.
Не в силах унять волнения, Крамской решил уйти с выставки, где впервые была показана его "Неизвестная", и вернуться к концу вернисажа. Шумная толпа встретила его у входа и понесла на руках. Успех был полный. Зорким глазом художника он отметил - тут все: князья и чиновники, купцы и подрядчики, писатели и художники, студенты и мастеровые...
- Скажи, кто она? - приставали друзья к художнику.
- "Неизвестная".
- Называй, как хочешь, но скажи - откуда ты взял это сокровище?
- Придумал.
- Но ведь писал с натуры?
- Может, и с натуры...
Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину “Неизвестная”, умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового - появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. “Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха”, - констатировали некоторые. В наше время “Неизвестная” Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности.
КАК ПО ВАШЕМУ? КАКАЯ ИЗ ВЕРСИЙ БОЛЕЕ ПРАВДОПОДОБНА?
maxpark.com
Иван Крамской. Неизвестная |
Иван Крамской. Неизвестная, 1883
Одной из самых выдающихся работ знаменитого русского художника ХІХ в. Ивана Крамского является«Неизвестная», которую также часто называют «Незнакомкой». Вокруг этой картины еще при жизни художника ходило много слухов. Кем была женщина, изображенная передвижником?
Автор не раскрыл этой тайны, и на сегодняшний момент существует много интересных версий относительно прототипа самой известной «Неизвестной».
Иван Крамской. Автопортрет, 1867
Ни в письмах, ни в дневниках Ивана Крамского нет упоминаний о личности этой женщины. За несколько лет до появления картины была опубликована «Анна Каренина» Л. Толстого, что дало повод некоторым исследователям утверждать, что Крамской изобразил главную героиню романа. Другие находят сходство с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот».
Иван Крамской. Автопортрет, 1874
Большинство исследователей все же склонно думать, что прототип имеет не литературное, а вполне реальное происхождение. Внешнее сходство заставило говорить о том, что художник изобразил красавицу Матрену Саввишну – крестьянку, которая стала женой дворянина Бестужева.
Иван Крамской. Неизвестная, фрагмент
Многие утверждают, что «Неизвестная» – собирательный образ женщины, которая не могла служить примером для подражания. Якобы Крамской написал картину с целью изобличения моральных устоев общества – накрашенные губы, модная дорогая одежда выдают в женщине богатую содержанку. Критик В. Стасов называл эту картину «Кокотка в коляске», другие критики писали, что Крамской изобразил «дорогую камелию», «одно из исчадий больших городов».
Этюд к картине *Неизвестная*
Позже в одной из частных чешских коллекций был обнаружен этюд к этой картине. Женщина на нем выглядит высокомерной и грубой, она с вызовом смотрит на проходящих. Это дало повод утверждать, что художник действительно вынашивал замысел создать обличительный портрет. Однако в окончательном варианте Крамской смягчил черты незнакомки, облагородив ее внешность. Существует версия, что художнику для этой картины позировала его дочь, Софья Крамская. Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» – портретом дочери, то внешнее сходство действительно бросается в глаза.
Иван Крамской. Девушка с кошкой, 1882
Одна из самых интересных версий принадлежит автору книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен» Игорю Оболенскому. Он утверждает, что прототипом незнакомки стала княжна Варвара Туркестанишвили – фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка Александра І, которому она родила дочь. Император после рождения дочери потерял интерес и к матери, и к ребенку, а Варвара после этого покончила с собой. В 1880-х гг. камею с портретом княжны, которую ей когда-то подарил император, увидел Крамской. Он был поражен красотой и трагической смертью грузинки и решил написать ее портрет.
Иван Крамской. Неизвестная, 1883
Впрочем, все версии так и остаются на уровне предположений, а имя незнакомки остается тайной.
best-facebook.ru