Народные частушки детские. Русская народная частушка
Народные частушки детские | 2009-09-30-19-29-49
Русские частушки - уникальный фольклорный жанр народного творчества.Частушками именуют краткие веселые песенки, в большинстве случаев из четырех рифмованных строк, которые представляют собой фольклорный жанр устного творчества народа. Как отдельный жанр они стали выделятся в середине позапрошлого века. Русские народные частушки - традиционные напевы, которые популяризировались в начале двадцатого века. Молодежь из сельской местности придумывала много частушек. Исполняя их на различных праздниках и просто во время гуляний. В процессе обычно подыгрывала балалайка либо гармонь, хотя часто частушки пели без музыки.В дошкольный период у ребенка закладывается фундамент для формирования зрелой личности. Малыш впитывает в себя всю информацию, которая ему подается, поэтому очень важно правильно подбирать развивающие игры. Они воспитывают дитя, знакомят с ценностями человечества, моральными, культурными, нравственными. Играючи, ребенок учится правильно расставлять приоритеты, адекватно вести себя в обществе. Именно в это время у чада появляется собственное мнение, на формирование которого сильно влияет авторитет родителей.
Пребывая в возрасте с 2 до 5 лет малыши очень любят слушать частушки,рифмованные строки, лучше всего под музыку. Проза воспринимается ими с меньшим энтузиазмом. Детки любят веселую музыку и смешные тексты в напевах. Тогда ребята и проявляют интерес к фольклору, созданному русским народом. В нем можно найти ответы на многие вопросы, возникающие у детей в процессе развития, также дети открывают для себя новую информацию, любопытные факты. Вот некоторые русские народные частушки :
Петушок, петушок,Запевай частушки.Ты горланишь хорошо,Подпоют несушки.Несушки, несушки,Курицы-подружки.
Наш баран богатый барин.Он себе обновку справил.То ли шуба, то ль кафтан,Не поймет теперь и сам!
Как по саду-огородуЛюбит козочка гулять.После этого походаУрожая не собрать!
Я гусыня бедная,Как копейка медная.По селу хожу босая,Пух на зиму запасаю.
- Га-га-га, - распелся гусь.Я лисичек не боюсь.Всех лисичек на весуЯ в корзинке унесу!
Я корова хоть куда!Как венец мои рога.Кто меня проведает,Молочка отведает!
У дверей на сундукеСидит Попка в колпаке.Как напялили колпак –Сам себя назвал «дурак»!
Ай да серенький котокПошел к речке под мосток,В воду хвостик опустил,Кошкам рыбы наловил!
Я сидела на печи,Сторожила калачи.А за печкой мышкиСторожили пышки.
У меня на сарафанеПетушки да петушкиВ целом мире нету крашеМоей милой бабушки!
У моей у бабушкиНовый фартук яркий.Принимай, бабулечка,К празднику подарки!
Я весь день страдать готовБез твоих без пирогов.До того я настрадался,Один нос большой остался.
Говорю я бабушке:«Шибко вечером не пой!Как услышу голос твой,Сей же час бегу домой!»
Ой, да, бабушка моя,Ой, да боевая:Столько знает анекдотов,Сколько я не знаю!
А моя бабулечкаСамая затейница.Если засмеётся — Ярче солнце светится.
Я-то в бабушку пошла,Весела да удала:Я своим курносым носомДва десятка извела!
Я на бабушку похожа,Я — неугомонная.А моя бабулечкаСамая весёлая!
***Обожаем мы бабулю,Она самый высший класс!Все расскажет и покажет,И всегда накормит нас!
Пирожки ее, котлеты,Уплетаем за беседой!И чайком напоит нас,Наша бабушка сейчас!
Всю заботу и вниманье,Подарила она нам!Потому и воспитанье,У нас просто на «ура!»
***Бабушку мы поздравляем,Нас она всегда поймёт.Для нас бабушка — волшебник,Даже песенки поёт.
***Я к бабулечке пришла,И родную обняла!Живи много-много летИ храни Господь от бед!
***А родители вручилиВнуков бабушке родной.И к себе лишь забираютТолько их на выходной.
Различные русские народные частушки, песенки, игры знакомят чадо с окружающим миром. Рифма с ритмом вызывают интерес, слыша мелодию ребенок пританцовывает и учится контролировать свои движения, повторение песенок развивает речевой аппарат, происходит привыкание к звучанию родного языка. Ощущая радость дети перестают бояться. Плюс у малыша появляется чувство эстетики.
При общении с новорожденными хорошо использовать потешки и пестушки. Их смысла детки пока не понимают, но приятные на слух рифмы помогают отвлечь внимание ребенка во время купания, одевания. Детский фольклор и в играх с чадом будет уместен.Общение очень позитивно сказывается на его психофизическом развитии. А если мама напевая что-то веселое будет двигать руками, малыш захочет повторять движения и будет расти активным. Данный фундамент необходимо закладывать с первых дней жизни ребенка.
ТАКЖЕ УЗНАЙТЕ...
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
bebi.lv
Русские народные частушки - Журнал Charm Lady
для детей и взрослых. Народные русские частушки смешные
Русское устное народное творчество имеет многовековую историю. Одна эпоха сменяла другую, государство не раз рисковало прекратить свое существование, но жители не допускали потерю своего наследия. Пройдя через все трудности с гордо поднятой головой, ныне процветающий русский народ не утратил былого величия. Каждое событие - рождение ребенка, свадьба или сбор урожая - сопровождалось веселыми песнями и плясками. Исполнители часто менялись, но текст не забывался и передавался из поколения в поколение. Самым веселым жанром принято считать русские народные частушки – короткие рифмованные песенки, сопровождающиеся плясками и игрой на музыкальных инструментах.
Понятие о фольклоре
Устное творчество каждого этноса представлено разнообразными жанрами. Несмотря на необразованность сочинителей песенок, легенд и быличек, в фольклоре представлен серьезный философский конфликт – борьба с добром и злом. Светлая сторона всегда оставалась победителем, чем объясняется оптимистический пафос устного народного творчества.
Фольклор отличается от литературы своей природой и жизненным содержанием, идейной сущностью, художественной системой и принципами создания и бытования. Это искусство, созданное обыкновенными жителями деревень и сел для широкого круга населения. Русские народные песни и частушки отображают насущные проблемы и жизнь обыкновенных парней и девушек, поэтому их идейно-тематическое содержание будет актуальным всегда. Немудрено, что рифмованные песенки часто поют не только сельчане, но и городские жители, а особенно интересно наблюдать эволюцию припевок в творчестве известнейших поэтов, таких как Сергей Есенин, Александр Блок, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава.
Поэтика частушек
Среди всех жанров устного народного творчества частушка является самым молодым. Возникнув в девятнадцатом веке, короткие рифмованные песенки получили большое распространение в годы установления советской власти. Ученым-русоведам так и не удалось установить, кто был автором первой частушки, поэтому справедливо заявлять, что к этому приложил усилия весь русский народ. Поводом к складыванию стихотворных строк могли послужить деревенские события, возвращение солдата с фронта, любовные переживания. Ввиду того что носителями были необразованные деревенские мужики и бабы, появлялись русские народные частушки матерные, которые в каждом населенном пункте назывались по-разному: припевки, коротельки, сказухи, коротушки, собирушки, вертушки. Несмотря на сатирический характер стихотворных строк, на их сочинителей никто не обижался, даже если узнавал в придуманном образе свои действия и поступки.
На злобу дня
В отличие от былин или исторических песен, которые, просуществовав недолгое время, менялись по содержанию и переходили в другие формы, жанр частушки будет актуален всегда благодаря своей композиции и тематическому содержанию. В рифмованных песенках часто отражалась реакция на вновь произошедшие события в общественной жизни поселения или отдельных жителей. Главными героями и исполнителями чаще всего были парни и девушки. Актуальная тематика любви в частушках приобретала новый окрас и становилась не высоким чувством, а уловкой, над которой иногда приходилось насмехаться.
Ой-ечко, ой-ечко,Потемнело моречко.Подружку бросил, меня тоже,Нам обеим горечко.
Вне зависимости от характера - радостного или грустного - русские народные частушки носили позитивный окрас и исполнялись под пляс девушек или гармоничную игру парней. В тексте исполнители могли не стесняться рассказывать о своих тайных переживаниях, обращаться к слушателям с просьбами или упреками.
Взгляды на происхождение термина
Предшественниками припевок были народные игровые песни, которые назывались «частыми». Впервые термин был употреблен писателем Глебом Ивановичем Успенским ближе к концу девятнадцатого века. Академик Алексей Александрович Шахматов, изучавший фольклор, трактовал иначе частушки русские народные. Текст песенок, как правило, должен был произноситься быстро, четко и соответствовать ритму танца или музыкального инструмента. Так и произошло известное нам название «частушка» от глагола «частить».
Иная версия гласит, что существительное произошло от наречия «часто», поскольку слова произносились с высокой периодичностью. Припевки раньше не считали полноценным художественным жанром, хотя в наше время четверостишия занимают значимое место в национальной песенной культуре.
Исполнять горазды все!
Сегодня русские народные частушки – любимейший жанр не только у сельчан, но и у городского населения. Первыми исполнителями были молодые парни, но со временем юмористические песенки настолько полюбились бабушкам и детям, что вскоре их начали петь люди всех поколений. Под веселую мелодию гармошки редко кто мог удержать непослушные ноги, поэтому и стар и млад пускался в пляс и начинал петь. Русские народные частушки для детей отличаются узким кругом затронутых в них тем и имеют более простую композицию. Пелись песенки на небольших праздниках в непринужденной обстановке и чаще всего придумывались на ходу.
Я малышка Светочка,Я люблю здесь танцеватьИ люблю я отдыхать.Юбочку красивуюЯ надену в огород,Буду я здесь танцеватьИ деревья поливать.
Частушки рассчитаны на подпевающих и приплясывающих соучастников, поэтому композиция могла быть построена в форме диалога. Нередко устраивались деревенские соревнования с выявлением победителя, который сможет придумать больше всего рифмованных песенок.
Под гармошку – веселей!
Главная особенность устного народного творчества - синкретизм - подразумевает соединение различных видов искусства. В русском фольклоре успешно сочетается слово, музыка и театр. Эта традиция присуща и частушкам, поэтому песенки исполнялись под сопровождение балалайки и других инструментов. Так развлечение становилось еще задорней и веселей, а под напевы гармоники ноги сами стремились в танец.
Я плясала и плясала,Галоши все протерла.Меня мама с улицыКочергой поперла.
Русские народные частушки - смешные или грустные - могли исполняться под традиционные инструменты: балалайку, бубен, рожок, деревянные ложки, колокольчики.
Проблема сохранения русского фольклора
Ни одна нация не сможет продлить свое существование без старинных традиций. Сегодня крупные и малые формы фольклора сохраняются в небольших поселках и деревнях, где, как и несколько столетий назад, устраиваются коллективные праздники, поются обрядовые песни и русские народные частушки. Городская молодежь все реже интересуется фольклором, а сельчане переезжают в мегаполисы, поэтому некоторые жанры рискуют исчезнуть совсем.На территории России все чаще формируются коллективы, берущие за основу творчества народные песни. Пишутся новые тексты, старые забываются, и от них остается лишь шутливая мелодия и задорный окрас текста. Главная задача потомков - сохранить все словесные жанры и пронести через громаду лет, чтобы люди последующих веков знали об истории своего народа.
fb.ru
Народные частушкиЛьются песни над Доном
Ой, дайте сплясать, Дайте притопнуть! Неужели в этом зале Перерубы лопнут?
Ой, топну ногойДа притопну другой,Сколько я не топочу,Всё равно плясать хочу!
Мой милёнок как телёнок,Только веники жевать, -Проводил меня до домаИ не смог поцеловать.
У меня милёнок есть,Он красивый смолоду,Его верхняя губаПрикрывает бороду.
У меня милёнок лысый,Ну, куда ж мне его деть?Если зеркала не будет,Буду в лысину глядеть.
Меня милый не целует,Говорит: «Потом, потом».Я иду, а он на крышеТренируется с котом.
У меня милёнка два,Два и полагается.Если первый не проводит,Второй догадается.
Меня милый не целует,Говорит: «Курносая».Как же я его целую,Чёрта длинноносого?!
Меня милый не целует,Говорит: «Губастая».Как же я его целую,Чёрта головастого.
Ох, что ж ты стоишь,Моё сердце томишь?И сам меня не целуешь,И другим не велишь.
Мой милёнок в армииСлужит в кавалерии.Как такому дуракуЛошадей доверили?
Мой милёнок в армии,Служит он в Германии.Ой, боюсь я девочки,Что женится на немочке!..
Полюбыла москаля,А вин зубы выскаля.Я - до пэчи, вин - за плэчи:«Ой, хохлушечка моя!»
Идёт милый по базаруИ всем улыбается,Оказалось, зубы вставил –Рот не закрывается.
Я сидела на мостуНа кирпичному,Я махнула одномуСимпатичному.
Я сидела на мостуНа дырявому,Я моргнула одномуКучерявому.
На окошке два цветочка,Голубой да синенький.Про любовь никто не знает,Только я да миленький.
Милый едет на машине,А я еду на другой.Милый машет мне платочком,А я лентой голубой.
По бокам карманчики,Чтоб любили мальчики,А в карманчиках духи,Чтоб любили женихи.
Я пою и всё пою,А плясать стесняюся,А вон парень там сидитИ мне улыбается…
Россошанские девчатаЭкономию ведут:Губы мажут солидолом,А помаду берегут.
А мне милый говорил,Что я некрасивая,На себя-то посмотри, –Как кобыла сивая!
А мне милый изменил,На козе уехал в Крым,А я маху не дала,На собаке догнала.
Я свою соперницуОтвезу на мельницу,Там сотру её в мукуИ лепёшек испеку.
Я иду, иду, идуСоснами да ёлками,Искололось моё сердцеТонкими иголками.
Я иду, иду, иду,Сирень срываю на ходу.Какую ты себе нашёл,Такого я себе найду.
Мой мил остыл,На печи застыл,Тулупом оделсяИ то не согрелся.
У меня нет жениха,Нету настоящего.Не найдётся ли у васПарня подходящего?
Ой, ты Ваня-Ванюрок,Ваня-Ванюратка,Привязался ты ко мнеХуже лихорадки!
Полюбила парня я,Ох, какая красота!Глаз совиный, нос орлиныйИ усы, как у кота.
Я качалась на качелях,Потеряла брошку.А какое ваше дело,Я люблю Серёжку.
Шла дорогою лесной.Привязался чёрт за мной.Думала, мужчина,Что за чертовщина!
Подружка моя,Что же ты наделала?Я любила, ты отбила.Я бы так не сделала…
Ой, дура, дура, дура ты,Дура ты проклятая!У него четыре дуры,А ты будешь пятая.
У меня милёнок был,Звали его Михаил.Может, знаете такого –С ртом разинутым ходил?
Моя милка от тоскиПроглотила три доски,Через тридцать три неделиИз попы ящики летели.
В саду вишенки висятПо четыре да по пять.Выйди, мама, посмотри,Какой будет у вас зять!
Не спеши жениться, милый,Походи по улице.Ещё перина не готова,Пёрышки на курице.
У меня милёнок есть –Срам, по улице провесть,-Лошади пугаются,Извозчики ругаются.
Мы с милёнком расставались,Оба горько плакали.Его сопли, мои слёзыНа колени капали.
Милый в армию уехал,Пролила ведёрко слёз.На прощанье целовалаТо его, то паровоз.
Петя мой, Петя мой,А я – Петина.Воровал Петя кур,А я метила.
Я не вашего села,Не вашего селения.Не по-вашему пою,Прошу извинения.
У милёнка моегоСтоит хата на краю.Если милый мне изменит,Разгонюсь и завалю!
Что ж ты милый не пришёл,Аль рубахи не нашёл?Ты бы мамкину надел,Так со мной бы просидел.
До чего я уважаюТуфельки с галошами.У ребят такая мода,Гнаться за хорошими.
Хорошо ты припеваешь,Ещё лучше топаешь.Посади тебя за стол,Ты корову слопаешь.
Если вышла ты плясать,То давай доказывать.Сорок раз одно коленоНечего показывать!
Когда милый уезжал,Приказывал не гулять.Он доехать не успел,Я на парочку опять.
Полюбила лётчика,Думала, летает.Прихожу в аэропорт,А он подметает.
Говорят, любовь не вредна.Любовь очень вредная.Посмотрите на меня,Какая стала бледная…
Платье белое наделаВо пушистые цветы.Оглянуться не успела,Все ребята заняты.
Я хотела выйти замуж,Мать корову не даёт,А жених такой попался,Без коровы не берёт.
Гармонист у нас хороший,Гармонист у нас один.Давай, девки, соберёмся,По рублю ему дадим.
Гармониста я любила,Гармониста тешила,Гармонисту на плечоСама гармошку вешала.
Хороша земля цветами,А пшеница колосом.И красива я собой,И завлекаю голосом.
Я любила Вовку,Целовала Вовку,А теперь Вовку –На мясозаготовку.
Я любила Юрку,Целовала Юрку,А теперь Юрку –В собачую конурку.
У милого милогоГолова куриная.Как мороз трахнет,Курятиной пахнет.
Я надела бело платье,А по нём цветы цветут.Вы не рвите их, ребята,Они сами опадут.
Полюбила я егоИ он вроде ничего.А как гляну на штаны,Он страшнее сатаны!
Что ж вы, девки, не поёте,Милые соколики?Или выпить захотели,Черти-алкоголики?
Я любила бригадира,С председателем спала,На работу не ходилаИ стахановкой была.
Я и так, я и сяк,И другим манером.Почему бы не сплясатьС таким кавалером.
Я и так, я и сяк,Я и зайчиком,Почему бы не сплясатьС таким мальчиком?
Я и та, я и сяк,Я и белочкой.Почему бы не сплясатьС такой девочкой!
Полюбила лейтенанта,А потом майора,А потом всё выше, вышеИ дошла до вора.
Я любила лейтенанта,А майор мне говорит,У меня ремень пошире,Можно тапочки пошить.
А мне милый изменилУ ракитова куста.Он ушёл, а я сказала:«Обезьяна без хвоста».
Если хочешь повидаться,Приходи на бугорок,Да бери буханку хлебаИ картошки котелок.
Голубая ленточкаИз кармана тянется.Я кричала: «Милый, милый!»Милый не оглянется.
Милый мой, идём до мой,Зорька загорается.Ой, мне рано ведь вставать,Маменька ругается.
Дорогие девушки,Не любите моряка.Каждый день я ожидаюПароход издалека.
Милый в армию уехалИ сказал: «Не унывай,Подыщи себе на времяИ меня не забывай».
До чего я уважаюГолубые небеса,Потому что голубыеУ милёночка глаза.
Ой, гора, гора,Гора высокая.Ох, любовь, любовь,Ох, ты жестокая.
Мальчики-голубчикиПричесали чубчики,Пригладили лобикиИ сидят, как бобики.
Не ругай меня, мамаша,Что сметану пролила.У окошка шёл Серёжка,Я без памяти была.
С неба звёздочка упалаНа прямую линию.Дима Валю переводитНа свою фамилию.
С неба звёздочка упалаСеребриночкой в лесу.Милый любит иль не любит,Обязательно спрошу.
Милый в армию уехал.Я сказала точка.Никого любить не будуЭти два годочка.
Хорошо тебе, калина,У тебя широкий лист.Хорошо тебе, подруга,Твой милёнок - гармонист.
У милёнка моегоАккуратненький носок:Восемь курочек садитсяИ девятый петушок.
У милёнка моегоВолосы волнистые.Я его не заменюНа горы золотистые.
Меня сватали сватыНа сивой кобыле.Барахло моё забрали,А меня забыли.
Меня сватали сватыБогатые-богатые:Два кота, четыре кошки,Все лохматые-лохматые.
Я любила, целовалаСвоего милёнка,На щеках две ямочки,Как у поросёнка.
Я надела красно платье,Новые ботинки.Все ребята говорят,Что я за картинка!
На мне кофта голубая,На груди монисто.Я советую, девчата,Любить гармониста.
А мне милый изменилИ опять ко мне пришёл:«Дорогая Ниночка,Тебя лучше не нашёл!»
Серый камень, серый камень,Серый камень – сто пудов.Серый камень так не давит,Как проклятая любовь.
Ты играй, гармонь моя,Сегодня тихая заря.Сегодня тиха зоренька,Услышит чернобровенька.
Мы частушки вам пропели,Хорошо ли, плохо ли.А теперь мы вас попросим,Чтобы вы похлопали.
Я частушек много знаюИ хороших, и плохих.Хорошо тому послушать,Кто не знает никаких.
naseledushapoyot.ru