Легендарный Ермак Тимофеевич. Настоящее имя ермака тимофеевича


Аленин (Ермак), Василий Тимофеевич — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Военный деятель-Василий Аленин(Ермак)

полное имя

  • Василий Тимофеевич Аленин.Историкам известны семь имён Ермака: Ермак. Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей и Еремей."Ермак" нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген. Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак. Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина. Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

период жизни

место рождения

  • Происхождение Ермака неизвестно. По одним данным, Ермак (настоящее имя Василий Аленин) родился в Вологодской земле, по другим — в Двинской. Его, например, считают своим в поморском селе Борок, что стоит на Двине девятое столетие. Утверждают и то, что легендарный воитель – выходец из коми-зырян. На честь быть родиной героя претендуют и суздальцы, и донские казаки, и даже... евреи. Недавно родилась версия, что будто бы Ермак – сын их соплеменника из Керчи Тимоти Коломбо и приходится внучатым племянником Христофору Колумбу. Исповедание ему, правда, приписывается католическое. Вот она, слава! Но смех смехом, а для того чтобы уж точно не ошибиться, скажем, что Отечеством Ермака является Русская земля.

место смерти

  • Сибирь.Три года длилась первая сибирская экспедиция. Голод и лишения, суровые морозы, бои и потери - ничто не могло остановить вольных казаков, сломить их волю к победе. Три года дружина Ермака не знала поражений от многочисленных неприятелей. В последней ночной стычке поредевший отряд отступил, понеся небольшие потери. Но он лишился испытанного вождя. Без него экспедиция продолжаться не могла.

прозвище

Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возможно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири». В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий.

принадлежность

  • Сын владимирского извозчика, по некоторым данным, начал воевать с крымской ордой в 1571 году под Москвой. Известно он нём не слишком много. До прихода в Сибирь Ермак во главе казачьей дружины воевал в Литве. После участия в Ливонской войне якобы принял приглашение Строгановых идти в их Чусовские городки для защиты от набегов сибирских татар.

Ермак Тимофеевич был неоднозначным человеком. Достаточно вспомнить, что ещё до того, как принял приглашение семьи Строгановых двинуться со своей дружиной в Сибирь, он был приговорён царём к четвертованию за нападение на царские караваны.

Первое достоверное свидетельство о его жизни до покорения Сибири мы находим в польском «Дневнике Стефана Батория». В нем приведен полный текст письма к королю Стефану пана Стравинского из Могилева. Речь идет о том, что поляки были атакованы царскими воеводами и казацкими предводителями, среди которых был и «Ермак Тимофеевич, отоман...».

годы службы

звание

  • казачий атаман

сражения

  • ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА.До прихода в Сибирь Ермак во главе казачьей дружины воевал в Литве. После участия в Ливонской войне якобы принял приглашение Строгановых идти в их Чусовские городки для защиты от набегов сибирских татар.
  • ПОХОД В СИБИРЬ.Первую серьезную попытку задержать русское войско хан Кучум предпринял близ устья реки Туры. Сюда пришли главные силы сибирского войска. Эта попытка была обречена на неудачу. Казаки, отстреливаясь из пищалей, миновали засаду и вошли в реку Тобол. Но и дальше, вниз по Тоболу, плыть было довольно тяжело. Казакам то и дело приходилось высаживаться на берег, дабы отпугнуть противника. В этом очень важна была та тактика, которой пользовался Ермак. Дело в том, что Ермак вел боевые действия, четко следуя определенному плану. Чаще всего при сражении Ермак атаковал в два “захода” . Сначала в бой вступали пищали, при ударах которых очень большое количество воинов противника гибло, затем шло молниеносное наступление пехоты, отчаянно навязывая противнику рукопашный бой. Татары не любили рукопашного боя и страшно его боялись.

После ведения порою довольно затяжных битв Ермак неожиданным ударом взял Карачин. Укрепленный городок всего в шестидесяти километрах от Искера. Отбить город попытался сам Кучум, но ему пришлось отступить и вернуться в столицу. Затем воины Ермака захватили другой укрепленный городок, прикрывавший сибирскую столицу, - Атик. Время сражения, которому было суждено решить судьбу Сибирского ханства приближалось. Силы Кучума были еще весьма значительными, город хорошо укреплен...

Первый приступ казаков не удался. Штурм повторился и снова за окопы прорваться не удалось. Именно после этого Маметкул, оборонявший Чувашский мыс, и совершил крупную военную ошибку. Ободренный неудачами русских приступов и малочисленностью дружины Ермака, он решился на большую вылазку. Татары сами разобрали в трех местах засеки и вывели свою конницу в поле. Казаки заняли круговую оборону, встали плотными рядами. Стрельба из пищалей велась непрерывно: пищальники укрывались внутри каре, перезаряжали оружие и снова выходили в первые ряды, чтобы встретить залпом атакующую конницу. Татары понесли крупные потери, но прорвать плотные слой казаков так и не сумели. В бою был ранен предводитель татарской конницы Маметкул.

Неудача в полевом сражении у Чувашского мыса оказалась гибельной для хана Кучума. Насильно собранное ханское войско начало разбегаться. Вогульские и остяцкие отряды, составлявшие немалую часть его, также обратились в бегство. Отборная ханская конница погибла в бесплодных атаках.

Ночью хан Кучум покинул свою столицу, и 26 октября 1582 года Ермак с дружиной вошел в столицу Сибирского ханства.

В этих сложных условиях Ермак проявил себя не только дальновидным военачальником, но и дипломатом, политическим деятелем. Удержаться в крепости, удаленной от России на тысячи километров, можно было только при поддержке местного населения, и Ермак сразу же постарался установить дружеские связи с вогульскими и остяцкими “князьями” . Ненависть жителей Западной Сибири к хану Кучуму способствовала этому.

Разгром большого татарского войска Ермак использовал для того, чтобы поставить под свою власть соседние земли. Он разослал в разные стороны казацкие отряды, которые “очищали” земли от остатков орды. Русские потери в этих походах оказались минимальными.

Летом 1583 года казацкие войска на судах двинулись по Иртышу, подчиняя местных князьков...

letopisi.org

Фамилия Ермака. Ответы на опрос.

Спасибо всем поучавствовавшим в опросе про Ермака. Комментарии открыты, их можно посмотреть здесь.

А теперь ответ, точнее несколько ответов.

Версия №1.ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ АЛЕНИН

Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген. Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак. Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина. Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.

Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава, размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.

Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл — прорыв, прорва . А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?

В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.

В народном понимании Ермак — символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.

И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать, ковырять, прорывать. «Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».

Версия №2.ЕРМАК ХУЕВ

Про эту версию говорят очень много и доказывают, что такая фамилия у него и была, но доказательств этому нет никаких.

Есть прада одна интересная версия по поводу фамилии Хуев. В этом плане интересно, что "АЛ" (которое содержится в фамилии АЛЕНИН) - по-монгольски хуй. А прозвище Ермак имеет тюркское происхождение, как и само слово "казак"

Версия №3.ЕВСЕЙ КОЛОМБО

Одна запись не только проливает свет на возможное происхождение Ермака, но и во многом объясняет, почему, в свете устойчивой неприязни и подозрений на жидов и жидовствующих (так называлась еретическая группа, сконцентрировавшаяся в Ново-Иерусалимском монастыре в Рузе), все сведения о нем были похерены и уничтожены не только в царских архивах, но и у Строгановых, не желавших связывать свое имя с христопродавцем, к тому же католическим выкрестом:

"В лето 7073 года, во второй день июля месяца на допросе оный беглый именем Евсей, Тимофеев сын показал на себя, что рожден в Кафе городе, что от роду ему полных сорок два года, вероисповеданием крещеный еврей, из католиков..." (5)Кафа (Керчь) - генуэзская колония в Крыму. Вероятность того, что в отписке Строгановых и документе из записей Опричного приказа речь идет об одном и том же лице невелика и можно было бы ею пренебречь, если бы не два странных обстоятельства.

Первое. В дневниках ганзейского посла при Московском дворе Густава Маннерхейма (его миссия в Москве широко известна историографам, и сведения, имеющиеся в оставленных им дневниках, заметках, зарисовках и картах, заслуживают полного и глубокого доверия), датированных зимой 1587 года, говорится о секретной экспедиции отряда казаков вглубь континента далеко за Камень (Урал), чуть не на тысячу верст от Перми, вотчины Строгановых (6, стр. 125). Там же указано, что возглавлял экспедицию итальянский католик, по-видимому, тайно присланный к царскому двору Папой или одним из кардиналов Южной либо Восточной Европы (6, стр. 127-128).

Второе. В селе Ушаковка Воронежского района Воронежской области проживает несколько семей с фамилией Ермаковы. Здесь хранится предание о том, что все они ведут свой род от знаменитого Ермака, пришедшего в эти места в пятидесятых годах 16-го века. Изустные семейные предания утверждают также, что сам Ермак пришел из Тавриды.

Поиски в Керченском городском архиве позволили обнаружить, что в 80-е годы 15 века сюда, спасаясь от голода, прибыло несколько семейств из Генуи, в том числе и некий Готлиб Коломбо, крещеный еврей, суконщик, с семейством. Среди многочисленных детей Готлиба действительно был малолетний сын Тимоти.

Как хорошо известно, у Христофора Колумба было два брата: один из них стал его соратником в поисках западного прохода к Индии и вошел в историю географических открытий вместе с братом Христофором и племянниками Диего и Луи, младший же брат остался при отце и унаследовал его суконную мастерскую в Генуе. В "Raccolta completa" за 1475 год говорится: "Доминик Коломбо преставился, оставив своему сыну Готлибу отменную суконную мастерскую. Чумовой мор и последовавшие за тем семь голодных лет принудили многих жителей Генуи покидать город и бежать, кто куда может. Готлиб Коломбо продал свое дело за весьма малые деньги и отправился в Тавриду, списавшись с дальним родственником и старинным заимодавцем Коломбов, в поисках неверного счастья".

Что заставило Евсея Коломбо покинуть Керчь и почему он оказался сначала на реке Вороне, а затем - в среде волжских казаков, как ему удалось войти в огромное доверие к Строгановым, какую роль в этом сыграл Опричный приказ и не был ли он эмиссаром опричнины, говоря современным языком, - все эти вопросы пока остаются открытыми и ждут своих пытливых исследователей. Мы же считаем доказанным или почти доказанным тот факт, что Ермак Тимофеевич, по-видимому, был внучатым племянником Христофора Колумба и в нем бился неукротимый дух первооткрывателя новых стран и земель, как и у его более знаменитого и удачливого предка.

Версия №4.ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ ЧИГИН

Василий Тимофеевич Чигин по прозвищу Ермак ("ирмак" на языке асов - древнеарийском - означает "воин") принадлежал к роду казаков Чигиных, живших в Червленом яру (территория между Хопром и Доном, т.е. современной Воронежской области). "Чига" - одно из названий казаков Верхнего Дона. Потому как в их речи часто встречаются слова "чо", « чиго», "чего", "чого". Казачья слобода в городе Воронеже поэтому называлась Чиговкой (Чижовкой). В городе находилась древнейшая в Подонье казачья Покровская церковь (сейчас – Покровский кафедральный собор). Между казаками Нижнего и Верхнего Дона шла борьба за первенство в войске. В конце концов, Чигиным пришлось уйти на север. Дед Ермака, "Афонасий Григорьев сын, прозванием Оленин", жил в Суздале, потом переехал во Владимир. Однако связи с Чиговкой не терял.

Отец Ермака Тимофей Чигин погиб во время штурма Казани. Сам Ермак в этом сражении, несмотря на молодость (25 лет), командовал отрядов чиговских казаков. За взятие Казани царь даровал казакам Дон с притоками в вечное владение. В районе нынешнего города Павловска у казаков были пещеры, в которых они скрывались от врагов в случае необходимости. В годы Ливонской войны (1558 - 1583) он был уже известным казачьим атаманом. В дневнике польского короля Стефана Батория, изданном в Петербурге в 1867 году, есть запись о том, что во главе московских войск был, в числе других, "Ермак Тимофеевич, отаман казацкий".

roeline.livejournal.com

Легендарный Ермак Тимофеевич

Этим очерком мы начинаем серию публикаций о замечательных людях нашего региона в рамках проекта «Славное имя. Омск. Судьба. Россия».

Символ русского бесстрашия

Ермак – имя необычное. Нет и не было другого человека, которого бы звали так, потому что нет в православных святцах такого имени. А был легендарный казачий атаман человеком набожным и, конечно, крещеным. Некоторые ученые считают, что Ермак – это измененное имя Ермолай. По Ермолаю и служат панихиды, поминая Ермака. Но были мнения и о том, что по-настоящему Ермака звали то ли Германом, то ли Еремеем. Одна летопись, считая имя Ермак прозвищем, дает ему христианское имя Василий.

Есть сведения, что в юности лихой атаман занимал скромную должность кашевара в Волжской станице и молол хлеб на «ермаке» – ручной мельнице. Но каково бы ни было происхождение имени, человек, его носящий, известен и овеян славой как Ермак Тимофеевич. Да еще и при жизни среди местного остяцкого населения Сибири (ныне остяков называют хантами) имя Ермак было нарицательным. Автор исторического романа «Ермак» Евгений Федоров пишет, что, завидя казачьи струги на Иртыше и Оби, рыбаки безбоязненно подплывали к ним, предлагая рыбу, и, наслышавшись о русских, встречали казаков возгласами:

 – Ермак! Ермак!

Имя или прозвище одного человека стало символом русского бесстрашия.Подвиг

1 сентября 1581 года дружина казаков под начальством Ермака выступила с Урала в поход на восток. Под звуки военных труб и сопелей казаки поплыли вверх по Чусовой, чтобы потом волоком на руках перетащить свои суда к притокам великих сибирских рек: плыть по Жеравле, Баранче, Тагилу, Туре, Тоболу. Было в Ермаковом войске 540 казаков его отряда да 300 ратных людей уральских промышленников братьев Строгановых. Было в дружине три сподвижника Ермака (главный – Иван Кольцо), четыре выборных есаула, а еще писари, знаменщики, три священника, трубачи, литаврщики и барабанщики и даже «человек Божий» – старец-бродяга. Шли в Сибирь всерьез и надолго. По одним сведениям, стремление к освоению новых земель для Руси было заветным желанием самого Ермака, по другим – это была инициатива Строгановых. Снаряжали дружину точно уральские купцы. А царя Ивана Грозного в завоевательной политике трудно обвинить. Он даже гневался на Строгановых за ссоры с местными князьями, данниками сибирского «салтана», и требовал отослать Ермака в Пермь. Да тот уже ушел в противоположном направлении.

На Туре и в устье Тавды разбили татар казаки. Хан Кучум выслал против них войско своего родственника Маметкула, но и оно было разбито на берегу Тобола. Стрелы туземцев были бессильны против ружей. Тогда Кучум, сам чужак в этих краях и завоеватель, убивший властителя Сибирской орды, дружественного Москве князя Едигера, стал собирать войско из татар и подвластных ему остяков. Кучум был стар и слеп, но чрезвычайно воинственен и нетерпим к русским. Силы он собрал несметные: тридцать человек против одного воина Ермака. На казачьем кругу решали: что делать? Уклониться от боя посчитали позором и «преступлением слова своего». Решили положиться на Божью помощь, постоять за веру православную и послужить царю до смерти.

Битва была 23 октября 1582 года на горе Чувашево близ нынешнего Тобольска. Казаки потеряли 107 человек и победили. Ермак вступил в столицу сибирского царства Искер, или иначе Сибирь. Город был пуст, но постепенно татары, остяки и вогулы (манси) приходили бить челом победителю. Иван Кольцо был послан к Ивану Грозному с известием, что Бог подарил государю сибирскую землю, и просить присылки подкрепления. Осужденный в прежние годы за разбой Иван Кольцо был прощен. Царь послал в подарок Ермаку два панциря, серебряный ковш, камки и шубу со своего плеча.

Личность

Происхождение Ермака овеяно тайной. По одному преданию, дед его был посадским человеком города Суздаля и занимался извозом, а затем удалился в Прикамье, где родился знаменитый внук. Другая летопись называет Ермака уроженцем Качалинской станицы на Дону. Как бы то ни было, очевидно, что этот человек прославился не знатностью предков, а собственными качествами. Русский историк Александр Нечволодов пишет: «Ко времени появления его у Строгановых это был настоящий русский богатырь, отважный и решительный, предприимчивый и умный, отлично знающий людей и закаленный как в борьбе с суровой природой, так и со всеми житейскими невзгодами. Ермак, кроме того, отличался замечательным красноречием и умел вовремя сказанным словом, исходившим из глубин его исполинской души, побуждать своих смелых соратников на бесстрашные подвиги».

Мощь натуры и сила духа соединялись со строгостью жизни и умением обуздывать темперамент. В дружине Ермака «блуд и нечистота в великом запрещении», отмечал летописец. А когда был занят Искер, Ермак Тимофеевич строго запретил своим казакам делать малейшее насилие местным жителям – и всех встречал ласково. Атаман не был свирепым и мстительным – возможно, тем отчасти и объясняются его успехи в покорении Сибири Москве. Хотя удача не всегда сопутствовала Ермаку.

Гибель

Пришли на помощь ратные люди из столицы под предводительством воевод Болховского и Глухова. Но не хватало съестных припасов, распространялись болезни. Страшнее, однако, было восточное коварство. С наступлением весны 1584 года местные жители подвезли продовольствие, но казаков постигла другая беда. Один из данников Кучума, Карача-Мурза, притворился верным русскому царю и попросил у Ермака помощи против ногайцев. Атаман послал Ивана Кольцо с отрядом в 40 человек. Все были убиты. Атаман Яков Михайлов отправился за вестями о товарищах и тоже был убит. А в августе сам Ермак выступил в устье Вагая, потому что узнал, будто идет на север караван с товарами и Кучум хочет перерезать ему путь. В ожидании каравана воины уснули на иртышском острове. За всеми передвижениями зорко следил Кучум. Ночью его люди напали на спящих. Проснувшись, Ермак бросился к своему стругу, но, одетый в тяжелый, жалованный царем панцирь, не доплыл до судна и, попав в водоворот, утонул. Это случилось в ночь с 5 на 6 августа 1584 года.

Его тело прибило к берегу 13 августа. По преданию, когда татары стали снимать с атамана одежду, изо рта и носа Ермака хлынула кровь, будто он был еще жив. Тело было выставлено напоказ, и каждый местный житель мог стрелять в него из лука и колоть копьем. Но кровь продолжала литься, и птицы не решались клевать труп. Всех, кто был рядом, объял ужас, кощунство прекратили. Ермака приняли за Бога и похоронили под сосной. После этого закололи 30 быков и 10 баранов и справили богатую тризну по русскому богатырю.

После гибели Ермака казаки на время ушли из Сибири. Но противоречия в ханстве вели к его концу. А Русь Великая мощно двинулась на восток. В 1586 году основана Тюмень, в 1587 году положили начало Тобольску, в 1592-м родились Пелым, Березов и Обдорск, в 1594-м Тара и Сургут, в 1601-м – Туринск, в 1604-м – Томск…

©

omskregion.info