Иван Федоров - первопечатник: биография великого человека. Биография первопечатник иван федоров


Реферат: Иван Фёдоров - русский первопечатник

Иван Фёдоров - русский первопечатник

Содержание

Введение

. Иван Федоров

.1. Жизнь Ивана Федорова

.2. Печатное дело

.3. Полиграфическая техника

. Первые книги

.1 Апостол

.2 Часовник

.3 Букварь

.4 Второе издание букваря Ивана Федорова

Заключение

Список литературы

Введение

Когда на Руси появилась первая печатная книга? Она появилась 1 марта 1564 года в Москве в государственной типографии, которую основал Иван IV и которую возглавил русский первопечатник Иван Федоров. Полное название книги Деяния апостольские, послания соборные и святого Павла послания, но более известно ее краткое название «Апостол».

Если попытаться вкратце рассказать о его жизни, то получится примерно так: Федоров Иван родился около 1510, умер в 1583 году, основатель книгопечатания в России и на Украине. В 1564 в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-81 в Остроге издал первую полную славянскую Библию.

Остановимся более подробно на биографии Ивана Федорова, на его вкладе в развитие печатного дела, рассмотрим полиграфичекую технику и первые книги, изданные им.

1. Иван Федоров

.1 Жизнь Ивана Федорова

Иван Федоров, настоящее имя Иван Федорович Московитин, - основатель книгопечатания в России и Украине. Точной даты рождения Ивана Федорова ученым установить не удалось. Считается, что он родился около 1510 года. О ранних годах первопечатника почти ничего не известно. Некоторые ученые-историки высказывают предположение, что он обучался в Краковском университете, другие упоминают о его имени, встречавшемся в списках студентов немецких учебных заведений.

В 1530-1550-е годы, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария, и с ним приехал в Москву, где занял должность диакона в кремлевском храме Николы Гостунского - одну из самых заметных в московской иерархии.

В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии, но последняя была открыта только в 1563 году, когда в ней и начали работать первые русские печатники - Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через два года они окончили печатать "Апостола". Тотчас же по выходе "Апостола" начались гонения на печатников со стороны переписчиков, и Иван Федоров и Петр Мстиславец должны были бежать в Литву, где их радушно принял гетман Хоткевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Вместе с Иваном Федоровым покинул Москву и его сын Иван, который всю свою жизнь посвятил делу отца. К тому времени Иван Федоров был уже вдовцом. Некоторые ученые полагают, что его любимая жена погибла в пожаре. Доказательством тому, что Иван Федоров овдовел в Москве служит его переход с должности дьякона на работу по устройству типографии. Дело в том, что духовенство обычно отстраняло от церкви служителей-вдовцов.

Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, было "Учительное Евангелие" (1568). Позднее Иван Федоров с целью продолжения типографского дела переселился во Львов и здесь в 1574 году в основанной им типографии напечатал второе издание "Апостола".

Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в город Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую "Острожскую Библию", первую полную Библию на славяно-русском языке. Вскоре после этого, в декабре 1583года, "друкарь москвитин" скончался в предместье города Львова, в страшной нищете.

иван федоров печатная книга

1.2 Первая печатная книга на Руси

иван федоров печатная книга

Основываясь на свидетельство первопечатника, считают, что типография в Москве была открыта в 1563 году. Для начала типографской деятельности Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Изготовление шрифта - трудоемкая работа. Вначале изготавливалась матрица - вырезалась в твердом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась ее копия путем оттиска на более мягком металле полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в нее металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст, который требовал ювелирной точности соблюдения промежутков между буквами и словами. «Апостол» издан как совершенное произведение печатного искусства.

Исследователи установили, что текст «Апостола» отличается от распространенных в то время рукописных «Апостолов». Это могло означать только одно - производилось тщательное редактирование текста. Ученые допускают, что его редактировали либо в кружке митрополита Макария, либо самим первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.

Второй книгой, вышедшей из московской типографии Ивана Федорова, был «Часовник», выпущенный двумя изданиями в 1565 году. Первое из них было напечатано 7 августа 1565 года и окончено 29 сентября 1565 года. Другое печаталось со 2 сентября по 29 октября. По этой книге учились читать. Других книг, изданных Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в Москве, мы не знаем. Но они, скорее всего, существовали, поскольку о некоторых из них упоминает библиограф XVIII века епископ Дамаскин (1737-1795).

К сожалению, вскоре после издания «Часовника» Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось покинуть Москву. Гонимые недоброжелателями, они нашли приют в Литовском княжестве в Заблудово. Кто именно был противником первопечатников, нам неизвестно. В послесловии к «Апостолу» можно найти такие строки, описывающие причины отъезда из Москвы: «…от злобы, часто случающейся на нами не от самого того государя, но от многих начальников и священноначальников и учителей, которые на нас из зависти многие ереси умышляли, желая добро во зло превратить и Божие дело в конец погубить, как бывает в обычае злонравных, ненаученных и неискусных в разуме людей, не имеющих навыка в грамматических тонкостях и не имеющих духовного разума, но напрасно произносящих злое слово… Это изгнало нас от земли, отечества и народа нашего и заставило переселиться в чужие незнакомые страны».

Крупный литовский земельный магнат Григорий Александрович Ходкевич пригласил печатников в свое имение Заблудово (под Белостоком), чтобы там они устроили типографию и печатали книги для снабжения ими православных церквей. Первой книгой, вышедшей в Заблудове, было «Евангелие учительное». Эта книга во многом отличалась от московских изданий. Наличие подробного титульного листа, предисловия, а не послесловия, которое было написано самим Ходкевичем - вот основные отличия этой книги. Нужно отметить, что в предисловии Ходкевич упоминает первопечатников с большим уважением, называя их по имени и отчеству Иван Федорович Москвитин и Петр Тимофеевич Мстиславец, тогда как в Москве их называли как людей простого звания.

«Евангелие учительное» было издано с тем же совершенством, что и московский «Апостол», но оно стало последней книгой, которую Иван Федоров и Петр Мстиславец издали совместно. На этом их жизненные пути разошлись. Петр Мстиславец уехал в Вильно, где он продолжил дело книгопечатания. Последней книгой, изданной в Заблудове, был «Псалтырь с Часословцем» (1570).

В 1569 году была заключена Люблинская уния, окончательно закрепившая объединение Польско-литовского государства, после чего отношения с Москвой обострились, а православие стало постепенно изгоняться из государства. Понятно, что в таких условиях просветительская деятельность Ивана Федорова стала невозможной. Ходкевич подарил Федорову деревню, которая могла бы прокормить его, но первопечатник не хотел оставить своего любимого дела. И тогда вместе с сыном, а возможно, и с другими работниками типографии, Иван Федоров переехал во Львов.

Дорога была трудной: в местности, которую надо было пересечь, началась эпидемия чумы. Но и добравшись до Львова, Иван Федоров оказался в совершенно иных условиях, нежели был до сих пор. Если в Москве типография существовала на государственные средства, а в Заблудове на средства мецената, то во Львове надо было найти либо состоятельных людей, либо обратиться к церкви. Иван Федоров подробно рассказал о своих мытарствах в послесловии к «Апостолу», который он все же напечатал во Львове. И помогли ему небогатые священники и небогатые горожане. Он получил помощь от людей, понимавших огромное значение книги.

В феврале 1573 года Иван Федоров приступил к печатанию второго издания «Апостола». Отличие нового издания заключалось в более обширном и эмоциональном послесловии. В конце книги целую страницу занимает типографская марка Ивана Федорова. В богатом орнаменте с одной стороны помещен герб города Львова, с другой - знак Ивана Федорова, появляющийся во всех последующих изданиях. В конце книги на 9 страницах отпечатано послесловие, которое изумляет свои содержанием и формой. Само по себе оно является литературным памятником. Из него становится очевидным, что знакомство автора с произведениями Максима Грека, Андрея Курбского, «Стоглавом», а также сочинениями своих современников.

В том же году, что и «Апостол» Иван Федоров напечатал «Азбуку», в послесловии к которой он пишет, что сложил эту книгу «ради скорого младенческого научения» и перечисляет источники, из которых брал тексты. Единственный экземпляр этой книги в 1927 году был найден в Риме, сейчас этот раритет находится в США.

В 1575 году произошла знаменитая встреча Ивана Федорова с князем Константином Константиновичем Острожским, владельцем крупного поместья Острог (город на Волыни, к северо-востоку от Львова). Этот феодал принадлежал к православной церкви и поддерживал украинское национальное движение. Богатство помогло Острожскому вести свою политику и создать в своем имении просветительские учреждения. Для осуществления этой цели он собрал в своем поместье высоко образованных людей, которые занимались педагогической и литературной деятельностью. Иван Федоров был как раз тем человеком, в котором он очень нуждался, так как для осуществления просветительской деятельности в Остроге остро не хватало типографии. Иван Федоров или просто Друкарь, как его назвали на Украине, был единственным человеком, обладающим кириллическим шрифтом.

Но первопечатник не сразу начал печатать книги на новом месте. Сначала Острожский назначил его управителем Дерманского монастыря, находившегося на землях князя. Но служба тяготила художественную натуру первопечатника. Книги - вот что занимало его всецело. И в конце 1576 года он снова во Львове, куда его призвали многочисленные дела, связанные с книгопечатанием. По различным сохранившимся документам установлено, что в то время Иван Федоров обладал широкими деловыми связями.

В 1577 году он ездил в Турцию. Считается, что князь Острожский послал его для покупки греческой «Библии». В 1579 году Иван Федоров окончательно переселился в Острог. Это было время, когда там шла работа по подготовке к печати текста «Библии». Вначале ученые, которые жили в Остроге, хотели перевести «Библию» на украинский язык, но затем отказались от этой идеи, боясь неточностей перевода, которые могли исказить содержание. За образец «Библии» была взята московская геннадиевская рукопись. Печатание книги растянулось на полтора года. Из Львова Первопечатник сумел привезти только крупный московский шрифт «Апостола», которым он и печатал свои последние книги. Но для «Библии» этот шрифт был непригоден - книга получилось бы слишком большой. Поэтому для печатания книги были отлиты два новых шрифта: один для основного текста, другой, совсем мелкий, - для примечаний. А для заглавных листов был использован крупный московский. Послесловия и предисловия были отпечатаны параллельно с церковнославянским греческим шрифтом. Острожская «Библия» представляет собой очень большую книгу, в которой 628 листов. Текст напечатан в два столбца, что являлось новым приемом в русской и украинской книге. На последней странице помещено послесловие с указанием даты выхода в свет и типографский знак. В отличие от ранних книг Ивана Федорова, в «Библии» нет указания о начале работы, ученые предполагают, что она была начата либо в 1579, либо в 1580 году.

В мае 1581 года была напечатана «Хронология» Андрея Рымши. Автор книги, как полагают, был из Острожской высшей школы. Ученые предполагают, что в Остроге вышла новая редакция «Азбуки», которая была несколько раз переиздана. На эту мысль наводят две «Азбуки» в Англии - в Кембрижской и Оксфордской библиотеках.

В 1582 году Иван Федоров вернулся во Львов, привезя с собой 400 экземпляров «Библии». Львовская типография первопечатника была заложена за большую сумму, и выкупить ее у Ивана Федорова не было денег. И он решил основать новую типографии, но этим планам уже не суждено было осуществиться.

1.3 Полиграфическая техника

О печатном стане для первых книг не сохранилось сколько-нибудь подробных источников, известно лишь, что он был сделан по итальянским образцам. Надо сказать, что вся типографская терминология, продержавшаяся до середины XIX в., была целиком заимствована у итальянцев.

Вот, например:

тередорщик (печатник) - tiratore;

батырщик (набойщик или накладчик краски на литеры) - battitore;

пиан, или пьям (верхняя доска печатного станка) - piano;

марзан (брусок, вкладываемый в печатную форму там, где должны оставаться поля в книге) - margine;

пунсон (стальной брусок с выгравированной на торце буквой для пробивки матриц) - punzone;

маца (кожаный мешочек, набитый шерстью или конским волосом, с рукоятью для набивки краски на литеры) - mazza;

тимпан (четырехугольная рама при станке, которую обтягивали пергаменом и накладывали на нее печатный лист) - timpano;

штанба (книгопечатное заведение) - stampa.

Среди типографских терминов того времени встречается только одно немецкое слово - друкарня (типография). Оно было занесено на Русь из юго-западных полиграфических мастерских. Эти же термины использовались во всех европейских типографиях

Единственным источником сведений о станке Федорова является, пожалуй, только опись его типографского имущества, сделанная вскоре после смерти печатника во Львове. Там нашлось такое описание: "типографский станок со всеми принадлежностями из дерева, …большой литой медный винт с гайкой и пластиной, которой прижимают литеры, и рама, в которую помещают литеры". Можно заключить, что размер его был сравнительно небольшой, поскольку указанный вес всех медных деталей в сумме составляет примерно 104 кг.

Самая ранняя сохранившаяся документация Московского печатного двора относится к первой половине XVII в. Важнейшими свидетельствами используемой полиграфической техники первой русской типографии являются сами федоровские издания. Учитывая с большой долей вероятности тот факт, что оборудование и приемы не менялись, по крайней мере, в течение 100 лет после смерти великого мастера, ученые смогли реконструировать шрифты, очертания форм для иллюстраций, приемы набора, верстки и печати, а также технику переплета русских первопечатных книг.

Итак, количество шрифтов, находящихся в распоряжении Анонимной типографии равнялось 5. В самом первом из них, для набора узкошрифтного Четвероевангелия 1553 г., литеры отливались вместе с надстрочными знаками. Этот прием заимствован из Западной Европы. Начиная со следующего издания - Триоди постной 1555 г. - буквы и надстрочные знаки уже отливали отдельно (историки считают это косвенным свидетельством появления в Анонимной типографии Ивана Федорова).

Сам же Москвитин в своей работе применял 6 шрифтов. Все московские, заблудовские и львовские издания набраны московской гарнитурой, имитирующей полууставное письмо XVI в. Сначала этот шрифт имел только два размера. Позже, в Остроге, Федоров отлил еще два увеличенных его размера и греческий шрифт в двух кеглях.

Все рисунки для шрифтов и пуансоны изготовил сам мастер. В XVII в. гравировка пуансонов была уже обязанностью граверов-резцов. Дело это было очень трудоемкое - для подготовки пуансонов всего шрифта требовалось несколько месяцев. На печатном дворе строго следили за тем, чтобы рука у резца была твердой.

Ударом молотка вдавливая торец пуансона с буквой в медный брусок, получали матрицы для отливки литер. Только опытный мастер мог рассчитать силу удара, чтобы углубление было везде одинаковым.

В XVI-XVII в.в. секрет типографского сплава русским печатникам был еще не известен, поэтому шрифты отливали из олова. Знаки шрифта хранили в кассах, однако устройство их было не слишком удобным, что сильно замедляло скорость набора.

Для получения книжных иллюстраций и орнаментов гравировали деревянные доски, чаще всего из грушевого дерева. Пилить его на доски нужно было обязательно вдоль ствола. Рисунок для резьбы составляли знаменщики (художники, расписывающие красками и золотом парадные издания). Вырезание зеркального изображения на доске называлось "обронной " резьбой.Изготовить доску для одной гравюры удавалось лишь за 2-3 месяца.

На первых порах при печатном стане работали два человека - батырщик и тередорщик. Совершенно очевидно, что в процессе создания первых московских изданий Федоров и Мстиславец делили эти должности между собой.

Черную краску для набивки варили в самой типографии из сажи, дорогую же киноварь покупали. Самым сложным процессом как раз и была двухцветная печать. В анонимных изданиях применялась московская техника печати за один проход. При этом всю форму покрывали черной краской, а с литер, предназначенных для красных отпечатков, ее аккуратно стирали, и кисточкой наносили киноварь. Позже перешли к двухпроходной печати сначала с двух разных форм, а затем с одной. Все федоровские издания напечатаны последним способом.

Перед печатью бумагу увлажняли на мокрой ткани, помогая ей лучше воспринимать краску.

Готовые оттиски собирали в тетради и каждую выколачивали деревянным молотком, не допуская увеличения толщины у корешка. Все собранные вместе тетради выравнивали в тисках, после чего обрезали. В парадных изданиях (для подношение царю или патриарху) обрез золотили или окрашивали краской. Для сшивания чаще всего использовали конопляные нитки в несколько сложений. Переплетными крышками служили доски, обтянутые тканью или кожей. Как правило, в ход шли кожи телячьи или овечьи, реже конские и козьи.

Кожаный переплет нередко украшали тиснением с помощью специального штампа.

Завершалось книжное творение прикреплением к переплету застежек и угловых накладок. Именно эти застежки и помогали продлить жизнь произведениям полиграфического искусства.

За исключением поворота винта станка для прижатия печатного листа к форме все операции делались вручную. А ведь была еще редакторская, корректорская, литературная и художественная работа! Какой же титанический труд вкладывали первопечатники в свое произведение! Изо дня в день в течение года самоотверженно продвигались они к воплощению своего дерзновенного замысла. Помогали им в этом не только талант, но и высокая сила духа.

2. Первые книги

2.1 «Деяния Апостолов» (1564 г.)

Первопечатники действительно создали модель, ставшей основой для последующих изданий русских мастеров-типографов. Блоки текста на странице имеют 25 строк, причем все строки выровнены по правому краю. Что удивительно, такие блоки (21 х 14 см) почти совпадают с размером современной страницы А4. Размер шрифта, его легкий полууставный наклон вправо, длина строки, расстояние между строками - все удобно для движения глаз и создает комфорт при чтении. По всем правилам подготовки типографского издания Апостол снабжен колонтитулами, подстрочными и надстрочными ссылками. Книга печаталась двумя красками. Однако в знаменитом федоровском орнаменте заставок из виноградных листьев и шишек, разработанном на основе растительных орнаментов рукописной книги, использован только черный цвет. Сплетающиеся листья, создавая ощущение объема, выглядят не менее нарядными, чем многоцветные. Талантливый типограф тонко чувствовал красоту и изящество черно-белого изображения.

Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, мастер закрепил в книжной графике так называемый старопечатный стиль. Нужно заметить, что при этом орнаменты в книгах Федорова всегда имеют служебное назначение: они не вытесняют текст на второй план, а, напротив, выделяют и украшают его, привлекая внимание читателя. Не менее замечательна миниатюра, по традиции включающаяся в издания такого рода. В древнерусских апостолах обычно изображался автор за написанием книги. Апостол же Лука у Федорова не пишет, а держит книгу в руках. Фигура евангелиста не имеет никакого фона - она будто парит в воздухе. Письменные принадлежности оставлены в стороне на столике. А книгу держит не писец, а печатник. Таким приемом художник увековечил память о себе, как о первом создателе русской печатной книги.Безусловно, самая первая печатная книга не могла быть совершенна. По некоторым ошибкам в нумерации страниц можно предположить, что условия в типографии были нелегкими. Вероятно, приходилось разбирать набор для высвобождения шрифта под следующие тексты.

2.2 Часовник (1565 г.)

Это карманное издание - сборник молитв, по которому вели богослужение и обучали грамоте детей. Часовник и буквари Ивана Федорова были уже типами массовой и учебной книги. Пользовались они большим спросом и зачитывались до дыр, поэтому выдерживали не одно издание. Надо сказать, что тягу к созданию книг для обучения Москвитин сохранил до конца своей жизни. Поиски типа книги первопечатник продолжил впоследствии и на Украине. В частности, не характерным для типографа явился алфавитно-предметный указатель "Собрание вещей нужнейших вкратце, скораго ради обретения в книзе новаго Завета по словесам азбуки" (1580 г.), который можно считать и первым в истории русской словесности сборником афоризмов.

2.3 Букварь (1574 г.)

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева.

Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.

В азбуке использован буквослагательный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов. Сначала шли двухбуквенные сочетания с каждой гласной по алфавиту (буки - аз = ба), затем те же слоги с добавлением третьей буквы (буки - рцы - аз = бра). Здесь аз, буки, рцы - буквы кириллического алфавита.

Дальше идут три раздела, знакомящие учеников с элементами грамматики.

В раздел "А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии" автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с "б". Здесь же приведены формы страдательного залога глагола бити.

Раздел "По прозодии а еще дващи лежащее се есть повелительная и сказательная" дает сведения об ударениях и "придыханиях" в словах. А раздел "По ортографии" содержит отдельные слова для чтения, записанные полностью или сокращенно (под знаком "титло" - надстрочным значком, означающим пропуск букв).

Азбука заканчивается акростихом. В азбучном акростихе (греч. "край строки"), или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся.

Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, но и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам.

На последней странице даны 2 гравюры: герб г. Львова и издательский знак первопечатника.

Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. В послесловии о своей роли составителя он написал: "еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения, … от грамматикии мало нечто ради скорого младенческого научения". Некоторые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Ведь Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно "в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующе". Первые ростки гуманистической педагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика.

2.4 Второе издание букваря Ивана Федорова (1578 г.)

"Книжка по-греческия "Алфа Вита", а по русскии "Аз Буки", перваго ради научения детьскаго", выпущена в 1578 г. в г. Остроге. Уехав из Львова, Москвитин (так называл себя первопечатник - выходец из Москвы) основал типографию в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского. Азбуку так и называют - Острожская. Она известна по двум сохранившимся экземплярам - в Королевской библиотеке Копенгагена и городской библиотеке г. Готы (Германия).

Книга богаче украшена. Помимо заставок и концовок здесь уже появились заголовки, выполненные вязью, а также буквицы - первые буквы абзаца высотой в одну или несколько строк, выполненные в виде орнамента. Повторяя построение первого издания, азбука кроме славянских текстов включает и греческие. В то же время нумерация параграфов и кириллические числа в конце страницы убраны.

Но самое замечательное отличие этой азбуки в том, что в конце ее Иван Федоров впервые опубликовал великолепный памятник славянской литературы. Это "Сказание, како состави святый Кирилл философ азбуку по языку словенску, и книги переведе от греческих на словеньский язык", созданное в IX в. Черноризцем Храбром.

Вся жизнь Ивана Федорова была посвящена по его словам тому, чтобы "по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу". Острожская азбука еще раз подтверждает это - где бы Москвитин ни основывал типографию, везде издавал книги для обучения чтению и письму.

Заключение

Красной нитью через все послесловия проходит тема просвещения, пускай и "божественного". "Божественное слово" у Москвитина ассоциируется с книгой. К 80-м годам XX в. ученые насчитывали свыше 500 экземпляров 12 изданий великого русского просветителя. Многие из них сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, Киева и Львова, а также - в Польше (Варшаве и Кракове), Югославии, Великобритании, Болгарии и США. До сих пор поражают они современников своим высочайшим художественным совершенством. Жизнь его была подвигом по своей цели, по своей самоотверженности и достигнутым необыкновенным результатам. Беззаветный труд, сопряженный с постоянными неудачами и переездами, мучительные и упорные поиски технических и художественных приемов, филологические, корректорские, писательские и педагогические разыскания ставят Ивана Федорова не только на место выдающегося техника-полиграфиста. Этот человек русский был и остается в памяти всех людей грамотных просветителем, художником, творцом, создателем русской и украинской книжности, выдающимся деятелем русской и славянской культуры второй половины XVI в.

Список литературы

1.Кизиветтер А.А. Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси. М., 1904

2.Кукушкина М.В. Книга в России в XVI веке. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999, 202 с. Серия "Slavica Petropolitana", III.

.Лукьяненко В.И. Азбука Ивана Федорова, ее источники и видовые особенности // ТОДРЛ. М.-Л., 1960.

4.Малов В. Книга. Серия "Что есть что", М., СЛОВО, 2002.

.Немировский Е.Л. Иван Федоров. М., 1985.

.Немировский Е.Л. Полиграфическая техника Ивана Федорова и его учеников. В книге "Иван Федоров" М., Наука, 1959 или Вопросы истории естествознания и науки, 1984, № 1.

.От азбуки Ивана Федорова до современного букваря /Сост. Богданов В.П. и др.-М.: Просвещение, 1974

.Тихомиров М.Н. У истоков русского книгопечатания. М., АН СССР, 1959.

Теги: Иван Фёдоров - русский первопечатник  Реферат  Журналистика

dodiplom.ru

Краткая биография Ивана Федорова - первопечатника, для детей и взрослых написанная

Сегодня для нас привычным делом стали печатные издания – книги, журналы, газеты. Стоят они недорого, являются общедоступными, из-за чего отношение к ним часто неуважительное и небрежное. А когда-то книги были дороже золота, ими владели только очень богатые люди. На создание одной книжки тратились многие годы, иногда десятилетия. Это был тяжелый и кропотливый ручной труд, а право быть переписчиком считалось привилегией, получить которую мог далеко не каждый.

В Европе все начало меняться в середине 15 века, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатание. На Руси первый печатный станок по приказу Иоанна Грозного в 1563 году построил Иван Федоров. Что мы знаем о нем сегодня? Краткая биография Ивана Федорова – первопечатника, для детей и взрослых будет очень интересна. Она представлена ниже.

Происхождение

Доподлинно историкам неизвестны дата и место рождения Ивана Федорова, его генеалогия. Считается, однако, что он появился на свет в Москве где-то между 1510 и 1530 годами, принадлежал к белорусскому роду Рагозиных. Многие исследователи жизни первопечатника настаивают, что он родился в 1510 году в Калужской губернии.

Начало биографии

Достоверно известно, что Иван Федоров учился в Краковском университете с 1529 по 1532 год и получил степень бакалавра. Об этом сохранилась запись в архивах университета. Возможно, именно здесь он впервые и услышал о книгопечатанье.

Вернувшись в столицу, молодой человек поступил на службу в церковь Николы Гостунского. Образованный, начитанный, воспитанный, он попал под покровительство митрополита Макария. Последний был приближен к царю Иоанну Грозному, и вполне вероятно, что именно он посоветовал доверить создание первой на Руси типографии способному юноше.

Постройка первой русской типографии

Краткая биография Ивана Федорова – первопечатника, для детей и взрослых раскрывает важный факт. В 1550 году жизнь Федорова сделала крутой поворот. Приказом Иоанна Грозного ему было поручено организовать печатное дело. Развернулась масштабная деятельность по устройству первой русской типографии. Верными помощниками первопечатника в этом непростом деле стали Петр Мстиславец и Маруша Нерефьев. Работы были закончены только в 1563 году.

"Апостол" и "Часовник"

17 апреля 1563 года мастера приступили к созданию первой книги "Апостол". Она была закончена почти через год. Официальной датой ее издания считается 1 марта 1564 года.

Любая краткая биография Ивана Федорова – первопечатника, для детей или для взрослых написанная, обязательно упоминает эту книгу, но упускает такие интересные факты:

  • книга имела 268 листов, из них 262 пронумерованных;
  • была выпущена на старославянском языке;
  • при печати использовались красный и черный цвета, при этом красным печатали название глав;
  • первая буква в начале каждой новой главы рисовалась художниками вручную;
  • каждая глава была изукрашена красивым цветочным орнаментом ручной работы;
  • общий тираж "Апостола" составил 1000 экземпляров, из которых сохранилось только 47.

В 1565 году двумя тиражами была выпущена вторая книга – "Часовник". Из 345 экземпляров до нашего времени дошли только 7.

Бегство

Далее краткая биография Ивана Федорова – первопечатника, для детей и взрослых написанная, повествует о том, что ему пришлось бежать из Москвы. Тому было несколько причин:

  • на первопечатника ополчился высший свет из-за страха, что книгопечатанье сделает грамоту доступной простому народу, а образованных людей эксплуатировать гораздо сложнее;
  • недовольны были переписчики при монастырях, которые фактически теряли свой хлеб;
  • духовенство объявило типографию дьявольским измышлением.

Толчок к побегу дал поджог в 1566 году, в результате которого первопечатник Иван Федоров потерял почти все имущество. Он направился в Литву.

Литовский период

Великое Литовское княжество радушно приняло печатных дел мастера. Первопечатник Иван Федоров с помощью гетмана Ходкевича построил новую типографию в Заблудове. В 1568-1569 гг. было издано "Евангелие учительное", а в 1570 году увидел свет "Псалтырь с часословцем".

По неведомым причинам Ходкевич вдруг прекратил финансирование книгопечатания, подарил Федорову небольшую деревню и посоветовал заняться земледелием. Иван Федоров – первопечатник, краткая биография для детей и взрослых которого описана в статье, остался верен своему делу. Он собрал пожитки и вместе с семьей (известно, что у него была жена и дети) переехал во Львов.

Работа во Львове

В третий раз первопечатник Иван Федоров начал жизнь заново. Он организовал типографию, где в 1574 году выпустил 2 книги:

  • "Апостол" с дополнениями и исправлениями;
  • "Букварь".

Последняя – одна из самых ценных книг в мире. До нашего времени дошел всего 1 ее экземпляр. Сегодня он хранится в Гарвардской библиотеке.

Переезд и закат

В 1575 году Федоров получил приглашение от одного из самых богатых шляхтичей – Константина Острожского, устроить типографию в Остроге на Волыне. Первопечатник принял предложение и снова переехал на новое место. Там на деньги шляхтича он организовал типографию.

Острожский период оказался самым плодотворным в жизни Ивана Федорова. С 1578 по 1581 гг. он выпустил 6 книг.

В 1582 году печатных дел мастер вернулся к семье во Львов, где умер в бедности в 1583 году. Он был похоронен в Свято-Онуфриевском монастыре. На этом закончилась краткая биография Ивана Федорова – первопечатника, для детей и взрослых написанная.

загрузка...

utyugok.ru

Иван Федоров - первопечатник: биография великого человека

Знаменательным событием в отечественной и мировой истории является изобретение книгопечатания. В Русь это новшество пришло в районе 16 века. Одним из деятелей, чье имя связано с появлением книгопечатания во времена Ивана Грозного, выступает многим известный Иван Федоров. Знакома не только взрослым и просвещенным людям история этого человека. Биография Ивана Федорова - первопечатника - для детей доступна для изучения в школе.

С чего все начиналось?

Каждая личность в истории имеет интересную и уникальную линию собственной судьбы. Жизнь порой принимает неожиданные повороты. Каждый с этим сталкивался. И, конечно, не исключение - и первопроходец в области русского книгопечатания.

Биография Ивана Федорова - первопечатника - начинается с предания. Хронологические рамки его появления на свет варьируются от 1510 до 1530 годов. Как ни странно, не сохранилось достоверных сведений о том, где именно родился и провел свое детство первопечатник. Но, по всей вероятности, это произошло в Калужской губернии. Сохранилась информация о том, что в он занимал должность дьякона церкви Николы Гостунского. Он преподавал грамоту, как и многие священнослужители в церквях. Уже в 1532 году он окончил Краковский университет. Об этом свидетельствует тот факт, что первопечатник имел диплом бакалавра.

Церковная служба

В результате своей деятельности познакомился с митрополитом Макарием первопечатник Иван Федоров. Краткая биография гласит, что, возможно, именно это дало толчок к тому, что вскоре первый русский царь именно Федорову поручит такое важное дело, как напечатание первой книги - «Апостола».

Как известно, Макарий был приближен к Ивану Грозному, и, заметив способного юношу, мог содействовать его дальнейшей судьбе.

По распоряжению царя в 1550-х годах началась деятельность по разработке первой московской типографии. Особым образом подбирались шрифты и прочее оборудование, необходимое для функционирования типографского дела. Вначале предприятия носили анонимный характер. Но затем это дело начало широко распространяться.

Появление на свет первой русской книги – «Апостола»

Биография Ивана Федорова-первопечатника, для детей подготовленная, главным образом повествует о создании первой печатной книги. В 1564 году выходит первая русская печатная книга на славянском языке – «Апостол». Активное участие в ее появлении принимали Иван Федоров и его помощники – Петр Мстиславец и Маруша Нерефьев. Подготовка к этому событию осуществлялась около года. Завершение работы ознаменовалось успехом, так как данный экземпляр был намного лучше предыдущих книг по своим качествам. Эта работа получила благословение митрополита Макария, но, к сожалению, Макарий не дожил до той поры, когда вышел в свет «Апостол».Вот чем знаменит Иван Федоров – первопечатник. Биография для детей, бывает, заостряет только на этом внимание.

Но, само собой, одной книгой все не ограничилось. Книгопечатание получило более широкие масштабы. В 1565 году по велению Ивана Грозного предстояло выпустить еще одну богослужебную книгу под названием «Часослов». Этим занялись Петр Мстиславец и Иван Федоров (первопечатник). Биография указывает, что было изготовлено два экземпляра. Впоследствии она оказала большую пользу обществу. Там были запечатлены различные молитвы и песни. По ним совершался ежедневный церковный обряд. Но главное, что именно по ней начинали обучать чтению.

Гонения на первопечатников

Но ситуация на самом деле обострилась. Многим было невыгодно развитие книгопечатания. Во-первых, переписчикам, которые, по сути, теряли свою должность, а следовательно, и свою денежную прибыль. Также недовольными были высшие слои населения, боялись, что повышение уровня народного образования впоследствии способно привести к тому, что они лишатся своих привилегий. В народе рисковали появиться идеи, которые помогли бы устроить бунт против чиновников, помещиков, духовенства и так далее. Существовало еще мнение, что в рукописные книги, так как это упорная работа конкретного человека, вкладывалась душа. А печать на станках не несла подобных свойств, и принималась за что-то нечистое. Биография Ивана Федорова -первопечатника - рассказывает о нелегком положении деятеля.

Кульминацией стал пожар, произошедший в 1566 году в типографии. Более того, деятельность первопроходцев в книгопечатании стали считать ересью. После этого события было принято решение, что первопечатники, в том числе Петр Мстиславец и Иван Федоров, должны отправиться в Литву.

Работа в Литве

В Заблудове, имении гетмана Ходкевича, была организована типография. Первой книгой, вышедшей на свет из этой типографии, стало "Учительное Евангелие". Впоследствии книге было присвоено название Заблудовского. Произошло данное знаменательное событие в 1568-1569 годах. Опять работой руководили все те же первопечатники. Но дальнейшая деятельность этих людей разъединяется. Как поясняет краткая биография Ивана Федорова-первопечатника, он остается и продолжает работать в Заблудове. Петр Мстиславец же отправляется в Вильно. В результате работы в Заблудово Иваном Федоровым создается книга «Псалтырь с Часословцем».

Но здесь судьба преподнесла еще один неприятный сюрприз, с которым столкнулся Иван Федоров (первопечатник). Биография гласит следующее. Ходасевич по причине старости, нежелания принимать участие в организации печатного двора, отсутствия большого количества денег решил прекратить функционирование типографии. Ходасевич предлагает заняться земледелием Ивану Федорову, но тот отказывается, ибо считает себя не предназначенным для такого дела. Он покидает Заблудово к 1573 году.

Переезд во Львов

Краткая биография Ивана Федорова-первопечатника указывает, что ему самостоятельно пришлось перевозить все инструменты, необходимые для функционирования печатного дела. Здесь мужчине удалось организовать собственную типографию. Работа пошла заново, и в 1574 году выходит первая печатная книга на Украине - «Апостол», одноименная с московским экземпляром. По содержанию она также аналогична той, что была выпущена еще в 1564 году. Правда, здесь кое-что добавлялось. К примеру, несколько вступительных текстов. В конце фигурировало довольное интересное послесловие, которое лично составил Иван Федоров-первопечатник. Биография сохранила строки: "Настоящая повесть показывает, откуда началась и как создалась эта печатня". Так выглядело заглавие послесловия. Трудом Ивана Федорова совершилось около тысячи переизданий "Апостола". Это означало, что книгопечатание развивалось не только в России, но и на территории современной Украины.

В 1574 году в типографии Ивана Федорова публикуется «Азбука» - первый восточнославянский учебник, о котором мы неоднократно слышали. Книги были по размеру небольшими и содержали все то, что необходимо для изучения грамоты.

Острожская Библия

Далее происходит следующее событие. В 1575 году получает приглашение от Константина Константиновича Острожского Иван Федоров-первопечатник. Биография князя называет его одной из богатейших личностей Польско-Литовского государства. Поступило предложение устроить новую типографию в Остроге на Волыне, то есть в имении Константина Острожского. Сам князь заботился о развитии науки и образования в своих землях. Там даже была организована православная школа. В 1578 году выходит очередная «Азбука», за что отвечал первопечатник Иван Федоров. Краткая биография добавляет, что годом раньше начинается работа над знаменитой «Библией», которая увидела свет в 1580 г.Еще большее значение она имеет в том, что это первая полностью опубликованная Библия, написанная на церковнославянском языке.

Закат жизни

В 1582 году первопечатник Иван Федоров возвращается Львов к своим родным. Он желает продолжить свое дело. Но полность план осуществить не удается. В 1583 году он покидает этот свет. Похоронили его в Свято-Онуфриевском монастыре, и над могилой положили плиту с надписью "Друкарь (т. е. печатник) книг, пред тем невиданных". Именно такой титул закрепляет за собой Иван Федоров - первопечатник.

Биография для детей и взрослых на этом заканчивается. Память великого книгопечатника навсегда сохранена в русской истории.

загрузка...

dayswoman.ru