Содержание
«Разулся и зашел в корабль»: полет Гагарина глазами современников
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Разулся и зашел в корабль»:
полет Гагарина в воспоминаниях
Мария Семенова
Космонавт Юрий Гагарин в кабине космического корабля «Восток-1» перед стартом. Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года
Шестьдесят лет назад в степях Казахстана на никому не известном секретном полигоне все присутствовавшие в командном центре замерли: слушали переговоры Юрия Гагарина с руководством. «Мертвая тишина стояла», — рассказывал позже один из инженеров-испытателей.
Через час и сорок восемь минут первый космонавт приземлился около деревни Смеловка в Саратовской области. РИА Новости публикует воспоминания современников об этом историческом дне.
«А в соседней комнате — 15 солдат»
В 1955 году на маленькой, затерянной в степях Казахстана станции «Тюратам» появилась бригада строителей. Через несколько лет тут образовался поселок Ленинский, который затем превратился в город Ленинск (после 1996-го — Байконур).
Площадь В. И. Ленина в Звездограде (неофициальное название поселка Ленинского, ныне город Байконур)
Именно здесь и оборудовали первый в мире космодром (в то время он назывался ракетным полигоном), с которого 12 апреля 1961 года стартовал «Восток-1».
«Города как такового не было. Штаб, кинотеатр и столовая — в бараках. Единственное каменное здание — казарма для солдат. Шутя ее называли «Казанский вокзал», потому что теснота такая же. Все секретно, город обнесли колючей проволокой», — рассказывает инженер-испытатель Анатолий Корешков, работавший на полигоне с 1957 года.
Ветеран Байконура Виктор Кулепетов вспоминает, что по городу нельзя было пройти с фотоаппаратом: снимать можно было разве что у себя дома, на семейных торжествах. Он жил рядом с полигоном с 1957-го: его отец, получив назначение, перевез сюда семью из Новгородской области. Виктору тогда было десять лет.
Виктор Кулепетов
© Фото : из личного архива Виктора Кулепетова
«В одной комнате — пятнадцать солдат, в другой, поменьше, — мы: трое детей и родители. Младшая сестра была еще совсем маленькая. Быт сложный. Даже без холодильников. Строители делали ямы на берегу реки, загружали туда лед, закрывали его камышом или опилками и хранили все там», — говорит Кулепетов.
До Гагарина
Анатолий Корешков продолжает: в начале 1957-го на полигон привезли команду испытателей, которые развернули наземное оборудование, а весной по железной дороге из ОКБ-1 (особого конструкторского бюро) прибыла первая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (на ее основе и сделали ракету-носитель «Восток»).
Анатолий Корешков в юности
© Фото : из личного архива Анатолия Корешкова
В мае состоялся первый пуск, но неудачный, на борту была неисправность, вспыхнул пожар, ракета упала на наших глазах — очень тяжело было смотреть на это». Корешков принимал участие и в следующем — уже успешном — старте Р-7 в конце августа 1957-го, и в выведении на орбиту первого искусственного спутника Земли. О том, что в космос могут отправить человека, Корешков догадывался: инженерам-испытателям полигона не сразу сообщили об этом.
«Хорошо запомнил день, когда услышал, что готовится запуск человека в космос. В январе 1960-го привезли корабль — мы по его компоновке и габаритам все поняли. Во-первых, он был с тормозной двигательной установкой — то есть планировалось возвращение на Землю. Во-вторых, внутри работала система терморегулирования, поддерживавшая температуру 20 градусов. Выводы сделать было нетрудно. Первые попытки были неудачными. В 1960-м запустили четыре корабля с собачками, мы их называли «четвероногие экипажи». Успешным стал только один, вы наверняка знаете: когда вернулись Белка и Стрелка. Отправлять человека при таком раскладе было рано», — отмечает бывший инженер-испытатель.
Врачи извлекают собак из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления
Четвероногие космонавты — собаки Белка и Стрелка — после полета космического корабля-спутника с подопытными животными
Врачи извлекают собак из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления
В июле через 19 секунд после старта из-за взрыва ракеты-носителя погибли собаки Лисичка и Чайка, в декабре не вернулись на Землю Пчелка и Мушка, а через несколько недель из-за поломки, произошедшей уже после пуска, не вышел на орбиту корабль с еще одним четвероногим экипажем — собаки, впрочем, выжили.
«Сделали паузу. А в марте объявили о запуске человека. На полигон доставили ракету, корабль с креслом. Запустили успешно, после этого прибыла еще одна такая же и отряд космонавтов. По следующему полету решали, можно отправлять человека или нет. Все прошло нормально».
«Поэтому Королев его и выбрал»
С отрядом первых космонавтов испытатели близко не общались: «Не принято было, у них своя работа, у нас — своя».
Первый отряд космонавтов на занятиях
© Фото : Роскосмос
Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин во время спортивной подготовки в спортзале Звездного городка
Космонавт Юрий Гагарин перед полетом в космос. Кадр из документального фильма «Первый рейс к звездам» режиссера Игоря Гостева
Первый отряд космонавтов
© Фото : Роскосмос
Первый отряд космонавтов на занятиях
© Фото : Роскосмос
«Но вот один эпизод могу рассказать: на моих глазах было. Когда космонавты приехали на полигон, в МИК (монтажно-испытательный корпус. — Прим. ред.), Королев провел с ними небольшую беседу, потом предложил каждому заглянуть в корабль, посмотреть на то, что может стать их будущим «домом». И вот они залезают туда один за другим, никаких эмоций не проявляют.
А Юрий Гагарин у лестницы разулся и только после этого поднялся в корабль, благоговея перед ним. Королев не мог не обратить на это внимание. Понравилось ему это. Поэтому, может, он его и выбрал», — рассуждает Корешков.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Предполетная подготовка Юрия Гагарина
© РИА Новости
Впрочем, лидерство Гагарина не было секретом еще в январе, когда шесть первых кандидатов сдавали экзамены по управлению кораблем и теории. В итоге приняли следующую очередность: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович. Об этом писал в дневниках генерал-полковник Каманин, руководивший отбором и подготовкой отряда первых космонавтов.
«Не к добру»
Старт 12 апреля проходил очень спокойно. «Как ни странно, к кораблю практически не возникло замечаний: при других запусках их было сотни, и мы принимали меры, заменяли приборы, а в этот раз на Земле ничего не выявили — чудо просто. Единственное, когда на старте закрывали люк, не сработал контакт. Было у нас какое-то предчувствие, что это не к добру, как бы в полете чего не случилось. И действительно так и вышло», — вспоминает Анатолий Корешков.
Ключ на старт
© Фото : из личного архива Виктора Кривошеева
Последние напутствия главного конструктора Сергея Павловича Королева Юрию Гагарину перед стартом
Космонавт Юрий Гагарин в автобусе направляется на стартовую площадку космодрома Байконур, 12 апреля 1961 года
Юрий Гагарин перед полетом в космос
Ключ на старт
© Фото : из личного архива Виктора Кривошеева
Гагарин сказал свое знаменитое «Поехали». Тогда Корешкову казалось, что эти слова прозвучали торжественно, но, послушав их в записи, он уже не услышал эти интонации.
Заря 1 (Королев): «Дается зажигание…»
Кедр: «Понял: дается зажигание».
Заря 1 (Королев): «Предварительная ступень…
Промежуточная…
Главная…
Подъем!»
Кедр: «Поехали!
Шум в кабине слабо слышно. Все проходит нормально, самочувствие хорошее, настроение бодрое, все нормально».
Заря 1 (Королев): «Мы все желаем Вам доброго полета, все нормально».
Кедр: «До свидания, до скорой встречи, дорогие друзья!»
Заря 1 (Королев): «До свидания, до скорой встречи!»
Кедр: «Вибрация учащается, шум несколько нарастает. ..»
«РОСКОСМОС»
«Первое, что случилось, — сбой системы радиоуправления, хотя при подготовке на старте все было нормально. Техника-то ламповая, видимо, от тряски вышла из строя», — объясняет инженер-испытатель. Система радиоуправления должна была отключить двигатель третьей ступени, но это сделал дублирующий механизм.
«В результате корабль набрал скорость больше, чем нужно, и оказался выше, чем планировали. Значит, приземлится не там, где его ждут».
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Старт корабля «Восток»
© РИА Новости
Высоту рассчитывали так, чтобы космонавт выжил даже при отказе тормозного двигателя: через семь-десять дней корабль бы сам сошел с орбиты. «Неизвестно, где бы он сел, если в океан — это могила. Самое главное — воздуха было на десять дней, а при столь высокой орбите пришлось бы крутиться двадцать, Гагарину бы не хватило кислорода. К счастью, тормозной двигатель сработал вовремя и успешно», — продолжает Корешков.
Тогда-то и произошло главное ЧП: после того как спускаемый аппарат отделился от приборно-двигательного отсека, соединительный кабель остался состыкованным.
Научные сотрудники в здании первого Центра управления полетом в Московской области 12 апреля 1961 года рассчитывают траекторию полета Юрия Гагарина
«Обе части корабля продолжали полет в связке, кувыркаясь. Они могли столкнуться, кроме того, катапультирование было невозможно: во-первых, для этого нужен сигнал о расстыковке, во-вторых, даже если удалось бы, Гагарин бы насмерть разбился, ударившись о корабль, или стропы бы запутались. Спасло то, что при входе в плотные слои атмосферы, кабель сгорел. Если о предыдущих опасностях Гагарин мог не знать, то тут точно был в курсе. Целых десять минут так летел. Докладывал: «Разделения нет, разделения все нет». На Земле не понимали, в чем дело, помочь ничем не могли».
«Родился в рубашке»
На старте с Гагариным общались по УКВ-каналу. Переговоры слышали все в командном центре.
Академик Сергей Павлович Королев во время запуска корабля «Восток» с Юрием Гагариным
«Чувствовалось, что Королев волновался, а Гагарин произносил фразы размеренно, будто сидел в тренажере. Это нас просто поражало. Королев не промахнулся, когда выбрал его первым. В командном центре стояла мертвая тишина. То, что человек находится на борту ракеты, с трудом укладывалось в голове. У меня возникла ассоциация с японскими торпедами, которые камикадзе направляли в американские корабли во время войны. Люди заведомо шли на гибель, только бы достичь цели. А еще я незадолго до этого книгу прочитал Стефана Цвейга «Звездные часы человечества». И вот действительно звездный час! У меня так стихотворение называется», — рассказывает Корешков.
В океане солнечного света,
Словно от причала — пароход,
Взмыла в небо
Соколом ракета
И ушла, сверкнув, за горизонт.
Так Гагарин,
Скрыв в душе тревогу,
Покоряя силой духа нас,
Людям в Космос
Проложил дорогу,
И пробил
Планеты Звездный час.
О том, что Гагарин успешно приземлился, Анатолий Анатольевич узнал вместе со всей страной, когда об этом сообщили по радио.
Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным совершил посадку в 10 часов 55 минут в районе деревни Смеловка Саратовской области
Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев разговаривает по телефону с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным, успешно завершившим космический полет
Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным совершил посадку в 10 часов 55 минут в районе деревни Смеловка Саратовской области
«Угодил на вспаханное поле, посадка была мягкая. Рядом — деревня. Попросил позвонить — за ним из обкома прислали машину. Сел он под Энгельсом, а ждали его в Казахстане, в районе Жезказгана. Там последующие корабли встречала спасательная команда. А он был первым и оказался предоставлен самому себе. Но повезло ему во многом, в рубашке родился», — говорит Корешков.
«Хорошо, что не война»
Местные о запуске человека в космос не знали — даже в закрытом Ленинском.
В день полета Юрия Гагарина в космос москвичи раскупили все газеты
Демонстрация в день торжественной встречи героя-космонавта Юрия Гагарина в Москве
В день полета Юрия Гагарина в космос москвичи раскупили все газеты
«Двенадцатого апреля по громкоговорителям сказали: «Сейчас будет передаваться важное правительственное сообщение». Время было трудное, жили в кольце врагов. Я подумал: «Не дай бог, война», — делится воспоминаниями Виктор Кулепетов. В 1961 году ему было 14 лет. Кулепетов до сих пор не забыл: была среда. Он, как обычно, отправился в школу во вторую смену — к этому моменту новость о полете Гагарина облетела весь СССР.
«Началось такое ликование! На уроке литературы учительница то ли по собственной инициативе, то ли по просьбе руководства сказала: «Давайте, детки, запомним, как мы провели этот день». Девочка одна написала: «Схватила подушку и стала с ней танцевать». Событие неординарное. Мы, подростки, это чувствовали».
Первый в мире космонавт Земли Юрий Гагарин после приземления, в окружении — поисковая команда, возглавляемая командиром ракетного дивизиона майором А. Гасиевым и местные жители
Первое выступление летчика-космонавта, Героя Советского Союза Юрия Гагарина на Центральном телевидении
Первый в мире космонавт Земли Юрий Гагарин после приземления, в окружении — поисковая команда, возглавляемая командиром ракетного дивизиона майором А. Гасиевым и местные жители
Космонавты, в том числе и Гагарин, выступали перед школьниками. «Я его видел буквально в шаге. Эта встреча навсегда осталась в моей памяти. Он меня поразил. Я думал, Юрий Алексеевич богатырского телосложения, а он был обычный человек, улыбался, интересно рассказывал. Мы, мальчишки, внимательно следили за космонавтами: в городе был «нулевой квартал», где их размещали. Мы каждого по-своему оценивали: этот хороший, не гоняет детей, эти построже. Гагарин не гонял. Он был человек открытый, не суровый», — вспоминает Виктор Николаевич.
Книга с автографом Юрия Гагарина
© Фото : из личного архива Виктора Кривошеева
Кулепетов, как и его отец, работал на космодроме. Принимал участие в запуске межпланетной станции «Луна-16» и орбитальной станции «Салют-1». Его судьбу определили впечатления того самого утра. «Это был романтический период, когда писали песни, стихотворения, книги о космосе. Я 12 апреля пришел в школьную библиотеку: «Дайте книжку о полетах!» — «Вот, возьми, Жюль Верн «Из пушки на Луну». Но я-то уже знал, что из пушки не летают. Нас всех Гагарин позвал в космос».
Инженер-испытатель Анатолий Корешков признается: хоть он и участвовал в грандиозных космических программах, в его работе — да и в жизни тоже — не было ничего ярче, чем полет Юрия Гагарина.
08:00 12.04.2021 (обновлено: 08:04 12.04.2021)
Всемирный день авиации и космонавтики. Первый в мире полёт человека в космос
«…человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом
и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство».
К. Э. Циолковский
Праздник День космонавтики был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 г. в честь совершённого 12 апреля 1961 г. Юрием Алексеевичем Гагариным первого в мире полёта человека в космос. В ноябре 1968 г. на конгрессе Международной федерации авиационного спорта было принято решение отмечать 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики, а 8 апреля 2011 г. на заседании Генеральной ассамблеи ООН была принята предложенная Россией резолюция, согласно которой 12 апреля объявлено Международным днём полёта человека в космос.
Одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полётов, был российский учёный Константин Эдуардович Циолковский. Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал ещё в 1903 г.
Через полвека, 4 октября 1957 г., с помощью первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, спроектированной советским учёным Сергеем Павловичем Королёвым в СССР был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли, что позволило впервые измерить плотность верхней атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и др.
В начале 1960 г. был создан Центр подготовки космонавтов и набран первый отряд космонавтов.
12 апреля 1961 г. в 9 ч 07 мин по московскому времени в нескольких десятках километров севернее посёлка Тюратам в Казахстане с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток», которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Полёт продолжался 1 ч 48 мин. Во время нахождения на орбите Гагарин поддерживал радиосвязь с Землей, вёл наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля.
После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области. В соответствии с намеченной программой, на высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата. Приземление космонавта произошло в 10 ч 55 мин по московскому времени.
Приказом министра обороны СССР за успешное выполнение правительственного задания первому космонавту Земли старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное воинское звание «майор».
14 апреля 1961 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Первый полёт человека в космос имел чрезвычайное значение для дальнейшего развития космонавтики. Он положил начало новой эре в истории освоения людьми космического пространства и открыл путь в космос многим отважным покорителям Вселенной.
Следом за Гагариным 6-7 августа 1961 г. первый суточный космический полёт совершил космонавт Герман Степанович Титов на космическом корабле «Восток-2», а 11-15 августа состоялся первый групповой полёт двух кораблей — «Восток-3»(космонавт Андриян Николаевич Николаев) и «Восток-4» (космонавт Павел Романович Попович).
Первый в мире полёт в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 г. на космическом корабле «Восток-6». 12 октября 1964 г. стартовал первый многоместный космический корабль «Восход». В экипаж корабля вошли космонавты Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов, Борис Борисович Егоров.
18 марта 1965 г. был выведен на орбиту космический корабль «Восход-2» с двумя космонавтами на борту — командиром корабля полковником Павлом Ивановичем Беляевым и вторым пилотом подполковником Алексеем Архиповичем Леоновым. В 11 час. 30 мин. по московскому времени Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос. Время пребывания космонавта вне космического корабля (с момента выхода из шлюзовой камеры до входа в неё) составило 12 мин. 09 сек., отход от корабля производился на расстояние до 5,35 м. В это время космонавт производил наблюдения и видеосъёмку.
Следующим этапом российской пилотируемой космонавтики стало создание многоцелевого корабля «Союз», способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями, и долговременных орбитальных станций «Салют».
С 1 по 19 июня 1969 г. космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов на космическом корабле «Союз-9» совершили первый длительный космический автономный полёт.
В июле 1975 г. состоялся первый международный космический полет: на орбите была произведена стыковка космического корабля «Союз-19», пилотируемого Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, с американским кораблем «Аполлон».
В середине 1980-х гг. на смену «Салютам» пришла новая околоземная лаборатория – станция «Мир», которая находилась в эксплуатации до июня 2000 г. Было проведено 28 длительных основных экспедиций и 16 экспедиций посещения продолжительностью от недели до месяца. Кроме того, осуществлены 9 экспедиций посещения с помощью кораблей системы «Спейс шаттл». На станции было размещено 11,5 т научного оборудования из 27 стран мира.
Космический комплекс «Мир» сменила на орбите Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвовали 16 стран. При создании нового космического комплекса широко использовались российские достижения в области пилотируемой космонавтики.
Лит.: Борзенко С. А., Денисов Н. Н. Первый космонавт. М., 1969; Борисенко И. Г. На космических стартах и финишах. М., 1975; Гагарин Ю. А. Дорога в космос. Записки лётчика-космонавта СССР. М., 1961; Гагарин. Поехали! Как это было [Электронный ресурс] // Госкорпорация «РОСКОСМОС». Б. д. URL: https://www.roscosmos.ru/22011/; Гильзин К. А. Путешествие к далёким мирам. М., 1956; Жаков А. М. Основы космонавтики. СПб., 2000; Комсомольская правда. 1961. 13 апреля. № 88; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.oldgazette.ru/kopravda/13041961/index1.html; Проект «Мы верим в космос» [Электронный ресурс] // Госкорпорация «РОСКОСМОС». Б. д. URL: http://inspacewetrust.org/ru/; РКК «Энергия» им. С. П. Королёва: сайт. 2019. URL: http://www.energia.ru/; Тарасов Е. В. Космонавтика. М., 1977; Уманский С. П. Космическая одиссея. М., 1988; Циолковский К. Э. Труды по космонавтике. М., 1967; Эстафета космических подвигов (сборник). М., 1981.
См. также в Президентской библиотеке:
Открытый космос: [цифровая коллекция];
История России: Открылись Международные Гагаринские общественно-научные чтения // Новости. 9 марта 2011;
Мировая история: В Лондоне установят памятник Юрию Гагарину // Новости. 9 апреля 2011;
Открыт Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского // День в истории. 3 октября 1967 г.;
Указом Президента Российской Федерации создан новый род войск — Космические войска // День в истории. 24 марта 2001 г.
Рассекреченные документы открывают новый взгляд на полет Юрия Гагарина
Асиф Сиддикипонедельник, 12 октября 2015 г. Как известно любому, кто занимался исследованием этой темы, о советской космической программе имеется множество ошеломляющей информации как в печати, так и особенно в Интернете. Во время холодной войны жителям Запада, как правило, было нечего делать, но предприимчивые сыщики-любители разрушили здание секретности, тем самым раскрыв многие из его самых темных тайн. Окончание холодной войны принесло поток информации о программе, большая часть которой просочилась через российских журналистов, умевших выслеживать ветеранов, желающих поговорить. Результатом стала своего рода ревизионистская история, история о том, «что произошло на самом деле», а не о том, «что, как мы думали, произошло».
С открытостью России в США и Европе открылся огромный рынок для писателей (в основном историков-любителей или журналистов), которые могли вмешаться и создать бесконечный поток книг о загадочных аспектах программы. Эта ветвь была дополнительно обогащена учеными — в основном профессиональными историками современной России, — которые изучили богатые культурные обломки советской космической программы. Там много таких материалов, и некоторые из них очень хороши, они проливают свет на культурное значение советской космической программы, а также показывают, как российская культура воспитывала интерес к исследованию космоса на протяжении более ста лет. (Для тех, кому интересно, пару лет назад я модерировал очень интересную дискуссию о советской космической культуре в блоге российской истории.)
Несмотря на всю эту весьма внушительную работу, главной проблемой советской космической истории всегда была проблема архивных исследований. Как вы собираетесь копаться в московских архивах, чтобы достать документы, как это можно сделать (например) с американской космической программой? С начала 19В 90-е годы появилась возможность посетить московские архивы и получить доступ к партийным и правительственным документам в различных государственных архивах. Это непросто, но возможно, и многие ученые, как профессора, так и аспиранты, регулярно проводят исследования в российских архивах по огромному кругу тем, связанных с советской историей. Я сам был в Москве много раз (в том числе месяцами), работая в различных архивах над своей книгой о доспутниковой истории советской космонавтики. Конечно, как и в случае с любым архивным документом, нужно иметь критический взгляд и контекстуализировать, оценивать и взвешивать любой документ, опираясь на другие источники. Тем не менее наличие архивных документов о советской космической программе было одновременно и благом, и источником путаницы. Российские архивные органы, например, опубликовали в 2011 году, в первые дни космической программы, несколько сборников первоисточников (все на русском языке), которые сейчас коммерчески доступны (я написал краткие обзоры некоторых из них в этом Информационном бюллетене НАСА, стр. 19–24), но в то же время, несомненно, есть некоторая предвзятость в том, что было включено и что было опущено. Предвзятость отбора, конечно, проблема с любым опубликованным собранием архивных документов, но у русских есть свой особый набор проблем. Именно в этом контексте я был в Москве прошлым летом и провел месяц, копаясь в архивах над книжным проектом, не связанным с космосом (на самом деле об истории ученых и инженеров, работавших в сталинском ГУЛАГе). В конце у меня оставалось несколько дней, и я отправился копаться в поисках документов, связанных с космосом. В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) можно найти тысячи толстых папок, содержащих записи печально звучащей Военно-промышленной комиссии, органа, который руководил советскими военными НИОКР и производством на протяжении большей части холодной войны. Эти папки тяжелые, пыльные, и по большей части в них никто не заглядывал с тех пор, как они были изначально убраны архивистами. Богатство материалов поражает. За последние несколько лет я нашел и собрал огромное количество материалов по космической программе и смежным областям. К ним относятся: планы и графики их межпланетной программы; подробные списки технических материалов американской аэрокосмической промышленности, которыми так жаждали советские промышленные менеджеры; документы, жалующиеся на недостаточно строгую секретность Байконура (место, откуда Советы запускали свои спутники и космонавтов); заброшенные противоспутниковые проекты; и документы об их масштабной лунной программе N-1.
В этом каталоге богатств в июне этого года я наткнулся на документ об историческом полете знаменитого космонавта Юрия Гагарина, который 12 апреля 1961 года стал первым человеком в космосе. Документ проливает новый свет на этот исторический полет, раскрывая огромные риски, связанные с этой миссией. Полет Гагарина на «Восток», конечно же, был довольно подробно задокументирован в печати и в Интернете (с довольно хорошей недавней биографией на английском языке Эндрю Дженкса). Я сам опубликовал пространный отчет, основанный в основном на официальных документах миссии (опубликованных в 1991), в одной из моих более ранних книг, Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945–1974 . Тем не менее, в последнее десятилетие документы о полете продолжали просачиваться, и хотя ничто из того, что было рассекречено, фундаментально не изменило наше восприятие миссии, российские рассекречивания 2011 года многое прояснили в отношении полета. Документ, который я нашел, также подтверждает некоторые аспекты полета, что тем более важно, учитывая распространение сайтов о заговоре Гагарина (особенно на русском языке), которые легко найти с помощью поиска Google. Многие веб-сайты расскажут вам, что Гагарин не был первым человеком в космосе, что раньше были «потерянные космонавты» и, что самое сенсационное, что его безвременная смерть в 1968 был частью какого-то гнусного плана коммунистической партии.
Текст моего документа был удивительно мрачным по тону, вполне соответствовавшему советским бюрократическим нормам. Название дословно описывает его содержание: «Об итогах запуска космического корабля «Восток» с человеком на борту и о планах дальнейших работ по запускам космического корабля «Восток». Что это было? Это был официальный сводной отчет под грифом «Совершенно секретно» о миссии Гагарина, подготовленный конструкторами для высших эшелонов советского правительства. Этот пятистраничный сводный отчет, подготовленный 9 мая, 1961 г., менее чем через месяц после полета Гагарина, кратко обобщил все, что инженеры знали о полете. Как поступил Гагарин? Насколько хорошо работал его космический корабль? Что мы можем сделать дальше? Для начала можно отмести мнение о том, что Гагарину нездоровилось во время полета. Авторы документа отмечают, что «космонавт майор Ю. А. Гагарин нормально переносил воздействие всех факторов, сопровождавших вывод корабля на орбиту, космический полет и возвращение на Землю, сохраняя полную работоспособность во время полета и полностью выполнив полетное задание и программу наблюдения. ” В документе подчеркивается то, что часто упускают из виду случайные историки, а именно то, что полет гагаринского корабля «Восток» был в основном связан с военной обстановкой. Его космический корабль на самом деле был ответвлением нового спутника-шпиона («Зенит»), , а не , как многие часто утверждают, что спутник-шпион был ответвлением человеческого варианта. Инженеры в основном удалили камеры со спутника-шпиона, добавили средства жизнеобеспечения, катапультное кресло и запасные части, а также оснастили космический корабль человеком. Помимо комментария документа о «программе наблюдения», прямое подтверждение военного значения полета Гагарина мы получаем в следующем предложении, когда авторы отмечают, что полет «открыл новые перспективы в освоении космического пространства и использование этих объектов в интересах обороны».
Несмотря на явную ноту самовосхваления по поводу полета («все системы, обеспечивающие вывод на орбиту, полет на орбите и возвращение возвращаемого модуля и космонавта [назад] на Землю, работали нормально»), в документе отмечаются многочисленные «основные недостатки» при подготовке и выполнении миссии. Проходя через них, мы получаем редкий и своеобразный взгляд на советскую космическую программу времен холодной войны и ее функционирование в атмосфере высоких ставок и невероятно высокого риска. Из документа мы находим, что во время подготовки двух предварительных миссий с собаками в марте 1961 года, а затем при изготовлении самой машины Гагарина в приборах машины было обнаружено не менее 70 аномалий. И все-таки полет состоялся! Во-вторых, «кондиционер» (по сути, система жизнеобеспечения на «Востоке») «не полностью соответствовал [проектным] требованиям», то есть жизнеобеспечение у Гагарина фактически работало на пределе своих возможностей.
В-третьих, был недостаточно отлажен «переносной аварийный резерв» (по-русски, известный как НАЗ для носимый аварийный запас ), пакет, используемый космонавтами для выживания (примерно на три дополнительных дня) в случае приземления в неожиданном районе, особенно для аварийного приводнения, что, безусловно, было возможно. На самом деле в документе отмечается, что после выброса из капсулы после его единственного витка, когда Гагарин спускался с парашютом, «оборвался трос, соединенный с [переносным аварийным запасом]», что фактически лишило его этих запасов. Другими словами, если бы он действительно приземлился далеко от цели, ему пришлось бы выживать без каких-либо припасов. В-четвертых, ключевой клапан в двигателе (известном по-разному как 8Д719, РД-0109 или РО-7) на двух разгонных ступенях был неправильно собран на заводе, что, как отмечается в документе, «могло привести к преждевременной остановке двигателя». двигатель и [сбой] вывода [космического корабля] на орбиту». Можно себе представить исход для Гагарина, если бы это произошло. В лучшем случае была незапланированная посадка, возможно, в Восточной Сибири, на начальном участке орбитальной наземной трассы. В худшем случае, учитывая все неизвестные, был смертельный исход. На самом деле, как я описываю ниже, этот конкретный клапан и его работа во время вывода на орбиту поставил жизнь Гагарина под серьезную угрозу, но не так, как можно было бы ожидать. В-пятых, коротковолновый режим для системы голосовой радиосвязи (известной как «Заря») в принципе не «обеспечивал нормальную связь во время полета космонавта с наземными станциями связи», чем объясняются неоднократные жалобы как наземных, так и Гагариным трудно слышать друг друга, не говоря уже о плохом качестве звука, выпущенного российскими архивистами. 1 Однако некоторые яркие впечатления от пребывания на орбите Гагарин записал на магнитофон в режиме реального времени. («Полет проходит замечательно. Ощущение невесомости не беспокоит, чувствую себя прекрасно… На краю Земли, на краю горизонта такой красивый голубой ореол, который чем дальше от Земли темнеет …») В-шестых, во время полета Гагарина не работал один из двух бортовых радиолокационных датчиков (известных как «Рубин»), которые помогали земле отслеживать координаты космического корабля. Это означало, что данные отслеживания во время миссии были в лучшем случае неоднородными. Наконец, основной регистратор данных корабля (своеобразный «черный ящик»), известный как «Мир-В1», не работал при входе и посадке из-за «некачественной сборки» на заводе. Это означало, что большая часть важных данных о заключительной части миссии Гагарина просто никогда не записывалась, что значительно усложняло устранение неполадок после миссии.
Мы также знаем, что было несколько других «аномалий» (на языке НАСА), которые омрачили миссию, в том числе та, которая потенциально могла убить Гагарина. При выводе на орбиту двигатель разгонного блока работал дольше (неисправный клапан!), чем должен был, выводя Гагарина на гораздо более высокую орбиту, чем планировалось — апогей орбиты составил 327 километров вместо 230 километров. Это означало, что в случае отказа тормозной системы корабль Гагарина не распадется естественным образом через неделю или около того или даже через десять дней — абсолютный предел ресурсов корабля. Вместо этого он снова войдет через 30 дней, к тому времени Гагарин наверняка будет мертв, выпустив весь воздух внутри. Другими словами, либо сработала тормозная ракета, либо Гагарин был покойником.
Во время реального полета, как только произошел вывод на орбиту, сработал таймер, известный как «Гранит-5В». Ровно через 67 минут этот таймер послал сигнал на запуск тормозного двигателя (известного как S5.4), который, в принципе, сделал свое дело и сбил Гагарина с орбиты. Оглядываясь назад, можно сказать, что тормозной двигатель запустился именно так, как и было задумано, учитывая, что это был один из наиболее проверенных на земле элементов всего космического корабля — 17 из 18 наземных запусков до запуска были успешными. Интересным дополнением ко всему этому является то, что в течение всего времени, пока он был в космосе, Гагарин понятия не имел, что находится на неправильной орбите. Гораздо большая проблема возникла, когда, загоревшись, тормозной двигатель прекратил работу через 44 секунды, за одну секунду до запланированного времени отключения из-за другого неисправного клапана. Эта одна секунда означала, что Гагарин приземлится за 300 километров до запланированной точки. Отсутствие надлежащего останова также означало, что остатки топлива от ретродвигателя (а также остаточный газ из газовых баллонов системы ориентации) приводили корабль Гагарина в неуправляемый штопор (около 30° в секунду). Гагарин, как всегда приветливый, сообщил об этом в своем более позднем послеполетном отчете как о «кордебалете», когда космический корабль бешено закрутился. Он вспомнил, что это была «голова, затем ноги, голова, затем ноги, быстро вращающиеся. Все кружилось. Теперь я вижу Африку… рядом с горизонтом, потом небо… Мне было интересно, что происходит». Проблема, однако, оказалась гораздо серьезнее, чем можно было предположить, поскольку неожиданный штопор нарушил внутреннюю программу, которая немедленно (через четыре-восемь секунд после выключения двигателя) привела бы к разделению двух модулей, составлявших космический корабль «Восток»: сферический спускаемый аппарат с Гагариным и конический приборный модуль, не имеющий теплозащитного экрана, но в идеале сгорающий отдельно вдали от капсулы Гагарина. В своем послеполетном отчете он вспоминал: «Я ждал разлуки. Разлуки не было». Вместо этого, прикованные друг к другу, два объекта начали входить в атмосферу как один. Это было очень опасно, так как части модуля, не предназначенные для повторного входа в атмосферу, могли легко удариться и пробить капсулу Гагарина. К счастью для Гагарина, минут через десять две части «Востока» разошлись на высоте примерно 150–170 километров над Средиземным морем. Это было ниже, чем обычно, но все же достаточно, чтобы капсула Гагарина не пострадала. И даже тогда все было небезопасно. В течение нескольких секунд жгут проводов удерживал два модуля соединенными в диком танце, отделяясь только тогда, когда оторвались четыре стальные полоски, которыми крепился жгут. Испытав при входе в атмосферу около 10–12 g, Гагарин, оказавшись в атмосфере, выбросился из своей капсулы на высоте примерно семи километров. Однако вскоре он обнаружил, что после того, как его основной большой парашют раскрылся, запасной парашют, немного меньший, чем основной, и частично раскрылся. К счастью, спуск с одним полностью раскрытым парашютом и одним неполным — рецепт катастрофы в худшем случае — не сказался отрицательно на его спуске. Однако Гагарин был занят другими проблемами: в течение шести минут при спуске он пытался открыть дыхательный клапан на своем скафандре, чтобы дышать атмосферным воздухом. Его жизни ничего не угрожало, но, должно быть, несколько напряженных минут ему было крайне некомфортно. К счастью, несмотря на износ, он благополучно спрыгнул с парашютом в 10:53 по московскому времени (а не в 10:55, как считалось десятилетиями).
Что все это значит? Гагарину невероятно повезло, что он вышел из этого невредимым и живым. Стремясь совершить полет человека в космос в гонке с США, советские инженеры раздвинули границы допустимого риска до предела. К счастью для советских планировщиков, все прошло благополучно. Конечно, отчасти это произошло благодаря удаче. Вещи, которые могли пойти не так, не пошли. Но отчасти это было связано и с бесспорно прочной конструкцией самого космического корабля «Восток». Его относительно простая и элегантная конструкция была предназначена в первую очередь для того, чтобы доставить человека на орбиту и обратно за быстро и надежно насколько это возможно. Советы, например, отказались от несколько более сложной конструкции с тупым усеченным конусом (такой, которая используется на космическом корабле НАСА «Меркурий») в пользу простой сферы, способной баллистически возвращаться в атмосферу Земли. Я бы сказал, что многие проблемы, с которыми Гагарин столкнулся во время своей миссии, не обязательно были связаны с плохим дизайном или плохой инженерией, а скорее с сочетанием спешки и плохого качества изготовления в заводских цехах. Учтите, что космический корабль «Восток» состоял из 241 вакуумной лампы, более 6000 транзисторов, 56 электродвигателей и около 800 реле и переключателей, соединенных примерно 15-километровым кабелем. Кроме того, имелось 880 штекерных разъемов, каждый из которых (в среднем) имел по 850 точек контакта. В общей сложности 123 организации, в том числе 36 заводов, предоставили детали для всей системы «Восток». Несмотря на избыточность большого количества систем, оценить такой космический корабль человеком с абсолютной уверенностью было практически невозможно. Тем не менее, советские инженеры разработали систему так, чтобы она работала даже на размытых границах, где параметры были выставлены на максимум. Именно из-за этого я бы сказал, что конструкция «Востока» на самом деле была превосходной инженерией, если мы определяем «отличную инженерию» как невероятно надежный . Проблема с Востоком заключалась не в самой конструкции, а в том, что она была недостаточно протестирована. В системе было слишком много ошибок, которые можно было бы устранить в более медленной программе тестирования. Но бешеный темп «космической гонки» гарантировал, что вам придется пожертвовать тщательными наземными испытаниями в пользу отладки технологии в космосе. Это означает, что вы автоматически увеличиваете риск для людей на борту космических кораблей. Расширенные наземные испытания по сравнению с летными испытаниями — сложная задача для руководителей миссий, и в зависимости от срочности (как, например, в «Аполлоне-8») вы иногда делаете в миссии что-то, что вы на самом деле не проверяли на земле — или можете». т тест вообще. Все это говорит нам о том, что, хотя «хорошее проектирование» имеет некоторые объективные показатели для оценки, нам также необходимо ввести контекст в уравнение. Вопрос заключается не просто в том, «Выполнит ли это работу?» Вопрос в том, выполнит ли он работу вовремя, даже если многое пойдет не так? А в случае с Гагариным ответ был очевидным «да». Несмотря на все неприятности на его миссии, он всегда будет первым человеком в космосе. Вы не можете отнять это. Сноска
Общие ссылки
Асиф Сиддики — приглашенный профессор Элеоноры Сирл в Калифорнийском технологическом институте. С ним можно связаться по адресу [email protected]. |
История часов космонавтов в космосе
21.01.2022
Исследование космоса всегда привлекало внимание и интерес общественности. Часы первых космонавтов до сих пор остаются предметом пристального любопытства: что это были за модели часов и продолжали ли они работать после возвращения на Землю? На самом деле часовое производство и освоение космоса часто были тесно связаны: новые модели создавались в честь новых достижений или производились специально для следующих космических миссий. Давайте взглянем на основные вехи истории и свяжем конкретные модели часов со временем их использования в…
Запуск первого искусственного спутника Земли
Различные ученые во всем мире изучают способы выхода за пределы атмосферы Земли с конца 19 века. Однако только в середине 20 века теория наконец стала реальностью.
4 октября 1957 года Советскому Союзу удалось вывести на орбиту Земли первый искусственный спутник Земли с помощью ракеты Р-7, получившей название «Спутник-1», его вес составлял всего около 83 кг, а диаметр — 58 см.
Этот «малыш» пробыл в космосе около трех месяцев и преодолел около 60 миллионов километров! Кстати, Сергей Королев, великий советский конструктор и «отец отечественной космонавтики», руководил запуском первого спутника Земли, а также руководил программой отправки первого человека в космос спустя 4 года.
Это был великий триумф СССР и всего мира!
В честь этого знаменательного события 1-й Московский часовой завод — флагман советской часовой промышленности того времени — выпустил лимитированную коллекцию часов «Спутник». Его дизайн во многом соответствовал случаю: циферблат украшал синий глобус с красным обозначением СССР, также некоторые цифры циферблата были заменены знаками в виде ракет. Красный «спутниковый» маркер служил индикацией секунд, двигаясь по красной «орбите». Помимо украшений, часы обладали отличными техническими характеристиками: 34-часовым запасом хода и высокой точностью.
К сожалению, часы «Спутник» были выпущены очень ограниченным тиражом, поэтому их редко можно увидеть в коллекциях людей.
Сегодня, помня об этой необычной модели и значимости события, которому она была посвящена, коллекция часов «Спутник» выпускается под маркой «Штурманские» на бывшем 1-м Московском часовом заводе. Одна из ее частей, часы «Наследие Спутника», является наиболее близким воссозданием оригинального дизайна «Спутника» 19 века.57 и приводится в движение традиционным советским механизмом 2609 «Полет».
Первые исследователи невесомости
Перед запуском человека в космос важно было оценить необычные условия и их влияние на живые организмы. Для этого был проведен ряд экспериментов, в том числе запуск животных на орбиту внутри искусственных спутников.
Мало кто знает, что перед полетом Юрия Гагарина в космос было отправлено несколько десятков собак, а также другая живность: амфибии, насекомые, мыши и крысы и т. д. На самом деле с этим знакомы многие люди, интересующиеся историей освоения космоса. фото:
Эти две собаки известны тем, что 19 августа 1960 года 19 августа 1960 года в течение дня находились на орбите вокруг «Спутника-5» и после этого первыми вернулись живыми на Землю.
Их зовут Белка и Стрелка. Но еще один малоизвестный факт: изначально у собак были разные имена. Однако маршал М.И. Неделин сказал изменить имена собак, чтобы они звучали более «по-русски», для публикаций в прессе об эксперименте. Хотя эта страница истории освоения космоса не о часах, все же есть маленькая терпеливая Стрелка (как часовая стрелка по-русски), которая, по воспоминаниям очевидцев, вела себя во время миссии очень спокойно и размеренно.
Среди прочего есть предположение, что первые часы были отправлены в космос одновременно с собаками, потому что нужно было проверить их работу для будущего первого человека, который туда отправится, так как во время полета важно контролировать время. ..
«Полетаем!»
Вот и настал легендарный день! 12 апреля 1961 года советский летчик Юрий Гагарин провел на орбите 108 минут, совершив полный оборот вокруг Земли на корабле «Восток-1» на высоте до 328 километров и со скоростью почти 29,000 километров в час.
Эта информация была опубликована в большинстве мировых газет и по сей день знакома всем, кто интересуется этой темой. И наоборот, гораздо меньше людей знают, как на самом деле стал космонавтом Юрий Гагарин, и уж точно немногие знают, какие часы были у него на запястье, когда он завершил эту знаменитую миссию.
На самом деле все было так… Гагарин не рожден быть первым человеком, полетевшим в космос. Он родился в небольшой деревне Смоленской области в 1934 года, а его родители работали в колхозе. С ранних лет Юрий обладал незаурядной личностью и силой воли и к 1955 году посещал аэроклуб в Саратове и, несмотря на то, что окончил индустриальный техникум и мог стать мастером производственного обучения, почувствовал желание летать. . Поэтому, когда его призвали на военную службу, Гагарин смог поступить в 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу имени К. Е. Ворошилова. Во время учебы его инструкторы заметили его талант пилота.
Через два года Юрий Гагарин окончил училище и получил диплом с отличием и первые «Штурманские» часы, которые затем стали выдаваться всем выпускникам летного училища и Советской Армии как часть формы одежды. №
Часы «Штурманские» выпускались 1-м Московским часовым заводом с 1949 года. Их первые часы были оснащены калибром на 15 камнях на базе французского R26 фирмы LIP SA d’Horlogerie (Советский Союз приобрел эту технологию еще в 1936 году, чтобы запустить один из первых часовых заводов в стране). Вот как выглядели эти часы:
Они были разработаны как функциональные часы для пилотов и штурманов и не поступали в продажу. Одной из основных функций была функция «стоп-секунда», которая позволяла часам останавливаться в любой момент, потянув за заводную головку, что было необходимо летным экипажам для синхронизации своих действий.
В 1954 году часы «Штурманские» были модернизированы, они получили усовершенствованный механизм 43М с 17 камнями, а также противоударную защиту с герметичной крышкой, которая не допускала попадания влаги и пыли внутрь корпуса. Такие часы будущий первый космонавт получил в 1957:
Прочтите об этом в нашем блоге. После окончания школы Юрий Гагарин был зачислен летчиком в один из авиационных полков Заполярья и вскоре проявил себя как выдающийся офицер, получив благодарность от командира части.
Но космические достижения страны будоражили воображение молодого отличника: в конце 1959 года Гагарин записался кандидатом в космонавты и был принят. В общем, процесс отбора был очень серьезным, рассматривалось 3,5 тысячи пилотов, из которых выбирали всего 20 человек, а потом нужно было выбрать лучшего. Итак, Юрий Гагарин блестяще прошел все физические и психологические испытания, чтобы стать первым.
12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич успешно выполнил свою миссию, оправдав возложенные на него ожидания. С собой были его «Штурманские» (их видно на его скафандре на фото выше). После своего исторического полета Гагарин подарил часы главкому ВВС Константину Андреевичу Вершинину, который вместе с Королевым принимал участие в отборе космонавтов и запуске корабля «Восток-1». Сейчас эти часы находятся в музее Центра подготовки космонавтов:
Однако еще одна важная деталь: подтверждено, что у Юрия Гагарина во время полета на корабле «Восток-1» было больше одних часов. Мы провели собственное расследование на эту тему и выяснили ряд интересных подробностей, которыми поделились в отдельной статье.
А пока можно отдать дань уважения этому легендарному событию и выдающемуся человеку, и в линейке часов «Штурманские» есть коллекция «Гагарин», модели которой имеют узнаваемые черты классических «Штурманских Гагарин»:
«Гагарин Первый»
«Наследие Гагарина»
Изюминкой коллекции «Наследие Гагарина» является дизайн задней обложки. В честь первого космонавта украшен рельефным портретом Юрия Гагарина:
Модель «Гагарину 60 лет» была посвящена 60-летию первого полета в космос:
Очередные полеты
Юрий Успех Гагарина нужно было развить и закрепить за счет расширения программы освоения космоса. Итак, 6 августа 19 г.61 января на орбиту вышел Герман Титов, который был дублером Гагарина во время апрельского полета. Титов пробыл в космосе на корабле «Восток-2» более суток. Он был вторым человеком в космосе, но это не умаляет его вклада в историю. Ведь он был первым, кто провел там столь продолжительное время, в течение которого тестировал технические системы космического корабля и выполнял необходимые рутинные действия: ел и спал. Кстати, он же сделал и первые фотографии Земли из космоса.
Часы для «серебряного космонавта» были чрезвычайно важны, поскольку им предстояло пройти суровое испытание в столь длительном полете. На одной из самых известных фотографий Германа Степановича видно, что во время полета он носил наручные часы, как и Гагарин, прикрепленные к скафандру:
Что это были за часы, еще предстоит выяснить, но велика вероятность, что это тоже были «штурманские» часы, т.к. Титов был выпускником Сталинградской военной авиашколы в Новосибирске в том же году что и Гагарин, 1957, а в то время всем молодым летчикам выдавались часы производства 1-го Московского часового завода.
По той же причине и другие советские космонавты, следовавшие за Гагариным и Титовым, во время своих полетов также пользовались «штурманскими» часами, пока их не заменили другими моделями, о которых мы расскажем ниже.
Астронавт НАСА Джон Гленн был третьим астронавтом, отправившимся в космос. Его почти пятичасовой полет был на «Меркурий-Атлас 6» 20 февраля 1962 года. Вместо наручных часов он нес спортивный секундомер Heuer 29.15A, первые швейцарские часы в космосе. Сейчас он хранится в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия. специально для этой миссии был разработан Breitling Navitimer Cosmonaute с 24-часовой шкалой.
Первая женщина-космонавт
Еще одна памятная дата — 16 июня 1963 года, когда космодром Байконур запустил космический корабль «Восток-6» с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой на борту.
Ее путешествие было непростым. Когда в отборе участвовала тысяча кандидатов, для тщательной подготовки к полету отобрали только 30. Валентина была среди них, и хотя она немного отставала в подготовке, Хрущев утвердил ее кандидатуру.
Она была хорошим выбором, и когда ей пришлось столкнуться с техническими трудностями, такими как управление космическим кораблем и физическим недомоганием во время полета, и когда ее пребывание в космосе длилось почти 3 дня, она достойно справилась со всеми испытаниями, а затем получила звание Героя Советского Союза, как у первых мужчин-космонавтов.
У исследователей есть 2 основные версии о часах Валентины Терешковой:
1) «Штурманские», такие же, как у Юрия Гагарина;
2) Женские часы Угличского часового завода, которые после ее полета назвали «Чайкой» в честь самой Терешковой — таков был ее позывной.
Вероятно, правда сочетает в себе оба этих предположения. Глядя на фотографии Валентины Владимировны, у нее действительно были миниатюрные женские часы советского производства. Однако маловероятно, что она была в них во время своего знаменитого полета, особенно если учесть, что космонавты вообще старались брать с собой несколько часов и для удобства застегивали одни поверх скафандра (как на фото Гагарина и Титова выше).
Открытый космос
Следующим шагом в освоении космоса, которого ждал весь мир, стал выход в открытый космос. Это произошло 18 марта 1965 года во время полета на «Восходе-2», где Павел Беляев был командиром, а Алексей Леонов его вторым пилотом. Леонов совершил это в специальном многослойном скафандре «Беркут», предназначенном для этой цели. Кроме того, на корабле был установлен шлюз.
Когда Алексей Леонов пробыл в космосе 12 минут 9секунд, в течение которых проводились запланированные эксперименты, он вернулся на корабль из-за деформации скафандра. Стоит отметить, что за весь этот полет произошел ряд нештатных ситуаций, поэтому космонавтам пришлось проявить мужество и профессионализм, чтобы вернуться на Землю. Их посадка произошла дальше от запланированной точки, и их нашли только на следующий день. В ходе этой экспедиции был установлен еще один мировой рекорд, достигший высоты космического корабля над Землей почти 500 км.
Итак, какие часы Леонов впервые надел в открытый космос? Это был первый серийный советский наручный хронограф «Стрела», выпускаемый тем же 1-м Московским часовым заводом.
Эти часы выпускались с 1959 года, их механизм 3017 был основан на швейцарском калибре Venus и значительно модернизирован советскими конструкторами. Этот хронограф был оснащен однократным секундомером и 45-минутным счетчиком, телеметрической и тахометрической шкалами, его корпус был прочным и выдерживал высокие нагрузки и перепады температур.
«Стрела» создавалась для личного состава ВВС, таких как летчики и космонавты, и почти на 20 лет заменила «Штурманские».
Сегодня мы чтим память выдающихся первооткрывателей неизведанной и дальней стихии выпуском коллекции часов Штурманские «Открытый космос», объединенных дизайном, сдержанными линиями, эргономикой и эстетикой лучших часов советских космонавтов.
Впервые на Луну
Оглядываясь на основные вехи освоения космоса, нельзя не упомянуть еще одну знаменательную дату — 21, 19 июля.69. В этот день американский астронавт Аполлона-11 Нил Армстронг первым ступил на поверхность Луны, а затем к нему присоединился его напарник Эдвин Олдрин.
Они прибыли раньше, 20 июля, затем пробыли на спутнике Земли почти 22 часа, пока пилот Майкл Коллинз ждал их на лунной орбите. Космонавты пробыли вне корабля около двух с половиной часов, за это время они установили на Луне американский флаг и различные измерительные приборы, взяли пробы грунта, а также совершили мемориальную акцию, оставив медали знаменитых космонавтов, которые погибли, в том числе Гагарин и Комаров, Гриссом, Уайт и Чаффи.
История часов, которые были выбраны для ношения на запястье Армстронга в тот исторический момент, требует отдельного внимания. После первых американских полетов в космос, планируя будущую космическую программу, НАСА серьезно подошло к оснащению астронавтов. Они протестировали несколько наручных часов от разных производителей в сложных условиях и остановили свой выбор на швейцарских часах Omega Speedmaster. Часы выпускались с 1957 года и, изначально предназначенные для автогонщиков, обладали отличной защитой от ударов и вибраций.
Это решение вызвало некоторые споры в обществе, и в первую очередь среди конкурирующих производителей. Наконец выбор подтвердился, и вскоре после Алексея Леонова, в 1965 году, первый американец Эдвард Уайт носил эти часы во время выхода в открытый космос, 4 июня с космического корабля «Джемини-4».
Нил Армстронг также ступил на поверхность Луны в Speedmaster. На самом деле это были часы его напарника, а часами Армстронга пользовались астронавты внутри модуля. С тех пор эта модель получила второе название Moonwatch.
Вскоре после первой высадки на Луну заднюю крышку украсила памятная надпись:
Эти часы выпускаются и сегодня в более современных модификациях.
Однако Swiss Omega была не единственной, кому удалось побывать на Луне. 30 июля 1971 года экипаж «Аполлона-15» совершил посадку на поверхность спутника Земли. Эта экспедиция знаменита тем, что астронавты провели на Луне почти трое суток, впервые использовали транспортное средство для ее облета и собрали обширный материал для научных исследований. По общепринятой версии, Speedmaster командира Дэвида Скотта вышел из строя, и без часов работать и передвигаться по Луне было сложно. Часы должны были помочь отслеживать потребление кислорода, воды и заряд батареи. Итак, Скотт использовал свои личные часы, американский хронограф Bulova.
На самом деле не только советские, швейцарские и американские часы были в числе первопроходцев в космосе. Почти незаметно туда же сумели «проникнуть» замечательные японские часы. В ноябре 1973 года во время очередной американской экспедиции на свою станцию «Скайлэб», которая установила рекорд по продолжительности пребывания в космосе на тот момент — 84 дня. В то время официальными часами американских астронавтов были часы Omega Speedmaster, но по стечению обстоятельств у пилота экипажа «Скайлэб-4» Уильяма Пога их не было, и вместо них он взял свои личные японские часы Seiko 6139.с ним хронограф, который успешно прошел внеземные испытания и позже был продан на благотворительном аукционе.
Далее
Часы Omega впоследствии были признаны и советскими космонавтами. Например, его использовали американские и советские экипажи во время другого исторического события: успешной стыковки космических кораблей «Союз» и «Аполлон» в июле 1975 года, положившей начало космическому сотрудничеству между США и Советским Союзом. .
Тем не менее советские часовые изделия не потеряли своей популярности и среди покорителей космоса. Например, механизм 3017, уже известный нам по часам Алексея Леонова «Стрела», до конца 1970-х использовался в хронографах 1-го Московского часового завода под марками «Полет» и «Секонда».
2 марта 1978 года космонавт Алексей Губарев, командир космического корабля «Союз-28», с часами «Секонда» 3017 на запястье летал на орбитальную научную станцию «Салют-6». Его сопровождал гражданин Чехословакии Владимир Ремек, первый и единственный космонавт этой страны. Этот полет считается первым международным полетом по программе «Интеркосмос».
К концу 1970-х годов на смену советскому механизму 3017 пришел другой, более простой в производстве и обслуживании механизм 3133. Став настоящей гордостью часовой промышленности СССР, он стал известен как «русский хронограф». » в других странах и используется до сих пор. Механизм также был основан на швейцарском калибре и значительно улучшен советскими часовщиками.
«Океан» — первый хронограф с механизмом 3133 для офицеров ВМФ, выпускавшийся с 1976, а вскоре и «Штурманские» хронографы для ВВС с использованием того же механизма. Позднее механизм был модернизирован функцией остановки секундной стрелки и в этой модификации стал известен как 31659.
Часы с механизмом 3133 также являются частью истории освоения космоса. Он был на запястье Валерия Полякова во время его рекордного пребывания в космосе (более 437 суток) в 1994-1995 годах. После этого движение признали космонавты многих народов. Например, в 1990 часы 31659 носил Тойохиро Акияма, первый журналист, отправившийся в космос из Японии.
Сегодняшняя коллекция «Штурманские» включает в себя механический хронограф «Океан 3133», который повторяет неординарный дизайн «Океана» 1970-х годов и основан на том же механизме.
В общем, мы рассмотрели лишь несколько замечательных страниц истории освоения космоса, где отважным и решительным космонавтам помогали надежные механизмы, разработанные профессионалами часового дела. Человечеству предстоит пройти долгий путь в будущем этого сотрудничества и открытия новых горизонтов, но прикоснуться к истории можно, просто надев «Штурманские» — надежные и точные часы с характерным дизайном, в котором отразились лучшие советские традиции.