Грибоедов последние годы жизни: Краткая биография Грибоедова Александра Сергеевича, интересное о творчестве поэта

Александр Грибоедов биография, творчество, цитаты

Ознакомьтесь ниже с биографией Александра Грибоедова, чтобы составить для себя полную картину его жизни и его творчества.

Загадка рождения, семья и детство Грибоедова

На самом деле до сих пор доподлинно неизвестны все подробности биографии Александра Грибоедова, особенно, что касается рождения великого писателя. Невозможно даже точно назвать год его рождения, поскольку исследуя те или иные документы биографии Грибоедова, видны различия в числах и датах. Во всяком случае понятно, что Грибоедов родился в период 1790-1795 годов.

Ко всему прочему есть обоснованная точка зрения, что Александр Сергеевич был рожден незаконно, в связи с чем встречается столько различий в разных документальных источниках. Чтобы скрыть этот факт, мать и ее семья сделали все возможное, а позже мать вышла замуж за дальнего и бедного родственника по фамилии Грибоедов, который взял в жены девушку с ребенком и избавил семью от позора.

Отец Александра был майором в отставке, и домой он приезжал лишь изредка. За ним водилась страсть к картам, которая достаточно сильно била по карману семьи, однако он не переставал играть. Мать Александра происходила из известного латвийского рода Гжибовских, обладала неплохим состоянием, к тому же прославилась игрой на пианино. Несмотря на тяжелый характер, она с любовью и добротой относилась к детям и предпочитала сама заниматься их воспитанием.

В детстве у маленького Александра обнаружились прекрасные способности к языкам, и будучи еще совсем малым, он знал несколько языков. Его наставниками и воспитателями были известные люди, в числе которых входили профессор Буле, Петрозилиус (знаменитый педагог), Богдан Ион, которые, несомненно, сыграли важнейшую роль в биографии Александра Грибоедова, как писателя и поэта. Будущий поэт с юного возраста имел хорошие связи в обществе.

Учеба, военная карьера

В 1802 году Грибоедов поступил на учебу в Московский Пансион, где не только удостоился ряда почетных заслуг и наград ввиду блестящих успехов в учебе, но и получил степень кандидата словесных наук, и это в 11 лет! Юноша тяготел к разным наукам, и они давались ему весьма легко. Удивительный факт состоит в том, что, несмотря на все это, молодой Грибоедов решил отдать себя на служение Отечеству в армии.

В 1812 году Александр Грибоедов начал военную карьеру. Сперва его зачислили в полк Салтыкова, а затем присоединили к войскам, которыми командовал генерал Кологривый. На службе у генерала Грибоедов стал его адъютантом, и так вышло, что ни в одном из сражений он не побывал. Тогда писатель решает подать в отставку и переехать в Петербург.

Творческая жизнь и последние годы

Биография Александра Грибоедова богата самыми разными событиями. Поступив на службу в Государственную Коллегию, Грибоедов познакомился и сошелся с Пушкиным и Кюхельбекером. К тому же его сильно затянула литературная жизнь и общество – писатель много общается с даровитыми и известными авторами, поэтами, оказывается в водовороте театральных интриг и литературных событий.

Во время военного участия России в Турции, потребовалось, чтобы на Восток отправился дипломат, обладающий чутьем и талантом в своей сфере. Выбор пал на Александра Грибоедова, и, хотя тот сделал все возможное, чтобы отказаться от поездки, ехать пришлось.

6 июня 1828 года писатель уезжает из Петербурга в Тифлис, где встречает княжну Чавчавадзе, которую знает много лет, и в биографии Александра Грибоедова появляется любимая женщина. Состоялась свадьба, и Грибоедов теперь повсюду ездит с женой, отправляя друзьям сообщения, как он счастлив с Ниной.

Позже Александр Сергеевич по служебной надобности прибыл в Тегеран, где военные события изначально складывались весьма удачно, однако неожиданно из-за разногласий в отношении пленников разразились немалые конфликты, и 30 января состоялось нападение на русское посольство. Толпа фанатиков под вдохновением духовенства убила всех находившихся в посольстве, включая Грибоедова. Правительство России, не желая разжигать новые конфликты с Персией, было удовлетворено извинениями, которые принес за этот инцидент шейх. Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис (сейчас Тбилиси), в монастырь Св. Давида.

Если вы ознакомились уже с биографией Александра Грибоедова, вы можете поставить свою оценку данному автору вверху страницы.

Кроме того приглашаем вас посетить раздел Биографии, где вы сможете прочитать другие интересные статьи о творчестве популярных писателей, помимо биографии Александра Грибоедова.

Биография и творчество Грибоедова

А.С. Грибоедов — знаменитый русский драматург, блестящий публицист, успешный дипломат, один из умнейших людей своего времени. В историю мировой литературы он вошел как автор одного произведения — комедии «Горе от ума». Однако написанием знаменитой пьесы творчество Александра Сергеевича не ограничивается. Все, за что брался этот человек, носит отпечаток уникальной одаренности. Его судьба была украшена необыкновенными событиями. Жизнь и творчество Грибоедова кратко будут изложены в этой статье.

Детство

Грибоедов Александр Сергеевич появился на свет в 1795 году, 4 января, в городе Москве. Он воспитывался в обеспеченной и родовитой семье. Его отец — Сергей Иванович — на момент рождения мальчика был отставным секунд-майором. Мама Александра — Анастасия Федоровна — в девичестве носила ту же фамилию, что и замужем — Грибоедова. Будущий литератор рос необыкновенно развитым ребенком. В шесть лет он уже владел тремя иностранными языками. В юности он стал легко изъясняться на итальянском, немецком, французском и английском. Мертвые языки (древнегреческий и латынь) также были для него открытой книгой. В 1803 году мальчика отдали в благородный пансион при Московском университете, в котором он провел три года.

Юность

В 1806 году Александр Сергеевич поступил в Московский университет. Уже через два года он стал кандидатом словесных наук. Однако Грибоедов, жизнь и творчество которого описываются в данной статье, учебу не оставил. Он поступил сначала на нравственно-политическое отделение, а затем — на физико-математическое. Блестящие способности юноши были очевидны всем. Он мог сделать великолепную карьеру в науке или на дипломатическом поприще, однако в его жизнь внезапно ворвалась война.

Военная служба

В 1812 году Александр Сергеевич вступил добровольцем в Московский гусарский полк, которым командовал Салтыков Петр Иванович. Сослуживцами юноши стали юные корнеты из самых известных дворянских фамилий. Вплоть до 1815 года писатель находился на военной службе. Его первые литературные опыты датируются 1814 годом. Творчество Грибоедова началось с очерка «О кавалерийских резервах», комедии «Молодые супруги» и «Письма из Брест-Литовска к издателю».

В 1816 году вышел в отставку Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество писателя стали развиваться по совсем другому сценарию. Он познакомился с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером, стал учредителем масонской ложи «Du Bien» и устроился на дипломатическую службу в качестве губернского секретаря. В период с 1815 по 1817 год Александр Сергеевич в соавторстве с друзьями создал несколько комедий: «Студент», «Притворная неверность», «Своя семья или Замужняя невеста». Творчество Грибоедова не ограничивается драматургическими опытами. Он пишет критические статьи («О разборе вольного перевода Бюргеровской баллады «Ленора») и сочиняет стихи («Лубочный театр»).

На юге

В 1818 году Александр Сергеевич отказался от работы чиновника дипломатической миссии в США и был назначен секретарем при царском поверенном в Персии. Перед поездкой в Тегеран драматург закончил работу над пьесой «Пробы интермедии». Грибоедов, творчество которого только приобретало известность, по дороге в Тифлис начал вести путевые дневники. Эти записи раскрыли еще одну грань искрометного таланта писателя. Он был самобытным автором иронических путевых заметок. В 1819 году творчество Грибоедова обогатилось стихотворением «Прости, Отечество». Примерно в это же время он заканчивает работу над «Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января «. Дипломатическая деятельность в Персии очень тяготила Александра Сергеевича, и в 1821 году он, по состоянию здоровья, перебрался в Грузию. Здесь он сблизился с Кюхельбекером и сделал первые черновые наброски комедии «Горе от ума». В 1822 году Грибоедов начал работу над драмой «1812».

Столичная жизнь

В 1823 году Александру Сергеевичу удалось на время оставить дипломатическую службу. Он посвятил свою жизнь созданию литературных произведений: продолжил работу над «Горем от ума», сочинил стихотворение «Давид», драматургическую сцену «Юность Вещего» и веселый водевиль «Кто брат, кто сестра или Обман за обманом». Творчество Грибоедова, краткое описание которого представлено в этой статье, не ограничивалось литературной деятельностью. В 1823 году увидела свет первая редакция его популярного вальса «e-moll». Кроме того, Александр Сергеевич публиковал дискуссионные записи в журнале «Desiderata». Здесь он полемизирует с современниками по вопросам русской словесности, истории и географии.

«Горе от ума»

В 1824 году совершилось великое событие в истории российской драматургии. Закончил работу над комедией «Горе от ума» А.С. Грибоедов. Творчество этого талантливого человека навсегда осталось в памяти потомков именно благодаря этому произведению. Яркий и афористический стиль пьесы содействовал тому, что она полностью «разошлась на цитаты».

В комедии сочетаются элементы классицизма и новаторских для того времени реализма и романтизма. Беспощадная сатира на столичное аристократическое общество первой половины 19 века поражала своим остроумием. Однако комедия «Горе от ума» была безоговорочно принята российской публикой. Отныне все узнали и оценили литературное творчество Грибоедова. Краткое описание пьесы не может дать полного представления о гениальности этого бессмертного произведения.

Снова на Кавказ

В 1825 году Александру Сергеевичу пришлось отказаться от намеренья съездить в Европу. Литератору необходимо было вернуться на службу, и в конце мая он отправился на Кавказ. Там он выучил персидский, грузинский, турецкий и арабский языки. Накануне поездки на юг Грибоедов закончил перевод фрагмента «Пролог в театре» из трагедии «Фауст». Также ему удалось составить примечания к произведению Д.И. Цикулина «Необыкновенные похождения и путешествия. ..». По дороге на Кавказ Александр Сергеевич посетил Киев, где пообщался с видными деятелями революционного подполья: А.З. Муравьевым, С.П. Трубецким, М.П. Бестужевым-Рюминым. После этого некоторое время провел в Крыму Грибоедов. Творчество, краткое изложение которого представлено в данной статье, получило новое развитие в эти дни. Писатель задумал создание эпической трагедии о Крещении на Руси и постоянно вел путевой дневник, который увидел свет только через тридцать лет после кончины автора.

Внезапный арест

После возвращения на Кавказ Александр Сергеевич написал «Хищники на Чегеме» — стихотворение, созданное под впечатлением от участия в экспедиции А.А. Вельяминова. Однако вскоре случилось еще одно судьбоносное событие в жизни литератора. В 1926 году, в январе, он был арестован по подозрению в принадлежности к тайному обществу декабристов. Под угрозой оказались свобода, жизнь и творчество Грибоедова. Краткое изучение биографии писателя дает представление о том, в каком невероятном напряжении он находился все эти дни. Следствию не удалось найти доказательства причастности Александра Сергеевича к революционному движению. Через полгода его освободили из-под ареста. Несмотря на полную реабилитацию, за писателем велось негласное наблюдение еще некоторое время.

Последние годы жизни

В 1926 году, в сентябре, А.С. Грибоедов вернулся в Тифлис. Он снова занялся дипломатической деятельностью. Благодаря его усилиям Россия заключила выгодный Туркманчайский мирный договор. Александр Сергеевич сам доставил текст документа в Петербург, получил должность министра-резидента (посла) в Иране и отбыл на место назначения. По пути он сделал остановку в Тифлисе. Там он встретился с повзрослевшей дочерью своего друга — Ниной Чавчавадзе. Пораженный красотой юной девушки, литератор тут же сделал ей предложение. Он обвенчался с Ниной через несколько месяцев — 22 августа 1828 года. Юную супругу Александр Сергеевич забрал с собой в Персию. Это подарило счастливым супругом еще несколько недель совместной жизни.

Трагическая гибель

В Персии Александру Сергеевичу пришлось тяжело работать. Он постоянно посещал Тегеран, где вел дипломатические переговоры в очень жестком ключе. Русский император требовал от своего посла неумолимой твердости. За это персы прозвали дипломата «жестокосердным». Эта политика принесла свои трагические плоды. В 1929 году, 30 января, русская миссия была уничтожена толпой взбунтовавшихся фанатиков. Погибло тридцать семь человек в посольстве. Среди них оказался А.С. Грибоедов. Его растерзанное тело впоследствии смогли опознать только по травмированной в юности левой руке. Так погиб один из самых одаренных людей своего времени.

Многие литературные проекты так и не успел завершить Грибоедов. Творчество, краткое описание которого предлагается в данной статье, пестрит неоконченными произведениями, талантливейшими набросками. Можно понять, какого даровитого писателя лишилась в тот момент Россия.

Таблица жизни и творчества Грибоедова представлена ниже.

1795 год, 4 января

Александр Сергеевич Грибоедов появился на свет.

1806 — 1811 годы

Будущий литератор обучается в Московском университете.

1812 год

Грибоедов вступает в Московский гусарский полк в звании корнета.

1816 год

Александр Сергеевич выходит в отставку и начинает светскую жизнь в столице.

1817 год

Грибоедов становится сотрудником Коллегии иностранных дел.

1815-1817 годы

Драматург пишет свои первые комедии, самостоятельно и в соавторстве с друзьями.

1818 год

Александр Сергеевич поступает на должность секретаря русской дипломатической миссии в Тегеране.

1819 год

Писатель закончил работу над стихотворением «Прости, Отечество!»

1822 год

Грибоедов задействован в качестве секретаря в дипломатической части при генерале А.П. Ермолове, командующим всеми русскими войсками на Кавказе.

1824 год

Александр Сергеевич заканчивает работу над комедией «Горе от ума».

1826 год, январь

Грибоедов арестовывается по подозрению в связях с бунтовщиками-декабристами.

1826 год, 2 июня

Александр Сергеевич освобождается из-под стражи.

1826 год

Начинается русско-персидская война. Грибоедов отправляется служить на Кавказ.

1828 год

Заключение Туркманчайского мирного договора, подписанного при непосредственном участии Грибоедова

1828 год, апрель

Александр Сергеевич назначается на пост полномочного министра-резидента (посла) в Иран.

1828 год

Грибоедов сочетается браком с Ниной Чавчавадзе. Место венчания — Тифлисский собор Сиони.

1829 год, 30 января

Александр Сергеевич погибает во время разгрома русской миссии в Тегеране.

Даже сокращенный очерк жизни и творчества Грибоедова дает представление о том, какой незаурядной личностью был Александр Сергеевич. Его судьба оказалась короткой, но удивительно плодотворной. До конца своих дней он был предан Родине и погиб, защищая ее интересы. Именно такими людьми должна гордиться наша страна.

«Горе от ума» Грибоедова в контексте его жизни и других сочинений.

Хобсон, Мэри Элизабет;

(2000)

Грибоедова «Горе от ума» в контексте его жизни и других сочинений.

Докторская диссертация (Ph.D), UCL (Университетский колледж Лондона).

В диссертации делается попытка проанализировать и объяснить несоответствие между Гор от ума и другими произведениями Грибоедова, исследуя его пьесы и стихи, его письма и путевые заметки, воспоминания современников, его литературные источники и социальную среду. Его сочинения делятся на три категории, соответствующие трем различным периодам его жизни: ранние пьесы и стихи, в которых Грибоедов проявлял свое мастерство; Гор от ума, его единственное произведение искусства; и небольшое количество более поздних работ, большая часть которых не завершена, в основном вдохновлены амбициями. Хронологический обзор его жизни обсуждает положительные и отрицательные влияния. К первым можно отнести связь Грибоедова с Шаховским, его обширное знание русской, классической и европейской литературы, его восхищение Книгой пророка Исайи и спасительный шок дуэли. Это последнее дало ему возможность в вынужденной изоляции поразмышлять о недостатках своего собственного общества и неспособности тех, кто стремился его реформировать; двойная тема Гор от ума. Обсуждаются два мощных негативных влияния; его умение выписать страсть из своей системы и его реакция на ужасные последствия восстания декабристов. Его идеализм пал на первое, его дар комедии стал жертвой второго. Сравнение более ранних русских стихотворных комедий с «Горе от ума» показывает, что его корни уходят в неоклассицизм. В последней главе окончательный текст пьесы сравнивается с самой ранней известной версией и оценивается влияние многочисленных переделок. Синтез характера Грибоедова и Александра Одоевского рассматривается как источник разрушительной естественности Чацкого; это обсуждается в связи с неоклассической традицией в России, фатальным достижением которой стало Горе от ума.

.

Тип: Тезис

(докторская)

Квалификация: Кандидат наук
Титул: «Горе от ума» Грибоедова в контексте его жизни и других произведений.
Статус открытого доступа: Версия с открытым доступом доступна в UCL Discovery
Язык: Английский
Дополнительная информация: Диссертация, оцифрованная ProQuest.
URI: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/10103331

Только для сотрудников архива

Посмотреть товар

Написание полезного прошлого: русская литературная культура, 1917-1937: СР, сентябрь 2001 г.


Написание полезного прошлого: русская литературная культура, 1917-1937

Анджела Бринтлингер. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета,
2000. 304 страницы. Твердый переплет. 79,95 долларов США.

Сосредоточив внимание на советских русских биографических произведениях между 1917 и 1937 годами,
Профессор Анджела Бринтлингер удачно использует формулу «полезного прошлого».
сформулировано в эссе 1918 года американского критика Ван Вика Брукса. Пока
Идея Брукса о том, что прошлое можно использовать для интерпретации и понимания
настоящее не отличается особой оригинальностью, оно олицетворяет поиски советского
Русская литература найти исторических героев, актуальных для современности.
поколение. Среди главных героев Бринтлингера — Владислав Ходасевич,
Юрий Тынянов и Михаил Булгаков, написавшие беллетризованные биографии.
выдающихся русских и европейских писателей в попытке объяснить
затруднительное положение творческой личности как в Советском Союзе, так и в
эмигрантские общины. Ее изучение текстов включает
исследование трех теоретических проблем биографического жанра:
уже существующие знания читателя, механика преобразования «фактов»
в «художественную литературу», и соотношение между биографическим и автобиографическим
материал.

Бринтлингер начинает дискуссию с Юрием Тыняновым, ученым, ставшим писателем.
чей главный вклад в жанр биографии — его три романа,
Кюхлия , Смерть Вазир-Мухтара, и Пушкин .
Опубликован второй роман, посвященный последним дням жизни Александра Грибоедова.
в 1929 году и был, безусловно, его самым успешным проектом. Пока Тынянов создавал
истинно советская книга, «научно» превращающая прошлое в урок
на данный момент Смерть Вазир-Мухтара тоже инновационный
другими способами. В этом «научном» романе обнаруживается аналогия между
царствования Николая I и Сталина, и он включает в себя множество автореферентных
материал, особенно касающийся компромисса как Грибоедова, так и Тынянова
с репрессивными политическими режимами. Напротив, в романе Пушкин ,
который Тынянов писал десять лет, но так и не закончил в
время его смерти в 1943 — наименее экспериментальная из его работ. Тынянов
взялся писать о Пушкине в связи со столетием
смерти поэта, болезненное празднование годовщины, устроенное Сталиным с
со всей помпой, чтобы претендовать на лучшее из дореволюционного культурного
наследство. Комиссия была заманчивой, но вскоре проект вышел из
рукой, потому что Тынянов так увлекся подробностями, что только описал
первые 21 год жизни Пушкина.

Столетие со дня смерти Пушкина отметил русский эмигрант
интеллектуалы с таким же рвением и решимостью. Углубляясь в
торжеств, спонсируемых русскими в Париже, Бринтлингер раскрывает пушкинскую
посмертную роль в легитимации притязаний эмигрантской общины на
титул единоличного хранителя культурного наследия России. Владислав
Ходасевич, начавший пушкиноведение еще в России, обещал
биография поэта к 1937, но доставил лишь неполный, отрывочный
текст. Несмотря на значимость Пушкина, его жизнь, по мнению Бринтлингера,
не предложил Ходасевичу «полезное» прошлое. Ходасевич не смог представить
Пушкин как органически целостный человек и поэт. Он имел тенденцию сосредотачиваться
больше о жизни поэта, чем о его творчестве, подчеркивая низменный характер Пушкина
такие черты, как рассеянность, лень, хулиганство и социальная незащищенность.

Гавриил Державин, напротив, воплощал «здоровый» баланс
между жизнью и искусством для своего летописца двадцатого века. Ходасевич
написал биографию Державина между 1929 и 1931 годами.
репутацию придворного поэта, он строил текст вокруг категорий
Бог, монарх и закон — темы, одинаково важные как для биографа,
и его предмет. Ходасевича Державин — общественный деятель и общественный
поэт, архетипический положительный герой. Поскольку сам Ходасевич был рядовым
человек и одиночка, диаметрально противоположный игроку, пьянице и
гурмана Державина, эта биография не вдохновлялась личной идентификацией,
а скорее задуман как рецепт культурного возрождения. Ходасевич
считал, что русская культура приближается к концу цикла, начавшегося
с Державиным, и он стремился создать жизнеспособную модель из прошлого в
вдохновлять современников на дальнейшее развитие.

Бринтлингер представляет Михаила Булгакова как писателя, обратившегося к
прошлое в поисках собственного бессмертия. Он нашел некоторое «полезное прошлое»
в образах Мольера и Пушкина, через чей опыт Булгаков
отфильтровал свое. Рассказы этих двух писателей послужили благодатной почвой
исследовать отношения между художником, королем и идеологическим
учреждение. В своем романе о Мольере, заказанном для сериала
Жизнь замечатеных людей , а в спектакле Кабала святош
[ клика лицемеров ], Булгаков демонстрирует свою веру в то, что
король вмешался бы, чтобы защитить драматурга от идеологов, которые
стремился заставить его замолчать. Этот осторожный оптимизм является отражением булгаковского
Личные отношения со Сталиным. К тому времени, когда он начал сотрудничать с
Викентий Вересаев о пьесе о Пушкине, впрочем, никаких иллюзий у Булгакова
о благожелательном вмешательстве сверху пропали. Таким образом, Пушкин
представлен как преследуемый обществом, тайной полицией и самим царем.
В конечном итоге через Пушкина Булгаков выразил свою пессимистическую переоценку
о возможностях художников в Советском Союзе.