На чем писали древние славяне: на чем люди писали в разные времена

Содержание

на чем люди писали в разные времена

Публикации раздела Образование

Аудиоверсия: Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена

Письменность возникла на Руси после крещения — в конце IX века. Тогда же здесь появились первые рукописные тексты. Сначала это была религиозная литература, которую привозили из Византии и Болгарии. Однако уже в X–XI веках на Руси стали создавать и собственные рукописи. Разбираемся, как, чем и на чем писали люди в разное время.

Древнерусские граффити

Вид на часть стены с граффити. Спасо-Евфросиниевский монастырь. Полоцк, Витебская область, Белоруссия. Фотография: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Вид на граффити ХII века. Неизвестная церковь. Фотография: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Вид на граффити 1161 года. Спасо-Евфросиниевский монастырь. Полоцк, Витебская область, Белоруссия. Фотография: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, Москва

На стенах старинных русских храмов иногда можно встретить тексты и рисунки, которые вырезаны прямо на камне. Ученые, которые занимаются эпиграфикой — наукой о древних записях, — назвали их древнерусскими граффити. Большая часть таких заметок представляет собой короткие тексты: «Писал Иван» или «Господи, помоги рабу Своему Андрею».

Ученые находили и объемные древнерусские граффити. Например, при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском обнаружили запись об убийстве князя Андрея Боголюбского в 1174 году. В тексте сказано: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы [слугами — Прим. ред.], овому вечная память, а сим [убийцам — Прим. ред.] — вечная мука». В записи перечислены имена ранее неизвестных заговорщиков.

А по граффити в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Великом Новгороде удалось установить, что храм построен раньше, чем предполагалось.

Точное количество записей внутри древнерусских церквей неизвестно. Сейчас их находят при реставрации не только стен, но и полов зданий. Больше всего граффити обнаружено в Софийском соборе в Новгороде. Там есть целая стена с рисунками, заметками и даже ребусами, которые, скорее всего, оставляли молодые служители храма в XI–XII веках.

Самый дорогой материал для важных трудов и летописей

Остромирово Евангелие. 1056–1057. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

Остромирово Евангелие. 1056–1057. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

Остромирово Евангелие. 1056–1057. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

Самым дорогим материалом для письма был пергамент, или пергамен. Изобрели его еще жители древнегреческого города Пергам во II веке до нашей эры. А на Руси он появился в конце X века.

Пергамент называли по способу изготовления «кожей» или «телятиной». Делали этот материал из шкур ягнят, телят и козлят. Для создания одной небольшой книги приходилось забить стадо в 100-150 голов.

Даже один лист изготавливали очень долго. Шкуры сначала очищали, затем замачивали в растворе извести, сушили, обрабатывали специальными составами на основе муки, молока и мела и только потом делили на листы.

Писали на пергаменте перьями, которые макали в чернила. Их, как правило, делали из сажи или так называемых чернильных орешков — личинок насекомых орехотворок. Рисунки в таких книгах были красного, золотого, синего и зеленого цвета. Краски делали из минералов, сажи, а также корней и цветов различных растений.

Пергамент был очень дорогим, поэтому его использовали только для важных государственных указов, религиозных трудов и летописей. На этом материале написана одна из древнейших книг Руси — Остромирово Евангелие. Рукопись состоит из 294 листов размером 35 на 30 сантиметров. Для ее изготовления потребовалось 175 шкур телят.

Средневековые тетради для обучения грамоте

Цера. Конец XIII века. Иллюстрация из книги «Древний Новгород. Прикладное искусство и археология». Москва: издательство «Искусство», 1985

Стилос и древнерусские писала. IX — начало XV. Территория Калужской и Московской областей. Фотография: Мария Говтвань / Российская государственная библиотека, Москва

Книга. Минея служебная, сентябрь. Отрывок. XI–XII век. Фотография: Музей письменности, Великий Новгород

С X века на Руси для обучения грамоте использовали церы — деревянные таблички с углублением посередине, куда заливался воск. Чтобы он лучше крепился, на дощечки наносили специальные насечки. А иногда церы соединяли между собой: протягивали кожаные ремни через специальные круглые отверстия. Обычно церы были небольшого размера. Их, как и современные тетради, можно было носить с собой на занятия.

Писали на таких дощечках с помощью стилосов или писал — палочек с закругленным концом. Их обычно делали из металла, кости или дерева. Иногда на поверхности писал специально вырезали азбуку, чтобы быстрее ее выучить. Церами пользовались по несколько раз. Обратной стороной стилоса стирали старые тексты, а затем писали на дощечке повторно.

Новгородский кодекс, древнейшая русская книга — это четыре церы, которые соединили между собой деревянными штырями. На дощечках записан текст нескольких псалмов. Ученые установили, что этими церами пользовались не раз. Ранее на них писали другие псалмы, азбуку, переводы с греческого. А на одной из цер расшифровали сообщение от 999 года. В нем говорится, что монаха Исаакия, предполагаемого автора Новгородского кодекса, отправили служить попом в Суздаль.

Читайте также:

  • Женский мир в искусстве Дагестана
  • 150 лет Историческому музею: 5 интересных экспонатов
  • Иконы, сказки и былины: палехские мастера в приложении Artefact

Береста — самый популярный материал

Грамота №210. Грамота мальчика Онфима: фрагмент рисунка с подписью. 1240–1260. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород

Грамота №376. Надписи при рисунке. 1280–1300. Государственный исторический музей, Москва

Грамота №201. Грамота мальчика Онфима: склады. 1240–1260. Государственный исторический музей, Москва

Самым популярным писчим материалом на Руси была береста — кора березы. Ее специально обрабатывали, чтобы можно было оставлять заметки. Сначала кору очищали от шелушащегося слоя, а затем кипятили в растворе щелочи. Как и на церах, на бересте писали стилосами или писалами.

Береста была очень дешевой. Часто ее не покупали, а изготавливали самостоятельно. На коре писали письма, заметки, вели подсчеты, составляли списки покупок и рисовали. Например, на одной из сохранившихся берестяных грамот ученые расшифровали такой текст: «От Рощены к Якиму. Купи шубу за гривну и четыре воротника из паволоки, дай Ивану Негодорожичу, а деньги ты получишь с ладьей».

Иногда из берестяных грамот составляли книги. Сначала подбирали похожие по размеру листы, а затем скрепляли их кожаными шнурами. Существовали целые библиотеки из таких книг.

Из-за того, что береста была очень популярной, сегодня известно более тысячи текстов, которые написаны на этом материале. При этом жители Древней Руси не берегли свои заметки и письма. Берестяные грамоты они часто выкидывали и теряли. Большую их часть нашли в Великом Новгороде, Смоленске, Пскове и окрестностях этих городов. А один из новгородцев даже обнаружил берестяную грамоту у себя в цветочном горшке, когда пересаживал растения.

Новый материал — бумага

Фрэнк Брэнгвин. Бумажная мельница. 1900–1920. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Неизвестный гравер. Зрелище природы и художеств. Типографское художество или книгопечатание (фрагмент). 1784–1809. Государственный исторический музей, Москва

Судебник Ивана IV. Июнь 1550. Российский государственный архив древних актов, Москва

Бумагу начали делать в I веке в Китае. В Средние века на ней уже писали во многих азиатских странах. Например, бумагой пользовались монголо-татары, которые захватили большую часть территории Руси в XIII веке. Они использовали этот материал, когда проводили перепись населения на завоеванных территориях.

Первые русские тексты на бумаге появились в начале XIV века. Их писали «в прокладку», то есть листы из нового материала чередовали с пергаментом. Книги с бумажными листами тогда тоже делали при помощи пергамента. Его наклеивали на края страниц, а только затем сшивали их. Иначе тонкие бумажные листы рвались.

В середине XIV века бумагу стали использовать для документов. На ней писали указы удельных князей, договоры о купле и продаже.

Долгое время на Руси не изготавливали собственную бумагу — ее привозили из Италии, Франции и Германии. Бумага была дорогой, но стоила дешевле пергамента, поэтому постепенно вытеснила его и стала самым популярным писчим материалом. Жители крупных городов вскоре отказались и от цер, и от бересты.

Изготавливать свою бумагу на Руси впервые начали при Иване Грозном. В конце XVI века недалеко от Москвы по его указу открыли одну из первых бумажных мельниц. Писчий материал делали из обрезков тканей. Бумага получалась низкого качества и очень темная, поэтому производство вскоре закрыли.

Бумажные мельницы строили в окрестностях Москвы и в XVII веке. Однако массово производить русскую бумагу стали только при Петре I. Тогда в России открылись мануфактуры, где изготавливали этот материал. А уже в XIX веке бумагу начали экспортировать в страны Азии, Персию и Китай.


Автор: Анастасия Войко

Теги:

История письменностиПисьменностьИсторияОбразованиеПубликации раздела Образование

Как, чем и на чем писали в Древней Руси

Автор:

Суздальцев Андрей Геннадьевич

Научный руководитель:

Черняк Ольга Валентиновна

Рубрика: История

Опубликовано
в

Юный учёный

№3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 07. 04.2017
2017-04-07

Статья просмотрена:

18062 раза

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:


Суздальцев, А. Г. Как, чем и на чем писали в Древней Руси / А. Г. Суздальцев, О. В. Черняк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3 (12). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/885/ (дата обращения: 28.11.2022).



До принятия христианства русский язык не имел своей письменности. Только с конца X в. на Руси появилась азбука — кириллица. Названа она так в честь византийского монаха Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием создал в IX в. одну из славянских азбук. Тот славянский язык, для которого был создан алфавит, именуется старославянским. Этот язык сохранился в виде церковнославянского и сегодня используется в православных храмах для проведения богослужений.

На Руси появилась письменность, и многие люди овладели грамотой. Вначале читать и писать могли только служители церкви. При храмах создавались школы, в которых мальчиков и девочек, в основном из знатных семей, обучали грамоте. Горожане тоже учились чтению и письму, но большинство сельских жителей оставалось неграмотным.

На чем же писали и какой из материалов был самым распространенным? Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен, который на Руси называли кожей или телятиной. Все потому, что изготавливали его из кожи телят, козлят и ягнят.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе, после чего еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Из одной шкуры теленка получалось 7–8 листов для книги. А для всей книги требовалось все стадо.

Еще одним интересным материалом для письма были церы (вощеные дощечки). Цера — это деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета. Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Пришедший в негодность, истончившийся слой воска можно было постоянно заменять и на месте прежнего текста писать новый. Но восковое покрытие на деревянной поверхности было недолговечным.

В 2000 г. в ходе археологических раскопок на Троицком раскопе в Новгороде в слоях первой четверти XI в. были обнаружены соединенные вместе три дощечки, покрытые воском. На этих дощечках оказались фрагменты библейской книги Псалтырь. Эта ценнейшая находка свидетельствует о том, что книги на Руси стали переписывать сразу после ее Крещения. Однако на Руси церы не получили широкого распространения. Во время археологических раскопок XX в. Новгороде их было найдено всего 11 экземпляров.

В отличие от дорогого пергамена самым легкодоступным материалом для письма на Руси была — береста. Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной — шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного писала.

Среди найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических «тетрадей» с упражнениями в письме и счете.

В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные, лебединые перья. Реже использовались перья павлина, в таких случаях писец не упускал возможности похвалиться: «Писал есмь павьим пером». Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в.

Чернила могли позволить себе только богатые люди. Ими писались книги и рукописи, сказания и важные акты государственного значения. Лебединым пером или павлиньим писал только царь, а большинство обычных книг были написаны гусиным пером.

Техника подготовки пера требовала умений и правильных действий. Для письма пригодно перо из левого крыла птицы, т. к. оно имеет удобный угол для письма правой рукой. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влажные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли. Кончик пера затачивали наискось. Перочинный ножик был всегда у писца. Для написания красками заглавных букв и заголовков пользовались кисточками.

Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» — болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные — камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими породами).

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием чернила разбавляли водой и помещали в специальные сосуды — чернильницы. Чернильница позволяла чернилу не выливаться на стол и потому должны были иметь форму позволяющую стоять устойчиво на столе.

Литература:

  1. Беренбаум И. Е. История книги. — М.: Книга, 1984. — 248 с.
  2. Балязин В. Н. Занимательная история России. С древнейших времен до середины XVI века. М.: Первое сентября, 2001.
  3. Драчук В. Дорогами тысячелетий. — М.: Молодая гвардия, 1977. – 256 с.
  4. Немировский Е. П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. М.: Просвещение, 1991.
  5. Павлов И. П. Про твою книгу: Научно-популярная лит-ра. — Л.: Дет. лит., 1991. — 113 с.
  6. Янин В. Л. Я послал тебе бересту… — М.: Изд-во Московского университета, 1975.
  7. www.bibliotekar.ru/rus — подборка научных, литературных и изобразительных трудов по истории Древней Руси.

Основные термины (генерируются автоматически): Русь, чернила, Новгород, письмо, воск, камедь.

Похожие статьи

История создания славянской системы

письма | Статья в журнале…

Письмо является вторым по важности — после звукового языка — средством общения людей. Оно возникло значительно позже языка в

Проникновение славянской азбуки на Русь. Кирилло-мефодиевская азбука используется на Руси уже в языческий период, в частности, для записи…

Рабочие инструменты древнего стеклодела | Статья в журнале…

Безбородов М. А. Химический состав и технологические приемы производства стекла в Древней Руси. История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная…» В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и…

История возникновения торгового мореплавания на

Руси

Статья посвящена истории торгового мореплавания, которая охватывает период с древнейших времен и период становления и расцвета Древнерусского государства — Киевской Руси. Определены период и причины возникновения торгового мореплавания на Руси.

К вопросу о датировке бересты с изображением святой Варвары

В 2001 году была опубликована статья академиков Российской Академии Наук А.А. Зализняка и В.Л. Янина [1], посвященная в основном двум находкам, сделанным археологами в Великом Новгороде, – листу бересты с записанной на нем датой, а также Новгородской псалтыри…

Проблемы сохранения памятников иконописи и возрождения…

Искусство иконописания возникло на Руси с принятием христианства и вместе с ним пришло из Византии. О первых привезенных на Русь иконах

В 2000 г. юбилейный Архиерейский собор РПЦ направил письмо Президенту РФ В. В. Путину, в котором отметил, что процесс…

История выработки простейших стеклянных изделий

В Киеве, Новгороде, Старой Рязани, Гродно, Вышгороде и других древнерусских городах их немного по сравнению с бусами и браслетами. В Чехословакии отмечены лишь единичные находки, а на территории южных славян стеклянные кольца не найдены.

Научно-исследовательская работа и реставрация иконы…

1. Алешин А. Б. «Реставрация станковой масляной живописи в России» ВХНРЦ, М.,1976. 2. Драницин Н. Н. «Адрес-календарь Нижегородской Епархии на 1904г». Нижний Новгород: Типо-Литография Т-ва И. М. Машистова, 1904 г. (стр.282).

Текстологический анализ рассказа Лаврентьевской летописи…

Изучение текста летописей несет в себе много нюансов, связанных с тем, что летописи составлялись не так, как другие литературные и исторические произведения Древней Руси.

В результате поход монголов на Северо-Восточную Русь описывается Антонием дважды…

Трагедия царской семьи в незаконченной «Поэме о царской…»

«Поэма о Царской семье» стала итоговым произведением Марины Цветаевой. Из писем Цветаевой узнаем, что поэма была написана полностью, однако она не сохранилась и до нас дошли лишь несколько фрагментов.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

История создания славянской системы

письма | Статья в журнале…

Письмо является вторым по важности — после звукового языка — средством общения людей. Оно возникло значительно позже языка в

Проникновение славянской азбуки на Русь. Кирилло-мефодиевская азбука используется на Руси уже в языческий период, в частности, для записи…

Рабочие инструменты древнего стеклодела | Статья в журнале…

Безбородов М. А. Химический состав и технологические приемы производства стекла в Древней Руси. История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная. ..» В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и…

История возникновения торгового мореплавания на

Руси

Статья посвящена истории торгового мореплавания, которая охватывает период с древнейших времен и период становления и расцвета Древнерусского государства — Киевской Руси. Определены период и причины возникновения торгового мореплавания на Руси.

К вопросу о датировке бересты с изображением святой Варвары

В 2001 году была опубликована статья академиков Российской Академии Наук А.А. Зализняка и В.Л. Янина [1], посвященная в основном двум находкам, сделанным археологами в Великом Новгороде, – листу бересты с записанной на нем датой, а также Новгородской псалтыри…

Проблемы сохранения памятников иконописи и возрождения…

Искусство иконописания возникло на Руси с принятием христианства и вместе с ним пришло из Византии. О первых привезенных на Русь иконах

В 2000 г. юбилейный Архиерейский собор РПЦ направил письмо Президенту РФ В. В. Путину, в котором отметил, что процесс…

История выработки простейших стеклянных изделий

В Киеве, Новгороде, Старой Рязани, Гродно, Вышгороде и других древнерусских городах их немного по сравнению с бусами и браслетами. В Чехословакии отмечены лишь единичные находки, а на территории южных славян стеклянные кольца не найдены.

Научно-исследовательская работа и реставрация иконы…

1. Алешин А. Б. «Реставрация станковой масляной живописи в России» ВХНРЦ, М.,1976. 2. Драницин Н. Н. «Адрес-календарь Нижегородской Епархии на 1904г». Нижний Новгород: Типо-Литография Т-ва И. М. Машистова, 1904 г. (стр.282).

Текстологический анализ рассказа Лаврентьевской летописи…

Изучение текста летописей несет в себе много нюансов, связанных с тем, что летописи составлялись не так, как другие литературные и исторические произведения Древней Руси.

В результате поход монголов на Северо-Восточную Русь описывается Антонием дважды…

Трагедия царской семьи в незаконченной «Поэме о царской…»

«Поэма о Царской семье» стала итоговым произведением Марины Цветаевой. Из писем Цветаевой узнаем, что поэма была написана полностью, однако она не сохранилась и до нас дошли лишь несколько фрагментов.

му археологов обнаружили, что древнейшей письменностью славян были германские руны | Наука

Уникальное открытие сделали археологи Масарикова университета.

Наука

Габриэла Перингерова, анг Ник Орсильо

Эта уникальная находка является самым ранним свидетельством использования письменности у славян.

На стоянке Ланы-Бржецлав в Чехии они нашли ребро животного с надписью рядом с керамикой пражского типа, связанной с ранними славянами. Эта уникальная находка является самым ранним свидетельством использования письменности славянами. Кость, однако, исписана германскими рунами и поэтому написана не глаголицей, которая ранее считалась первой системой письма, использовавшейся среди славян.

«Кость с надписью, которую мы раскопали в 2017 году, была изучена международной группой исследователей из Чехии, Австрии, Швейцарии и Австралии, которая обнаружила, что это самая древняя надпись, когда-либо обнаруженная у славян. Это крупное открытие не только национального, но и европейского значения», — сказал Йиржи Махачек, заведующий кафедрой археологии и музеологии факультета искусств МУ и руководитель международной команды.

Для анализа кости использовались новейшие генетические и радиоуглеродные методы датирования. Возраст надписи был подтвержден с помощью анализа износа в сочетании с микроскопией SEM. «Эти чувствительные анализы показали, что кость принадлежала крупному рогатому скоту, который жил примерно в 600 году нашей эры», — сказала Зузана Хофманова, член группы из Университета Фрибурга, которая специализируется на анализе древней ДНК.

Роберт Недома, эксперт по германским языкам из Венского университета, определил, что надпись должна быть написана Старшим Футарком. Этот сценарий использовался германоязычными жителями Центральной Европы со второго по седьмой век нашей эры. Алфавит Старого Футарка состоит из 24 рун, последние семь из которых были начертаны на недавно обнаруженном фрагменте ребра. Вполне вероятно, что весь алфавит изначально был начертан на кости. На кости не было написано определенного сообщения. Наоборот, это похоже на учебное пособие, идея, которой придают вес несколько ошибок в надписи. В настоящее время европейским исследователям известны только 17 надписей, содержащих полные или частичные строки Старшего Футарка.

До этого открытия древнейшей письменностью у славян считалась глаголица, привезенная в Моравию из Византийской империи в IX веке н.э. святыми Константином/Кириллом и Мефодием. Университет Масарика показывает, что до введения глаголицы славяне соприкасались с рунами, которые они могли использовать, например, для счета или гадания. Этот вывод также ставит под сомнение, были ли культурные различия между германской и славянской Европой столь четкими. «Тот факт, что это самое раннее свидетельство письменности у славян, безусловно, представляет интерес для почти 300 миллионов человек, говорящих на славянских языках», — добавил Махачек.

Надписи древнегерманскими рунами часто связаны с германской мифологией. Сегодня люди могут встретить их в различных фэнтезийных фильмах, таких как серия «Властелин колец », или в видеоиграх.

Археологи из MU опубликовали свои находки в Journal of Archaeological, одном из самых известных международных журналов в этой области. После того, как исследователи завершат свое исследование этого места, которое все еще продолжается и является частью проекта EXPRO, поддерживаемого Чешским научным фондом, руны Лани будут выставлены на всеобщее обозрение в Университете имени Масарика 9.0003

История славянской азбуки. 24 мая — День славянской письменности и культуры

Появление письменности чрезвычайно важно в истории любого народа. Это одна из важнейших частей культуры, которая в пространстве и времени расширяет функционирование языка. Проблема возникновения славянской письменности очень сложна. На протяжении многих лет ученых интересуют следующие вопросы: когда и как появилась славянская письменность, славянская азбука, и были ли у наших предков раньше какие-либо другие письменные знаки.

Долгое время существовало мнение, что наша письменность появилась только после христианизации Киевской Руси, когда богослужебные книги были привезены из Византии и Болгарии. Вот пример того, как писал Аврелий Августин, известный как св. Августин (354-430 гг. н.э.): «То субъективно разумное, что существует в нас, то есть то, чем ум талантливый и умно-объективный работает или им управляет, связано с определенными естественная связь для общения с теми, с кем она разделяла этот ум. Но поскольку человек не мог бы установить безопасное общение с другим человеком, если бы они не разговаривали друг с другом и тем самым не передавали друг другу свои чувства и мысли, то объективно обоснованной находит необходимость маркировать предметы, то есть определенные звуки, которые являются знаками…».

Во многих местах, где когда-то селились наши предки, особенно на северном побережье Черного моря, археологи нередко находили на каменных плитах-амфорах таинственные, странные знаки. Но существование письменности в старые времена все еще остается открытым.

Первый историк древней славянской письменности Болгарский ученый, ученый-монах Черноризец Грабр, живший в X веке при дворе болгарского царя Симеона, в своей книге «О письменности» рассказывает о двух этапах славянской письменности.

Первый этап был, когда славяне были еще язычниками, поэтому использовали тире и засечки

Второй этап был после принятия христианства, когда стали писать римские и греческие надписи.

И так было, пока великие просветители славян — братья Кирилл и Мефодий не создали азбуку.

Язык, введенный Кириллом и Мефодием, был языком восточнославянских народов, следовательно, украинским.

Глаголица — древняя система славянской письменности, подписанная Святым Кириллом.