Русалки описание: как появился и менялся образ русалки — Жизнь на DTF

как появился и менялся образ русалки — Жизнь на DTF

В первый день всемирного челленджа Mermay рассказываем об эволюции знаменитого образа морских дев. Вы узнаете, откуда взялся хвост, как появилась любовь к пению и кто изображен на логотипе Starbucks.

13 056
просмотров

Автор Артем Демура.

Как сформировался классический образ русалки

Архетипичная русалка представляет собой изящную молодую женщину с рыбьим хвостом вместо ног. У нее густые длинные волосы, прекрасное лицо и обнаженный торс. Часто встреча с русалкой не сулит для человека ничего хорошего: ее красота и голос способны очаровать и свести с ума, а сил хватит для того, чтобы утянуть моряка на дно.

Образ русалки сложился в основном за счет смешения шумеро-аккадской и древнегреческой мифологии. Автор картины: Виктор Низовцев.

Русалки и морские девы. Уточним термины

Называть описанных выше существ русалками — не совсем правильно. Русалки появились в мифологии восточных славян и напоминают скорее духов природы вроде античных нимф и нереид. По разным поверьям, стать русалкой могли покойники (например, утопленницы) или женщины под действием проклятья.

Внешне они почти не отличаются от людей, у них нет хвоста и плавников. Благодаря этому русалки не привязаны так сильно к водной среде и часто обитают в лесу. В описании внешности русалок особый акцент делается на распущенных волосах, которые крестьянки обычно прятали под платок.

У славянских русалок нет рыбьего хвоста. Поэтому сцена из «Лукоморья» Александра Пушкина выглядит уже не столь сюрреалистично. Автор картины: И.Н. Крамской.

Как видно из описания, на «классических» русалок они не совсем похожи. Зато похож персонаж западноевропейской мифологии — морская дева (mermaid). В англоязычной литературе славянских русалок так и называют — rusalka. Такое расхождение возникло из-за того, что один образ слился с другим под влиянием западной литературы в XIX веке. В тексте мы используем оба термина, но речь будет идти именно о морских девах.

Морская дева — правильное название для существ с хвостом рыбы и телом женщины. Автор картины: Д.У. Уотерхаус.

Первым был русал

Прообраз современных русалок появился около 6-7 тысяч лет назад в шумерской мифологии. Существо по имени Оан или Оаннес было посланником верховного божества мудрости, пресных вод и подземного мира. Согласно преданиям, днем Оаннес выходил из вод Персидского залива и учил людей наукам, ремеслам и законам, а ночью возвращался в морскую пучину.

Поскольку шумерскому Прометею нужно было и ходить по земле, и жить под водой, черты человека и рыбы в нем сильно смешались.

Тело у него всё было рыбье, а из-под головы, из-под рыбьей головы, росла другая голова и подобным же образом человеческие ноги росли рядом с рыбьим хвостом. Голос же у него был человеческий»

Берос, вавилонский историк

Облик Оаннеса ассоциируется с семитским богом Дагоном, который тоже учил людей мудрости (слева).

Женская версия появилась чуть позже. Ею стала ассирийская богиня плодородия Атаргатис. Согласно одному из мифов, богиня влюбилась в простого смертного и родила от него дочь. Атаргатис устыдилась связи с человеком и приказала утопить возлюбленного, а новорожденную — выбросить в пустыню. Поняв всю чудовищность поступка, она бросилась в воды озера, чтобы утопиться, но превратилась в рыбу.

Изображение богини на реверсе монеты. Ее лицо закрыто вуалью, на груди покоится яйцо, из которого она родилась. По бокам богиня держит стебли ячменя.

Так женщина морского народа стала ассоциироваться с опасностью и непостоянством натуры. Она способна отнять жизнь, даже если сама будет об этом сожалеть. Не исключено, что история о несчастной любви Атаргатис стала основой для сказок и историй, которыми вдохновлялся Андерсен при написании «Русалочки».

Отбираем голос у сирен

Если Атаргатис навредила человеку под действием эмоций, то сирены из мифов Древней Греции губили мореходов ради забавы и пропитания. Изначально их изображали как птиц с торсом и головой женщины. Пением сирены заманивали корабли на скалы и убивали моряков, которые не устояли перед их голосом.

Джон Уотерхаус изобразил сцену из легенды об аргонавтах с каноничными сиренами. Под картиной — скульптуры сирен Древней Греции.

В средние века сирен стали изображать с рыбьими хвостами. И хотя в бестиариях можно найти рисунки, где у них, помимо чешуйчатого хвоста, есть птичьи ноги и даже крылья, сирены утрачивают первоначальный облик. Их образ слился с образом морских дев, которые унаследовали навыки волшебного пения. К ним же перешла и дурная слава сирен.

Тот же сюжет от Герберта Дрейпера, но уже с более современным представлением о сиренах.

Дети бога морей

Заимствования из греческой мифологии не ограничились только сиренами. Свою лепту внес и Тритон — сын Посейдона, верховного бога морей. Вместе с нимфами он породил целый народ морских существ — тритонов. В русском языке так еще порой называют мужчин-русалов. Большинство из них выглядят как люди с рыбьими и дельфиньими хвостами, но бывают и более необычные экземпляры, вроде гибридов с телом членистоногого или коня.

Ихтиокентавры и гиппокампы (внизу по центру и слева) — в свите бога морей было много необычных созданий.

Язычество и наука

В Средние века в образе русалок смешались черты сирен и тритонов. Художники стали пририсовывать им хвосты и конечности самых разных животных. С ростом влияния христианства морские девы обрели репутацию проклятых языческих созданий, которым не найти спасения на небесах.

До средних веков дошло и изображение шумерского Оана (фигура слева).

Среди иллюстраций того времени можно встретить русалок с двумя хвостами вместо ног. Так изображали Мелюзину — фею из кельтских легенд. Несмотря на его языческую суть, образ стал популярен в геральдике и в архитектуре.

Мелюзина изображена даже на логотипе Starbucks.

В Эпоху просвещения люди пытались объяснить мифы с помощью науки. По мнению мыслителей, морские девы из рассказов моряков на деле были морскими животными: дюгонями, морскими коровами или ламантинами. Они тоже любят погреться на камнях и издалека могут напоминать фигуру человека. Этого же мнения придерживаются и современные специалисты Национального музея естественной истории.

На расстоянии представители отряда Сирен могли напомнить морякам людей.

За русалок могли принять и дельфинов белух из-за особенностей анатомического строения.

То, что напоминает кости таза и ног, на самом деле — подкожный жир.

Благодаря развитию медицины стали научно объяснимы случаи болезни сиреномелией (впечатлительных просим воздержаться от перехода по ссылке). Это аномалия развития нижних конечностей — они срастаются таким образом, что выглядят как хвост рыбы.

В более дремучие времена такого младенца сочли бы сыном русалки.

Бум фальшивых русалок

Популярность русалок получила новый виток развития в XIX-XX веках благодаря распространению слухов о якобы пойманных морских жителях. Их фальшивые мумифицированные останки за плату показывали на бродячих выставках диковин и уличных шоу. Особенно популярным экспонатом была фиджийская русалка.

Для фейковых экспонатов использовались части тел разных животных — рыб, собак, обезьян.

К XX веку активность этих шоу поутихла, особенно после выставки Британского музея, посвященной всем известным русалочьим подделкам.

Эпоха милых и добрых русалок

Чудовищные экспонаты поддельных русалок не оказали влияния на привычное восприятие морских дев. Начиная с Эпохи Просвещения, люди стали понимать, что эти существа — миф. Это привело к романтизации их образа.

Сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка», опубликованная в 1837 году, показала морской народ в новом свете. Подводные жители не испытывали особого интереса к миру людей и даже считали их опасными (в ранних легендах обычно все наоборот). История Русалочки, которая влюбилась в человека, прямо противоположна мифу о шумерской богине Атаргатис. В отличие от нее, морская дева готова страдать и умереть, но только не навредить любимому.

Образ красивых и добрых русалок закрепился в массовой культуре XX века. Автор: Bertall.

Произведение Андерсена стало очень популярно. По мотивам сказки был поставлен балет, установлена статуя русалочки в Копенгагене и создан знаменитый мультфильм студии Disney (хоть и с измененным сюжетом). Этот образ еще долгое время оставался неизменным в литературе, в живописи и в новом искусстве кинематографа и мультипликации.

Диснеевскую Ариэль можно назвать одной из самых известных русалок с телеэкрана.

В живописи образ русалок был особенно востребован в эпоху романтизма. Значимые художники того времени использовали морских дев для сюжетов своих картин.

Авторы слева-направо: Edward Burne-Jones, Howard Pyle, Arnold Brocklin, Frederick Leighton.

Альтернативная эволюция — современные вариации образа

С начала XXI создатели фильмов и игр стали все чаще отходить от привычного образа. Вместо милых и доброжелательных персонажей русалки вновь становятся существами, опасными для людей.

Сравните русалок из Питера Пена 1927 года (слева) и 2003 года (справа).

Меняется и внешний облик — подводные жители все чаще похожи на альтернативный вариант эволюции человека. Художники добавляют к их внешности черты рыб, моллюсков и других морских обитателей.

Гарри Поттер и Образ Русалки

В книге «Гарри Поттер и Кубок Огня», а затем и в фильме, зритель видит сразу два образа русалок. Первый образ классический — миловидная русалка на витраже в ванной расчесывает волосы, сидя на камне (в книге — просто спит). Он подкрепляется чарующим голосом, который поет песню-загадку.

На витраже Гарри видит самый распространенный сюжет про русалок.

То, что предстает после — уже мало похоже на образ, к которому читателя готовили изначально.

Вдруг из тьмы показались очертания домов, слепленных прямо из булыжников и поросших водорослями. В темных окнах виднелись лица… эти лица были совсем не похожи на мордашку русалки с картины в ванной старост.

Серая кожа и длинные-длинные темно-зеленые волосы, желтые глаза, неровные зубы, на шеях — ожерелья из гальки.

Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер и Кубок Огня»

Хотя Гарри подводные жители показались дикими и пугающими на вид, их отношение к людям оказалось нейтральным. С ними можно договориться и сотрудничать.

Создатели фильма пошли еще дальше.

В фильме русалки похожи на настоящих чудовищ. Это усиливает напряженную обстановку испытания в озере.

Концепт русалок прошел несколько итераций. Первый был больше похож на описанный Роулинг, однако создатели фильма решили добавить больше животных черт. Основным референсом для дизайна выбрали рыб семейства осетровых. С них были срисованы пропорции, текстуры и вид чешуи. Косой рыбий хвост был взят у тунца. Волосы сначала заменили на щупальца с присосками, как у осьминогов, но в итоге остановились на щупальцах морских анемонов.

Над концептом работал Адам Брокбэнк.

Русалки Карибского моря

В четвертом фильме про похождения капитана Джека Воробья нам показывают более каноничный образ русалок, в котором присутствуют все их характерные черты.

Соблазнительные морские девы с человеческим лицом поют манящую песню для моряков, которых желают утянуть на дно.

Перед художниками и специалистами по спецэффектам стояла задача показать русалок одновременно прекрасными и чудовищными.

Мы старались придать им хищный вид. Ранние концепции имели зазубренные, похожие на бритву зубы пираньи, у некоторых были акульи зубы и челюсти. Мы добавляли зазубренные спинные гребни, светлую серебристую кожу и безжизненные черные глаза

Aaron McBride. Арт-директор по визуальным эффектам.

Сперва художники сделали больший упор на устрашающий образ.

Аарон отмечает, что в создании образа очень помогла увиденная им подводная фотосессия с танцорами балета. Его впечатлил вид полупрозрачной ткани, развевающейся под водой. Для развития этой темы в образе он изучил фотографии медуз и ламинарий — длинных морских водорослей с широкими листьями.

Серебристая чешуя и полупрозрачные плавники делают русалок похожими на изящных морских призраков. Автор: Aaron McBride.

Русалки в пиратах Карибского моря принимают человеческий облик, когда соблазняют моряков или выходят на сушу. Настоящее лицо они показывают лишь под водой или при смерти.

На суше русалка принимает человеческий облик. Схожей способностью владели шелки из ирландского фольклора.

Наги от Blizzard

Интересный дизайн подводного народа представили Blizzard в игре Warcraft 3: Frozen Throne. Новая раса пришла из морской пучины и сочетает в себе черты разных жителей глубин — рыб и моллюсков, поэтому мы не могли не упомянуть их в преддверии Mermay.

Эти падшие, видоизмененные эльфы называют себя нагами, что отсылает нас к индуистской и буддистской мифологии. В азиатском фольклоре наги — змееподобные существа с торсом и головой человека, которые могут жить как на земле, так и под водой.

Впервые наги появляются в игре, вышедшей в 2005 году, однако ранние эскизы датируются еще 1999 годом.

Автор: Крис Метцен.

В первоначальном концепте преобладает налет азиатской культуры — у воинов змеевидные тела и усатые морды восточных драконов. Но есть и множество отсылок к античной мифологии:

  • в качестве оружия мужчины наг предпочитают трезубцы, как и древние боги морей Посейдон и Нептун;
  • в то время как мужчины-наги в ходе колдовской мутации утратили облик эльфов, которыми они когда-то были, женщины сохранили часть прежней внешности и интеллект;
  • колдуньи наг называются сиренами, умеют затуманивать разум врага и повелевать водной стихией.

При создании внешности наг художники в качестве референсов использовали гребни и хвосты морских рыб и рептилий, таких как рыба-парусник и тритон. У королевы падших эльфов Азшары вместо хвоста — щупальца кальмара, как у Урсулы из диснеевского мультфильма.

Авторы: слева — Stanley Artgerm Lau, справа — Rob Sevilla.

Резюмируем

Русалки — большая часть человеческой культуры. Упоминания о фантастических водных жителях встречаются в культуре почти любого народа мира — Мами Вата у африканцев, Нингё у японцев, Матсья в индуизме и т.д.

Вариант тритона от Andrew Mar.

Охватить все в рамках обзорной статьи невозможно, поэтому мы постарались осветить наиболее значимые для художников моменты и объединить их в короткий список:

  1. Русалка — антропоморфное существо с рыбьим хвостом вместо ног. Науке известно свыше 35 тысяч рыб, поэтому референсов для хвостов очень много.

  2. Необязательно ограничиваться только рыбьим хвостом — тенденции таковы, что морские девы могут иметь щупальца, перепонки, острые гребни и зубы, но все равно оставаться узнаваемыми.

  3. Среди морского народа есть и мужчины, хоть и появляются в мифах и рисунках гораздо реже.

  4. Русалки обычно не обременяют себя одеждой, однако аксессуары из даров моря — ракушек, водорослей, жемчуга, драгоценных камней и чешуи — будут смотреться кстати.
  5. У морских жителей могут быть проблемы с кузнечным делом, ведь они живут под водой (конечно, в авторском сеттинге могут быть и волшебные морские кузни). Попробуйте поэкспериментировать с природными материалами для доспехов, оружия и прочих предметов. Например, с камнями или костями. А еще доспехи и оружие могут быть сняты с поверженных врагов и утопленников.

  6. Русалки могут быть дружелюбными, нейтральными или враждебными к людям. В современной культуре есть место для любого мировоззрения.

Пара слов о Mermay и конкурс от Smirnov School

Автор: Owen Kim.

Сегодня стартует ежегодный арт-челлендж Mermay. В течение месяца художникам предлагают рисовать русалок — по одной в день.

Официальный сайт челленджа

Официальная страница в Instagram

Список тем на 2021 год

Smirnov School предлагает свой концепт челленджа: вместо 31 русалки участникам нужно будет нарисовать всего 6, по 3 русалки в двух враждующих группах. Для победителей подготовлены ценные призы: планшеты для рисования и уникальные inspiration box’ы. Подробности в нашей группе в ВК или в Инстаграме.

Текст написал Богдан Дудниченко, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Русалки. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты.

Официальный сайт Artefact

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Картины в деталях»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

#1

Иван Крамской

Русалки

#3

Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине

Николай Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»

#4

«Сцена из „Майской ночи“ Гоголя» задумывалась Иваном Крамским как первая картина из цикла работ по мотивам гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», однако «Русалки» (такое название дали картине зрители) так и остались единственным полотном автора на эту тему.

#5

Русалки. Фрагмент

#6

Картина была представлена в ноябре 1871 года на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок, идеологом и организатором которого был Крамской. «Майская ночь» с ее мистическим сюжетом не соответствовала программе передвижников, которые стремились объективно отражать реальную действительность. Основной темой полотна стали не социальные проблемы, а традиционная культура и народные верования. До этого Крамской к фольклорным мотивам не обращался. Зрители, критики и художники отнеслись к полотну с интересом, сразу после выставки его приобрел Павел Третьяков.

#8

Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий

Николай Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»

#9

На картине нет луны — есть только лунный свет. Он преображает ночной пейзаж ослепительными бликами на стенах заброшенной хаты и одеждах утопленниц. Крамской считал, что передать лунное свечение было его главной технической задачей: «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…»

#10

Лунная ночь. 1880. Государственная Третьяковская галерея

#11

Годами позже в письме Илье Репину Крамской напишет: «Что хорошего в луне, этой тарелке? Но мерцание природы под этими лучами — целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья, на высокий душевный строй: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее — словом, предмет для искусства достойный».

Спустя 10 лет Крамской напишет картину с созвучным названием — «Лунная ночь». В центре полотна — женщина в белом платье, залитая светом луны. Моделями для этой картины были сначала Анна Попова (будущая жена Менделеева), а потом вторая жена Сергея Третьякова — Елена Третьякова.

#13

Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены

Николай Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»

#14

По мере того как писалась картина, хата на пригорке все меньше походила на гоголевский дом сотника и все больше напоминала родной дом Ивана Крамского. В беленой хатке под соломенной крышей в слободе Новая Сотня под городом Острогожском Воронежской губернии художник родился и провел первые 16 лет жизни. Сейчас там находится Дом-музей Крамского.

#15

Дом-музей Крамского в Острогожске

#17

…В тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках

Николай Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»

#18

Русалки в народных поверьях — это девушки, утопившиеся от несчастной любви и ставшие духами природы. По ночам они выходят из воды, путают сети рыбаков, ломают плотины и мосты, очаровывают путников и затягивают их в свои подводные чертоги.

Русалки Крамского в белых рубахах до пят эфемерны и меланхоличны. Выйдя из пруда, они устраиваются на поваленных стволах тополей и разрушенных мостках или уходят в лесную чащу, сливаясь с листвой кустарников, залитых лунных светом. Что они задумали на этот раз?

#19

Русалки. Фрагмент

#20

О самой картине ходило множество легенд. Говорили, что в галерее Третьякова по ночам слышалось пение, возникало ощущение внезапной прохлады, а барышни, которые долго смотрели на картину, якобы сходили с ума и бросались в реку. Соседством с «Русалками» суеверная публика связала и тот факт, что в первую же ночь на выставке передвижников «Грачи» Алексея Саврасова, висевшие рядом с «Русалками», упали со стены. И сам Третьяков будто бы чувствовал усталость рядом с полотном. По совету старухи няньки он перевесил картину в темный угол, чтобы на нее не попадал солнечный свет, и только после этого русалки перестали «колобродить».

#22

Длинные ресницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца

Николай Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»

#23

Летом 1871 года Крамской гостил в усадьбе Хотень Харьковской губернии у Павла Строганова. В усадьбу художник приехал ночью. Его встретил спящий сад и призрачное видение «серебристо-лунной» девушки. Под впечатлением от призрачного образа Крамской решает написать «Сомнамбулу». На картине он изображает, как спящая девушка с бледным отрешенным лицом уходит из дома, увлекаемая лунным светом.

#24

Сомнамбула. 1871. Третьяковская галерея

#25

Так же безучастны и прекрасные лица русалок. Гениальный портретист Крамской намеренно лишил их индивидуальности. Сонм «лунных» девушек уже не принадлежит миру людей — он сливается с лилиями в пруду, со стволами деревьев и соцветиями сирени. Их красоты теперь не в чертах лица, а в отраженном лунном свете.

#27

…Выглянула приветливая головка с блестящими очами, тихо светившими сквозь темно-русые волны волос, и оперлась на локоть

Николай Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»

#28

Женщины в XIX веке должны были скрывать волосы под головным убором. Только незамужним девушкам разрешалось ходить с непокрытой головой, но обязательно с лентами, вплетенными в косы. В сказках распущенные волосы являются отличительной чертой в облике русалок. «Ходит как русалка (о нечесанной девке)» — гласит словарь Владимира Даля. Также Даль описывает народное поверье: когда русалка гребнем расчесывает волосы, с них струится вода, затопляя все вокруг. Если волосы русалок высыхали, они погибали.

#29

Русалки. Фрагмент

#31

…Ведьма и тут нашлась: оборотилась под водою в одну из утопленниц и через то ушла от плети из зеленого тростника, которою хотели ее бить утопленницы

Николай Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»

#32

Вероятно, девушка с «плетью тростника» в руках и с венком из трав на голове — это гоголевская панночка, сотникова дочка. В некоторых поселениях России, например в Брянской области, верили, что «на Троецкой, или Русальной (Русаличьей), неделе, которая чаще всего бывает после Духова дня, русалки, по поверьям, приходят с того света на землю…». В Чистый четверг на Зеленой или Троицкой неделе не работали, не гневили русалок. Незамужние девушки плели венки и бросали их в лесу или в воду, гадая, какая судьба их ждет.

#33

Русалки. Фрагмент

#35

Величественно и мрачно чернел кленовый лес, стоявший лицом к месяцу

Николай Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»

#41

Русалки. Фрагмент

У Ивана Крамского почти нет пейзажей. Именно в картине «Майская ночь» он смог наиболее масштабно выразить свое понимание природы. Просторы Малороссии всегда вдохновляли художника и напоминали о его корнях и родных местах в Воронежской губернии.

#38

Приглушенный колорит картины передает волшебство сказочно оживающей украинской ночи.

#39

…Чем ближе к правде, к природе, тем незаметнее краски. Да ведь это так и в натуре…

— писал Иван Крамской своему другу, художнику Федору Васильеву в 1873 году.

читать дальшескрыть

Шипка-Шейново

Верещагин В.В.

Крамской И.Н.

Коллекция работ

Натурщик

Острогожский историко-художественный музей

Голова старика-крестьянина

Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого

Портрет Александра III

Государственный Русский музей

Натюрморт (шляпа, зонтик и накидка)

Острогожский историко-художественный музей

Женский портрет

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Портрет военного инженера

Острогожский историко-художественный музей

Вход в избу

Острогожский историко-художественный музей

Портрет Синельниковой Е.П.

Острогожский историко-художественный музей

Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва

Выставочный зал-музей «Загорье»

Портрет художника В.И. Сурикова

Красноярский художественный музей В. И. Сурикова

Портрет сына (Сергей Крамской)

Ростовский музей изобразительных искусств

Портрет Н.А. Белоголового

Приморская картинная галерея

По небу полуночи ангел летел

Острогожский историко-художественный музей

Портрет сына художника

Воронежский музей им. И.Н. Крамского

Портрет князя Имеретинского

Тульский музей изобразительных искусств

Старик-крестьянин

Художественная культура Русского Севера

Русалки

Культурный регион

Портрет Ивана Шишкина

Государственный Русский музей

Портрет виолончелиста Сергея Морозова

Музей имени М.А. Врубеля

Портрет актрисы Императорских театров М.Г. Савиной

Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Посмотреть все

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;

  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.

Русалка | Определение, легенда, история и факты

Андерсен, Ганс Христиан: Русалочка

Просмотреть все медиа

Связанные темы:
миф
Мархен
никс

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое русалка?

Русалка — легендарное морское существо с головой и верхней частью тела женщины и хвостом рыбы. В европейском фольклоре русалки были естественными существами, которые, как и феи, обладали магическими и пророческими способностями.

Может ли человек жениться на русалке?

Многие народные сказки рассказывают о браках между русалками (которые могут принимать человеческий облик) и мужчинами. В большинстве случаев мужчина крадет шапку или пояс русалки, ее гребень или зеркало. Пока предметы спрятаны, она живет с ним; если она находит их, она сразу же возвращается в море.

Русалки хороши или плохи для людей?

Иногда русалки добры, но обычно опасны для людей. Их дары приносили несчастья и могли стать причиной бедствий. Иногда они заманивали смертных на смерть, утопая или соблазняя молодых людей жить с ними под водой.

Какая сказка про русалку?

«Русалочка» — сказка Ганса Христиана Андерсена о юной русалочке, которая мечтает стать частью человеческого мира.

Что породило миф о русалках?

Водные млекопитающие, такие как дюгони и ламантины, которые кормят своих детенышей над водой по-человечески, считаются некоторыми источниками мифов о русалках.

русалка , мужской род русалка , легендарное морское существо с головой и верхней частью тела человека и хвостом рыбы. Подобные божественные или полубожественные существа появляются в древних мифологиях (например, халдейский морской бог Эа или Оаннес). В европейском фольклоре русалки (иногда называемые сиренами) и водяные были естественными существами, которые, как и феи, обладали магическими и пророческими способностями. Они любили музыку и часто пели. Хотя они жили очень долго, они были смертны и не имели души.

Многие народные сказки рассказывают о браках между русалками (которые могут принимать человеческий облик) и мужчинами. В большинстве случаев мужчина крадет у русалки шапку или пояс, ее гребешок или зеркало. Пока предметы спрятаны, она живет с ним; если она их находит, то сразу же возвращается к морю. В некоторых вариантах брак длится, пока выполняются определенные согласованные условия, и заканчивается, когда условия нарушаются.

Иногда русалки и русалки были добры, но обычно опасны для человека. Их дары приносили несчастья, а если их обижать, существа вызывали наводнения или другие бедствия. Увидеть его в плавании было предзнаменованием кораблекрушения. Иногда они заманивали смертных на смерть, утопая, как это делала Лорелей с Рейна, или заманивали молодых людей жить с ними под водой, как это делала русалка, чье изображение высечено на скамье в церкви Зеннора, Корнуолл, Англия.

Водные млекопитающие, такие как дюгонь и ламантин, которые кормят своих детенышей над водой по-человечески, по мнению некоторых, лежат в основе этих легенд.

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином.

Русалка | Мифы и фольклор Вики

Русалка

Джон Уильям Уотерхаус, Русалка (1900).

Культурное происхождение

Различные

Моральное мировоззрение

Законное добро

Места обитания

Моря

Тип

Гибрид (частично морские существа, обычно рыбы или китообразные с человеком)

Черты

Нижняя половина водного существа, Манящий голос

Подобные существа

Мерман
Сирена
Мерроу
Селки

Русалки — легендарные водные существа с головой, руками и туловищем человеческой женщины и хвостом рыбы. Мужские версии известны как «водолазы». Их название происходит от слова mer , означающего «море» (на староанглийском языке чаще пишется как 9).0064 просто ).

В зависимости от сюжета или местности русалки могут быть изображены либо добрыми и полезными, озорными и игривыми, либо даже разрушительными и территориальными. В общем, морякам рекомендуется избегать их как можно больше и быть осторожными в случае встречи.

Содержание

  • 1 Мифы и легенды
    • 1.1 Внешний вид
    • 1.2 Корнуоллские мифы
    • 1.3 Различия между регионами
  • 2 Как возникли мифы?
  • 3 Современные изображения
  • 4 Галерея

Мифы и легенды

Русалки любят петь и расчесывать свои длинные волосы. Иногда они своими песнями заманивают моряков на скалы или приглашают красивых юношей в свои дома в морских глубинах. Неудивительно, что это обычно приводит к тому, что люди тонут, но в некоторых случаях люди выживают, чтобы увидеть свои подводные царства. Русалки живут очень долго, но, по некоторым легендам, не имеют души.

Некоторые из плохих поступков, в которых обвиняют русалок, включают в себя сообщение морякам, что их корабль обречен, зачарование моряков и вызывание кораблекрушений. Видеть русалку – верный признак грядущей сильной бури.

Однако иногда русалки также могут приносить удачу, давая людям лекарства или исполняя их желания. В некоторых сказках они даже женятся и живут с людьми.

Всегда считалось большой неудачей сделать что-то недоброе по отношению к русалкам. Как водные существа, они не могут процветать, если их выносят на сушу. Исключением являются Мерроу, которые иногда женятся на людях.

Внешний вид

Хотя некоторые русалки описываются как чудовищные и уродливые, чаще всего они очень красивы. Выше талии они выглядят как прекрасные молодые женщины, а ниже талии они похожи на рыбу с плавниками и раскидистым хвостом. Водяные, однако, обычно более дикие и уродливые, чем русалки, и мало интересуются людьми.

Мифы Корнуолла

Полуостров в Корнуолле под названием Ящерица имеет высокое плато, окруженное морем, с многочисленными скрытыми маленькими бухтами и пляжами, как раз то место, где можно рассказывать истории о русалках.

Многие жители Корнуолла, особенно моряки, утверждали, что видели или слышали русалок, и когда-то вера в них была широко распространена. В них много историй о русалках, которых видели на скалах, и о русалках, сидящих, плачущих и причитающих на берегу.

Русалки в корнуоллских сказках обладают многими чертами, характерными для русалок всего мира. Они красивы, их часто можно увидеть расчесывающими свои золотые волосы, и они долго живут, не старея. Однако их русалки обычно более любопытны к людям и сочувствуют их бедственному положению. Таким образом, некоторые люди, как говорили, получили от них знания об исцелении, будущем и других сверхъестественных способностях, которые они затем могли передать. Например, приготовление сосуда с водой может затем показать лицо вора, что является обычным средством обнаружения, которое встречается во многих мифах.

Различия между регионами

Во всех культурах мореплавателей есть сказки о русалках. Эгейское море особенно, кажется, было полно таких существ. В бретонских балладах есть «Морган» (морские женщины) и «Морверч» (морские дочери).

В британском фольклоре они могут быть приносящими несчастье, способными вызывать штормы, которые обрекают на гибель корабли и их моряков. В некоторых рассказах они намеренно тянут людей в воду и выжимают жизнь из утопающих.

В Ирландии и Шотландии живут мерроу, о которых говорят, что они красивые, нежные, скромные и добрые. Они носят красную шапку и, если ее поймают и спрячут от них, они сбросят свою шкуру и останутся на суше. Однако в большинстве случаев они в конце концов забирают кепку и возвращаются в море. Они также заманивают молодых людей следовать за ними под водой. Здесь они живут в заколдованном состоянии. Музыка мерроу часто доносится из-под волн.

В греческих легендах есть русалки, способные топить корабли, и сирены, заманивающие моряков на гибель. В серебристой пещере живут золотоволосые галииды или морские нимфы, которые помогали морякам бороться с опасными штормами. Они изображаются как люди от головы до талии, с птичьим телом или рыбьим хвостом. Другие морские обитатели из греческой легенды включают 3000 океанидов, дочерей титанов Океана и Тефии.

Существа, похожие на русалок, также могут жить в озерах и реках. В славянской мифологии есть русалки, духи молодых женщин, встретивших свою судьбу через утопление. Они предстают в образе красивых женщин-рыб или русалок. У них красивые волосы, прекрасные черты, но грустные бездонные глаза, которые рассказывают их трагическую историю. Они проникают в молодых людей, уводя их на дно реки, чтобы жить с ними.

Как возникли мифы?

Русалки

Легенды о полулюдях-полурыбах уходят в прошлое на тысячи лет. Все видели изображения русалок. Наблюдения были сделаны ранними арабами и греком Плинием в 586 году нашей эры. Многие средневековые моряки утверждали, что видели их, и такие сообщения продолжались вплоть до 1900-х годов.

Большинство моряков видели, вероятно, обычных морских существ, таких как ламантины, дюгони или морские коровы (ныне вымершие). Похоже, они баюкают своих детенышей так же, как человек носит ребенка. Не исключено, что моряки, увидев этих незнакомых зверей, предположили бы, что наткнулись на какой-то человекоподобный вид. Русалки, описанные знаменитым исследователем Христофором Колумбом, почти наверняка были ламантинами. Он сообщил, что видел трех русалок в океане у побережья Гаити в январе 149 г.3. Он сказал, что они «вышли довольно высоко из воды», но были «не такими красивыми, как их изображают, потому что почему-то в лицо они похожи на мужчин».

Однако такие описания сильно отличаются от обычного изображения русалки, и представление о прекрасном, но опасном существе, вероятно, возникло из более ранних историй о сиренах Эгейского моря. Сирены были морскими нимфами, обладавшими способностью очаровывать своим пением всех, кто их слышал, так что несчастные мореплаватели непреодолимо стремились броситься в море навстречу своей гибели.