Содержание
биография былинного героя, в фильмах, на картинах, памятники богатырю.
Публикации раздела Традиции
Прототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.
Жизнеописание
Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова
Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974
Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981
Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия — за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».
После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.
В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.
Именно таким — с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения — описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая — о молитвенном подвиге».
Былинная биография
Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». Год неизвестен
Михаил Шемаров. Илья Муромец и калики перехожие. Иллюстрация к сборнику былин про Илью Муромца в пересказе Василия Старостина. Издательство «Советская Россия». 1967
Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Год неизвестен
В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем — великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.
Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским — княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.
«Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец…»
Читайте также:
- Гулянья на Троицу
- Тест: кто вы из героев былин?
- Тайны детских сказок
Илья Муромец в литературе
Владимир Перцов. Илья Муромец в каличьей одежде говорит с князем Владимиром. Иллюстрация к сборнику «Былины: книга для внеклассного чтения, 5-7 классы». Издательство «Просвещение». 1985
Любовь Лазарева. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 2010
Юрий Иванов. Иллюстрация к сборнику Алексея Толстого «Курган: Баллады и былины». Издательство «Детская литература». 1982
Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители — например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина. «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой», — рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.
Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья», а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».
Образ в кинематографе
Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)
Постер к художественному фильму Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)
Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)
По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.
Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».
Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.
На картинах русских художников
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ
Николай Рерих. Илья Муромец. 1910. ГРМ
Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. ГРМ
Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин, Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах — недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.
Илья на картине «Богатыри» — образ собирательный. Во время работы над полотном, прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.
Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.
Илья Муромец в бронзе
Памятник Илье Муромцу. Владивосток. Скульптор Константин Зинич. 2012
Скульптурная композиция «Илья Муромец на распутье». Екатеринбург. Скульптор Владимир Бондарев. 2011
Памятник Илье Муромцу. Муром, Владимирская обл. Скульптор Вячеслав Клыков. 1999
Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков — автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве — соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой — монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой — православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.
В небесах, на земле и на море
Бронепоезд №762 («Илья Муромец»). Муромский железнодорожный узел. 1941-1942
Бомбардировщик С-22 («Илья Муромец»). Главный конструктор Игорь Сикорский. 1913-1917
Ледокол «Илья Муромец». Главный конструктор Михаил Бахров. Спущен на воду в июне 2016
В честь Муромца называли корабли, самолеты, поезда, автомобиль и даже танк. В 1913 году первый серийный многомоторный бомбардировщик, разработанный конструктором Игорем Сикорским, получил это гордое имя за небывалую для того времени грузоподъемность. Первая в мире эскадра бомбардировщиков «Илья Муромец» принимала участие в Первой мировой войне.
Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского. В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.
Теги:
Публикации раздела Традиции
Илья Муромец – герой древнерусских былин
Главное
Илья Муромец – герой древнерусских былин, один из трех великих богатырей (вместе с
Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем), воплощающих образ героя-воина. Он
является главным героем не менее, чем в 15 былинах («Илья Муромец и Соловей-
разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем
Владимиром» и др). Образ Ильи Муромца является одним из самых популярных в
русской культуре. Он воплощен в живописи (Васнецов, Билибин, Верещагин), литературе
(А.К.Толстой, Акунин), современном фольклоре (анекдоты), музыке (опера, симфония,
рок-музыка), кинофильмах, мультфильмах, компьютерных играх. Именем Ильи Муромца
назван ряд транспортных и технических средств и географических объектов.
История
Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Из того ли из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова…». Поэтому считается, что Илья Муромец родился в селе Карачарово, недалеко от Мурома.
Предполагается, что прототипом Ильи Муромца был Илья Иванович Гущин. Он родился около 1143 г. в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана Тимофеевича и его жены Евфросиньи Яковлевны. Он был 177 см ростом, то есть по тем временам считался очень высоким. С детства и до 33 лет Илья «сиднем сидел на печи», а потом чудесным образом получил исцеление от трех старцев, которые наградили его богатырской силой. После исцеления Илья состоял в дружине киевского князя, он был «первый богатырь во Киеве» и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. В конце жизни Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. Он умер предположительно в возрасте 45-55 лет, а в 1643 году был канонизирован как преподобный Илия Печерский.
Исследования, проведенные в 1988 году специальной комиссией, подтвердили, что монах из Киево-Печерской лавры и былинный персонаж — вероятно, один и тот же человек. Ученые установили, что монах, чьи мощи находятся в Киево-Печерской лавре, жил в XI–XII веке. При исследовании скелетно-мышечной системы были обнаружены костные деформации, которые образуются в результате перенесенного в юности паралича конечностей. Тело монаха несло на себе следы многочисленных битв.
Состояние
В селе Карачарово сохранилось несколько достопримечательностей, связанных с именем Ильи Муромца. По преданиям, после исцеления Илья помогал отцу корчевать пни: он вырывал их руками из земли и бросал с высоких холмов в реку Оку. Из этих пней появился большой остров, который существует и сейчас. Троицкая церковь построена в 1828 году, она стоит на месте старой деревянной Троицкой церкви, в основание которой первые дубовые бревна, по преданию, заложил Илья Муромец. В церкви хранится икона преподобного Илии Печерского (Муромского) с частицей его мощей, привезенных из Киево-Печерской лавры. В устье Карачаровского оврага стоит деревянная часовня и купальня у родника Ильи Муромца. Считается, что этот ключ забил от удара о землю копыт богатырского коня Ильи Муромца. Вода в роднике считается целебной. Над родником на холме установлен деревянный крест в память об Илье Муромце. На одном из домов в Карачарово на улице Приокской, который, по преданию, стоит на месте бывшей избы Ильи Муромца, установлена мемориальная доска.
Памятник Илье Муромцу установлен в 1999 году в Муроме на берегу Оки, где раньше располагался Муромский кремль. Эта работа Вячеслава Клыкова имеет высоту вместе с постаментом 21 метр.
Впечатления
На родину Ильи Муромца проводятся многочисленные экскурсии. Также разработана интерактивная программа «Посвящение в богатыри и богатырки». Туристов встречают Илья Муромец и Красавица. Илья произносит приветственное слово, а Красавица угощает калачом. В руках у Ильи свиток с текстом вопросов, позволяющих узнать лучшего знатока былинной и богатырской жизни. Каждый из ответивших на вопросы получает грамоту, подписанную И. Муромцем.
{{objectCandidate.short_description}}
| |
Привязан к брендам:
|
Автор описания: {{objectCandidate.author}}
Сайт: {{objectCandidate.site}}
Координаты:
|
|
|
|
Объекты
{{object. name}}
Комментарии для сайта Cackle
На страже нового года: Илья Муромец — известный и неизвестный
Первый праздник, который наступает сразу после Нового года и остается незамеченным в ослепительных брызгах январского веселья. Наверное, потому, что он не сопровождается какими-то традиционными действиями, такими как колядование, гадание или купание в проруби. Однако о нем не забывают православные храмы и монастыри. Потому что 1 января Церковь празднует день памяти святого Ильи Муровлянина, воина, святого защитника Земли Русской, которого мы больше знаем под именем Ильи Муромца.
Народные воины воспринимаются большинством как совершенно сказочные герои. Однако ученые считают, что фактической основой басен является отражение реальных фактов нашего прошлого. Лучше всего эту мысль выразил академик Дмитрий Лыхачев: «…древнерусская литература не знала вымышленных героев и сюжетов. Всегда описывались реальные исторически важные лица и события. это не был сознательный вымысел, ибо писатель и его читатели верили в правдивость написанного.Естественно, что века и невзгоды, протекшие с момента зарождения народного эпоса, особенности его устного существования, широта распространения , наряду с региональными различиями в фольклорных традициях, не могли не накладывать свой отпечаток на содержание и форму былин, отсюда и их многочисленные анахронизмы: вместо печенегов, половцев и татар — только татары, вместо Владимира Великого («Красное Солнышко») Владимира Мономаха и других князей, упоминания о реалиях, не известных во времена раннего средневековья в Киевской Руси, довольно условные описания сражений и, конечно, se, наделив героев дополнительными человеческими способностями. Более того, в народном языке на момент создания первого эпоса не было такого понятия, как «воин». Ополченцев называли хоробрами (славянское слово). Слово «воин» впервые упоминается в Ипатьевской летописи — в заметке, посвященной трагическому взятию Киева ордами Батыя в 1240 году. Кроме того, «богатырями» называются не мужественные защитники города, а монгольские предводители, смешав на славянский манер монгольское «баатор» или древнетюркское «бахатур». Вот три главных героя народного эпоса — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — вполне реальные люди.
Однако в реальной жизни они не могли встретиться, потому что жили в разные годы и даже века.
Добрыня, по свидетельству летописцев, приходился братом матери Владимира «Красно Солнышко», которая вначале была дьяком, но потом стала законной женой великого князя Святослава Малуши, то есть жила в Х веке. Об этом, кстати, свидетельствует его славянское имя, из тех, что давали детям еще до христианизации Киевской Руси. Отцовское имя «Никитыча», по мнению исследователей, было изменено на более привычную форму отчества «Нискиныч», от сохранившегося в некоторых летописях второго имени его отца — древлянского князя Мала — Ныскыня.
Алеша, точнее Александр, Попович жил на рубеже XII-XIII веков, был ростовским ополченцем и славным рыцарем — одним из главных героев Липецкой битвы (1216 г. ), и погиб вместе со многими «храбрамами «и русские князья в битве с татарами на Калке в 1223 году. В одном из былин есть такие слова о его происхождении: «…Олеша — сын ростовского папы, именем Левонтий, ныне зовется Поповичем».
А вот о центральной фигуре многих былин – Илье Муромце достоверных сведений не сохранилось. Хотя точно известно место его могилы, и оно проливает совершенно неожиданный свет на его жизнь.
… Сверкающие огоньки в темноте. Причудливые тени на шершавых стенах. Приглушенные голоса, шепот, треск свечей. В склепах и нишах есть специальные сундуки по форме гроба, содержащие святые мощи. Религиозные крестятся и кланяются могилам. Их называют Антониевыми или, как их часто называют, Ближними пещерами Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Среди наиболее почитаемых святых, нашедших здесь место вечного упокоения, — святой Илья Муровлянин. Тот самый Илья Муромец.
Первое письменное упоминание о хранении мощей Ильи Муромца в Лаврских пещерах датировано 1594 годом. Это запись о посещении Пещер, оставленная в дневнике посла германского императора Рудольфа Эрика Лизотти. Он не только упоминает необычного «великана или богатыря», но и замечает его киевское прозвище «Чобиток» и рассказывает местную легенду о происхождении этого имени. Похоже, что на Илью как-то напали враги. В этот момент он как раз надевал ботинок и, так как другого оружия под рукой не было, начал отбиваться вторым сапогом, с помощью которого победил всех нападавших.
Иван Лукьянов, который во время путешествия в Святую Землю также ездил в Киев, пишет о святом Илье Муромце: «Был я в Антониевой пещере и увидел храброго богатыря Илью Муромца, лежащего под золотым покровом; левая рука его копьем пронзена, весь в язвах, а на правой руке изображен крест…»
В известной книге «Тературхима» Афанасия Кальнофойского упоминается даже дата кончины святого Ильи, случившаяся за 450 лет до ее написания , то есть умер примерно в 1188 г.
Безусловно, могила легендарного героя была хорошо известна среди киевлян. А учитывая тот факт, что Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра почти всегда была одним из самых почитаемых монастырей Киевской Руси, а рассказы о ее преподобных отцах были широко распространены в народе, то вполне логично, что Илья Муромец почитается как святой рыцарь не только в Киеве.
И в своем эпическом характере Илья обладал всеми лучшими нравственными качествами, которыми только мог обладать защитник Родины. Недаром сказители наделили Илью такими словами: «Как два русских дерутся – надо говорить, если русский с иноверцем дерутся – помощь нужна, а если два иноплеменника дерутся – надо уйти». (Борьба Добрыны с Дунаем»). Недаром среди десятков былинных сюжетов, в сотнях их вариантов нет ни одного, где богатыри принимали участие в междоусобных битвах.
Мысль о том, что родную землю они защищали только от внешнего врага, стала ключевой в большинстве работ, посвященных нашей древней литературе. Но присутствие христианских мотивов в нашей героической поэзии менее ощутимо. Хотя наши рыцари сражались не только за родину, но и за православную веру. А число их было, как отмечается в некоторых былинах, «двенадцать богатырей, Илья тринадцатый». Столько же, сколько апостолов!
Главный защитник веры, конечно же, Илья Муромец. При этом он не только защитник, но и носитель христианских ценностей. Илья никогда не уничтожал врага без крайней нужды. Победил, взял в плен, отправился к князю, но только какие-то чрезвычайные обстоятельства заставили его убить кого-то… И, найдя клад, отдал его на строительство церкви, в которой потом и был похоронен (с этим сюжетом мы встречаемся в некоторых вариантах былины «Три похода Ильи Муромца»). Это случайно? И случайно ли Илья был спасен от смерти благодаря «кресту», ведь в этот крест попало копье, как сказано в былине «Илья Муромец и сын»?
Конечно нет! Это лишь указывает на его особое отношение к христианству. И ввиду этого становится понятно и легко объяснить, почему Илья Муромец принадлежит к лику православных святых.
Кстати, в том, что этот святой был не только воином, но и монахом, для истории нет ничего особенного: достаточно упомянуть лишь легендарных иноков Троице-Сергиева монастыря – героев Куликовской битвы – Александр Пересвет и Родион Осляб.
До сих пор многие ученые сомневались в том, что святой Илья Муровлянин, мощи которого хранятся в Киево-Печерской Лавре, и былинный богатырь Илья Муромец – одно и то же лицо. Известный советский историк Рыбаков, основываясь на том, что большинство былин, главным героем которых является Илья Муромец, относятся к «Владимирскому» (или Киевскому) циклу, полагал, что его возможный прототип мог жить только во времена Владимира «Красное Солнышко», с которым тесно связано начало широкой христианизации Руси. Вопрос об Илье и христианском имени его родителей (по некоторым данным, родителей Ильи звали Иван Тимофеевич и Ефросиния Поликарпивна), родившихся до христианизации, академик просто проигнорировал.
Еще одним поводом для сомнений было неполное тождество прозвища былинного богатыря со вторым именем святого Ильи. Ведь в былинах есть не только форма «муромец», но и не совсем привычная – «муровец», как, например, в былине «Илья Муромец и разбойники», которая была записана на Дону, в Деревня Есаул в 1905 году. Есть и другие формы этого прозвища, сходные с Муромцем, которые можно встретить и в других сказках о славном богатыре. То есть широкое распространение получила не только «каноническая» форма имени, но и другие его разновидности, и трудно сказать, какая из них ближе к исходному звучанию. Однако главное здесь не в форме «Муромец-Муровец-Муролвянин-Моровлин», которые происходят от места его рождения по средневековой традиции, а в букве «в» в середине его прозвища.
«В» — это не мелочь! Всего одна буква, но она убеждает нас в том, что наиболее распространенная версия о том, что Илья родился в городе Мур на территории нынешней России, сомнительна.
Скорее всего, Илья происходил не из Мурома, а из летописного города Моровийска Черниговской области (сейчас это село Моривск Козелецкого района Черниговской области). Город находился на пути из Чернигова в Киев. Кстати, в подтверждение этой версии длина пути от Моравии до Киева, составляющая около 100 км, от Мурома в десятки раз больше. Так что, если бы Илья действительно жил в Муроме в первые десятилетия своей жизни, вряд ли бы он пошел работать на службу к киевскому князю, рядом были другие города. Ведь в те времена между Муромо-Рязанским и Киевским княжествами находились Черниговское, Новгород-Северское и Переяславское княжества и их правители тоже нуждались в сильных воинах. Но поход в киевские княжеские хоробры был для Ильи из Муровийска вполне логичным.
Если бы не изучение представителей совсем другой области знаний, ученые и простые любители истории засомневались бы, является ли святой Илья Муровлянин и былинный Илья Муромец одним лицом. Они блестяще подтвердили тождество фольклорно-литературного персонажа и реального человека. Исследования проводились сравнительно недавно – в 1988-1990 гг. Затем святые мощи отцов Святой Лавры исследовали члены межведомственной комиссии Министерства здравоохранения Украины.
Так, исследование нетленных останков святого Ильи Муровлянина показало, что он был очень высок для того времени – 177 сантиметров (рост остальных святых отцов не превышал 170 сантиметров). Он имел чрезвычайно сильное телосложение и развитую мускулатуру, имел следы многочисленных ранений и ранений, переломы ребер и правой ключицы, умер от сквозного ранения в грудь плоским острым оружием (скорее всего, копьем). При этом, как писал Иван Лукьянов, копьем была пронзена и левая рука Ильи. Может быть, тем копьем, что смертельно ранило область сердца. И самое интересное: так же, как и былинный богатырь, святой Илья в молодые годы страдал тяжелой болезнью позвоночника, которая даже привела к определенной функциональной перестройке его тела…
Московский судмедэксперт Сергей Никитин восстановил внешность Ильи Муромца (точнее Муровца?) по методике профессора Михаила Герасимова. Глядя на него, трудно не упомянуть о центральном герое картины Виктора Васнецова «Богатыри». Сходство образа, увиденного художником в своем воображении, и его реального прототипа поразительно.
О последних днях святого Ильи Муровлянина мы ничего не знаем. Мы знаем только то, что произошло во время правления киевского великого князя Святослава Всеволодовича, во время третьей волны половецких набегов на Русь. Мы не знаем, когда он дал монашеский обет. Можно лишь сказать, что святой Илья умер от ран где-то в восьмидесятых годах XII века, во время третьей волны половецких набегов на Русь. Возможно, он получил смертельный удар во время одного из походов великого князя киевского Святослава Всеволодовича на половцев. Он был официально канонизирован в 1643 году в числе более чем шестидесяти лаврских святых. Его жизнь продолжается сквозь века — в фольклоре, литературе, кино, живописи, музыке и даже в названии самого известного самолета Первой мировой войны (кстати, разработчик — Игорь Сикорский). Но главное, что его помнят десятки поколений соотечественников.
Илья Муромец, Былинный богатырь Святого Киева
Откуда он на самом деле?
12 июля, 00:00
Поделиться:
Всем нам с детства знакомы легендарные имена былинных богатырей. Рожденные из народных эпосов, они стали воплощением бесстрашных защитников нашей земли от набегов кочевников. Слово богатырь (эпический богатырь) происходит из тюркского языка и впервые упоминается в летописях Ипатия, в рассказе о татарских воеводах 1240, 1243 и 1263 годов. Современное понятие богатырь было известно еще в Древней Руси. на народном языке хоробр, или храбр на старославянском языке, а позже трансформировалось в то, что до сих пор известно на украинском языке как хоробры, что означает храбрый. Так что словосочетание хоробрый богатырь — это тавтология, как и «маслянистое масло».
Илья Муромец (Илья Муромец), безусловно, центральная фигура в былинах о древнерусских богатырях и герой наибольшего числа подобных былинных рассказов. О нем известно около 13 классических былин. Добавьте сюда сказки и самобытные казачьи песни, а также популярные литературные обработки сказок об Илье Муромце. Многие наверняка знакомы с подвигами, совершенными этим популярным былинным героем. Мало кто знает, что Илья Муромец был канонизирован Православной церковью. Его останки хранятся в стеклянном саркофаге в одной из пещер Киево-Печерского монастыря наравне с другими киевскими святыми.
Наши предки никогда не сомневались, что Илья Муромец был реальным человеком, воином, который служил киевскому князю, потом стал монахом, а потом был канонизирован. Трудно определить правдивость этого св. Ильи. В Киево-Печерском патерике (Книге житий святых), составленном в начале XIII века, он не упоминается. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 году, один из 69 святых Киево-Печерского монастыря. Его самое раннее сохранившееся изображение святого — гравюра середины 17 века. Возможно, что с героем отождествлялся совсем другой человек, хотя не исключено, что останки в монастырской пещере и есть останки прототипа этого былинного героя.
Традиционная российская историография, в том числе советская и постсоветская, трактует Илью Муромца как воплощение русского национального духа, в частности русского крестьянства. Фактическим историческим прототипом был не крестьянин и, что еще интереснее, не муромец.
Обычная исходная строка, свойственная былинам, когда Илья выходит на сцену, гласит: «Не из града ли Мурома, из села Карачарово…» вроде бы не оставляет сомнений, что богатырь был муромец, Русский город, тем более, что Карачарово до сих пор существует недалеко от Мурома. Однако исторические данные свидетельствуют о том, что Илья Муромец был известен на юге Руси задолго до того, как были записаны первые былины на рубеже XIX и XIX веков.век. Имя легендарного богатыря впервые упоминается в 1547 году в письме украинского магната Филона Кмыты Чернобыльского Остафию Воловичу, кастеляну Троцкому, в котором он упоминает о силе «Ильи Муравленина и Соловея Будимировича». Кмыта был старостой в Орше, городе Великого княжества Литовского, граничащего с Московией. Обязанности его были обременительны, так как он должен был собирать разведданные о том, что происходит «в Московии» через лазутчиков и шпионов, представлять доклады польскому королю, и всегда должен был быть готов отразить атаки неприятеля. В своем письме Кмыта жалуется на свою жалкую судьбу, голод и холод, от которых он страдает из-за скудных припасов, вызванных невниманием царя.
Кмыта вспоминает сцену из былины о богатыре по имени Илья, одном из войск киевского князя, и сравнивает ее со своей ситуацией; как князю Владимиру пришлось прибегнуть к силе Ильи Муравленина и Соловея Будимировича [например, Ильи Муромца и Соловья-разбойника], так придет время, когда и королю понадобится их помощь. Еще одним примечательным фактом является то, что Филон Кмыта был в родстве с Кшиштофом Кмитой, чиновником из Чернобыля, который в 1524 году вместе с Сенько Полозовичем участвовал в формировании отряда киевских казаков, которые позже осуществили нападение на татарскую орду на остров Таван.
Илья упоминается Эрихом Ласоттой. В качестве посланника австрийского императора Рудольфа II он проезжал через Киев в 1594 г. по пути на Запорожскую Сечь. В его путевых заметках есть запись о том, что он видел в Софийском соборе: богато украшенный ларец с останками местного богатыря: «Во втором приделе было погребение Ильи Моровлина (Моровлина), известного богатыря, или богатырь, как его называли; это захоронение ныне разрушено, но еще один его боевой товарищ цел и находится в той же часовне».
Примечателен факт, а именно, что в древнейших былинных записях (XVII в.) упоминается «Илья Муровец». Сохранившиеся рукописи XVIII века содержат древнейшие прозаические пересказы былин об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Есть две редакции: себежская версия (в которой Илья освобождает город Себеж по пути из Мурома в Киев) и черниговская (в которой освобождается Чернигов). Все версии более старой серии «Себеж», по-видимому, происходят из одного источника XVII века. Коллекция, которая представляется наиболее близкой к прототипу, идентифицирует героя как Илью Муровца, а не Муромца, и как жителя города Морива. Имеются южнорусские (украинские) записи таких былин. В финских версиях его фамилия упоминается как Мууровица. Есть эпос донских казаков о богатыре по имени Илья Мурович. Испанец Кастильо, живший в России в конце 18 века, писал об Илье Мурвице.
Все это свидетельствует о том, что его древняя исконная фамилия была не Муромец, а что-то вроде Муравленин, Моровлин, Муровец. Эти вариации от 16 до конца 18 веков побудили исследователей изучить названия различных городов и местностей Киевской Руси. Это исследование подтвердило ряд имен, похожих на первоначальную фамилию Ильи. Так, населенный пункт, известный как Муравица, располагался в окрестностях города Дубно Волынской области. Однако большинство исследователей относят фамилию Ильи к древнему Черниговскому княжеству с городами Моровийск и Карачев. Это предположение полностью соответствует истории: на протяжении более 200 лет, на протяжении XI-XIII веков, Чернигов бросал вызов Киеву в политической и военной мощи, богатстве и славе. Черниговское княжество было местом многочисленных вооруженных столкновений между русскими князьями и половцами. Существует эпос, описывающий освобождение осажденного захватчиками Чернигова, что, безусловно, является отголоском реальных исторических событий, связанных с названием этого города.
Моровск — город в Черниговской области. Название очень напоминает древнерусский город Моровийск. Последний впервые упоминается в летописях от 1139 г. н.э. Именно здесь князь Киевский Ярополк заключил союз с князем Всеволодом Ольговичем. В 1152 году князь Изяслав по пути в Чернигов, осажденный Юрием Долгоруким и половцами, сделал остановку в Моровийске. Через два года, в 1154 году, то же самое сделал Юрий Долгорукий, направляясь в осажденный Чернигов. Князь Святослав Черниговский с перечислением городов, находящихся под его юрисдикцией в 1159 г., — отметил Моровийск. Князь Святослав Мстиславич посетил Моровийск в 1160 году, а в 1175 году князь Олег Святославич Новгород-Северский в междоусобице с князем Святославом Всеволодовичем сжег Моровийск.
Город Карачев находился на границе Черниговского и Новгород-Северского княжеств; впервые упоминается в летописях в 1146 г. В междоусобице между черниговскими князьями Святослав Ольгович, лишенный всякой надежды удержать свой город, ушел в Карачев, напал на него и разграбил его, а сам пошел к вятичам. Заключив мир где-то в 1155 году, Святослав заключил меновую сделку и получил обратно Карачев. Позже город перешел к киевскому князю Святославу Всеволодовичу (одному из героев «Слова о полку Игореве»), а позже город служил военной базой киевских князей в их борьбе с половцами и рязанцами9.0003
В XIX веке известный исследователь былин В. Ф. Миллер поставил под сомнение якобы муромско-карачевское происхождение Ильи Муромца. Он указывал на ее отсутствие в древнейших письменных былинах (по его мнению, такими былинами были те, в которых не упоминалось о казачьем статусе Ильи и где он упоминался как храбрый молодой витязь, а не как старик). Комментируя письмо Кмыты Чернобыльского, В. Ф. Миллер отметил, что автор был литовским подданным, а значит, врагом Московии, эффективно защищавшей литовские границы от московских рыцарей, поэтому вряд ли мог считать Илью Муравленина «крестьянином из русского города». Мурома». Поэтому, обращаясь к древнейшим вариантам имени богатыря, исследователь пришел к выводу, что фамилия знаменитого былинного богатыря Ильи Муромца изначально была связана не с древнерусским городом Муромом, а с другой местностью. По его мнению, Муром в былинах на самом деле был Моровийском Черниговского княжества.
Сторонники муромского происхождения богатыря (например, Д. С. Лихачев, Б. А. Рыбаков и др.) утверждают, что южнорусский город Моровск, на пути из Чернигова в Киев, не вписывается в эпический узор этого таинственного « город Моров»; что расстояние между Моровском и Киевом слишком мало, чтобы быть прославленным в былинах отмеченным богатырскими подвигами; что дорога из Мурома в Киев, через Чернигов, больше похожа на нее. Однако при взгляде на обычную карту хорошо видно, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев расположены примерно на одной линии. Иными словами, упомянутая в былинах «прямая дорога» из Мурома неизбежно должна была проходить через Девять дубов, деревню в окрестностях Карачева, где устроил логово Соловей-Разбойник. И вот Илье Муромцу пришлось драться с ним первым, потому что никак не обойти «те Брынские леса» и не перейти реку Смородину, не дойдя до Чернигова. Однако легенда гласит, что Илья сначала освободил Чернигов, а потом отправился на поиски Соловья-разбойника.
Учитывая, что Моровск входил в состав Черниговского княжества, логично, что Илья должен был сначала послужить Чернигову, а потом предложить свои услуги киевскому князю. Доказательство этому находим в тексте былины: отец и мать, удовлетворив его просьбу поехать в Киев, говорят ему ехать через Чернигов. Согласно другой былине, Илья просит у отца благословения на поездку в Чернигов, откуда он проследует в Киев к князю Владимиру. Иными словами, противоречия между былинами и карачевскими легендами нет. Илья уехал из родного Моровска. Направляясь в Киев, он проехал через Чернигов, где сразился с Соловьем-разбойником в окрестностях Карачева, схватил его и отвез в Киев, где был удостоен аудиенции у великого князя Владимира.
Исторически сама экспедиция против Соловья-Разбойника могла исходить из Киева. Соловей-разбойник — образ былинного богатыря, представителя племени, с которым часто приходилось воевать киевским князьям. Легенда гласит, что Соловей-разбойник имел свое логово на прямой, короткой дороге из Суздаля в Киев, которая проходила через густую лесистую местность, в том числе обширные болота. Можно с уверенностью предположить, что образ Соловья – это образ героя, происходящего из вятичей или других местных финно-угорских племен. В летописях упоминается о ряде походов киевских князей на вятичей. 9 год66 г. засвидетельствована победа князя Святослава над этим племенем, согласившимся платить дань. Князь Владимир Киевский предпринял победоносный поход против них в 981 году. В 982 году, когда вятичи взбунтовались, князь Владимир напал на них и снова разбил их. Таких столкновений должно было быть много, больше, чем зафиксировано летописцами; они должны были породить образ вятицкого былинного богатыря, живущего в дремучем лесу.
Илья Муромец победил Соловья-разбойника и расчистил «прямую дорогу», что имело большое историческое значение и соответствовало исторической правде. Такие прямые дороги (например, пути по Днепру до самого Черного моря, по Волге до Каспийского моря) обычно захватывались врагами — хазарами, печенегами, половцами в X—XIII вв., а также волжскими и Крымские татары в 13-16 вв. Очистка этих путей от разбойничьих соловьев — разбойников с большой дороги — была трудом, равносильным ратному подвигу, и воспевалась в былинах. Иными словами, легенды коренятся в исторических фактах, вроде походов против разбойников (возможно, и против беглых крепостных), которые заказывали киевские и черниговские князья. Что же касается Мурома, то этот город примерно в тысяче верст по прямой линии от Киева изначально фигурировал в былинах как родовой центр финно-муромских племен.
Существует и другая вполне обоснованная версия, объясняющая фамилию Ильи, связывающая его не с черниговским периодом, а непосредственно с киевским периодом богатырской деятельности. Следует помнить, что киевский цикл былин о князе Владимире Солнечном и его богатырях был составлен именно в тот исторический момент, когда древнерусское государство столкнулось с неотложной задачей защиты своих границ. Столкнувшись с угрозой, надвигавшейся из Великой Степи, Киев прежде всего должен был перекрыть все подходы врага. Князь Владимир перешел от политики набегов на непокорные соседние народы к плановому оборонному строительству вокруг города. В 988 летописец писал: «Владимир сказал: «Нехорошо иметь небольшое число городов в окрестностях Киева», и начал строить такие города по берегам рек Десны и Устрии, Трубешова, Сулы и Стугни. ». Пограничные «города» древнерусского государства не были городами в современном понимании этого слова. Это были компактные военные поселения, первоначально построенные как примитивные деревянные крепости или «замки», защищенные частоколом, известные как заставы — форпосты раннего оповещения, чтобы князь мог своевременно получать информацию о нападении кочевников — и где жители соседних поселений могли получить убежище в отчаянные времена.
Было бы ошибочным полагать, что князь Владимир лично возводил такие города, т. е. лично руководил их строительством. Само собой разумеется, что такие проекты были поручены кому-то другому, чьей порядочности и трудолюбию князь мог доверять. Илья Муромец был таким человеком. «Это было у славного города Киева. В рыцарских степях стояла богатырская застава. Атаманом заставы был Илья Муромец…» Эти строки из древнерусского эпоса передают сквозь мрак веков очертания неприступных дубовых частоколов и высоких крепостных земляных валов, укомплектованных богатырями-богатырями, зорко взирающими в бескрайнюю степные просторы. Таким образом, Илья мог получить свою фамилию Муромец не от топонима, а от того, что он возводил оборонительные сооружения, крепостные стены (известные как муры на древней Руси) для защиты Киева от набегов кочевников.
Образ Ильи Муромца претерпел значительную эволюцию. Илья-крестьянский сын или Илья-казак — более поздние образы, созданные в XVI-XVII вв. на севернорусской земле. На самом деле он должен был быть киевским воеводой или офицером княжеского войска. Тот бурный период наложил на него свой отпечаток, превратив его в «казака» и, наконец, в сына крестьянина, по преданиям, ходившим на Крайнем Севере.