Калинов мост. Мост калиновый
Калинов мост Википедия
Кали́нов мост — мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых[1]. За Огненной рекой жил Змей Горыныч и находилась избушка Бабы Яги[2].
Происхождение названия
Название «Калинов мост» происходит не от растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала (например, металла)[3] докрасна́ и/или добела́. «Река Смородина» также называется Огненной; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. Таким образом это — эпитет, лирико-эпическая фигура речи. В современном русском языке существуют также слова «накали́ть», «раскалё́нный», «ока́лина», происходящие от того же корня. В русских былинах также был (омонимический) персонаж Калин-царь.
Местоположение
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла в образе различных змеев.
Представления славян
Образ Калинова моста как некоего рубежа встречается во многих легендах, сказаниях, а также обрядах и заговорах. И нередко значения этого символа были совершенно противоположны. Так, в одно время фраза Перейти Калинов мост — означала смерть, а в другое время фраза Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту — означала любить[4], так как замужество невесты символически осмысляется как смерть в прежнем качестве и рождение в новом[5].
По верованиям украинцев, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдёт до Царства Божия. Белорусы Гомельской области полагали, что душа умершего переходит по мостику над водой[6].
Мифология
Существует множество былин и легенд, в которых по сюжету на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести:
- Русскую народную сказку «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»), где трое Иванов (Иван-царевич, Иван-попович и Иван-крестьянский сын), защищая Русь, бьются на Калиновом мосту с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями).
- Русскую народную сказку «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же.
Известна загадка с упоминанием Калинова моста:
- Бежали овечки по калинову мосту: увидели зорю (грозу, огонь), кинулись в воду. Пельмени.
Обряды
Замужество
Образ Калинова моста использовался в свадебных обрядных песнях, где являлся символом перехода из одной ипостаси в другую: переход из девичества в замужество. Часто использовались в песнях на девичнике и во время причитаний невесты.
Да от этой баенки до горенкиДа есть и мостики калиновыПерекладины малиновы,Да есть и столбики точеные,Да есть головки золоченыеДа на этих-то головочкахДа там сидят да птицы-пташицы.Они поют да жалобнешенько,Ой, жалки песенки да с горючими слезами.
— Н. П. Колпакова, «Лирика русской свадьбы»[7]Сюжет с Калиновым мостом использовался и во время обрядового обхода молодых, когда исполнялись вьюницкие песни:
Благословляй-ко ты нас, хозяин со хозяюшкою,Нам на двор взойти да по двору пройти,По двору пройти, на часту лесенку вступить.На часту лесенку вступить, да по частой пройтить,По частой пройтить, на калинов мост взойти.На калинов мост взойти, да по калинову пройти,По калинову пройти, да на дубовы скамьи сесть[8].
В польских свадебных песнях сваты, наломав калины, мостят из неё мост, по которому поедут гости на свадьбу. Калиной называлась красная лента, «красота» невесты (Волынь), девушка, невеста (укр., чаще в песнях), рубашка невесты со следами дефлорации — свидетельство её невинности, целомудрия[9].
Похоронные обряды
Во время похорон процессия под причитания плакальщиц должна была перейти символический Калинов мост, тем самым облегчить доставку души покойного в другой мир и усложнить возможность её возвращения. Например, в сказке Алексея Ремизова «Кострома» (часть «Весна-Красна» в сборнике «Посолонь») воспроизводится процесс похорон с переходом Калинова моста.
В Белоруссии существовал обычай делать в память об умершем мостик через канаву или ручей. На следующий день после поминок на могиле мужчины ставили крест, а в память о женщине делали кладку через какое-нибудь мокрое, топкое место или же перекидывали мостик через канаву либо ручей; вырезали на дереве, срубленном для моста, дату смерти и серп; затем садились на дерево, выпивали, закусывали и поминали умершую. Каждый, кто переходил по такому мостику, также должен был её помянуть[6].
Иногда переход по Калинову мосту означал лишь расставание с молодостью (замужество).
См. также
Примечания
- ↑ Пропп. В. Я. Русская сказка. — М.: Лабиринт, 2000. — С. 232.
- ↑ Амельченко В. М. Золото амазонок, героев и царей привело к Атлантиде — Ростов-на-Дону: Новая книга, 2007 — 365 с. — ISBN 5-86692-169-3 — С. 220
- ↑ Калить // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- ↑ Вакуров В. Н. Калина жаркая // Русский язык за рубежом : Журнал. — 1990. — № 4.
- ↑ Гура, 2004, с. 381.
- ↑ 1 2 Топорков, 1995, с. 267.
- ↑ Причитания / Колпакова Н.. — Лирика русской свадьбы. — Л: Наука, 1973. — 323 с. — (Литературные памятники). — 30 000 экз.
- ↑ Жекулина, Розов, 1989, с. 217.
- ↑ Усачёва, 1999, с. 446.
Литература
Ссылки
wikiredia.ru
Калинов мост — WiKi
Название «Калинов мост» происходит не от растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала (например, металла)[3] докрасна́ и/или добела́. «Река Смородина» также называется Огненной; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. Таким образом это — эпитет, лирико-эпическая фигура речи. В современном русском языке существуют также слова «накали́ть», «раскалё́нный», «ока́лина», происходящие от того же корня. В русских былинах также был (омонимический) персонаж Калин-царь.
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла в образе различных змеев.
Образ Калинова моста как некоего рубежа встречается во многих легендах, сказаниях, а также обрядах и заговорах. И нередко значения этого символа были совершенно противоположны. Так, в одно время фраза Перейти Калинов мост — означала смерть, а в другое время фраза Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту — означала любить[4], так как замужество невесты символически осмысляется как смерть в прежнем качестве и рождение в новом[5].
По верованиям украинцев, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдёт до Царства Божия. Белорусы Гомельской области полагали, что душа умершего переходит по мостику над водой[6].
Мифология
Существует множество былин и легенд, в которых по сюжету на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести:
- Русскую народную сказку «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»), где трое Иванов (Иван-царевич, Иван-попович и Иван-крестьянский сын), защищая Русь, бьются на Калиновом мосту с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями).
- Русскую народную сказку «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же.
Известна загадка с упоминанием Калинова моста:
- Бежали овечки по калинову мосту: увидели зорю (грозу, огонь), кинулись в воду. Пельмени.
Замужество
Образ Калинова моста использовался в свадебных обрядных песнях, где являлся символом перехода из одной ипостаси в другую: переход из девичества в замужество. Часто использовались в песнях на девичнике и во время причитаний невесты.
Да от этой баенки до горенкиДа есть и мостики калиновыПерекладины малиновы,Да есть и столбики точеные,Да есть головки золоченыеДа на этих-то головочкахДа там сидят да птицы-пташицы.Они поют да жалобнешенько,Ой, жалки песенки да с горючими слезами.
— Н. П. Колпакова, «Лирика русской свадьбы»[7]
Сюжет с Калиновым мостом использовался и во время обрядового обхода молодых, когда исполнялись вьюницкие песни:
Благословляй-ко ты нас, хозяин со хозяюшкою,Нам на двор взойти да по двору пройти,По двору пройти, на часту лесенку вступить.На часту лесенку вступить, да по частой пройтить,По частой пройтить, на калинов мост взойти.На калинов мост взойти, да по калинову пройти,По калинову пройти, да на дубовы скамьи сесть[8].
В польских свадебных песнях сваты, наломав калины, мостят из неё мост, по которому поедут гости на свадьбу. Калиной называлась красная лента, «красота» невесты (Волынь), девушка, невеста (укр., чаще в песнях), рубашка невесты со следами дефлорации — свидетельство её невинности, целомудрия[9].
Похоронные обряды
Во время похорон процессия под причитания плакальщиц должна была перейти символический Калинов мост, тем самым облегчить доставку души покойного в другой мир и усложнить возможность её возвращения. Например, в сказке Алексея Ремизова «Кострома» (часть «Весна-Красна» в сборнике «Посолонь») воспроизводится процесс похорон с переходом Калинова моста.
В Белоруссии существовал обычай делать в память об умершем мостик через канаву или ручей. На следующий день после поминок на могиле мужчины ставили крест, а в память о женщине делали кладку через какое-нибудь мокрое, топкое место или же перекидывали мостик через канаву либо ручей; вырезали на дереве, срубленном для моста, дату смерти и серп; затем садились на дерево, выпивали, закусывали и поминали умершую. Каждый, кто переходил по такому мостику, также должен был её помянуть[6].
Иногда переход по Калинову мосту означал лишь расставание с молодостью (замужество).
ru-wiki.org
Cберегла | 12,053 | |
Азиатская | 1,723 | |
Алханай | 2,908 | |
Ангелы рая | 12,450 | |
Аттила | 811 | |
Баллада О Чите | 1,381 | |
Без глаз пробирались | 3,120 | |
Без страха | 7,175 | |
Берега | 3,517 | |
Благодать | 5,380 | |
Блеснет слезой | 4,221 | |
Блеснет слезой | 27,550 | |
Блюз не может обмануть | 3,202 | |
Брату | 8,045 | |
Броня | 2,762 | |
Был цветами пьян | 2,699 | |
Былина | 1,143 | |
Быль (Долго ли, коротко) | 2,942 | |
В устье Лены | 5,641 | |
Венч | 7,705 | |
Вернулся (мозоли рун) | 4,462 | |
Ветер южный | 4,358 | |
Ветла | 1,067 | |
Ветла | 2,970 | |
Ветреный дым | 809 | |
Вечер упал | 1,651 | |
Вечер упал | 2,513 | |
Вечное небо | 1,017 | |
Взглядом русло изменить у реки | 2,482 | |
Виски седели | 2,678 | |
Во глубине сибирских руд | 2,722 | |
Военная песня | 3,450 | |
Возвращался атаман | 1,390 | |
Вольница | 3,052 | |
Вот тебе моя рука | 2,704 | |
Вот тебе моя рука | 811 | |
Время колокольчиков | 6,034 | |
Время колокольчиков | ||
Всадники | 5,359 | |
Всадники | 1,669 | |
Всё путём | 1,233 | |
Все путем | 4,203 | |
Вслед за мной | 2,861 | |
Выгорел сон | 2,387 | |
Вымыты дождём | 1,179 | |
Вымыты дождем | 4,856 | |
Вымыты дождем волосы | 1,684 | |
Вышло наоборот | 2,939 | |
Вышло так | 3,446 | |
Гой | 5,589 | |
Гон в полдень | 1,404 | |
Гон в полдень | 6,139 | |
Горе-витязь | 3,970 | |
Горевать ночью | 2,619 | |
Горизонты | 1,211 | |
Грустная песня | 3,716 | |
Гулял до срока | 1,483 | |
Гуляли вместе | 3,570 | |
Даждо | 2,870 | |
Даждо (Для его стрелы) | 1,081 | |
Дай ладонь мне | 2,610 | |
Далеко | 4,272 | |
Далеко за большими горами | 2,627 | |
Девка красная | 8,589 | |
Девка красная | 2,524 | |
Девочка летом | 25,868 | |
Дикарь | 2,729 | |
Дикие лебеди | 921 | |
Долго ли, коротко | 2,381 | |
Дом Восходящего Солнца | 10,142 | |
Дома не был | 24,511 | |
Досталось | 660 | |
Друг | 1,718 | |
Дудки | 4,315 | |
Ек-макарек | 3,620 | |
За счастьем | 2,769 | |
Звезды Натании | 3,710 | |
Зов (Vision) | 706 | |
Зрячий | 645 | |
И украдкой видел | 2,332 | |
Иволге петь | 1,488 | |
Иволге Петь | 5,505 | |
Иволге петь (intro) | 1,495 | |
Иерусалим | 10,692 | |
Иерусалим | 1,640 | |
Имя назвать | 4,102 | |
Ингода | 1,277 | |
Иногда | 2,878 | |
Иного не надо | 7,005 | |
Иного не надо | 1,008 | |
Иного не надо | 636 | |
Интухэ | 4,438 | |
Казак | 5,965 | |
Как хотел тебя (Обидеть) | 1,149 | |
Камчатка | 7,300 | |
Камчатка | 9,242 | |
Камчатка | 2,918 | |
Камчатка | 13,718 | |
Камчатка | 7,491 | |
Камчатка | 1,439 | |
Катунь | 998 | |
Когда мы уходили из дома | 17,120 | |
Колесо | 5,192 | |
Колыбельная | 3,216 | |
Колывань | 3,433 | |
Кольца алые | 2,794 | |
Конь-огонь | 13,792 | |
Королева перекрестка | 2,631 | |
Красные собаки | 5,611 | |
Крест деревянный | 6,096 | |
Кроха | 5,798 | |
Крошево вытупа | 3,137 | |
Крыса-игла | 2,533 | |
Кто же вплел | 848 | |
Кто же нить в твои волосы вплёл | 611 | |
Кто же нить в твои волосы вплел | 2,709 | |
Кто нас воспитал? | 2,361 | |
Кто я? | 3,111 | |
Куда я? | 2,578 | |
Лара | 3,529 | |
Лара | 1,164 | |
Летний город (Новые центурионы) | 651 | |
Летний город (Новые центурионы) | 2,532 | |
Ловушка | 2,494 | |
Лопнуло Небо | 4,460 | |
Лопнуло небо | 769 | |
Манят маки | 2,524 | |
Мелодия голых ветвей | 3,550 | |
Метельщик | 2,488 | |
Милая моя | 2,122 | |
Милая моя | 2,219 | |
Милая моя (Santimento) | 3,143 | |
Моё лето | 1,063 | |
Моя песня | 3,103 | |
Моя песня | 6,843 | |
Мы с тобой | 3,662 | |
На краю земли | 4,121 | |
На Урал | 5,499 | |
Набекрень голова | 5,613 | |
Набекрень голова | 8,451 | |
Надо было | 5,377 | |
Надоест нам суета | 1,442 | |
Надоест нам суета | 8,588 | |
Назад в подвалы | 9,060 | |
Накричали птицы | 983 | |
Накричали птицы | 3,378 | |
Не вернуться | 2,936 | |
Не знал | 747 | |
Не нашлось дороги | 2,420 | |
Не плачьте, мама | 3,470 | |
Не предать | 1,031 | |
Не придет пора | 2,704 | |
Не скучай | 952 | |
Не скучай | 5,126 | |
Не успел попрощаться | 1,730 | |
Не хватит корней | 600 | |
Небо ждет | 3,972 | |
Негоже | 5,373 | |
Неувяды лилий | 1,049 | |
Ништяк | 3,570 | |
Нордическая Русь | 1,244 | |
Образа | 3,225 | |
Одинокий мир | 1,073 | |
Ольга | 1,426 | |
Оставлю дом | 1,982 | |
Отец работал | 3,150 | |
Отношения | 3,838 | |
Отношения | 970 | |
Очи в землю | 1,514 | |
Оябрызгань | 1,660 | |
Пoйдeм сo мнoй | 3,112 | |
Пели ветры | 929 | |
Пели ветры | 1,679 | |
Пережить зиму | 1,466 | |
Перья по реке | 1,223 | |
Перья по реке | 1,064 | |
Песню оставить | 604 | |
Песня моя | 2,550 | |
Песня моя | 668 | |
Пионеры | 2,225 | |
Плакать всерьёз | 1,051 | |
Плакать всерьез | 4,281 | |
Плакать одиноко | 632 | |
По-прежнему | 2,532 | |
Пойдем со мной | 4,261 | |
Пойдем со мной | 14,160 | |
Пока ты молод | 1,414 | |
Покориться весне | 1,527 | |
Покоряясь весне | 1,149 | |
Полоняне | 1,495 | |
Полоняне | 9,090 | |
Полоняне | 1,709 | |
Поминать бессмертных | 1,321 | |
Помнит и ждёт | 710 | |
Порог сорока | 910 | |
Порог сорока | 1,274 | |
Порох слёз | 1,644 | |
Последняя охота | 3,801 | |
Праздники прошли | 2,047 | |
Праздники Прошли | 6,078 | |
Праздники прошли | 2,975 | |
Праздники прошли | 793 | |
Пробраться ночью к роднику | 816 | |
Провезень | 1,527 | |
Продали | 1,788 | |
Продали | 471 | |
Пропадать молвой | 3,899 | |
Пропадать молвой | 965 | |
Прошлое поделом | 1,313 | |
Прощай | 797 | |
Птицей белой | 1,512 | |
Птицы в облаках | 1,155 | |
Пух (Как смотрел тебе я вслед) | 1,121 | |
Радость неба | 1,403 | |
Ранним утром | 2,614 | |
Расскажи мне | 3,531 | |
родная | 4,177 | |
Родная | 5,944 | |
Родная | 5,308 | |
Родная | 14,274 | |
Родная | 77,774 | |
Родная | 13,526 | |
Рокот рока | 639 | |
Росой крепить обряды | 942 | |
Рудники Свободы | 3,298 | |
С боевыми глазами | 3,065 | |
Самим собой | 1,415 | |
Сансара | 2,087 | |
Сансара | 10,800 | |
Сберегла | 6,653 | |
Сберегла | 2,963 | |
Сберегла | 2,136 | |
Севастополь | 1,592 | |
Селена | 942 | |
Сентябрь | 2,454 | |
Сердце моё | 1,495 | |
Сибирский марш | 8,107 | |
Сиди дома, не гуляй | 4,195 | |
Скоро | 698 | |
Сладко петь | 3,881 | |
Смеялись дети | 5,134 | |
Сны (Как тебе я благодарен) | 1,075 | |
Сны сбываются | 980 | |
Собирались спозаранку | 1,872 | |
Спрячь лицо | 637 | |
Стали мы с тобой | 1,660 | |
Страдания | 4,597 | |
Табачок турецкий | 1,032 | |
Таёжная | 1,387 | |
Так и надо | 3,873 | |
Так случилось | 1,109 | |
Тенеты | 594 | |
Терпкая Камчатка | 1,696 | |
Толокно | 4,735 | |
Только для тебя одной | 3,008 | |
Торопятся взгляды | 983 | |
Торопятся взгляды | 3,291 | |
Трансаэро | 1,298 | |
Три года дома не был | 1,962 | |
Тропы в Китай | 3,519 | |
Тропы в Китай | 3,611 | |
Тропы в Китай | 724 | |
Ты думаешь, мама | 1,499 | |
Ты так хотел | 2,747 | |
Тяжёлые медали | 718 | |
У порога весны | 1,363 | |
У порога весны | 1,290 | |
Увидеть себя | 4,999 | |
Улетай | 3,105 | |
Улетай | 31,776 | |
Умолчали | 6,734 | |
Урожай молока | 822 | |
Уходили из дома | 22,390 | |
Уходили из дома | 4,962 | |
Фройлен, прощайте | 808 | |
Хиппи мы или нет? | 975 | |
Хиппи мы или нет? | 3,721 | |
Хищник | 1,189 | |
Хопер Мудрый | 1,532 | |
Хорошо | 750 | |
Цветы Верояни | 1,519 | |
Цевень Твери | 1,390 | |
Челом | 1,152 | |
Через край | 3,500 | |
Честное слово | 1,175 | |
Честное слово | 4,968 | |
Что нашел | 2,728 | |
Шел казак | 1,120 | |
Шел казак | 20,091 | |
Шел казак | 4,230 | |
Шклиф | 1,346 | |
Юные (Ради славы дня) | 754 | |
Юные пионеры | 1,660 | |
Я Воль | 878 | |
Я жду, когда ты придешь | 2,399 | |
Я жду, когда ты придёшь | 787 | |
Я остался песней лета | 1,881 | |
Я усну (Весенний блюз) | 1,109 | |
Я ухожу в никуда | 1,816 | |
Я хочу домой | 1,077 |
amdm.ru
А что такое калинов мост? Это именно мост такой есть?
Ступившему на Калинов мост границу, рубеж, уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом уже предопределн всей предыдущей жизнью. Не случайно Калинов мост в фольклоре место битв между витязями и нечистой силой.Смородина (Огненная река) в славянской мифологии река, отделяющая мир живых от мира мертвых; преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на тот свет .Название этой реки произошло не от ягодного кустарника, а от древнерусского слова смород . Оно употреблялось на Руси в XIXVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Позднее, когда смысл названия мифической реки забылся, в сказках появилось искаженное и облагороженное название Смородина .Огненная река Смородина и Калинов мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает ее описаниям в сказках: Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает . Так эффектно гореть может разве что смола. Иногда, особенно в былинах, огненную реку именуют Пучай-рекой, видимо, оттого, что кипящая поверхность реки клокочет, бурлит, вспучивается.
В сказке:http://www.skazka.com.ru/people/russia/00000125russia.html"весь берег усеян человеческими костями. ""орлы на дубах заклекотали - выезжает на мост Чудо-Юдо шестиглавый змей. "
В сказке: http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/article/614/"по всему берегу кости лежат человечьи, все кругом огнем сожжено, вся земля русской кровью полита. У Калинового моста стоит избушка на курьих ножках. "
Константин Васильев. Бой Добрыни на Калиновом мосту. 1969 г.--------Древнеславянская богиня Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как мор , морок , мрак , марево , морочить , смерть .Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.Е символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.http://godsbay.ru/slavs/morana.html
На речке Смородине действительно левый берег сплошь черепами человеческими усеян.Пришел Иван - крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается. Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо - юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем - пламенем пышут. Конь у чуда - юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо - юдо на калиновый мост - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудоюдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!http://www.storybook.ru/russian/?i_5=108
Река Смородина то есть, самородинная, сама себя родившая. В русской мифологии символическая граница между миром живых и мертвых.Калинов мост (от имени общеарийской богини смерти Кали) место перехода в потусторонний мирhttp://media.aplus.by/2007/03/12/print:page,1,bitva_sveta_i_tmy.html
Культ богини смерти Кали ("Черная") получил распространение во всей Индии. Она всегда почиталась и племенами неарийского происхождения. Об этом свидетельствует и жестокость их кровавых культов, часто сопровождаемых ужасными обрядами, и то, что в жертву этой богине приносятся черные животные (бараны, козлы, петухи) и буйволы. На буйволе по арийским индуистским верованиям, ездит бог Яма, властитель преисподней. При взаимопроникновения религий Кали стала победительницей властителя преисподней Ямы. Она освободила мир от демона смерти, зарубив чрного буйвола, на котором тот ездил. http://donhuan.ho.com.ua/Tradisii__Sistemi_19.05.04_Kult_bogin.htm
Бой Добрыни со Змеем-Горынычем на Калиновом мосту:
Калинов мост реально существует в Приэльбрусье. Вот вид с него:
У подножия Эльбруса, по преданиям, располагался рай - Ирий, который в традициях ведизма отделялся от Яви, светлого мира, огненной рекой Смородиной (от смага - огонь, пламя). Исток Малки (левого притока Терека) - река Кызылсу ("красная река") это и есть река Смородина. Как известно из былин и сказок, на реке Смородине должен быть Калинов мост, по которому из Нави (с того света) в Явь проникала всяческая огнедышащая многоголовая нечисть, а обратно - из Яви в Навь - отправлялись души умерших, а также богатыри и полубоги для выяснения отношений с жителями подземного царства. И такой мост действительно существует! В том месте, где Кызылсу прорывает застывший поток лавы и обрушивается в долину водопадом Султан, в узком ущелье есть каменная пробка, по которой можно перейти с берега на берег. Рядом с изумрудными пастбищами Ирахитюза и Ирахитсырта раскинулись мрачные поля черной и красноватой лавы, где нет растительности и даже самый обычный песок не желтый, а черный! Аналогия с Навью, где расположен рай Ирий и ад - Пекальное царство, очень близкая. Рядом с мостом находится водопад Султан, а за ним крутопадающая долина, дна которой не видно. В каньоне стоит отрубленная голова стража Калинова моста - Чурилы Дыевича, с которым сражались герои и полубоги. При входе на Калинов мост с левого берега стоит причудливый останец, напоминающий то ли дракона, то ли змея. Такой же и у входа в каньон с другой стороны.http://www.rustrana.ru/print.php?nid=31405
Иллюстрация к сказке "Иван Быкович", видны и останцы и грозди смородины на мосту.Продолжение ответа в комменте
info-4all.ru
Калинов мост - это... Что такое Калинов мост?
Кали́нов мост — мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых[1].
Происхождение названия
Калинов мост — не из растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала (напр.
металла[2]) докрасна́ и/или добела́. Река Смородина также называется Огненной; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. Таким образом это — эпитет, лирико-эпическая фигура речи. В современном русском языке существуют также слова «накали́ть», «раскалё́нный», «ока́лина», происходящие от того же корня. В русских былинах также был (омонимический) персонаж Калин-царьМестоположение
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, последним рубежом, перед царством Мораны, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).
Сюжет
Образ Калинова моста, как некоего рубежа, встречается во многих легендах, сказаниях, а также обрядах и заговорах. И нередко, значения этого символа были совершенно противоположны. Так, в одно время, фраза Перейти Калинов мост — означала смерть, а в другое время, фраза Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту — означала любить[3].
Мифология
Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести:
- Русскую народную сказку «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»), где трое Иванов (Иван-царевич, Иван-попович и Иван-крестьянский сын) бьются на Калиновом мосту, защищая Русь, с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями).
- Русскую народную сказку «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же.
- Сказку Алексея Толстого «Топор», в которой главный герой (Топор) — образ темной силы, порождение Нави, пытается проникнуть в Явь, но Калинов мост — образ светлой силы, ему противостоит.
Свадебные обряды
Образ Калинова моста использовался в свадебных обрядных песнях, где являлся символом перехода из одной ипостаси в другую: переход из девичества в замужество. Часто использовались в песнях на девичнике и во время причитаний невесты.
Да от этой баенки до горенкиДа есть и мостики калиновыПерекладины малиновы,Да есть и столбики точеные,Да есть головки золоченыеДа на этих-то головочкахДа там сидят да птицы-пташицы.Они поют да жалобнешенько,Ой, жалки песенки да с горючими слезами.
— Н. П. Колпакова, «Лирика русской свадьбы»[4]
Похоронные обряды
Во время похорон, процессия, под причитания плакальщиц, должна была перейти символический Калинов мост, тем самым облегчить доставку души покойного в другой мир, и усложнить возможность ее возвращения. Например, в сказке Алексея Ремизова «Кострома» (часть «Весна-Красна» в сборнике «Посолонь»), воспроизводится процесс похорон, с переходом Калинова моста. Иногда, переход по Калинову мосту означал лишь расставание с молодостью.
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Калинов мост слушать песни смотреть клипы онлайн бесплатно
Альбомы: Калинов мост
Год выхода: 2013
Год выхода: 2012
Год выхода: 2010
Год выхода: 2010
Год выхода: 2009
Год выхода: 2007
Год выхода: 2006
Год выхода: 2006
Год выхода: 2006
Год выхода: 2006
Год выхода: 2006
Год выхода: 2006
Год выхода: 2006
Год выхода: 2006
Год выхода: 2006
Год выхода: 2006
Год выхода: 2006
Год выхода: 2006
Похожие исполнители
Рок
221 клип
Рок
183 клипа
Рок
220 клипов
Рок
171 клип
Рок
393 клипа
Рок
152 клипа
Рок
76 клипов
Рок
76 клипов
Рок
123 клипа
- Все исполнители
- Калинов мост
clips-zone.ru
2 сентября 2018 | Черноголовка | Южное озеро | 20:00 | |
7 сентября 2018 | Астана | The Bus Pub | 19:00 | Купить билет |
8 сентября 2018 | Караганда | Клуб Пятый Угол | 19:00 | Купить билет |
9 сентября 2018 | Алматы | Hard Rock Cafe | 19:00 | Купить билет |
12 сентября 2018 | Санкт-Петербург | AURORA Concert Hall | 20:00 | Подробнее |
14 сентября 2018 | Москва | Главклуб Green Concert | 20:00 | Купить билет |
15 сентября 2018 | Тверь | клуб Big Ben | 18:00 | Подробнее |
5 октября 2018 | Н-Новгород | Театр Кукол | 19:00 | Подробнее |
7 октября 2018 | Владимир | Ресторан- пивоварня Макс Брой | 20:00 | Подробнее |
www.kalinovmost.ru