Кто такая Баба-Яга на самом деле. Баба яга это
Баба-Яга Славянская мифология История Руси
Баба-Яга или Ягибиха, Ягишна - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
Баба-ЯгаПо другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души. Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
Ягая БабаВ волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
Алексей Ремизов. Светящиеся черепа
Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке: - Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать. - Когда же идти? - спросила девушка. - Прямо сейчас! - ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. - Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни - там и бабкина изба.
А на дворе ночь, темно - хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит - забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные. Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка - не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки - тут бедняжке и конец придет.
Повернулась бежать куда глаза глядят - слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша была добрая и жалостливая. - О чем ты плачешь, кощь человеческая? - спрашивает она. - Как же мне не плакать? - отвечает череп. - Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно послед- нему злодею!
Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником... Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения. Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку. - Спасибо тебе, добрая душа, - слышит голоса из-под земли. - Упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери на могилке гнилушку - она тебе путь укажет. Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку - и ну бежать прочь! Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках - а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы.
А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.
Алексей Ремизов. Проливной дождь
Баба-Яга собирается хлебы печь. Задумала старая жениться - взять в мужья рогатого черта - Верхового. Он, известно, галчонок: всем верховодит. Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из человеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберется она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит, всех перепугает, - такая уж нежить. А как ей весело: старик Домовой на бобах остался - показала Яга ему нос. Тоже жениться на Яге задумал! Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой. - Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! - плачет Яга, ходит у печи. - Бабушка, чего же ты плачешь? - А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой украл лопату. И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы - прибьет Верховой. - Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слезы так и льются - полна капель натекает. - Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется - и дождь перестанет.
godsbay.ru
Откуда взялась Баба Яга и почему она так называется?
- История
- Быт и жизненный уклад
- Войны
- Изобретения
- Личности
- События
- Мифы
- Моя планета
- Общество, культура, традиции
- Удивительные места
- Флора и фауна
- Явления
- Наука
- Археология
- Естественные науки
- Космос
- Технологии
- Рекорды
- В мире
- Животные
- Люди
- Новости
- Открытия
- История
- ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия
Уинстон Черчилль хотел построить авианосец изо… льда
Самые необычные способы казни
Откуда взялась Баба Яга?
История выражения «последнее китайское предупреждение»
- ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия
- Мифы
-
Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?
Правда, что мухомор убивает мух?
Правда ли, что носороги топчут огонь?
«Правило пяти секунд» — правда или вымысел?
Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?
-
- Моя планета
- ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления
Почему в Японии синие, а не зеленые сигналы светофора?
Зачем фрукты меняют свой вкус и цвет во время созревания?
Снежное цунами, которого на самом деле нет
Еще несколько фотодоказательств того, что кошки — это жидкость
- ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления
- Наука
- ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии
Почему одних людей комары кусают больше, чем других?
Зачем фрукты меняют свой вкус и цвет во время созревания?
Кольцо Эйнштейна — красивое следствие теории относительности
Можно ли сфотографировать строение атома?
- ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии
- Рекорды
-
Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире
Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире
Самый большой комар в мире
Самый большой самолет в мире
Самые старые солнцезащитные очки в мире
-
- В мире
mydiscoveries.ru
Баба-яга, ты кто такая?
«Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся…». Эта самохарактеристика одной из пассий главного героя фильма «Покровские ворота» вполне применима к самому, пожалуй, неоднозначному персонажу русских сказок — Бабе-яге.
Страшная злая старуха-ведьма с огромным горбатым носом — похитительница и пожирательница детей и помощница добру молодцу в битве с Кощеем. Она может посадить ребёнка на лопату, зажарить в печи — а может и сама, обманутая добрым молодцем, усесться на ту же лопату. Может снести голову неудачливому витязю и водрузить его череп на частокол, опоясывающий избушку на курьих ножках, — а может накормить, напоить, в бане попарить, меч-кладенец и крылатого коня подарить.
«Пограничница»
По наиболее распространённой среди учёных-фольклористов версии, Баба-яга — всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства» — потустороннего мира. Она провожает туда души умерших. И сама Баба-яга полужива-полумертва. Граница миров проходит как раз посередине избушки на курьих ножках, так что голова её хозяйки, лежащей «на печи, на девятом кирпичи», находится в мире живых, а ноги — в мире мёртвых (отсюда — костяная нога). Космы её растрепаны (умерших женщин в старину хоронили с распущенными волосами), возможно, она не видит живых людей, а только чует их «по русскому духу».
Кстати, о её жилище. Избушка на курьих ножках — это полная нелепица. Другое дело — на курных, то есть окуренных дымом. Именно на таких столбах наши предки славяне в VI-IX веках ставили «избу смерти», в которую помещали прах усопшего.
Избушка Бабы-яги — это портал для перехода в иной мир. Живому туда попасть очень трудно. Для этого нужно повернуть избушку к лесу задом, к себе передом, а затем угомонить разъярённую старуху, напомнив ей о законах гостеприимства. Пройдя ритуал очищения (помывшись в бане), отведав пищи мёртвых, добрый молодец тоже становится не вполне живым и, значит, может войти в царство смерти. А Баба-яга, сменившая гнев на милость, даст ему волшебный клубочек, который покажет дорогу в Кощеев чертог, научит, как победить грозного врага.
Пирог из младенца
По другой версии, Баба-яга — это ведунья, знахарка, нелюдимая женщина, живущая в лесной глуши, вдали от человеческого жилья. К ней приходили лечиться, приносили заболевших детей. В древности существовал обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных, например, рахитом. Дитя заворачивали в пелёнку из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды запихивали в горячую печь. Потом ребёнка разворачивали, а тесто отдавали на съедение псам. Считалось, что хворь перейдёт на собаку, которая сумеет с ней справиться быстрее, чем человек. С той же целью иногда вместе с младенцем пихали в печь и щенка.
А теперь представьте, что это действо увидел какой-нибудь чужеземец. Он, ничего не поняв, пришёл в ужас — и сочинил страшную сказочку о людоедке-язычнице, жарящей в печи младенцев. Прошли годы, обряд забылся, а его уродливое отражение в сказках о Бабе-яге осталось. Однако ни в одной из них старуха не жарит ребёнка в печи, а лишь собирается это сделать. Генетическая память народа сильней идеологических искажений.
Из жрицы — в ведьмы
По третьей версии, Баба-яга — верховная жрица, ведающая обрядом инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Это действо означало символическую смерть ребёнка и рождение взрослого мужчины, посвящённого в тайны племени и имеющего право вступать в брак. Подростков уводили в лесную глушь, где волхвы обучали их всему, что необходимо для взрослой жизни охотников и воинов, открывали им некоторые тайны мирового устройства. В обряд инициации входила имитация пожирания юноши чудовищем и последующего его воскрешения. Испытуемые при этом подвергались истязаниям, а порой получали телесные повреждения. И потому страх перед этим обрядом испытывали и сами мальчишки, и особенно их матери.
Обычай инициации канул в прошлое, а тёмный страх перед ним остался в народной памяти, и жрица-ведунья превратилась в фольклоре в страшную кровожадную ведьму, похищающую и пожирающую детей.
Царица Нави
В древнеславянской мифологии Баба-яга — дочь Вия, владыки срединного царства Нави, то есть подземного мира мёртвых. И была она вовсе не страшной уродливой старухой, а прекрасной девушкой, по красоте, не уступающей самой Ладе — богине любви. А ещё Баба-яга была могучей воительницей, способной в одиночку противостоять множеству врагов, и никто из смертных не дерзнул бы сойтись с ней в поединке, да и мало кто из богов решился бы на это. А она поклялась, что выйдет замуж лишь за того, кто одолеет её в честном бою.
Но никто не решался бросить ей вызов, справедливо полагая, что этот поединок будет не таким уж и честным, поскольку Баба-яга владела тёмной магией даже лучше, чем мечом, и не стеснялась обрушивать ведовскую силу на своих противников. Одолеть её сумел лишь великий Велес — бог мудрости, богатства, плодородия, покровитель волшебников и поэтов. Он женился на ведунье, и они стали править верхним царством Нави, которое занимало срединное положение между миром живых и мёртвых, не являясь ни тем, ни другим.
В поздних славянских преданиях Баба-яга предстаёт уже не вечно молодой и могучей тёмной воительницей, знающей языки животных и растении и повелевающей стихиями, а уродливой старухой, внушающей ужас любому одним своим видом. Такое превращение произошло из-за проклятия светлых богов, которое постигло Бабу-ягу, когда Велес по её наущению похитил из Ирия небесных коров. С тех пор она состарилась и уже не смогла обрести былую красоту и молодость, хотя постоянно пыталась сделать это, питаясь душами людей, которые в уплату за помощь поставляла ей богиня смерти Мара.
Станем ягами!
Есть ещё одна любопытная версия, согласно которой ягизм — основа ведического мировоззрения Древней Руси. В то время ягами звали не только женщин, но и мужчин. По представлениям наших далёких предков, у человека имеется семь оболочек, или тел: физическое, чувств, эмоций, мыслей, привычек, характера (души) и духа. С каждой из этих оболочек работала своя яга («йога» на санскрите). Любой человек мог выбрать для себя приемлемый ягический путь, каждому из которых соответствовала своя методика совершенствования. Существовало семь яг — индивидуальных творческих путей. Каждой из этих яг соответствовал свой бог. Имена этих богов частично сохранились в санскрите и древнерусском языке.
Первый путь, которым шли яги, — это совершенствование своего тела (Леля-яга),Второй — развитие чувств (Желя-яга),Третий — работа над эмоциями (Таня-яга),Четвёртый — над мыслями (Радегаст-яга),Пятый — над поступками (Троян-яга),Шестой — это преобразование своего характера — души (Кострома-яга),Седьмой — овладение морально-нравственными принципами и правилами, которые созидают дух (Семаргл-яга).
Последний путь — самый эффективный, поскольку включает в себя все предыдущие. Причём мы видим, насколько у древних была логична такая последовательность оболочек. Чувства (ощущения) могут преобразить тело (например, ощущение невесомости снижает вес тела, а чувство мышечной силы вызывает рост мышц). Эмоции обостряют органы чувств и способны вызвать в них изменения, мысли способны вызывать или, наоборот, гасить эмоции. Привычки (характер), определяющие события в нашей жизни, вызывают конкретную направленность мысли. В свою очередь, душа, представляющая собой моральные принципы, может управлять нашими привычками и событиями в жизни. Наконец, дух, состоящий из ценностей, управляет моральными принципами.
Любой поступок человека, идущий в противовес моральным принципам, не остаётся безнаказанным: если ты забираешь — у тебя заберут; если ты отдаешь — тебе отдадут; если ты бездействуешь — тебе не сделают; если ты разрушаешь — тебе разрушат; если ты создаешь — тебе создадут. С чего начнешь — тем и кончишь, и если ты сам не стал свидетелем воздаяния, его воспримут твои дети и внуки.
По одному из этих семи путей, известных с древности, может идти любой современный человек, стремящийся к самосовершенствованию. Именно этими принципами руководствуются индийские йоги. Таким образом, ягой может стать любой из нас — были бы желание и воля!
Подписывайтесь на новые интересные статьи
am-world.ru
Кто такая и откуда взялась Баба Яга
Бабой-Ягой из сказок до сих пор пугают детей - придет, унесет и съест. Она фигурирует и в произведениях для взрослых - например, упоминается в первом фильме о Джоне Уике. Что же это за персонаж такой?
Кто такая Баба-Яга?
Версий существует несколько. По одной из них это древняя славянская богиня, причем совсем не злая - она покровительствовала детям и звалась бабой Йогой.
С приходом на славянские земли христианства, добрая покровительница трансформировалась в злую старуху. Кстати, у богини никакой костяной ноги не было, а был змеиный хвост.
Ученые считают, что изначально Баба Яга не была мифическим существом - это была мудрая женщина, повитуха, которая помогала женщинам разродиться от бремени. А прозвище ее получилось из-за того, что роженицы, производя на свет дитя, громко кричали - «ягали».
Еще одна версия связана с Сибирью: дескать, древние народы, которые там жили, носили странную меховую одежду. Она удивила и напугала славян настолько, что они наделили носящих ее сверхъестественными силами - так появились леший и Баба Яга.
Ну а самая простая версия такова: это ведуньи и знахарки, которые обычно жили на окраине деревне. И несмотря на то, что людям они помогали, крестьяне их побаивались и рассказывали разные истории. Так и появился собирательный образ известного всем персонажа.
Мир живых и мертвых - в одной избушке
Считалось, что эта старуха принадлежит сразу двум мирам. И поэтому, кстати, она могла быть то злой похитительницей детей, то относительно положительным персонажем, помогающим главным героям. Отсюда же и костяная нога - это то, что физически связывало ее со всем загробным. Да и жилище у нее было непростое, ведь стояла изба Бабы-Яги на куриных ногах.
Таким образом исследователи трактуют и известную из детских сказок просьбу для ее необычной избушки на курьих ножках: пока ее дверь обращена в чащу леса, она является частью мира мертвых. Когда же она поворачивается к просящему, то как бы возвращается таким образом в мир живых. И обитательница избушки становится просто в меру вредной, но мудрой бабкой, которая поможет и делом, и советом.
У Яги-Ягишны всегда крючковатый нос, она обычно горбатая и плохо видит. Непременно должна быть лохматой и, конечно, с костяной ногой. Какого-то акцента на одежде обычно нет, но в некоторых сказках она описывается как старуха, одетая в традиционный славянский наряд.
Взгляд ученых на Бабу-Ягу как мифологический архетип
По мнению некоторых исследователей, это адская богиня, которая любит кровопролитие, выкармливая человеческой кровью (особенно детской) собственных внучек.
По еще одной научной версии она воплощает собой матриархат с одной стороны, ведь является хозяйкой леса. С другой стороны в сказках о Бабе-Яге видели и отголоски анимализма (теория принадлежит В.Проппу) - именно поэтому ее избушка стоит на курьих ножках.
И, наконец, есть теория, согласно которой образ персонажа пришел из греческих мифов о богине Гекате, так что данная научная точка зрения относит Бабу-Ягу в категорию проводников в мир мертвых (он же - то самое Тридевятое царство).
ya-uznayu.ru
ЯГА - это... Что такое БАБА-ЯГА?
баба-яга — костяная нога, жаба, кикимора, ягинична, ягишна, каракатица, морда, баба яга костяная нога, яга, бабка ёжка, урод, злюка, уродина, ведьма, колдунья, ёжка Словарь русских синонимов. баба яга см. злюка Словарь синонимов русского языка. Практический … Словарь синонимов
Баба-яга — БАБА ЯГА. 1. Персонаж русских народных сказок злая старуха, колдунья. Идёт мужик в избушку, а в ней баба яга: впереди голова, в одном углу нога, в другом другая (Афанасьев. Русские сказки). Понятно, почему у бабы яги нос в потолок, в избушке… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Баба-яга — (иноск.) бранчивая, наглая баба (намекъ на бабу ягу сказ.). Ягать кричать, браниться. Баба яга костяная нога: въ ступѣ ѣдетъ, пестомъ погоняетъ, помеломъ слѣдъ заметаетъ (сказочн. Большуха надъ вѣдьмами, безобразная старуха; живетъ въ лѣсу, въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
баба-яга — ЯГА, и, ж. (или баба яга, бабы яги). Нехорошая, злая или некрасивая женщина. См. также Баба Яга в тылу врага Баба яга персонаж рус. народных сказок … Словарь русского арго
БАБА-ЯГА — в молодости. Жарг. шк. Шутл. ирон. Пионервожатая. Максимов, 18. Баба яга костяная нога. Фольк. Неодобр. О злой, сварливой и безобразной старой женщине. БМС 1998, 36. Чтоб тебя Баба яга в ступе прокатила! Народн. Выражение раздражения, гнева;… … Большой словарь русских поговорок
БАБА-ЯГА — БАБА ЯГА, бабы яги, жен. В русских сказках: злая старуха колдунья. Баба яга костяная нога. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БАБА-ЯГА — персонаж русских народных сказок. Обычно выступает в качестве враждебной человеку силы, реже помощницы героя … Большой Энциклопедический словарь
баба-яга — баба яга, бабы яги … Орфографический словарь-справочник
Баба-Яга — О музыкальной группе см. Baba Yaga. Баба Яга … Википедия
БАБА-ЯГА — Старуха волшебница в славянской мифологии и в русских народных сказках. В некоторых сказках у Бабы Яги одна нога костяная, поэтому ее называют Баба Яга костяная нога. В праславянском языке слово было связано со значением ‘делать противным,… … Лингвострановедческий словарь
dic.academic.ru
Кто такая Баба-Яга на самом деле
Бабу-ягу, хозяйку избушки на курьих ножках, лесную ведьму, передвигающуюся в ступе и способную погубить сказочного героя или, наоборот, спасти его, все мы все знаем с детства. И, казалось бы, не может возникнуть вопроса: а кто она по национальности? Конечно, наша, русская! Тем не менее существуют разные версии.
Баба-Яга — славянка
Точнее, праславянка. Специалисты возводят ее имя к общему для праславян корню (j)ęgа, от которого происходят сербохорватское слово jeзa — «ужас», словенское jezа — «гнев», чешское jezinka — «лесная ведьма», «злая баба», польское jędzа — «ведьма», «баба-яга», «злая баба». В современном русском языке ближе всего к древнему корню стоит слово «язва».
Представление о страшной лесной ведьме существовало у многих славянских народов, особенно у западных славян. В чешских и польских сказках встречается Ежи-Баба, правда, летает она не в ступе, а на чайнике. В Сербии, Хорватии и Болгарии Баба-яга считается ночным духом, похищающим маленьких детей. Встречается образ этой ведьмы и в Австрий, в области Каринтия, где в прежние времена жили славяне. Здесь Баба-яга - Пехтра — непременный участник святочных представлений с ряжеными.
Баба-Яга — индоевропейка
Ряд специалистов возводят происхождение Бабы-яги к тем древним временам, когда индоевропейцы еще не разделились на разные народы. Делать такие предположения позволяет имя Яга, которое, безусловно, созвучно с «йог».
Баба-яга ведет отшельнический образ жизни, живет в пустынной местности, ей ведомы многие тайны, судя по всему, она очень стара, но на редкость бодра и сильна — многое напоминает отшельников-йогов - да и передвигается она в ступе. «Ступа» - так называются храмы в некоторых индуистских культах. Другие специалисты возводят имя Яга к имени древнеиндийского бога смерти Ямы. И здесь тоже нет особых противоречий, поскольку Баба-яга имеет все черты божества, охраняющего вход в царство мертвых.
Баба-Яга — финно-угорка
Есть основания предполагать, что Баба-яга — это результат заимствования у финно-угорских народов, в изобилии заселявших земли, по которым впоследствии расселились славянские предки русских. Прежде всего, об этом говорит та самая избушка на курьих ножках. Дело в том, что финно-угры имели обычай хоронить кремированные останки своих мертвых в маленьких домиках-срубах, поднятых над землей на сваях.
«Курьи ножки» в этом случае, не куриные ноги, а обкуренные дымом погребального костра.. Такие «домики мертвых» ставили где-нибудь подальше от человеческих жилищ в лесной глуши. Говоря о финно-угорском происхождении образа Бабы-яги, некоторые исследователи уточняют, что она — саамка. Саамы считались колдунами и жили в самой глуши.
Обычай хоронить мертвых в поднятых над землей срубах был не только у финно-угров, но и у многих народов Сибири, даже у якутов. Это дает основания делать совсем смелые предположения, что Баба-Яга может являться якуткой.
Баба-Яга — это Бабай-ага
Бабай-Ага — на тюркских языках означает «большой господин». Появилось это выражение на Руси во времена монгольского нашествия. Ордынские баскаки и были теми самыми «большими господами», которые приезжали в покоренные русские города и селения, собирали дань в Орду. Также они брали рабов.
В рабство чаще всего угоняли молодежь и маленьких детей. «Не плачь, постреленок! — говорили матери во времена Ордынского ига, — а то придет Бабай-Ага и заберет тебя!» «Бабайкой» пугают малых детей и по сей день. Возможно, образ страшного Бабая-Аги слился с образом лесной ведьмы, хозяйки царства мертвых, бытовавшим среди наших предков, или трансформация имела другие причины, но постепенно вместо Бабая-аги появилась Баба-яга.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Откуда взялась Баба-Яга? Почему Бабу-Ягу назвали Ягой? ≪ Scisne?
Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Предлагаю познакомиться с самыми популярными версиями.
По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.
Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.
По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.
И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.
Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.
Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.
По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.
Есть и другие версии, согласно которым баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.
Актер Георгий Милляр бесподобно сыграл роль Бабы-Яги во многих фильмах-сказках Александра Роу. Он сам изобрёл образ своей Бабы-Яги — грязное бесформенное тряпьё, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза, каркающий голос. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы. |
scisne.net