А.С.Пушкин в детстве и юности (стр. 1 из 2). Молодость пушкина


Молодость Пушкина · Луначарский А. В.

Сценарий «Молодость Пушкина» был написан А. В. Луначарским между октябрем 1925 г. и 5–6 ноября 1927 г. Постановкой осуществлен не был. Публикуется впервые (ЦПА ИМЛ, ф. 142, оп. I, ед. хр. 229, л. 1–9). Киносценарию предшествовало следующее вступление, имеющееся в машинописной копии:

«Прошу ни в коем случае не считать этот общий очерк за ту работу, которую я предполагаю представить к середине января, согласно договору, который, надеюсь, будет между мною и Культ–кино подписан. Срок середину января назначаю потому, что в отпуске не могу и не хочу работать, будучи за границей. Сейчас даю только самый общий беглый очерк для Лапицкого, причем первой части. Могу дать также беглый очерк второй части еще до моего отъезда за границу, т. е. приблизительно 5–6 ноября.

Культкино, давая зрителям кинобиографию Пушкина, делает первый опыт общественного освещения жизни гениальных личностей с марксистским подходом. Явления экономические и возникающая на их почве общественная жизнь определяет собою жизнь личности и ее творения.

Портрет Маркса.

Время Пушкина было временем развития промышленности и торговли в России. Вот основная их линия. Показать.

Передовой класс России, дворянство, сознавая необходимость европеизировать страну. Самодержавие, правда, лукаво и неискренно, как будто бы шло на уступки. Линия роста общественной силы оппозиции круто поднимается.

Показать чертящую эту линию руку».

Общий очерк сценария

Веселый день открытия лицея (1811 год). Лицей. Парк. У подъезда городовые, публика. Экипажи с родителями и почтенными гостями тянутся гуськом. Внутри лицея. Суетливый директор Малиновский. Полуиспуганная прислуга. Жмущиеся друг к другу ученики, среди них и маленький Пушкин. (Наружность взять со знаменитой картины Репина «Пушкин перед Державиным»). Куницын разглагольствует.

Великий император едет. Суматоха. Все по местам. Торжественное напряжение. Александр I поднимается по лестнице со своей семьей и свитой.

Малиновский мямлит свою невразумительную речь. Скука на многих лицах. Куницын и его вдохновенная речь. Неудовольствие на лице Александра I, недоумение и негодование на некоторых лицах его приспешников. Восторженный прием молодежи. Пушкин слушает, весь горя и вытянувшись в струну.

Лицейская жизнь. Подлежит разработке.

Пушкин играет в саду, у него выпадает записная книжка и рассыпаются листы. Долговязый Кюхельбекер подхватывает листки. «Да он пишет стихи!» Стихи читают. Все в восхищении. Пушкин застенчиво краснеет.

Первые попойки. Крадучись, у одного из товарищей, взаперти. Вино, веселье. Пушкин читает вакхические строфы. Первое ухаживание. Можно использовать стихотворение «Красавица, которая нюхала табак».

Двумя, тремя сценами изобразить растущее недовольство взрослых слоев населения.

Лицейский акт 8 января 1815 г. Сцена с благословением Державиным.

Пушкин растет. Он зачитывается до поздней ночи книгами. Беседы с Куницыным. Властолюбивые слова, пугающие и восхищающие окружающих.

Первые революционные стихи. Чтение их в комнате Пушкина.

Показать фантастически темную Россию с мелькающими кое–где огоньками. Весна. Весенний ветер несет с собою листки рукописей Пушкина. Их подхватывают какие–то руки.

Сцена чтения юношеского революционного стихотворения Пушкина в молодой революционной среде. Общий восторг.

Кутеж гусаров в Царском Селе. Чаадаев, Раевский, Каверин. Грибоедов, как их гость. Пушкин в этой среде. Тост за свободу. Поэтическое общество «Арзамас». Заседание его. «Сверчок». Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер. Шутки, проказы. Вольнолюбивые мечты.

Перед выпуском Пушкина в лицее царскосельский парад. Пушкин мечтает в том самом месте, где теперь стоит ему памятник. Перед ним носится видение музы, как она описана в известном стихотворении, и будущий памятник, к которому не зарастет народная тропа. Это изобразить, как фантастические мечты, пользуясь текстами Пушкина. Пушкин на балу у Голицыной. Он влюблен, страстно ухаживает. Общество «Зеленая лампа». Его торжественно–комическое заседание. Приезд Е. И. Голицыной к молодежи. Снаружи обыватели покачивают головами. Рассказывают о каких–то невероятных оргиях.

У Пушкина. Тургенев и Вяземский являются к нему утром, когда он только одевается и чистит ногти. Пушкин — денди, весельчак и кутила без денег. Друзья обращаются к нему с советами беречь свое здоровье и свой талант. Они заявляют ему, что он избран членом вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Девятнадцатилетний Пушкин польщен и читает первые отрывки из «Руслана и Людмилы».

Пушкин за работой над «Русланом». Показать его рабочую комнату и пылкую работу. Пишет, встает, ходит по комнате, грустно задумывается, смеется, опять пишет. Задний план рассекается. Несколько сцен из «Руслана и Людмилы». Несколько сцен восторженного чтения «Руслана и Людмилы» в разных кругах русского общества.

Жуковский подносит Пушкину свой портрет. Показать портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

Александровская реакция. Александр в кругу своих приближенных. Доклад Аракчеева. Приходит Фотий. Всему придать мрачный характер какого–то слета ночных птиц.

Цензоры за работой. Передать не без комизма и не без трагизма. Режут ножницы, черкает карандаш, летят в сторону рукописи. Маленький трюк. Автор до цензора. Писатель, преисполненный гордостью, блестящей молодостью. Автор после цензора, изобразить его искромсанным, изуродованным.

Кабинет Аракчеева. Аракчееву приносят оду «Вольность». Он читает, возмущен. Ему подсовывают эпиграмму на него самого. Он в совершенном исступлении. Необходимо найти более серьезный предлог, чтобы убрать Пушкина из столицы. Театр. Пушкин смотрит на балет, восторгается женскими ножками. Показать Пушкина в этой обстановке. В фойе он показывает портрет Лувеля, убийцы герцога Либели. На портрете надпись: «Урок царям». Из–за плеч друзей Пушкина, дам и мужчин, которые с интересом и многозначительными взорами и улыбками рассматривают портрет, смотрит шпион Аракчеева… Шпион у Аракчеева. Аракчеев у Александра I. Александр I подписывает приговор о ссылке Пушкина в Соловецкий монастырь. Тесное собрание покровителей Пушкина. В доме Жуковского. Присутствуют Карамзин, Тургенев, Чаадаев. Чаадаев предлагает ехать к государю и отстоять во что бы то ни стало Пушкина. Карамзин предостерегает от возможных последствий. Решают ехать к Милорадовичу. Прием у генерал–губернатора Милорадовича. Жуковский и Карамзин просят за Пушкина. Милорадович у Александра. Александр соглашается отправить Пушкина на исправление в южную Россию. Пушкин в Екатеринославе. Он болен злокачественной малярией. Он грустен и надломлен. Пушкин в постели. Пушкин встал с постели и прогуливается в окрестностях Екатеринослава по почтовой дороге. Мимо проезжает большой дормез, из него выглядывает чудная головка Марии Раевской. Пушкин загорается восхищением. Торопится в город. Расспросы Пушкина, кто приехал. Приехал герой отечественной войны генерал Раевский. Пушкин играет на бильярде. Входит молодой Раевский. Знакомство. Партия. Пушкин за бутылкой вина жалуется Раевскому на ненавистное положение свое в Екатеринославе. Отец, старший сын Николай и дочери. Пушкин весел, читает стихи, восхищает всех. Узнает, что Раевский проездом на Кавказ. Николай предлагает ему ехать вместе. Обмен первыми выразительными взглядами, первыми незначительными словами между Пушкиным и Марией. Минеральные воды на Кавказе. Продолжение романа Пушкина с Раевской. Можно показать несколько пейзажей, группы с Пушкиным и Раевской. Крым. Гурзуф. Бахчисарай. Сцена с волнами моря, ложащимися к ногам Марии. Оба молодые человека полны друг другом. Сомнения и робость Пушкина. Необходимость отъезда. Разлука, которая кажется Пушкину временной. Отъезд в Кишинев. Прощание обставить всеми поэтическими чарами Крыма и пушкинского дерева. Во всех этих сценах необходимо провести, с одной стороны, самый нежный и поэтичный южный роман Пушкина, с другой стороны — фигура Александра Раевского с его желчным лицом, вечным недовольством и взрывами политического негодования. Дать сцену, когда Раевский читает Пушкину Байрона, и изобразить то потрясение, которое чувствует Пушкин при соприкосновении с этим гением. Можно пропустить Пушкина в Кишиневе, хотя можно было бы дать несколько ярких сцен его ухаживаний, скандалов и дуэлей в своеобразной среде молдован, греков, цыган. Это в зависимости от величины фильмы, которую я здесь даже не делю пока на части.

Имение Каменка. Непременно взять с натуры. У Давыдовых. Знакомство с декабристами Якушкиным, Волконским. Совещание декабристов в Каменке. Изобразить картинами. Речи декабристов: ненавистный царь, угнетенные крестьяне, надежда на сумрачно проходящие полки. Все картинами. Ставится вопрос, втянуть ли в заговор Пушкина. Якушкин решительно возражает: Пушкин — слава России. Опять картинами. Показать речь Якушкина о Пушкине: Пушкин среди природы, Пушкин в затворничестве, Пушкин, венчанный лаврами. Пушкин, фигура которого, освещенная яркими лучами, с золотой лирой в руках поднимается вверх выше александрийского столпа. Решено беречь его. Знаменитое шуточное заседание в Каменках. Декабристы говорят о существовании заговора. Пушкин восторженно, со слезами на глазах, заявляет, что хочет войти в заговор. Общий смех. Волконский все обращает в шутку, говорит, что заговор был пустой выдумкой. Пушкин истерически рыдает. Пушкин читает друзьям «Гавриилиаду». Приезд в Бессарабию генерал–губернатора М. С. Воронцова с красавицей женой. Одесса. Пушкин узнает о том, что Раевская вышла замуж за Волконского. Его глубокая печаль и тот же час новое увлечение. Свидание с Ризнич. Ее задумчивая красота, прозрачная от подтачивающей ее болезни. Одна или две идиллические сцены. В то же время Пушкин на балу у Воронцовой. Постепенно выделяется из огромного круга ухаживателей и отмечен красавицей. Ревность мужа. Воронцов смешно кипятится и в кругу своих приближенных грозит расправиться с Пушкиным. С другой стороны, сцена ревности, печальная и полная… [неразб.] со стороны Ризнич. Она случайно видела Пушкина в блистательном кругу Воронцовой. Она решается уехать. Последнее свидание. Александр Раевский, сообщивший Пушкину о замужестве своей сестры, первый раз ссорится с Пушкиным из–за Воронцовой. После ужасного столкновения, в котором Пушкин показывает себя горячим и неуступчивым, Воронцов жалуется Раевскому. Раевский, ревнующий Пушкина к Воронцовой, старается раздуть в нем ревность и недовольство Пушкиным. Новое свидание Пушкина с Раевским. Пушкин получает известие о смерти Ризнич. Показать картиной.

«Для берегов отчизны дальной».

Растроганный Раевский бросается на шею Пушкину и признается ему в своей интриге и в замыслах Воронцова.

Обыск у одного молодого офицера. Находят «Гавриилиаду». Ужас и скандал. «Гавриилиада» в руках жандармов. «Гавриилиада» в руках монахов. Фотий читает ее с восторгом и хохотом, а затем пишет гневный и возмущенный донос. Александр, с улыбкой читающий «Гаврилиаду» и высказывающий мнение, что это написано Пушкиным На всякий случай решено сослать в Михайловское. Воронцов давно просит об этом.

Михайловское. Его виды, окрестности. Жизнь семьи Пушкиных, тихая до тупости. Отец, мать, Ольга, Лев. Отец, узнав, что Александр явился как сосланный, устраивает ему грубую, истерическую сцену. Пушкин вечером, неожиданно войдя в комнату своего отца, видит, как он распечатывает его переписку. Бурная сцена. Отец заявляет, что государь поручил ему надзор за сыном. Дело доходит почти до физической драки. Пушкин ночью пишет пензенскому губернатору просьбу: да соизволит государь перевести меня в одну из своих крепостей, чтобы хоть крепостью, хоть Соловецким монастырем спасти меня от несчастной участи. Отъезд семьи Пушкиных. Пушкин один с няней Ариной Родионовной. Большая сцена одиночества. «Буря мглою небо кроет». Арина Родионовна рассказывает сказки. Пушкин сочиняет свои. Пушкин читает свои сказки Арине Родионовне. Арина Родионовна слушает и плачет от восхищения. Пушкин в национальном русском костюме, как он описан у Гладких, играет в свайки с детьми, прислушивается к пению нищих, ходит по базару. За ним сыщики, прислушивающиеся к каждому его разговору. Пушкин в гостях в Тригорском. Вульфы, Осиповы, мелкие ухаживания. Пушкин пишет первые сцены «Евгения Онегина». Показать в картинах. В воспоминаниях его проносится образ его единственной любви к Марии Раевской. Он постепенно сливается с образом Тани. И живая Керн заслоняет перед Пушкиным его воспоминание. Бурный роман с Керн. «Я помню чудное мгновенье». Прогулка верхом с Керн. Приезд Пущина ночью. Возок в снегу, дышла упираются в забор. Пущин ищет ворот. Пушкин у себя дома. Готовится ложиться спать. Прислушивается к колокольчику. Выбегает на двор. Сугробы, пурга. Пущин вываливается в шинели. Объятия, радость, беседы, пробки летят в потолок. Воспоминания. Пушкин расспрашивает Пущина о революционном брожении в России. Пущин приоткрывает перед Пушкиным действительность. Речь Пущина в картинах. Брожение среди офицеров высших и низших. Готовы идти с нами полки. Угнетение крестьян. Розги и всякие другие сцены, для которых отчасти можно воспользоваться текстом «Деревни» Пушкина. Несколько портретов декабристов. Пушкин сочувственно внимает Пущину. Говорит о своем желании вырваться за границу. В мечтах его проносятся образы Италии. Вспоминается Ризнич. Он видит ее могилу в воображении.

Декабрь. Пушкин в глубокой тревоге. Он уже знает о смерти Александра I, о брожении в столице. Он хочет ехать во что бы то ни стало. Арина Родионовна уговаривает его остаться. Приезд друзей из Тригорского. Они хотят устроить катание на тройках. Керн и перспектива веселых дней с нею. Внезапно Пушкина опять охватывает тоска. На той же тройке он мчится по дороге к Петербургу. Заяц перебегает ему дорогу. Взволнованный Пушкин останавливается, советуется с ямщиком, который говорит ему о несомненности дурного предзнаменования. Пушкин возвращается.

Полки на Сенатской площади. Показать, конечно кинематографически, часть. Можно дать те или другие события, например убийство генерал–губернатора, смятение в царской семье и т. д. Материал здесь до крайности богат. Можно выбрать три–четыре сцены, которые полностью определяют самое течение событий. Разгром. Декабристы в тюрьме. Виселицы. Отправление на север.

Страдания Пушкина в Михайловском. Он видит в своем воображении дорогие образы декабристов, видит их в кандалах, видит их по дороге в Сибирь, как они теряются в бесконечности северных пустынь. Вызов к царю. Пушкин у Николая. Изобразить очень тонко мимически. Вопрос Николая: где был бы? — «На площади с мятежниками». Николай старается обольстить Пушкина. Отеческая ласковость. Хлопанье по плечу. «Напиши что–нибудь про меня. Я сам буду твоим цензором. Я тебя прошу» и т. д. Разрешение вернуться в столицу. Пушкин пишет льстивое стихотворение Николаю. Он разрывает его, когда перед ним вырисовываются тени мучеников–декабристов, но перед ним возникает и образ царя. Сначала зверино–свирепый, потрясающий кандалами в руках, потом мягкий, отеческий, манящий к себе жестом, каким призывают собаку. Пушкин в отчаянии вновь пишет то же стихотворение. Ему разрешается свободно, но под надзором фельдъегеря приехать в Москву. Въезд Пушкина с фельдъегерем. Бал в Москве. Он дается отчасти в честь Марии Волконской (Раевской), отправляющейся к своему мужу. Пушкин встречает Раевскую. Глубокая многозначительность этой встречи. Волконская и Пушкин уединяются в сторону. Для их разговора воспользоваться дивными строфами Некрасова, посвященными этому эпизоду в «Русских женщинах» «Во глубине сибирских руд». Дать текст стихотворения и киноиллюстрацию к нему. Волконская берется передать стихотворение. Грустное расставание.

Волконская жалеет Пушкина. Пушкин говорит знаменитую фразу: «Догадал меня черт родиться с гением таланта в России». Их окружает веселящаяся и танцующая толпа.

Пушкин у себя, читает что–то. Книга выпадает из его рук. Перед ним далекая дорога. Волконская, уезжающая в возке первым планом и исчезающая туда же, в ту же тьму, тьму Сибири, куда исчезли декабристы. Воображение Пушкина рисует ему глубину сибирских руд, работу декабристов. Можно воспользоваться картиной (забыл имя художника), очень распространенной в настоящее время. Приезд Волконской (все сквозь дымку воображения Пушкина). Декабристы читают его послание. Все гаснет. Стук в двери, чужая фигура вытянувшегося фельдъегеря, воплощения николаевского режима. Он протягивает запечатанный пакет. Пушкина вызывают к Бенкендорфу для объяснения.

lunacharsky.newgod.su

Детские годы Пушкина

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина началась в Москве – сердце России. В 1799 году 26 мая (6 июня по новому стилю) в старинной дворянской семье, у Сергея Львовича Пушкина и супруги его, Надежды Осиповны, в доме на Немецкой улице, родился сын, которому дали имя Александр. Это и был будущий великий писатель А.С.Пушкин. Род Пушкиных – древний: родословная их идёт со времён Александра Невского. Пушкины были известны и при Иване Грозном, и во времена Петра, и Екатерины Второй.

Мать Александра Пушкина, Надежда Осиповна, — внучка знаменитого арапа, любимца Петра Великого, Абрама Петровича Ганнибала. От прадеда по матери, будущий поэт унаследовал, отчасти, внешность, — смуглый цвет лица, курчавые волосы, частично и душевный облик: пылкость, прямоту, горячность слова.

Ребёнком до семи, восьми лет Пушкин почти ничем не выделялся; был молчалив, не любил шумных игр; был сосредоточен и наблюдателен, любил слушать в безмолвной тиши рассказы бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал и сказки няни, Арины Родионовны. Бабушка и няня его баловали и были по душе ближе отца и матери, так как родители не особенно ласкали его.

Мать и отец Пушкина жили сами по себе, своей светской, праздной жизнью, на даровом крестьянском труде; дети их жили своей, особой жизнью, предоставленные заботам наёмных гувернёров и крепостной дворни.

В то время домашнее образование у русских дворян, увлечённых всем французским, — французскими модами, остроумием, лёгкостью мысли, обычаями, вообще всем иностранным, поручалось, по большей части, французам – гувернёрам и старым дядькам да мамкам, из крепостных холопов. Так это было и в семье Пушкина.

Александр – мальчик достаточно замкнутый, жил в родительском доме в стороне от всех. Он быстро научился читать и просиживал часто целыми днями, читая с жадностью всё, что ни попадалось ему под руку в библиотеке его отца, где по большей части были книги почти одних французских писателей. Мальчик так увлёкся произведениями этих писателей, что на девятом году, подражая им, начал писать сам довольно звучные французские стихи. У него была отличная память, и, по словам брата его Льва, на одиннадцатом году знал наизусть почти все французские книги из библиотеки отца.

Был у Александра и особый интерес. Смирный ребёнок выказывал большое уважение к писателям, которые посещали дом Пушкиных. Саше не было ещё и шести годов от роду, но он уже понимал, что писатель Н.М.Карамзин – человек особый, не такой, как все. Мальчуган Александр внимательно слушал Карамзина и не сводил с него глаз. И не только с него. Признанные литераторы – Жуковский, Дмитриев, Батюшков были частыми гостями у Надежды Осиповны и Сергея Львовича. Их речи были интересны юному Пушкину. Мэтры озвучивали свои новые работы, беседовали о литературе. И Александр с книгой в руках прислушивался к их неторопливым речам.

Ни у одного русского писателя не было таких уникальных условий в детстве (в плане знакомства с литераторами), как у юного Пушкина. Четыре выдающихся личности – Карамзин, Жуковский, Батюшков, Дмитриев, окружающие его с детства, говорящие с ним – это что-нибудь да значит!

На двенадцатом году жизни дядя поэта, Василий Львович, отвёз Александра Пушкина в Санкт-Петербург для определения его в Царскосельский лицей. Закончил Лицей будущий поэт в 1817 году. Годы, проведённые Пушкиным в Лицее, были сложными, приходилось приложить немало усилий, осваивая математику, но счастливыми. Они остались в памяти Александра Сергеевича навсегда.

Детские годы Пушкина – это особая страничка в его жизни. Будущий великий поэт уже в детстве много читал и много знал. Великолепно владел французским языком, с гувернанткой-немкой изучал немецкий, с гувернанткой-англичанкой — английский язык. Он писал стихи, и разыгрывал перед сестрой Ольгой маленькие комедии. Пробовал сочинять басни и изучал французскую литературу. Он внимательно слушал русские сказки и былины, обучался русскому языку. Его преподавателем был священник Мариинского института, литератор-переводчик Александр Иванович Беликов.

В общем, будущая знаменитость России в детские годы даром времени не терял. Он освоил многое. И это ему очень пригодилось в жизни.

detskiychas.ru

А.С.Пушкин в детстве и юности

А.С.Пушкин в детстве и юности

Автор: Пушкин А.С.

Пушкин родился в Москве, 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года. Отец его, Сергей Львович, происходил от старинного боярского рода, в прошлом обладавшего обширными поместьями, пришедшими ко времени рождения Пушкина в упадок. В молодости Сергей Львович служил в гвардии, но недолго, а после женитьбы переселился в Москву, где числился в чине майора чиновником комиссариатского ведомства, и жил на средства, присылаемые из имений, хотя и разоренных, но еще приносивших некоторый доход.

Бесхозяйственная и беспечная жизнь не по средствам вела семью Пушкиных к полному разорению.

Родители Пушкина были молоды: когда Пушкин родился, отцу было 29 лет, а матери - 23. Веселая барская жизнь допожарной Москвы отвлекала их от забот о семье, и дети — старшая дочь Ольга и Александр — были сданы на руки мамушкам и нянькам, а когда подросли — французам-гувернёрам и гувернанткам; гувернёры постоянно сменялись. Из дому Пушкин вынес отличное знание французского языка, который он в детстве знал лучше родного. Библиотека отца состояла из одних французских сочинений, и Пушкин проводил там бессонные ночи, «пожирая книги одна за другою».

О сменявшихся гувернёрах своих Пушкин впоследствии не вспоминал, зато на всю жизнь сохранил привязанность к няне Арине Родионовне, которой суждено было позднее разделить со своим воспитанником одинокую жизнь в Михайловском в годы ссылки.

Сестра Пушкина рассказывала: «Арина Родионовна была родом из села Кобрина, лежащего верстах в шестидесяти от Петербурга. Кобрино принадлежало деду Александра Сергеевича по матери, Осипу Абрамовичу Ганнибалу. Она была крепостной бабушки Пушкина, Марии Алексеевны Ганнибал, жившей в подмосковном своем сельце Захарове, которое Пушкин описал в лицейском послании к Юдину. Была она настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». И сама бабушка Мария Алексеевна своим влиянием противостояла французскому воспитанию детей. «Мария Алексеевна была ума светского и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком».

Детские годы Пушкин проводил в Москве и в подмосковном имении бабушки.

Когда наступили годы учения, Сергей Львович решил отдать сына в открывавшийся тогда Царскосельский лицей. Для поступления в это привилегированное учебное заведение требовались связи. Сергей Львович нашел протекцию в лице своего петербургского знакомого— Александра Ивановича Тургенева, занимавшего крупный пост в министерстве народного просвещения. В июле 1811 года Пушкин вместе со своим дядей Василием Львовичем отправился из Москвы в Петербург.

В. Л. Пушкин, известный по тому времени поэт из числа поклонников Карамзина, с которым он был коротко знаком, имел особые причины, чтобы отправиться в Петербург. Это были годы усиленной литературной распри двух направлений — карамзинистов и шишковистов. Друзья и последователи Карамзина представляли собой передовой отряд дворянской литературы, стремившийся распространить в своих произведениях идеи просвещения, понимаемого ими в самом широком смысле. Их антагонисты, предводительствуемые А. С. Шишковым и объединившиеся в литературном обществе «Беседа любителей русского слова», проповедовали возвращение к старым литературным формам, языку литературы XVIII века с обилием устаревших церковнославянизмов, осуждали чувствительную литературу карамзинистов и обвиняли их в зараженности духом революции.

Двенадцатилетний Пушкин был сразу введен в курс распри между шишковистами и карамзинистами, так как Василий Львович водил племянника с собой к своим литературным друзьям и мальчик присутствовал при шумных спорах на литературные темы. Дядя, заметив склонность племянника к поэзии, поощрял его писать стихи, направлял мальчика по пути карамзинского «европеизма». Пушкин поступил в лицей уже с определенными литературными вкусами и мнениями.

Лицей принадлежал к числу учебных заведений с энциклопедической программой воспитания. В лицее в течение шести лет воспитанники обязаны были пройти основательный курс литературных, исторических, юридических и математических наук.

В лицее много места отводилось литературе и самостоятельным литературным занятиям воспитанников. Были заведены рукописные журналы, переписывались сборники лицейских стихов, составилась группа лицейских поэтов, среди которых Пушкин скоро занял первое место. Со многими из лицейских поэтов Пушкин остался дружен и после окончания лицея. Лучшими его друзьями были Дельвиг и Кюхельбекер, — один — вдумчивый и спокойный, другой — вечно восторженный и беспокойный, отличавшийся странностями характера (поэтический талант Кюхельбекера товарищи долго не признавали). Славился среди лицеистов гладкостью стихов эпиграммист Илличевский; первое время главой лицейских поэтов был он. Воспоминания о дружной семье "товарищей-лицеистов постоянно встречаются в стихах Пушкина. В 1825 году в Михайловском Пушкин писал:

Всё те же мы, нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

В годы пребывания Пушкина в лицее политическая обстановка была напряженной. Хотя в первые три года начальство старалось всячески изолировать лицеистов от влияния внешнего мира, но события были таковы, что лицеисты не могли не принимать в них участия. Товарищ Пушкина И. Пущин (будущий декабрист) писал о тогдашней жизни лицея так: «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года».

Уже при открытии лицея политическое напряжение было таково, что никто не верил в мирное разрешение русско-французских споров. Все ждали войны. Когда Наполеон стал сосредоточивать войска на русской границе, а русская гвардия направилась в Вильно, все поняли, что война совершенно неизбежна. Царское Село лежало на пути движения русских войск, и Пущин пишет: «...мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого лицея; мы всегда были тут при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечною молитвою, обнимались с родными и знакомыми». Быстрое продвижение войск Наполеона в глубь России двумя колоннами — на Москву и Петербург — заставило задуматься об эвакуации лицея на север. Победы Витгенштейна над войсками, двигавшимися на Петербург, предотвратили необходимость перевода лицея из Царского Села. Этим объясняется популярность имени Витгенштейна среди лицеистов

Война 1812 года и послевоенные события во многом определили развитие самосознания Пушкина и отразились в его творчестве. К темам Отечественной войны Пушкин возвращался не раз, всё глубже и полнее раскрывая исторический смысл событий. Война воспитала в Пушкине национальную гордость, твердую веру в творческие силы русского народа.

Если первые три года лицейской жизни проходили в обстановке войны, потребовавшей крайнего напряжения народных сил, то второе трехлетие характеризуется влиянием нараставшего революционного брожения. Эти три года совпадают с началом деятельности первых тайных организаций декабристов, со временем организации Союза спасения.

Пушкин и его товарищи были близко знакомы с людьми, непосредственно связанным с тайным обществом. Когда гвардия вернулась из заграничного похода, некоторые части ее были расквартированы в Царском Селе. Пушкин завел знакомство с офицерами гусарского полка. Среди них самым значительным был Чаадаев, в те годы пламенный приверженец свободолюбивых идей. Следом этой ранней дружбы осталось знаменитое послание Чаадаеву («Любви, надежды, тихой сланы...»), написанное вскоре после окончания лицея.

Ко времени пребывания Пушкина в лицее относится и организация политического кружка И.П. Бурцева, в который входили некоторые близкие друзья Пушкина: Вольховский, Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин. Участники кружка не потеряли с ним связь и после окончания лицея: Вольховский и Пущин вступили в тайное общество немедленно после окончания лицея; Кюхельбекер был близким единомышленником декабристов, незадолго до восстания оказался в их рядах и принял деятельное участие в событиях 14 декабря.

Все они — близкие друзья Пушкина, особенно Иван Пущин, с которым Пушкин сдружился в первое трехлетие лицейской жизни, когда их комнатки разделяла тонкая стенка, упиравшаяся в одно общее окно. Такое расположение их «келий» способствовало тому, что друзья делились всеми радостями и горестями каждого дня.

Исторические события получили свое отражение в лицейском творчестве Пушкина в больших стихотворениях: «Александру», «Воспоминания в Царском Селе». «Наполеон па Эльбе». В этих стихотворениях Пушкин пишет об Отечественной войне и заграничном походе наших войск как о войне освободительной, а о Наполеоне — как о тиране-диктаторе, поработителе народов.

Свои свободолюбивые взгляды Пушкин изложил в послании «К Лицинию» (будто бы переведенном с латинского), в котором изображено развращающее влияние рабства.

Однако гражданские мотивы свободы и патриотизма сравнительно редко появляются в лицейской лирике Пушкина, связавшего себя с литературной школой карамзинистов. Поэзия Батюшкова. Жуковского, Вяземского, равно как литературные вкусы его товарищей лицеистов, толкала Пушкина к разработке интимных тем дружбы, любви и наслаждений жизни. В лицейских стихах Пушкина рисуется образ поэта-ленивца, небрежно слагающего стихи, пренебрегающего славой и мечтательно проводящего время в скромном уединении. Для лирики 1814 и 1815 годов характерно жизнерадостное настроение, но в 1816 и 1817 годах оно сменяется меланхолией, жалобами на страдания от неразделенной любви.

Об этих настроениях свидетельствуют элегии, в которых господствует слово «слёзы».

Стихи Пушкина распространялись в рукописных копиях среди товарищей, но в 1814 году его стихотворение «К другу стихотворцу» было напечатано в московском журнале «Вестник Европы», и за этим первым опытом последовал ряд других в том же журнале. В то время редактором журнала был В. В. Измайлов, заменявший постоянного (с 1811 г.) редактора М. Т. Каченовского. В 1815 году Каченовский (противник Карамзина и его школы) вернулся к редактированию журнала, а Измайлов стал издавать «Российский музеум», где Пушкин и продолжал печатать свои стихотворения. В 1816 и 1817 годах Пушкин не печатался, — по-видимому, вследствие запрещения лицейского начальства.

mirznanii.com

Помогите реферат на тему молодость Пушкина

Пушкин родился в Москве, 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года. Отец его, Сергей Львович, происходил от старинного боярского рода, в прошлом обладавшего обширными поместьями, пришедшими ко времени рождения Пушкина в упадок. В молодости Сергей Львович служил в гвардии, но недолго, а после женитьбы переселился в Москву, где числился в чине майора чиновником комиссариатского ведомства, и жил на средства, присылаемые из имений, хотя и разоренных, но еще приносивших некоторый доход.     Бесхозяйственная и беспечная жизнь не по средствам вела семью Пушкиных к полному разорению.     Родители Пушкина были молоды: когда Пушкин родился, отцу было 29 лет, а матери - 23. Веселая барская жизнь допожарной Москвы отвлекала их от забот о семье, и дети — старшая дочь Ольга и Александр — были сданы на руки мамушкам и нянькам, а когда подросли — французам-гувернёрам и гувернанткам; гувернёры постоянно сменялись. Из дому Пушкин вынес отличное знание французского языка, который он в детстве знал лучше родного. Библиотека отца состояла из одних французских сочинений, и Пушкин проводил там бессонные ночи, «пожирая книги одна за другою».     О сменявшихся гувернёрах своих Пушкин впоследствии не вспоминал, зато на всю жизнь сохранил привязанность к няне Арине Родионовне, которой суждено было позднее разделить со своим воспитанником одинокую жизнь в Михайловском в годы ссылки.     Сестра Пушкина рассказывала: «Арина Родионовна была родом из села Кобрина, лежащего верстах в шестидесяти от Петербурга. Кобрино принадлежало деду Александра Сергеевича по матери, Осипу Абрамовичу Ганнибалу. Она была крепостной бабушки Пушкина, Марии Алексеевны Ганнибал, жившей в подмосковном своем сельце Захарове, которое Пушкин описал в лицейском послании к Юдину. Была она настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». И сама бабушка Мария Алексеевна своим влиянием противостояла французскому воспитанию детей. «Мария Алексеевна была ума светского и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком».     Детские годы Пушкин проводил в Москве и в подмосковном имении бабушки.     Когда наступили годы учения, Сергей Львович решил отдать сына в открывавшийся тогда Царскосельский лицей. Для поступления в это привилегированное учебное заведение требовались связи. Сергей Львович нашел протекцию в лице своего петербургского знакомого— Александра Ивановича Тургенева, занимавшего крупный пост в министерстве народного просвещения. В июле 1811 года Пушкин вместе со своим дядей Василием Львовичем отправился из Москвы в Петербург.     В. Л. Пушкин, известный по тому времени поэт из числа поклонников Карамзина, с которым он был коротко знаком, имел особые причины, чтобы отправиться в Петербург. Это были годы усиленной литературной распри двух направлений — карамзинистов и шишковистов. Друзья и последователи Карамзина представляли собой передовой отряд дворянской литературы, стремившийся распространить в своих произведениях идеи просвещения, понимаемого ими в самом широком смысле. Их антагонисты, предводительствуемые А. С. Шишковым и объединившиеся в литературном обществе «Беседа любителей русского слова», проповедовали возвращение к старым литературным формам, языку литературы XVIII века с обилием устаревших церковнославянизмов, осуждали чувствительную литературу карамзинистов и обвиняли их в зараженности духом революции.

Оцени ответ

shkolniku.com

А.С.Пушкин в детстве и юности Разное Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / А.С.Пушкин в детстве и юности

    Пушкин родился в Москве, 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года. Отец его, Сергей Львович, происходил от старинного боярского рода, в прошлом обладавшего обширными поместьями, пришедшими ко времени рождения Пушкина в упадок. В молодости Сергей Львович служил в гвардии, но недолго, а после женитьбы переселился в Москву, где числился в чине майора чиновником комиссариатского ведомства, и жил на средства, присылаемые из имений, хотя и разоренных, но еще приносивших некоторый доход.     Бесхозяйственная и беспечная жизнь не по средствам вела семью Пушкиных к полному разорению.     Родители Пушкина были молоды: когда Пушкин родился, отцу было 29 лет, а матери - 23. Веселая барская жизнь допожарной Москвы отвлекала их от забот о семье, и дети — старшая дочь Ольга и Александр — были сданы на руки мамушкам и нянькам, а когда подросли — французам-гувернёрам и гувернанткам; гувернёры постоянно сменялись. Из дому Пушкин вынес отличное знание французского языка, который он в детстве знал лучше родного. Библиотека отца состояла из одних французских сочинений, и Пушкин проводил там бессонные ночи, «пожирая книги одна за другою».     О сменявшихся гувернёрах своих Пушкин впоследствии не вспоминал, зато на всю жизнь сохранил привязанность к няне Арине Родионовне, которой суждено было позднее разделить со своим воспитанником одинокую жизнь в Михайловском в годы ссылки.     Сестра Пушкина рассказывала: «Арина Родионовна была родом из села Кобрина, лежащего верстах в шестидесяти от Петербурга. Кобрино принадлежало деду Александра Сергеевича по матери, Осипу Абрамовичу Ганнибалу. Она была крепостной бабушки Пушкина, Марии Алексеевны Ганнибал, жившей в подмосковном своем сельце Захарове, которое Пушкин описал в лицейском послании к Юдину. Была она настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». И сама бабушка Мария Алексеевна своим влиянием противостояла французскому воспитанию детей. «Мария Алексеевна была ума светского и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком».     Детские годы Пушкин проводил в Москве и в подмосковном имении бабушки.     Когда наступили годы учения, Сергей Львович решил отдать сына в открывавшийся тогда Царскосельский лицей. Для поступления в это привилегированное учебное заведение требовались связи. Сергей Львович нашел протекцию в лице своего петербургского знакомого— Александра Ивановича Тургенева, занимавшего крупный пост в министерстве народного просвещения. В июле 1811 года Пушкин вместе со своим дядей Василием Львовичем отправился из Москвы в Петербург.     В. Л. Пушкин, известный по тому времени поэт из числа поклонников Карамзина, с которым он был коротко знаком, имел особые причины, чтобы отправиться в Петербург. Это были годы усиленной литературной распри двух направлений — карамзинистов и шишковистов. Друзья и последователи Карамзина представляли собой передовой отряд дворянской литературы, стремившийся распространить в своих произведениях идеи просвещения, понимаемого ими в самом широком смысле. Их антагонисты, предводительствуемые А. С. Шишковым и объединившиеся в литературном обществе «Беседа любителей русского слова», проповедовали возвращение к старым литературным формам, языку литературы XVIII века с обилием устаревших церковнославянизмов, осуждали чувствительную литературу карамзинистов и обвиняли их в зараженности духом революции.     Двенадцатилетний Пушкин был сразу введен в курс распри между шишковистами и карамзинистами, так как Василий Львович водил племянника с собой к своим литературным друзьям и мальчик присутствовал при шумных спорах на литературные темы. Дядя, заметив склонность племянника к поэзии, поощрял его писать стихи, направлял мальчика по пути карамзинского «европеизма». Пушкин поступил в лицей уже с определенными литературными вкусами и мнениями.     Лицей принадлежал к числу учебных заведений с энциклопедической программой воспитания. В лицее в течение шести лет воспитанники обязаны были пройти основательный курс литературных, исторических, юридических и математических наук.     В лицее много места отводилось литературе и самостоятельным литературным занятиям воспитанников. Были заведены рукописные журналы, переписывались сборники лицейских стихов, составилась группа лицейских поэтов, среди которых Пушкин скоро занял первое место. Со многими из лицейских поэтов Пушкин остался дружен и после окончания лицея. Лучшими его друзьями были Дельвиг и Кюхельбекер, — один — вдумчивый и спокойный, другой — вечно восторженный и беспокойный, отличавшийся странностями характера (поэтический талант Кюхельбекера товарищи долго не признавали). Славился среди лицеистов гладкостью стихов эпиграммист Илличевский; первое время главой лицейских поэтов был он. Воспоминания о дружной семье "товарищей-лицеистов постоянно встречаются в стихах Пушкина. В 1825 году в Михайловском Пушкин писал:

    Всё те же мы, нам целый мир чужбина,     Отечество нам Царское Село.

    В годы пребывания Пушкина в лицее политическая обстановка была напряженной. Хотя в первые три года начальство старалось всячески изолировать лицеистов от влияния внешнего мира, но события были таковы, что лицеисты не могли не принимать в них участия. Товарищ Пушкина И. Пущин (будущий декабрист) писал о тогдашней жизни лицея так: «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года».     Уже при открытии лицея политическое напряжение было таково, что никто не верил в мирное разрешение русско-французских споров. Все ждали войны. Когда Наполеон стал сосредоточивать войска на русской границе, а русская гвардия направилась в Вильно, все поняли, что война совершенно неизбежна. Царское Село лежало на пути движения русских войск, и Пущин пишет: «...мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого лицея; мы всегда были тут при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечною молитвою, обнимались с родными и знакомыми». Быстрое продвижение войск Наполеона в глубь России двумя колоннами — на Москву и Петербург — заставило задуматься об эвакуации лицея на север. Победы Витгенштейна над войсками, двигавшимися на Петербург, предотвратили необходимость перевода лицея из Царского Села. Этим объясняется популярность имени Витгенштейна среди лицеистов     Война 1812 года и послевоенные события во многом определили развитие самосознания Пушкина и отразились в его творчестве. К темам Отечественной войны Пушкин возвращался не раз, всё глубже и полнее раскрывая исторический смысл событий. Война воспитала в Пушкине национальную гордость, твердую веру в творческие силы русского народа.     Если первые три года лицейской жизни проходили в обстановке войны, потребовавшей крайнего напряжения народных сил, то второе трехлетие характеризуется влиянием нараставшего революционного брожения. Эти три года совпадают с началом деятельности первых тайных организаций декабристов, со временем организации Союза спасения.     Пушкин и его товарищи были близко знакомы с людьми, непосредственно связанным с тайным обществом. Когда гвардия вернулась из заграничного похода, некоторые части ее были расквартированы в Царском Селе. Пушкин завел знакомство с офицерами гусарского полка. Среди них самым значительным был Чаадаев, в те годы пламенный приверженец свободолюбивых идей. Следом этой ранней дружбы осталось знаменитое послание Чаадаеву («Любви, надежды, тихой сланы...»), написанное вскоре после окончания лицея.     Ко времени пребывания Пушкина в лицее относится и организация политического кружка И.П. Бурцева, в который входили некоторые близкие друзья Пушкина: Вольховский, Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин. Участники кружка не потеряли с ним связь и после окончания лицея: Вольховский и Пущин вступили в тайное общество немедленно после окончания лицея; Кюхельбекер был близким единомышленником декабристов, незадолго до восстания оказался в их рядах и принял деятельное участие в событиях 14 декабря.     Все они — близкие друзья Пушкина, особенно Иван Пущин, с которым Пушкин сдружился в первое трехлетие лицейской жизни, когда их комнатки разделяла тонкая стенка, упиравшаяся в одно общее окно. Такое расположение их «келий» способствовало тому, что друзья делились всеми радостями и горестями каждого дня.     Исторические события получили свое отражение в лицейском творчестве Пушкина в больших стихотворениях: «Александру», «Воспоминания в Царском Селе». «Наполеон па Эльбе». В этих стихотворениях Пушкин пишет об Отечественной войне и заграничном походе наших войск как о войне освободительной, а о Наполеоне — как о тиране-диктаторе, поработителе народов.     Свои свободолюбивые взгляды Пушкин изложил в послании «К Лицинию» (будто бы переведенном с латинского), в котором изображено развращающее влияние рабства.     Однако гражданские мотивы свободы и патриотизма сравнительно редко появляются в лицейской лирике Пушкина, связавшего себя с литературной школой карамзинистов. Поэзия Батюшкова. Жуковского, Вяземского, равно как литературные вкусы его товарищей лицеистов, толкала Пушкина к разработке интимных тем дружбы, любви и наслаждений жизни. В лицейских стихах Пушкина рисуется образ поэта-ленивца, небрежно слагающего стихи, пренебрегающего славой и мечтательно проводящего время в скромном уединении. Для лирики 1814 и 1815 годов характерно жизнерадостное настроение, но в 1816 и 1817 годах оно сменяется меланхолией, жалобами на страдания от неразделенной любви.     Об этих настроениях свидетельствуют элегии, в которых господствует слово «слёзы».     Стихи Пушкина распространялись в рукописных копиях среди товарищей, но в 1814 году его стихотворение «К другу стихотворцу» было напечатано в московском журнале «Вестник Европы», и за этим первым опытом последовал ряд других в том же журнале. В то время редактором журнала был В. В. Измайлов, заменявший постоянного (с 1811 г.) редактора М. Т. Каченовского. В 1815 году Каченовский (противник Карамзина и его школы) вернулся к редактированию журнала, а Измайлов стал издавать «Российский музеум», где Пушкин и продолжал печатать свои стихотворения. В 1816 и 1817 годах Пушкин не печатался, — по-видимому, вследствие запрещения лицейского начальства.     Но не в мелких стихотворениях видел Пушкин основную задачу поэтического творчества. С первых шагов он пытался создать крупное произведение. Не все из этих попыток доведены до конца, и далеко не всё из написанного Пушкиным     дошло до нас. Так, лишь в пересказе товарищей известен нам роман «Фатам», упоминающийся в лицейском дневнике Пушкина, не дошла до нас комедия «Философ», о работе над которой сообщал товарищ Пушкина Илличевский в письмах к своему петербургскому другу. Видимо, осталось неосуществленным намерение написать большую стихотворную описательную элегию, посвященную Царскому Селу. Программа этого стихотворения находится в том же дневнике Пушкина. Из дошедших до нас опытов большого жанра мы можем назвать поэму «Монах» — одно из самых ранних произведений Пушкина — и начало поэмы «Бова», брошенной Пушкиным.     В конце пребывания в лицее у Пушкина возник замысел поэмы «Руслан и Людмила», работа над которой падает уже на петербургские годы жизни Пушкина.

62453 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / А.С.Пушкин в детстве и юности

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru