Деревянные ложки своими руками (фото). История деревянной ложки. Ложки деревянные


Русская деревянная ложка

Сайт «Русская вера» уже публиковал фоторепортаж известного российского блогера-тысячника Антона Афанасьева «Старообрядчество в семеновском музее», в котором он показывает и рассказывает то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда. Сегодня Антон Афанасьев рассказывает про вторую часть семеновского музея, а точнее про то, как делали (да и сейчас делают, правда, не в таких объемах) деревянные ложки.

Семенов, точнее Семеновский уезд, по праву считался и являлся российским лидером в этой отрасли, и недаром герой книги Мельникова-Печерского сколотил капиталы именно на ложках. Здесь производилось более 2 000 000 ложек в год! Вообще в его «В лесах» отлично описан этот промысел.

Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.

Самих типов ложек огромное множество и точно назвать эту цифру вряд ли кто-то сможет, но вот в семеновском музее постарались собрать максимально возможное количество разнообразных ложек.

Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.

Типы ложек

Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.

Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят... ложку "межеумок", которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».

Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды как своеобразный знак отличия, «вывеску».

Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).

Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»

Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.

Самая первая автоматизация в этом непростом промысле — лучковый станок. Он позволял обтачивать черенок ложи

Это ложки с сюжетной росписью мастерицы Е. И. Пряничниковой из деревни Хвостиково. 1930-е годы.

Одни из самых дорогих были ложки из клена, их редко расписывали, так как они сами по себе имели очень красивую фактуру. Самыми дорогими были ложки из фруктовых деревьев.

Всевозможные типы ложек.

Музейный стенд представляет процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши». У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

А это стадии уже полуавтоматического процесса.

Обучение резьбе.

А вот Авдей Маслов, один из немногочисленных специалистов по ручному изготовлению ложек (про него автор рассказывал в статье «О староверах на Нижегородчине»).

Ну и немного столетних фотографий в тему. Ложкари в Семеновском уезде.

А вот и лучковый станок.

Окраска.

Ложечный базар

ruvera.ru

Деревянные ложки своими руками (фото). История деревянной ложки :: SYL.ru

Ложки - очень древний столовый прибор, без которого и сегодня не может обойтись ни одна семья во всём мире. История деревянной ложки берёт своё начало ещё в эпоху палеолита. Именно тогда люди стали использовать маленькие кусочки найденных деревянных обломков для зачёрпывания жидкой пищи. В Древней Руси и скандинавских странах прижились именно ложки. Они, как и другая посуда, были выполнены из дерева. Первое упоминание об этом столовом приборе встречается в «Повести временных лет», в описании пира князя Владимира, и датировано 996 годом. Их изготавливали из разных пород дерева: берёзы, осины и клёна.

Применение

Деревянные столовые приборы и сегодня очень удобны в быту – они очень хорошо подходят для перемешивания горячей пищи и её приготовления в посуде с антипригарным покрытием. Не стоит также забывать и о том, что дерево является экологически чистым, недорогим и распространенным материалом. Часто ручки ложек украшаются росписями. Резьба может быть примитивной, а может представлять целое произведение искусства.

И это ещё не все его достоинства, ведь в нашей стране деревянные ложки - это самобытный музыкальный инструмент. Традиции игры на нём имеют глубокие корни. Люди давно заметили, что если слегка ударить этими предметами друг об друга, можно услышать весьма приятный чистый звук. В наше время этот столовый прибор занимает важное место среди перкуссий в любом русском народном оркестре. Большое впечатление на зрителей производят ансамбли ложкарей и искусные солисты.

Изготовление

Сделать деревянные ложки можно самостоятельно. Для этого потребует небольшой набор основных инструментов и материал. Перед началом работы нужно подготовить следующие предметы:

  • Топор.
  • Ручная древесная пила.
  • Напильник для дерева.
  • Закруглённая стамеска.
  • Рашпиль.
  • Наждачная бумага разных калибров.
  • Карандаш.
  • Сухая древесина.

Выбирая материал, лучше остановиться на таких породах, как липа, осина, ольха, берёза. Они хорошо и легко обрабатываются и не ворсятся при использовании. Для сравнения: деревянная ложка, своими руками выполненная из дуба, пустит трещину, а ясеневая выпустит ворсинки. Хвойные породы не применяют для изготовления предметов, соприкасающихся с пищей, потому что из-за смол блюда будут приобретать привкус горечи.

Пошаговая инструкция

Выбранный кусок бревна нужно распилить или разрубить топором пополам. На плоской стороне карандашом намечается контур предстоящего изделия. Затем пилой удаляются ненужные участки. При помощи топора следует первично придать форму внешней округлой части. Также необходимо срезать слой древесины для создания нужного угла между черпаком и рукояткой. Место их соединения следует закруглить напильником.

Следующий шаг – шлифовка. Для удаления грубых элементов можно воспользоваться наждачной бумагой крупного калибра. А чтобы деревянная ложка (своими руками сделать её не так уж и сложно) была более приятна на ощупь, завершить процесс необходимо «нулёвкой». Для большего удобства в шлифовальный элемент заворачиваем палочку.

Далее следует приступить к вырезанию углубления. При помощи стамески из заготовки выскребают небольшими кусочками древесину. Обязательно нужно следить за толщиной, чтобы она не получилась слишком маленькой. Далее нужно зачистить древесину. Для этого можно две полоски наждачки прикрепить к палке с округлым концом, расположив их крестообразно. После окончания работ готовые деревянные ложки можно пропитать растительным маслом. Для улучшения процесса впитывания жидкость подогревают.

Массовое производство

В наши дни посуда из дерева переживает новый пик популярности. Взор людей обращается к этим кухонным элементам благодаря их природному происхождению. Отдельные энтузиасты или целые сообщества образуют даже экопоселения, кроме того, люди стараются пластиковые приборы поменять на деревянные ложки и тарелки. Поэтому большой популярностью стали пользоваться целые комплекты, выточенные на станках.

Для изготовления посуды в больших объёмах применяют токарное оборудование, стамески, резаки, ложечные ножи, щетки со стальным ворсом и многое другое. Все это напоминает инструменты для домашнего труда, только инвентарь для работы в условиях фабрики более профессионален. Если изготовление деревянных ложек прошло без изъянов, то изделием будет очень удобно пользоваться.

Резьба

Нередко посуду из дерева украшают. Это может быть как незатейливый рисунок, так и замысловатые узоры. Все зависит от умения и желания мастера. Если у человека мало опыта в создании орнаментов, то можно обратиться к специализированным сайтам. На них в большом объёме представлены материалы различной сложности.

Если вы знаете, что работа ограничится одним или двумя изделиями, то приобретать много разного инструмента нет смысла. Используя подручные средства, также можно украсить деревянные ложки. Фото демонстрируют различные приспособления для профессионалов. Это ножики-косячки, плоские, угловые и полукруглые стамески, клюзары, лобзик, рашпили. Однако для выполнения простого узора будет достаточно остро заточенного ножа. Лучше, если лезвие будет коротким и широким.

На необработанную рукоятку наносится рисунок карандашом (если геометрический, то с использованием линейки) или копируется орнамент с кальки. Чаще всего резьба имеет трёхгранное углубление. Для того чтобы его выполнить, нужно по сторонам от основной линии рисунка провести две вспомогательных, обозначив ширину разреза. Сначала строго вертикально прорезается основная полоса. Затем нож приставляют к боковым отметкам и делают надрезы под углом 45 градусов. Затем процедура повторяется с противоположной стороны. Вырезанная древесина сама должна выйти из получившегося паза.

Если рисунок более витиеватый, то он выполняется такими же канавками, но менее глубокими. Основной надрез ведётся по линии разметки. Для выполнения боковых срезов не обязательно прочерчивать вспомогательные контуры. Небольшие колебания формы желобка допускаются для подчёркивания рельефа изображения.

Сувениры

Как и многое другое, в наше время посуда часто является сувениром. Ложки и тарелки могут быть покрыты традиционной росписью или замысловатой резьбой, которые зачастую портятся при частом применении в быту. Чтобы придать долговечность рисунку, раскрашенные сувениры покрывают лаками. Однако такие изделия не рекомендуют применять для приготовления или употребления пищи. Их функция совершенно иная - это исключительно сувениры и предметы декора.

www.syl.ru

Вырезаем сами деревянную ложку – Ярмарка Мастеров

Процесс изготовления ложки прост и неизменен уже многие века. Информации про ложкарное дело достаточно, что в учебниках по резьбе, что в интернете. Однако мы не можем не осветить то, как мы делаем свои ложки. Описание этого процесса будет своеобразным «мастер-классом» для тех, кто никогда не делал ложки сам, но хочет попробовать научиться этому.

Итак, выбираем материал. Мы в своём выборе материала для ложек пока остановились на липе (очень мягкое и приятное для резьбы дерево) и берёзе (более твёрдое, режется потяжелее, но очень красивый глянцевый срез и выразительная фактура). Ложки можно делать из разных пород дерева, будь то дуб, ольха, кедр, бук, можжевельник, черёмуха, яблоня и т.д. Каждая порода по-своему хороша. Какие-то ложечки очень лёгкие, какие-то прочней, какие-то душистее. Выбор за вами.

Наши заготовки — это сухие липовые или берёзовые брусочки 5 см на 2.5 см и длинной 24 см (это для большой ложки) и 17 см (для детской). На них наносим карандашом рисунок-очертание будущей ложки.

резьба по дереву

После топором стёсываем всё лишнее, вначале в одной плоскости затем в другой. Здесь нюанс. Можно это делать сразу ножом, но процесс будет более трудоёмкий физически. Топор быстрее и эффективнее. Чем больше обрабатываем топором, тем меньше потом усилий на доработку ножом.

ложки деревянные

ручная авторская работа

стародубовские ложки

продукция поместья

Ножом доводим будущую ложку до практически полноценного вида (то же самое правило — чем лучше доведём ножом, тем меньше шлифовать).

липа

береза

художественная резьба

ручная работа

Следующим этапом выбираем «черпало». Здесь важно не переборщить. Если выбрать слишком глубоко (ошибка начинающих), то после шлифовки стенки «черпала» получатся слишком тонкие, а это уменьшит долговечность ложки.

рукоделие

Ну, вот получилась ложка, только нешлифованная. При желании можно кушать уже даже такой, но мы идём дальше. Шлифуем в несколько этапов. Вначале крупной наждачкой, потом средней, затем мелкой и в конце супермелкой. Сложнее всего даётся черпало, поэтому чем чище оно выбрано, тем легче. Вот она, красивая, совсем уже готовая к применению, беленькая ложечка. Не зря ложки в такой стадии называют «бельё».

Когда мы начали заниматься вырезанием ложек. то сразу планировали чтобы этот труд не стал рутинным а был как можно более творческим, поэтому мы стали делать свои ложки как некие резные миниатюры. Для этого на готовую зашлифованную ложечку наносится рисунок (тут фантазия безгранична на уровень мастерства) и вырезается. Описывать процесс резьбы нету смысла, так как это отдельная тема.

Каждая ложечка это свой стиль, свой образ. И соответственно, разнообразные виды резьбы: рельефная, плоскостная, из неё геометрическая, орнаменты, мини скульптурки и т.д. От вида резьбы соответственно от образа самой ложки зависит, зашлифовывать ли резные элементы или нет. Иногда нужен лоск, а иногда хочется видеть, на резьбе, следы, как орудовал нож мастера.

Ну вот теперь «Стародубовская ложка» готова. Теперь у неё началась своя, именно ей данная, жизнь. Осталось обработать маслом.

мк

мастер-класс

Берём льняное масло, слегка его подогреваем  и кладём туда ложку. Недолго пропитав, высушиваем. Некоторые ворсинки на ней вздыбливаются. Всё это зашлифовываем. Последний этап, по своей действенности, довольно относителен. Не обработанные маслом ложки служат так же надёжно(если материал сухой) с той только разницей что при первых использованиях они более шершавые но и это со временем зашлифовывается самим процессом использования. Так что если кому то нравятся чисто белые ложечки, может спокойно ими пользоваться (заранее заказав необработанные маслом).

www.livemaster.ru

Деревянные ложки своими руками - Домашняя мастерская

"Дорога ложка к обеду" гласит русская поговорка. Конечно, сейчас, в эпоху фастфуда можно вполне обойтись без ложки: купил какой-нибудь хотдог или пиццу и съел, держа пищу руками, как это делали первобытные люди.   Кроме того, значительная часть человечества использует при еде палочки вместо ложки и ничего, превосходно обходятся. Но за настоящим обедом традиционной русской, да и не только русской кухни  без ложки не обойтись.  Первое блюдо (обычно суп), да и многие вторые  - каши, например, поедаются именно ложкой. А в походе, на рыбалке или на охоте можно вполне обойтись одной ложкой, без всяких там других столовых приборов типа разнообразных вилок и ножей. Деревянные ложки наряду с костяными появились у людей в глубокой древности.    Кое-где в качестве ложек использовались раковины моллюсков, а металлические ложки появились значительно позже и были доступны только богатым людям.  Сейчас же мало тех, кто постоянно пользуется деревянной ложкой, но, тем не менее, они в России есть во многих домах. Кто-то сам купил деревянную ложку просто потому, что она понравилась; кому-то её подарили, да и иностранцы, побывав у нас в стране, стараются увезти на родину не только традиционные русские матрешки, но и деревянные ложки. Нет, конечно же, не для того, чтобы ими есть дома, а в качестве памятного сувенира. Не случайно во всех международных аэропортах  и в бывшем Советском Союзе, и в нынешней России в сувенирных киосках деревянные ложки занимали на полках почетное место. Спросом пользуются не только расписные (под Хохлому) деревянные ложки, но и просто резные.  Деревянные ложки продают  многие интернет-магазины. Причем, там можно купить ложки с ручкой самой причудливой формы, которые можно с полным основанием назвать произведением искусства.     Ложечное ремесло  не забыто и мастеров, делающих деревянные ложки, у нас хватает.  Думаю, что не найдется ни одного резчика по дереву, который хотя бы раз не попробовал вырезать деревянную ложку. Я сам, когда ещё только начинал осваивать азы резьбы по дереву, тоже сделал несколько деревянных ложек, но потом как-то увлекся другой тематикой (рыбной) и долгие годы не возвращался к ложкам.  Но однажды ко мне обратилась заказчица и попросила сделать деревянные ложки с рыбками на рукоятках, а потом ещё и случайно наткнулся на группу "В Контакте", объединяющую  резчиков, которая  называется "Клуб любителей Волшебных ложек". Вот, где есть,  на что посмотреть!  Я там недавно стал участником и разместил фото своих  деревянных ложек и после этого вплотную занялся их изготовлением.   Дело это очень увлекательное, но нужен определенный опыт, чтобы начало получаться что-то стоящее. Сейчас сравниваю свои первые ложки из дерева (не были выброшены, а сохранились, хотя, и валялись в мастерской в дальнем углу), вырезанные лет 20 назад и нынешние и вижу,  что кое-какой прогресс у меня уже есть, но надо ещё учиться и учиться. Ложки вырезаю из березы. Они самого разного размера и не все могут быть использованы по прямому предназначению. Многие мои ложечки просто сувенирные  и сделаны в подарок рыбаку, так как рукоятка выполнена в виде рыбки. Есть маленькие деревянные ложки, а есть огромные. Увидев вот эту деревянную ложку со щукой на рукоятке, мой трехлетний внук сразу сказал, что это ложка для великана. Длина её почти 80 см, а сама "щука" как раз полметра. Для того, чтобы можно было представить её размер, я специально положил ещё одну деревянную ложку обычного размера. Длина этой ложки с надписью "Устьянская уха" 19 см. А называется так в честь конкурса уховаров, который проводится в нашем селе ежегодно в период праздника лодки.    Этой деревянной ложкой можно есть уху, так как тут не использована никакая "химия" : ложка обработана только растительным маслом для того, чтобы не впитывала влагу. Преимущество деревянной ложки перед металлической в этом случае очевидно: уху надо есть горячей, а металлической ложкой можно обжечься. Деревянная же ложка почти не нагревается. На ручке ложки электровыжигателем нанесены рисунки окунька и щучки. Ещё одна моя  большая деревянная ложка. Её длина 44 см. Она тоже не для еды, поэтому тонировку березы сделал морилкой на водной основе (цвет "Клён") и она приобрела такой вот желтовато-золотистый цвет. Резьба простая геометрическая, Вместо лака применил вощение.   В Интернете полным-полно видеороликов, рассказывающих о том, как сделать деревянную ложку своими руками. Как правило, все они делаются либо одним ножом, если это в полевых условиях, либо с помощью специального ложкореза, представляющего собой резец округлой формы, либо клюкарзы  с крутым изгибом для выемки древесины из углублений.  Такими резцами делают ложки и профессиональные мастера-ложкари.  А заготовку обычно вырубают топором (бьют баклуши).  Я же делаю свои ложки немного по-другому. В мастерской есть немало различных электроинструментов и с их помощью сделать ложку получается гораздо проще. Расскажу об этом поподробнее.   Эскиз будущей деревянной ложки я рисую от руки на плотной бумаге (отлично для этого подходит картон от литровой упаковки из под молока.  Сгибаю картон пополам и рисую эскиз половинки ложки. Ножницами вырезаю по контуру и, развернув лист  получаю симметричный рисунок. Если что-то в эскизе не понравилось, то вновь складываю картон по сгибу, подрезаю, и в любом случае всё равно получаю симметричное вдоль осевой линии лекало. Подбираю обрезок березовой доски нужного размера. Их у меня всегда остается немало при изготовлении моих деревянных рыбок. Материал уже хорошо просушен, поэтому не приходится опасаться, что ложка растрескается в процессе обработки.  Для маленькой деревянной ложки вполне достаточной доски толщиной 25 мм; для большой или глубокой понадобится обрезок от доски-пятидесятки. Переношу рисунок на древесину, стараясь сделать так, чтобы сучки и трещинки остались вне его границ. Рисую толстым черным маркером, чтобы линии были хорошо заметны. Сверлом Форстнера возможно большого диаметра высверливаю углубление. При этом важно учесть, что в центре сверла есть направляющий штырь, который выступает  на 0.5 см и нужно обязательно предварительно поставить ограничение глубины сверления.  Таким образом мне удается не только выбрать большую часть древесины из углубления ложки, но и облегчить дальнейшую работу стамеской. С помощью электролобзика, закрепленного "вверх ногами" на самодельном столе я выпиливаю заготовку для деревянной ложки по нанесенному контуру. Половина работы, можно сказать, сделана. Полукруглой стамеской выбираю оставшуюся лишнюю древесину из углубления ложки. Сделать это, имея уже большое углубление, сделанное сверлом Форстнера гораздо проще, так как тут надо лишь скалывать края этого углубления и придать ему нужную форму. Ложкореза специального у меня нет, да он мне и не нужен. Подравниваю дно углубления и его края с помощью бормашинки "Профиль Б-03" с игольчатой фрезой шаровидной формы. Это гораздо удобнее и проще, чем клюкарзой или ложкорезом. Пыли, правда, при этом бывает очень много, так как игольчатая борфреза дает именно мелкую пыль, а не опилки. Приходится работать в респираторе, хотя и пылесос включен. Ну, а дальше работа резцами: сначала широким косячком срезается вся лишняя древесина с наружной поверхности. Зачистка неровностей и шлифовка деревянной ложки наждачной бумагой различной зернистости. Узеньким самодельным резцом-косяком вырезаю какой-нибудь небольшой узор на ручке деревянной ложки. Тонирую ложку. Если она предназначена для еды, то использую либо марганцовку, либо настой луковой чешуи, либо настой чаги  - березового гриба.  (На снимке пакетик чаги, купленный в аптеке.  Цвет от неё слишком бледный получается. Помню, как во время службы на Крайнем Севере заваривали чагу на учениях,  - там настой был почти черного цвета. А в наших местных лесах чага встречается почему-то очень редко, но надо будет попытаться найти, так как аптечная мне не очень понравилась.    Если ложка сувенирная, то использую морилки на водной основе. они есть сейчас любых оттенков и всегда можно подобрать желаемый цвет. После сушки деревянная ложка шлифуется наждачной бумагой с очень мелким зерном.   Дальнейшая обработка также зависит  от предназначения деревянной ложки. Если она будет служить для еды, то просто пропитываю её растительным маслом, втирая его несколько раз льняной тряпочкой. Знаю, что часто деревянные ложки кипятят в льняном масле, но они при этом сильно темнеют и я пока не пробовал применять этот способ. Если же ложка сувенирная, то я либо покрываю её лаком в несколько слоев, либо просто натираю пчелиным воском. Второй вариант мне нравится больше, так как дерево, становится очень гладким, и, в то же время сохраняет свою естественную фактуру, а не покрывается  лаковой пленкой.    Делать деревянные ложки - занятие очень увлекательное. Мой старший внук (ему 7 лет) уже с интересом наблюдает за работой деда.Пройдет ещё немножко времени и ему можно будет доверить острые резцы и другие свои инструменты.  Постараюсь обязательно научить его делать и деревянные ложки. Пусть он будет, кем угодно, когда вырастет, но умение сделать деревянную ложку своими руками ему точно не повредит.

P.S.  Можно, конечно, попробовать и расписать деревянную ложку, сделанную своими руками, красками, но, во-первых, рисовать не умею, да и не люблю, а, во-вторых, под краской не будет видно дерево, так что какая уж тогда она будет деревянная? Хотя, конечно, на вкус и на цвет, как известно, товарищей нет. Кому-то нравятся именно расписные ложки. Кстати, могу сделать для желающих заготовки деревянных ложек для росписи. 

Пишите, заказывайте; это не дорого.  С удовольствием выполню ваш заказ.   Адрес для письма:[email protected]

www.instrument-mastera.ru

Русская деревянная ложка - история в фотографиях

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, рекорды, религия, репрессии, рисинки, рисунки, русско-японская война, самолеты, самоубийства, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, скульптура, слайд-шоу, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бордо, советско-финская война, спецслужбы, спор, спорт, спорь, сравнительные фотографии, сравнительныефотографии, средние века, староверы, страны, субкультура, тайные общества, танки, театр, текст, тексты, телевидение, телеграф, террор, тесты, техника, торговля, трагедия в Новороссии, транспорт, труд, тюрьмы, удивительное, ужас, унифорама, униформа, учебные заведения, флот, флот. 1960-е, фото-техника, фотоателье, фотобиография, фотографии, фотографии. история СССР, фотоискусство, фотокорреспонденты, фотомодели, фототипии, фронтир, фтоискусство, хобби, холодная война

foto-history.livejournal.com

Мастер-класс по изготовлению деревянной резной ложки

Как говорили в старину наши предки:Ложка узка, берёт по два куска:Развести пошире - возьмет и четыре.

Каждая хозяюшка знает: чтобы сделать впрок домашние заготовки - лучшей помощницы, чем деревянная ложка - нет. Резная ложка помогает сделать пищу не только вкусной и полезной, но и наполняет весь процесс красотой!

Сегодня, на мастер-классе резьбы по дереву, предлагаю вам, дорогие мои древодели, сделать замечательную деревянную резную ложку!

Резная ложка

Материал, для изготовления нашей резной ложки, я выбрал орех маньчжурский, а вам рекомендую липу, берёзу, ольху и любые плодовые деревья. Материал желательно выбирать сухой, чтобы резная ложка со временем не потрескалась.

Любая творческая работа начинается с разработки эскиза. Нарисовать эскиз для деревянной ложки, я думаю, вам будет не трудно самостоятельно.

Начинаем наш урок, с выпиленной электро-лобзиком, баклуши.Баклуша у нас толщиной 35мм и длиной 400мм.Маркером с боку на баклуше обозначаем контур ложки.

Баклуша Разметка основной формы на баклуше

Берём ручную ножовку и запиливаем, не доходя до черты, тем самым облегчаем процесс резьбы.

Запиливаем Запиливаем

Соблюдая технику безопасности, острой стамеской срезаем до рисунка деревянный массив с лицевой стороны ложки.

Срезаем лишний массив дерева Срезаем лишний массив дерева

Не срезая тыльную сторону ложки, делаем разметку черпака и обозначаем центр ручки. Срезать тыльную сторону не желательно, чтобы заготовка не потеряла устойчивость и не усложняла резьбу.

Размечаем черпак Отмечаем центр ручки

Для изготовления черпака ложки, требуется полукруглая широкая клюкарза. Вырезаем чашу, с учётом резьбы по волокну.

Достаточно углубив чашу, наносим чистовую разметку и аккуратно подрезаем края.

Размечаем края чаши Подрезаем края чаши

Шейку ложки делаем более изящной и тонкой.

Рисуем плавный переход от чаши к ручке Вырезаем плавный переход от чаши к ручке

Вырезав черпак, приступаем к тыльной части ложки, запиливаем и срезаем массив до черты.

Затем полукруглой широкой стамеской подрезаем выпуклую часть черпака, доводя до желаемого результата.

Срезая фаску, делаем плавный переход.

Размечаем ручку деревянной ложки лентами в 45 град. для резьбы.

Полукруглой стамеской отделяем навершие от ложки.

Отделяем навершие от ручки ложки Отделяем навершие от ручки ложки

Берём уголок и по линиям вырезаем углубления.

Вырезаем углубления на ручке Вырезаем углубления на ручке

Фиксируем ложку на боку и делаем подрезку косым ножом,разделив ленты друг от друга.

Полукруглой широкой стамеской срезаем углы, имитируем веревку.

Косым ножом прорезаем веревку по плоскости, явно обозначив границы рисунка.

Подрезаем веревку Подрезаем веревку

С обратной стороны деревянной ложки после разметки снимаем фаску, облегчив тем ручку ложки.

На ручке режем уголком выемки,эмитируя кедровые иголки.

У нас получился витой кедровый лапник.Вырезаем по рисунку контур навершия ручки.

Вырезаем навершие ручки Вырезаем навершие ручки

Вырезаем навершие ложки в образе кедровой шишки.

Закончив резьбу с обратной части ручки, вырезаем углубление.

После тщательной шлифовки - ложку пропитываем горячим растительным маслом.

Шлифуем чашу ложки Шлифуем ручку ложки

У нас получилась деревянная резная ложка, в виде цветущего кедра.

Деревянная резная ложка Деревянная резная ложка

Ложку так и назовём «Цветущий кедр».

ukrasy.ru

История возникновения деревянной ложки на Руси

В наше время возвращается мода на все натуральное и естественное. Ложки, лопатки из дерева и другая посуда из этого материала могут быть не только сувенирной продукцией, но и ежедневными приборами для приготовления и приема пищи.

Сейчас этот столовый прибор изготавливают из керамики, металла, пластика и других современных материалов. Наши предки, жившие в согласии с природой, вырезали их себе из экологически чистого материала – дерева. Рождение деревянной ложки на Руси уходит корнями в многовековую давность. Первые упоминания о ней можно встретить в древнерусской летописи «Повесть временных лет», датированной 1110 годом нашей эры. Кстати, само значение русского слова произошло от корня «лог» – углубление.

История возникновения деревянной ложки насчитывает тысячи лет. Археологи утверждают, что находили этот предмет даже в захоронениях египетских фараонов.

Как появилась деревянная ложка

До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне пищу подносить только с их помощью.

С этих времен и началась история создания деревянной ложки. Появились мастера, которых называли «ложкари», искусно вырезавшие их разной длины, формы и объема. Из чурбана делалась грубая заготовка, которую впоследствии отшлифовывали специальными растениями и камнями. Обычно они изготавливались из липы и плодовых деревьев, таких как вишня, слива, яблоня, рябина.

Со временем, помимо обычных изделий с толстой ручкой, стали появляться более изящные творения, с резными узорами и росписью. Не каждый мог сотворить красивую, легкую и удобную ложку. Мастерство оттачивалось годами и передавалось как ценное наследие подмастерьям или сыновьям.

Расписывать «под хохлому» их стали только спустя столетия, в начале 19 века. На золотистом или черном фоне искусные умельцы рисовали веточки рябины, сказочных птиц и животных. Сейчас это изделие скорее служит подарочным сувениром, особенно полюбившаяся приезжим иностранцам. Размеры таких приборов поражают воображение – от маленьких чайных, до литровых половников-великанов. В последнее время обычаи наших предков стали возвращаться, всё чаще можно увидеть свадьбы, фестивали и праздники, проводимые в народных костюмах, с традиционными русскими гуляньями. Существует даже целый день, который назван в честь данного столового прибора.

Как музыкальный инструмент

Впервые их в этом качестве стали использовать скоморохи, которые сопровождали веселые песни и частушки ритмичным постукиванием друг об друга. Этот обычай дошел и до наших дней. Любой ансамбль народных песен обязательно должен иметь в арсенале ложки для игры. Теплые, мелодичные звуки стали «душой» любого русского гулянья.

Очень полезно обучать маленьких детей игре на этом инструменте. Это развивает не только чувство ритма и мелкую моторику, но и позволяет снять чрезмерную активность маленьких непосед и привить им традиции наших предков. Замечено, что у детей, обучавшихся играть на таком инструменте, в школе был самый ровный и красивый почерк.

Приметы и гадания

На Руси у каждого члена семьи она была своя, поэтому часто ее часто носили с собой или в особом мешочке, или в голенище сапог. Отсюда пошло и выражение: «К чужому столу, да со своей ложкой».

Всем известна примета, которая дошла и до нас – упала со стола ложка – жди в гости женщину, упал нож – мужчину.

На них в старину гадали целыми семьями. Самым известным было гадание на бочке с водой. Ночью каждый член семейства клал в наполненную водой бочку свою ложку. Емкость хорошо взбалтывали, а утром смотрели, как они там расположились. Если все сгрудились вместе, значит, целый год в семье будет царить любовь и взаимопонимание. Если же одна или две отделились – то их хозяев ждет отъезд из родного дома, либо ссора с остальными.

Это должно быть вам интересно

wellery.ru