Содержание
Ломоносов – яркий пример государственного деятеля, ученого, поэта, патриота – И.Халиков
19 ноября 2011 19:52
Премьер-министр РТ высказался о роли М.В.Ломоносова в российской и мировой науке.
(Казань, 19 ноября, «Татар-информ»). 300 лет назад, 19 ноября 1711 года, родился М.В.Ломоносов – великий русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков высказался о личности гения и его роли в науке.
Вклад М.В.Ломоносова в российскую и мировую науку трудно переоценить, поэтому 2011 год объявлен ЮНЕСКО Годом М.В.Ломоносова.
Открытия Ломоносова обогатили многие науки и даже стали стимулом к рождению новых. Михаил Васильевич дал толчок мощному развитию атомно-молекулярных представ¬лений о строении вещества, заявил о сохранении материи и движения, заложил основы физической химии, основы учения о теплоте, обосновал кинетическую теорию газов, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Его химические исследования положили начало производству ценных сортов стекла.
М.В.Ломоносов был крупнейшим поэтом XVIII века, создателем русской оды философского и высокого гражданского звучания, автором поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов, он создал первую русскую грамматику.
Его острый пытливый ум гениально сочетал в себе способность видеть мир в его целостности и одновременно стремился найти первопричины природных явлений.
Личность Ломоносова и сегодня впечатляет своей силой и разносторонностью. Его самоотверженный труд, неуемная жажда знаний и стремление просветить Отечество стали образцом подражания для многих поколений граждан России.
Идеи выдающегося ученого по-прежнему очень актуальны и современны. В нем мы видим достойный пример неудержи¬мого стремления к знаниям. Хотя в современном обществе знания становятся непосредствен¬ной производственной силой, в то же время никаким материальным стимулированием нельзя заставить человека стремиться к тому, чтобы знать больше. Это можно и нужно воспитывать. Воспитав хотя бы сотню, тысячу таких, как он, мы сможем построить лучшее будущее для нашей страны.
В нем естественным образом соединялось то, что называется естествознанием и гуманитарной наукой. А ведь это именно то, что сейчас требуется нашему обществу. Невозможно воспитать современного человека, не соединяя точные науки с гуманитарными знаниями, литературой, музыкой. Государство, ставя цель динамичного развития, должно поддерживать на высоком уровне не только прикладную науку или науку фундаментальную, но и духовную, нравственную, культурную и общественную сферы человеческой жизни. Высокоразвитые страны в большинстве своем придерживаются именно такой стратегии модернизации.
Говоря о практической направленности знаний великого ученого, следует отметить неразрывность науки и практики. Все открытия, полученные им в ходе исследований в области физики, химии, атмосферного электричества, тепловой теории, Ломоносов применял на практике. Можно смело назвать его ученым-инноватором.
Конечно, идей научного творчества у фигуры такого масштаба, как Ломоносов, гораздо больше. Хотелось бы выделить особенно его тягу к знаниям, широту интересов и практическую направленность. Ломоносов всю жизнь трудился «во славу государства Российского». Свой талант, знания и силы он посвятил развитию национальной промышленности и культуры.
Михаил Васильевич Ломоносов – для каждого из нас яркий и живой пример государственного деятеля, ученого, поэта, патриота.
«Всякое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла», – утверждал Ломоносов.
Премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков.
Научные открытия М. В. Ломоносова — гениальные предвидения, обогнавшие время
Михаил Васильевич Ломоносов был выдающимся ученым-энциклопедистом, совершившим ряд открытий в совершенно разных областях естественнонаучных и гуманитарных знаний. Многие его открытия значительно опережали время и по этой причине не были признаны большинством коллег. Лишь через десятилетия развитие научной мысли показало верность ряда гениальных предсказаний исследователя.
Научное наследие ученого имеет большое значение не только для России, но и для истории науки в мировом масштабе. В рамках проекта «Остров Ломоносова» на малой родине Михаила Васильевича создается уникальный комплекс, посвященный его памяти. Среди создаваемых на территории объектов особо стоит отметить музей Ломоносова и «Парк девяти изобретений».
Сам Михаил Васильевич считал себя в первую очередь химиком. Однако вся его научная деятельность свидетельствует, что это очень сильное ограничение и сужение роли исследователя-энциклопедиста. Наибольшее количество открытий Ломоносов совершил на стыке разных наук, а также в области физики.
Корпускулярно-кинетическая теория
Это одно из самых выдающихся открытий Ломоносова, которое стало базой разработанной позднее молекулярно-кинетической теории (МКТ) и в своей основе предвосхитило современное понимание строения любых физических тел и веществ.
В рамках этой теории Ломоносов совершил несколько более локальных открытий:
1. Объяснение физического смысла температуры. Чем быстрее движутся мельчайшие физические частицы, тем выше температура тела, раствора или газа. С замедлением движения температура снижается. Это полностью соответствует и современными научным данным.
2. Опровержение царствовавшей в то время ложной теории «теплорода». Ломоносов убедительно показал, что эта теория не способна объяснить все наблюдаемые явления — в отличие от выдвинутой им гипотезы.
3. Объяснение строения всех тел, состоящих из молекул (корпускул) и атомов (элементов). Ломоносов считал, что корпускула — это наименьшая частица тела или вещества, обладающая его свойствами. При этом корпускулы из атомов. Это тоже соответствует сегодняшним представлениям о строении вещества.
4. Объяснение упругости растворов и жидких тел, построение гидродинамических моделей. Ломоносов объяснял свойства жидкостей на основе своей корпускулярной теории. Это помогло ему сделать ряд верных выводов.
5. Разработка модели идеального газа и кинетической теории газов.
Законы сохранения материи и движения
Еще один важнейший научный вклад Ломоносова связан с разработанными им принципами сохранения. Михаил Васильевич был одним из первых, кто сформулировал законы, объясняющие природу основных физико-химических взаимодействий. Здесь ему тоже помогла созданная им корпускулярная теория.
В ставшем классическом опыте Ломоносов нагревал запаянные колбы с находившимися внутри фрагментами металлов. В колбах происходили реакции окисления или горения. Химический состав образцов изменялся, однако масса оставалась неизменной. В результате был сформулирован закон сохранения вещества (массы).
Рассматривая взаимодействия тел (в т. ч. в рамках корпускулярной теории), Ломоносов постулировал еще один важный закон — сохранения движения или силы. Он писал, что воздействующее на другой объект тело придает ему ускорение за счет передачи части энергии (силы). При этом совокупная сила (или энергия движения) остается неизменной.
Химия
Ломоносов всю жизнь уделял много внимания изучению химических процессов. Он стал основателем новой сферы знания — физической химии. Выдвинутые им положения корпускулярной теории и сохранения веществ блестяще использовались и подтверждались в ходе химических исследований и экспериментов.
Среди самых ярких открытий в области химии можно упомянуть получение твердого состояния ртути и доказательство ее металлических свойств.
Еще одно достижение Ломоносова связано с разработанной им теории стекла. Он совершенно верно описал структуру стеклообразных аморфных сплавов и особенности связанных с ними химических реакций.
Теория света и оптика
Ломоносов изучал оптические явления. Он выдвинул идею о волновом характере светового излучения, а впоследствии высказал гениальное предсказание об общей природе света и электричества. Тем самым он предвосхитил уравнения Максвелла, которые будут написаны только спустя столетие.
Помимо теоретических изысканий и экспериментов, Ломоносов также разрабатывал и лично конструировал оптические приборы. Благодаря им он совершил ряд открытий в астрономии и геофизике.
Электричество и атмосферные явления
Хорошо известны опыты Ломоносова по изучению атмосферного электричества, включая молнии. Ученый был первым, кто научно обосновал электрическую природу северных сияний.
Другое важное открытие в области геофизики и метеорологии — гипотеза о перемещении слоев атмосферы в вертикальном направлении. Именно этим Ломоносов объяснял многие природные явления, изменения погоды и климата.
Астрономия — открытие атмосферы Венеры
Важнейшее открытие Ломоносова в области астрономии связано с изучением Венеры. Именно Михаил Васильевич первым обнаружил и обосновал наличие у этой планеты собственной атмосферы.
Минералогия и геология
Ломоносов уделял большое значение изучению минералов, полезных ископаемых и почв. Он написал обширную работу, в которой обосновал происхождение множества руд, минералов, горных пород и почв. В частности, ему принадлежит первое подробное изучение физико-химических свойств чернозема.
Картография и география
Ломоносов работал и в области географии. Он создал карту полярных стран (Северного полушария), обосновал существование Антарктики в Южном полушарии.
Ученый разрабатывал навигационные и картографические приборы, занимался практической работой.
Приборостроение
Ломоносов не был чисто книжным ученым-теоретиком. Он не только писал фундаментальные труды и проводил многочисленные эксперименты, но и лично разрабатывал необходимые для исследований приборы.
Среди изобретений Михаила Васильевича: оптические, метеорологические, навигационные устройства, измерители электричества и даже модель вертолета. К сожалению, она не сохранилась до наших дней и известна только по описаниям и наброскам чертежей.
Ломоносов в фондах Президентской библиотеки: «Он сам был нашим первым университетом»
«Божественный знак ярко выражен в человеческом гении, в их мыслях, речах, подвигах: они так высоко стоят над своими современниками и так мало поняты их; они планируют так далеко вперед, прокладывая новые пути для исследований и освещая новые горизонты для потомков», — сказал о широко отмечаемом в России более века назад 200-летии со дня рождения Ломоносова профессор богословия протоиерей Н. Боголюбский. .
19 ноября 2018 года исполнилось 307 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, выдающегося организатора науки и народного просвещения в России, ученого-энциклопедиста, поэта, заложившего основы русского литературного языка. Электронная коллекция Президентской библиотеки «М. В. Ломоносова (1711–1765)» вошли исследования, очерки и архивные материалы о жизни и деятельности просветителя, его собственные труды по грамматике русского языка, истории и металлургии, а также часть его эпистолярного наследия.
Перечень книг собрания «Ломоносова» говорит о том, насколько широким его исследовательский и академический кругозор обладал:
«Первые основания металлургии или рудного дела» (1763 г.), «Очерк академической деятельности Ломоносова, прочитанный академик Я. К. Гротт в торжественном заседании Академии наук 6 апреля 1865 г.» (1865), «Катехизис истинно русского человека, составленный по взглядам Ломоносова, Державина, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Аксакова, Хомякова и других лучших истинно русских писателей» (1912), «Ломоносов и Северный морской путь» (1940). В последние годы к этому ряду добавились диссертации, посвященные анализу разнопланового творчества Михаила Васильевича, например, «Ломоносов как реформатор русского языка» (2011) и другие.
Б. Меншуткин в книге «Михаил Васильевич Ломоносов. Биография» (1911) прослеживается тема влияния на будущего ученого нравов и обычаев родного Поморского края. Как известно, с раннего детства до 19 лет, Михаил вышел в море со своими опытными земляками. «Экономика района тяжела и опасна», — пишет автор, — даже когда северные моря свободны ото льда, в них часто бывают сильные ветры, штормы, туманы, всегда надо быть готовым не быть застигнутым врасплох и не потерять снаряжение и корабль». В таких условиях Михаил заглядывал не по часам, а по часам и в дальнейшем, «часто использовал в своих ученых трудах почерпнутые в отрочестве впечатления, наблюдения и умозаключения».
Редкие книги из фондов Президентской библиотеки рассказывают о неординарности, силе и способности к становлению молодого человека, отправившегося в Москву с двумя книгами под мышкой. Находясь под отеческим покровом, Ломоносов научился бегло читать по-церковнославянски; Земский и церковные дьяки не остановились на достигнутом и научили его читать и писать по-русски. С таким багажом 19-летний Михаил практически пешком дошел до Москвы и в 1731 году был принят в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию. Мера таланта поморского самоучки раскрылась уже на первом курсе, когда его дважды переводили на более высокую ступень образования. Уже в 1735 году по рекомендации Синода Михаил Ломоносов в числе лучших учеников был отправлен в Петербургскую Академию наук, а в 1736 году — в Германию для изучения металлургии, химии и наук, которые в России не изучались. Европейские профессора внимательно следили за его успехами, отмечая живой ум и тягу к знаниям.
«Все эти диссертации не только хороши», — писал великий математик Леонард Эйлер о первых научных работах Ломоносова, — но они превосходны, потому что он (Ломоносов) пишет о делах физических и химических, которые очень нужны, которые еще не были известны и не могли быть истолкованы остроумнейшими людьми, которые он совершал с таким успехом, что я абсолютно уверен в справедливости его утверждений». Дружба между двумя светилами науки продолжалась до конца жизни Ломоносова, в котором череда блестящих побед, увы, сопровождалась завистью коллег и нападками западной прессы9.0003
Электронная копия книги Я. Гротта «Очерк академической деятельности Ломоносова» (1865 г.) описывает как научные свидетельства, так и бытовые неурядицы ученого: «С самого приезда из-за границы он находился в крайне стесненных обстоятельствах, так как его скудное академическое жалованье задерживалось на несколько месяцев и он, как он сам говорил, был не в состоянии купить инструменты и продукты».
Недаром несколько позже Екатерина II, удостоенная двух од Ломоносова, писала своему статс-секретарю А. Олсуфьеву: «Адам Васильевич, Ломоносов беден; договорись с гетманом, можно ли дать ему пенсию, и скажи мне ответ».0003
Литература, конечно, занимала особое место в жизни Ломоносова и круга его читателей. Под не совсем обычным ракурсом в произведении «Коринфы русского слова. Выпуск 1. Ломоносов» исследует эту тему Н. Прилуко-Прилуцкий: «Не будучи поэтом, Ломоносов берется за поэзию, потому что эта форма речи была более привлекательна для тех, чьи убеждения ему приходилось действовать.
Так, в свое время он представил оду императрице Елизавете Петровне, ожидая от нее решения ряда вопросов по организации науки в России, отстающей по этому критерию от Европы. Оправдался вполне прагматичный расчет, что видно из электронной копии книги А. Кизеветтера «Ломоносов»: «Шувалов был знатным вельможей и всегда мог видеть императрицу. Он объяснил императрице, как важно и нужно все, что писал Ломоносов о первом университете в Москве. Когда открыли университет, Ломоносов очень заботился о том, чтобы свободно допускать туда без различия и дворян, и простых людей, и купцов, и крестьян — кого угодно».
Сегодня Московскому государственному университету присвоено имя Михаила Васильевича Ломоносова.
«Россия знает его как великого гражданина», — пишет Н. Боголюбский в упомянутом выше издании, — отдавшего всю свою гениальность и все силы своим подвигам и приобщению к мировой культуре, умершего со светлыми мечтами о ее будущем духовный рост и величие».