Ломоносов как историк кратко: Ломоносов биография кратко для детей – самые главные и интересные факты из жизни Михаила Васильевича

жизнь и научные открытия, творчество и наследие

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — крупнейший русский ученый-естествоиспытатель, историк, лингвист, теоретик литературы, поэт, художник. Его имя стало символом служения науке и родной стране, стремления к знаниям. Это сообщение посвящено биографии великого соотечественника, его наследию.

Ломоносов был учёным-энциклопедистом, совершившим десятки важнейших открытий во многих областях науки. Благодаря талантам и трудам Ломоносова, в России был заложен фундамент для стремительного развития научных знаний.

Михаил Васильевич Ломоносов — разносторонне одаренная и гармонично развитая личность. Он уделял внимание всем наукам, известным в то время: физике, химии, геологии, метеорологии, географии, астрономии, математике. Кроме того, Ломоносов изучал строение русского языка, его интересовала риторика, педагогика, философия, стихосложение, история, изобразительные искусства. Таким образом, Ломоносов успешно занимался точными и гуманитарными науками, а также искусствами. За такую разносторонность Ломоносова называют ещё «универсальным человеком».

Михаил Васильевич Ломоносов — «универсальный» человек.

Очень много Ломоносов сделал для того, чтобы наука и образование в России были доступны для всех сословий. В этом он был настоящим просветителем. Благодаря его усилиям в 1755 году был открыт Московский университет, в котором учились русские студенты, преподавали не только иностранные, но и отечественные профессора. Университет в Москве стал первым высшим учебным заведением России, в который принимали талантливых молодых людей всех сословий.

Биография

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в Архангельской губернии в деревне Мишанинская. Детство Ломоносова прошло в суровом крае — Беломорье, и он всегда гордился своей родиной. Поморские крестьяне никогда не были крепостными, они занимались рыбным промыслом, тяжёлым и трудным делом.

Миша рос крепким и сильным ребёнком, и его отец, рыбак-помор, стал брать сына с собою в море очень рано. Также рано проснулась у мальчика тяга к учению, знанию. Уже к 14 годам он прочитал все книги, которые смог достать.

В детстве Миша не искал готовые доклады в Интернете.
Он читал книги — и стал великим.

В начале декабря 1730 года 19-летний Михаил совершил один их главных поступков в своей жизни — присоединился к торговому каравану, идущему в Москву. Это был смелый шаг, ведь у Ломоносова в городе не было ни одного знакомого человека, который мог бы помочь ему.

В начале 1731 года юноша был принят в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого ему пришлось представиться дворянином, так как крестьян туда не брали.

В 1736 году за хорошие результаты и рвение к знаниям он был командирован сначала в университет при Академии наук в Санкт-Петербурге, а затем в Германию, в Марбургский университет. Через три года перебрался в Фрайберг, к известному ученому Геккелю.

В 1741 год Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург, в Академию наук. Вскоре был назначен сначала помощником профессора, а потом профессором и академиком. В Академии он проработал двадцать три года.

Урок о сохранении массы для академиков.

В 1758 году Михаил Васильевич становится начальником нескольких департаментов. Под его руководством были осуществлены многие грандиозные проекты, позволившие значительно расширить границы научных знаний, как в теоретическом, так и практическом планах.

Представление проекта императрице Елизавете Петровне.

Скончался Ломоносов 4 апреля 1765 года.

Наследие

Творчество М. В. Ломоносова многогранно, и наследие его неисчерпаемо. Невозможно перечислить все открытия, которые он совершил. Назовем только самые существенные.

Как учёный-естествоиспытатель:

  • разработал атомарно-молекулярную теорию;
  • заложил основы развития физической химии;
  • сформулировал закон сохранения энергии;
  • в области физики написал важные работы по оптике, электричеству, гравитации, физике атмосферы;
  • открыл атмосферу на Венере;
  • разработал учение о земной коре и ее развитии.

Многие открытия Ломоносова имели прикладной, практический характер. Выдающий ученый:

  • разработал технологию получения цветного стекла;
  • создавал оптические и навигационные приборы;
  • разработал проект географического атласа;
  • предсказал открытие Арктики.

Большое внимание Ломоносов уделял изучению истории России, исследованию русского языка. Он выступал за развитие национальной исторической науки, доказывал, что история России началась не с призвания варягов, а гораздо раньше. Отрицание Ломоносовым исторической отсталости русского народа привело к серьёзному конфликту с немецкими историками, которых в Академии было большинство. Иностранные профессора добивались отставки Ломоносова из Академии наук, всячески очерняли его имя.

Михаил Васильевич Своим учением о русской грамматике заложил основы отечественной филологии. Он создал новые способы стихосложения, русский четырехстопный ямб. Все свои филологические и исторические изыскания Ломоносов утверждал через поэтическое и художественное творчество.

Памятник Ломоносову около Московского государственного университета, носящего его имя.

Ломоносова почитают во всем мире. Его именем названы многие культурные и географические объекты. О выдающемся учёном пишут книги, снимают художественные и документальные фильмы, ему ставят памятники.

Ломоносов Михаил Васильевич — биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — крупнейший русский ученый-естествоиспытатель, историк, лингвист, теоретик литературы, поэт, художник. Его имя стало символом служения науке и родной стране, стремления к знаниям. Это сообщение посвящено биографии великого соотечественника, его наследию.

Ломоносов был учёным-энциклопедистом, совершившим десятки важнейших открытий во многих областях науки. Благодаря талантам и трудам Ломоносова, в России был заложен фундамент для стремительного развития научных знаний.

Михаил Васильевич Ломоносов — разносторонне одаренная и гармонично развитая личность. Он уделял внимание всем наукам, известным в то время: физике, химии, геологии, метеорологии, географии, астрономии, математике. Кроме того, Ломоносов изучал строение русского языка, его интересовала риторика, педагогика, философия, стихосложение, история, изобразительные искусства. Таким образом, Ломоносов успешно занимался точными и гуманитарными науками, а также искусствами. За такую разносторонность Ломоносова называют ещё «универсальным человеком».

Михаил Васильевич Ломоносов — «универсальный» человек.

Очень много Ломоносов сделал для того, чтобы наука и образование в России были доступны для всех сословий. В этом он был настоящим просветителем. Благодаря его усилиям в 1755 году был открыт Московский университет, в котором учились русские студенты, преподавали не только иностранные, но и отечественные профессора. Университет в Москве стал первым высшим учебным заведением России, в который принимали талантливых молодых людей всех сословий.

Краткая биография Ломоносова

Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова. Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.

Кончина

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Личная жизнь

Находясь в Германии, Ломоносов влюбился в дочь хозяйки, на квартире у которой он проживал. 19-летнюю красавицу звали Елизавета Цильх.

Недолго думая, он женится на ней в 1739 г.

При этом интересно заметить, что их первая дочь родилась еще до брака, вследствие чего считалась незаконнорожденной.

Ломоносов с женой

В 1741 г. 30-летний Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург, оставив жену в Марбурге. В России он никому не говорил о своей женитьбе и почти 2 года не вспоминал о жене.

Однако Елизавета Цильх сделала запрос через российское посольство. Узнав об этом, Ломоносов не стал отрицать факта свадьбы и способствовал переезду жены в Петербург.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Принципы стихосложения Тредиаковского

Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он выяснил, что здесь лучше подходит тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он вплотную подошел к понятию новой ритмической единицы – стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударными. Объединив в стопу тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не смог полностью отойти от традиций русской силлабики. Он ограничил свои нововведения длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хорея. Таким образом, являясь первооткрывателем силлабо-тонического стиха, Тредиаковский создал всего одну его разновидность.

Популярные темы сообщений

  • Андрев Рублев
    А. Рублев-известный и уважаемый русский иконописец. Благодаря его трудам Церковь видит в нем преподобный лицей святых. Все иконы рассматривались как не объяснимые чудеса и как образцы для следующих поколений мастеров.
  • Тундра животный мир и растительность
    От самого Кольского полуострова и до Чукотки расположилась природная зона тундры. Это самое настоящее морозное царство. Огромная территория вечного холода и мерзлоты поглотила северную часть континента. Тундра не может стать местом,
  • Луг
    В пору летних каникул, многим хочется выехать за город, чтобы насладиться природой. Как же это радостно, когда можно бегать весь день по просторам лугов, лежать в траве, плести венок из луговых ромашек.

Избранные литературные труды

Поэмы:

  • Петр Великий (героическая поэма)
  • Письмо о пользе Стекла

Стихотворения:

  • Вергилий. Георгики (перевод)
  • Вергилий. Эклоги (перевод)
  • Марциал. Эпиграммы (перевод)
  • Овидий. Героиды (перевод)
  • Стихотворения из «Материалов к «Российской грамматике» (перевод)
  • Стихотворения из «Слова о рождении металлов» (перевод)
  • Венчанная надежда российский империи в высокий праздник коронования великия
  • государыни Елисаветы Петровны (Г. Ф. В. Юнкер, перевод Ломоносова)
  • Вергилий. Энеида (перевод Ломоносова) (перевод)
  • Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния
  • Вольтер. На Фридриха II, короля прусского (перевод)
  • Гимн бороде
  • Гимн бороде за суд
  • Гомер. Илиада (перевод)
  • Гораций. Сатиры (перевод)
  • Злобное примирение господина Сумарокова с господином Тредиаковским Зубницкому
  • Кальпурний. Буколики (перевод Ломоносова) (перевод)
  • К Ивану Ивановичу Шувалову
  • К Пахомию
  • Лукреций. Из поэмы «О природе вещей» (перевод)
  • На всерадостное объявление о превосходстве новоизобретенной артиллерии пред старою
  • Надписи к ее величеству государыне императрице Елисавете Петровне на маскарады 1751 года
  • Надписи к статуе Петра Великого
  • Надпись, которая изображена на серебряной раке великому князю Александру Невскому
  • Надпись на день восшествия на престол ее величества 1753 года
  • Надпись на день восшествия на престол ее величества 1754 года
  • Надпись на день коронования ее величества 1754 года
  • Надпись на день рождения ее величества, где оное восходящей заре уподобляется, во время торжественного въезду Петра Великого от Полтавы
  • Надпись на день тезоименитства ее величества 1753 года
  • Надпись на иллюминации к торжественному дню рождения Ея Императорскаго Величества, Декабря 18 дня 1754 года
  • Надпись на иллюминацию в день восшествия на престол ее величества 1747 года перед зимним домом
  • Надпись на иллюминацию в день восшествия на престол ее величества ноября 25 дня 1750 года перед зимним домом
  • Надпись на иллюминацию в день коронования ее величества 1748 года перед зимним домом
  • Надпись на иллюминацию в день рождения ее величества декабря 18 дня 1750 года перед зимним домом
  • Надпись на иллюминацию в день тезоименитства ее величества 1748 года сентября 5 дня перед летним домом
  • Надпись на иллюминацию в новый 1751 год, представленную перед зимним домом
  • Надпись на иллюминацию и маскарад графа Петра Ивановича Шувалова, октября 26 дня 1754 года
  • Надпись на иллюминацию перед летним домом императрицы Елисаветы Петровны, в день тезоименитства ее, 1747 году
  • Надпись на иллюминацию, представленную ее императорскому величеству от их императорских высочеств в Ораниенбауме 1750 года июля 31 дня
  • Надпись на иллюминацию, представленную в торжественный день коронования ее величества апреля 25 числа 1751 года перед зимним домом
  • Надпись на иллюминацию, представленную в день тезоименитства ее величества сентября 5 дня 1751 года
  • Надпись на иллюминацию, представленную в день коронования ее величества апреля 25 дня 1752 года
  • Надпись на иллюминацию, представленную в тезоименитство ее величества сентября 5 дня 1752 года
  • Надпись на иллюминацию, представленную на день восшествия ее величества на всероссийский престол ноября 25 дня 1752 года
  • Надпись на иллюминацию, представленную в Москве на новый 1753 год
  • Надпись на иллюминацию, представленную в Москве в день коронования ее величества апреля 25 дня 1753 года
  • Надпись на иллюминацию, представленную в день тезоименитства ее величества 1754 года
  • Надпись на конное, литое из меди изображение Елисаветы Петровны в амазонском уборе
  • Надпись на маскарад 24 числа октября 1754 года в доме Ивана Ивановича Шувалова
  • Надпись на новое строение Сарского Села
  • Надпись на новый 1754 год
  • Надпись на новый 1755 год
  • Надпись на оказание высочайшей милости ее величества в Москве 1753 года
  • Надпись на отъезд из Санкт-Петербурга в Москву ее величества 1752 года декабря дня
  • Надпись на прибытие императрицы Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1749 года
  • Надпись на рождение Государя Великаго Князя Павла Петровича
  • Надпись на рождение Его Высочества
  • Надпись на спуск корабля, именуемого святого Александра Невского, 1749 года
  • Надпись на спуск корабля, именуемого Иоанна Златоустого, года, дня
  • На изобретение роговой музыки
  • На Сарское Село августа 24 дня 1764 года
  • На сочетание стихов российских
  • На Шишкина
  • Ныне употребляемое саксонских крестьян «Отче наш»
  • Овидий. Фасты (перевод)
  • Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года
  • Ода, в которой ее величеству благодарение от сочинителя приносится за оказанную ему высочайшую милость в Сарском Селе августа 27 дня 1750 года
  • Ода в торжественный праздник высокого рождения Иоанна Третиего 1741 года августа 12 дня
  • Ода, выбранная из Иова, главы 38, 39, 40 и 41
  • Ода императору Петру Феодоровичу на восшествие на престол и купно на новый 1762 год
  • Ода императрице Екатерине Алексеевне на ее восшествие на престол июня 28 дня 1762 года
  • Ода императрице Екатерине Алексеевне в новый 1764 год — Связанный автор: Екатерина II
  • Ода императрице Елисавете Петровне на торжественный праздник тезоименитства ее величества сентября 5 дня 1759 года и на преславные ее победы, одержанные над королем прусским нынешнего 1759 года
  • Ода императрице Елисавете Петровне на праздник ее восшествия на престол ноября 25 дня 1761 года
  • Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову Поздравительное письмо Григорью Григорьевичу Орлову июля 19 дня 1764 года
  • Правда ненависть рождает
  • Преложение псалма 1
  • Преложение псалма 103
  • Преложение псалма 14
  • Преложение псалма 143
  • Преложение псалма 145
  • Преложение псалма 26
  • Преложение псалма 34
  • Преложение псалма 70
  • Разговор с Анакреоном
  • Сатира господина Ломоносова на Тредиаковского
  • Свинья в лисьей коже
  • Сенека. Геркулес Этейский (перевод)
  • Сенека. Медея (перевод)
  • Сенека. Троянки (перевод)
  • Стихи на иллюминацию 25 апреля 1742 г. в Москве
  • Стихи на иллюминацию 25 апреля 1743 г.
  • Стихи на туясок
  • Стихи, сочиненные в Петергофе на Петров день 1759 года
  • Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, в 1761 году
  • Утреннее размышление о божием величестве
  • Эпиграмма («Между Сенатских цуков»)
  • Эпитафия («Под сею кочкою оплачь, прохожей, пчелку»)

Оды

Творчество Ломоносова не случайно проявилось в написании од. Этот жанр в большей степени соответствовал решению насущных задач, поскольку в этих произведениях автор мог высказаться в поэтической форме по наиболее важным вопросам. Кроме того, оды в тот период имели особую значимость, и их заказывало правительство к праздничным церемониям. Посвящая их царским особам, Ломоносов выходил за официально-придворные рамки, адресуя свое обращение к решению вопросов государственного значения. В оде императрице Елизавете Ломоносов воспевает ее как хранительницу мира в государстве. С началом ее правления закончилась война со Швецией.

Торжественные оды поэта отличаются выразительностью и красочностью. Особо большое значение он придавал точности и времени исторических событий. Лирический сюжет оды про взятие Хотина включает множество эпических элементов. Главную часть произведения занимает сражение и связанные с ним размышления поэта. Особенно выделяются ключевые моменты боя, где побеждают «орлы российские». В своем восхищении успехом автор находит нужные слова, чтобы воздействовать на патриотические чувства читателей.

Поэтическое творчество Ломоносова, кратко говоря, не было обширным и особенно выдающимся. Но создание им новой системы стихосложения трудно переоценить.

Характер выдающегося учёного

Творчество Ломоносова никак не смягчало его крутой нрав. Современники утверждали, что Михаил Васильевич обладал огромной физической силой и мог запросто побить любого неугодного человека. Даже был один случай, когда рукоприкладство привело к суду и непродолжительному заключению. Известна только одна ситуация, но зная характер учёного, можно предположить, что их было много.

Самая известная история, которая с ним произошла, была зафиксирована на Васильевском острове. В ночное время суток Ломоносов спокойно прогуливался, пока на него не напали три пьяных матроса. Завязалась драка, в результате который двое убежали, а третьего Михаил Васильевич повалил на землю и задал несколько вопросов. В ходе беседы было выяснено, что матросы хотели ограбить человека, но не на того напали. Ломоносов забрал всю одежду матроса, и пошёл домой.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14 лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Астрономия

Одной из главных страстей учёного была именно астрономия. Экспериментальным путём Ломоносову удалось создать несколько десятков специальных оптических приборов. Он использовал их для наблюдения за космосом. Как затем отмечали другие выдающиеся люди, Михаил Васильевич смог намного опередить время, и стал первым русским опто-механиком.

26 мая 1761 года – знаковая дата для астрономии как науки. В тот день, наблюдая за космосом, Ломоносов совершил ещё одно открытие. Не он первый заметил блики сияния вокруг Венеры, но только Михаил Васильевич правильно интерпретировал это явление. Ломоносов утверждал, что планета окружена воздушной оболочкой, и точность его вывода повергла в шок учёных того времени и не только.

Интересные факты

  • Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.

Предыдущая
БиографииКраткая биография Державина Гавриила Романовича – жизнь и творчество поэта

Следующая

БиографииКраткая биография Куприна Александра Ивановича, интересные факты для детей

Утверждение нового принципа стихосложения

В результате была поэтапно осуществлена реформа стихосложения, утвердившая силлабо-тонический подход в русской поэзии, который до сих пор является ее основой. Первооткрывателем здесь считается Тредиаковский, предоставивший теоретическое обоснование и начальный опыт применения нового принципа.

Творчество М. В. Ломоносова в этом направлении было направлено на его развитие, систематизацию и распространение на всю стихотворную практику. Поэт ставит на первое место четырехстопный ямб и развивает его в своих одах. По мнению Михаила Васильевича, он в наибольшей степени соответствует благородству и высокому уровню стихотворного жанра. Ломоносов последовательно утверждает и расширяет возможности силлабо-тонического стихосложения, как наиболее соответствующего русскому языку. Его основы нашли воплощение в поэзии Пушкина.

Необходимость реформы русского стихосложения

В России давно существовала проблема стихосложения. Еще с XVI века везде употреблялся силлабический принцип, который не учитывал особенности русского языка. Стихи назывались виршами, представляющими собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что создавало разрыв с народной поэзией.

Другой принцип – тонический, больше подходил к латыни и греческому языку, где отсутствовала категория силового ударения. Его основой является чередование долгих и кратких звуков.

Необходимость создания новых учебных заведений для россиян

Высшие учебные заведения России начала XVIII века можно было сосчитать на пальцах. Образования не хватало людям высших кругов, а человек низшего сословия мог научиться только чтению и письму. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.

Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Существовала крайняя необходимость в отечественных специалистах, и классический государственный университет для дворян и разночинцев был необходим.

«Первый российский университет». Президентская библиотека изображает Михаила Ломоносова

310 лет назад, 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года родился Михаил Ломоносов. Он государственный деятель, инициатор науки и народного просвещения в России, выдающийся энциклопедист и поэт мирового уровня, заложивший основы русского литературного языка.

Отмечая эту памятную дату, Президентская библиотека обновила и пополнила коллекцию Михаила Ломоносова (1711-1765). В него вошли исследования, видеолекции, очерки и архивные материалы о его жизни и творчестве, труды Ломоносова по грамматике русского языка, истории и металлургии, частная переписка.

Филолог Василий Якимов писал в своем сочинении О путях, которые развивала русская литература со времен Ломоносова, и о влиянии на нее иностранной литературы (1833): «Имея непреодолимую страсть к учению, сын обыкновенного рыбака добровольно покинул скромную хижину родителей… Он преодолел все препятствия и опасности, силой твердой и решительной воли добился своего намерения… Десять лет неустанного труда — и юноша постепенно стал глубоким знатоком классической литературы, математиком и физиком, астрономом и металлургом, грамматиком и историком… Он живет и будет жить в нашей памяти в бессмертных творениях своей литературы и поэзии».

В видеолекции « Ломоносов как реформатор русского языка » (2011) академик РАН Николай Казанский отметил, что Ломоносов был удивительным экспериментатором в стихах. Он был одним из нескольких студентов, которые учились за границей. В Германии он изучал физику и металлургию, математику и философию. В то же время он находил «в свободное время изучение литературы», читая произведения немецких писателей. Славист-филолог Александр Яцимирский пишет в книге Русские лица природного дара в биографиях и образах тот Одно из стихотворений настолько понравилось Ломоносову, что «он решил написать такой же стих на русском языке». Вскоре у него появился шанс. В то время Россия находилась в состоянии войны с Турцией. В 1739 году русские войска овладели крепостью Хотинон на Днестре. Ломоносов воспел это событие в поэме Ода на взятие Хотина . До него ни один русский писатель не создал ничего столь ясного и прекрасного. Ломоносов отправил эту оду в Академию, и она так понравилась профессорам, что они подарили ее императрице Анне Иоанновне. Она приказала напечатать его и распространить среди королевского двора.

Николай Казанский отмечает, что настоящим вдохновением были тексты, написанные Ломоносовым.

Ломоносов был едва ли не первым поэтом, который смог соотнести интонацию русской речи с метрическим размером и силлабическим стихом европейской литературы.

Яцимирский писал: «Своими стихами Ломоносов давал примеры того, как надо писать ясные и красивые стихи. До него никто так писать не умел. В специальном труде под названием Риторика Ломоносов дал нужные каждому правила который хочет писать стихи и другие произведения правильно. Вот почему часто называют Ломоносова «отцом новой русской литературы». Но его также можно назвать отцом нового литературного языка книг и образованных людей. Кроме того, он составил научные грамматике, описывающей правила правописания.На портале Президентской библиотеки представлено уникальное прижизненное издание 9 книг Михаила Ломоносова.0007 Русская грамматика (1757).

Учение Ломоносова о трех стилях речи известно и актуально и сейчас. Литературовед Арсений Кадлубовский в своем очерке «Об истоках ломоносовского учения о трех стилях» (1905) заявил, что оригинальность Ломоносова заключается в том, что он применил теорию трех стилей к русскому языку. Различие стилей он описал лексическим составом и связями церковнославянского и русского языков.

Некоторые филологи, говорит профессор Татьяна Буторина в своей видеолекции Ломоносов — Наш современник (2011), утверждают, что Ломоносов знал 31 язык. Он был нужен ему для анализа русской филологии.

Николай Казанский считает, что один из уроков Ломоносова заключался в постулате о том, что мы должны правильно формулировать свои мысли на родном языке. Но самое существенное, чему учит нас Ломоносов, — это разносторонность и желание проявить себя на благо Отечества в различных областях.

Незадолго до смерти Ломоносов написал на листе бумаги: «Я жил, страдал и знаю, что дети Отечества будут скучать по мне». В пасхальную неделю 1765 года он умер. И русский народ действительно «скучал» по этому знаменитому человеку, принесшему столько пользы России, которого Пушкин называл «первым русским университетом».

История и мифы Московского государственного университета

Нижеследующее было изначально написано на русском языке историком-любителем Игорем Аксютой и опубликовано в Живом Журнале. Некоторое время он был вирусным в Рунете. Здесь он был переведен ученым-переводчиком SRAS для дома и за рубежом Кэролайн Бэрроу для обучения и развлечения наших студентов и читателей. Для англоязычных читателей добавлены дополнительные примечания и гиперссылки.

История и мифы:
Московский государственный университет

Главное здание Московского государственного университета (МГУ) на Ленинских (Воробьевых) горах, построенное в период с 1949 по 1953 год, было одной из крупнейших послевоенных строек. Советский Союз. До постройки «Триумф Палас» это было самое высокое здание в Москве. Более того, пока в 1990 году во Франкфурте не был построен Мессертум, он был самым высоким зданием во всей Европе. Высота 36-этажного здания без шпиля составляет 182 метра, а со шпилем — 240 метров. На картинке ниже показаны студенты, идущие перед зданием в 1951, пока он еще строился.

В 1948 году Отдел науки ЦК получил задание из Кремля: рассмотреть вопрос о новом здании МГУ. Вместе с ректором университета Александром Несмеяновым они подготовили меморандум, в котором предлагалось построить небоскреб «храм советской науки». Вскоре после того, как московские чиновники ознакомились с предложением, они ответили Насмеянову и его команде таким ответом: «Ваша идея нереалистична. Для небоскребов нужно слишком много лифтов. Поэтому здание не должно быть выше четырех этажей».

Через несколько дней Сталин провел специальное совещание по «университетскому вопросу». Там Сталин объявил о своем решении: для МГУ на Ленинских горах будет построено здание не ниже 20 этажей, чтобы его было видно издалека.

Борис Иофан, известный советский архитектор, прославившийся проектом «Дворца Советов», подготовил планы нового здания. Тем не менее, за несколько дней до получения одобрения его работа была приостановлена. Затем этот проект был передан группе архитекторов под руководством Л.В. Руднев.

Неожиданная замена заставила Иофана упрямиться. Он готовился построить здание прямо над одним из обрывов на Ленинских горах. Но к осени 1948 года специалистам удалось убедить Сталина в том, что предполагаемое местонахождение Иофана таит в себе опасность. Они утверждали, что первоначальный план был опасен, так как могли произойти оползни, и что новый университет просто соскользнет в реку. Сталин согласился с необходимостью отодвинуть новостройку от обрыва. Так как Иофан не согласился с этим вариантом, его исключили из проекта. Рундев перенес здание на восемьсот метров вглубь суши, а на предложенном Ионфаном месте построил смотровую площадку.

По первоначальным чертежам здание должно было увенчаться массивной скульптурой абстрактного человека. С поднятой к небу головой и раскинутыми руками поза скульптуры символизировала бы стремление к знаниям. Более того, в презентации Сталину архитекторы намекнули, что это будет дань уважения ему как их начальнику. Однако Сталин приказал заменить скульптуру шпилем, чтобы это здание соответствовало шести новым небоскребам, строящимся одновременно.

Торжественная церемония закладки первого камня новостройки состоялась 12 апреля 1949 года – ровно за 12 лет до полета Гаргарина.

В отчетах со стройки говорится, что на строительстве работало 3000 комсомольцев-стахановцев (которые считались идеальными работниками в советской иерархии). Но на самом деле в проекте участвовало гораздо больше людей. По данным вуза, в конце 1948 года МВД приказало досрочно освободить несколько тысяч узников ГУЛАГа, прошедших подготовку на стройке. Остаток наказания им было приказано отбывать условно-досрочно в Москве, работая над этим проектом.

В 1952 году часть системы ГУЛАГа, именуемая «Строительство 560», была реорганизована в «Управление трудовых лагерей особого района» (известное в советской терминологии как «Стройлаг»). Этот лагерь был основной частью рабочей силы, которая строила главный корпус МГУ. Генерал Комаровский был начальником лагеря. В строительном поселке содержалось 14 290 человек. Почти все были заключены в тюрьму за уголовные преступления; привозить в Москву осужденных за политические преступления считалось слишком опасным. В нескольких километрах от «объекта», который находился рядом с деревней Раменки, рядом с нынешним Мичуринским проспектом, была построена площадка со сторожевыми вышками и колючей проволокой.

Когда строительство здания подходило к концу, чиновники решили, что заключенные должны «жить как можно ближе к месту работы». Для этого был создан новый лагерь на 24 и 25 этажах здания. Это решение сэкономило деньги и было безопасным. Не нужно было ни охранять башни, ни ставить колючую проволоку, так как заключенным просто некуда было идти.

Как оказалось, охранники недооценили своих работников. Летом 1952 среди заключенных был найден мастер, который из фанеры и проволоки изготовил нечто вроде дельтаплана. Различные слухи рассказывают историю по-разному. По одной из версий, он смог перелететь на другой берег Москвы-реки и благополучно скрылся. По другой версии, охранники выстрелили в него, когда он находился в воздухе. Есть и другая версия со счастливым концом этой истории, в которой «летун» якобы спустился на землю, был пойман КГБ, но, когда Сталин узнал о его поступке, лично распорядился о его освобождении, основываясь на храбрости осужденного… По одной из версий даже говорится, что на дельтаплане могли находиться двое беглецов. Как минимум, один строитель, который не был заключенным, утверждал, что видел двух человек, планирующих побег из башни с помощью самодельных крыльев. По его словам, один из них был застрелен, а второй улетел в сторону Лужников.

У этой «высотной лагерной зоны» есть еще одна необычная история. В то время это происшествие считалось покушением на Сталина. Однажды, когда охранник проверял близлежащую дачу Сталина в Кунцево, он вдруг обнаружил на дорожке винтовочную пулю. Кто стрелял? Когда? Это нарушение было серьезным. Баллистическая экспертиза показала, что роковая пуля прилетела… со строительной площадки университета. В ходе дальнейшего расследования сложилась четкая картина произошедшего. Во время смены караула, покидая свой пост, охранник нажал на курок винтовки, которая, как оказалось, была заряжена боевыми патронами. Раздался выстрел. Хотя выстрел был направлен далеко от правительственного объекта, пуля все же смогла достичь дачи Сталина.

Новый корпус МГУ сразу побил множество рекордов. Например, 36-этажное здание достигло 236 метров. Для стального каркаса потребовалось 40 000 тонн стали, а для возведения стен и парапетов было использовано почти 175 миллионов кирпичей. Шпиль имеет высоту около 50 метров, а звезда на вершине весит 12 тонн. На одной из боковых башен самые большие часы в Москве. Циферблаты изготовлены из стали и имеют диаметр 9 метров. Измерители часов также чрезвычайно великолепны. Например, минутная стрелка имеет длину 4,1 метра, весит 39килограммов, а это в два раза больше, чем часы на Кремле.

Вид из здания в 1952 году.

Жилые дома рядом со стройплощадкой.

Местные жители подлежали переселению.

Сталин умер за несколько месяцев до официального открытия «Храма науки» 1 сентября 1953 года[JW1] . Проживи он немного дольше, МГУ не было бы «имя М.В. Ломоносова», а скорее «имя И.В. Сталин». Планы переименовать университет находились на рассмотрении. Смена названия [АВ2] должна была совпасть по времени с началом строительства нового городка на Ленинских горах. А зимой 1953 была подготовлена ​​новая вывеска университета, которую предполагалось установить над карнизом главного входа многоэтажки. Но Сталин умер, и проект так и не был завершен.

Об этом здании также ходит много мифов. В одном из рассказов говорится, что перед залом Ученого совета при ректорате на 9 м этаже стоят четыре колонны из цельного нефрита. Предположительно, это из храма Христа Спасителя, знаменитого храма, снесенного в 1930 советской властью. Однако это всего лишь миф, так как нефритовых колонн во Христе Спасителе не было.

Иногда ходят слухи, что в интерьере МГУ использовались материалы Рейхстага (здание немецкого парламента, разрушенного в битве за Берлин в 1945 году), в том числе редкий розовый мрамор. На самом деле мрамор в главном здании либо красный, либо белый. Однако общеизвестно, что химический факультет оснащен немецкими металлическими картотеками. Это косвенно доказывает, что некоторые материалы, использованные при строительстве, действительно были из Германии.