Ленин ссср мир: «Мир, Ленин, СССР» и другие послания внеземным цивилизациям

«Мир, Ленин, СССР» и другие послания внеземным цивилизациям

Отдавая должное этому историческому событию «РГ» решила вспомнить все радиопослания инопланетянам, отправленные отечественными учеными.

«Письмо» на Венеру

В начале 1960-х годов СССР был бесспорным лидером в освоении космоса, поэтому то, что первое послание братьям по разуму было отправлено именно советскими учеными, удивления не вызывает. Впрочем, традиции подобного рода исследований были заложены еще в Российской империи. В 1876 году в нынешнем Хельсинки вышла книга Эдварда Неовиуса «Величайшая задача нашего времени». В ней ученый заявил о необходимости установить контакты с внеземными цивилизациями. Для этого предлагалось использовать световые сигналы. По словам члена Российской академии космонавтики имени Циолковского, астрофизика Льва Гиндилиса, Неовиус не только показал техническую возможность осуществления такой связи, но и построил для этого специальный язык на принципах математической логики. Однако тогда же стало понятно, что одна страна реализовать дорогостоящий проект не сможет, требовалась кооперация, что в те годы было утопией — освоение космоса еще не рассматривалось как государственная задача.

Только спустя 86 лет российские, а точнее уже советские ученые из ЦДКС в Евпатории первыми в мире отправили радиопослание в космос, известное сейчас как послание «Мир, Ленин, СССР». Правда, серьезной задачи найти внеземные цивилизации тогда не ставилось, главной целью была радиолокация Венеры.

Научный сотрудник Института радиотехники и электроники (ИРЭ) РАН Олег Ржига предложил использовать в качестве кода послания азбуку Морзе. Меняя частоту радиопередатчика, ученые «отбивали» буквы. Точка длилась 10 секунд, тире — 30, паузы внутри букв — 8 секунд, паузы между буквами — 30 секунд. Таким образом 19 ноября 1962 года в космос было отправлено слово «Мир», а 24 ноября — слова «Ленин» и «СССР». Общее время радиопередачи составило восемь минут. Отраженный от Венеры сигнал был принят в Евпатории спустя четыре с половиной минуты.

Космический зов

Следующее космическое послание было отправлено из Евпатории только в 1999 году. Дело в том, что средства на подобные программы государством не выделялись в виду их неясных перспектив. В конце концов, никто до сих пор не может сказать, существуют внеземные цивилизации или нет. Поэтому отечественные ученые развивали это направление космологии лишь в теории.

И тут на помощь пришла частная инициатива — в 1998 году американский бизнесмен Чарльз Чейфер обнародовал идею проекта «Encounter 2001» («Встреча третьего тысячелетия»). Он состоял из двух частей — отправки к ближайшим звездам космического зонда с фотографиями, письмами и ДНК («The Millennial Voyage») и радиопослания («The Cosmic Call», «Космический зов»). Для передачи радиопосланий Чейфер хотел использовать американские планетные радиолокаторы в Аресибо либо в Голдстоуне, однако этого не случилось из-за сильной загруженности оборудования по другим программам. Тогда главный научный сотрудник ИРЭ РАН Александр Зайцев предложил использовать в проекте «Cosmic Call» радиолокатор, установленный в фокусе 70-метровой антенны в Евпатории.

Попасть в список участников и отправить индивидуальное письмо, длина которого не должна была превышать 30 слов, мог любой желающий, заплативший 15 долларов США. К слову, таковых в итоге набралось около 50 тысяч человек, благодаря чему проект и состоялся. Собранные средства позволили отправить в космос сообщения не только частных лиц, но и подготовить обширное научное послание.

Специально для передачи информации был разработан язык Lexique, напоминающим принцип составления космограммы Дрейка из послания «Аресибо» (1974 год). По словам научного руководителя проекта Александра Зайцева, каждая из 23 страниц предназначенного для радиопередачи сообщения представляла собой последовательность из 16129 двоичных символов, допускающую единственное целочисленное разложение в виде квадратной матрицы 127 на 127 клеток. Первые несколько страниц послания были вводными («Числа», «Операции»), они должны были помочь потенциальным адресатам расшифровать весь текст. Затем шли страницы, описывающие познания землян в науках, 21-я описывала антенну и передатчик Евпаторийского радиолокатора. А последняя страница призывала всех, кто принял сигнал, ответить на него и рассказать о своей цивилизации.

Адресатами послания в итоге стали четыре звезды из созвездий Лебедь и Стрела. Их выбирали из перечня Института SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence — «поиск внеземного разума»), главными критериями были схожесть звезд с Солнцем и наличие вокруг них планет. Сеансы связи состоялись 24 мая, 30 июня и 1 июля 1999 года. Общая длина послания превышала 1,7 миллиона двоичных символов.

Следующий «Космический зов» состоялся 6 июля 2003 года. На этот раз послания были отправлены к пяти звездам из созвездий Андромеда, Орион, Рак, Большая Медведица и Кассиопея.

Концерт для «зеленых человечков»

В промежутке между двумя «Космическими зовами» из Национального центра управления и испытания космических средств (НЦУИКС) Украины (бывший ЦДКС) было отправлено первое радиопослание к звездам от детей Земли. Его идея зародилась в ходе подготовки к международной конференции «Дети Европы на пороге XXI века», а уже на самой конференции летом 2000 года в Москве был рассмотрен первый вариант «Детского послания». Оно включало в себя музыкальную часть, рисунок-эмблему и текст на русском и английском языках, а также словарь образов. По словам Льва Гиндилиса, всего свои предложения по составлению послания прислали около тысячи школьников из России, Белоруссии и Украины.

Александр Зайцев предложил использовать при передаче музыки уникальный электронный инструмент — терменвокс. Он генерирует узкополосный квазисинусоидальный сигнал, спектр которого сосредоточен в относительно узком интервале частот, что делает его оптимальным для обнаружения и выделения из шумов космоса. Что касается репертуара, то инопланетянам, в частности, предложили послушать «Вокализ» Рахманинова, «Времена года» Вивальди, «Калинку-малинку», симфонию Бетховена. В качестве основного позывного сигнала была принята мелодия романса «Выхожу один я на дорогу» на стихи Лермонтова.

Цифровая часть послания кодировалась так же, как и в «Космическом зове» с помощью двоичного кода. Она содержала в себе текст на русском и английском языках представителям внеземных цивилизаций. В частности, там были такие слова:

«Здравствуйте, наши Космические друзья! Мы, дети планеты Земля, отправляем вам это Послание. Знайте, вы не одиноки во Вселенной. Предлагаем вам дружбу. Галактика, в которой мы с вами живем — наш общий Дом… Мы живем семьями: родители и дети. Дети любят играть. Мы хотим показать вам наши игры, рисунки, музыку. Человек живет около 80 лет. Нам, детям, пишущим это Послание, сейчас от 13 до 18 лет, и мы надеемся дождаться вашего ответа…»

Центральную часть рисунка-эмблемы представляло собой лицо человека, дельфины вокруг символизировали наличие на Земле воды, птицы — атмосферу. По периметру окружности располагались 10 кружков, рисунки в которых несли информацию о космосе, Земле и человеке, достижениях техники. Например, в девятом кружке была изображена игра крестики-нолики, символизирующая своей простотой детский характер послания. Наконец, словарь понятий-образов представлял собой 12 фрагментов, содержащих основные понятия послания — люди, семья, галактика, Солнце, дом. Они, по задумке ученых, должны были помочь расшифровать главную эмблему.

Сеансы передачи «Детского послания» состоялись 29 августа, 3 и 4 сентября 2001 года. В качестве адресатов были выбраны шесть звезд солнечного типа в созвездиях Дельфина, Близнецов, Большой Медведицы, Девы, Дракона и Гидры.

Послание из соцсетей

Последние на данный момент послание внеземным цивилизациям из НЦУИКС ушло 9 октября 2008 года в рамках международного проекта «A message from Earth» (AMFE, послание с Земли). 501 сообщение для него были по конкурсу отобраны на сайте социальной сети Bebo. Всего через специальное приложение свои тексты, рисунки, фотографии отправили более полумиллиона человек, в том числе известные политики, актеры и музыканты. Среди них были звезда сериала «Секретные материалы» Джиллиан Андерсон и участники поп-группы McFly. Поэтому и послание получилось весьма разношерстным, этакая солянка из образов Земли, пожеланий людей инопланетянам.

— Я понимаю, что в большинстве случаев эти сообщения могут быть наивным, но я также надеюсь, что мы получим творческий и свежий взгляд на эту тему, — отметил Александр Зайцев, выступавший главным консультантом проекта AMFE.

Послание отправилось к звезде Глизе 581 в созвездии Весы. Планетная система этого красного карлика примечательна тем, что имеет три условно-пригодные для жизни планеты. Сигнал к ним дойдет в 2029 году, и если он будет кем-то принят, а адресаты захотят ответить, то жители Земли могут узнать об этом примерно в 2049 году.

Зарубежные послания космическим цивилизациям

Пластинки «Пионера» 2 марта 1972 года НАСА запустило беспилотный космический аппарат «Пионер-10», предназначенный для изучения Юпитера. Так как после этого «Пионер» должен был покинуть солнечную систему, вместе с ним в космос отправили пластинку из анодированного золотом алюминия, рассказывающую о человеческой цивилизации. На ней были изображены мужчина и женщина, сам «Пионер», солнце, лучи которого указывали на 14 ближайших пульсаров. Также была изображена сама солнечная система, а на ней отмечено, с какой именно планеты стартовал «Пионер». 5 апреля 1973 года в космос запустили «Пионер-11» с точно такой же пластиной.

Послание Аресибо 16 ноября 1974 года из обсерватории Аресибо (Пуэрто-Рико) был послан радиосигнал к шаровому звездному скоплению М13 в созвездии Геркулеса. Оно находится на расстоянии 25 тысяч световых лет от Земли, из чего понятно, что рассчитывать на обратную связь нам не приходится. Длина послания составляла 1679 знаков в бинарной системе счисления. Предполагалось, что адресат догадается выстроить послание в виде прямоугольника со сторонами 23 и 73 знака. Если закрасить единички одним цветом, а нули другим, то можно будет разглядеть передаваемые образы — числа, химические элементы, человечество и т.д.

Золотая пластинка «Вояджера»  В 1977 году исследовать Сатурн, Уран и Нептун отправились американские аппараты «Вояджер». К их бортам прикрепили круглые алюминиевые коробки с золотой пластиной диаметром 30 сантиметров внутри. К ней прилагались фонографическая капсула и игла для воспроизведения записи, а также инструкция по их использованию. На диске было 115 слайдов с изображениями Земли, строения человека и животных (в том числе молекула ДНК), и другие научные данные. Кроме того были записаны музыкальные произведения, звуки природы и живых существ.

Сквозь Вселенную 4 февраля 2008 года с Мадридского комплекса дальней космической связи к Полярной звезде была отправлена радиограмма песни «Битлз» «Аcross the Universe» («Сквозь Вселенную»). Таким образом ученые отметили 40-летие записи песни и 50-летие НАСА.

Привет с Земли 28 августа 2009 года с Комплекса дальней космической связи в Канберре (Австралия) к звезде Глизе 581 было послано сообщение в рамках проекта Hello from Earth («Привет с Земли»). Через специальный сайт авторы проекта собирали послания от всех желающих, которых в итоге набралось более 25 тысяч. В виду их разношерстности, научная ценность эксперимента представляется сомнительной.

«Мир. Ленин. СССР» и другие космические послания

23 августа 2017, 10:30

Приближается юбилей запуска Voyager-1. Это не только самый удаленный от Земли космический объект, созданный человеком (с 2013 года зонд находится в межзвездном пространстве за пределами Солнечной системы), но и носитель послания инопланетным цивилизациям. Золотые пластинки, созданные командой ученых под руководством астрофизика Карла Сагана, содержат музыку, записи приветствий на разных языках, фотографии и другую информацию о человечестве, а также подсказки о расположении Солнца в нашей Галактике и схемы атома водорода.

Читайте также

Внеплановое изучение Вселенной: что Voyager 40 лет делает в космосе

Именно с космическими посланиями связана акция NASA #MessageToVoyager. С 23 по 29 августа агентство будет выбирать лучший вариант внеземного сообщения, которое 5 сентября планируется отправить «вдогонку» аппарату Voyager-1, в 40-ю годовщину его запуска. Об ограничении в 60 символов и других требованиях к космическим текстам можно почитать здесь, а мы пока вспомним несколько других сообщений, которые человечество успело отправить в космос за последние полвека.

1) Сигнал «Мир. Ленин. СССР», закодированный в азбуке Морзе и отправленный в сторону Венеры из центра космической связи в Евпатории в ноябре 1962 года. «По совместительству» первое радиопослание человечества внеземным цивилизациям. Продолжает свое движение и сейчас, направляясь в сторону созвездия Весы.

2) Алюминиевые пластинки межпланетных станций Pioneer. Содержат информацию о расположении Солнечной системы и том, как выглядят люди. Находятся на борту станций Pioneer 10 и Pioneer 11, запущенных в 1972 и 1973 годах. Аппараты продолжают отдаляться от Солнца, но, так как связь с ними потеряна, об их местоположении и дальнейшей судьбе можно только догадываться.

3) Послание Аресибо. Отправлено в сторону созвездия Геркулес радиотелескопом обсерватории в Пуэрто-Рико в ноябре 1974 года. В основном содержит цифры: информацию о десятичной системе, химических элементах, строении ДНК, Солнечной системы и устройстве самого телескопа в Аресибо. На быстрый ответ никто не рассчитывает: доставка сообщения гипотетическому адресату займет около 25 000 лет. Ждать отклика придется столько же.

4) Песня The Beatles «Across the Universe» («Через Вселенную»). Радиосигнал был отправлен Мадридским комплексом дальней космической связи в феврале 2008 года по направлению к Полярной звезде, в созвездие Малой Медведицы. Скорее красивый жест, нежели реальная попытка наладить контакт. Полярная звезда является сверхгигантом (то есть в десятки раз массивнее Солнца), и существование жизни рядом с ней маловероятно.

5) «Послание с Земли» к звезде Gliese 581 (снова в созвездие Весы). Радиосигнал, отправленный из Евпатории в октябре 2008 года, представляет собой цифровую капсулу времени. По содержанию он чуть разнообразнее своих предшественников: например, в нем есть информация о земных достопримечательностях и известных политиках. «Послание с Земли» это одно из самых «быстрых» земных сообщений. По предположениям астрономов, оно дойдет до «адресата» уже в 2029 году.

Насколько безопасны попытки космических переговоров? Мнения расходятся. Так, сторонники программы METI (Messaging to Extra-Terrestrial Intelligence, посланий внеземным цивилизациям) считают, что с начала эпохи радио и телевидения Земля успела отправить в космос множество «незапланированных» сигналов, которые уже разошлись на расстояния до 100 световых лет, а значит, если бы космические недоброжелатели хотели обратить на нас внимание, они бы уже это сделали.

Читайте также

В ожидании инопланетных сигналов: как и зачем на Земле слушают космос

Мировая революция, которой не было

Учредительный съезд Коммунистического Интернационала («Коминтерна»), состоявшийся в Москве 2–6 марта 1919 г., начался с грандиозных амбиций. Собрание, созванное Владимиром Лениным, стремилось объединить зарождающиеся коммунистические партии, отколовшиеся от своих социал-демократических прародителей, в мощную централизованную организацию. Новоявленное коммунистическое движение, травмированное неспособностью социалистического движения остановить ужасы Первой мировой войны и вдохновленное решимостью большевиков, считало мировую революцию ближайшей перспективой, которая может привести человечество к коллективному освобождению.

Эти коммунисты предвидели свою грядущую победу всего за несколько месяцев. Практически невообразимая сегодня, в 1919 году социалистическая революция в передовом капиталистическом мире казалась не только возможной, но даже вероятной. Действительно, на короткое время Коминтерн и объединенные им партии оказались в авангарде беспрецедентной по масштабам и интенсивности борьбы за власть. Первые четыре года существования Интернационала были свидетелями множества восстаний и революций, социалистических и других радикальных организаций резко увеличились в размерах, и казалось, что мир действительно может оказаться на пороге социалистических преобразований.

Однако коммунистам не удалось осуществить это преобразование. Советский Союз оставался изолированным и становился все более авторитарным и застойным. Когда он встретил свой конец в 1991 году, его провал спровоцировал поистине тотальную глобализацию неолиберального капитализма и крах международных левых как мощной силы, способной ему противостоять.

Сегодня мы больше не живем в мире 1919 года. Вместо этого социалистическое движение выходит из долгого политического застоя. Это открывает надежду на использование новых возможностей, давших социализму новую жизнь. Однако коллективная сила и международная организация, которые наши предшественники считали само собой разумеющимися столетие назад, кажутся далекими как никогда.

Коммунистическое движение фактически возникло как продукт обстоятельств, вытекающих не из какого-то четкого плана, а скорее из условий, в которых оказались социалисты на местах в России. Соотношение сил между различными рабочими партиями со временем то усиливалось, то ослабевало, и большевики никогда не исключали возможности правления вместе с союзными организациями. Как показывает Эрик Блан, представления о том, как именно должна выглядеть революция или постреволюционный порядок, постоянно менялись в социалистическом лагере в 1919 г.17.

Ситуация постепенно начала меняться в 1918 году. Большевистское восстание резко подняло ставки в международной борьбе за социализм, что потребовало изменения стратегии. Понимая, что Россия вряд ли сможет выжить в одиночку, учитывая ее отсталую экономику и усилия империалистических государств по ее осаде и вторжению, большевики поставили все на то, чтобы революционеры пришли к власти в своих более развитых западных соседях. По мере того, как центр классовой борьбы перемещался на запад, Россия могла восстановить свое здоровье с помощью Германии и других промышленно развитых государств. Коминтерн был основан для реализации этого видения чуть более чем через год после того, как большевики пришли к власти.

В эти годы коммунистические партии все еще были довольно разнородными: различные течения боролись за лидерство и отстаивали целый ряд стратегий, начиная от объединения фронтов с социал-демократией и заканчивая немедленным вооруженным восстанием. Собираясь в Москве, сам Коминтерн стал местом оживленных, оживлённых дебатов между ведущими международными активистами. Протоколы первых конгрессов, старательно переведенные Джоном Ридделлом, дают возможность заглянуть в утраченный политический мир. Игривые оскорбления и язвительная критика смешиваются со страстными спорами о судьбе человечества и чувством политической серьезности, которое никогда не могли передать ироничные мемы Facebook.

Хотя не все эти собрания были столь впечатляющими, как казались (например, «Первая международная конференция негритянских рабочих» в 1930 г. проходила в матросском баре в немецком городе Гамбурге), они были связаны с организациями, которые насчитывала тысячи, а иногда и миллионы членов. Принятые ими решения имели значение для мировой политики и не без оснований вселяли страх в сердца их врагов.

Если оставить в стороне внутренние разногласия, этих первых коммунистов воодушевляла перспектива победы рабочей революции в Западной Европе. Это ключевое звено в исторической цепи должно было либо привести движение к победе, либо привести его к сокрушительному поражению — проще говоря, на карту была поставлена ​​судьба мира. Это мотивировало все, что делали коммунисты, и помогает объяснить как их невероятную храбрость, так и некоторые из их более сомнительных решений.

Трудно оценить, какое эмоциональное воздействие Октябрьская революция оказала на политические взгляды коммунистов. Тем не менее, без сомнения, признание большевиков как единственной партии, фактически захватившей и удерживающей государственную власть, также придавало их опыту легитимность в качестве «образца» для подражания. Однако Россия была непохожа на Германию или Францию. В этих странах было более развитое гражданское общество, более укоренившиеся правящие классы и буржуазно-демократические традиции, которые уважали многие рабочие. Захват власти неизбежно был бы гораздо более сложным и длительным процессом, чем в царской империи. Но безвыходное положение молодого советского государства делало все более необходимым, чтобы революции на Западе последовали как можно скорее.

Важнейший театр революции находился в Германии, потерпевшей поражение и дезорганизованной после Первой мировой войны. После того, как революционная волна 1919 г. утонула в крови, Коминтерн отступил и стал направлять все больше своих ресурсов на профсоюзную и подвижническую работу как шаг вперед. к построению социалистического большинства. Тем не менее, революция оставалась на горизонте. Как пояснил после III съезда в 1921 году председатель Григорий Зиновьев:

Поскольку мы не пророки, никто из нас не может точно сказать, сколько месяцев или лет пройдет до победы пролетарской революции в первой из тех важных стран, которые действительно определяют судьбу мировой революции. Но одно мы знаем точно, и новый анализ экономического положения Европы на III съезде нас в этом опять совершенно убедил:0026 Революция не окончена. Мы не очень далеки от того периода, когда начнутся новые конфликты, которые потрясут Европу и весь мир в гораздо большей степени, чем сумма всех прежних схваток .

Всплеск коммунистической силы в нескольких опорных пунктах рабочего класса Германии в 1923 году породил новые надежды на то, что момент революции снова приближается. Той осенью Москва направила в страну Карла Радека для подготовки последнего немецкого восстания. По прибытии широко уважаемый польско-немецкий большевик писал на страницах ежедневной коммунистической газеты:0026 Die Rote Fahne , что «немецкая буржуазия организована как никакая другая в мире. Коммунистическая партия должна быть организована как никакая другая».

Большевистское руководство было уверено в своих немецких товарищах. По общему мнению, немецкая революция рассматривалась им как спасительная благодать после долгих лет жестокой гражданской войны и геополитических разочарований. Возбуждение не ограничивалось партийными лидерами. В недавней книге Глеба Альберта об интернационализме в раннем Советском Союзе, например, рассказывается о том, как обычные русские жертвовали буханки хлеба местной коммунистической партии, чтобы накормить немецких рабочих. Этот энтузиазм был выражен Иосифом Сталиным в качестве генерального секретаря советской партии немецкому лидеру Августу Тальгеймеру 10 октября 19 года. 23:

Приближающаяся революция в Германии — важнейшее мировое событие нашего времени. Победа немецкой революции будет иметь для пролетариата Европы и Америки еще большее значение, чем победа русской революции шесть лет назад. Победа немецкой революции перенесет центр мировой революции из Москвы в Берлин.

Историки изображают, что на этом этапе партия перешла от работы с движением к подготовке к восстанию. Коммунисты вместе с левыми социал-демократами сформировали «рабочие правительства» в нескольких регионах, где движение было особенно сильным, и планировали использовать межпартийные ополчения в качестве плацдармов для восстания по всей Германии. Если все пойдет по плану, к концу года страной будет управлять рабочее правительство, связанное с Россией.

Тем не менее, несмотря на лихорадочное состояние подготовки и резкость риторики партийных лидеров, Октябрьская революция в Германии была сбита с толку на исходном рубеже. Партия безуспешно пыталась принять предложение в пользу восстания на спешно созванной конференции заводских советов в Хемнице в октябре 1923 года. Коммунисты считали эту поддержку решающей, зная из предыдущих неудач, что восстание меньшинства с участием только их собственных сил будет изолированные.

События не могли быть более немецкими. Противники восстания предложили делегировать резолюцию подкомитету, который, в свою очередь, мучился и медлил до тех пор, пока коммунисты, переигравшие и вряд ли получившие большинство, отменили свой план. Небольшое количество боевиков в Гамбурге либо не услышали новости вовремя, либо умышленно проигнорировали ее и все равно попытались поднять вооруженное восстание. Это оказалось катастрофой.

Озадаченные этим сокрушительным разочарованием, лидеры Коминтерна обвинили немецкое руководство в том, что оно не нажало на курок и упустило возможность. Ведь в условиях напряженной фракционной атмосферы в Москве в то время никто не хотел брать на себя ответственность за столь крупный просчет. От троцкистов до сталинистов понятие неудавшейся революции, вызванной трусливым руководством, стало партийным евангелием. Миф усилил тенденции к дальнейшей централизации и тому, что позже было названо «большевизацией» коммунистических партий.

Неудавшаяся немецкая революция имела катастрофические долгосрочные последствия, укрепив раскол между коммунистами и социал-демократами, что значительно ослабило сопротивление приходу Гитлера к власти и завершилось уничтожением немецкого рабочего движения — одной из величайших трагедий двадцатого века. . Но неудавшаяся революция имела немедленные последствия и в самом Советском Союзе, разжигая жестокую, затяжную борьбу за власть в высших эшелонах большевистской партии. Несколько фракций, не только сталинская, выступали за стратегическое отступление и консолидацию советского государства. По прошествии времени, когда Сталин в конце концов устранил всех своих реальных и воображаемых противников, Коминтерн превратился в инструмент советской внешней политики, подчиненный центральному политическому руководству Москвы.

Бесцеремонный роспуск Коминтерна в 1943 году (из уважения к западным союзникам СССР) ознаменовал собой институциональный конец революционного интернационализма, который вдохновлял ранний коммунизм, который в любом случае уже давно перестал иметь какое-либо реальное политическое значение на мировой арене. С тех пор, как в 1990-е годы Социалистический Интернационал превратился в недееспособный клуб неолибералов, ничего похожего на социалистический интернационализм не появилось. Может быть, по этой причине Коминтерн и сегодня продолжает представлять значительный интерес для социалистов.

Как высокограмотное политическое движение, полностью посвятившее себя распространению своих идей через письменное слово, первые истории Коминтерна были написаны самими коммунистами. Лев Троцкий уже опубликовал «Первые пять лет Коммунистического Интернационала » в 1924 году, практически по мере развития событий. Его «Уроки октября », опубликованные в том же году, вызвали широкомасштабную общественную полемику между видными большевиками и положили начало практике использования интерпретаций успехов и неудач Коминтерна в качестве фракционных инструментов для выставления оппонентов в негативном свете.

В официальной версии повествования процесс политической дифференциации, приведший к кристаллизации специфически «коммунистического» крыла рабочего движения, сводился к усилиям Ленина, который «дал партии и пролетариату четкую революционная линия». Учение Ленина, продолженное Сталиным, представляло собой сущность коммунистической мысли и действия. Несовпадающие мнения и историческая двойственность были отброшены, что сделало этот нарратив малопригодным для понимания Коминтерна сегодня.

По мере того, как коммунистическое движение раскалывалось, конкурирующие лагеря писали свои собственные истории движения, предлагая более детализированную картину. Тем не менее эти продукты накаленной политической атмосферы часто объясняли взлеты и падения Коминтерна в первую очередь борьбой наверху, связывая его вырождение и возможный крах с внутренними разногласиями и битвами между конкурирующими фракциями.

Но, учитывая обстоятельства, действительно ли все могло сложиться намного лучше, чем получилось? Оглядываясь назад на сто лет, мы можем позволить себе роскошь отойти от этих фракционно окрашенных версий истории и принять более взвешенный подход. Бухгалтерский баланс Коминтерна явно неоднозначен: русская революция 1917 декабря стал новой кульминацией в социалистическом движении, когда явно социалистическое правительство пришло к власти в результате вооруженного восстания при массовой поддержке.

Однако его последующие попытки обобщить этот подход снова и снова терпели неудачу. Вместо того, чтобы положить начало цепи успешных социалистических восстаний по всей Европе, русская революция оставалась изолированной, а советское государство становилось все более оборонительным и авторитарным. Между тем, раскол в рабочем движении, вызванный неудачами социал-демократии, но закрепленный существованием Коминтерна, также структурно препятствовал возрождению объединенных социалистических партий.

Принимая во внимание, что с тех пор ни один социалистический проект не достиг даже близко таких высоких высот, вполне логично, что Коминтерн продолжает занимать видное место в политических представлениях многих социалистов и сегодня. Не имея собственного опыта массовой политики для оценки, поколения маргинализированных радикалов вместо этого анализировали перипетии прошлых революций в поисках очищенных истин и исторических законов.

Для многих людей, которые радикализировались до того, как неожиданный подъем Берни Сандерса сделал социализм снова нарицательным, вступление в социалистическую организацию часто означало принятие определенного взгляда на Коммунистический Интернационал. Для троцкистов, таких как Дункан Халлас, это означало «стоять на почве первых четырех конгрессов Коминтерна» и извлеченных из них стратегических уроков. Но что именно это были за уроки?

Политический ландшафт сегодня совсем не похож на 1919 год. Нигде рабочее движение не представляет непосредственной угрозы капитализму, и народные представления о социализме реанимируются не политическими потомками Коминтерна, а страстными активистами внутри исторических партий социал-демократии. реформизм.

Мы все еще находимся в начале потенциального массового социалистического движения — бесценная возможность, которую мы не можем позволить себе упустить. Само собой разумеется, что эта ситуация находится на расстоянии световых лет от России в 1917 или Хемница в 1923 году. Таким образом, вместо того, чтобы пытаться учиться непосредственно у Коминтерна, мы должны учиться на его месте на траектории социалистического движения. К моменту основания Коминтерна массовые рабочие партии существовали уже несколько десятилетий и добились ряда крупных уступок в основных капиталистических странах. Они построили вокруг себя жизненный мир, вовлекший миллионы людей не только в символическую предвыборную акцию, но и сообщество, которое верило в грядущее социалистическое общество и укреплялось немедленными победами.

Сегодня различие между революцией и реформой кажется менее актуальным. Учитывая, что общий уровень классовой борьбы и организованности все еще находится на историческом минимуме, а такие повстанческие политики, как Александрия Окасио-Кортес и Джереми Корбин, популяризируют социализм невиданным за последние десятилетия способом, кажется очевидным, где происходит действие. Некоторые социалисты утверждают, что мы должны воздерживаться от участия в этих событиях, а скорее «тянуть их влево», «участвуя в реальной борьбе» вне институциональной сферы.

Этот аргумент может звучать красиво и уж точно более радикально. Но на самом деле это пережиток времен Коминтерна, когда и реформистский, и революционный социализм представляли собой настоящие массовые движения, и выбор между ними действительно что-то значил. Проблема в том, что не существует сколько-нибудь значимых революционных левых. Воздержание от головокружительных событий в электоральной политике гарантирует лишь то, что никто не заметит, что социалисты вообще пытаются стянуть их влево.

Коммунистические аргументы столетие назад имели значение в реальном мире, потому что социалистическая политика имела место в реальном мире. Нашим приоритетом должно быть достижение такого положения, при котором социализм снова будет иметь такое влияние. Нам нужны конкретные победы, которые продвигают наше движение вперед и закладывают основу для массового роста в будущем. По крайней мере, на данный момент было бы неразумно подражать стратегическим взглядам Коминтерна на власть рабочего класса.

Коммунистическое движение, со всеми его ошибками и последующим вырождением, тем не менее остается существенной частью социалистической истории. Во всяком случае, его окончательная неудача подчеркивает ставки и безотлагательность нашего общего политического проекта, а серьезность и самоотверженность, которые преследовали его вместе с этими социалистами, заслуживают уважения и, пусть скромно, подражания.

Он также требует, чтобы мы серьезно относились к интернационализму как жизненно важному компоненту социалистического проекта. Как однажды сказала Клара Цеткин, II Интернационал «ограничился тем, что оставался простой мастерской по выдумыванию прекрасных резолюций», но не выступил против войны, когда настал решающий момент. Коминтерн стремился исправить эту ошибку, став централизованной партией мировой революции, которая со временем оставляла все меньше места для стратегической гибкости или плюрализма мнений. Социалистический интернационализм в 2019 годудолжны провести тонкую грань между обеими крайностями: нам нужна дисциплинированная, преданная делу сеть социалистов по всему миру, понимающая, что наша борьба может быть успешной только в том случае, если она будет вестись в глобальном масштабе, но с достаточным терпением, непредубежденностью и смирением, чтобы не жертвовать потенциалом. возможности у алтаря православия.

Пока человеческая цивилизация продолжает находиться под властью и обезображиваться капитализмом, мы все еще можем признать ценность призыва Коминтерна: « Рабочие мира — в борьбе против империалистического варварства, против монархии, против привилегированного сословия, против буржуазного государства и буржуазной собственности, против всех видов и форм классового и национального гнета — Объединяйтесь! ». Будем надеяться, что на этот раз мы действительно сможем его выполнить.

Октябрьская революция в России не то, что имел в виду Маркс : News Center

6 ноября 2017 г.

Вооруженные солдаты и рабочие на улицах Петрограда 7, 19 ноября17. (Фото из Википедии)

Мэтт Леноу, доцент кафедры истории и заведующий кафедрой истории

Ровно 100 лет назад в этом месяце, когда Российская империя рухнула после поражения в Первой мировой войне, Коммунистическая партия активисты захватили власть в столице Санкт-Петербурге. В последующие три года партия распространила свое правление на большую часть бывшей империи в ходе ожесточенной гражданской войны. Победив, большевистские лидеры приступили к построению своей версии социалистического общества: современного, рационального и могущественного. Их инструментами были пропаганда, государственный контроль над экономикой и массовое насилие.

Но Октябрь не был той революцией, которую имел в виду Карл Маркс. Он ожидал, что угнетенные фабричные рабочие захватят власть в самых богатых, наиболее промышленно развитых капиталистических обществах. Вместо этого русская революция, как и любая последующая успешная местная коммунистическая революция, произошла в бедной аграрной стране, подвергшейся нападению (или уже колонизированному) более технологически развитым и богатым врагом. Для России это была имперская Германия в Первой мировой войне, для Вьетнама — французский колониализм, для Китая — столетие конфликтов с европейскими и японскими империалистами. В конечном итоге коммунистические революции стали движениями против грабительского колониализма. Это были не рабочие революции.

Коммунизм рухнул, а мы до сих пор живем в наступившем хаосе. В конце концов Октябрь стал провалом не рабочей революции, а ленинского моста к современной власти для «третьего мира».

Во многом мы все еще живем в эпоху, начавшуюся с империализма конца 19 века, спровоцировавшего Октябрьскую революцию. Есть важные уроки, которые американские политики должны извлечь из наследия этой революции. Чтобы понять их, мы должны вернуться к истории империализма, Первой мировой войны и холодной войны.

Полная бойня колониализма конца 19-го и начала 20-го века в Соединенных Штатах в значительной степени забыта. Приведу лишь два примера: миллионы людей погибли в Бельгийском Конго в период с 1885 по 1908 год. От пяти до шести миллионов индийцев умерли от голода в середине 1870-х годов, когда британские колониальные правители отказались от помощи.

Первая мировая война, которая расколола Российскую империю, сама по себе стала кульминацией десятилетий имперского соперничества. Элиты великой державы ожидали и планировали войну в Европе, предвидя затяжную кровавую катастрофу. Накануне конфликта министр иностранных дел Великобритании Эдвард Грей считал, что война приведет к «краху цивилизации».

Грей был прав. Распад цивилизации подготовил почву для коммунистической революции. Без Первой мировой войны любая революция в России имела бы гораздо более умеренный исход.

Сценарий в других странах, от Вьетнама до Кубы, где бразды правления захватили коренные коммунисты, прослеживает аналогичные модели — иностранное нападение, часто заканчивающееся прямой оккупацией, поражением традиционных элит, за которым следует коммунистическая революция.

Вдохновленные победой Советского Союза над нацистскими захватчиками во Второй мировой войне, многие страны «третьего мира» после 1945 подражал советской модели развития — государственный контроль над экономикой, строительство тяжелой промышленности и коллективизация сельского хозяйства — несмотря на ужасные человеческие жертвы. Среди них были некоммунистические государства, такие как Нигерия и баасистский Ирак.

Мэтт Леноу, доцент кафедры истории и заведующий кафедрой истории. (Фото из Университета Рочестера / Дж. Адам Фенстер)

Можно утверждать, что коммунистические режимы и их сводные братья были стабилизирующими силами международного порядка после Второй мировой войны, несмотря на их риторику об экспорте революции. Коммунистические правительства направляли недовольство более бедных обществ на свои проекты модернизации, они поддерживали внутренний порядок (заплатив ужасную цену) и вели переговоры с капиталистическими державами.

Крах европейского коммунизма между 1989 и 1991 годами был провозглашен многими как «конец истории» — окончательный триумф капиталистической демократии. Тем не менее, разрыв в уровне жизни и власти между богатыми капиталистическими обществами и остальной частью планеты оставался, даже несмотря на то, что стабилизирующее влияние ленинизма исчезло. Помимо неолиберальных панацеи, больше не существовало какой-либо последовательной программы борьбы с бедностью. Одним из скептиков относительно «конца истории» был политолог Кен Джовитт. Он предсказал, что в этом вакууме будут разрастаться «движения гнева», не имеющие идеологии или конкретных целей, но полные решимости испепелить международный порядок. Письмо Джовитта оказалось пророческим: в течение десятилетия Соединенные Штаты и НАТО были втянуты в бесконечную войну против меняющейся коалиции таких движений — «Аль-Каиды», «Талибана», ИГИЛ.

Империализм конца 19 века был началом эпохи, в которой мы все еще живем. В течение двух поколений после Второй мировой войны коммунизм и холодная война организовали разрыв в богатстве между «Первым» и «Третьим» мирами. Но коммунизм рухнул, а мы до сих пор живем в наступившем хаосе.