Ленин идеи: «Главная идея Ленина – в избавлении от иллюзии, что государство – высшая ценность»

Идеи Ленина живы | Щербиновский курьер

22 апреля  2020 года прогрессивные люди Земли в очередной раз размышляют о значении идей и дел Ленина, 150-летие которого отмечается в этот день.  Он соединил в себе все знания о развитии человечества, от теории до практики. Владимир Ильич мало прожил – всего 54 года, но его дела останутся на века. Его любили широкие народные массы и ненавидели враги, но то, что Владимир  Ленин – гениальный мыслитель и талантливый практик, признавали все.

В.И. Ленин (Ульянов), основатель Российской Социал-Демократической Рабочей партии, возглавил революционную борьбу трудящихся во время 1 Мировой войны, когда обессилевшая Российская Империя захлебывалась от проблем: неудачи на фронтах войны, надвигающийся массовый голод – с одной стороны и небывалый рост богатства узкой прослойки лиц – с другой. За этим последовало отречение Николая II, переход власти к Временному правительству, чехарда во всех сферах жизни государства – все это заставило трудящихся России подняться на борьбу за свои человеческие права. Партия большевиков оказалась единственной партией, которая взяла на себя ответственность за судьбу России, возглавила борьбу и привела народ к победе в Великой Октябрьской Социалистической революции 25 октября (7 ноября) 1917 года.

В первые дни после этой победы были приняты судьбоносные Декреты (законы): «О мире», «О земле», о равенстве всех народов – больших и малых. Народы России активно поддержали Советскую власть и яростно сражались за нее в годы Гражданской войны и иностранной интервенции 1918 – 1922 гг. Но даже в это тяжелейшее время Ленин думал о мирном и справедливом развитии государства рабочих и крестьян. В 1920 году был утвержден план ГОЭЛРО (электрификации России), разрабатывались планы индустриализации, коллективизации и культурной революции, что предполагало полную ликвидацию безграмотности среди всех жителей России и обеспечение доступа к образованию, в т.ч. высшему, всем гражданам – строить новое справедливое общество без эксплуатации должен народ грамотный и сознательный. Знаменитые слова Ильича «Учиться, учиться, учиться…» были направлены не только в настоящее, но и в будущее: учиться, чтобы быть всесторонне развитым, учиться, чтобы быть достойным гражданином, учиться, чтобы грамотно хозяйствовать, учиться, чтобы ответственно руководить хозяйством, учреждением, государством.

Коллективизация (образование коллективных хозяйств) была очень трудным, но, в то же время, необходимым и спасительным шагом для российского крестьянства.  Коллективизм крестьянской общины – отличительная черта хозяйствования именно нашей страны в прошлом, настоящем и будущем. Идея социалистического мироустройства овладела широкими массами тружеников и была продолжена И.В. Сталиным. Все это помогло Советскому Союзу выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны. Здесь нельзя не вспомнить ленинские слова: «Каждая революция чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться». Наша революция сумела не только защитить себя – Советский Союз принес мир народам Европы и всей Земли.

Стоит заметить, что в то время труд был не только способом получения дохода и благосостояния – труд был возведен в ранг доблести и трудовые успехи приравнивались к ратным подвигам. Мы, люди старшего поколения, все получили советское воспитание и образование, которое готовило высококвалифицированные кадры, двигавшие страну вперед. Но в какой-то момент люди потеряли бдительность – враги, внешние и внутренние, разрушили СССР – дело В.И. Ленина. Как результат – Россия снова во враждебном окружении, с кучей внешних и внутренних проблем.

Глядя на прошлые и настоящие события можно сделать вывод, что Владимир Ильич Ленин создал свои многотомные труды, благодаря напряженной теоретической и практической работы. Несмотря на то, что его сочинения были написаны в начале прошлого века, они не утратили своей актуальности. Его работы «Империализм как высшая стадия капитализма», «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» звучат набатом и указывают выход из сложившегося тупика. В свое время, Ленин мечтал о крестьянине (статья «О кооперации»), который бы обладал знаниями агрономии, зоотехники, ветеринарии – ведь только с такими кадрами можно строить развитое и справедливое общество.

И.Д. Лабутин, Л.П. Крикунова ст. Старощербиновская.

Как социалисты по всему миру относятся к заветам Ленина

150 лет назад родился вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин, один из крупнейших политических деятелей левого толка. Социалистические идеи основателя Советской России распространились по всему миру и до сих пор обладают определенной популярностью на Западе. Однако говорить о новой «социалистической революции» не приходится, да и даже российские коммунисты давно ушли от заветов Ильича.

Владимир Ленин — по праву одна из самых значимых фигур для социалистов во всем мире, теоретик коммунистической мысли стоял у истоков пролетарской революции и проложил дорогу к созданию Советского Союза. А марксизм-ленинизм — социально-политическое и философское учение о законах борьбы за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества — стал главной идеологией СССР.

Слово «социализм» не теряет своей популярности до сих пор, а борьба с социальным неравенством — актуальности. Левые в России, Европе и даже США так или иначе прибегают к нему в своих политических заявлениях.

Европейский социализм

В XX веке социалистические идеи распространились не только на территорию Советского Союза, но и на страны Восточной Европы. Левые взгляды были популярны и в определенных кругах в Великобритании, Франции и Германии.

Однако привлекательность социалистической идеологии во многом подпитывалась продолжающейся «холодной войной» между СССР и США, и ее завершение стало большим ударом по ней, говорит «Газете.Ru» директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев.

«СССР достаточно долго представлял собой фундаментальную альтернативу, которая была основана на социалистических идеях — они в большей степени отражали стремление людей к справедливости. Конечно, правительствам западноевропейских стран приходилось учитывать это в рамках своей политики и результатом стало европейские социальные государства, с партиями социально-левой направленности в политическом спектре», — отметил эксперт.

Однако после завершение «холодной войны» у них исчезла острая необходимость обеспечивать относительную социальную справедливость, продолжил Бордачев, поэтому социальное государство в Европе стало проседать.

В настоящее время в странах Евросоюза существуют отдельные социалистические партии, но идеологически они не привязаны марксизму-ленинизму. К примеру, французская коммунистическая партия начиная с 1970-х годов прошлого века придерживается так называемого «еврокоммунизма», который критически воспринимает концепцию диктатуры пролетариата и в целом негативно относится к советской модели социализма.

В свою очередь, немецкая Левая партия следует демократическому социализму — смешивая понятия общественной собственности и контроль над производством с политической демократией. В Великобритании же к социалистам зачастую относят Лейбористскую партию, в особенности из-за их фокусировки на социальной несправедливости. Однако они в большей степени являются социал-демократами, и выступают за совершенствование капитализма для достижения справедливости на социальном уровне.

Впрочем, даже с измененной идеологией эти партии, как и их соратники из других европейских стран, пока не претендуют на особую роль в политической жизни Европы.

Прошлый год продемонстрировал значительное ослабление позиций левых — лейбористы не смогли победить Консервативную партию на парламентских выборах в Великобритании, французские социалисты так и не восстановили свои позиции после поражения от прогрессивной партии президента Эммануэля Макрона, а Левая партия в ФРГ получила большинство только в федеральном парламенте Тюрингии.

«Мы не наблюдаем усиления левых идей в европейском политическом спектре, скорее, мы видим увеличение влияния правых. Те левые, которые чего-то добивались в Европе, не смогли предложить какой-либо альтернативы для развития экономики и общества», — указал Тимофей Бордачев.

Социалистические идеи до сих пор есть в Европе, подчеркнул эксперт, но пока они не смогли адаптироваться к современным вызовам и в ближайшее время не стоит ожидать изменения ситуации.

Демократический социализм США

Главным противником советской модели социализма, тем не менее, были не государства европейского континента, а ключевая капиталистическая держава — США. Как говорил Ленин, развитие революции по всему миру происходит в разных форматах и темпах.

«Помощь от вас, товарищи американские рабочие, придет еще, пожалуй, но не скоро», — отмечал Ленин в 1918 году после Октябрьской революции, ставшей примером для левых по всему миру.

Пока существовал СССР, «социалистической революции» в США так и не случилось, а взаимоотношения двух государств на то время были настоящей войной идеологий. Американские власти рисовали коммунистов как главных врагов, впоследствии частично перенеся этот образ на современную Россию.

Тем не менее, даже в таких условиях в США существовала коммунистическая партия, а идеи социализма вызывали симпатию у американских пролетариев.

Впрочем, эти взгляды живы в Америке до сих пор, во многом благодаря сенатору от штата Вермонт Берни Сандерсу.

Бывший участник предвыборной гонки в Демократической партии называет себя демократическим социалистом и не скрывает своей симпатии к СССР. Однако социализм для него не заключается в повторении советского опыта, как и для большинства его сторонников. Сандерс больше всего сосредоточен на идее о социальном обществе — бесплатной медицине и образовании вместе с высокими налогами для богатых и низкими — для бедных.

Идеи сенатора находят отклик в сердцах молодых американцев, согласно прошлогоднему опросу Gallup,

49% граждан США в возрасте от 18 до 39 лет поддерживают социалистическую идеологию, а капитализм положительно воспринимают 51%.

При этом в других возрастных группах ситуация меняется кардинальным образом. Так, 61% респондентов в возрасте от 40 до 54 лет симпатизирует капитализму, и лишь 39% одобряют социализм. Среди американцев старше 55 лет показатели одобрения социализма еще ниже — 32% против 68%.

Участие Сандерса в избирательной кампании по началу принесло ему ряд побед на предварительных выборах, что указывало на усиление позиций левых как минимум в Демпартии. В итоге кандидатом от демократов стал его оппонент из умеренного крыла — бывший вице-президент Джо Байден, которого социалистом можно назвать лишь с большой натяжкой. Впрочем, аналитики USA Today считают, что сопернику Сандерса пришлось частично принять план сенатора, чтобы сгладить противоречия внутри Демократической партии.

Издание отмечает, что

идеи «демократического социалиста» перенял и действующий президент США Дональд Трамп, который в условиях пандемии коронавируса усилил экономическую роль правительства фактически до масштабов социалистического государства.

В частности, власти предоставляют больницам субсидии на оплату помощи жертвам вируса, у которых нет страховки или которые недостаточно застрахованы. Некоторые наблюдатели считают, что это решение является практически первым шагом к переходу к бесплатной системе здравоохранения, которую продвигает Сандерс.

Кроме того, Трамп призвал ряд компаний увеличить производство необходимых комплектующих для медицинского оборудования, а поддержка авиаотрасли с помощью грантов предполагает переход правительства в разряд сопредседателя в ведущих фирмах.

Азиатский коммунизм

Тем не менее, пожалуй, наибольшее развитие социализм получил в азиатском регионе, в ряде государств он до сих пор не теряет свою силу и распад СССР на это никак не повлиял. Самым успешным примером по реализации идеологии является Китай.

Но нынешняя система КНР также имеет мало общего с учениями Владимира Ленина, хотя в конституции страны и записан марксизм-ленинизм.

«Азия избрала немножко другой тон и показала, что идеи ленинизма или большевизма должны трансформироваться под азиатскую почву. Если говорить о Китае, то одна из звезд на его флаге олицетворяет мелкую буржуазию, которую Ленин никогда не видел в союзниках пролетариата», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» и.о. директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов.

Ленинизм как самостоятельное течение отсутствует в чистом виде, продолжил эксперт, но его измененная версия продолжает существовать и широко обсуждается.

Даже в Северной Корее — еще одной социалистической стране азиатского региона — заветы Ленина соблюдаются весьма условно. В стране реализована советская модель с однопартийной системой, где коммунистическая партия держит всю власть. А это не слишком соотносится именно с ленинизмом.

«В КНДР реализован ленинизм большевистского типа, когда все основные средства производства принадлежат государству, которое является основным распределителем дохода. Также важно отметить общую закрытость принятия решений для большинства жителей страны. То есть партия выступает единым организмом без каких-либо ответвлений», — резюмировал Маслов.

Измененные системы присутствуют и в остальных коммунистических странах — Лаосе, Вьетнаме и Кубе. Лаосские власти переняли китайскую модель, в частности, в вопросе сменяемости членов партии по достижению определенного возраста. Вьетнам поставил правительство на ступень ниже парламента, а Куба закрепила в конституции право на частную собственность.

Удивление Ленина

Впрочем, особым спросом идеи Ленина, казалось бы, должны пользоваться в России, однако этого в наши дни уже не наблюдается. Коммунистических партий в стране несколько, но наиболее популярной является лишь КПРФ.

Согласно апрельскому опросу ВЦИОМ, ее рейтинг составляет 13,2%, что выше чем у «антикоммунистов» из ЛДПР — 10,3%, но ниже правящей «Единой России» — 34,3%.

В целом, КПРФ уже давно отошла от классического марксизма и тем более марксизма-ленинизма. Как заявил «Газете.Ru» президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко, Ленин бы очень удивился «современным коммунистам».

«Идеологически КПРФ представляет очень забавный микс социал-демократизма, консерватизма и религиозности. К идеологии, которую проповедовал Владимир Ленин это все имеет крайне опосредованное отношение», — указал эксперт.

При этом в настоящее время в мире фактически и нет прямых идеологических наследников Ленина, подчеркнул Минченко, ленинизм мертв как идеологическая доктрина, но сохраняет свой потенциал как технология захвата власти.

Ленинизм — Энциклопедия Нового Света

«Под знаменем Маркса Энгельс Ленин и Сталин 1933»

Марксизм-ленинизм является адаптацией марксизма, разработанного Владимиром Лениным, который привел к первой успешной коммунистической революции в ленинской России в ноябре 1917 г. Таким образом, он сформировал идеологическую основу для мирового коммунистического движения с центром в Советском Союзе. В двадцатом веке все нации, называющие себя коммунистами, и коммунистические партии в других странах основывались на марксистско-ленинских принципах. Основные идеологические черты марксизма-ленинизма включают веру в то, что революционный пролетарский класс не возникнет автоматически из капитализма. Вместо этого была потребность в профессиональной революционной авангардной партии, которая возглавит рабочий класс в насильственном свержении капитализма, за которым последует диктатура пролетариата как первый этап движения к коммунизму. Марксизм-ленинизм также утверждал, что рабочие в наиболее передовых капиталистических странах не сделали выбор в пользу революции, потому что капитализм перешел на новую стадию через вывоз капитала в колонии, что позволило капиталистам эксплуатировать такие колонии и обогащать рынки и «подкупать» рабочих в развитые страны с более высокой заработной платой. Таким образом, марксизм-ленинизм рассматривал развивающийся мир как линию фронта в борьбе против империализма. Поскольку эти рынки были отрезаны в результате национального освобождения, капитализм рухнул бы в развитом мире, и там также произошла бы коммунистическая революция.

Содержание

  • 1 История термина
  • 2 Отличие от классического марксизма
  • 3 Марксизм-ленинизм в Советском Союзе
  • 4 Текущее использование
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера
  • 8 кредитов

Коммунистические партии присоединились к учению и наследию Карла Маркса и Фридриха Энгельса (марксизму) в интерпретации Ленина. Термин Марксизм-ленинизм чаще всего использовался Советским Союзом и его сторонниками, которые считали, что наследие Ленина успешно продвигал Иосиф Сталин, хотя технически троцкисты и маоисты также являются марксистами-ленинцами. Этот термин также использовался советскими коммунистами, отвергавшими Сталина, например, сторонниками Никиты Хрущева. Современные марксистско-ленинские режимы сегодня включают Вьетнам, Лаос и Кубу. Китай и Северная Корея стремились несколько дистанцироваться от марксизма-ленинизма, но не отказывались от основных принципов коммунистических революций, которые создали эти правительства.

История термина

Карл Маркс

Владимир Ильич Ленин

Хотя сам Ленин никогда не использовал термин «ленинизм», его интерпретация учения Маркса стала толчком к созданию Советского Союза и многочисленных марксистско-ленинских партий вдохновленный русской революцией. Идеи Ленина расходились с классической марксистской теорией по нескольким важным пунктам (см. Марксизм). Коммунисты-большевики — последователи Ленина — видели в этих различиях прогресс марксизма, а не отклонение от него. По словам Ленина, эти изменения стали необходимыми с приходом империализма, который позволил капиталистическим странам экспортировать товары в колонии и получать прибыль как от продажи таких товаров, так и от финансирования покупки таких товаров с помощью ссуд под высокие проценты. Небольшая часть прибыли, полученной в результате такой практики, передавалась промышленным рабочим, чтобы помешать им достичь революционного сознания, которое предсказывал Маркс. Из-за этого, учил Ленин, первая коммунистическая революция обязательно произойдет не в промышленно развитой Европе, как говорил Маркс, а в той стране, в которой дисциплинированный «авангард» захватит власть и установит «пролетарскую диктатуру».

» Нужен настоящий общенациональный террор, который оживляет страну и которым прославилась Великая французская революция. [1]

После смерти Ленина его идеологию и вклад в марксистскую теорию стали называть «марксизмом-ленинизмом», а иногда просто «ленинизмом». Вскоре марксизм-ленинизм стал официальным названием идеологии Коминтерна и коммунистических партий во всем мире. Адаптация Ленина к марксизму в значительной степени обеспечила основу для коммунистической деятельности в революционных движениях во всем мире. Марксизм-ленинизм, в отличие от марксизма как такового, придерживался гораздо более практического подхода к достижению политической власти. Его внимание было сосредоточено на достижении власти, а не идеологии. Поэтому она увидела необходимость подготовки революционных кадров. Он признал, что своевременный захват не следует отбрасывать только потому, что отсутствуют идеальные условия учебников, описанные Марксом. Он изображал врагом империализм, а не капитализм, и подчеркивал необходимость дисциплинированной коммунистической партии, а не подхода «большой палатки», как решающего для продвижения коммунистического дела. Он утверждал, что коммунизм может быть установлен в период развития господствующего коммунизма. Как и Ленин, подход Сталина к коммунизму был в высшей степени практичным, хотя и жестоким. Ленин договорился о быстром отступлении русских войск от Первой мировой войны, а Сталин предпочел «социализм в одной нации» как более важный, чем попытки экспортировать советскую революцию в другие части мира и создавать врагов в то время, когда СССР не был политически и экономически готовы противостоять таким врагам. Понятно, что троцкисты, выступавшие за экспорт советской революции, считали, что сталинизм противоречит подлинному марксизму и ленинизму, и первоначально использовали термин «большевик-ленинизм» для описания своей собственной идеологии антисталинского и антимаоистского коммунизма.

После китайско-советского раскола в 1960 году Советский Союз и Китайская Народная Республика объявили себя истинными интеллектуальными наследниками марксизма-ленинизма, а китайцы особенно критически относились к постсталинскому руководству в СССР, начиная с Никиты. Хрущев. В Китае утверждение о том, что Мао «адаптировал марксизм-ленинизм к китайским условиям», превратилось в идею о том, что он коренным образом обновил его, применив к миру в целом. Следовательно, термин «марксизм-ленинизм-идеи Мао Цзэдуна» (широко известный как маоизм) все чаще использовался китайцами для описания официальной государственной идеологии, и это также служило идеологической основой партий во всем мире, симпатизировавших Коммунистической партии. Китая. После смерти Мао американские маоисты, связанные с Революционной коммунистической партией (США), ввели термин «марксизм-ленинизм-маоизм», утверждая, что маоизм был более продвинутой стадией марксизма.

Ленин и Сталин c. 1922

В Северной Корее марксизм-ленинизм был официально заменен в 1977 г. чучхе (самостоятельность), в котором концепции класса и классовой борьбы, другими словами, сам марксизм больше не играют существенной роли отчасти из-за всех остатков ликвидация капитализма и частной собственности. Однако правительство до сих пор иногда называют марксистско-ленинским или даже сталинским из-за характера его политической и экономической структуры.

Три других существующих сегодня коммунистических государства — Куба, Вьетнам и Лаос — по-прежнему придерживаются марксизма-ленинизма в качестве своей официальной идеологии, хотя и по-разному интерпретируют его с точки зрения практической политики.

Отличие от классического марксизма

Наиболее существенное различие между «классическим» марксизмом и марксизмом-ленинизмом состоит в том, что рабочий класс начала ХХ века развивался не так, как предсказывали Маркс и Энгельс, а усваивал «буржуазные» ценности вместо поддержки коммунистического дела. В соответствии с законами экономического движения Маркса рабочий класс должен был развивать чувство классовой солидарности и революционное сознание из-за растущей бедности из-за замены рабочих машинами. В соответствии с марксистской аксиомой о том, что только труд приносит прибыль, эти обстоятельства также приведут к уменьшению прибыли, что приведет к концентрации капитала, при котором выживет все меньше и меньше предприятий, и, таким образом, капиталистический враг станет все более мишенью и центром внимания. антагонизм. Согласно теориям Маркса, эти условия будут способствовать подавляющему революционному настроению. Однако правящий класс только подавил это демократическое стремление к социализму, что в конечном итоге привело к реакции, которая привела к насильственной революции. «Диктатура пролетариата» будет установлена ​​самими рабочими и приведет общество к переходу от социализма к коммунизму.

Ленин понял, что рабочие в промышленно развитых странах не развивают революционного сознания, которое предвидел Маркс. В «Империализм, высшая стадия капитализма », написанном в 1916 году, он теоретизировал, что империалистические державы временно обошли процесс, предусмотренный Марксом, экспортируя капитал и продукты в свои колонии и, в свою очередь, требуя богатства и сырья этих колонии. [2] В результате капиталисты могли позволить себе предоставлять своим рабочим ровно столько благ, сколько им нужно, чтобы удовлетворить их и отсрочить любые революционные амбиции. В результате Ленин настаивал на том, что только «авангардная партия» пролетариата, состоящая в основном из интеллигенции, а не из рабочих, должна взращивать необходимое революционное сознание, чтобы свергнуть капиталистов. Ленин также выступал за расширение целевого населения для такого революционного рвения, включив в него крестьян и русских солдат, участвующих в, казалось бы, безнадежной войне в Европе. Для этого им нужно было бы использовать любые средства для захвата власти и установления пролетарской диктатуры. После русской революции Ленин увидел, что «реакционные силы» настолько укоренились в российском обществе, что он утверждал, что большевистскому государству необходимо будет организовать «красный террор», чтобы искоренить такие контрреволюционные институты, как «буржуазная буржуазия». печати» и религиозных «суеверий».

Ленин обращается к толпе.

» Терпеть буржуазные газеты значило бы перестать быть социалистом. Когда совершаешь Революцию, нельзя топтаться на месте; всегда нужно идти вперед или вернуться назад. Тот, кто сейчас говорит о «свободе печати», идет назад и останавливает наше стремительное движение к социализму. Ленин В.И. [3]

Эта версия марксовой «диктатуры пролетариата», в которой небольшая коммунистическая партия, поддерживаемая безжалостной полицейской властью, определяла, что хорошо для рабочих, нравится им это или нет, закончилась тем, что Ленин не смог добиться большинство парламентской поддержки после большевистской революции. Поскольку силы «буржуазной демократии», религии и других контрреволюционных движений оставались препятствием, Сталин продлевал диктатуру пролетариата, оправдывая тоталитарный режим Советского Союза опасностью реакционных усилий по подавлению революции. Хотя более поздние лидеры, в частности Хрущев, пытались рассуждать о том, когда такая диктатура может закончиться, их намеченные даты пришли и ушли, а этап от социализма к коммунизму был продлен через прерывистый период, который в последние годы существования Советского Союза назывался «развитым социализмом». »

Марксизм-ленинизм в Советском Союзе

Марксизм-ленинизм в Советском Союзе был избранным сочетанием плодовитых работ Маркса и Ленина в дополнение к включениям, сделанным советскими политическими властями. Марксизм-ленинизм был и официальной идеологией Советского Союза, и самой влиятельной разновидностью марксизма.

Марксистско-ленинская практика незначительно менялась с каждой последующей эпохой руководства советской Коммунистической партии. Хрущев решительно выступал против создания культов личности, подобных культу сталинской эпохи, которые он считал чуждыми ленинизму. Леонид Брежнев наблюдал за периодом в советской истории, когда инакомыслие, поощряемое Хрущевым, снова не поощрялось. Широко признано, что марксизм-ленинизм закончился в Советском Союзе открытостью критики и отказом от основных положений идеологии во время горбачевской политики перестройки и гласности. [4]

Текущее использование

Большинство коммунистических партий сегодня продолжают считать марксизм-ленинизм своей основной идеологией, хотя многие модифицировали его, чтобы приспособить к новым политическим условиям. Однако некоторые партии, особенно те, которые ранее были связаны с еврокоммунизмом, дистанцировались от ленинизма и во многих случаях исключили его из своих официальных документов. Некоторые стали называть себя «марксистами и ленинцами», а не «марксистами-ленинцами».

В названиях партий название «марксистско-ленинская» обычно используется коммунистической партией, желающей отличиться от какой-либо другой (предположительно «ревизионистской») коммунистической партии в той же стране. Чаще всего партии, которые используют термин «марксистско-ленинская» в своем официальном названии, являются партиями, происходящими из антиревизионистской традиции, такими как маоистские группы.

См. также

  • Марксизм
  • Коммунизм
  • Социализм
  • Владимира Ленина
  • Сталин
  • Карл Маркс
  • Советский Союз

Примечания

  1. ↑ Ленин цитирует thinkexist.com . Проверено 19 октября 2022 г.
  2. ↑ Владимир Ильич Ленин, Империализм, высшая стадия капитализма: популярный очерк (International Publishers, 1982, ISBN 978-0717800988).
  3. ↑ Десять дней, которые потрясли мир/Глава XI Wikisource . Проверено 19 октября 2022 г.
  4. ↑ Арчи Браун, (ред.), Конец марксизма-ленинизма в России (Бейзингсток, Хэмпшир: Palgrave Macmillan, 2004, ISBN 9780333651247).

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Браун, Арчи (ред.). Конец марксизма-ленинизма в России. Бейзингсток, Хэмпшир: Palgrave Macmillan, 2004. ISBN 9780333651247
  • Бжезинский, Збигнев. Идеология и власть в советской политике. Нью-Йорк: Прегер, 1976. ISBN 9.78-0837188805
  • Кроссман, Ричард Х. (ред.). Бог-неудачник. Columbia University Press, 2001. ISBN 978-0231123952
  • Эванс, Альфред Б. Советский марксизм-ленинизм. Упадок идеологии. Вестпорт, Коннектикут: Прегер, 1993. ISBN 9780275947637
  • Ленин Владимир Ильич. Империализм, высшая стадия капитализма: популярный очерк. International Publishers, 1982. ISBN 978-0717800988
  • Люксембург, Роза. Русская революция и ленинизм или марксизм? Анн-Арбор: University of Michigan Press, 1961. ISBN 0472060570
  • Майкл, Франц, Карл А. Линден, Ян С. Прибыла и Юрген Домес. Китай и кризис марксизма-ленинизма. Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1990. ISBN 9780813379111
  • Серж Виктор. От Ленина до Сталина. Нью-Йорк: Monad Press; распространяется Pathfinder Press, 1973. ISBN 978-0873488846

Кредиты

Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и завершили Википедия статья
в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Марксизм-ленинизм история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «марксизма-ленинизма»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Лидерство рабочего класса в борьбе за демократию – Народный мир

Александр Земляниченко / AP

Ленин шагает по миру. . .
Солнце садится шрамом,
Между тьмой и рассветом,
Всходит красная звезда.

—Лэнгстон Хьюз

Мир стал лучше благодаря В. И. Ленину. Выдающийся лидер рабочего класса и революционер 20-го века, он помог изменить историю. Революция в Санкт-Петербурге, которую Ленин помог провести в 1917 году, открыла дверь в новую эру.

Импульс, заложенный Октябрьской революцией, продолжает жить. Мировой революционный процесс продолжает разворачиваться: то урывками, то почти на месте, то взрывно, стремительно, со всей силой социального урагана.

Это остается эпохой революционного перехода от капитализма к социализму, несмотря на неудачи, сокращения и повороты. Как когда-то заметил сам Ленин, социалистическая революция есть не единичный акт, а ряд актов на протяжении всего исторического периода.

Владимир Ильич Ленин выступает на митинге на Красной площади в Москве 25 мая 1919 года. | ТАСС

Без Октября сама концепция правления рабочего класса, мысль о том, что простых рабочих «достаточно», что они обладают всем необходимым для создания нового справедливого мира, осталась бы далекой мечтой. Без Октября Азия, возможно, никогда не проснулась бы, цепи колониального господства, связывающие Африку, никогда не были бы разорваны, а Европа могла бы по-прежнему претендовать на всю Латинскую Америку как на свою особую провинцию. Да, движение антиколониальной, антирасистской, антиимпериалистической борьбы было приведено в движение не обязательно причинно, а преднамеренно, намеренно, на угнетенной и страдающей планете.

Отголоски не меньше ощущались на угольных месторождениях, сталелитейных заводах и швейных мастерских этих Соединенных Штатов. Афроамериканские солдаты, покидающие поля сражений Первой мировой войны и спасающиеся от толпы линчевателей реакции, созданной в Америке, а также поляки, русские, ирландцы, итальянцы и евреи, хлынувшие через ворота острова Эллис, все слышали оглушительный грохот. когда в Петрограде рухнули стены Зимнего дворца.

Именно тогда самопровозглашенный «социалист-пути» стал, по словам Поля Робсона, сторонником «социализма-как-образа-жизни». В.Э.Б. Дюбуа, который впоследствии стал близким другом Робсона, заявил после посещения Советской России: «Возможно, я был частично введен в заблуждение и дезинформирован, но если то, что я видел, — это большевизм, то я большевик».

В самом деле, это был беспокойный гений Ленина, большевика, чье теоретическое воображение, стратегический взгляд и тактический блеск произвели впечатление на не менее блестящего Дюбуа, чьи Африканские корни войны отражали, если не предвосхищали, ленинский империализм  об истоках Первой мировой войны.

Ленин больше, чем кто-либо другой, способствовал рождению современного коммунистического движения.

Молодой Ленин рано постиг научный социализм, разработанный Энгельсом и Марксом. Это был способ понять и изменить мир. Одновременно яростный защитник, а иногда и резкий (иногда до ошибок) артикулятор марксистского мировоззрения, Ленин сумел творчески дополнить и развить коммунистическое мировоззрение.

Уже в зачаточной форме его Две тактики подчеркивалось то, что стало известно как концепция «единого фронта», абсолютная необходимость широкого фронта во главе с рабочим классом для победы над реакцией. Здесь Ленин решительно бросил вызов «левой» позиции тех марксистов, которые боялись союза с капиталистами против более сильного врага, снова и снова доказывая, что рабочий класс должен возглавить битву за демократию.

Обращаясь к уникальным обстоятельствам революционного рабочего движения в России, его Что делать? выдвинул концепцию политической партии нового типа, возглавляемой и направляемой рабочими, ведущей многостороннюю борьбу за господство на аренах идей, политики и классовой борьбы.

Следуя тезису Маркса и Энгельса о самостоятельной и ведущей роли рабочего класса, ленинская концепция была новой вещью, партией, политически и идеологически руководимой рабочими, которая должна была привести все общество к новой форме цивилизации. В  Что делать? Ленин подчеркивает — нет, настаивает — на том, что партия отстаивает социализм, борясь за реформы, утверждая, что без этого вся борьба, профсоюзная или нет, приведет только к реформам. Достижение социализма требовало, по его оценке, дополнительного элемента или ингредиента, марксистского «плюса».

Поль Робсон и У.Э.Б. Дюбуа, изображенный здесь на Парижской мирной конференции в 1949 году, оба были поклонниками Ленина и ценили глобальное влияние русской революции. Файл фото.

Но его концепция партии не была чем-то застывшим во времени: кадровая концепция, выдвинутая для исключительно российских условий, позже была заменена «массовой партией», которая искала поддержки большинства рабочего класса для своих целей. Концепция рабочей печати как коллективного организатора, мобилизатора и публициста углублялась с применением ее использования в качестве центрального организующего инструмента. Другими словами, пресса должна была строиться вокруг партии, а сама партия должна была строиться вокруг прессы, что особенно актуально в условиях современного Интернета, социальных сетей, социальных сетей и больших данных.

Марксизм был для Ленина живым учением, различные стороны которого модулируются и смещаются в зависимости от условий классовой борьбы рабочих, причем то одна, то другая «сторона» выступает на первый план. Он сразу же выступил против односторонних, узких и сектантских подходов, а также подверг критике тех, кто хотел бы «превратить Маркса в обычного либерала», заявив, что социалистическая цель была полнейшей утопией.

Понимая, что марксизм как научное мировоззрение по самой своей природе является партийным, способным мыслить только полемически, Ленин всегда выступал в защиту своих теоретических трудов. Он смотрел с подозрением, если не с презрением, на тех, кто стремился «развить» Маркса с давно дискредитированными «гибкими» понятиями в «новых» одеждах. В то же время, опасаясь догматизма и занимаясь наукой, он жадно читал и учился, проверяя свои материалистические взгляды на новые открытия, отбрасывая то, что оказалось неверным, и добавляя новое.

Ленин не был привязан ни к какой конкретной форме борьбы. Все зависело от конкретного анализа конкретной ситуации. Летом 1917 года он снова и снова боролся с возможностью мирного перехода к государственной власти. Однако бурные «июльские дни» изменили его мнение, и Август нашел его прячущимся в сарае и написавшим « Государство и революция ».

Его Империализм , написанный годом ранее, теоретизирует новую стадию капитализма, в которой доминируют крупные банки, а вместе с ней теорию «самого слабого звена» и возможность отрыва от капиталистической мировой системы. Прослеживая экономические контуры империализма, характеризующегося вывозом капитала, его внимание неизменно обращается к вопросам демократии. Политически определяя империализм как «реакцию по всей линии», он указывает на его финансовые, производственные и торговые циклы и их неизбежные воздействия, сближающие и разъединяющие народы и нации снова и снова, навязывая как единство, так и разделение, объективный процесс, в котором противоположности находятся в постоянном движении. Он провокационно спрашивает: «Между двумя, что первично?» «Единство», — был его ясный и недвусмысленный ответ.

Классические произведения В.И. Ленина можно получить в издательстве International Publishers .

Ленин много писал о колониализме и отстаивал право угнетенных наций и народов на самоопределение. Национальный гнет был для него по самой своей сути вопросом демократии, «правом» народа самому определять свою судьбу. Рабочее движение должно поставить этот вопрос на первое место: «Кто не признает и не отстаивает равенство наций и языков, не борется против всякого национального гнета и неравенства, тот не марксист; он даже не демократ».

Действительно, содержание демократии было главной заботой Ленина, который считал, что ее назначение неизменно определяется контурами пройденного пути. Он писал: «Вся «демократия» состоит в провозглашении и реализации «прав», которые при капитализме осуществимы лишь в очень малой степени и лишь относительно. Но без провозглашения этих прав, без борьбы за их введение сейчас, немедленно, без воспитания масс в духе этой борьбы социализм невозможен».

Излишне говорить, что основание нового государства рабочего класса и разработка законов перехода от капитализма к социализму относятся к числу наиболее важных, если не выдающихся заслуг Ленина. Необходимость руководства рабочим, возникновение новой формы государственной власти, Советы, взаимоотношения партии и государства, содержание экономики — все это и многое другое привлекало его внимание. И здесь, столкнувшись с отсталостью российской экономики, «военным коммунизмом» и необходимостью переключения экономических передач, Ленин твердо придерживался не догмы, а науки и предложил новую экономическую политику, основанную на власти рабочего класса в правительстве. и «государственный капитализм» в экономике. Идея мирного сосуществования различных социальных систем принадлежала ему.

Ближе к концу его короткой, но богатой событиями жизни главной заботой стало продумывание стратегий для вновь созданных коммунистических партий. Здесь Ленин боролся с политическими ошибками как левых, так и правых. В Коммунистическом Интернационале подчеркивалась необходимость завоевания большинства рабочего класса в противовес попыткам захвата власти небольшим дисциплинированным меньшинством. Именно в этих дебатах концепция единого фронта была поставлена ​​перед коммунистическими партиями как стратегическая концепция, отвергая такие концепции, как «перманентная революция» Троцкого или «теория наступления» Белы Куна. На эту тему Ленин «Левый» коммунизм остается наиболее актуальным из текстов.

Жизнь этого лидера советских коммунистов, его успехи и неудачи еще долго будут изучаться. Как и в любой жизни, не обошлось без ошибок. Главными из них, возможно, были полемический стиль Ленина, нетерпеливое отношение к разногласиям и обзывание, заразившее идеологическую и политическую борьбу того периода. Что касается Соединенных Штатов, то представление афроамериканского населения как нации было ошибкой, равно как и применение тезиса о рабочей аристократии в качестве единственного объяснения медленного и неуверенного роста классового и социалистического сознания — недооценка влияние расизма и то, что Дюбуа назвал психологической «платой за белизну».

Уличный художник Йорит позирует рядом со своей работой, фреской в ​​честь Джорджа Флойда, который умер 25 мая 2020 года после задержания полицией в Миннеаполисе. На нем изображены (слева направо) В.И. Ленин, Мартин Лютер Кинг, Джордж Флойд, Малкольм Икс и Анджела Дэвис. Текст внизу гласит: «Время изменить мир». Фреска находится на крыше здания в Неаполе, Италия. | Алессандро Поне / ЛаПресс через AP

Но эти вопросы, хотя и важные, несколько бледнеют по сравнению с главным вызовом ленинскому наследию: идеей Плеханова о том, что русская революция была преждевременной и неспособной устоять. Это правда, что сами лидеры русской революции испытывали определенные опасения по поводу возможных результатов, надеясь, что революция на Западе придет на помощь борющейся молодой советской республике. На самом деле Ленин сделал на это ставку. Но восстанию в Европе не суждено было сбыться.

Тем не менее, несмотря на этот просчет, революция выжила, хотя и ценой огромных затрат. Тем не менее, в течение 74 лет Советский Союз пытался создать модель социализма, которая добилась многих успехов и преподнесла бесценные уроки. И его крах не был неизбежен.

Подтверждением этой точки зрения является опыт Кубы, Китая и Вьетнама, стран, которые нашли новые пути для достижения социалистической цели, основанной на руководстве государством рабочим классом. Возможно, они еще не прибыли, но поиски продолжаются и помогают изменить планету.

Современный мир во многом отличается от того, в котором Ленин ушел почти столетие назад. Изменение климата, глобальные пандемии, изменение самого состава рабочего класса, искусственный интеллект, социальные сети и круглосуточные потоки новостей — все это влияет на сами формы и условия борьбы. Борьба за демократию, всегда находившаяся в самом центре ленинского понимания классовой борьбы, стала еще более острой. На кону стоит необходимость отказаться от узких концепций власти рабочего класса: форсированных маршей, административных упрощений и недальновидных попыток контролировать информационные потоки. Средства достижения, не говоря уже о формировании господства рабочего класса неизбежно определят его цель. Сюда входят модели лидерства, стремление к коллективизму и регулярное пополнение коллективных органов.

Если когда-либо и требовалось завоевать большинство рабочего класса для социалистического дела, то не сегодня ли? Не должны ли образование, культура, споры, т. е. борьба идей, занимать равное место с другими формами борьбы? Не следует ли подвергнуть критике сам выбор оружия, сделав предпочтительным оружием забастовки, оккупации, бойкоты, массовые кампании и, да, голосование?

Монополистический капитализм на поздних стадиях действительно является «реакцией по всей линии», что подтверждается подъемом глобального фашизма со всем его расизмом, сексизмом и гомофобией, который сегодня подстегивается не столько необходимостью сокрушить неминуемый подъем социалистической державы, как возрастающая неспособность транснационального капитала поддерживать норму прибыли и разрешать свои внутренние противоречия. Национальная ненависть также является тюрьмой, которая держит в плену умы людей, но должна быть разрушена.