Лада – Богиня любви и красоты. Лада мифология


Лада богиня Ваше имя (обязательно) Ваш e-mail (обязательно) Тема Сообщение Пожаловаться ▲▼ ПроблемыИнформация невернаОпечатки, неверная орфография и пунктуацияИнформация потеряла актуальностьНедостаточно информации по темеИнформация на странице повторяетсяЧасть текста на страницы не интереснаИзображения не соответствуют текстуСтраница плохо оформленаСтраница долго загружаетсяДругие проблемы Комментарий Лада, ладушка, ладно, лад…так в древней Руси назывался уклад семейной жизни, где все всегда хорошо, «ладно». И недаром, ведь так звали славянскую богиню любви, красоты – Ладу. Богиня Лада — покровительница брака и любви. Но помимо любовных дел она также благодетельствовала изобилию в доме и созреванию высокого урожая. Значение Лады в жизни древних славян Начиная еще с языческих времен боги всегда имели для людей большое значение. Но среди них была одна богиня, которая приносила только счастье, радость и любовь. Богиня Лада — покровительница любви и влюбленных и, в отличие от достаточно строгих богов, всегда дарит только радость. И даже на ненависть дарит улыбки. Все изящное и прекрасное заложено в имени Лада. И кстати, символом самой богини служит самое русское дерево – береза. А ведь белая береза — это и есть сама Русь. Интересный факт. Раньше существовали обычаи делать жертвоприношения богам. Но именно Ладе не нужны были жертвы. Ей люди приносили живые цветы и ягоды. Именно с этого обычая вошло в традицию дарить девушкам и женщинам, символизирующим любовь, букеты из цветов. Июль — месяц Лады Недаром именно в июле вспоминают Ладушку. Ведь этот жаркий, летний месяц из-за цветения липы в народе еще называли «липец». А массовое созревание урожая, появление ягод, овощей и фруктов считалось благовонием, которое послала славянская богиня Лада. Детки, которые родились в июле, всегда считались находящимися под покровительством Ладушки. Считалось, что люди, рожденные в этот месяц, будут очень счастливы в браке. Богиня Лада была символом не только любви. Она покровительствовала женщинам и детям, вдовам и влюбленным. К тому же Лада символизирует плодородие не только в плане урожая, но и в рождении детей. Необычные обычаи Лада — богиня любви и красоты. Про тех, кто женился по расчету и без любви, говорили, что не на Ладе женился. Есть такое уютное слово «лад». Это когда в семье все складывается как надо, «ладно». Поэтому Ладами звали мудрых женщин, которые умели всегда поддерживать в своей семье уют и ладные отношения всех членов семьи. Все, что связано было у славян с любовью, семьей, женихами, звалось в честь богини любви. Так, например, помолвка называлась – лада, гадание девушек на женихов – ладуванье. В счастливой семье жена называла любимого мужа «Ладо». А муж кликал обожаемую женушку «Ладушкой». Богиня Лада никогда не прощала браки не по любви, а уж тем более насилие или выдавание девки замуж за постылого и нелюбимого. Для того чтобы молодые жили хорошо да ладно, они приносили в дар богинюшке живые цветы да ягоды. Особо ценными дарами считались мед и птицы. Причем птичек необходимо было выпускать на волю, не причиняя вреда. Девушки–рукодельницы приносили в дар свои творения – вышивку, самодельные платки. Интересный обычай был связан с родами. Считалось, что при рождении ребенка всегда присутствовала славянская богиня Лада, которая давала судьбу малышу. Люди верили, что богиня дарит каждому рожденному ребенку – Долю. Это небольшое божество, которое будет оберегать и следовать за своим хозяином до самого конца. Но вот Доля у каждого своя. Все зависело от главенствующей звезды в момент рождения малыша. Как выглядит Лада? Славяне представляли богиню весны красивой и молодой женщиной с зелеными волосами, которые указывали на ее единство с природой. Одежда у нее из разных растений, а вокруг всегда летают бабочки. Расцветки ее нарядов всегда близки к природным оттенкам: лазурный, зеленый, багряный. Богиня красоты и любви Лада всегда выглядела женственно и светло. Славяне всегда описывали богиню веселой и наполняющей теплом и любовью все вокруг. Заповеди Лады — что это? Многие славянские боги и богини имели свой свод правил, который должны были соблюдать славяне, желающие жить счастливо. Лада в славянской мифологии ассоциировалась и с некоторыми необычными обычаями. Эта богиня считалась символом плодородия, причем не только в плане урожая, но и в деторождении. Если человек женился по расчету и без чувств, тогда говорили, что не на Ладе женился. Славяне называли ладами женщин, у которых в семье было все хорошо, то есть «ладно». Славяне верили, что богиня Лада при рождении дает ребенку судьбу. Символика Символичным объектом для Лады был белый лебедь. Ведь он отражает в себе все самое лучшее: верность, преданность, взаимопонимание, чистоту. Обозначением богини Лады (например, на оберегах) был круг, внутри которого помещался перевернутый треугольник. Причем эти фигуры выбраны не просто так: круг – это целая Вселенная, а треугольник – ее центр, ее сердце. Изображали Ладу – богиню славян, обычно со светлыми волосами, с пшеничным или золотым оттенком. Венчал голову венок, сплетенный из розовых цветов. В волосах блестели жемчужинки, поэтому богиня как бы светилась. Поклонения и праздники в честь славянской богини любви Как и для многих божеств, для Лады славяне строили храмы. Отличительной чертой их были стены, окрашенные в зеленый цвет. Материалом для постройки служило дерево, которое украшали резными узорами, подобными кружеву. Обязательным атрибутом была статуя (или идол) Лады, невероятно красивая и высокая, к ней подносили свежие цветы. Известно, что храм языческой богини Лады находился неподалеку от Ладожского озера. Причем его местоположение было в гуще болота. Только волхвы могли найти ее храм. Лада – это славянская богиня любви и красоты, Лада в славянской мифологии Языческая наклонность древних славян, разумеется, предполагала проведение различных обрядов. И для Лады также были свои ритуалы. Цель их была в улучшении отношений в семье, в нахождении своей любви и другом. Также Ладу можно было попросить о благополучном течении родов, ведь она помогала всем «рожаницам». День богини Лады праздновали раньше восьмого-девятого сентября (по современному календарю – двадцать второго). Однако похвалы и воспевание Лады было неоднократно, а несколько раз в году. Также праздником Лады было Ладодение, отмечавшееся в начале весны. В этот день не смолкали веселые песни, не заканчивались озорные игры и хороводы. Все в этот день дышало любовью и согласием. Из угощений подавали оладьи (даже в этом слове есть «лад») с медом. Они олицетворяли солнце. Так как Лада – это богиня еще и урожая и зрелости, то славяне верили, что она ходит по полям и благословляет их будущий урожай. В славянской мифологии богиня любви могла превращаться в прекрасного белого лебедя или проворную синицу. Вообще все мифы о славянской богине Ладе восхваляют ее и видят ее заслугу в каждом проявлении жизни: и в капле росы, и в солнечных лучах, и в пении птиц… Дети богини Лады У Лады было двое детей: сын и дочка. Леля – богиня весны, искренности и девичьей любви. Представляли славяне ее юной и чистой девушкой, которая достигла возраста, когда ей можно выходить замуж. Изображали Лелю всегда в окружении природы. Дочь богини Лады имеют свою руну, которая называется в ее честь. Символизирует руна воду в ее игривом проявлении. В легенде говорится о том, что Леля полюбила Ярило, но ее чувства не были взаимными. Через какое-то время она вышла за Финиста. Богиня Лада имела сына – Полеля, который был богом семейных уз. Представляли люди его мужественным, высоким, улыбающимся мужчиной, одетым в тонкую и простую рубашку, а на голове у него находится венок из шиповника. Полель в одной руке держит венок с шипами, который он подает будущей жене, а в другой у него рог с напитком верности. Он считается покровителем пар, которые уже состоят в браке. Славяне обращались к нему, чтобы сохранить свои чувства и избежать проблем. Муж богини Лады Супругом главной богини славян считается небесный бог Сварог, который был первым воплощением Рода. Согласно легендам благодаря ему появилась земля, океан и другие боги. Сварог и богиня Лада у славян были первой и самой крепкой семейной парой для людей того времени. Обращались славяне к Сварогу в трудные времена, когда им необходима помощь и поддержка. Считали этого бога символом труда, который учил людей работать, чтобы получать результаты. Сварог изготовил для людей плуг, и он научил их обрабатывать землю Символ богини Лады С покровительницей весны часто ассоциировали разные вещи, которые имели для славян особое значение. Символичным объектом считали белого лебедя, который ассоциируется с верностью, преданностью, чистотой и взаимопониманием. Важный символ богини Лады и его значение для людей имел круг, внутри которого находится перевернутый треугольник. Круг символизировал собой Вселенную, а треугольник – ее центр, то есть сердце. Символом богини считали и любимое дерево русского народа – березу. Обращение к богине Ладе можно проводить через древний славянский символ – Лунницу. Этот оберег является украшением, которое носят на шее или поясе. С его помощью женщины стремились уберечь свою молодость и красоту, получить силы и найти себя в жизни. ВидеоИсточникиhttps://www.syl.ru/article/195378/new_slavyanskaya-boginya-lada---pokrovitelnitsa-lyubvi-i-krasotyi http://womanadvice.ru/boginya-lada-v-slavyanskoy-mifologii-kak-molitsya-bogine-lyubvi-i-krasoty http://slavculture.ru/bogi/1098-lada-boginya.html

Лада богиня - Значение Лады в жизни древних славян, необычные обычаи, как выглядит Лада, символика, ее дети

Лада, ладушка, ладно, лад…так в древней Руси назывался уклад семейной жизни, где все всегда хорошо, «ладно». И недаром, ведь так звали славянскую богиню любви, красоты – Ладу.Богиня Лада — покровительница брака и любви. Но помимо любовных дел она также благодетельствовала изобилию в доме и созреванию высокого урожая.

Значение Лады в жизни древних славян

Начиная еще с языческих времен боги всегда имели для людей большое значение. Но среди них была одна богиня, которая приносила только счастье, радость и любовь.Богиня Лада — покровительница любви и влюбленных и, в отличие от достаточно строгих богов, всегда дарит только радость. И даже на ненависть дарит улыбки.Все изящное и прекрасное заложено в имени Лада. И кстати, символом самой богини служит самое русское дерево – береза. А ведь белая береза — это и есть сама Русь.Интересный факт. Раньше существовали обычаи делать жертвоприношения богам. Но именно Ладе не нужны были жертвы. Ей люди приносили живые цветы и ягоды.Именно с этого обычая вошло в традицию дарить девушкам и женщинам, символизирующим любовь, букеты из цветов.

Июль — месяц Лады

Недаром именно в июле вспоминают Ладушку. Ведь этот жаркий, летний месяц из-за цветения липы в народе еще называли «липец». А массовое созревание урожая, появление ягод, овощей и фруктов считалось благовонием, которое послала славянская богиня Лада.Детки, которые родились в июле, всегда считались находящимися под покровительством Ладушки. Считалось, что люди, рожденные в этот месяц, будут очень счастливы в браке.Богиня Лада была символом не только любви. Она покровительствовала женщинам и детям, вдовам и влюбленным. К тому же Лада символизирует плодородие не только в плане урожая, но и в рождении детей.

Необычные обычаи

  • Лада — богиня любви и красоты. Про тех, кто женился по расчету и без любви, говорили, что не на Ладе женился.
  • Есть такое уютное слово «лад». Это когда в семье все складывается как надо, «ладно». Поэтому Ладами звали мудрых женщин, которые умели всегда поддерживать в своей семье уют и ладные отношения всех членов семьи.
  • Все, что связано было у славян с любовью, семьей, женихами, звалось в честь богини любви. Так, например, помолвка называлась – лада, гадание девушек на женихов – ладуванье.
  • В счастливой семье жена называла любимого мужа «Ладо». А муж кликал обожаемую женушку «Ладушкой».
  • Богиня Лада никогда не прощала браки не по любви, а уж тем более насилие или выдавание девки замуж за постылого и нелюбимого.
  • Для того чтобы молодые жили хорошо да ладно, они приносили в дар богинюшке живые цветы да ягоды. Особо ценными дарами считались мед и птицы. Причем птичек необходимо было выпускать на волю, не причиняя вреда. Девушки–рукодельницы приносили в дар свои творения – вышивку, самодельные платки.
  • Интересный обычай был связан с родами. Считалось, что при рождении ребенка всегда присутствовала славянская богиня Лада, которая давала судьбу малышу.
  • Люди верили, что богиня дарит каждому рожденному ребенку – Долю. Это небольшое божество, которое будет оберегать и следовать за своим хозяином до самого конца.
  • Но вот Доля у каждого своя. Все зависело от главенствующей звезды в момент рождения малыша.

Как выглядит Лада?

Славяне представляли богиню весны красивой и молодой женщиной с зелеными волосами, которые указывали на ее единство с природой. Одежда у нее из разных растений, а вокруг всегда летают бабочки. Расцветки ее нарядов всегда близки к природным оттенкам: лазурный, зеленый, багряный. Богиня красоты и любви Лада всегда выглядела женственно и светло. Славяне всегда описывали богиню веселой и наполняющей теплом и любовью все вокруг.

Заповеди Лады — что это?

Многие славянские боги и богини имели свой свод правил, который должны были соблюдать славяне, желающие жить счастливо. Лада в славянской мифологии ассоциировалась и с некоторыми необычными обычаями.Эта богиня считалась символом плодородия, причем не только в плане урожая, но и в деторождении.Если человек женился по расчету и без чувств, тогда говорили, что не на Ладе женился.Славяне называли ладами женщин, у которых в семье было все хорошо, то есть «ладно».Славяне верили, что богиня Лада при рождении дает ребенку судьбу.

Символика

Символичным объектом для Лады был белый лебедь. Ведь он отражает в себе все самое лучшее: верность, преданность, взаимопонимание, чистоту.Обозначением богини Лады (например, на оберегах) был круг, внутри которого помещался перевернутый треугольник. Причем эти фигуры выбраны не просто так: круг – это целая Вселенная, а треугольник – ее центр, ее сердце.Изображали Ладу – богиню славян, обычно со светлыми волосами, с пшеничным или золотым оттенком. Венчал голову венок, сплетенный из розовых цветов. В волосах блестели жемчужинки, поэтому богиня как бы светилась.

Поклонения и праздники в честь славянской богини любви

Как и для многих божеств, для Лады славяне строили храмы. Отличительной чертой их были стены, окрашенные в зеленый цвет. Материалом для постройки служило дерево, которое украшали резными узорами, подобными кружеву. Обязательным атрибутом была статуя (или идол) Лады, невероятно красивая и высокая, к ней подносили свежие цветы. Известно, что храм языческой богини Лады находился неподалеку от Ладожского озера. Причем его местоположение было в гуще болота. Только волхвы могли найти ее храм.Лада – это славянская богиня любви и красоты, Лада в славянской мифологииЯзыческая наклонность древних славян, разумеется, предполагала проведение различных обрядов. И для Лады также были свои ритуалы. Цель их была в улучшении отношений в семье, в нахождении своей любви и другом. Также Ладу можно было попросить о благополучном течении родов, ведь она помогала всем «рожаницам».День богини Лады праздновали раньше восьмого-девятого сентября (по современному календарю – двадцать второго). Однако похвалы и воспевание Лады было неоднократно, а несколько раз в году. Также праздником Лады было Ладодение, отмечавшееся в начале весны. В этот день не смолкали веселые песни, не заканчивались озорные игры и хороводы. Все в этот день дышало любовью и согласием. Из угощений подавали оладьи (даже в этом слове есть «лад») с медом. Они олицетворяли солнце.Так как Лада – это богиня еще и урожая и зрелости, то славяне верили, что она ходит по полям и благословляет их будущий урожай. В славянской мифологии богиня любви могла превращаться в прекрасного белого лебедя или проворную синицу. Вообще все мифы о славянской богине Ладе восхваляют ее и видят ее заслугу в каждом проявлении жизни: и в капле росы, и в солнечных лучах, и в пении птиц…

Дети богини Лады

У Лады было двое детей: сын и дочка. Леля – богиня весны, искренности и девичьей любви. Представляли славяне ее юной и чистой девушкой, которая достигла возраста, когда ей можно выходить замуж. Изображали Лелю всегда в окружении природы. Дочь богини Лады имеют свою руну, которая называется в ее честь. Символизирует руна воду в ее игривом проявлении. В легенде говорится о том, что Леля полюбила Ярило, но ее чувства не были взаимными. Через какое-то время она вышла за Финиста.Богиня Лада имела сына – Полеля, который был богом семейных уз. Представляли люди его мужественным, высоким, улыбающимся мужчиной, одетым в тонкую и простую рубашку, а на голове у него находится венок из шиповника. Полель в одной руке держит венок с шипами, который он подает будущей жене, а в другой у него рог с напитком верности. Он считается покровителем пар, которые уже состоят в браке. Славяне обращались к нему, чтобы сохранить свои чувства и избежать проблем.

Муж богини Лады

Супругом главной богини славян считается небесный бог Сварог, который был первым воплощением Рода. Согласно легендам благодаря ему появилась земля, океан и другие боги. Сварог и богиня Лада у славян были первой и самой крепкой семейной парой для людей того времени.

Обращались славяне к Сварогу в трудные времена, когда им необходима помощь и поддержка.

Считали этого бога символом труда, который учил людей работать, чтобы получать результаты.

Сварог изготовил для людей плуг, и он научил их обрабатывать землю

Символ богини Лады

С покровительницей весны часто ассоциировали разные вещи, которые имели для славян особое значение.Символичным объектом считали белого лебедя, который ассоциируется с верностью, преданностью, чистотой и взаимопониманием.Важный символ богини Лады и его значение для людей имел круг, внутри которого находится перевернутый треугольник. Круг символизировал собой Вселенную, а треугольник – ее центр, то есть сердце.Символом богини считали и любимое дерево русского народа – березу.Обращение к богине Ладе можно проводить через древний славянский символ – Лунницу. Этот оберег является украшением, которое носят на шее или поясе. С его помощью женщины стремились уберечь свою молодость и красоту, получить силы и найти себя в жизни.

Видео

Источники

mfina.ru

Лада (мифология) - это... Что такое Лада (мифология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Лада. Михаил Нестеров. Два лада

Ла́да — по мнению некоторых исследователей (А. С. Фаминцын, Б. А. Рыбаков и его последователи), божество в славянской мифологии; богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Большинство современных учёных[1] считают Ладу плодом «кабинетной мифологии», научной фикцией.

Верным спутником Лады считается Ослад, так как брак и любовь всегда находятся рядом с пирами и наслаждениями (ср. в древнегреческой мифологии Гимер и Потос — спутники Афродиты). Однако в действительности этот мифологический образ является фиктивным (см. в статье Ослад).

Лада по письменным источникам XV—XVII веков

К наиболее старым письменным источникам, упоминающим Ладу, относятся польские церковные запрещения языческих обрядов, относящиеся к первой четверти XV века, опубликованные Станиславом Урбанчиком.[2]

Начало XV века:

Поляки еще и посейчас около зеленых святок чествуют своих божков: Alado, Gardzyna, lesse… Этим божкам плохие христиане оказывают большую честь, чем богу: девушки целый год не ходят в костел молиться истинному богу, тогда как на чествование этих своих божков они привыкли приходить.

1423 год (Ченстоховская рукопись Яна из Михочина):

…наши старики, старухи и девушки не молятся о том, чтобы стать достойными восприятия святого духа, но в эти три дня, когда надлежало бы предаваться размышлениям (троицын день, духов день…), сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски; не к богу взывать, но к дьяволу: Issaya, Lado, Hely, laya.

Если таковые не покаются, то пойдут вместе с lassa, Lado на вечные муки.

1420-е годы:

Запрещаем также пляски и песни, в которых называются имена идолов: Lado, Ileli, lassa, Tya, проводимые во время зеленых святок, когда истинно познавшие Христа должны усердно просить бога, чтобы им по примеру апостолов воспринять дух святой.

В конце XV века Ян Длугош включил в свой пантеон польского Марса под именем бога Лада (Lyada). Матвей Меховский упомянул, что в честь богов поют «старинные песни Lada — Lada, Ileli — Ileli, Poleli, сопровождая их танцами». Но Меховский считал, что Лада — это античная Леда, мать Кастора и Полидевка.[3] В Mater Verborum Лада соотносится с Венерой.

В XVII века Иннокентий Гизель в своем «Синопсисе»[4] в дополнение к рассказу «Повести временных лет» об идолах князя Владимира записал

…Четвёртый идол — Ладо. Сего имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху готовящийся ко браку, помощию Лада мнящи себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же прелесть от древнейших идолослужителей произыде, иже неких богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерское имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм-Полелем возглашают. Такожде и матерь лелеву и полелеву — Ладо, поюще: Ладо, Ладо! И того идола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях, руками плещуще и о стол бьюще, воспевают.

Здесь Лада выступает сначала в мужском роде, а затем как мать Леля и Полеля.

Лада по данным фольклора

Собрано большое число фольклорных песен, рефреном в которых выступает Лада. Ещё в 1884 году анализ этих песен привел А. С. Фаминцына к выводу, что Лада — богиня брака и веселья, славянская Bona dea, связанная с весенними и свадебными обрядами. Кроме богини Лады, существовал ещё бог Лад (или Ладо), которого он отождествлял, с одной стороны, со славянским Ярилой, а с другой — с Аполлоном Соранским[5].

Лада как песенный рефрен

Польский славист А. Брюкнер в ряде работ высказался против признания Лады древнеславянской богиней, так как, по его мнению, «Ой, Ладо» или «Лада, лель-люли» являются всего-навсего бессмысленным припевом. Появление имени Лады в средневековых источниках он объяснил тем, что ксендзы-иноземцы, плохо понимавшие славянскую речь, сделали из бессмысленного припева особую богиню.[6]

Против существования Лады однозначно высказался и Н. М. Гальковский: «Доказано, что божества Лада не существует… это — измышление наших книжников позднейшего времени». «Откуда взялись новые боги Лада, Лель? Полагаем, что вследствие недоразумения. Лада, лель-люли — это припевы песен… припев в форме ай-люли мог возникнуть вследствие искажения богослужебного слова аллилуйя».[7]

На существовании же Лады и справедливости построений А. С. Фаминцына настаивал Б. А. Рыбаков в «Язычестве древних славян», полагая, что «если исследователь имеет дело со случайным единичным упоминанием того или иного имени или неясного слова, то лучше воздержаться от далеко идущих выводов, но если перед нами находится устойчивый широко распространенный материал, уходящий в глубину на несколько столетий, то мы не имеем права уклоняться от его анализа даже в том случае, если это кажущийся нам простым песенный рефрен». Б. А. Рыбаков выдвинул гипотезу, что культ Лады имеет индоевропейские корни, сопоставляя её с древнегреческой богиней Лето и древнеримской Латоной.

Песенный рефрен «дид-ладо» некоторыми исследователями фольклора воспринимается как прославление Лады вместе с её третьим сыном по имени Дид, бога супружеской любви.

Интерпретация в свете этимологии

О. Н. Трубачёв[8] считает неприемлемыми обе крайности, порождённые неясностью слова — как возведение Лады в ранг божества, так и отнесение этого слова к бессмысленному песенному рефрену. Исследователь трактует слово в контексте славянских терминов родства.

Согласно мнению Трубачёва, праслав. *lada восходит к индоевропейскому корню *aldh- «выросший, зрелый», который дал в германском aldi- «человек». Таким образом, первичным значением славянского слова он считает «старший, муж, мужчина» (ср. упоминание лад — возлюбленных мужей — в «Слове о полку Игореве»). Перенесение этого слова на женщину — вторично. В качестве сравнительного материала Трубачёвым привлекается литовское имя Aldona, которое может восходить к предполагаемому термину родства *alda(s) = др.-рус. лада при помощи суффикса -ona.

Песенный рефрен дед-ладо/дид-ладо восстанавливается для общеславянского как *děd lada, то есть это название старшего родича (дед) и именное определение при нём. Возможно также сопоставление дид с балтийский корнем did- «большой, великий» (лит. didelis «большой», didus «величественный»).

Образ в современной культуре

В неоязычестве

«Ладодение» — праздник, которому многие источники в рунете приписывают древнеславянское происхождение, и который, согласно им же, отмечался у славян ежегодно, 30 марта[9]. Если существование богини Лады, которой якобы посвящён этот праздник — предмет спора среди исследователей славянской культуры, то праздник Ладодения не упоминается вовсе. Праздник эпизодически отмечается неоязычниками и в реальной жизни[10].

Согласно информации, распространённой в интернете, «Ладодение», как и любой другой языческий праздник, сопровождался у древних славян особыми обрядами. Юноши и девушки водили первые весенние хороводы и пели народные песни воспевающие богиню Ладу. Женщины забирались на любые имеющиеся возвышения — горки, стога, крыши домов и т. п., и призывали весну воздевая руки к небу. Также, якобы, в этот день была традиция выпекать хлеб в виде журавликов, которые не только ели, но и использовали как обереги, которые клали как можно выше над дверью, чтобы сохранить жизненное пространство.

Сайт «Календарь праздников» утверждает, что с этим праздником у славян связано поверье, что из сказочной страны — Вырии возвращаются птицы и потому встречая их было принято кобениться — подражать танцам птиц (слово «выкобениваться» до сих пор нередко используется в повседневной русской речи, однако его первоначальные смысл утрачен и ныне используется с иным значением)[11].

Примечания

Литература

Польский пантеон

по «Истории Польши» Я. Длугоша (третья четверть XV в.)

Йеша (Yesza) — Юпитер, Лада (Lyada) — Марс, Дидилия (Dzydzilelya) — Венера, Nya — Плутон, Девана (Dzewana) — Диана, Маржана (Marzyana) — Церера, Pogoda — соразмерность (Temperies), Жива (Zywye) — Жизнь (Vita)

 

dic.academic.ru

Лада Славянская мифология История Руси

Лада, в славянской мифологии богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности ладником называли уговор о приданом: лады — помолвка, ладило — сват, ладканя — свадебная песня. И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня. Тогда же пели:Благослови, мати, Ой мати Лада, мати! Весну закликати...

И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны. Богиня Лада была известна многим европейским народам.

Литовцы и их соседи, летты, во время купальских празднеств славили Ладу. Они пели: «Lada, Lada, dido musu deve!» («Лada, Лада, великая наша богиня!») — и приносили в жертву белого петуха. Когда в XII веке до нашей эры дорийцы завоевали Грецию, то они принесли с собой культ Лады, чье имя на их языке означало Госпожа. С тех пор наша Лада прочно поселилась в древнегреческой мифологии, она даже раздвоилась, став, в первую очередь, титанидой Лето (в Риме ее называли Латоной), матерью Аполлона и Артемиды. Интересно, что Лето и ее дети оказывали помощь троянцам (родственному предкам русов народу) против ахейцев. Затем она же воплотилась в возлюбленную Зевса — Леду, родившую близнецов Диоскуров.

Почему мы можем утверждать, что Лето и Леда это и есть славянская Лада, что у них общего, кроме сходства имен? Во-первых, все три богини были связаны с культом белого лебедя, священного животного Лады, имя которой означало, кроме прочего, «лебедушка». Зевс именно по этой причине явился к Леде в виде белого лебедя. А литовцы приносили в жертву Ладе белого петуха как замену лебедя (в самом деле, сложно было в те времена в Литве найти лебедей). Обе гречанки, Лето и Леда, родили божественных близнецов, а у Лады тоже была двойня — Лель и Полель.

Но в славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. У основания статуи дымились благовония, лежали груды цветов, которые служители ежедневно заменяли новыми букетами. Здание храма было традиционно построено из «живого» материала — дерева (эта традиция строго соблюдается, например, на Востоке — в Китае и Японии), сплошь покрытого серебряными пластинами. Тысячи горящих свечей отражались в этих серебряных плитах и сполохами освещали все вокруг. Действительно, это было поразительное, неземное по красоте, зрелище.

Мифологи конца XVIII и первых десятилетий XIX столетия (Попов, Чулков, Кайсаров) не сомневались в ее существовании, приняв без проверки показания о ней Иннокентия Гизеля, который в своем "Синопсисе" говорить: "четвертый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и всякого благополучия, жертвы ему приношаху готовящиеся к браку, помощию Лада мняще себе добровеселие и любезно житие стяжати". Гизель черпал свои сведения о языческих богах из книг польских историков Кромера и Стрыйковского.

Кромер, в свою очередь, повторил домыслы Меховиты о том, что Лада соответствовала у язычников-поляков греческой Леде. В этом Меховита расходится с Длугошем, который утверждал, что у древних поляков Ладо соответствовал римскому Марсу. В настоящее время можно считать доказанным, что Длугош и позднейшие польские историки выводили языческого бога Лада или богиню Ладу из припевки "ладо", встречающейся в народных песнях. Примеры создания мифической личности из непонятой припевки встречаются в мифологии: так, греческий певец Линос обязан своим существованием припевке "ай лену" (ai lenu) финикийских песен.

Наследовав богиню Ладу от историков XVI - XVIII веков, наши исследователи мифологии (Афанасьев и другие) старались подтвердить ее существование у славян ссылками на разные источники, оказавшиеся, по исследованию А. А. Потебни ("Объяснения малорусских и сродных народных песен"), весьма сомнительными. Достоверно только то, что припев "ладо" встречается в песнях весенних, летних и свадебных. Формы припева разнообразятся: "Ай дид, ой ладо", "диди-лади, ди-диладушки", "ой диди ладу", "диди ладой", "ой дид ладо", "ладо, ладо, ладо мое" и другие. Как в Саратовской губернии говорят "давайте дидикать", то есть играть хороводные песни, от припева "диди", так сербохорватский припев "ладо" дал производный глагол "ладати", то есть петь песни с этим припевом накануне Юрьева дня. Слово "лада" - старинное русское; в "Слове о полку Игореве" оно встречается в 4-х случаях, в применении к мужу; в нынешних великорусских песнях оно употребляется частью в женском роде ("я ищу себе ладу милую"), частью в среднем ("мое ладо ревниво").

godsbay.ru

Славянская богиня Лада - покровительница любви и красоты :: SYL.ru

Лада, ладушка, ладно, лад…так в древней Руси назывался уклад семейной жизни, где все всегда хорошо, «ладно». И недаром, ведь так звали славянскую богиню любви, красоты – Ладу.

Богиня Лада - покровительница брака и любви. Но помимо любовных дел она также благодетельствовала изобилию в доме и созреванию высокого урожая.

Значение Лады в жизни древних славян

Начиная еще с языческих времен боги всегда имели для людей большое значение. Но среди них была одна богиня, которая приносила только счастье, радость и любовь.

Богиня Лада - покровительница любви и влюбленных и, в отличие от достаточно строгих богов, всегда дарит только радость. И даже на ненависть дарит улыбки.

Все изящное и прекрасное заложено в имени Лада. И кстати, символом самой богини служит самое русское дерево – береза. А ведь белая береза - это и есть сама Русь.

Интересный факт. Раньше существовали обычаи делать жертвоприношения богам. Но именно Ладе не нужны были жертвы. Ей люди приносили живые цветы и ягоды.

Именно с этого обычая вошло в традицию дарить девушкам и женщинам, символизирующим любовь, букеты из цветов.

Июль - месяц Лады

Недаром именно в июле вспоминают Ладушку. Ведь этот жаркий, летний месяц из-за цветения липы в народе еще называли «липец». А массовое созревание урожая, появление ягод, овощей и фруктов считалось благовонием, которое послала славянская богиня Лада.

Детки, которые родились в июле, всегда считались находящимися под покровительством Ладушки. Считалось, что люди, рожденные в этот месяц, будут очень счастливы в браке.

Богиня Лада была символом не только любви. Она покровительствовала женщинам и детям, вдовам и влюбленным. К тому же Лада символизирует плодородие не только в плане урожая, но и в рождении детей.

Необычные обычаи

  • Лада - богиня любви и красоты. Про тех, кто женился по расчету и без любви, говорили, что не на Ладе женился.
  • Есть такое уютное слово «лад». Это когда в семье все складывается как надо, «ладно». Поэтому Ладами звали мудрых женщин, которые умели всегда поддерживать в своей семье уют и ладные отношения всех членов семьи.
  • Все, что связано было у славян с любовью, семьей, женихами, звалось в честь богини любви. Так, например, помолвка называлась – лада, гадание девушек на женихов – ладуванье.
  • В счастливой семье жена называла любимого мужа «Ладо». А муж кликал обожаемую женушку «Ладушкой».
  • Богиня Лада никогда не прощала браки не по любви, а уж тем более насилие или выдавание девки замуж за постылого и нелюбимого.
  • Для того чтобы молодые жили хорошо да ладно, они приносили в дар богинюшке живые цветы да ягоды. Особо ценными дарами считались мед и птицы. Причем птичек необходимо было выпускать на волю, не причиняя вреда. Девушки–рукодельницы приносили в дар свои творения – вышивку, самодельные платки.
  • Интересный обычай был связан с родами. Считалось, что при рождении ребенка всегда присутствовала славянская богиня Лада, которая давала судьбу малышу.
  • Люди верили, что богиня дарит каждому рожденному ребенку – Долю. Это небольшое божество, которое будет оберегать и следовать за своим хозяином до самого конца.
  • Но вот Доля у каждого своя. Все зависело от главенствующей звезды в момент рождения малыша.

Богиня плодородия

Ученые, занимающиеся изучением славянских богов, установили, что благодетельниц, покровительствующих женщинам и деторождению было две.

А как же иначе. Ведь Лада родила дочь, названную Леля. Интересно, что богиней летних и осенних месяцев, когда на полях созревает и убирается урожай, считается Лада.

Вспомним, как художники, желающие изобразить осень в лице женщины, рисуют образ полнотелой, зрелой матери семейства. Богиня Лада у славян – это женщина, которая как раз олицетворяет осень, плодородие и уют в семье.

А вот весенние месяцы отданы под власть дочери Лады - Лели. Когда природа пробуждается, весенняя зелень появляется на полях и деревьях. Если посмотреть на весну, то изображается она молоденькой девушкой, чистой и невинной.

А подумайте, откуда взялось нежное слово «лелеять», когда родители ласкают своего малыша. Да-да, от имени Леля – богини молодых весенних цветков и чистой красоты.

Праздник Лели

И если мать Лели – это забота о сборе урожая и сохранности любви в доме, то ее дочь оберегает новые побеги и зародившиеся ростки. В ее власти зарождающаяся любовь и нежные девичьи грезы.

Леле также приносили дары и завлекали в гости в дом. Но пред этим обязательно запрашивали разрешение у ее матери.

Дарами для богини Лели были молочные изделия и растительные продукты. Все это приносилось на поляну с 22 по 23 апреля, в молодой весенний месяц. В полночь зажигали костер, а вокруг разжигали 12 небольших, которые олицетворяли месяцы.

На праздник могли прийти только девушки и женщины. Мужчины только издалека подсматривали. Все присутствующие съедали принесенные припасы с молитвами и песнями и всю ночь веселились.

Образ Лады

Богиня красоты Лада символизировала собой любовь и верность. Она олицетворяла собой плодородие как в смысле урожая, так и в деторождении.

Но не стоит путать Ладу с символом материнства. Эту роль исполняла другая почитаемая богиня – Мать Макошь.

Изображаемая богиня Лада у славян всегда выглядела женственно и светло. Но она не была молоденькой девушкой. Как правило, у нее были волосы с зеленоватым оттенком, ближе к светлым тонам.

Вокруг головы обязательно рисовали разноцветных бабочек. Да и весь наряд был из природных материалов. Цвета также повторяли натуральные лиственные оттенки: багряный, лазурный, зеленый.

Лада, славянская богиня красоты, всегда носит образ светлой, веселой, жизнерадостной женщины лет 25-30. Она всегда чистая и искренняя, но ее красота только невинная.

Изображение Лели

Доченька Лады – молодая, цветущая девушка Леля. Она чистая и светлая, находится в том возрасте, когда только-только можно мечтать о женихе и выходить замуж.

Изображали Лелю всегда с русыми светлыми волосами. Это уже не маленькая девчонка, но и еще не женщина. Поэтому она не хранительница очага, как ее мать, и почиталась за красоту, невинность.

Леля представлялась древними славянами только в окружении дикой природы. У ее ног ластятся лани и молодые белочки. Волосы раздувает легкий ветерок.

Дочь Лады, создание начисто лишенное какой-либо агрессии и всегда жизнерадостное, весела и настроена на искренние чувства.

Русское дерево береза неразрывно связано с образом Лели. Березонька, как и Лелюшка, всегда чистые и непорочные, готовые подарить себя только одному единственному суженому.

Грусть в глазах Лели

Очень часто, изображая Лелю, художники рисуют девушку с грустными глазами. А все потому, что на заре своего девичества дочь Лады полюбила юношу. Но в ответ на признание девушки он сказал, что открыт для всех женщин и любит каждую из-них.

Этого юношу звали Ярило, сын бога Солнца. Он готов был связать свою судьбы с Лелей, но не на всю жизнь. Понятно, что уязвленная девица не могла себе этого позволить.

В конце концов Леля встретила свою большую любовь в лице Финиста. Но где-то в глубине души у неё жила та самая первая любовь, которая заставила ее страдать.

Почитаемая Лада

Конечно, Леля - еще совсем молоденькая девушка. А вот богиня любви Лада - женщина, которая уже созрела. Соответственно, и покровительствовала она созреванию всего, от любви до урожая.

Часто можно увидеть картины, как богиня приходит на поле, вся в зеленых одеждах и благословляет будущий урожай.

Интересный факт, о влюбленных, которые уединялись в полях. Считали, что они идут вслед за Ладой, и она их оберегает. Но если дело касается только встреч и уговора о свадьбе. Ни о каких плотских утехах и речи нет.

Если молодые говорили о любви, значит они давали новые силы колосьям, которые начинали еще пуще расти. В то же время зеленые ростки одаривали влюбленных своим светом и теплом.

Богиня Лада у славян всегда была очень почитаема. Все вещи, которые ценятся и дороги в семье, подлежат охране и оберегу Лады. Такие вещи обязательно выносятся на всеобщее обозрение и проходят обряд посвящения.

Особенно это касается родильных рубах, одежды для крещения, различные семейные обереги. Если мужчина уходит на войну, все вещи, которые он возьмет с собой, выносят на солнце, на алтарь для освящения Ладой.

Тогда как все, что может причинить вред, наоборот, убирают с людских глаз и солнечного света.

У славян богиня Лада почиталась очень сильно. Историки утверждают, что ранее даже был храм, посвященный богине. Построен он был, конечно же, из дерева.

Центр храма украшала невероятно красивая девушка в венке из цветков. Волосы переплетены и украшены жемчугом.

Платье на богине традиционно русское – длинное, с широким поясом и украшенное интересной вышивкой.

У ног богини всегда зажигали благовония, а люди и служащие храма клали живые цветы и ягоды.

www.syl.ru

Лада (мифология) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Лада. Михаил Нестеров. Два лада

Ла́да — по мнению некоторых исследователей (А. С. Фаминцын, Б. А. Рыбаков и его последователи), божество[1] в славянской мифологии; богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Большинство учёных, начиная с А. А. Потебни, считают Ладу плодом «кабинетной мифологии», научной фикцией[2][3].

Верным спутником Лады учёными вплоть до середины XIX века считался Ослад, так как брак и любовь всегда находятся рядом с пирами и наслаждениями (ср. в древнегреческой мифологии Гимер и Потос — спутники Афродиты). Впоследствии выяснилось, что этот мифологический образ Ослада является фиктивным.

Лада по письменным источникам XV—XVII веков

К наиболее старым письменным источникам, упоминающим Ладу, относятся польские церковные поучения против язычества первой четверти XV века, опубликованные Станиславом Урбанчиком[4]. Оставившие их церковники принимали за имена языческих богов припевы народных песен.

Начало XV века:

Поляки еще и посейчас около зеленых святок чествуют своих божков: Alado, Gardzyna, lesse… Этим божкам плохие христиане оказывают большую честь, чем Богу: девушки целый год не ходят в костел молиться истинному Богу, тогда как на чествование этих своих божков они привыкли приходить.

1423 год (Ченстоховская рукопись Яна из Михочина):

...наши старики, старухи и девушки не молятся о том, чтобы стать достойными восприятия Святого Духа, но в эти три дня, когда надлежало бы предаваться размышлениям (Троицын день, Духов день…), сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски; не к богу взывать, но к дьяволу: Issaya, Lado, Hely, laya. Если таковые не покаются, то пойдут вместе с lassa, Lado на вечные муки.

1420-е годы:

Запрещаем также пляски и песни, в которых называются имена идолов: Lado, Ileli, lassa, Tya, проводимые во время зеленых святок, когда истинно познавшие Христа должны усердно просить Бога, чтобы им по примеру апостолов воспринять Дух Святой.

В конце XV века Ян Длугош включил в свой пантеон польского Марса под именем бога Лада (Lyada). Матвей Меховский упомянул, что в честь богов поют «старинные песни Lada — Lada, Ileli — Ileli, Poleli, сопровождая их танцами». Но Меховский считал, что Лада — это античная Леда, мать Кастора и Полидевка.[5] В Mater Verborum Лада соотносится с Венерой.

В XVII веке Иннокентий Гизель в своем «Синопсисе»[6] в дополнение к рассказу «Повести временных лет» об идолах князя Владимира записал:

...Четвёртый идол — Ладо. Сего имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху готовящийся ко браку, помощию Лада мнящи себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же прелесть от древнейших идолослужителей произыде, иже неких богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерское имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм-Полелем возглашают. Такожде и матерь лелеву и полелеву — Ладо, поюще: Ладо, Ладо! И того идола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях, руками плещуще и о стол бьюще, воспевают.

Здесь Лада выступает сначала в мужском роде, а затем как мать Леля и Полеля.

Видео по теме

Лада как песенный рефрен

Собрано большое число фольклорных песен, рефреном в которых выступает Лада. Ещё в 1884 году анализ этих песен привёл А. С. Фаминцына к выводу, что Лада — богиня брака и веселья, славянская Bona dea, связанная с весенними и свадебными обрядами. Кроме богини Лады, существовал ещё бог Лад (или Ладо), которого он отождествлял, с одной стороны, со славянским Ярилой, а с другой — с Аполлоном Соранским[7].

Польский славист А. Брюкнер в ряде работ высказался против признания Лады древнеславянской богиней, так как, по его мнению, «Ой, Ладо» или «Лада, лель-люли» являются всего-навсего бессмысленным припевом. Появление имени Лады в средневековых источниках он объяснил тем, что ксендзы-иноземцы, плохо понимавшие славянскую речь, сделали из бессмысленного припева особую богиню.[8]

Против существования Лады однозначно высказался и Н. М. Гальковский: «Доказано, что божества Лада не существует… это — измышление наших книжников позднейшего времени». «Откуда взялись новые боги Лада, Лель? Полагаем, что вследствие недоразумения. Лада, лель-люли — это припевы песен… припев в форме ай-люли мог возникнуть вследствие искажения богослужебного слова аллилуйя».[9]

На существовании же Лады и справедливости построений А. С. Фаминцына настаивал Б. А. Рыбаков в «Язычестве древних славян», полагая, что «если исследователь имеет дело со случайным единичным упоминанием того или иного имени или неясного слова, то лучше воздержаться от далеко идущих выводов, но если перед нами находится устойчивый широко распространенный материал, уходящий в глубину на несколько столетий, то мы не имеем права уклоняться от его анализа даже в том случае, если это кажущийся нам простым песенный рефрен». Б. А. Рыбаков выдвинул гипотезу, что культ Лады имеет индоевропейские корни, сопоставляя её с древнегреческой богиней Лето и древнеримской Латоной.

Песенный рефрен «дид-ладо» некоторыми исследователями фольклора воспринимается как прославление Лады вместе с её третьим сыном по имени Дид, бога супружеской любви.

Интерпретация в свете этимологии

О. Н. Трубачёв[10] считает неприемлемыми обе крайности, порождённые неясностью слова — как возведение Лады в ранг божества, так и отнесение этого слова к бессмысленному песенному рефрену. Исследователь трактует слово в контексте славянских терминов родства.

Согласно мнению Трубачёва, праслав. *lada восходит к индоевропейскому корню *aldh- «выросший, зрелый», который дал в германском aldi- «человек». Таким образом, первичным значением славянского слова он считает «старший, муж, мужчина» (ср. упоминание лад — возлюбленных мужей — в «Слове о полку Игореве»). Перенесение этого слова на женщину — вторично. В качестве сравнительного материала Трубачёвым привлекается литовское имя Aldona, которое может восходить к предполагаемому термину родства *alda(s) = др.-рус. лада при помощи суффикса -ona.

Песенный рефрен дед-ладо/дид-ладо восстанавливается для общеславянского как *děd lada, то есть это название старшего родича (дед) и именное определение при нём. Возможно также сопоставление дид с балтийский корнем did- «большой, великий» (лит. didelis «большой», didus «величественный»).

Образ в неоязычестве

«Ладодение» — праздник, которому многие источники в рунете приписывают древнеславянское происхождение, и который, согласно им же, отмечался у славян ежегодно, 30 марта[11]. Если существование богини Лады, которой якобы посвящён этот праздник — предмет спора среди исследователей славянской культуры, то праздник Ладодения не упоминается вовсе. Праздник эпизодически отмечается неоязычниками и в реальной жизни[12].

Согласно информации, распространённой в интернете, «Ладодение», как и любой другой языческий праздник, сопровождался у древних славян особыми обрядами. Юноши и девушки водили первые весенние хороводы и пели народные песни воспевающие богиню Ладу. Женщины забирались на любые имеющиеся возвышения — горки, стога, крыши домов и т. п., и призывали весну воздевая руки к небу. Также, якобы, в этот день была традиция выпекать хлеб в виде журавликов, которые не только ели, но и использовали как обереги, которые клали как можно выше над дверью, чтобы сохранить жизненное пространство.

Сайт «Календарь праздников» утверждает, что с этим праздником у славян связано поверье, что из сказочной страны — Вырии возвращаются птицы и потому встречая их было принято кобениться — подражать танцам птиц (слово «выкобениваться» до сих пор нередко используется в повседневной русской речи, однако его первоначальные смысл утрачен и ныне используется с иным значением)[13].

Примечания

  1. ↑ Русский биографический словарь, сетевая версия
  2. ↑ Журавлев А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». — М.: Индрик, 2005. — С. 229.
  3. ↑ Топорков А. Л. Кабинетная мифология // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М.: Международные отношения, 2002. — С. 212.
  4. ↑ Urbanczyk S. Religia…; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, Лада
  5. ↑ Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, Лада, а также Bóstwa Słowian.
  6. ↑ Гизель, Иннокентий Киевский синопсис. Про Идолов
  7. ↑ Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884. С. 254—274.
  8. ↑ Brueckner A. Mitologia polska. — In: Encyklopedii Polskij. Krakow, 1918, c. 158—160.
  9. ↑ Гальковский Н. М. Борьба христианства… Издание 1913—1916 годов. Т. I. С. 35; Т. II. С. 295.
  10. ↑ Трубачев О. Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 99-102.
  11. ↑ Нигма.ру
  12. ↑ Фото@Mail.Ru: Московский Клуб друзей : Центр Суряница. Ладодение 2007
  13. ↑ Ладодение — 30 марта. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2010

Литература

Польский пантеон

(по «Истории Польши» Яна Длугоша (третья четверть XV в.)

Йеша (Yesza) — Юпитер • Лада (Lyada) — Марс • Дидилия (Dzydzilelya) — Венера • Nya — Плутон • Девана (Dzewana) — Диана • Маржана (Marzyana) — Церера • Pogoda — соразмерность (Temperies) • Жива (Zywye) — Жизнь (Vita)

wikipedia.green

Лада – это славянская Богиня любви и красоты, Лада в славянской мифологии

Лада – это славянская богиня любви и красоты, Лада в славянской мифологии

Лада была у древних славян богиней семейных отношений, достатка, плодородия и цветущей природы. Условно она являлась матерью всех месяцев в году. Внешне она была необычайно красивой молодой женщиной в самом расцвете.

Славянская мифология гласит, что богиня Лада – жена Сварога.

Не было на Руси славянина, который бы ни почитал Ладу. К ней обращались с просьбами (в основном весной и летом – время, когда природа просыпается от зимней спячки) и молитвами. В качестве жертвоприношения мог быть белый петух, а также красивые цветы, спелые наливные ягоды, сладкий мед. Приносили все, что олицетворяет плодородие, «рождение» (например, ягоды – это плод от цветков, а мед – от пчел).

Интересно, но корень «лад» нашел применение во многих словах современного русского языка. Например, ладить, наладить и другие. Эти слова означают что-то хорошее, что-то находящееся в согласии. Древние славяне после женитьбы назвали друг друга «ладо» (мужа) и «ладушкой» (жену).

Кроме того, Лада считалась богиней любви и красоты, согласия в семье. Про человека, который заключал брак с нелюбимой женщиной, говорили, что он «женился не с Ладою».

Лада – это славянская богиня любви и красоты, Лада в славянской мифологии

Если смотреть более широко, то под Ладой подразумевалась глава всего женского рода, его прародительница. Иногда ее даже называют богородицей. Славянская богиня Лада обладает такой силой, которая способна подарить самое дорогое – жизнь.

Изображение этой богини часто вырезали древние воины на камнях. Они верили, что богиня спасет их жизнь, сохранит ее от врага.

Символика

  • Символичным объектом для Лады был белый лебедь. Ведь он отражает в себе все самое лучшее: верность, преданность, взаимопонимание, чистоту.
  • Обозначением богини Лады (например, на оберегах) был круг, внутри которого помещался перевернутый треугольник. Причем эти фигуры выбраны не просто так: круг – это целая Вселенная, а треугольник – ее центр, ее сердце.
  • Изображали Ладу – богиню славян, обычно со светлыми волосами, с пшеничным или золотым оттенком. Венчал голову венок, сплетенный из розовых цветов. В волосах блестели жемчужинки, поэтому богиня как бы светилась.

Поклонения и праздники в честь славянской богини любви

Как и для многих божеств, для Лады славяне строили храмы. Отличительной чертой их были стены, окрашенные в зеленый цвет. Материалом для постройки служило дерево, которое украшали резными узорами, подобными кружеву. Обязательным атрибутом была статуя (или идол) Лады, невероятно красивая и высокая, к ней подносили свежие цветы. Известно, что храм языческой богини Лады находился неподалеку от Ладожского озера. Причем его местоположение было в гуще болота. Только волхвы могли найти ее храм.

Лада – это славянская богиня любви и красоты, Лада в славянской мифологии

Языческая наклонность древних славян, разумеется, предполагала проведение различных обрядов. И для Лады также были свои ритуалы. Цель их была в улучшении отношений в семье, в нахождении своей любви и другом. Также Ладу можно было попросить о благополучном течении родов, ведь она помогала всем «рожаницам».

День богини Лады праздновали раньше восьмого-девятого сентября (по современному календарю – двадцать второго). Однако похвалы и воспевание Лады было неоднократно, а несколько раз в году. Также праздником Лады было Ладодение, отмечавшееся в начале весны. В этот день не смолкали веселые песни, не заканчивались озорные игры и хороводы. Все в этот день дышало любовью и согласием. Из угощений подавали оладьи (даже в этом слове есть «лад») с медом. Они олицетворяли солнце.

Так как Лада – это богиня еще и урожая и зрелости, то славяне верили, что она ходит по полям и благословляет их будущий урожай. В славянской мифологии богиня любви могла превращаться в прекрасного белого лебедя или проворную синицу. Вообще все мифы о славянской богине Ладе восхваляют ее и видят ее заслугу в каждом проявлении жизни: и в капле росы, и в солнечных лучах, и в пении птиц...

Богиня Лада.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Лада (мифология) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Лада. Михаил Нестеров. Два лада

Ла́да — по мнению некоторых исследователей (А. С. Фаминцын, Б. А. Рыбаков и его последователи), божество[1] в славянской мифологии; богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Большинство учёных, начиная с А. А. Потебни, считают Ладу плодом «кабинетной мифологии», научной фикцией[2][3].

Верным спутником Лады учёными вплоть до середины XIX века считался Ослад, так как брак и любовь всегда находятся рядом с пирами и наслаждениями (ср. в древнегреческой мифологии Гимер и Потос — спутники Афродиты). Впоследствии выяснилось, что этот мифологический образ Ослада является фиктивным.

Лада по письменным источникам XV—XVII веков

К наиболее старым письменным источникам, упоминающим Ладу, относятся польские церковные поучения против язычества первой четверти XV века, опубликованные Станиславом Урбанчиком[4]. Оставившие их церковники принимали за имена языческих богов припевы народных песен.

Начало XV века:

Поляки еще и посейчас около зеленых святок чествуют своих божков: Alado, Gardzyna, lesse… Этим божкам плохие христиане оказывают большую честь, чем Богу: девушки целый год не ходят в костел молиться истинному Богу, тогда как на чествование этих своих божков они привыкли приходить.

1423 год (Ченстоховская рукопись Яна из Михочина):

...наши старики, старухи и девушки не молятся о том, чтобы стать достойными восприятия Святого Духа, но в эти три дня, когда надлежало бы предаваться размышлениям (Троицын день, Духов день…), сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски; не к богу взывать, но к дьяволу: Issaya, Lado, Hely, laya. Если таковые не покаются, то пойдут вместе с lassa, Lado на вечные муки.

1420-е годы:

Запрещаем также пляски и песни, в которых называются имена идолов: Lado, Ileli, lassa, Tya, проводимые во время зеленых святок, когда истинно познавшие Христа должны усердно просить Бога, чтобы им по примеру апостолов воспринять Дух Святой.

В конце XV века Ян Длугош включил в свой пантеон польского Марса под именем бога Лада (Lyada). Матвей Меховский упомянул, что в честь богов поют «старинные песни Lada — Lada, Ileli — Ileli, Poleli, сопровождая их танцами». Но Меховский считал, что Лада — это античная Леда, мать Кастора и Полидевка.[5] В Mater Verborum Лада соотносится с Венерой.

В XVII веке Иннокентий Гизель в своем «Синопсисе»[6] в дополнение к рассказу «Повести временных лет» об идолах князя Владимира записал:

...Четвёртый идол — Ладо. Сего имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху готовящийся ко браку, помощию Лада мнящи себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же прелесть от древнейших идолослужителей произыде, иже неких богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерское имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм-Полелем возглашают. Такожде и матерь лелеву и полелеву — Ладо, поюще: Ладо, Ладо! И того идола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях, руками плещуще и о стол бьюще, воспевают.

Здесь Лада выступает сначала в мужском роде, а затем как мать Леля и Полеля.

Лада как песенный рефрен

Собрано большое число фольклорных песен, рефреном в которых выступает Лада. Ещё в 1884 году анализ этих песен привёл А. С. Фаминцына к выводу, что Лада — богиня брака и веселья, славянская Bona dea, связанная с весенними и свадебными обрядами. Кроме богини Лады, существовал ещё бог Лад (или Ладо), которого он отождествлял, с одной стороны, со славянским Ярилой, а с другой — с Аполлоном Соранским[7].

Польский славист А. Брюкнер в ряде работ высказался против признания Лады древнеславянской богиней, так как, по его мнению, «Ой, Ладо» или «Лада, лель-люли» являются всего-навсего бессмысленным припевом. Появление имени Лады в средневековых источниках он объяснил тем, что ксендзы-иноземцы, плохо понимавшие славянскую речь, сделали из бессмысленного припева особую богиню.[8]

Против существования Лады однозначно высказался и Н. М. Гальковский: «Доказано, что божества Лада не существует… это — измышление наших книжников позднейшего времени». «Откуда взялись новые боги Лада, Лель? Полагаем, что вследствие недоразумения. Лада, лель-люли — это припевы песен… припев в форме ай-люли мог возникнуть вследствие искажения богослужебного слова аллилуйя».[9]

На существовании же Лады и справедливости построений А. С. Фаминцына настаивал Б. А. Рыбаков в «Язычестве древних славян», полагая, что «если исследователь имеет дело со случайным единичным упоминанием того или иного имени или неясного слова, то лучше воздержаться от далеко идущих выводов, но если перед нами находится устойчивый широко распространенный материал, уходящий в глубину на несколько столетий, то мы не имеем права уклоняться от его анализа даже в том случае, если это кажущийся нам простым песенный рефрен». Б. А. Рыбаков выдвинул гипотезу, что культ Лады имеет индоевропейские корни, сопоставляя её с древнегреческой богиней Лето и древнеримской Латоной.

Песенный рефрен «дид-ладо» некоторыми исследователями фольклора воспринимается как прославление Лады вместе с её третьим сыном по имени Дид, бога супружеской любви.

Интерпретация в свете этимологии

О. Н. Трубачёв[10] считает неприемлемыми обе крайности, порождённые неясностью слова — как возведение Лады в ранг божества, так и отнесение этого слова к бессмысленному песенному рефрену. Исследователь трактует слово в контексте славянских терминов родства.

Согласно мнению Трубачёва, праслав. *lada восходит к индоевропейскому корню *aldh- «выросший, зрелый», который дал в германском aldi- «человек». Таким образом, первичным значением славянского слова он считает «старший, муж, мужчина» (ср. упоминание лад — возлюбленных мужей — в «Слове о полку Игореве»). Перенесение этого слова на женщину — вторично. В качестве сравнительного материала Трубачёвым привлекается литовское имя Aldona, которое может восходить к предполагаемому термину родства *alda(s) = др.-рус. лада при помощи суффикса -ona.

Песенный рефрен дед-ладо/дид-ладо восстанавливается для общеславянского как *děd lada, то есть это название старшего родича (дед) и именное определение при нём. Возможно также сопоставление дид с балтийский корнем did- «большой, великий» (лит. didelis «большой», didus «величественный»).

Образ в неоязычестве

«Ладодение» — праздник, которому многие источники в рунете приписывают древнеславянское происхождение, и который, согласно им же, отмечался у славян ежегодно, 30 марта[11]. Если существование богини Лады, которой якобы посвящён этот праздник — предмет спора среди исследователей славянской культуры, то праздник Ладодения не упоминается вовсе. Праздник эпизодически отмечается неоязычниками и в реальной жизни[12].

Согласно информации, распространённой в интернете, «Ладодение», как и любой другой языческий праздник, сопровождался у древних славян особыми обрядами. Юноши и девушки водили первые весенние хороводы и пели народные песни воспевающие богиню Ладу. Женщины забирались на любые имеющиеся возвышения — горки, стога, крыши домов и т. п., и призывали весну воздевая руки к небу. Также, якобы, в этот день была традиция выпекать хлеб в виде журавликов, которые не только ели, но и использовали как обереги, которые клали как можно выше над дверью, чтобы сохранить жизненное пространство.

Сайт «Календарь праздников» утверждает, что с этим праздником у славян связано поверье, что из сказочной страны — Вырии возвращаются птицы и потому встречая их было принято кобениться — подражать танцам птиц (слово «выкобениваться» до сих пор нередко используется в повседневной русской речи, однако его первоначальные смысл утрачен и ныне используется с иным значением)[13].

Примечания

  1. ↑ Русский биографический словарь, сетевая версия
  2. ↑ Журавлев А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». — М.: Индрик, 2005. — С. 229.
  3. ↑ Топорков А. Л. Кабинетная мифология // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М.: Международные отношения, 2002. — С. 212.
  4. ↑ Urbanczyk S. Religia…; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, Лада
  5. ↑ Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, Лада, а также Bóstwa Słowian.
  6. ↑ Гизель, Иннокентий Киевский синопсис. Про Идолов
  7. ↑ Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884. С. 254—274.
  8. ↑ Brueckner A. Mitologia polska. — In: Encyklopedii Polskij. Krakow, 1918, c. 158—160.
  9. ↑ Гальковский Н. М. Борьба христианства… Издание 1913—1916 годов. Т. I. С. 35; Т. II. С. 295.
  10. ↑ Трубачев О. Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 99-102.
  11. ↑ Нигма.ру
  12. ↑ Фото@Mail.Ru: Московский Клуб друзей : Центр Суряница. Ладодение 2007
  13. ↑ Ладодение — 30 марта. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2010

Литература

Польский пантеон

(по «Истории Польши» Яна Длугоша (третья четверть XV в.)

Йеша (Yesza) — Юпитер • Лада (Lyada) — Марс • Дидилия (Dzydzilelya) — Венера • Nya — Плутон • Девана (Dzewana) — Диана • Маржана (Marzyana) — Церера • Pogoda — соразмерность (Temperies) • Жива (Zywye) — Жизнь (Vita)

wikiredia.ru