Биография Чайковского кратко самое главное. Биография петра ильича чайковского


Краткая биография Чайковского

Краткая биография Петра Ильича ЧайковскогоЧайковский Пётр Ильич (1840— 1893), композитор, дирижёр, педагог.

Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск,Удмуртия) в семье горного инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 г.

Он получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Но любовь к музыке оказалась сильнее — в 1862 г. юноша сдал экзамены в только открывшуюся тогда Петербургскую консерваторию. В 1863 г. он оставил службу, а после окончания с серебряной медалью консерватории (1866 г.) был приглашён занять должность профессора в Московской консерватории.

В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию («Зимние грёзы»), в 1869 г. — оперу «Воевода» и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 г. — знаменитый Первый фортепианный концерт, в 1876 г. — балет «Лебединое озеро».

В конце 70-х гг. композитор пережил тяжёлый душевный кризис, связанный с неудачной женитьбой, в 1878 г. оставил преподавание. Тем не менее именно в этот год было создано одно из лучших его произведений — опера «Евгений Онегин» на сюжет А. С. Пушкина.

Настоящей вершиной стала опера «Пиковая дама» (1890 г.), также на сюжет Пушкина. В 1891 г. Чайковский написал свою последнюю оперу «Иоланта». Сочинял он и музыку к балетам: «Спящая красавица», 1889 г.; «Щелкунчик», 1892 г. Взлёт Чайковского – симфониста явлен в его Шестой симфонии (1893 г.).

Постоянно обращался композитор и к малым формам. Он автор 100 романсов, которые являются жемчужинами вокальной лирики, а также более чем 100 фортепианных пьес (в их числе циклы «Времена года», 1876 г., и «Детский альбом», 1878 г.). Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни — в 1885 г. он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета.

Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом (с 1894 г. музей композитора).

Скончался 6 ноября 1893 г. в Петербурге.

citaty.su

Биография Чайковского кратко самое главное

Петра Ильича Чайковского по праву можно назвать одной из крупнейших фигур русской музыкальной истории. Его наследие, как композитора, представлено как оркестровыми произведениями, так фортепианными миниатюрами. Помимо сочинения музыки Чайковский также занимался педагогикой, дирижировал оркестрами и выступал в роли критика.

Детство и юность

Дата рождения композитора - 7 мая 1840 года. Он появился на свет в небольшом поселке в Вятской губернии. Петр Ильич был вторым из шестерых детей в семье. Начальное образование Чайковского и его братьев и сестер было домашним. Их обучала французская гувернантка Фанни Дюрбах, выписанная из Петербурга. Ребенком Петр Ильич увлекался историей жизни Людовика XVII и пробовал себя в поэзии.

Музыка была важной составляющей в жизни семьи. Отец играл на флейте, а мать владела фортепиано, немного знала арфу и занималась вокалом. Первые уроки игры на рояле Чайковский получил от бывшей крепостной М.М. Пальчиковой, так как у француженки-гувернантки не было дополнительного образования в области музыки.

В 1848 году, после отставки главы семьи, Чайковские переселились в Санкт-Петербург, где будущий композитор поступил в пансион. В тот же период были занятия фортепиано с учителем Филипповым, первое знакомство с музыкальными постановками в театре. Тогда же будущий композитор заболел корью, что впоследствии отразилось на его здоровье и выражалось в неожиданных припадках.

В 1949 году случился переезд в Алапаевск, а в августе 1850 года Петр Ильич вернулся в столицу для того, чтобы получить образование в области юриспруденции. Летом 1859 года он окончил училище и удостоился чина титулярного советника. На протяжении учебы Пётр Ильич продолжал совершенствовать игру на рояле.

Творческая жизнь

Департамент юстиции стал первым местом, где служил будущий композитор. В свободное время он часто бывал на оперных и балетных спектаклях, где восхищался творениями Глинки и Моцарта.

В 1862 году Петр Ильич стал слушателем Петербургской консерватории, и через год окончательно перестал заниматься юриспруденцией. За блестящим окончанием учебного заведения последовало приглашение от Николая Рубинштейна в консерваторию Москвы. Там композитор получил место профессора по классу композиции. Его педагогическая деятельность длилась вплоть до 1878 года, когда из-за внутреннего кризиса, вызванного неудачным браком, Чайковский оставил преподавание.

Список произведений, написанных композитором, огромен. В него входит ряд опер, балетов и оркестровых концертов. Чайковский также сочинял фортепианные пьесы, камерную и духовную музыку.

Его дипломная работа – кантата «К радости» на одноименную оду Ф.Шиллера. Первые оперы Чайковского, «Воевода» и «Ундина», впоследствии были уничтожены автором, хотя первое произведение увидело свет в театре. «Ундина» никогда не шла на сцене, при этом несколько номеров были включены в более поздние работы.

Вторая половина 1970-х годов ознаменовалась написанием оперы «Евгений Онегин» на пушкинский сюжет, всемирно известного балета «Лебединое озеро» и Первого фортепианный концерт. Тогда же он написал «Детский альбом» - сборник из 24 фортепианных пьес, рассчитанных на обучение юных пианистов.

В 1890-м году композитором была написана опера, считающаяся венцом его творения – «Пиковая дама» по произведению А.С. Пушкина, а в 1891 году увидела свет «Иоланта», последнее произведение, написанное в оперном жанре. Следом за ней появились балет «Щелкунчик», а незадолго до смерти – Шестая симфония.

Наследие

Творчество П.И. Чайковского было оценена по достоинству ещё при его жизни. В последние годы он удостоился присвоения несколько почетных должностей не только в России, но и в Европе.

Незадолго до смерти Петр Ильич окончательно поселился в своем клинском доме, ставшим впоследствии музеем композитора. 6 ноября 1893 года, находясь в Санкт-Петербурге, он умер в возрасте 53 лет. Причиной смерти явилась холера. Могила композитора находится там же, в Александро-Невской лавре.

Почти за 30 лет Чайковским было создано около 80 произведений. Сейчас в его честь названы улицы многих городов, театры, а также музыкальные учебные заведения по всей России.

Биография по датам интересные факты

Биография Чайковского

Чайковский появился на свет 25 апреля (по юлианскому календарю) 1840 года. Отец – Илья Петрович Чайковский, мать – Александра Андреевна. Всего в семье было три ребенка. Начальное обучение Петр получил на дому.

Считалось, что музыкой маленький Чайковский стал заниматься благодаря матери. Сначала с ним занималась она, затем Марья Пальчикова, крепостная, выучившаяся музыке. В ноябре 1848 года Чайковские переезжают в Петербург, а Петр в свою очередь поступает там в пансион. В 1852 году Петр поступает в Императорское училище правоведения. 13 июня 1854 года умирает его мать и почти умирает его отец. В 1859 году Чайковский оканчивает училище.

После училища, Чайковский работает и параллельно посещает консерваторию. Затем в 1863 году он бросает работу, полностью посвящая себя музыке. 31 декабря 1865 года он окончил курс с отличием.

После учебы Чайковский переезжает в Москву и преступает к работе педагогом. Позже пробует себя в роли музыкального критика. Много путешествует вместе с Шиловским. Пишет прямо во время путешествий.

В 1877 году успевает жениться, однако, решение было необдуманным и привело к кризису в жизни композитора. Вследствие кризиса уезжает в Швейцарию и работает оттуда.

Начало 1880-х ознаменует собой расцвет творчества Чайковского. Имея уже внушительный список оцененных работ и признание, композитор подступается к пику своего творчества. Занимается так же музыкальной и общественной деятельностью. Гастролирует в качестве дирижера, как по России, так и заграницей.

На склоне лет переезжает в подмосковный город Клин. Продолжает регулярно работать. Наблюдая жизнь крестьян вокруг, занимается благотворительностью, в частности, именно благодаря Чайковскому в усадьбе Майданово открывается школа. Чуть позже переезжает в другую усадьбу, недалеко от Клина.

Посещая Петербург, композитор заболевает холерой. 25 октября 1893 года Петр Ильич скончался.

5 класс о главном

Интересные факты и даты из жизни

uchim-klass.ru

Петр Ильич Чайковский – краткая биография композитора.

Петр Ильич Чайковский известен как один из величайших композиторов не только в России, но и во всем мире. За свои 53 года жизни он написал более 80 музыкальных произведений, в том числе 10 опер и 3 балета.

Краткая биография композитора

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Вятской губернии Российской империи (современный город Воткинск в Удмуртии). Его отец – Илья Петрович Чайковский, выдающийся русский инженер. Мать – Александра Андреевна Ассиер, дочка крупного таможенного чиновника, который был родом из Франции.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.

Детство Чайковского

Чувствительность натуры Петра Ильича проявилась в раннем детстве. Француженка гувернантка Фанни Дюрбах, которую он обожал, сразу заметила в 7-летнем мальчике нежную душу, тягу ко всему прекрасному.  Она приоткрыла ему мир искусства, рассказывала о жизни композиторов.

В родительском доме в Воткинске был механический орган. В него вставлялись валики с крючочками, заводилась пружина, и в комнате звучали отрывки из популярных опер Россини, Беллини, Моцарта.

Маленький Петя слушал оркестрино часами. Фанни не раз заставала мальчика в слезах. Втайне от взрослых он садился за фортепиано и повторял услышанное по памяти.

Учеба

В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году — в Санкт-Петербург. Там родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора.

Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно.

Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли. Затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

Музыкальная деятельность Петра Ильича

В 1862 году Петр Ильич оставил карьеру юриста и поступил в консерваторию в класс композиции Антона Рубинштейна. Курс он окончил с золотой медалью и вскоре переехал в Москву, став профессором вновь открытой консерватории.

После первого же исполнения сочиненной им кантаты на оду Фридриха Шиллера «К радости» к нему пришли известность и успех. Критики отмечали, что в России появился необыкновенно талантливый композитор. Следом Чайковский написал свою первую симфонию «Зимние грезы».

В 1868 году Чайковский неожиданно влюбился в итальянскую оперную певицу Дезире Арто, гастролировавшую в России. Он посвятил ей романс для фортепиано, сделал  предложение. Но брак не состоялся по разным причинам. Дезире уехала из России, а Чайковский остался в расстроенных чувствах.

Музыкальные произведения

От мук неразделенной любви композитора спасло написание музыки. Он создал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», за ней последовали симфоническая фантазия «Буря» по Шекспиру, «Франческа да Римини» по «Божественной комедии» Данте.

В 1875 году Петр Ильич Чайковский начал работать над балетом «Лебединое озеро», премьера которого состоялась через 2 года в Большом театре с большим успехом. Он продолжал творить в мире сказки, причудливых фантазий, написал новые балеты — «Спящая красавица», «Щелкунчик».

70-е годы XIX века в творчестве Чайковского ― период творческих исканий. Его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка».

Личная жизнь

Творчество Чайковского сопровождал успех, чего нельзя было сказать о его личной жизни. Он совершил безрассудный поступок и женился на девушке, совершенно чуждой ему по духу, далекой от его музыки. Он и сам не знал, зачем это сделал. Начались новые переживания. Спасаясь от жены, он уехал за границу, потом ушел из консерватории. Он искал путь к самому себе. И не находил.

В 1876 году у Чайковского началась переписка с еще одной странной женщиной — богатой меценаткой Надеждой Филаретовной фон Мекк, вдовой, матерью 18 детей, старше его на 10 лет. Она поощряла творчество композитора, материально поддерживала, но они ни разу не встретились, хотя оба жили в Москве.

Последние годы жизни

До конца жизни Петр Ильич Чайковский сочинял оперы, симфонии, разъезжал по другим странам с концертами. Его музыка звучала во всем цивилизованном мире. В последние месяцы жизни он создал 6-ю «Патетическую симфонию». Она оказалась его завещанием.

Умер Петр Ильич 6 ноября 1893 года в возрасте 53-х лет от холеры. Все расходы на погребение великого композитора на себя взял сам император – Александр III. Петр Ильич Чайковский был похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

www.vdovgan.ru

Пётр Ильич Чайковский Биография, история жизни

Пётр Ильич Чайковский

Биография, история жизни

Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Воткинске, в семье директора Воткинского завода. Впечатлительный ребенок чутко постигал окружающие его природу и быт: с детства на всю жизнь он проникся глубокой и привязанностью к родине впитал, в себя народные песни. Последующие влияния западноевропейской музыкальной культуры не изгладили в Чайковском этих запавших в его душу первых впечатлений.В десятилетнем возрасте Чайковский был оторван от семьи: родители отдали его в привелигерованное учебное заведение - в Училище правоведения в Петербурге. Он окончил училище в 1862 году. Но чиновничья карьера и пустая светская жизнь не прельщали Чайковского. В 1862 году он поступил в Петербургскую консерваторию, только что основанную благодаря исключительной энергии и организаторскому таланту великого музыканта-общественника Антона Григорьевича Рубинштейна. Окончив блестяще Петербургскую консерваторию в 1865 году, Чайковский с 1866 года жил в Москве и преподавал теорию музыки в Московской консерватории.В течение десятилетия, не отрываясь от педагогической работы, Чайковский создал ряд выдающихся произведений во всех жанрах музыки. Самые знаменитые из произведений этой поры: первые три симфонии, увертюра "Ромео и Джульетта" (по Шекспиру), Первый струнный квартет, опера "Опричник", музыка к сказке Островского "Снегурочка" и поэма-фантазия для оркестра "Буря" (по Шекспиру). В своей первой симфонии Чайковский тонко запечатлел картины русского пейзажа. Во второй симфонии особенно замечательна последняя часть с широко развернутыми плясовыми жанровыми сценами.В 1874 году Чайковский сочиняет Первый концерт для фортепиано с оркестром - произведение неисчерпаемой мелодической свежести и щедрости, как и опера “Кузнец Вакула”, написанная в том же году. В 1875 году появляется мелодичнейший романтический балет “Лебединое озеро” с изумительными лирическими вальсами. В1876 году Чайковский создаёт на основе эпизода из величавой поэмы Данте “Божественная комедия” потрясающую по выразительности, страстности и яркости мыслей поэму о человеческой любви - “Франческа да Ремини”. Годом позже Чайковский начал работу над поэтичнейшей из своих опер - “Евгений Онегин” и над Четвёртой симфонией, но завершил эти вещи уже за границей, в Швейцарии, после перерыва, вызванного нервным заболеванием.Жизнь Чайковского в дальнейшем - это его творчество. Музыка не была для него барским развлечением на досуге. Как только он отдался композиторскому творчеству, оно стало для него делом жизни.История и процесс создания “Евгения Онегина” довольно неясны. Предварительных эскизов, по-видимому, не сохранилось. Жизнеспособность “Евгения Онегина” обусловлена тем, что Чайковский нашёл обобществляющие сочетания звуков такого качества, какие отвечали всецело и отвечают до сих пор самым желанным, самым волнующим лирическим интонациям множества людей, миллионов слушателей, ибо не только в сюжете тут дело и не в популярности пушкинского романа. Процентное соотношение между читателями романа и слушателями музыки “Евгения Онегина” будет не в пользу романа: слушателей окажется больше.Слушание “Евгения Онегина” русским обществом началось с ученического спектакля Московской консерватории 17 марта 1879 года, шедшего под управлением директора консерватории Н.Г. Рубинштейна. Спектакль проходил в Малом театре. Только в 1884 году, 19 октября, “Евгений Онегин” дождался постановки в петербургском Большом театре.Суммируя отзывы прессы и критики, солидной и несолидной, можно принять за основной тон отношение к “Евгению Онегину” как к явлению переходящему, без серьёзного в него вникания, а только иногда с показанным видом серьёзности, но при этом с позой обиды за Пушкина. Была своего рода мода защищать пушкинский роман от посяганий композитора. Но публика не обращала ни какого внимания на предостережения “судей высокой вкусовой квалификации” и выказывала своё чуткое, лирически-любовное отношение к “Евгению Онегину” Чайковского все сильнее и сильнее, притом повсеместно и не зависимо от качества исполнения.Опера “Кузнец Вакула” была написана и оркестрована в исключительно короткий срок - в течение лета 1874 года (закончена 21 августа 1874 года). Такая быстрота была вызвана тем, что композитор спешил закончить оперу к конкурсу, ошибочно полагая, что срок подачи истекает осенью того же года. На самом деле конкурс состоялся годом позже!Первоначально либретто “Кузнеца Вакулы” было заказано для А.Н. Серова, который не успел написать задуманную им оперу. После смерти Серова Русское музыкальное общество объявило конкурс на сочинение оперы по либретто в стихах Я. Полонского, согласно повести Гоголя “Ночь перед рождеством”. Чайковский получил первую премию.Премьера оперы состоялась в Петербурге 24 ноября 1876 года. “Кузнец Вакула” был поставлен очень тщательно, декорации оказались превосходными, исполнение вызвало полное одобрение композитора. Опера сделалась репертуарной: в течение 1876-1880 годов состоялось семнадцать представлений.Двойственная оценка “Кузнеца Вакулы” навеяла композитора на мысль внести исправления и дополнения в партитуру. Свою новую редакцию “Кузнеца Вакулы” Чайковский закончил 22 марта 1885 года, после месяца работы. Изменения, внесённые композитором, довольно многочисленны, но не меняют по существу ни замысла, ни построения оперы. Тем не менее, Чайковский дал опере во второй редакции новое название - “Черевички”. С тех пор сценическая жизнь “Кузнеца Вакулы” прекратилась навсегда.Первое исполнение “Черевичек” состоялось 19 января 1887 года в Московском Большом театре под управлением автора. Это было первое выступление Чайковского за дирижёрским пультом. Опера “Черевички” прочно вошла в репертуар многих театров и до наших дней пользуется большой популярностью.Главный герой спектакля Чайковского - народ, а действующие лица несложной и забавной гоголевской “истории с мифологией” глубоко народны. В сюжетной интриге, центром которой являются Вакула и Оксана, принимают активное участие все народные персонажи оперы. У Вакулы, как и у Оксаны, большая и красивая вокальная партия. Но у него она фактически заканчивается во второй картине второго акта оперы, а в двух последних актах, когда он отправляется за черевичками, возвращается с ними и дарит их Оксане, одним словом, когда он идёт верным путём к своему долгожданному счастью, именно тогда его партия становится совершенно незначительной, растворяясь в народных сценах последнего акта. Его возвращение в Диканьку не сопровождается любовным дуэтом. Композитор прекращает его излияния к Оксане и торопится передать функцию завершения оперы хору кобзарей, олицетворяющему народ.Едва ли можно назвать другую оперу Чайковского, где была бы такая масса народных хоров и народных образов, такое обилие бытовых сцен. В этом смысле опера “Черевички” занимает в наследии композитора совершенно особое место. В “Черевичках” целые сцены и даже целая картина оперы представляет венок народно-песенных и танцевальных номеровС конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он выступал в только что открытом Карнеги-холл, где дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром.В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины ― 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.Скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста.

Основные достижения Чайковского

- Пётр Ильич по праву считается одним из самых великих композиторов во всемирной истории музыки. Он является автором 80 сочинений, среди которых 10 опер и 3 балета. Его знаменитые концерты, другие талантливые произведения для фортепиано, симфонии, сюиты, программная симфоническая музыка, балеты — всё это занимает важное место в мировой музыкальной культуре.

- Чайковскому принадлежит создание целого музыкального языка, органически связанного с широкой и буйной народной стихией и бытом современной ему эпохи.

- Его произведения поистине новаторские в мире музыки: он создал новый тип оперы с лирическими сценами, а в балете сделал музыку ведущим компонентом.

Важные даты биографии Чайковского

  • 1840 год — рождение
  • 1849 год — переезд в Алапаевск
  • 1850 год — переезд в Петербург
  • 1852–1959 года — учёба в Санкт-Петербургском училище правоведения
  • 1959 год — чин титулярного советника, работа в Министерстве юстиции
  • 1861 год — поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества
  • 1862 год — преобразование Музыкальных классов в Петербургскую консерваторию
  • 1865 год — закончил консерваторию, работал в Московской консерватории
  • 1868 год — первые критические статьи, знакомство с Дезире Арто
  • 1869 год — увертюра «Ромео и Джульетта»
  • 1872–1876 года — работа музыкальным критиком в «Русских ведомостях»
  • 1876 год — «Славянский марш»
  • 1877 год — свадьба с Антониной Милюковой, балет «Лебединое озеро»
  • 1878 год — уехал жить за границу, опера «Евгений Онегин»
  • 1880 год — торжественная увертюра «1812 год»
  • 1883 год — опера «Мазепа»
  • 1885 год — пост директора Московского отделения РМО, симфония «Манфред», опера «Черевички»
  • 1887 год — опера «Чародейка»
  • 1889 год — балет «Спящая красавица»
  • 1890 год — опера «Пиковая дама»
  • 1891 год — концертные выступления в США, опера «Иоланта»
  • 1892 год — балет «Щелкунчик»
  • 1893 год — смерть

h.120-bal.ru

Петр Чайковский биография

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский (1840 - 1893) появился на свет 25-го апреля на Урале, в Воткинске. С пяти лет его учили играть на фортепиано. Уже тогда у мальчика возник огромный интерес к музыке. Он слышал её во всем, мог даже по памяти играть произведения, услышанные всего один раз.

В возрасте десяти лет маленький Петр начал просыпаться по ночам и с криком бегать по всему дому. Обеспокоенные родители, узнали, что спать ребенку не дают мелодии, постоянно крутящиеся у него в голове.

После случившегося, мама отвезла Петра в Училище правоведения, находившееся в Петербурге. Там, кроме юридических наук, преподавали также музыку. Особенно выделялся на фоне остальных учителей хоровой дирижер Г.Я.Ломакин, сразу разглядевший в Чайковском большой талант.

Разглядели талант в мальчике и его новые друзья, учившиеся с ним бок о бок. Они могли часами слушать музыку доносившуюся из музыкального зала, где играл Петр Ильич. Зайти внутрь никто из них не решался, так как все знали о стеснительности будущего великого композитора.

Но не только музыка помогла Чайковскому завоевать любовь однокашников. Мягкость, отзывчивость, доброта были отличительными чертами его характера.

И вот, к восемнадцати годам Чайковский заканчивает училище, устроившись после этого в Министерство юстиций, как и подобает человеку с его образованием. Так, жизнь его стала на целых два года совершенно определена и предсказуема. Свое время он проводил по светским стандартам: днем работа, вечером походы в театр, на приемы и так далее. Такой жизни многие могли лишь позавидовать, но Петру Ильичу она казалась пустой. Видимо поэтому вскоре, неожиданно для всех, он бросает юриспруденцию и поступает в музыкальные классы, которые позже преобразуются в первую консерваторию России.

На этот раз будущее музыканта было неопределённым, но Чайковский объясняя родственникам свой поступок, говорил, что просто делает то, к чему влечет его призвание.

Он начал с того, что очень усердно выполнял все задания своего учителя Антона Григорьевича Рубинштейна. В период обучения в консерватории одной из самых удачных ученических работ Чайковского считается симфоническая увертюра "Гроза". Благодаря проделанной работе, композитор смог пройти свой выпускной экзамен, где была исполнена кантата на текст оды Шиллера "К радости".

После окончания учебы Чайковский едет преподавать в Москву, куда его позвал на место профессора Николай Рубинштейн, сам основатель Московской консерватории. С этого момента, начинается самостоятельная жизнь Петра Ильича как музыканта, которая была очень насыщенной. Много работы было и в консерватории, и, собственно, на композиторском поприще. Кроме того, Петр вступает в так называемый Артистический кружок, где происходит знакомство со многими творцами русской культуры. Например, великий композитор подружился там с драматургом Александром Островским.

В конце 60-х произведения Чайковского были уже известными и успешно исполнялись по всей России. В 1868-м случилась привязанность композитора к итальянской певице Дезире Арто. Чувства были взаимны, но романтические отношения были не долгими, вскоре примадонна неожиданно стала женой испанского певца. Можно себе представить чувства Петра, который даже подумывал о свадьбе.

Но неудачи в личной жизни не могли помешать творческому процессу. Скорее наоборот, к середине 70-х частота появления серьезных произведений сильно возросла. Как раз в этот период появились одни из самых известных творений Чайковского опера "Евгений Онегин", балет "Лебединое Озеро", Четвертая симфония.

Стоит отметить особенное отношение композитора к труду. Он старался никогда не давать себе послабления, изо дня в день, всегда в одни и те же часы принимаясь за работу.

Дни второй половины сентября 1877 года были для Петра не самым легким временем в жизни. Он решил жениться...Это случилось так неожиданно, что даже родные и друзья не были заблаговременно уведомлены об этом событии. Они узнали, лишь за пару дней до свадьбы.

Интересно то, каким образом композитор осуществил выбор спутницы жизни. Он работал над оперой Евгений Онегин, когда получил письмо с признанием в любви. Забавное совпадение правда? Затем приходит еще одно письмо, уже с негодованием по поводу отсутствия ответа и с угрозой покончить с собой. Вероятно, почувствовав себя негодяем хуже Онегина, Чайковский решает поехать по указанному в письме адресу... так начались "черные дни".

Женитьба была неудачной. После этого события Петр Ильич не мог найти себе места, его посещали самые ужасные мысли, вплоть до самоубийства. Он решил уехать со своим братом Анатолием в Швейцарию, чтобы восстановиться после нервного срыва. Все расходы необходимые для этой поездки взяла на себя Надежда Филаретовна Фон Мекк, вдова миллионера, обладавшая немалым состоянием. Она была не только поклонницей творчества Чайковского, но и его другом, источником моральной и материальной поддержки.

После 1877-го жизнь композитора называют "годами странствий", так как он часто выезжал за границу в этот период. Между тем новые сочинения продолжали появляются. Это оперы "Мазепа", "Орлеанская дева", второй фортепианный концерт, кантата "Москва". Трио "Памяти великого художника" Чайковский посвящает Николаю Григорьевичу Рубинштейну.

С 1885-го года Петр Ильич гастролирует в России и за рубежом уже в качестве дирижера. Концерты проходят с огромным успехом, а многие композиторы с мировым именем становятся его знакомыми.Параллельно с выступлениями, как всегда появлялись новые произведения, оперы "Пиковая дама" и "Иоланта", два балета "Щелкунчик" и "Спящая красавица". Но жизнь в постоянных разъездах несколько утомляла маэстро. Ему хотелось поселиться где-нибудь ближе к природе и в 1892-м году его мечта осуществляется - он покупает дом в Клину.

Завершающей страницей творчества Петра Ильича Чайковского становится его шестая "Патетическая" симфония. Сюжет симфонии очень похож на жизнь самого композитора, и в завершении её описано прощание главного героя с жизнью. Вскоре, после премьеры неожиданно скончался и сам автор. Это совпадение породило множество слухов о том, что музыкант с самого начала написания симфонии задумал совершить суицид и смерть его была не случайна. Однако, это только теории, единственное, что мы знаем наверняка, так это о музыке, которую писал Петр Ильич Чайковский, то светлой и жизнерадостной как в опере "Иоланта", то наполненной мрачной драматикой как в Четвертой и Шестой симфониях.

gorstorehov.com

Петр Чайковский (25 апреля 1840 — 25 октября 1893). Некролог и биография

Годы жизни Петра Чайковского:

родился 25 апреля 1840, умер 25 октября 1893

Эпитафия

Спасибо, родной, что ты был.Низкий поклон тебеИ наша память.

Биография

Петр Ильич Чайковский был не просто гениальным музыкантом — он был тонким психологом и великим драматургом, благодаря чему и сумел раскрыть в своей музыке огромный душевный мир человека и создать высочайшие музыкальные произведения. Биография Петра Чайковского — это история службы гения музыке, пример неустанной работы над собой и своим мастерством, история человека невероятно одаренного и признанного во всем мире.

Петр Чайковский родился в Вятской губернии, его отец был горным инженером, но в доме Петра очень любили музыку и нередко проводили музыкальные вечера. Мальчик рано проявил свои способности — уже в пять лет играл на фортепиано, а в восемь — любил записывать свои музыкальные впечатления. И даже тогда, когда юноша начал работу в Министерстве юстиции, он продолжал брать уроки фортепиано. Удивительно, но у его тогдашнего учителя было невысокое мнение о способностях своего ученика. Всерьез к занятиям музыкой Петр Чайковский приступил лишь после двадцати лет, поступив в Петербургскую консерваторию и закончив ее с отличием. Уже тогда, в консерватории, он начал писать свои первые крупные произведения. Так началась музыкальная биография Чайковского — он оставил службу, а вскоре после выпуска из консерватории в Петербурге пришел работать в Московскую консерваторию. Нередко, нуждаясь в деньгах, Чайковский писал заметки для газет в качестве музыкального критика и рецензента. Годы жизни Чайковского в Москве стали годами расцвета его таланта — в семидесятых он написал здесь свои великие произведения: оперу «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро», музыку к пьесе «Снегурочка», а также несколько концертов, пьес, романсов и мн. др.

Чайковский много переезжал — то жил какое-то время за границей, то возвращался в Москву и возглавлял Московское отделение Русского музыкального общества, то снова уезжал за границу, где работал дирижером. Казалось, что ему просто необходима была перемена мест — то ли для поиска новых впечатлений, то ли из-за ощущения своей неустроенности из-за неурядиц в личной жизни Петра Чайковского. Тем не менее он оставался невероятно плодотворным в творческом плане. А в последние годы жизни Чайковского к нему пришло всемирное признание — он с успехом гастролировал по миру, в том числе и по США, был избран членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, почетным доктором Кембриджа.

Смерть Петра Чайковского настигла композитора в самом расцвете его творческих возможностей и славы. Причиной смерти Чайковского стало заражение холерой. Через три дня состоялись похороны Чайковского, средства на которые выделил сам император Александр III. Могила Чайковского находится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

На момент смерти Чайковскому было всего 53 года, но он оставил после себя огромное музыкальное наследие, в том числе: три балета, десять опер, более сотни романсов. Напротив здания музыкальной консерватории, где преподавал Чайковский, сегодня установлен памятник Чайковскому. Во всем мире до сих пор проводятся многообразные конкурсы и фестивали памяти Чайковского.

Петр Чайковский в молодости

Биография

25 апреля (7 мая) 1840 г. Дата рождения Петра Чайковского.1850 г. Переезд в Санкт-Петербург, поступление в Императорское училище правоведения.1859 г. Окончание училища, начало работы в Министерстве юстиции.1861 г. Поступление в Музыкальные классы Русского музыкального общества (позже — Петербургскую консерваторию).1865 г. Окончание консерватории.1866 г. Дебют Чайковского перед петербургской и московской публикой.1868 г. Знакомство с петербургскими композиторами, членами «Могучей кучки», исполнение Первой симфонии.30 января 1869 г. Премьера оперы «Воевода».1872-1876 гг. Работа музыкальным критиком в газете «Русские ведомости».июль 1877 г. Женитьба на Антонине Милюковой.1878 г. Разрыв с женой, переезд за границу, сочинение «Детского альбома».17 марта 1879 г. Премьера оперы «Евгений Онегин» силами учащихся московской консерватории.3 февраля 1884 г. Премьера оперы «Мазепа».19 октября 1884 г. Премьера «Евгения Онегина» в Мариинском театре.1885 г. Избрание Чайковского директором Московского отделения РМО.1891 г. Поездка в США, выступление в качестве дирижера своих произведений в Нью-Йорке, Балтиморе, Филадельфии.25 октября (6 ноября) 1893 г. Дата смерти Чайковского.28 октября 1893 г. Похороны Петра Чайковского.

Памятные места

1. Здание бывшего Императорского училища правоведения, где учился Чайковский.2. Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова, где учился Чайковский.3. Московская консерватория, где преподавал Чайковский и где установлен памятник Чайковскому.4. Усадьба Плещеево, где Чайковский работал в 1880-х годах.5. Мариинский театр в Санкт-Петербурге, где прошла премьера опер «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.6. Большой театр в Москве, где прошла премьера оперы «Воевода», сказки «Снегурочка», балета «Лебединое озеро», оперы «Черевички» и др.7. Казанский собор, где прошло отпевание тела Чайковского.8. Александро-Невская лавра, Некрополь мастеров искусств, где похоронен Чайковский.

Эпизоды жизни

Личная жизнь Петра Чайковского складывалась с трудом. Уже в молодости он обнаружил в себе гомосексуальные наклонности. Тем не менее в большинстве случаев он испытывал исключительно платонические чувства к объектам своей любви. Чайковский пытался бороться со своими наклонностями и даже женился, но брак только сделал музыканта несчастливым. Из-за переживаний он находился на грани самоубийства. Пытаясь бежать от семейных обязательств и общественного осуждения, Чайковский многие годы жил за границей.

Когда Чайковский решил поступать в консерваторию, его родные отнеслись к такому решению скептически. Но Петр Ильич так верил в свое призвание, что, даже несмотря на то, что всегда был от природы скромным молодым человеком, сказал своему брату Модесту: «С Глинкой мне может быть не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной».

Портрет Петра Чайковского, художник Николай Кузнецов

Заветы

«Большой талант требует большого трудолюбия».

«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве».

Документальный фильм «Гении и злодеи» о Петре Чайковском

Соболезнования

«В 1893 году пришла печальная весть о смерти Чайковского. Как громом поразило нас это известие. После его смерти я стал собирать все газеты, в которых были статьи о великом композиторе. Я их хранил долго, но во время оккупации Одессы интервентами все исчезло. Единственное, что сохранилось у меня, — это фотографическая карточка Петра Ильича с его автографом. Я счастлив, что мне удалось играть под управлением Чайковского, что дожил до столетнего юбилея со дня его рождения, который празднуется в нашей великой стране, по достоинству оценившей великого композитора».С. К. Левин, скрипач, педагог

«В дни молодости Чайковский боялся самой мысли о смерти, но с приближением старости страх этот исчез совершенно, хотя и оставалось во всей силе желание продлить по возможности земное существование, в котором наибольшую прелесть для него представляла его собственная внутренняя жизнь и наслаждение природой, любовь к которой доходила у него до обожания».Николай Кашкин, музыкальный критик, писатель, друг Чайковского

«Петр Ильич был изящная натура. То полное примирение, которого так часто тщетно искала его грустная и тревожная муза, царило в его жизни и в его душе. Все в нем было прекрасно, начиная от его удивительного умения распоряжаться временем и иметь вид досужего человека после самой трудной и волнующей работы и кончая талантом угадывать характеры, мысли и намерения людей и избегать в разговоре всего, что было бы им непонятно и чуждо. Параллельно тому, как росла его художественная слава, все выше и выше поднималась волна любви и поклонения, окружавших его в частной жизни. Но ни то, ни другое не было способно его испортить. Несчастие не сломило бы его энергии и не ожесточило бы его против людей; счастье не вызвало в нем ни самомнения, ни эгоизма. В его тонкой и нежной душе была заключена сила, не только покорявшая всех нас, знавших его, но и перевешивавшая все то, что могла принести или отнять у него судьба».Герман Ларош, музыкальный и литературный критик

Ссылки

Страница Петра Чайковского в «Википедии»Сайт о Петре Ильиче Чайковском

 

Также может быть полезно:

epitafii.ru

Чайковский, Пётр Ильич — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля [7 мая] 1840, пос. Воткинск, Вятская губерния — 25 октября [6 ноября] 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.

Как композитор-профессионал Чайковский сформировался в 1860—1870 годы, ознаменованные большим подъемом общественной и культурной жизни Российской империи: многогранным развитием русской музыки, литературы и живописи, расцветом отечественного естествознания, ярких завоеваний в области философии и эстетики.

Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру и, наряду с творчеством его современников — композиторов «Могучей кучки», знаменует собой новый этап в развитии русской музыки.

Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни.

Происхождение

Прадед композитора по отцовской линии, Фёдор Афанасьевич Чайка (1695—1767), происходил от православных шляхтичей Кременчугского уезда и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек. Семейное предание утверждало, что он участвовал в Полтавской битве и умер в чине сотника «от ран»[1], хотя фактически он дожил до старости и умер в екатерининское время. Дед композитора, Пётр Фёдорович Чайка (1745—1818), был вторым сыном Фёдора Чайки и его жены, которую предположительно звали Анной (1717 — ?). Во время учебы в Киево-Могилянской академии Пётр Федорович «облагородил» свою фамилию, став называться Чайковским. Он был лекарем и участником русско-турецкой войны 1768—1774 годов, получил в 1785 году дворянство и более двадцати лет до своей смерти в 1818 году служил городничим уездного города Глазова Вятской губернии. Был женат на Анастасии Степановне Посоховой, от которой у него было двадцать детей.

Прадед композитора по материнской линии, Мишель-Виктор Асье (1736—1799) — французский скульптор, «модельмейстер» Мейсенской Королевской фарфоровой фабрики, который был женат на Марии Кристине Элеоноре Виттиг, дочери австрийского офицера Георга Виттига[2]. Их пятый ребёнок из шести, Михаэль Генрих Максимилиан Асье (1778—1830), приехал в Россию в качестве учителя французского и немецкого языков в Артиллерийском и Инженерном шляхетском кадетском корпусе в 1795 году, а в 1800 году — принял русское подданство, после чего появился русскоязычный вариант его имени — Андрей Михайлович Ассиер. Впоследствии он служил таможенным чиновником в Министерстве финансов, дослужился до чина действительного статского советника и имел семь детей от двух браков.

Илья Петрович Чайковский (1795—1880), отец композитора, был младшим из двадцати детей Петра Фёдоровича[3]. Получив образование в Горном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге он стал инженером и был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев после недолгого брака с Марией Карловной Кайзер, от которой у него осталась дочь Зинаида, в 1833 году он женился на 20-летней Александре Андреевне, урождённой Ассиер (1812—1854), дочери Андрея Ассиера (от первого брака) и Екатерины Михайловны, урождённой Поповой. Незадолго до смерти отца Александра Андреевна окончила Училище женских сирот, где обучалась риторике, арифметике, географии, литературе и иностранным языкам. Пётр Плетнёв, которому Пушкин посвятил «Онегина» был её учителем литературы в старших классах[3].

В 1837 году Илья Петрович, определив дочь Зинаиду в Екатерининский институт в Санкт-Петербурге, переехал с молодой женой на Урал, куда получил назначение на пост начальника большого, по тем временам, Камско-Воткинского сталелитейного завода. Там Илья Петрович стал обладателем большого дома с прислугой и собственного войска в виде сотни казаков. Гостями дома были местное дворянство, столичная молодежь, приезжавшая на практику, и инженеры из Англии[4].

Биография

Детство и юность (1840—1865)

Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 в посёлке Воткинск Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия) при Камско-Воткинском заводе. 5 (17) мая того же года был крещен; воспреемниками были протоиерей Василий Блинов и Надежда Тимофеевна Вальцева[* 1]. Он был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году — сестра Александра (в замужестве Давыдова), а в 1843 — Ипполит. Вместе с Чайковскими жили также другие родственники Ильи Петровича: его тётя — Надежда Тимофеевна и племянницы — Лидия Чайковская (сирота) и Настасья Васильевна Попова[6]. Дети жили в мезонине дома[7].

В 1844 году для обучения детей из Петербурга в Воткинск приехала гувернантка Фанни́ Дюрба́х, француженка родом из Монбельяра, которая всеми была тепло встречена: «Навстречу выбежала масса людей, начались объятия и поцелуи, среди которых трудно было различить родных от прислуги, так ласковы и теплы были проявления всеобщей радости. Мой отец подошел к молодой девушке и расцеловал ее как родную. Эта простота, патриархальность отношений сразу ободрили и согрели молодую иностранку и поставили в положение почти члена семьи»[6].

Родители Петра Ильича любили музыку: его отец в юности играл на флейте, а мать когда-то играла на арфе[2] и фортепиано, а также пела романсы[* 2]. Фанни Дюрбах не имела никакого музыкального образования, но музыку тоже любила[8]. Как и во всяком порядочном доме, в доме Чайковских был рояль, а также вывезенный из столицы механический орган — оркестрина. Однако именно оркестрина, в исполнении которой маленький Пётр впервые услышал арию Церлины из оперы «Дон Жуан» Моцарта, произвела на него самое сильное впечатление. На валиках этого органа были также отрывки из опер Россини, Беллини и Доницетти[9].

К роялю, вероятно, Петра впервые подвела его мать, затем в 1845—1848 годах с ним занималась Марья Марковна Пальчикова[10], которая была из крепостных и выучилась грамоте и музыке на медные деньги[11]. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу:

Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране[8].

В детские годы Петр Чайковский сочинял неумелые стихи, в основном на французском языке, и очень интересовался биографией Людовика XVII; в 1868 году он, будучи уже взрослым, приобрел в Париже гравюру, изображавшую Людовика в Тампле, и оправил её в рамку. Эта гравюра и портрет Антона Рубинштейна долгое время были единственными украшениями его жилья[2].

В феврале 1848 года Илья Петрович вышел в отставку с пожалованием ему пенсии и чина генерал-майора. В сентябре того же года он семьей переехал временно в Москву для решения вопроса о частной службе. Чтобы не расстраивать детей Фанни Дюрбах, сознавая, что стала уже ненужной, в тайне от детей рано утром покинула дом, избежав трогательного расставания и перешла на службу к помещикам Нератовым. Вместе со своими вещами она увезла «музей Пьера»: клочки бумаги, его старые тетрадки и залитые чернилами черновики — она решила сохранить эти вещи, так как верила, что непременно когда-нибудь встретится с ним[12]. В ноябре семья переехала из Москвы в Петербург, где Петра и Николая отдали в пансион Шмеллинга. Там были также серьёзные уроки музыки с учителем Филлиповым, первые пианистические трудности, они также впервые побывали в театре, где на Петра большое впечатление произвели опера, балет и симфонический оркестр. В Петербурге Пётр переболел корью, которая оставила осложнения, связанные с работой центральной нервной системы, выражавшиеся также в припадках, которые возможно унаследованы от дедушки Ассиера[* 3].

Определив Николая на учёбу в Институт Корпуса горных инженеров семья в начале 1849 года переехала в Алапаевск, Чайковский в одном из писем упоминает как где Илья Петрович получил должность управляющего завода наследников Яковлева. Для подготовки Петра к поступлению в конце 1849 года была нанята новая гувернантка Анастасия Петрова, только что окончившая Николаевский институт в Петербурге[2]. 1 (13) мая 1850 года в Алапаевске родились братья-близнецы — Анатолий и Модест. Жизнь в Алапаевске не была столько радостной как в Воткинске, в одном из писем Чайковский

Училище правоведения

Родители планировали определить Петра Чайковского на учёбу в Горный корпус, как и Николая, однако они передумали. В начале августа 1850 года с матерью и сёстрами Зинаидой и Александрой он прибыл в Санкт-Петербург для поступления в приготовительный класс Императорского училища правоведения — закрытое мужское учебное заведение, находившееся углу набережной реки Фонтанки и улицы, ныне носящей имя композитора.

22 августа 1850 года они с матерью посетили театр, где давали оперу «Жизнь за царя» Глинки и он впервые услышал русскую оперу в исполнении большого оркестра, хора и солистов, а в середине октября — побывал на балете «Жизель» Адольфа Адана, главную партию в котором исполняла итальянская балерина Карлотта Гризи[2]. В октябре Александра Андреевна вернулась в Алапаевск, «противную Алапаиху»[13] как он называет город в одном из писем к родителям; разлука с матерью была сильной душевной травмой. Его петербургским попечителем стал друг семьи — Модест Вакар, который забирал его с братом Николаем к себе на воскресенье[14]. В одно такое воскресенье Чайковский случайно занес в их дом скарлатину, которая объявилась в одном из приготовительных классов Училища правоведения, заразился сын Модеста Вакара Николай и скоропостижно скончался в возрасте пяти лет. Увидев труп мальчика и впервые столкнувшись с этим непоправимым горем десятилетний Пётр Чайковский во всём винил себя, хотя его никто не упрекал[15] и даже скрывали от него диагноз.

К весне 1851 года попечение Модеста Вакара сменилось попечением Ивана Ивановича Вейца и Платона Вакара. В апреле того же года Пётр Чайковский впервые увидел императора Николая I, «так близко как папашин диван стоит от его конторки в кабинете»[16], на детском балу в Дворянском собрании. В сентиментально-страстных письмах к родителям он умолял родителей навестить его, но за весь 1851 год год приехал только отец, недели на три в сентябре.

В мае 1852 года Илья Петрович оставил службу и с остальным семейством переехал в Петербург, а Пётр успешно сдал вступительные экзамены в «настоящий» класс Училища правоведения. Его классными воспитателями были «очень ограниченный, но очень хороший, то есть добрый человек»[17]И. С. Алопеус и Эдуард Гальяр де Баккара[18], а любимым учителем — И. И. Берар, преподававший литературу и французский язык. В училище он также учился у Франца Беккера по фортепиано и пел в хоре по руководством Гавриила Ломакина. Уроки с Беккером не приносили никакой пользы, но Чайковский неплохо импровизировал на задаваемые темы на фисгармонии и фортепиано[2]. Следя за музыкальной жизнью Петербурга он услышал обе оперы Глинки, его музыку к трагедии Н. Кукольника «Князь Даниил Дмитриевич Холмский», оперы Мейербера и оперу «Волшебный стрелок» Вебера, познакомился с музыкой Даргомыжского, Шуберта и Шумана[19].

В мае 1853 года юный поэт Алексей Апухтин (Лёля) оказался в одном классе с Петром Чайковским, они подружились на всю жизнь. Будучи самым близким другом, Апухтин оказал заметное влияние на Чайковского: на его веру, ценности, убеждения и литературные пристрастия. В эти годы Чайковский начинает активно читать, в основном те книги, которые были дома, у его отца[20].

Мать Чайковского Александра Андреевна в 1854 году заболела холерой. Доктора лечили её и не теряли надежды, но она скончалась 13 (25) июня 1854 года[* 4]. Шесть детей, из которых старшему было шестнадцать лет, шли за гробом. Илья Петрович также заболел холерой в день похорон жены, был при смерти, но выжил[22]. Вернув Николая и Петра в классы, а Александру и Ипполита определив в закрытые учебные заведения, Илья Петрович с четырехлетними близнецами переехал на время к своему брату Петру Петровичу.

В 1855—1858 годах немецкий пианист Рудольф Кюндингер, которого нанял для сына Илья Петрович, преподавал Петру игру на фортепиано. На занятиях Чайковский также знакомился с западной инструментальной музыкой, исполняя её с преподавателем в четыре руки. В своей «Автобиографии» Чайковский позже напишет: «Каждое воскресенье я проводил с ним час и делал быстрый прогресс в игре на фортепиано. Он был первым, кто стал брать меня с собой на концерты»[23]. Уроки с Кюндингером были прекращены весной 1858 года, когда Илья Петрович в сомнительной афере потерял всё свое состояние и вынужден был искать работу. Вернувшаяся в семью после окончания института Александра стала главой семьи. В память прежних инженерных заслуг Илья Петрович получил место директора Технологического института и переехал с детьми в большую казенную квартиру[24].

13 (25) мая 1859 года Чайковский окончил училище, а 29 мая (10 июня) — получил аттестат и был удостоен чина девятого класса (титулярный советник). Аттестат содержит следующие оценки по предметам, которые он освоил в училище: отличные — церковное, гражданское, уголовное и финансовое право, гражданское и уголовное судопроизводство, местные законы, римское право, энциклопедия законоведения, история русского права, судебная медицина, русская и французская словесность; очень хорошие — закон божий, государственное право, межевые законы и судопроизводство, логика, психология, латинская и немецкая словесность, всеобщая и отечественная история, всеобщая и отечественная география, всеобщая и отечественная статистика; хорошие — математика, естественная история и физика[25].

Биографы отмечают, что несмотря на распространённость телесных наказаний в учебных заведениях того времени, Чайковский избежал как этого вида наказаний[26], так и издевательств со стороны других учащихся. Одноклассник Чайковского Фёдор Маслов утверждал, что он «был любимцем не только товарищей, но и начальства. Более широко распространенной симпатией никто не пользовался»[27].

По случаю 50-летия Училища правоведения, «несмотря на крайнее отвращение», Чайковский сочинил на собственный текст «Правоведческую песнь» для хора, а также «Правоведческий марш». Он отказался участвовать в торжествах по случаю юбилея, поэтому оба произведения были исполнены 5 декабря 1885 года в отсутствие автора[23].

Служба в Министерстве юстиции

Сразу после окончания Училища правоведения Пётр Чайковский поступил на службу в I отделение департамента Министерства юстиции[28], где преимущественно вёл дела крестьян[29]. В свободное от службы время он давал волю всевозможным выдумкам, развлечениям и вечеринкам в компании сестры Александры, брата Николая, кузины Аннет[* 5], Апухтина и других, а также посещал оперный театр, где под влиянием дружбы с Луиджи Пиччиоли, с которым он практиковался в итальянском языке, отдавал предпочтение итальянской опере[30].

В 1861 году впервые осуществилось его желание съездить за границу: с 18 июня по 21 сентября 1861 года[31] он сопровождал знакомого своего отца инженера В. В. Писарева в деловой поездке по Европе в качестве переводчика и за три месяца посетил Берлин, Гамбург, Брюссель, Антверпен, Остенде, Лондон и Париж. До отъезда Чайковский 9 июня написал сестре: «…я еду за границу, ты можешь себе представить мой восторг, а особенно, когда примешь в соображение, что, как оказывается, путешествие мое почти ничего не будет стоить, я буду что-то вроде секретаря, переводчика». Впоследствии интерес к европейской культуре, знание нескольких иностранных языков, в том числе свободное владение французским и итальянским, необходимость отдохнуть и поработать в комфортных условиях, а позднее и успешная гастрольная деятельность обусловили заметное место зарубежных поездок в жизни композитора, многие из которых стали важными вехами его творчества[32][* 6].

Петербургская консерватория

Идея совместить государственную службу с музыкальными занятиями принадлежала отцу композитора Илье Петровичу. Он втайне сходил проконсультироваться к Кюндингеру, который ранее занимался музыкой с его сыном, и спросил есть ли у его сына настоящий музыкальный талант. На что получил ответ: музыкального таланта нет, для музыкальной карьеры он не годится, да и поздно начинать — ему скоро двадцать один год[33]. Несмотря на такой неутешительный отзыв, он предложил своему сыну продолжить обучение музыке, что тот воспринял сначала несерьезно. Позднее Кюндингер с сожалением писал: «Если бы я мог предвидеть, кто выйдет из тогдашнего правоведа, то вел бы дневник наших уроков с ним»[34].

В сентябре 1861 года поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), которые в 1862 году были преобразованы в

wiki-org.ru