Культура при иване 4: иконы нового типа и напечатанное Евангелие

Содержание

Развитие русской культуры на примере Московского государства во времена правления Ивана Грозного

Складывание государства с центром в Москве, преобразования в сфере общества и политики стали предпосылками к конкуренции разнообразных идей и теорий, направленных на удовлетворение потребностей различных слоев русского государства. Интересно то, что, пытаясь найти решение определенной проблемы, авторы различных теорий обращались не к религии, а разуму. Но несмотря на это религиозное мировоззрение оставалось превалирующим и им приходилось искать пути решения оставаясь в жестких рамках.

Содержание

  • 1 Публицистика
  • 2 Просвещение и книгопечатание
  • 3 Зодчество
  • 4 Характерные особенности культуры при Иване Грозном

Публицистика

Шестнадцатый век часто именуют временем расцвета публицистики, но это скорее преувеличение, чем правда. Самые ожесточенные распри охватили только начало шестнадцатого века и угасли под конец правления Ивана 4. Ведь довольно проблематично высказать свое мнение, учитывая тот факт, что тебя могут легко казнить. Более того, начало проведения политики опричнины означало конец плюрализма мнений и отсутствие возможности находить недостатки и преимущества в различных путях развития государства.

Так или иначе споры публицистов стали почвой для реформ, которые в последствии проведут члены Избранной рады. Но, к сожалению, Избранная рада не мыслила так широко, поэтому факт того, что затрагиваемые публицистами темы, были намного шире, чем реформы 1550-15560 годов остается фактом.

Публицист

Идеи

Матвей Башкин

Отрицание церковных обрядов, тайной исповеди, поклонения иконам; осуждение холопства (считал, что это противоречит идеям христианства и отпустил на волю всех подчиненных холопов).

Феодосий Косой

Отрицание официально принятой церкви; все люди равны.

Федор Карпов

Государство и общество стоит основывать опираясь на соблюдении законодательства.

Иван Пересветов

Образование государства дворян во главе которого будет стоять монарх с абсолютной властью; в ведении царя находятся жизнь и имущество всех подчиненных, но править он должен, по правде.

Андрей Курбский

 

Сословно-представительская монархия, присутствие выборных из разных слоев общества на Земском соборе. Осуждение репрессий без суда и массовым казням Ивана Грозного.

(см. «Исторические деятели»)

Просвещение и книгопечатание

Теория и её освоение были однотипными для каждого, кто решился взяться за учебу. Обучение начиналось с юных лет, поначалу материал просто заучивался и воспроизводился много раз. Научившись читать азбуку, люди брались за Часослов, в котором находился свод молитв и ряд церковных текстов; далее изучали Псалтирь, письмо, и в заключение нотную грамоту. Математика заканчивалась простыми арифметическими операциями по типу сложения и вычитания, иногда – умножения и деления. Полноценных учебников тогда не было, тем не менее имелись краткие справочники по грамоте и математике.

Большой вклад в развитие культуры внесло распространение книгопечатания. Напечатанные на первых станках книги стоили дорого. Возникновение таких книг было приурочено прежде всего к нуждам церковным. Печать церковной литературы позволяла предотвратить многочисленные ошибки, возникавших при переписи рукописных изданий. С ходом времени книгопечатание станет корнем просветительской деятельности.

Зодчество

Благодаря поиску новых решений в архитектурном искусстве, возник новый для России шатровый стиль. Новый стиль предполагал венчание храмов шатром, определяющий во многих аспектах композиционное решение всей постройки. Нет одного конкретного мнения, из какой страны в русскую архитектуру пришел шатер. Многие культурологи предполагают, что это вероятнее всего Италия, но существует также мнение, что этот стиль мог быть перенят с деревянной архитектуры северной Руси. Самым известным храмом этого стиля является храм Вознесения в Коломенском, построенный по случаю рождения Ивана Грозного.

Церковь Вознесения в селе Коломенском

Следующий шедевр зодчества, безоговорочно можно венчать памятником и символом целой эпохи правления Ивана Грозного – популярный не только в России, но и за её пределами, Покровский собор на Рву, более известный как собор Василия Блаженного, построенный в честь взятия Казанского княжества. (см. раздел «Осада и штурм Казани в 1552 г.»)

Покровский собор на Рву

Характерные особенности культуры при Иване Грозном

В шестнадцатом веке продолжалось формирование великорусской народности, что во многом предопределило дальнейший характер развития историко-культурного процесса. Создается духовная и культурная среда для появления памятников общенационального значения, целью которых было увековечить могущество самодержавной власти и торжество православия.

Видео для лучшего усвоения материала:


Использованная литература:

История России: учебник/ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. – 528 с.

Культура во времена правления Ивана Грозного доклад по истории | Упражнения и задачи История

Скачай Культура во времена правления Ивана Грозного доклад по истории и еще Упражнения и задачи в формате PDF История только на Docsity! Культура во времена правления Ивана Грозного На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единного государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVI века переживала подъем. Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единного языка создавало основу общности материальной и духовной культуры. Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единство русской народности. В государстве все больше утверждалось понятие «Россия» и производное от него “российский”, которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский” стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово “российский” употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVII века. Значительно меняется сам характер культуры – она становится более светской. В обстановке обостренной политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культуры все теснее связывается с политическими задачами общества. В ХVI веке падает интерес к повествовательной беллетрической литературе, характерной для второй половины ХV века. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы. До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского, политического содержания. В них изложены взгляды Ивана Грозного на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цмтатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой, римской, византийской истории и литературе, что говорит о всесторонней развитости первого государя всея Руси. Основная же мысль, занимающая Ивана грозного – о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия. Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний. Другим литературным сочинением стала “Книга Степеная царского родословия”, составленная митрополитом Фанасием, которая располагает повествование по “степеням”. Кажной степени (а их всего 17) соответствует правление книзя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалось идея единства царской и церковной власти. В ХVI веке была предпринята работа по составлению новых летописных сводов, куда вошли специально отобранные и интерпритированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская летописи. По объему и значимости среди летописей этого периода важное место занимает “Никоновский свод”, вобравший обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов хVI века, подчиненный идее возвеличивания власти царя. В середине ХVI века на основе “Никоновского свода” было начато составление иллюстрированной всемирной истории – “Лицевого летописного свода”. Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название “Царственной книги”. Значительным историческим произведением официального характера стала “История о Казанском царстве” (1564-1566г), которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства. К литературе бытового жанра относится “Домострой” (домоводство), сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром. Ведущей темой устного народного творчества была борьба народа с иноземными захватчиками. Осовременнились былины, в которых богатыри вели борьбу набегами татар. В фольклоре ХVI века в народе с бытованием жанров прежних эпох( былин, сказок, пословиц, обрядных песен и так далее) расцветает жанр исторических песен и преданий. Песни и придания посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе,завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Взятие Казани было воспринято людьми как избавление от разорительных татарских набегов, как итог вековой борьбы с ордынским игом. Как умный правитель и полководец изображается в исторической песне о походах на Казань сам Иван грозный. Но и властность и жестокость его народ тоже осудил. В тоже время, возлагая свои надежды на лучшую долю, на справедливость народ связывает их с «“орошим»”царем, а потому славил борьбу Ивана IV с “багатишами-боярами”. Развитие устного народного творчества и литературы, подъем русской публицистики свидетельствовали о дальнейшем росте просвещения на Руси. Произведения русской письменности не только собирались в монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди читающего населения, что говорит о возрастании грамотности. В связи с развитием государства также выраствла потребность в грамотных людях. Увеличивавшаяся потребность государства нашла отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ”. Обучение проходило в училищах при моностырях, церквях. Учителями были духовные лица. Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские “мастера грамоты”, открывавшие своеобразные частные 2-х годичные школы. Усвоение элементарной грамотности (чтение, письмо) открывало путь к дальнейшему самообразованию. В ряде школ, кроме обучений непосредственно грамоте и чтению, изучали граматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по граматике (“Беседы об учении грамоте”) и арифметике (“Циферная счетная мудрость”). В ХVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде. Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания, что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается первая на Руси типография. Под руководством Ивана Федорова и белорусского мастера Петра Мстиславеца в 1564 году вышла первая печатная книга “Апостол”, хорошо выполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была так жк выполнена гравюра “Апостол Лука” и т.д. в 1565 году вышли два издания другой книги “Часовник”. Иван Федоров был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг “Священного писания”,приближая их язык к языку своего времени. Во Львове, куда переехал Иван Федоров по невыясненным причинам, в 1574 году была напечатана первая книга светского содержания: букварь с граматикой. Но с отъездом Федорова не прекратилось издательское дело и в России:

Царские женщины рода Ивана Ив и значение насильственного пострига | Слуги династии: Дворцовые женщины в мировой истории | Калифорнийская стипендия онлайн

Фильтр поиска панели навигации

Калифорнийская стипендия онлайнСлуги династии: дворцовые женщины в мировой истории История пола и сексуальностиИстория средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг. )Политическая историяВсемирная историяИстория пола и сексуальностиИстория средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг.)Политическая историяВсемирная историяКнигиЖурналыOxford Academic
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Калифорнийская стипендия онлайнСлуги династии: дворцовые женщины в мировой истории История пола и сексуальностиИстория средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг.)Политическая историяВсемирная историяИстория пола и сексуальностиИстория средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг.)Политическая историяВсемирная историяКнигиЖурналыOxford Academic
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Thyret, Isolde,

«Королевские женщины семьи Ивана IV и значение насильственного пострига»

,

в Anne Walthall (ed. ) по всемирной истории

(

Окленд, Калифорния,

2008;

онлайн-издание,

Калифорнийская стипендия онлайн

, 22 марта 2012 г.

), https://doi.org/10.1525/california/9780520254435.003.0008,

, по состоянию на 14 декабря 2022 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Калифорнийская стипендия онлайнСлуги династии: дворцовые женщины в мировой истории История пола и сексуальностиИстория средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг.)Политическая историяВсемирная историяИстория пола и сексуальностиИстория средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг.)Политическая историяВсемирная историяКнигиЖурналыOxford Academic
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Калифорнийская стипендия онлайнСлуги династии: дворцовые женщины в мировой истории История пола и сексуальностиИстория средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг. )Политическая историяВсемирная историяИстория пола и сексуальностиИстория средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг.)Политическая историяВсемирная историяКнигиЖурналыOxford Academic
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Бурная личная жизнь Ивана IV (1530–1584) в конце его царствования в России и влияние, которое она оказала на его старшего сына и наследника, Ивана Ивановича, решительно сформировала роль русских царских жен (цариц) в этот период. По словам Антонио Поссевино, папского легата, посетившего Россию в 1581–1582 годах, Иван Иванович жаловался отцу на то, что он использовал принудительный постриг для устранения нежелательных царских жен, прежде чем получил смертельный удар от рук Ивана IV. Когда русские царственные женщины были вынуждены принять постриг, они продолжали пользоваться титулом царицы и сопутствующим ему уважением. В этой главе утверждается, что на роль жены московского правителя не влияли внешние изменения ее социально-религиозного статуса, вызванные такими явлениями, как развод и постриг. Социальная изоляция, связанная ли с расторжением супружеских уз или с потусторонней монашеской жизнью, не отменяла обязанностей и привилегий, присущих царственному сану.

Ключевые слова:
Иван IV, царственные женщины, царские жены, принуждение к постригу, Иван Иванович, Россия, развод, социальная изоляция, монашеская жизнь

Предмет

История пола и сексуальностиПолитическая историяИстория Средневековья и Возрождения (500–1500 гг.)Всемирная история

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Сталин о фильме «Иван Грозный. Семнадцать моментов советской истории»

Первоисточник: Г. Марьямов, Кремлевский цензор. М., 1992. С. 84-92.

Нас вызвали в Кремль около 23 часов. В 10. 50 мы пришли на ресепшн. Ровно в 11 часов вышел Поскребышев, чтобы проводить нас в кабинет.

В конце комнаты стояли Сталин, Молотов и Жданов.

Мы вошли, поздоровались и сели за стол.

Сталин. Вы написали письмо. Ответ немного задержался. Мы встречаемся поздно. Я сначала думал дать письменный ответ, но потом решил, что лучше устно. Так как я очень занят и у меня нет времени, я решил встретиться с вами здесь после долгого перерыва. Я получил твое письмо в ноябре.

Жданов. Вы получили его еще в Сочи.

Сталин. Да, да. В Сочи. Что вы решили делать с фильмом?

Мы говорим, что мы разделили вторую часть фильма на две части, из-за чего Ливонский марш не был включен. В результате возникает диспропорция между разными частями фильма. Так что надо подправить фильм, отредактировав имеющийся материал, и снять в основном Ливонский марш.

Сталин. Вы изучали историю?

Эйзенштейн. Более менее.

Сталин. Более менее? Я тоже немного знаком с историей. Вы неправильно показали опричнину. Опричнина была войском царя. Она отличалась от феодальной армии, которая в любой момент могла снять свое знамя и уйти с поля боя – формировалась регулярная армия, прогрессивная армия. Вы показали, что эта опричнина похожа на Ку-клукс-клан.

Эйзенштейн сказал, что они носят белые капюшоны, а у нас черные.

Молотов. Это не имеет большого значения.

Сталин. Ваш царь вышел нерешительным, он похож на Гамлета. Ему все подсказывают, что делать, а сам он не принимает никакого решения… Царь Иван был великим и мудрым правителем, и если его сравнить с Людвигом XI (вы читали о Людвиге XI, который готовил абсолютизм для Людвига XIV), то Иван Грозный на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного выражается в следующем: он смотрел на вещи с национальной точки зрения и не пускал в свою страну иностранцев, он забаррикадировал страну от проникновения иностранного влияния. Показывая таким образом Ивана Грозного, вы сделали уклон и ошибку. Петр I тоже был великим правителем, но он был чрезвычайно либерален по отношению к иностранцам, он широко открыл им ворота и допустил иностранное влияние в страну и допустил германизацию России. Екатерина позволила ему еще больше. И далее. Был ли двор Александра I действительно русским двором? Был ли двор Николая I русским двором? Нет, это были немецкие суды.

Самым выдающимся вкладом Ивана Грозного было то, что он первым ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первым, а Ленин вторым.

Жданов. Иван Грозный Эйзенштейна вышел невротиком.

Молотов. В целом упор делался на психологизм, чрезмерное внимание уделялось внутренним психологическим противоречиям и личным переживаниям.

Сталин. Нужно показать историческую личность в правильном стиле. Например, неправильно, что в первой серии Иван Грозный так долго целовал свою жену. В то время это было запрещено.

Жданов. Фильм выполнен в византийском стиле, но и там этого не было.

Молотов. Вторая серия очень тесна в куполах и сводах, нет свежего воздуха, нет широкой Москвы, в ней не показывают людей. Можно показывать разговоры, репрессии, но не это.

Сталин. Иван Грозный был чрезвычайно жесток. Можно показать, почему он должен был быть жестоким.

Одной из ошибок Ивана Грозного было то, что он не добил до конца пять больших феодальных родов. Если бы он уничтожил эти пять семей, то не было бы Смутного времени. Если Иван Грозный кого-то казнил, то он долго каялся и молился. Бог беспокоил его по этим вопросам… Нужно было быть решительным.

Молотов. Необходимо комплексно показывать исторические события. Например, инцидент с драмой Демьяна Бедного «Богатырь». Демьян Бедный высмеивал крещение Руси, но на самом деле принятие христианства было прогрессивным событием ее исторического развития.

Сталин. Конечно, мы нехорошие христиане, но отрицать прогрессивную роль христианства на данном этапе невозможно. Это происшествие имело очень большое значение, ибо оно повернуло Русское государство к контактам с Западом, а не к ориентации на Восток.

Об отношениях с Востоком Сталин говорил, что после недавнего освобождения от татарского ига Иван Грозный спешно объединил Россию, чтобы иметь оплот для встречи с новым татарским натиском. Астрахань уже была захвачена и они могли в любой момент напасть на Москву, это могли сделать и крымские татары.

Сталин. У Демьяна Бедного не было правильной исторической перспективы. Когда мы перенесли статую Минина и Пожарского ближе к храму Василия Блаженного, то Демьян Бедный возмутился и написал, что статую надо выбросить, а Минина и Пожарского забыть. В ответ на это письмо я назвал его «Иван, не забудь свою семью». Мы не можем выбросить историю…»

Далее Сталин сделал ряд замечаний по поводу трактовки Ивана Грозного и сказал, что Малюта Скуратов был великим полководцем и погиб смертью храбрых в войне с Ливонией.

Черкасов в ответ сказал, что критика всегда помогала и что после критики Пудовкин снял хороший фильм «Адмирал Нахимов». «Мы уверены, что хуже не сделаем. Я работаю над образом Ивана Грозного не только в кино, но и в театре. Я влюбился в этого персонажа и думаю, что наша переделка сцен будет правильной и правдивой».

В ответ на это Сталин ответил (обращаясь к Молотову и Жданову): «Попробуем?»

Черкасов Уверен, что переделка пройдет успешно.

Сталин. Да поможет вам бог, – каждый день новый год. (Смеется.)

Эйзенштейн. Мы говорим, что в первой части удался ряд моментов, и это дает нам уверенность в том, что мы будем делать вторую серию.

Сталин. Мы не говорим о том, чего вы добились, а сейчас говорим о недостатках.

Эйзенштейн спросил, есть ли еще какие-то инструкции относительно фильма.

Сталин. Я не даю вам указаний, а выражаю мнение зрителя. Необходимо, чтобы исторические персонажи были отражены правильно. Что показал нам Глинка? Что это за Глинка. Это Максим, а не Глинка. [Говорили о фильме Л. Арнштама «Композитор Глинка». Главную роль исполнил Б. Чирков.] Художник Чирков не мог выразить себя, а для художника величайшее качество — способность перевоплощаться. (Обращаясь к Черкасову) — Вы способны перевоплощаться.

В ответ на это Жданов сказал, что Черкасову не повезло с Иваном Грозным. Паника по поводу Весны еще была, и он начал работать дворником – в фильме «Во имя жизни» он играет дворника.

Черкасов сказал, что он исполнял максимальное количество царей и даже исполнял роль Петра I и Алексея.

Жданов. По наследственной линии. Происходил он по наследственной линии.

Сталин. Нужно правильно и сильно показывать исторические личности. (Эйзенштейну). Вы поставили Александра Невского. Получилось очень хорошо. Самое главное – выдержать стиль исторического периода. Режиссер может отклоняться от истории; неправильно, если он просто копирует с исторических материалов, он должен работать над своими идеями, но в рамках стиля. Режиссер может варьироваться в рамках стиля того исторического периода.

Жданов сказал, что Эйзенштейн очарован тенями (что отвлекает зрителей от действия), бородой Ивана Грозного и что Иван Грозный слишком часто поднимает голову, чтобы была видна его борода.

Эйзенштейн пообещал в будущем укоротить бороду Ивана Грозного.

Сталин. (Вспоминая разных актеров из первой части фильма «Иван Грозный») Курбский — великолепен. Очень хорош Старицкий (художник Кадочников). Он отлично ловит мух. Еще: будущий царь, руками мух ловит! Детали такого типа необходимы. Они раскрывают сущность человека.

…Затем разговор перешел на ситуацию в Чехословакии в связи с участием Черкасова в фестивале советского кино. Черкасов рассказал о популярности Советского Союза в Чехословакии.

Затем речь зашла о разрушении американцами чехословацких городов.

Сталин. Нашей задачей было войти в Прагу раньше американцев. Американцы очень торопились, но благодаря атаке Конева мы смогли опередить американцев и нанести удар по Праге как раз перед ее падением. Американцы бомбили чехословацкую промышленность. Они проводили эту политику по всей Европе, для них было важно уничтожить те отрасли, которые составляли им конкуренцию. Они бомбили вкусом.

Черкасов рассказал об альбоме фотографий Франко и Геббельса, который находился у посла Зорина на его даче.

Сталин. Хорошо, что мы прикончили этих свиней. Страшно подумать, что было бы, если бы эти негодяи победили.

Черкасов упомянул выпуск советской колонии в Праге. Он рассказал о детях эмигрантов, которые там учились. Очень грустно было этим детям, считающим Россию своей родиной, своим домом, когда они там родились и никогда не были в России.

Сталин. Жалко этих детей. Они не виноваты.

Молотов. Сейчас мы даем большую возможность детям вернуться в Россию.

Сталин указал Черкасову, что у него есть способность к воплощению и что у нас еще есть способность воплотить художника Хмелева.

Черкасов сказал, что многому научился, работая статистом в Морском театре в Ленинграде. В то время выступал и выступал на сцене великий мастер воплощения Шаляпин.

Сталин. Он был великим актером.

Жданов спросил: как идут съемки фильма «Весна».

Черкасов. Мы скоро закончим. К весне мы собираемся выпустить Spring.

Жданов сказал, что ему очень понравилось содержание Весны. Артистка Орлова сыграла очень хорошо.

Черкасов. Художник Плиатт сыграл очень хорошо.

Жданов. А как поступила Раневская! (Машет рукой.)

Черкасов. Впервые в жизни снялся в кино без бороды, без усов, без плаща, без грима. Играя роль режиссера, я немного стыжусь своей внешности и мне хочется спрятаться за своих персонажей. Эта роль очень ответственная, потому что я должен представлять советского режиссера, и все наши режиссеры волнуются: как будет показан советский режиссер?

Молотов. А тут Черкасов сводит счеты со всеми директорами! Когда фильм «Весна» был поставлен под сомнение, Черкасов прочитал передовицу в газете «Советское искусство» о «Весне» и решил, что фильм уже запрещен. И тогда Жданов сказал: Черкасов увидел, что все приготовления к Весне погибли, и взял на себя роль дворника. Затем Жданов неодобрительно высказался по поводу критической бури, поднявшейся вокруг Весны.

Сталина интересовало, как вела себя актриса Орлова. Он одобрил ее как актрису.

Черкасов сказал, что у этой актрисы большая работоспособность и огромный талант.

Жданов. Орлова сыграла очень хорошо. И все вспомнили Волгу-Волгу и роль почтальона Орловой.

Черкасов. Смотрели «Во имя жизни»?

Сталин. Нет, не смотрел, но у нас есть хороший репортаж от Климента Ефремовича. Ворошилову фильм понравился.

Значит, все вопросы решены. Как вы думаете, товарищи (обращается к Молотову и Жданову), дать ли нам возможность закончить фильм товарищам Черкасову и Эйзенштейну? — и добавил — прошу передать все это тов. Большакову.

Черкасов спросил о некоторых деталях фильма и о внешности Ивана Грозного.

Сталин. Внешний вид у него правильный, менять его не надо. Внешний вид Ивана Грозного прекрасен.

Черкасов. Можно ли сохранить в сценарии сцену убийства Старицковой?

Сталин. Вы можете сохранить его. Убийство действительно имело место.

Черкасов. У нас есть сцена, в которой Малюта Скуратов душит митрополита Филиппа.

Жданов. Это было в тверском Отрочь-монастыре?

Черкасов. Да, нужно ли сохранять эту сцену? Сталин сказал, что эту сцену необходимо сохранить, как исторически правильную.

Молотов говорил, что нужно показать репрессии, но в то же время надо показать, для каких целей они делались. Для этого нужно было показать государственную деятельность на более широком полотне, а не погружаться только в сцены в подвалах и огороженных помещениях. Надо проявлять широкую государственную активность.

Черкасов высказал свои мысли относительно будущего переделанных сцен и второй серии.

Сталин. Чем заканчивается фильм? Как это лучше сделать, снять еще два фильма – вторую и третью серию. Как мы это планируем?

Эйзенштейн сказал, что лучше соединить уже отснятый материал второй серии с тем, что осталось от сценария — и снять один большой фильм.

Все с этим согласились.

Сталин. Чем закончится ваш фильм?

Черкасов сказал, что фильм закончится разгромом Ливонии, трагической гибелью Малюты Скуратова, походом к морю, где стоит Иван Грозный, окруженный войском, и говорит: «Мы стоим на море и будет стоять!»

Сталин. Вот так получилось и немного больше.

Черкасов спрашивал, нужно ли показывать план фильма для подтверждения в Политбюро.

Сталин. Сценарий представлять не обязательно, решайте сами. По сценарию вообще сложно судить, проще говорить о готовом продукте. (Молотову.) Вы, должно быть, хотите прочитать сценарий?

Молотов. Нет, я работаю в других сферах. Пусть Большаков прочтет.

Эйзенштейн сказал, что лучше не торопиться с производством этого фильма.

Этот комментарий вызвал у всех активную реакцию.

Сталин. Совершенно необходимо не торопиться, и вообще ускорение фильма привело бы к его закрытию, а не к выпуску. Репин работал над «Запорожскими казаками, пишущими свой ответ турецкому султану» 11 лет.

Молотов. 13 лет.

Сталин (с настойчивостью) 11 лет.

Все пришли к выводу, что только долгая работа может на самом деле дать хороший фильм.

По поводу фильма «Иван Грозный» Сталин сказал – Чтобы, если надо, полтора, два, три года снять этот фильм. Но фильм должен быть хорошим, он должен быть «скульптурным». Мы должны поднять качество. Пусть будет меньше фильмов, но с большим качеством. Зритель вырос, и мы должны показывать ему хорошие постановки.

Обсуждалось, что Целиковская хорошо сыграла других персонажей, она хорошо играет, но она балерина.

Нам ответили, что вызвать в Алма-Ату другую актрису невозможно.

Сталин сказал, что директора должны быть непреклонны и требовать все, что им нужно. Но наши директора слишком легко уступают собственным требованиям. Бывает так, что нужен великий актер, а его играет тот, кто не подходит на роль. Это потому, что актер требует и получает роль, а режиссер соглашается.

Эйзенштейн. Актрису Гошеву не смогли выпустить из Художественного театра в Алма-Ате на съемки. Мы два года искали Анастасию.

Сталин. Художник Жаров неправильно смотрел на своего персонажа без всякой серьезности в фильме «Иван Грозный». Он не серьезный генерал армии.

Жданов. Это не Малюта Скуратов, а оперная шляпа.

Сталин. Иван Грозный был более националистическим царем, более дальновидным, он не допускал иностранного влияния на Руси.