Содержание
Сочинение Описание картины Поле куликово Ракши
- Сочинения
- Картины
- Разные
Свыше 200 замечательных работ принадлежит кисти известного художника прошлого века Юрия Михайловича Ракша. Его творения вызывают интерес у зрителей. Самым удивительным полотном художника считается картина «Поле Куликово», созданная в 1980 году. Когда художник писал произведение, то серьезно заболел. В его творение входило три части: «Благословение на битву», «Предстояние», «Проводы ополчения».
В 1830 году состоялась Куликовская битва, которая стала знаменательным событием в истории нашей страны. В руководителем наших войск был Дмитрий Донской, который сражался с татарами под командованием Мамая. Битва завершилась фактическим и окончательным поражением агрессоров, играя ключевую роль в борьбе против разных агрессоров и грабителей простых людей.
На второй части картины отмечают подготовку бойцов и их настрой на победу. Если армия идет с общим настроем, то победа будет обязательно. Если солдаты напуганы, то не следует ждать победы над коварным врагом. Глядя на людей стоит отметить, что каждый из них настроен качественно выполнить свою миссию. Никто не желает платить налоги и оказаться в рабстве. Все желают свободы и улучшения жизни. Ведь они понимают, что за ними дети, родина, семьи. Еще в этой части замечаем армию, которая скоро пойдет сражаться, чтобы добыть свободу.
Третья часть произведения отведена полотну «Проводы ополчения», в центре произведения показаны женщины разных возрастов. Красивая женщина обнимает мальчика, а печальное выражение лица вызывают переживания за будущее близкого человека. Другая женщина схватилась за голову и сильно плачет. Все люди осознают, что произойдет во время сражения, сколько будет погибших людей. Лица детей тоже печальны. Несмотря свои детские годы, они ощущают страх перед предстоящим событием. Женщины прижимают к себе детей, понимая, что при гибели мужей с ними будут только дети.
Масштабность трагедии подчеркивает красота теплого дня, когда безоблачное небо и яркое солнце сочетается с мрачными лицами женщин. У этих людей нет радости, так как с близкими и родными людьми может случиться серьезная трагедия.
Благодаря знаменитой картине Ю. Рашки зритель может оказаться во временах далеких кровавых событий великого народа против захватчиков. Живописец попытался передать суть сложного времени, показать фактический настрой людей перед великим сражением.
Поле куликово Ракша
Несколько интересных тем
- Юный живописец Фирсова
Картина Ивана Ивановича Фирсова Юный живописец была написана в середине 18 века и является одним из самых известных произведений художника.
- Лесные дали
Красива и удивительна природа России. Есть на ее территории не только березовые рощи, но и красавица тайга. Вот как раз уральская тайга и изображена на картине художника И.И. Шишкина «Лесные дали».
- Масленица
Яркость героев, неискоренимые элементы русских традиций, истинная радость – все это является главными характеристиками картины Б. М Кустодиева «Масленица»
- Грачи прилетели
Саврасов Алексей Кондратьевич – русский художник, большая часть его работ была написана во второй половине XIX в. Автор известен прежде всего, как пейзажист. Искусная передача красоты природы прослеживается
- Радуга
Георгий Григорьевич Нисский написал картину «Радуга» в 1950 году. С момента окончания войны прошло всего лишь пять лет. Люди приходили в себя после ужасов войны, переживали болезненное время
Куликовская битва в образах и картинах
«Дмитрий Донской на Куликовом поле». Кипренский Орест Адамович, 1805 г. (1782-1836)
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
А. Блок. На поле Куликовом
Искусство и
история. После выхода материала, посвященного
триптиху П. Корина, читателями «ВО» высказывали пожелания о продолжении цикла, и предлагались конкретные темы новых статей. Среди них – «Донской цикл» И. Глазунова. Но посмотрел я картины этого цикла, и подумал, что, наверное, будет интереснее устроить своего рода вернисаж картин, посвященных теме Куликовской битвы, то есть рассмотреть не одну-две, а много картин и сравнить, что есть что и к чему их авторы более всего склонялись. Тут, правда, встал вопрос отбора, так как картин много. Но, на мой взгляд, важен принцип изображения. Кто-то копировал рериховскую манеру, кто-то васнецовскую, кто-то ударялся в эпичность, а кто-то — в реализм. В любом случае нас будет интересовать не идея, заложенная в эти картины, а изображение
оружия и доспехов. Ведь перед нами все-таки батальный жанр, а не что-нибудь иное… Итак, начнем с XIX века.
Вот картина Кипренского О.А. «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Что тут сказать? Время было такое! Выписано все мастерски, но так и хочется над происходящим на полотне немного посмеяться. Князь: «О Господи ты Боже мой, как мне досталось! Муки мои нестерпимы!» Женщина у его ног (кстати, откуда там женщина?): «Господи, спаси и сохрани!». Мужик в разорванной рубахе: «Это князь, язвен вельми!». Воин в зеленом плаще: «Да точно ли это князь, стар я глазами, не разберу…» Воин в шлеме: «Князю плохо! Воды ему, воды!»
Впрочем, все это он рисовал по… заданию. Все было оговорено! Это Академия художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала своим выпускникам написать картину на тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Причем четко оговаривалось, как именно следует изобразить князя:
«Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по одержании победы над Мамаем оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о совершенном поражении татар оживляет умирающего великого князя».
А вот что было сказано в отзыве Академии на эту картину:
«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему, живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам. Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду».
И в итоге 1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за эту картину Большой золотой медали.
Ну а отсутствие национального колорита ничуть не смутило ни автора, ни экзаменаторов, и, соответственно, поэтому не те доспехи, не то оружие, но зато картина мастера. И она, безусловно, соответствует эпохе и тогдашнему видению исторических реалий.
Впоследствии ряд художников последовал его примеру и получил соответствующее признание, но время шло, и люди стали обращать внимание и на историю. Дошло до того, что Валентин Серов, например, которому заказали «Битву…», не стал ее писать и даже вернул выданные за нее деньги. А все потому, что не сошелся с заказчиками во взглядах.
Затем наступило советское время, социалистический реализм, а с ним пришла и своя классика. Вот, например, такая – известная всем и каждому со школы картина Авилова Михаила Ивановича (1882-1954) «Поединок на Куликовом поле», написанная им в 1943 году
Лично я бы поменял на ней лишь рисунок на щите у татарского воина. Здесь он показан расписным, но реально их делали из прутьев, обмотанных нитками, соединяя одно кольцо с другим. Получался очень красивый узор, который дополнительно украшался бляхами и кисточками. Но, в принципе, это и не замечание даже. Просто в то время реконструкции татарских щитов еще отсутствовали. А так и динамизм, и экспрессия, и эпичность — все присутствует, ни пяди не уступая исторической достоверности. Собственно, этим своим полотном Авилов так высоко поднял планку, что всякому, кто берется писать на эту же тему, можно посоветовать лишь одно: долго-долго смотреть на это полотно и при этом думать, а могу ли я хотя бы приблизиться к этому. И если внутренний голос заставляет сомневаться в своих силах – не берись!
Средняя часть триптиха Ю. Ракши
К 1980 году к 600-летию годовщины Куликовской битвы Ю. М. Ракша написал триптих «Куликово поле». Нам особенно интересна его средняя часть. И вроде бы на ней «все так». Но зачем автор нарисовал воину слева, причем со щитом на правой руке, стрелецкий бердыш, который он держит в левой руке? Даже если он и левша, рубить врага бердышом одной рукой невозможно, а двумя, со щитом – неудобно. И вот такие мелочи портят все впечатление от картины.
Художник Ю. П. Пантюхин тоже создал триптих, причем на левую часть поместил Александра Невского, в центр – Дмитрия Донского, а справа – Минина и Пожарского
Что понравилось? То, как автор выписал шлемы. Наконец-то они такие, как и должны быть. Непонятно, с чего у налокотников, что он изобразил слева и справа, – напуск на кисть. И вот что интересно – откуда это взял автор? Есть ли такие налокотники в фонтах Оружейной платы или ГИМа? Причем если что-то подобное и есть, то никак не может относиться к эпохе Александра Невского. Не было тогда такого ни у нас, ни у западных рыцарей. Впрочем, о Невском мы уже говорили… Здесь в глаза бросаются еще две детали: нагрудные восьмигранные пластины у обоих князей. Видно, что художнику уж очень они понравились. Но не было тогда этого! От зерцального доспеха Дмитрия отделяло по крайней мере 200 лет. А раз не было, то зачем же это рисовать? Причем забавно читать описания всех этих картин, сделанное искусствоведами. Отмечены и «разнонаправленные взгляды», и уверенность, сквозящая в позах, и народ на заднем плане, поддерживающий своего лидера. Но что же вы, милые, не видите других-то элементарных вещей, что художник нарисовал «как видит», хотя должен был бы постараться нарисовать «как было». Итак, у нас исторических фантазий и по сегодня хоть пруд пруди.
Вот, например, готовлю этот материал, просматриваю Сеть, а там: «Три тысячи шестьсот тяжеловооруженных генуэзских пехотинцев представляли грозную силу». Откуда на поле Куликовом взялись именно 3600 генуэзских пехотинцев и еще 400 арбалетчиков, когда мы точно не знаем даже численности войск на поле битвы? Мамай нанял? Где? В Кафе, в Судаке? Да столько солдат во всей Генуе не было. Магистраты – и об этом сохранились записи, набирали солдат десятками, и тем были рады. Но главное даже не это, а то, где источник, откуда автор взял эти числа: 3600 копейщиков и 400 арбалетчиков? Помнится, в публикациях 1980 г. называлось число 1000 генуэзцев — и то оно подвергалось сомнению. А тут… почкованием размножились?
А вот эту картину Ильи Глазунова я даже объяснить не могу… Не понимаю, с чем такое вообще может быть связано. А главное – зачем? Ни позы, ни деталировка никого смысла не имеют. Кони скачут в разные стороны, глазуновский Пересвет вместо того, чтобы кушировать копье подобно авиловскому Пересвету, держит его как тростинку… не понять, как. А татарин так и вовсе двумя руками в него вцепился – хват, не использовавшийся уж наверное лет пятьсот как минимум! Да и сам конь под ним какой-то «извращенный» – круп и шея в одну сторону, голова в другую… Живописное хулиганство это, а не искусство!
А вот другая его картина в узнаваемом рериховском стиле. Но посмотрите на полуголого татарина справа. Зачем художник водрузил ему на голову самурайский шлем эпохи Намбокутё? Откуда он у этого воина? Ведь монголы вторгались в Японию столетием раньше… То есть таких шлемов в 1380 году у воинов Мамая быть не могло, так как в 1274 и 1281 годах, когда кто-то из предков этого… голодранца мог захватить такой шлем, как трофей, кабуто именно с такими кувагата просто не существовало. Ей-богу, подобные ляпы противно даже комментировать
Надо заметить, что в последние годы художники стали требовательнее к себе в отношении изображения исторических реалий.
Вот, например, картина Белюкина Дмитрия Анатольевича (р. 1962) «Дмитрий Донской», 2015 г. Доспех – «кованая рать», хотя неплохо бы показать крепления пластин на кольчугу. О навершии рукояти меча можно поспорить, но… так в целом – почему бы и нет?
Понравился мне и князь Дмитрий в изображении Кириллова Сергея Алексеевича (р. 1960) «Димитрий Донской», 2005 г.
Причем булава такая у него вполне возможная. И доспех пластинчатый показан очень реалистично. Даже латные поножи на ногах… Ну могло быть такое. Вот только щит какой-то у него фантастический! Где он такой углядел? Где, в каком музее подобные обкладки увидел, я не знаю. Но… щиты никогда не были просто дощатыми! Это вам не дверь в дачный нужник! Их оклеивали полотном или кожей, или и кожей, и полотном, грунтовали и расписывали, о чем даже имеются сообщения хронистов, писавших о русских червленых щитах. Крест пророщенный на нем нарисовал хотя бы – известный символ, изображавшийся на наших щитах.
Присекин Сергей Николаевич (1958-2015) «С победой». Тут, на князе, правда, тоже зерцало, но он, по крайней мере, хотя бы далеко
Рыженко Павел Викторович (1970-2014) «Благословение Сергия», 2005 г.
Опять же вот это… почему бы и нет?! Все выписано очень тщательно, что-то, ну, не совсем, но терпимо, в рамках статистической погрешности между типичным и уникальным. То есть, или, по крайней мере, были у нас и такие живописцы на картины, которых вполне можно смотреть, не испытывая чувства стыда! То есть еще совсем немного, и история, и эпичность на полотнах наших мастеров смогут ужиться, не мешая друг другу.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Статьи из этой серии:
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано»: ученик против учителя, символизм против реализма
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано». Леонардо да Винчи и Джорджо Вазари
Павел Корин. «Александр Невский». Неразрешимая задача мятущейся души
«Битва при Грюнвальде» Яна Матейко: когда эпичности слишком много
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Статья о битве+живопись из The Free Dictionary
Битва+живопись | Статья про баттл+живопись The Free Dictionary
Битва+живопись | Статья про баттл+живопись The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
битва
картина
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Грюнвальдская битва (картина)
- Геттисбергская циклорама
- Эрнест Крофтс
- Циклорама
- Джон Трамбал
- Награда за боевую эффективность
- Битва при Ангиари (картина)
- Битва при Трафальгаре (картина)
- Гораций Верне
- Битва при Сан-Романо
- Двухсотлетняя серия
- Битва при Остии
- Длинный коридор
- Французский корабль L’Orient (1791)
- Виллем ван де Вельде
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.
Полный браузер
?
- ▲
- Боевой фургон
- Система передачи изображения Battle View
- боевой фургон
- Боевые часы
- Капитан боевой стражи
- Боевой вахтенный офицер
- Боевые крылья
- бой с
- битва с (кем-то или чем-то)
- бой с ней
- бой с ним
- бой со мной
- бой с одним
- битва с кем-то
- битва с чем-то
- бой с ними
- сражайся с нами
- бой с тобой
- Битва без чести и человечности
- Сразись со своим хвостом
- Боевая зона
- Боевая зона
- Боевая зона
- Боевая зона (значения)
- Боевой знак
- Боевой знак
- Боевой знак
- Боевой знак
- Боевой знак
- Боевой знак
- битва+картина
- битва, Восточный Сассекс
- Битва, Кэтлин
- , вейджер
- , вейджер
- , вейджер
- Битва, Уильям Х
- Битва, Уильям Х.
Битва
Битва
Битва