Ссср когда основался: Когда был создан СССР — Парламентская газета

Содержание

Когда был основан СССР: год образования, причины и итоги


  • 20 Ноября, 2019

  • Страны
  • Olga Lans

Человеку свойственно вспоминать прошлое и сравнивать его с настоящим. Еще недавно существовала огромная сверхдержава – СССР. После ее распада в 1991 году произошло много разнообразных событий, но в историческом масштабе 30 лет — слишком малый срок. О стране часто вспоминают. Живы патриоты великого Союза, которые ностальгируют по славным советским временам.

Очень часто в СМИ возникают дискуссии и разговоры о том, что надо возродить Советский Союз. Но прежде чем заявлять о необходимости воссоздания Союза, стоит проанализировать, каковы были причины основания СССР. Все, кто ратуют за такое решение, считают, что оно будет лучшим. Но, как говорят мудрецы, будущее расплывчато, если не известно прошлое.

Первые социалистические республики

Многие ошибочно полагают, что СССР был основан, когда большевики пришли к власти, сразу после революции 1917 года. Вместе со сменой власти и общественного строя вместо Российской империи появился Советский Союз, как ее правопреемник. И все территории, входившие ранее в состав империи, автоматически стали частью социалистического государства.

На самом деле все обстояло иначе. После революции на территории бывшей империи были созданы четыре республики: Российская и Закавказская Советские Федеративные и Украинская и Белорусская Советские Социалистические республики. Каждая из них была независимой, сохранила право на самоопределение и управлялась местной большевистской партией.

Военный союз республик

Хотя республики де-юре считались независимыми, железнодорожная, военная, финансовая и экономическая инфраструктуры оставались единым целым, как и при царской власти. Вопрос о дальнейшей организации оставался открытым. В 1919 году был издан специальный декрет, согласно которому Украина, Белоруссия, Литва, Латвия и Россия объединялись для противостояния мировому империализму.

Националистические республики

Одним из побочных эффектов революции стало отмежевание приграничных районов, населенных другими народами. Изначально большевики выдвигали лозунг «национального самоопределения». Этим воспользовались коренные народы окраин, провозглашая один за другим независимые республики.

Тогда в Средней Азии возникли Туркестанская, Хорезмская, Бухарская и еще ряд республик, причем далеко не каждая из них стремилась к социализму. Народы, жившие фактически при феодализме, идей социалистической революции не понимали и не принимали.

Придя к власти, большевики начали интегрировать окраинные республики в состав социалистического государства, которое на тот момент еще юридически не существовало. Когда основался СССР, все эти республики вошли в его состав. Резкое сокращение территории государства победившего пролетариата дискредитировало саму идею мировой революции, а этого допустить они не могли.

За исключением Финляндии, Прибалтики и Польши, которые пользовались поддержкой западных стран, к 1921 году все вновь созданные независимые республики бывшей Российской империи были оккупированы Красной Армией.

Зачем Ленин основал СССР?

Подводя итоги вышесказанному, можно четко сформулировать причины, почему большевики, сразу после революции усиленно пропагандировавшие право наций на самоопределение, отказались от него, как только на постимперском пространстве обозначились центробежные тенденции.

Помимо идеологии мировой революции и торжества коммунизма на планете, которыми грезили теоретики марксизма, существовали и вполне реальные объективные причины создания единого государства на территории бывшей империи.

Основными из них были:

  • желание партийных лидеров получить огромную власть без войны;
  • взаимопомощь в восстановлении разрушенной в ходе Гражданской войны инфраструктуры;
  • единый орган управления и единая экономическая система упрощали решение стоящих перед молодыми республиками экономических задач;
  • возможность с минимальными затратами решить вопрос о защите границ.

Создание политического союза

СССР был основан, когда прошло более пяти лет после свершения революции – 30 декабря 1922 года. К 1922 году к договору об объединении республик присоединилась Закавказская Федерация, в состав которой входили Грузия, Азербайджан и Армения.

29 декабря 1922 года, накануне I Всероссийского съезда Советов, конференция делегатов Российской ССР, Белорусской ССР, Закавказской ССР и Украинской ССР утвердила договор и декларацию о создании Союза Советских Социалистических Республик.

На следующий день эти документы были подтверждены Первым Всесоюзным съездом Советов СССР и подписаны главами делегаций четырех независимых государств, основавших СССР.

Съезд и его решения

Съезд состоялся 30 декабря 1922 года. Ленин болел и не присутствовал. Председателем был Калинин, основным докладчиком – Сталин.

Делегаты съезда избрали Центральный и Исполнительный комитеты Союза Советских Социалистических Республик, приняли декларацию и договор о его образовании.

Съезд также принял постановление о новом государственном празднике – Дне образования СССР, 30 декабря.

Первые годы существования СССР

Это было время больших перемен. Почти постоянным был вопрос о национальной делимитации, так как ареал расселения национальностей часто не совпадал с географическими границами республик.

Особенно заметно это было в Средней Азии. После серии встреч и переговоров были сформированы Туркменская, Киргизская и Узбекская республики. Они вошли в состав СССР в 1925 году.

Сложность заключалась и в том, что понятия единства и дружбы народов у представителей разных национальностей иногда кардинально различались. Но, пусть и с трудностями, молодое советское государство крепло. День образования СССР был праздником.

Договор о создании СССР предусматривал гибкость в принятии новых членов. К 1940 году в составе Советского Союза было 15 республик.

Конституция СССР

В 1923 году началась работа над Конституцией Союза Советских Социалистических Республик. Рассматривались различные модели сосуществования: от конфедерации до договорных отношений или жесткого централизованного управления. Как всем известно, закончилось тем, что в Конституции декларировалось одно, а в реальности было совсем другое.

Первая редакция Конституции была принята 6 июля 1923 года, окончательная — 31 января 1924 года.

1 февраля 1924 года Британская империя признала Советский Союз.

От независимости – к тоталитаризму

Правительство страны, сформированное в 1922 году, когда был основан СССР, было однопартийным. Под контролем Коммунистической партии жестко подавлялись все политические взгляды и настроения, отклонявшиеся от генеральной линии.

Партийные идеологи, представлявшие победивший пролетариат, любое инакомыслие объявляли контрреволюционной или антисоциалистической деятельностью. В конечном итоге, расправившись со всеми неугодными, Коммунистическая партия СССР установила в стране тоталитарный режим.

От марксизма – к марксизму-ленинизму

Первоначально идеология советского государства была основана на трудах Маркса и Энгельса. Их теория утверждала, что экономические общественные отношения эволюционировали до такой степени, что замена капиталистической системы на социалистическую неизбежна в мировом масштабе.

После смерти Ленина в 1924 году, непродолжительного периода коллективного руководства страной и короткой борьбы за власть Сталин стал Генеральным секретарем ЦК. Он быстро подавил всю политическую оппозицию, основал новую государственную идеологию «марксизм–ленинизм» и начал строить социализм в отдельной стране.

Советский Союз пережил период бурной индустриализации и коллективизации, которые заложили основу для его победы во Второй мировой войне и послевоенного доминирования в Восточной Европе.

Индустриализация страны

Интенсивная перестройка экономики, промышленности и политики страны началась с первых дней Советской власти, задолго до основания СССР в 1922 году. Большая часть ее была сделана по первоначальным правительственным документам, подписанным Владимиром Лениным.

Одним из наиболее заметных прорывов стал план ГОЭЛРО, предусматривавший тотальную электрификацию страны и соответствующую перестройку экономики. План был разработан в 1920 году, и его выполнение рассчитывалось на 10-15 лет.

Он стал прототипом для последующих пятилетних планов и был выполнен к 1931 году.

Военный коммунизм и НЭП

Четырехлетняя Гражданская война внесла свои коррективы в планы индустриализации. Большевики были вынуждены ввести политику военного коммунизма, чтобы избежать голода и восстаний пролетариата в городах. Насильственная экспроприация сельскохозяйственной продукции у крестьян вызвала оппозиционные настроения в сельской местности и крестьянские бунты.

Ленин начал стратегическое отступление. Была разработана новая экономическая политика – НЭП. Крестьянам предоставили право продажи излишков продукции на рынке. Большевики разрешили частную розничную торговлю.

Государственная монополия во времена НЭПа сохранялась только в банковском деле, на транспорте, в тяжелой промышленности и коммунальном хозяйстве.

Новая экономическая политика принесла свои плоды, экономика возродилась. После смерти Ленина в 1924 году, как только Советский Союз вновь столкнулся с нехваткой продовольствия и денег, Сталин начал проводить политику раскулачивания и экспроприации. Эпоха НЭПа закончилась.

Сталинский период

С ухудшением здоровья Ленина среди партийного истеблишмента началась борьба за власть. Григорий Зиновьев, представлявший Украинскую ССР, Лев Каменев из Российской СФСР и Иосиф Сталин, представитель Закавказской СФСР, видели угрозу со стороны Троцкого. Они убедили товарищей в необходимости коллегиального управления для решения повседневных вопросов.

Ленин видел угрозу для дела революции в Сталине. В декабре 1922 года, когда был основан СССР, он продиктовал письмо, известное как Завещание Ленина партии, в котором рекомендовал соратникам сместить Сталина с поста Генерального секретаря ЦК. Сталин, зная суть «завещания», сделал все, чтобы этого не произошло.

После смерти Ленина Сталин фактически узурпировал власть. Троцкий и Зиновьев были высланы из страны.

Страна вступила в эпоху социальных потрясений.

Основной идеей коммунизма было создание бесклассового общества, в котором средства производства должны были принадлежать народу. Теоретически это выглядело прекрасно, но реализация этой идеи в СССР стала смертельно опасной для многих.

Тысячи людей погибли в период с 1917 по 1922 год. После смерти Ленина счет пошел на миллионы.

Заменив идею мировой революции на идею построения коммунизма в отдельно взятой стране, Сталин взял курс на интенсивную индустриализацию и принудительную коллективизацию сельского хозяйства. В стране установился тоталитарный режим, который после смерти Сталина сменился хрущевской оттепелью, а потом эпохой застоя.

Структура федеративного государства, каковым являлся Советский Союз согласно Конституции, была фасадом, скрывающим диктатуру Коммунистической партии.

Ни о какой власти рабочих и крестьян речи не было, все решения, и политические, и хозяйственные, принимало Политбюро. Диктатура пролетариата, о которой столько твердили революционеры, сменилась диктатурой партийно-бюрократического аппарата, зачастую коррумпированного и думающего больше о карьере, чем о благе трудящихся.

Печальные итоги

Несоответствие пути развития страны в реальности и замыслов ее создателей произошло не из-за структуры самого государства или провальной идеологии. Те, кто основал СССР, в образовании СССР видели первый крупный шаг к созданию великого государства.

Их идеи, в которые верили миллионы, не осуществились в полной мере из-за ошибок и перегибов конкретных людей в руководстве страны, неверного выбора приоритетов и методов управления.

Частично замыслы отцов-основателей реализовались. На 1/6 части планеты было построено социалистическое общество, пусть и далекое от идеала. К распаду страны привели ошибки в экономической политике, которую проводили престарелые руководители.

Можно много писать и говорить об ошибках, репрессиях, бюрократии, коррупции и тому подобных вещах. Но следует осознавать, что все они связаны с конкретными личностями, возглавлявшими СССР в тот или иной период.

Сама идея социалистического государства не была бесперспективной, что доказано 70-летним его существованием.

В 1922 году основан СССР. В каком страшном сне делегатам первого съезда Советов могло присниться, что инициатором его распада в будущем станет Генеральный секретарь ЦК КПСС?

Похожие статьи

Страны

Ливония — это какая страна? Современное название, расположение и территория

Страны

Пруссия — это какая страна сейчас? Современное название государства, границы и история

Страны

Первая государственная дума: начало работы и деятельность

Страны

НСДАП: расшифровка аббревиатуры в Германии

Страны

Страна Галия: расположение, история, какая страна сейчас

Страны

Османская империя: годы существования, границы государства, султаны


75 лет назад был основан Международный валютный фонд — РТ на русском

27 декабря 1945 года несколько десятков государств подписали соглашение о создании Международного валютного фонда. Организация была призвана выравнивать платёжные балансы стран и поддерживать порядок в международных экономических отношениях. Судьбу фонда предопределил тот факт, что к середине 1940-х экономика США опережала по ряду показателей разрушенные войной европейские страны. Когда в Москве поняли, что главным распорядителем фонда станет Вашингтон, СССР отказался участвовать в проекте. Российское присутствие в нём началось только после распада Советского Союза, а закончилось в середине 2000-х. Сегодня государств — членов МВФ 190, фонд обладает практически монопольными кредитными полномочиями, отмечают эксперты. Хотя МВФ играет и позитивную роль в мировой экономике, нередко сотрудничество с ним оборачивается ростом проблем для бедных стран, считают специалисты.

27 декабря 1945 года был основан Международный валютный фонд (МВФ). Соглашение о создании международной валютной организации подписали несколько десятков стран. Решение было принято по итогам конференции в Бреттон-Вудсе (США), состоявшейся в июле 1944-го.

Государства взяли на себя обязательства обеспечить конвертируемость валют, поддерживать стабильный обменный курс, отменить основные торговые ограничения и сбалансировать внешнеторговый бюджет. При этом власти Великобритании настояли на отсрочке для стран — участниц фонда всех мер на пять лет с момента окончания Второй мировой войны.

Принципы работы будущего фонда обсуждались как раз на Бреттон-Вудской международной конференции в июле 1944 года. Итогом этих переговоров стало создание не только МВФ, но и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для предоставления кредитов на послевоенное восстановление.

Разговоры о формировании подобной структуры велись ещё в 1920-е годы на Брюссельской и Генуэзской конференциях. Однако тогда эта идея не увенчалась успехом.

  • Открытие Бреттон-Вудской конференции, 1944 год
  • AFP
  • © US NATIONAL ARCHIVES / INTERNATIONAL MONETARY FUND

После Второй мировой войны инициативу по созданию мирового финансового регулятора взяли на себя США. Как отмечают эксперты, такому шагу способствовал тот факт, что за годы войны американская экономика заметно укрепилась и развилась.

Фонд последней надежды

В основу послевоенной валютной системы легла концепция американского экономиста Гарри Уайта, который представлял США в Бреттон-Вудсе.

В центре этого плана стояла идея создания международной валюты и стабилизации валютных курсов стран. Это, в свою очередь, означало устранение валютных рисков в международных финансовых и экономических отношениях.

Также по теме


«Надутая экономика»: почему мировой долг достиг рекордных $253 трлн

Мировой долг обновил исторический максимум и достиг $253 трлн, или 322% глобального ВВП. Уровень долговой нагрузки США составил 327%,…

Альтернативой плану Уайта стала концепция знаменитого британского экономиста Джона Кейнса. Кейнс предлагал создать такую систему, в рамках которой страны-кредиторы, имеющие положительный бюджетный баланс, вкладывали бы средства в развитие отстающих экономик. Поскольку, по его словам, существование стран с высоким внешним долгом и дефицитным бюджетом угрожает стабильности всей мировой экономической системы и несёт угрозу новых кризисов.

Кейнс предложил создать не только мировой банк, но и новую мировую валюту, которая имела бы хождение наряду с национальными валютами. Эта валюта — банкор — стала бы единицей расчёта между государствами. Каждая страна получила бы открытый овердрафт в международном банке. В соответствии с годовыми бюджетными показателями страны должны были бы девальвировать либо ревальвировать свои валюты, чтобы стимулировать вывоз или, напротив, ввоз капитала. Это позволило бы сохранять баланс в мировой экономике и не допускать масштабных кризисов.

Однако в итоге за основу МВФ был взят план Уайта, а не Кейнса, хотя часть британских предложений всё же была учтена.

Согласно принятому уставу, вес каждой страны в МВФ определяется количеством её голосов в организации, вступительным взносом и вкладом в мировую экономику. На основе этих параметров США получили 30% всех голосов в МВФ и МБРР.

Такой порядок распределения голосов не соответствовал интересам СССР, чья экономика на тот момент была подорвана Второй мировой войной. Поэтому, хотя Москва изначально подписала учредительные документы о создании МВФ и МБРР, в итоге Советский Союз отказался ратифицировать договор. Российское членство в МВФ началось лишь в 1992 году, после распада СССР.

  • Гарри Декстер Уайт
  • Gettyimages.ru
  • © Bettmann

На сегодняшний день в МВФ состоят 190 стран, над которыми фонд осуществляет надзор и даёт им рекомендации. Для каждой страны — участницы МВФ устанавливаются квоты, которые рассчитываются, исходя из средневзвешенного значения национального ВВП, международных резервов, экономической изменчивости и открытости. Квоты выражаются в специальных правах заимствования (международный резервный актив) и пересматриваются раз в пять лет. На сегодняшний день крупнейшая доля резервных активов принадлежит США.

Как заявлено на сайте организации, основная цель МВФ — стабильность международной валютной системы, которая позволяет странам совершать международные операции. Также после 2012 года мандат фонда включает вопросы макроэкономического и финансового секторов, связанные с глобальной стабильностью.

Как пояснила в беседе с RT профессор кафедры международных экономических отношений РУДН доктор экономических наук Инна Андронова, МВФ был создан для регулирования международных валютно-кредитных отношений.

«Основная задача фонда сегодня — помогать странам — членам МВФ, когда они испытывают серьёзные валютные затруднения, финансовый кризис, вызванный дефицитом платёжного баланса, когда расходы страны резко превышают её доходы, вследствие чего ей нечем расплачиваться с зарубежными кредиторами. Можно считать, что в таких ситуациях МВФ — последняя надежда», — отметила эксперт.

В свою очередь, доступ страны к кредитам фонда зависит от её готовности принять его условия.

Также по теме


Финансовая перестройка: как Бреттон-Вудская валютная система изменила мировую экономику

75 лет назад страны антигитлеровской коалиции утвердили создание Бреттон-Вудской валютной системы. Доллар США был твёрдо привязан к…

Комплекс мер, принятие которых требует от своих должников МВФ, сложился в конце 1980-х годов и получил название «Вашингтонский консенсус». Тогда рекомендации фонда носили универсальный характер и чаще всего включали ликвидацию бюджетного дефицита, урезание субсидий и других государственных расходов, а также приватизацию, либерализацию внешней торговли и дерегулирование.

В начале 2000-х годов этот документ был заменён на Монтеррейский консенсус. Однако многие из прежних рекомендаций сохранились и в новой директиве, отмечают эксперты.

«Вашингтонский консенсус состоял из десяти конкретных жёстких пунктов, которые страна-заёмщик должна была включать в свою программу экономической стабилизации. После кризиса в Юго-Восточной Азии в 1997—1998 годах МВФ заменил прежний документ на Монтеррейский консенсус, поскольку стало ясно, что один шаблон нельзя применять ко всем странам», — пояснила Инна Андронова.

Однако на практике Монтеррейский консенсус мало отличается от своего предшественника. Хотя в документе не прописаны прежние жёсткие пункты, они просто замаскированы более широкими формулировками, добавила эксперт.

Долговая яма

Россия стала сотрудничать с МВФ позднее, чем многие другие страны, — партнёрство началось лишь после распада СССР. Однако сегодня эксперты оценивают этот опыт негативно.

На протяжении 1990-х годов МВФ предоставил России кредитов на общую сумму в $22 млрд. Средства пошли на поддержку реформ и покрытие дефицита платёжного баланса.

При этом фонд выдвинул целый ряд требований, направленных на открытие российского рынка для иностранных производителей, а также на облегчение вывоза ресурсов и ценностей за рубеж.

В частности, фонд требовал ликвидировать экспортные пошлины на газ и нефть при повышении акцизов, отменить предтаможенную экспертизу вывозимых из страны товаров, понизить таможенные пошлины для импорта и снять ограничения на импорт алкоголя.

  • Митинг в рамках Всероссийской акции протеста профсоюзов «Нет — губительным экономическим реформам», 1998 год
  • © Wikimedia Commons

В начале 2000-х годов в России зазвучали призывы к сворачиванию сотрудничества с фондом. В 2005 году Россия досрочно погасила кредит МВФ — на тот момент задолженность составляла $3,3 млрд.

«Все учёные тогда знали, чем может закончиться для России выполнение требований МВФ, но российское руководство с 1991 года упорно пренебрегало этими оценками. Да, в краткосрочной перспективе сотрудничество с фондом неплохо влияло на экономику страны, МВФ помог навести порядок в финансовой системе. Но в долгосрочной перспективе его рекомендации были разрушительны», — подчеркнула Инна Андронова.

Но далеко не всем заёмщикам МВФ удаётся вырваться из кредитной кабалы. Напротив, чаще всего проблема задолженности только усугубляется, долги копятся, как снежный ком, отмечают эксперты. В такой ситуации транши фонда идут уже на погашение взятых ранее кредитов, а не на развитие национальной экономики.

Также по теме


Собственными силами: почему Турция не намерена полагаться на помощь МВФ

В 2018 году турецкая экономика столкнулась с серьёзным финансовым кризисом, а национальная валюта с января обесценилась на 40%. При…

Ярким примером такого должника стала Аргентина. В начале XX века страна была одним из самых богатых государств мира, но на протяжении последних десятилетий Буэнос-Айрес пережил уже не один дефолт. Плотное сотрудничество с МВФ до сих пор не помогло стране выбраться из череды кризисов.

В феврале 2020 года вице-президент Аргентины Кристина Киршнер заявила, что фонд не получит выплаты по выданным ранее кредитам, пока страна не выйдет из экономической рецессии. Однако уже в августе Буэнос-Айрес был вынужден пойти на переговоры с МВФ о предоставлении новой программы помощи.

По мнению экспертов, МВФ сыграл в судьбе Аргентины неоднозначную роль. Как отметил в комментарии RT профессор кафедры мировой и национальной экономики Всероссийской академии внешней торговли Александр Бельчук, в том, что Аргентина находится в непростом экономическом положении, есть и вина фонда.

«Несомненно, в этом есть вина МВФ, поскольку фонд сначала втягивает страну в долги, потом начинает ею командовать. Фактически государство, оказавшееся в большом долгу перед МВФ, попадает под его контроль. Как это и случилось с Аргентиной. Однако фонд играет и положительную роль для ряда стран. Например, он время от времени наводит порядок в международных расчётах и валютных отношениях государств», — считает эксперт.

Говоря об Аргентине, Инна Андронова напомнила о том, что первый мировой долговой кризис, охвативший страны Латинской Америки, произошёл в 1982 году.

«Многие государства, включая Аргентину, были вынуждены согласиться на условия МВФ, у них не было другого выхода. Но принятые тогда программы разрушили национальные экономики ряда стран», — отметила эксперт.

  • Gettyimages.ru

Ещё одним постоянным клиентом МВФ стала Украина. Сотрудничество страны с фондом началось в 1990-е. В 2010 году Киев заключил с МВФ соглашение на предоставление займа размером в $15 млрд. Однако фонд неохотно предоставлял финансовые транши, поскольку власти Украины не спешили выполнять его условия. В конце ноября 2013 года, получив отказ МВФ в предоставлении средств, Киев обратился за помощью к Москве. Россия пообещала предоставить соседней стране $15 млрд в качестве кредита. Однако договорённости разрушили «евромайдан» и государственный переворот на Украине.

На протяжении последних лет страна находится в серьёзной финансовой зависимости от траншей МВФ. Под давлением фонда власти Украины проводят непопулярные реформы и урезают социальную поддержку населения.

Двойственная роль

 

Хотя МВФ был создан для выравнивания платёжных дисбалансов и поддержания порядка в международных экономических отношениях, на практике фонд нередко втягивает страны в непосильные для них проекты, отмечают эксперты.

«Такая тактика часто приводит к росту задолженности страны перед фондом. И должник обязан в первую очередь выплачивать долги МВФ и только потом другим кредиторам. Опасность заключается в том, что, если страна нарушает правила фонда, другие структуры также отказывают ей в кредитах», — пояснил Александр Бельчук.

  • Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева
  • AFP
  • © NICHOLAS KAMM

При этом реальных альтернатив МВФ пока нет, другие финансовые организации не могут конкурировать с фондом.

«МВФ играет двойственную роль. С одной стороны, фонд всё же выполняет функции по поддержанию порядка в международных экономических отношениях и оказывает помощь странам. Но с другой — он в первую очередь отстаивает интересы США и других западных стран. Кроме того, временами своими действиями он вскрывает бедные страны для западной торговой экспансии», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и Инна Андронова.

«Фонд получил репутацию учреждения, которое разрушает экономики стран-заёмщиков, потому что он даёт кредиты только на определённых условиях. Однако бедные государства продолжают сотрудничать с МВФ, поскольку его кредиты дополняются кредитами развитых стран и Всемирного банка, ведь именно от оценок МВФ зависит, будут ли работать с тем или иным государством остальные кредиторы. Что касается других вариантов, то недавно был основан Новый банк развития БРИКС. Однако по объёму финансовых ресурсов он пока и близко не подошёл к МВФ. Поэтому альтернативы у МВФ пока нет», — подытожила эксперт.

СССР мертв, поскольку Россия, Украина и Белоруссия образуют новый союз

МОСКВА — Это была последняя империя.

Советский Союз — обширная территория, простирающаяся от Балтийского моря и Финляндии на западе, до Тихого океана почти до Аляски на востоке, до Каспийского моря и Ирана на юге и далеко за Полярным кругом на север — больше, чем страна.

Это действительно была последняя многоязычная империя на Земле, империя, не уступающая тем, которые были построены Британией, Францией и Испанией в прежние века.

Реклама

(Chicago Tribune, 9 декабря 1991 г.)

Воскресное решение России, Украины и Белоруссии создать содружество независимых народов положило конец этой империи. Но на самом деле он умирал последние полвека, с тех пор, как реформы президента Михаила Горбачева ослабили центральную власть, удерживавшую вместе такие разные страны, как Латвия и Узбекистан, Украина и Таджикистан.

Сверхдержава, ставшая противником Запада в холодной войне, представляла собой нацию, созданную — часто силой и запугиванием — на основе того, что было царской Россией.

Страна, известная как Союз Советских Социалистических Республик, родилась 30 декабря 1922 года с подписанием договора о создании конфедерации России, Украины, Белоруссии и кавказских республик Азербайджана, Армении и Грузии.

Созданная коммунистической системой, основанной на большевистской идее мировой революции, ядро ​​этой нации быстро расширилось, охватив республики Центральной Азии Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Туркмению и Киргизию во второй половине XIX в.20 с.

Несмотря на свои размеры, СССР на момент основания включал меньшую территорию, чем предшествовавшая ему царская империя династии Романовых.

В 1918 году недавно сформированный Совнарком Советского Союза создал вид вооруженных сил, получивший название «Красная Армия». В следующем году российский революционный лидер Владимир Ленин отпраздновал первую годовщину основания армии на Красной площади в Москве. В этом знаменитом образе, привезенном из России доктором В. А. Вовшиным, он произносит страстную речь перед военнослужащими Всевобуча, призывая их держаться вместе «во славу и безопасность России». (Беттманн // Getty Images)

Владимир Ленин, основатель Советского государства, предоставил независимость или потерял контроль над Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, польскими территориями империи, западными частями Украины и Белоруссии, а также Бессарабией на территории нынешней Молдавии.

В течение следующих двух десятилетий, в течение которых диктатор Иосиф Сталин безжалостно навязывал свое видение Союзу, страна вновь расширилась.

В годы Второй мировой войны Сталину удалось восстановить большую часть территории, утраченной большевиками, когда они впервые пришли к власти в результате русской революции.

Реклама

Слева направо российский лидер Иосиф Сталин, советский политик Николай Бухарин, нарком трудящихся Г.К. Орджоникидзе и нарком путей сообщения Ян Рудзутак, 21 ноября 1930 г. (AP)

По секретным соглашениям с нацистской Германией Сталин аннексировал три прибалтийских государства: Литву, Латвию и Эстонию. Благодаря кампаниям на Дальнем Востоке страна приобрела у Японии территории, которые и сегодня остаются предметом спора между двумя странами.

К концу Второй мировой войны Советский Союз подошел к концу своей экспансии, и начался период консолидации. Сначала при Сталине, а затем через череду советских лидеров Советский Союз был безжалостно централизован.

Сталин начал с коллективизации сельского хозяйства и чисток чиновников, в которых видел личную угрозу. Это продолжалось с неуклонным расширением центральной власти во всех аспектах советской жизни, начиная от распределения продуктов питания и предметов первой необходимости и заканчивая количеством жилой площади, которую по закону разрешалось иметь каждому человеку в его квартире.

Такие правила, как и во всех империях, были универсальными и советский диктат распространялся от Москвы до Ташкента, от Риги до Владивостока.

Русский язык стал лингва-франка новой империи, точно так же, как английский был владением Великобритании, а французский и испанский — территориями, которыми они управляли.

За десятилетия роста советской экономики после Второй мировой войны империя стала сильнее. Это было подкреплено достаточным количеством денег, чтобы распространить идею мировой революции по всему миру.

Реклама

Советское влияние и господство распространились за пределы и без того гигантских границ страны на Восточную Европу, большую часть Африки, Вьетнам и другие части Азии и, в конечном счете, на Латинскую Америку. Но со временем она начала рушиться под собственной тяжестью, как и другие империи до нее.

К концу 1970-х годов стали очевидны недостатки жесткой централизованной системы, которая диктовала часто нереалистичные экономические цели.

Пятилетние планы остались невыполненными. Посевы гнили на полях, потому что система не могла эффективно доставить их людям, которые в них нуждались. Заводы не были модернизированы, а физический завод страны пришел в упадок. Идеологические ограничения исключили Советский Союз из экономического прогресса, который объединил и развил Соединенные Штаты, Западную Европу и Японию.

Цена поддержания мировой революции перед лицом конкуренции со стороны бурно развивающейся капиталистической экономики стала непосильной. Поколение Советов выросло, цинично отвергая коммунистические идеалы, за которые боролись их бабушки и дедушки, и рухнул ценимый «интернационалистский» взгляд, который был оплотом советской империи.

К тому времени, когда к власти пришел Горбачев, вопрос стал вопросом ликвидации ущерба. Целью больше не было расширение империи, а скорее сохранение того, что от нее осталось.

11 марта 1985 года Михаил Горбачев (слева) был избран генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза на шесть лет. (AFP/Getty Images)

Идея Горбачева, о чем свидетельствуют его усилия с тех пор, как он был избран лидером Коммунистической партии в 1985 году, заключалась в том, чтобы достаточно реформировать Советский Союз, чтобы спасти его. Но как только этот процесс был начат, стало ясно, что система настолько прогнила, что чем глубже уходили реформы, тем очевиднее становилась неизбежность ее краха.

Реклама

Метафора, часто используемая в этой стране, страдающей от овощного голода, была гниющей капустой. Каждый отслоившийся слой показывал, что следующий лист был так же сильно испорчен, как и предыдущий.

Начавшись, политика либерализации Горбачева в конечном итоге привела к концу империи.

Именно Горбачев начал процесс демократизации и отмену драконовского контроля, который поддерживал целостность Советского Союза. Как только он открыл этот ящик Пандоры, закрыть его уже было невозможно.

Три прибалтийских государства, в числе последних присоединившихся к союзу территорий, официально вошли в его состав первыми.

Сначала провозгласив свою независимость перед лицом ожесточенной оппозиции Кремля, они в конце концов добились свободы после неудавшегося переворота в августе прошлого года.

После этого путча одна за другой 15 республик провозгласили свою независимость, но решающий удар по Советскому Союзу нанес подавляющее большинство голосов Украины за выход из Союза 1 декабря.

Реклама

Советские граждане наблюдают за солдатами почетного караула во время смены караула у Мавзолея Ленина на Красной площади, Москва, Россия, 11 декабря 1991 года. 8 декабря 1991 года руководители России, Украины и Белоруссии объявил СССР мертвым и объявил о создании Содружества Независимых Государств, союза, к которому две недели спустя присоединились восемь других советских республик. (Александр Земляниченко/AP)

Через неделю в охотничьем домике в белорусских лесах, недалеко от польской границы, руководители трех республик старой империи — России, Украины и Белоруссии — подписали смертный приговор последней империи.

Подпишитесь на новостную рассылку Vintage Chicago Tribune , чтобы узнать больше фотографий и историй из прошлого города и архивов Tribune.

Беларусь в составе Советского Союза

Путь Беларуси в составе Советского Союза начался с Февральской революции 1917 года, с отречения царя и демократических реформ в распадающейся Российской империи. Поражение Центральных держав в Первой мировой войне и Ноябрьская революция 1918 декабря в Германии разрешили правительству Ленина расторгнуть Брест-Литовский мирный договор. Когда вся территория Беларуси была освобождена от немецкой оккупации, белорусская государственность начала восстанавливаться. Белорусский народ стремился к независимости. Большевики не могли этого допустить, стремясь сохранить как можно больше территории бывшей Российской империи. Но существование самопровозглашенной Белорусской Народной Республики (БНР) и просьбы некоторых политических партий и организаций помогли ЦК КПБ принять решение о создании Белорусской Советской Социалистической Республики 24 декабря 19 года.18. Но Советского Союза еще не было, только 29 декабря 1922 г. образовались Российская Советская Социалистическая Федеративная Республика (РСФСР), Украинская Советская Социалистическая Республика (СССР), Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) и Закавказская Советская Социалистическая Федеративная Республика подписать договор о создании Союза Советских Социалистических Республик со столицей в Москве. Советский Союз представлял собой конфедерацию государств с единым правительством и едиными исполнительными и правовыми органами власти, которые приводили свои законодательные и правовые системы в соответствие с социалистической теорией общества. По советской конституции союзные республики считались суверенными государствами; формально каждой союзной республике разрешалось выйти из Союза. Союзная республика имела право общаться с другими государствами и участвовать в деятельности различных международных организаций.

После образования Союза территория БССР была расширена и к стране были присоединены несколько уездов на севере. В 1924 году было введено новое территориальное деление, страна была разделена на 10 округов (крупнейшая административная единица), 100 районов и 1202 муниципалитета (русский язык: Сельский Совет). Были созданы отдельные общины для национальных меньшинств, таких как евреи, поляки и украинцы.

В 1920-х годах по аналогии с остальной частью Советского Союза сложилась однопартийная система. Оппозиционные партии и организации постепенно подавлялись и ликвидировались. Коммунистическая партия стала центральной властью в государстве.

Экономика Беларуси пережила большой кризис после Первой мировой и гражданской войн. Чтобы преодолеть кризис и оживить экономику, реформы Новой экономической политики (НЭП), разработанные и осуществленные Лениным и Львом Троцким, должны были дать толчок всему Советскому Союзу. Что нового было в этой политике? Ленин ввел процессы рыночной экономики в управляемую государством экономику. Это дало фермерам право распоряжаться частью своей продукции самостоятельно. С этого момента они должны были платить только так называемый натуральный налог, а остальное им разрешалось свободно продавать. Кооперативная система развивалась очень быстро. Фермеры объединялись в кооперативы, чтобы повысить производительность труда и, следовательно, прибыль. Таким образом, сельское хозяйство БССР восстанавливалось до 1927.

Телята в колхозе | Фото: Бенни Райтер

Новая экономическая политика также предоставила возможности для развития частной торговли. В период с 1922 по 1923 год, например, около 90% торговых предприятий принадлежало частным предпринимателям. Они генерируют более 85% добавленной стоимости страны. НЭП затронул и промышленный сектор. Для крупных национализированных производств была введена новая система управления и администрирования. Высший совет народного хозяйства и его представители на местах являлись наблюдательными органами, но оставляли компаниям пространство для маневра в принятии решений. Это положительно сказалось на настроении компаний, сотрудников и потребителей.

Особенностью белорусской экономики было то, что в этот период особенно быстро развивались малые частные предприятия. Кроме того, в республике были созданы новые производства и крупные предприятия, что положительно сказалось на мелких ремесленных предприятиях. В 1925 году впервые был превышен довоенный уровень производства.

Восстановление народного хозяйства было обусловлено не только эффективностью НЭПа, но и активным участием населения и его волей к восстановлению. НЭП отчасти противоречил социалистическому общественному строю. Она носила интервенционистский характер и осуществлялась без перестройки политической системы и без действительно необходимых правовых реформ. Политика относится не к объективным экономическим законам, а к общественным потребностям и волюнтаризму. Это был вспомогательный механизм для забот времени и отсутствия после войны и был решающим фактором для укрепления власти коммунистов. Однако присущие ему системные недостатки в конечном итоге привели к проблемам. С 1926 г. повысились налоги, и мелкая промышленность и торговля постепенно вытеснялись с рынка. Новая экономическая политика, которая вначале вызвала подъем промышленности, торговли и сельского хозяйства, потерпела неудачу.

1927 год в Беларуси ознаменовался кризисом снабжения, особенно хлеба. Советское правительство видело решение проблемы в коллективизации сельского хозяйства, т. е. в объединении частных хозяйств в государственную систему коллективных хозяйств (сельскохозяйственных производственных кооперативов). Этот процесс коллективизации проходил под большим давлением. Сопротивлявшихся крестьян жестоко наказывали, угрожали тюрьмой или высылкой в ​​исправительные лагеря. Несмотря на активное сопротивление крестьян, коллективизация в БССР была завершена к началу 1930 с. В то время 87,5% всех хозяйств были организованы в колхозы. Обмен продукцией, однако, был разочаровывающим. Коллективизация лишила крестьян права на собственные средства производства и предписала результаты их труда. Для этого в колхозах существовала централизованная система планирования и управления.

В сегодняшнем белорусском колхозе | Фото: Бенни Райтер

Работники колхозов не имели паспортов и де-юре были привязаны к месту работы, колхозу. Это полностью ограничивало их свободу передвижения по стране.

Социально-экономические результаты экономической реконструкции 1920-1930-х гг. были весьма противоречивы. С одной стороны, экономическое развитие Советского Союза дало огромный толчок развитию, и страна вышла на международный уровень. С другой стороны, социалистическое строительство экономики и общества привело к высоким материальным и человеческим потерям. Постепенно были упразднены почти все формы собственности и государство стало монополистом.

Следует отметить, что, несмотря на свою ориентацию на Москву, БССР консолидировала белорусский народ, а Минск стал центром возрождения белорусского национального государства. Сталинское правительство внимательно наблюдало, контролировало и контролировало общественно-политические процессы в республике. С этой целью многие московские партийные кадры были поставлены на важные руководящие должности. Лучшим примером этого была должность председателя ЦК КПСС и главы Комитета государственной безопасности.

Национальная политика Советского Союза нашла отражение и в Беларуси. Так называемая «политика национального возрождения» продолжалась и при образовании БССР в 1920 г. С 1921 г. все государственное делопроизводство было переведено на белорусский язык. Существенный вклад внес Минский Белорусский государственный университет (сегодня – крупнейший вуз страны), открытый в 1921 году. До 1928 г. белорусским языком владело 80% служащих центральных государственных учреждений. Политика национального возрождения увенчалась успехом и получила широкую поддержку белорусского народа. Построение и развитие языка способствовало формированию чувства принадлежности к нации

Однако с начала 1930-х годов проводилась противоположная политика. Центральная советская администрация стремилась уничтожить все, что связано с белорусской нацией. В то время был распространен миф о широкой сети контрреволюционных националистических организаций. По данным ОГПУ (Единого государственного политического управления), были пронизаны все области народного хозяйства, научные учреждения и вузы БССР. Это дало повод пресечь возрождение белорусской национальной идентичности в зародыше.

11 апреля 1927 г. была принята конституция БССР, в которой Белорусская Советская Социалистическая Республика объявлялась социалистическим государством диктатуры пролетариата. По конституции БССР добровольно вошла в состав Советского Союза.

Через 10 лет была принята новая конституция БССР, так как сам Союз Советских Социалистических Республик (СССР) принял новую конституцию в 1939 году. Конституция СССР требовала полного соответствия Конституции БССР. Законы СССР в полной мере действовали на территории БССР, так как каждый гражданин БССР был также гражданином СССР. По Конституции это был формально добровольный союз БССР с СССР, хотя суверенитет республики был существенно ограничен. Таким образом, все важные вопросы государственной жизни относились к компетенции СССР. Хозяйственная жизнь республики развивалась и координировалась по планам СССР.

Куропаты. Место массового захоронения Сталина | Фото: Бенни Райтер

Многие конституционные законы носили характер деклараций, но часто не соответствовали действительности (например, в отношении свободы слова, свободы печати и свободы собраний).

Советская экономика была направлена ​​на развитие тяжелой промышленности и строительство крупных машин и промышленных предприятий. Это повлекло за собой коренную трансформацию всей экономики. В БССР, как и во всем Советском Союзе, этот процесс проходил под лозунгом социалистической индустриализации. Превращение в индустриальное общество в Беларуси было относительно быстрым и заняло от десяти до пятнадцати лет. Эта индустриализация в мгновение ока потребовала немалых финансовых ресурсов, которые государство взяло у народа. Было продано много предметов национальной культуры и ценностей, особенно церковного назначения. Рабочий класс получал меньше, а крестьянство облагалось высокими налогами.

В БССР в межвоенный период развивались топливная, деревообрабатывающая, бумажная, текстильная, обувная и пищевая промышленность. Тяжелая промышленность в то время была слабо развита.

Хозяйственная деятельность была предусмотрена Коммунистической партией в так называемых пятилетних планах. Этим планам нужно было строго следовать. Были социалистические соревнования так называемого стахановского движения. По великому подвигу Стаханова (перевыполнение дневного плана на 1,457%) рабочие всего Советского Союза должны были прилагать больше усилий для повышения производительности своего труда, на это была надежда.

23 августа 1939 года Гитлер и Сталин заключили германо-советский пакт о ненападении, секретный Дополнительный протокол которого предусматривал разделение зон влияния Советского Союза и нацистской Германии. После нападения Германии на Польшу Красная Армия вошла в западную Беларусь. Эта территория была присоединена и включена в состав Белорусской ССР. Несмотря на пакт о ненападении, Третий рейх вступил в войну против Советского Союза 22 июня 1941 года. Подробнее на эту тему вы можете прочитать здесь.

Во время последующей немецкой оккупации белорусскому народу был нанесен огромный ущерб во всех сферах его жизни. После поражения нацистской Германии и ее союзников во Второй мировой войне начался новый период в историческом развитии белорусского общества. Его главной характеристикой было духовное воскресение. Но радость, сопровождавшая победу над врагом, была омрачена огромными человеческими потерями. По сравнению со всеми другими странами, участвовавшими в войне, Беларусь понесла самые большие потери: погибло около трех миллионов человек, или каждый третий житель.

Площадь Победы в Минске | Фото: Анна Ковалёва

В послевоенное время сельское хозяйство лежало в руинах, другие советские республики снабжали Беларусь скотом, зерном и сельскохозяйственной техникой. Потребовались большие усилия для преодоления послевоенного ущерба. Многие города, такие как Минск, были восстановлены с нуля.

В послевоенное время много сил и средств было вложено в реконструкцию тяжелой промышленности. В Белорусской ССР особенно бурными темпами развивались машиностроение и электроэнергетика. К 1950 года экономика вернулась к довоенному уровню почти во всех областях. В последующие десятилетия Беларусь превратилась в самую прогрессивную из советских республик. Это был важный центр технического прогресса, здесь располагались стратегически важные крупные предприятия, в том числе здесь производились первые советские микросхемы. Превосходный уровень технического образования сохраняется и по сей день.

В знак сочувствия тяжелым потерям страны во время немецкой оккупации во Второй мировой войне БССР была принята в ООН в качестве члена-учредителя наряду с Украинской ССР и СССР. У него был свой голос на Пленуме, но он всегда отдавался в блоке СССР.

Белорусская ССР пережила ту же политическую историю, что и весь Советский Союз.