Пасха в славянской традиции: пасхальные блюда, песни, танцы, игры, хороводы, обычаи.

пасхальные блюда, песни, танцы, игры, хороводы, обычаи.

Пасха, или Светлое Христово Воскресение, — главный православный праздник. На Руси и этот день, и всю последующую неделю проводили весело: готовили пасхальные традиционные блюда — куличи, творожные пасхи, — красили яйца, водили хороводы, качались на качелях, обходили дома с поздравлениями.

Вспоминаем, как отмечали Пасху в старину.

Игры

Агнесса Линдеман. Катанье пасхальных яиц (фрагмент). Открытка. 1905. Ярославский художественный музей, Ярославль

Встреча Светлого Христова Воскресения включала не только торжественное богослужение в храме, но и народные гулянья. После многодневного поста и отказа от развлечений празднование проходило широко — с хороводами, играми, песнями. Пасху на Руси отмечали от 3 до 7 дней, а в некоторых регионах — и до Троицы (празднуется через 50 дней после Пасхи).

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». В каждом регионе образовались свои правила игры. Например, в Псковской области игрок скатывал крашеное яйцо по наклонной деревянной дощечке или некрутой горке и пытался сбить им другие яйца, стоящие внизу. Если участник добивался цели, то брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий, а неудачно скатившееся яйцо оставалось. Часто использовали деревянные искусно расписанные яйца, иногда специально для этого развлечения изготавливали целые наборы таких яиц. В «каталочки» до сих пор играют в некоторых регионах.

Также на Пасху ставили карусели и большие качели, в Псковской области их называли «зыбки». Считалось, что от качания на них зависит будущий урожай. Именно поэтому качались чаще всего с Пасхи до Троицы, как раз во время активного роста пшеницы. Также существовало поверье, что качели помогают быстрее найти мужа или жену. В русских селах Удмуртской Республики это убеждение сохранилось в пасхальных песнях и частушках, которые пели во время качания: «Красное яичко! / Скажи жениха. / Не скажешь ты его — / Закачаем тебя», «На горе стоят качели, / Пойду покачаюся. / Нынче лето отгуляю, / Зимой повенчаюся», «Закачаем, залучаем, / За себя взамуж возму».

Качельная песня «Красное яичушко» в исполнении Д.П. Дубовцевой и Е.М. Барминой из города Ижевска Удмуртской Республики

Среди популярных была забава, известная под названием «в орла», «в орлянку». В нее чаще всего в играли на деньги. Самый простой способ игры: один из участников подбрасывал монету, а когда она падала на землю, вто­рой должен был не глядя отгадать, какой стороной она упала кверху. Аверс (орел) всегда означал выигрыш, реверс (решка) — проигрыш. Поэтому игра и получила свое название — «в орла». В некоторых селах она сохранилась и до сегодняшнего дня, например в селе Кадышево Ульяновской области.


Песни

Филипп Малявин. Деревенский танец (фрагмент). 1920. Частное собрание

До революции пасхальные песни передавались из поколения в поколение. С приходом советской власти в семьях эта традиция почти исчезла, однако фольклорные ансамбли при клубах часто знали и пели их.

Главное пасхальное песнопение — тропарь «Христос воскресе из мертвых» — исполняли во время церковной службы. Но в некоторых деревнях он звучал не только в храме. Например, в Смоленской области исполняли свою, народную версию тропаря. Называлось это «кричать Христа». Женщины, которые пели его, голоса не жалели. «Христа кричали» в любой обстановке — за работой, на улице, во время гуляний и праздничных застолий.

В некоторых регионах к каноническому тексту тропаря добавляли и слова от себя. Бога просили о главном: здоровье, достатке, хорошем урожае. Такие песни пели в Бежецком районе Тверской области. Здесь же долгое время сохранялась традиция на Пасху обходить деревню с иконой Богоматери — сельчане верили, что так защищали себя от всяческих бед.

В Псковской области девушки и женщины пели песни в первый же день Пасхи, а в казачьем хуторе Яминский Волгоградской области широкие гулянья начинались позже — в первое воскресенье после Пасхи (Красную горку), а заканчивались на Троицу. Отмечать здесь начинали, как правило, после обеда. Казаки собирались вместе на двух противоположных сторонах хутора, накрывали столы и пели песни — «люлейки» — так их называли из-за припева «ой, люли, люли». Затем двигались в центр хутора и накрывали общий стол на улице.


Танцы и хороводы

Надежда Никулина. Хоровод (фрагмент). 1964. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Ирбит, Свердловская область

С окончанием Великого поста снимался и запрет на танцы. Неотъемлемой частью пасхального гулянья были хороводы, которые водили под особые песни. В деревне Стропицы Курской области водили танки́ — особые хороводы двух видов: круговые и продольные. Круговые были похожи на театральное представление. Танцоры пели сюжетные песни и играли в них разные роли. Продольные танки́ действовали по принципу ручейка. Эти танцы исполняли только один раз в году, на Красную горку.

Карагодная песня «Бросай, нянюшка, работу работать» в исполнении фольклорного ансамбля «Крестьянка» из села Русская Тростянка Острогожского района Воронежской области

В Брянской области хороводы назывались карагодами. В первые два дня празднования Пасхи они были особенными: в них участвовали мужчины, которые перевоплощались в старцев. Для этого они надевали старую одежду, разлохмачивали волосы, мазали грязью лица. «Старцы» становились внутрь карагода и танцевали, а девушки и женщины «ходили под песню» вокруг них. Сегодня карагоды можно увидеть на сельских и школьных праздниках — хороводная традиция передается новому поколению.

Во время пасхальных гуляний в селах Белгородской области исполняли танец с пересеком. Его основу составлял все тот же хоровод, но его дополнял пересек — пляска, в которой несколько людей выбивали каблуками два или три разных ритма, как бы пересекая друг друга. В настоящее время этот танец исполняют фольклорные коллективы на сельских праздниках и гуляньях.


Пасхальный стол

Михаил Гардобей (Гардубей). Пасхальный день (фрагмент). 1997. Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень

Утренняя трапеза после строгого Великого поста была важным моментом празднования Пасхи. В обычные дни люди ели ржаной хлеб, овощи, крупы, а к празднику обязательно пекли сладкие куличи из белой муки, готовили творожные пасхи и красили яйца. Эти блюда освящали в храме во время службы и приносили домой.

Считалось, что освящённые в храме яйца обладали особыми чудодейственными и целительными свойствами. Во время трапезы отец семейства очищал первое яйцо, разрезал его и раздавал по кусочку каждому домочадцу. Всю пасхальную неделю яйца дарили родственникам, соседям и знакомым, угощали гостей, раздавали нищим.

В основном праздничный стол мало чем отличался от региона к региону. На него ставили куличи, пасху, яйца, пироги, мясные блюда. Но в некоторых местах пасхальная еда была очень необычной. Например, в Татарстане у кукморских удмуртов главным блюдом считалась гусиная каша. Кроме нее женщины готовили с утра пресные лепешки, омлет, запеченный в печи и небольшие шарики из крутого сдобного теста, поджаренные на сковороде, а затем смазанные маслом.

Различия в праздновании Пасхи в этом регионе объясняются тем, что христианский праздник совпадает по времени с местным — Акашко́й. Он символизирует начало весны и земледельческого года. Согласно обряду Акашка члены семьи читают молитвы перед едой, поют особые застольные песни, ходят в гости к родственникам по отцовской линии, символически засевают поле. Сегодня этот праздник отмечают не неделю, как раньше, а один-два дня.


Традиции пасхальной недели

Борис Кустодиев. Встреча. Пасхальный день (фрагмент). 1917. Частное собрание

Целую неделю после Пасхи во многих деревнях люди обходили дворы и поздравляли хозяев с праздником. Волочёбники, так называли тех, кто ходил по домам, пели специальные волочёбные песни. Считалось, что такой визит приносит хозяевам удачу и процветание, и за него было принято благодарить чем-то съестным или деньгами. В Псковской области хозяева одаривали волочёбников крашеными яйцами, домашней колбасой, салом, пирогами, маслом, сыром, мёдом. В одних селах «волочились» только женщины, в других — только мужчины, а в некоторых были целые пасхальные артели волочёбников.

Волочёбная песня «Волочилися волочёбнички» в исполнении У. В. и Е.В. Поздняковых из деревни Борисково Невельского района Псковской области

В Костромской области в первое воскресенье после Пасхи обходили дворы молодоженов. Этот обряд назывался «Вьюнец». Утром дети окликали новоиспеченных супругов под окнами и пели песню «Молодая молодица». Юноши и девушки приходили окликать молодоженов в середине дня, а взрослые — после обеда. Обходчики-вьюнишники сначала пели на крыльце, затем их приглашали в дом и угощали за столом.

У кукморских удмуртов также существовал обычай, напоминавший традиционные русские обходные обряды. Молодые девушки и парни верхом на празднично украшенных конях заезжали в каждый двор и пели хозяевам закличку «Урай!», вызывая их на улицу. Позже все садились за сто, и гостей угощали праздничной едой.

ПАСХА — древний славянский праздник — Пантелеймоновка

  32974

ПАСХА — это древнейший ведический праздник предков Славян. Называется он «ПАСХЕТ», что означает от заглавных букв — «Путь АСами Ходяше Есть Твердо сотворени» или на современном языке «Исход Ариев по горам (Урала)», и ознаменовывает спасение РОДа людского после великой катастрофы (потопа).

ПАСХА связана с «Воскрешением Господнем» только лишь по Библейским событиям! ПАСХА и Воскрешение Господне — это не одно и то же, это разные даты! Всё дело в том, что ПАСХА праздновалась всем РОДом человеческим  ещё до ритуального убийства Иисуса Христа. Его казнили именно на этот праздник, принеся в жертву богу Иегове.

В Библии  легко найти несколько описаний событий связанных с Христом перед казней:

На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. <…> Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.

 

Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.

Подобные утверждения что Иисуса казнили на праздник ПАСХЕТ можно прочитать и в евангелии от Марка (Мк. 15:6-15),  а это означает, что ПАСХА существовала до Воскрешения Господня и не является одним и тем же событием!

Спутники Земли: Луна, Леля и Фата

Теперь, когда мы выяснили что до казни Иисуса Христа существовал праздник ПАСХЕТ, мы восстановим в нашей памяти что  означал этот праздник и с чем связан.

У РОДноверов есть свои собрания писаний которые называются ВЕДЫ. Из ВЕД известно, что у Земли было три спутника: Луна, Леля и Фатта. В результате войны с кощеями, спутник Фата столкнулся с Лелей, отсюда происходит термин — «ФАТАльный случай». Уничтоженный спутник Леля упала на Землю огненным дождем. Из-за падения обломков сдвинулись магнитные полюса Земли и произошло смещение оси вращения. Земля начала колебаться как маятник. Из-за чего начался Великий потоп. На сушу обрушились гигантских размеров цунами, которые несколько раз обогнули Землю, произошла сдвижка тектонических платформ.

На месте современного полюса был материк наших предков Даария

Из-за изменения океанических течений, современный северный полюс стал замерзать. Климат изменился, в этих местах жизнь людей стала невозможной. Растительность и животный мир стали погибать. Со временем, под тяжестью ледяного покрова Даария погрузилась ниже уровня океана.

Арии покидают города в Даарии и переселяются в Рассению

Вся планета была затоплена, города были занесены глиной и были погребены. Многие из РОДов арийских успели спастись и перейти по каменному перешейку (Ерипейским или сейчас Уральским горам) на континент, называемый Асия или сейчас Азия. Исход длился 15 лет. Был основан великий город Асгард Ирийский (нынешний Омск), и когда сошли воды началось великое расселение Ариев по всей Земле.

Путь исхода наших предков из погибающей Даарии по Уральским горам в Рассению

ИТАК: Как гласят Веды, великий праздник ПАСХЕТ, празднуется в честь завершения 15-ти летнего исхода Славяно-Арийских Родов из Даарии, прародины наших предков в новые земли — Рассению и Беловодье (Современная Россия). Причина этого исхода вселенская катастрофа планетарного масштаба, вызванная столкновением спутников Земли (Мидгард). С тех пор на ПАСХЕТ принято красить яйца и при встрече бить их друг о друга, как символ столкновения лун Лели и Фаты. А кулич покрывают бисквитом который символизирует ледяные шапки на нашей планете которые образовались после катастрофы.

Кулич с яйцами это планета со спутниками

Этот обычай сохранился только в русском мире, другие люди давно потеряли смысл этого праздника и не знают его происхождения! На западе вообще сошли сума и яйца у них откладывает кролик! У нас в последнее время, с  каждым последующим поколением, народ всё больше забывает свою многотысячную историю,  наши праздники заменяют иноземными, меняют смысл их значения. Особенно в последнее время, пытаются омрачить славянскую Пасху и приписывают ей совсем чуждые Славянам атрибуты — а именно поклонения фалосу, как будто ПАСХА обозначает детородные органы и плодовитость!  Славяне никогда не делали акцент на процессе размножения — это всегда было сугубо семейным таинством! От поклонения извращениям пострадали иудейские Садом  и  Гомора, как раз те, кто сейчас пытается навязать нам своё мировоззрение! Помните об этом!
Теперь, многие из Вас кто прочел это, поймут истинное значение праздника ПАСХЕТ, и станут ближе к корням и знаниям наших предков!

ВАСИЛИЙ КОЛѦДА

яиц в славянских традициях и мифологии и происхождение пасхальных яиц — Славянская суббота

Еще одна неделя отличной работы над Книгой 1 моей серии славянских фэнтези, и я могу сказать по моему следующему сообщению, что первый черновик будет (надеюсь) будет Выполнено. Между тем, мои славянские субботние посты продолжаются с опозданием на день с тех пор, как я провел субботу в роли пасхального кролика. Однако это заставило меня задуматься о происхождении охоты за пасхальными яйцами. И я был очень взволнован, когда обнаружил, что они происходят из славянских языческих традиций, и я подумал, что было бы забавно поделиться тем, что я нашел со всеми вами.

(Обновлено за июнь 2021 г.) Примечание. Если вам нравится славянская мифология, ознакомьтесь с Кинжалом на ветру , первой книгой из моей славянской фэнтезийной серии «Хроники изморози». Вы также можете подписаться на мой ежемесячный информационный бюллетень, чтобы узнавать об обновлениях и бесплатных новеллах (таких как приквел The Rider in the Night ), действие которых происходит в мире сериала.

Я в образе пасхального кролика, раздаю яйца

*Как всегда, короткое предупреждение. Славянская мифология широка и не записана во многих первоисточниках, поэтому существует множество интерпретаций. Интерпретации, которые я использую здесь, взяты из источников, которые я считаю надежными, а также некоторой творческой свободой для моей серии книг.

Как и многие языческие традиции (например, германское языческое дерево, ставшее рождественской елкой), славянская традиция красить яйца и охотиться за этими яйцами была поглощена христианством и привязана к близлежащим праздникам. Для древних славян яйцо символизировало новую жизнь, весну и победу жизни над смертью. Вот почему окраска и нахождение яиц, называемые по-польски писанками, были частью весенних праздников, таких как Topienie Marzanny, которые праздновали конец зимы и приход весны. На яйцах рисовали рисунки и цвета, изображающие весенних божеств или других духов. Зима в большей части Восточной Европы суровая и холодная, поэтому весна была (и остается) радостным временем, когда холод заканчивается. Эти темы, тем не менее, также показывают, почему это было так легко связано с Пасхой с воскресением Иисуса.

Польские Писанки

В конце концов, нам не хватает каких-либо серьезных подробностей о языческих ритуалах вокруг яйца во время этих праздников, что (исходя из христианства) является позором. Средневековые христиане не записывали языческие традиции, а то, что строили или писали славяне, обычно сжигали или бросали в реку. Славянских богов просто переименовали в святых, а праздники заменили христианскими, так что все, что мы знаем, это из словесных преданий или вещей, написанных римлянами или христианскими миссионерами, считавшими славян в то время варварами.

Несмотря на все это, мы знаем, что яйца были важным символом в славянской мифологии и традициях. В одной из многих спорных историй о сотворении мира в славянском язычестве Сварог (или другое божество, такое как Род) создал мир из золотого яйца, начав со своей жены Лады, а затем перейдя к мировому древу царств боги (Prawia), живые (Jawia) и мертвые (Nawia). Миф плохо документирован, но появляется в некоторых, особенно в русском фольклоре, еще раз показывая значение яйца.

Другой популярный фольклорный персонаж по имени Кощей Бессмертный (Kościej Niesmiertelny на польском языке) также черпает из значения яйца чудовищным, но странно глупым образом. Я расскажу о нем больше в другом посте, но это зловещая фигура, которую невозможно убить, потому что его душа была вложена в различные предметы (обычно в яйцо). Например, это было внутри иглы, которая была в яйце, которая была в утке, которая убегала, когда кто-то пытался ее поймать.

Итак, когда вы красите пасхальные яйца и находите их вместе с семьей в эти выходные, вы являетесь частью традиции, которая длится тысячи лет. Будь то христианская или языческая традиция, это забавная часть весеннего сезона, а в такой тяжелый год, как этот, это крайне необходимо.

Вот и все на славянскую субботу этой недели. Обязательно следите за новыми сообщениями на следующей неделе, и если вы не видели полную серию сообщений, обязательно ознакомьтесь с ними.

Пасхальные купания: славянские пасхальные традиции, которые помогут вам оставаться здоровыми в течение всего года

Культивированный отчет, культура, информационная ценность, духовность, рассказывание историй, хорошее самочувствие

Опубликовано 17 апреля 2022 г.

Оставить комментарий

, написанный Cultivated Gazette

Что бы вы сказали, если бы я сказал вам, что славяне празднуют Пасху плетьми и водяными боями? Я знаю, что вы думаете. Порка? Купание? Позвольте мне объяснить. Как и многие католические праздники, Пасха представляет собой смесь христианских и языческих традиций. Язычники отмечали праздник весны, и какой это был праздник! Они прыгали через костры, танцевали, вешали яйца на ветки и находили время для любви. Воскрешение Криса было далеко от их мыслей.

В то время как Страстная пятница и Пасхальное воскресенье говорят о Пасхе в большинстве стран мира, в Словакии, Чехии, Польше, Венгрии и других странах празднование продолжается в понедельник. Понедельник после пасхального воскресенья является национальным праздником в этих странах, и он предназначен исключительно для приема пищи и общения. Вот где все становится немного странно. Именно в этот день женщины и девушки готовятся к компании, которая приходит их хлестать, и либо нежно обрызгивают их водой, либо прямо обливают ее ведрами. Если вы живете рядом с рекой, не исключено, что вы окунетесь в воду. Пасхальный кнут делается из веток ивы или других гибких веточек. Его искусно сплетают в длинный кнут, который девушки украшают лентами. Это символ плодородия, и тот, кто порет, произносит стишок. Конечно, некоторые традиции везде одинаковы: дома и столы гордо украшены кустарными яйцами, голодным посетителям найдется угощение, а для сладкоежек есть кулич пасхальный барашек. В то время как большинство посетителей включают членов семьи, соседей и одноклассников, незнакомец (или группа из них) также может попытаться навестить вас. Впускать их или нет, решать вам. Раньше к этим обычаям относились очень серьезно, но будьте уверены, дни, когда чужеземцы приходили хлестать вас и бросать в реку, прошли. В современной Словакии обычай праздника порки требует согласия и знания ваших посетителей. Обычный визит состоит из уважительного обмена мнениями или веселого водного боя на заднем дворе. Любые агрессивные засады не приемлются новыми поколениями словаков. Перед тем, как компания уходит, вы кормите их, дарите им самое красивое украшенное яйцо и повязываете ленточку на их хлыст. Рюмки водки — еще один распространенный способ отблагодарить посетителей. К настоящему времени вы, возможно, думаете: что и почему?

Для язычников Пасха — это день, который символизирует возрождение, плодородие и встречу весны с заботой о здоровье. Глядя на славянские традиции, нельзя не думать об этих ритуалах как о чем-то, что могли совершать поклоняющиеся природе кельты и язычники. Именно эти традиции делают Словакию и Чехию особенными.

Когда я был ребенком и рос в Словакии, Пасха одновременно волновала и пугала меня. Я любила наряжаться и плела особый головной убор в виде цветка, но обязательно надевала брюки под юбку. Оглядываясь назад, я нахожу обычай порки интересным, но, безусловно, проблематичным. Моя семья продолжает традицию даже в Нью-Йорке, и это всегда цивилизованно, весело и даже омолаживающе. Многие женщины приветствуют посетителей во имя красоты, плодородия и крепкого здоровья.