Содержание
Поединок Пересвета с Челубеем — Независимая Окружная Газета
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина Михаила Авилова
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина советского художника Михаила Авилова. Публика впервые увидела её в 1943 году. На полотне изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. Эта картина стала классикой батально-исторического жанра в русской живописи.
Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Идея сюжета у художника появилась задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался не удовлетворён своей работой.
На момент начала Великой Отечественной войны Михаилу Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат. Конечно, его развернули, указав на то, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего таланта.
Осенью 1942 года из эвакуации художник приехал в Москву, родной Ленинград был ещё скован кольцом блокады. В столице ему выделили просторную мастерскую, и в декабре он приступил к напряженной работе над ставшей впоследствии широко известной картиной. Над созданием полотна он трудился с огромным вдохновением и тщательностью. Чтобы сделать изображение исторически достоверным, Авилов истратил немало бумаги на эскизы и зарисовки оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее. Знаменитое монументальное полотно он писал шесть месяцев.
Битва поединщиков
По сложившимся ещё в древности законам, битва сильнейших воинов перед боем назначалась только при возникновении сложной или неопределённой ситуации. Древние легенды указывают, что сражение двух воинов в поле зрения противников могло заменить молномасштабное сражение войск. Проигравшая сторона отступала. Возможно, это лишь легенда и в реальности битва начиналась независимо от исхода схватки. Но в любом случае она имела очень важное психологическое значение для бойцов.
Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для развития событий.
Как же сложилась ситуация в соотношении противоборствующих сил перед Куликовским сражением? Оказывается, русское и татарское войска были примерно равными по силе, имели почти одинаковое количество воинов. Это было известно обоим армиям и не вызывало у них желания атаковать первыми, рискуя быстро потерять значительную часть своего войска. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения. Они ждали войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами. Для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок.
Мурза Челубей
От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы. В верховых сражениях он использовал копьё на метр длиннее обычного, что позволяло убивать противника ещё до столкновения. Источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком и ранее он уже более 300 раз побеждал соперников в поединках на копьях. Люди Мамая наняли его специально для подобных поединков.
Челубей (в некоторых источниках Чалабай, Челибей, Темир-Мирза либо Таврул) был не просто опытным воином и богатырем. Это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по.
В результате он достиг вершин посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приёмов боя беспредельно возрастает за счёт привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов).
В результате человек впускает в себя «силу зверя» или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти тела не сможет освободиться от посмертных объятий сил тьмы.
Согласно древним источникам, Челубей отошёл от войска на белом коне, облачённый в серые одежды.
Александр Пересвет
Дата рождения Александра Пересвета доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о его боярском происхождении, то есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. А вот место рождения известно — это Брянск. Предположительно, Александр Пересвет не раз участвовал в походах и войнах.
Правда, проблема в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям, приписывая знаменитым личностям подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. Известно, что в 1380 году Пересвет постригся в монахи, став иноком Троице-Сергиевского монастыря. Сражался он вместе с другим монахом-схимником Родионом (в монашестве Андреем) Ослябей, который как и он был учеником и постриженником Преподобного Сергия Радонежского.
В летописях говорится, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослябя. Им было приказано «вместо золочёных шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.
Но поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссию относительно биографии Пересвета.
По благославению Сергия Радонежского
Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси и благословение такого человека должно было вселить надежды в воинов.
Преподобный Сергий благословил не только князя, но и добровольно пожелавших отправиться с ним двух иноков боярского рода, хорошо знающих военное искусство. Этими иноками были, как мы знаем, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму.
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского. Там впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Теперь это — исторический экспонат, который хранится в кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. К слову, это скорее костыль для раненого человека, нежели дорожный посох ходока.
Если это действительно так, то Пересвет на самом деле мог не погибнуть в поединке. Был тяжело ранен и некоторое время опирался на яблоневую палку. Хоть такое предположение маловероятно, оно остается одной из неразгаданных исторических загадок. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.
Поединок богатырей
По версии, изложенной в учебниках истории СССР, после первого же столкновения копья поединщиков переломались, после чего оба рухнули на землю и скончались. Существует и другая версия поединка, единственная, существовавшая в дореволюционной России.
Александр Пересвет пошёл в бой, вопреки логике поединка, сняв с себя доспехи и оставшись в одной Великой схиме. Это монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды. Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла. Тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Челубей был убит и вывалился из седла, значит, поединок им был проигран. Пересвет же, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле и смог сам доехать до строя русского войска.
В «Сказании о Мамаевом побоище. Основная редакция» так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».
Однако в более ранней «Задонщине» Пересвет всё-таки вернулся к своим. Согласно этой версии, он был тяжело ранен.
Сразу после схватки поединщиков началась сама битва — конница Мамая атаковала передовой полк русских войск.
Воины Пересвет и Ослябя
После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби, также погибшем в бою, было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянном) в «каменной палатке». Но по другим сведениям, Ослябя в Куликовской битве не погиб, и упоминания о нём встречаются в летописи за значительно более поздние годы.
По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.
Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения. Пересвет и Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых.
Публикация по теме: Три царевны подземного царства были написаны по заказу мецената Саввы Мамонтова
Елена Сурикова
Фото: открытые источники
Куликовская битва в изобразительном искусстве
Поле
русской славы
Куликовская битва
в изобразительном
искусстве
«Должно приучить россиян к
уважению собственного;
должно показать, что оно
может быть предметом
сильных действий искусства на
сердце. Не только историк и
поэт, но и живописец и ваятель
бывают органами
патриотизма…»
Карамзин Н.М.
Карамзин Николай Михайлович
В 1959 году реставраторы работали над одной из икон ярославской школы и
обнаружили под слоем олифы и красок что-то новое.
Это была «наделка» (т.е. дополнение к иконе) с сюжетом о Мамаевом побоище.
Все историки икону расценивают как
шедевр не только ярославской
живописи, но и всего русского
искусства XVII столетия. В центре
иконы изображен Сергей
Радонежский, а внизу икону
дополняет «Сказание о Мамаевом
побоище», написанное на длинной и
сравнительно узкой (30 см) доске.
Неизвестный художник создал
единственную в русской иконописи
по обилию фигур и сложности
композицию, снабженную
поясняющими надписями. Икона
находится в собрании Ярославского
художественного музея.
Преподобный Сергий Радонежский.
Житийная икона
Победное шествие Наполеона по Европе, война 1812 года, – эти события так или
иначе коснулись практически всех сфер русской жизни и определили всплеск
интереса не только к настоящему, но и к героическому прошлому страны.
Академии художеств в качестве
экзаменационных испытаний
предлагала выпускникам тему
«Дмитрий Донской на Куликовом
поле», причем программа четко
оговаривала, как должен быть
изображен князь: «Представить
Великого Князя Дмитрия
Донского, когда по содержании
победы над Мамаем, оставшиеся
Князья Русские и прочие воины
находят его в роще при последнем
почти издыхании, кровь
струилась еще из ран его: но
радостная весть о совершенном
поражении татар оживляет
умирающего великого князя».
Кипренский
Орест Адамович
В 1805 году, молодой художник Орест
Кипренский взялся за разработку сюжета
и написал картину «Дмитрий Донской на
Куликовом поле». Основным ориентиром
для живописца послужили лучшие
произведения итальянской и фламандской
школы живописи. Наверное, поэтому на
его картине героический защитник
отечества, князь Дмитрий Донской,
меньше всего похож на русского князя,
каким мы привыкли его себе
представлять. Отсутствие национального
колорита ничуть не смущало автора, как
не удивило оно и экзаменационную
комиссию.
Тяжело раненый князь Дмитрий возносит руки к небу и благодарит Бога за благую весть о
победе над врагом. За эту работу Кипренский был удостоен Большой золотой медали.
Точно с таким же названием, «Дмитрий
Донской на Куликовом поле», есть
картина у другого живописца –
Василия Сазонова .
Крепостной графа Николая Румянцева
Василий Сазонов был определен
своим патроном в 1804 году на учебу в
Академию художеств. Успехи молодого
человека в области рисования были
настолько выдающимися, что граф дал
крепостному вольную и поддержал его
учёбу в Италии.
За эту картину в 1830 году Василий
Сазонов был удостоен звания
Академика.
Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Перед ним
коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии. По всей
видимости, это боярин Михаил Бренок, с которым князь поменялся одеждой и
конем в самом начале сражения.
Ивон Адольф
К середине XIX века история
Куликовского сражения исчезает из
поля зрения художников, уступая
место сюжетам современности. И
вот, в 1850 году по заказу Николая I
французский баталист Ивон
Адольф в Париже пишет
монументальное полотно «Битва на
Куликовом поле».
1859 год
Сегодня работа украшает пролет лестницы (аванзал), ведущий в Георгиевский зал
Большого Кремлевского дворца.
В 1870-е годы «Куликовская битва» как
тема включалась в программу
оформления интерьеров Исторического
музея. Одно из панно было заказано
Валентину Серову, историческим
консультантом которого стал Иван
Забелин. Забелин на стенах музея желал
видеть народный эпос, который не
оставит зрителя равнодушным и даст
почувствовать связь времен.
Валентин Серов
После Куликовской битвы.
Хорошая идея, ни Серовым и другими художниками, так и не была
осуществлена. Слишком много противоречий возникало между заказчиками и
исполнителями.
Чуть раньше к теме событий Куликовской битвы обратился выходец из
уфимского купечества Михаил Нестеров. Этого живописца интересовала не
столько батальная сторона событий 1380 года, а скорее духовная.
Для Нестерова ключевой темой стало напряжение той минуты, когда Сергий
Радонежский благословляет коленопреклоненного князя Дмитрия на битву
Бубнов А.П.
В 20 веке, в дни тяжёлых испытаний
Великой Отечественной войны, русские
художники вновь обратились к теме
Куликовской битвы. Александр Бубнов
пишет свое знаменитое «Утро на
Куликовом поле» (1943-47), а баталист
Михаил Авилов создает «Поединок на
Куликовом поле» (1943).
В картине Бубнова «Утро на Куликовом поле» есть не только историческая
правда, в ней читается эпический размах и посыл: главный герой любого
сражения – народ.
Москва. Третьяковская галерея
За картину «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов был удостоен
Государственной премии СССР. Его картина, репродукции которой вошли в
учебники по истории, находится в собрании Третьяковской галереи, в Москве.
Авилов М.И.
Выпускник батальной мастерской
Академии художеств, участник Первой
мировой и гражданской войн, Михаил
Авилов в своих работах демонстрирует
не только мастерство живописца, он
поражает убедительностью
изображения батальных сцен. К теме
поединка богатыря-монаха Александра
Пересвета и татарского мурзы Челубея
Авилов обратился еще в 1917 году. Но
тогда картина не получилась и даже
была уничтожена автором.
В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время
картина находится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.
В 1980 году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы. К этому
юбилею были приурочен цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова, триптих «Поле
Куликово» Юрия Ракши, а на киностудии Мосфильм режиссером Романом
Давыдовым снят мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».
Ленинградец, блокадник, Илья
Глазунов, как и многие, потерял в той
страшной войне родителей. После
эвакуации вернулся в Ленинград,
окончил Институт живописи,
скульптуры и архитектуры имени И. Е.
Репина. Изучая историческую
литературу, летописи, жития, Глазунов
двадцать лет своей жизни посвятил
работе над циклом «Поле Куликово», в
который вошло тридцать картин. В
шестидесятые годы появились первые
полотна: «Гонец», «Штурм города»,
«Хан Мамай», а знакомство публики с
циклом было приурочено к
грандиозному юбилею, 600-летию
Куликовской битвы.
Илья Глазунов цикл «Поле Куликово». Илья Глазунов. 1980
Засадный полк 1998 год Из цикла «Поле Куликово»
Подробнее на Снип1: http://snip1.ru/cikl-kartin-pole-kulikovo-xudozhnika-ili-glazunova/
Юрий Ракша с детства увлекался не
только рисованием, но и историей. Он
с серебряной медалью окончил
Суриковскую художественную школу,
ВГИК, работал на Мосфильме,
участвовал в съемках десятка
фильмов и никогда не оставлял
живопись. Работать над триптихом
«Поле Куликово» Юрий Ракша начал
в1979 году и уже тогда понял, что она
станет его главным и последним
творением. Жена художника
вспоминает, как Юрий работал до
изнеможения, мужественно
боролся со смертью и старался
скрыть физические муки. «Он
торопился, — вспоминала Ирина
Ракша, – держался за кисть, как за
спасательный круг, и тогда же
сказал, что у каждого должно
быть свое поле Куликово».
Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово».
Ракша писал о своей картине: «Почему же Куликово поле осталось в веках?
Да потому, что здесь утверждалась идея и вера в русскую
государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью…»
Подготовила: Кудринских Н.Я.
Детское отделение
Троицкая поселковая библиотека
2020г.
Советское искусство, культура СССР
« Известная советская актриса эпизода Нина Агапова
Советский русский художник Анатолий Федорович Алексеев »
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943 г. (Фрагмент). Сталинская премия первой степени (1946). Картина советского русского художника Михаила Ивановича Авилова (6 сентября 1882 – 14 апреля 1954)
Советского русского художника Михаила Ивановича Авилова
Великий русский художник, член Союза художников революционной России, народный художник РСФСР и лауреат Сталинской премии первой степени. Считается одним из лучших советских художников-баталистов, мастером исторических сцен. Отличается особой динамичностью сцен, вниманием к деталям и накалом событий. Он создал одно из самых известных батальных произведений, которое называется «Поединок Челубея с Пересветом». На этой картине изображена легендарная битва двух богатырей, в которой показан непобедимый дух русского народа, свергнувшего татаро-монгольское иго. Примечательно, что созданная в годы Великой Отечественной войны, она была направлена на возвышение самосознания советских людей, сражавшихся с фашистскими захватчиками. Эта картина на сегодняшний день остается классикой батально-исторического жанра.
Михаил Иванович Авилов начал свое образование в Обществе поощрения художеств, затем учился в мастерской Л.Е. Дмитриев-Кавказский, после окончания Императорской Академии художеств. С 1922 по 1930 год преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1947 года преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репин в Ленинграде. В настоящее время его картины находятся в самых известных музеях России, в том числе в Русском музее, Третьяковской галерее и многих других.
От советского информбюро (новости с фронта в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ). Картина советского русского художника Михаила Ивановича Авилова (6 сентября 1882 – 14 апреля 1954)
Родившийся 18 сентября 1882 года в Петербурге, мальчик с юных лет любил рисовать, и родители поощряли это занятие. Они же инициировали поступление сына в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», это произошло, когда Михаилу не было и 11 лет.
После окончания гимназии Михаил оказался перед дилеммой: продолжать занятия рисованием или поступать в институт. Но любовь к кисти все же перевесила. Он поступил в мастерскую Льва Евгравевича Дмитриева-Кавказского, известного своими многочисленными офортными картинами и гравюрами. Учеба в мастерской мастера-гравера длилась год, и тогда Михаил понял, что гравюры — это не его профессия. Так, он поступил вольнослушателем в Академию художеств.
Мост
Здесь ему повезло больше. Там он занимался в мастерской мастера панорамной живописи Франца Рубо и Николая Самокиша, также любителя батальной живописи. Между тем его обучение в Академии художеств длилось 10 лет, и особое внимание Авилов уделял точной прорисовке деталей снаряжения, обмундирования и оружия. Кроме того, начинающий баталист много внимания уделял изображению лошадей. Не случайно Михаил Иванович много времени уделял зарисовкам с натуры, часто пропадал на ипподроме.
В 1914 году началась Первая мировая война. Авилов ушел на фронт добровольцем и всю войну прослужил рядовым. На фронте художник не расставался с карандашами, постоянно делая наброски.
Лошадь
Захват станции Касторная
Авилов демобилизовался в 1917 г., с 1918 г. жил в Тюмени и работал по заданию Департамента народного просвещения. Работал в оформлении города во время праздников, делал театральные декорации.
Через три года, в 1921 году, художник вернулся в Петроград. Сначала он преподавал в Обществе поощрения художеств, затем в Государственных художественных мастерских и в Государственном художественно-промышленном техникуме.
Охотник с собаками
Уже в 1923 году Авилов стал действительным членом Академии художеств революционной России. В этот период он приобрел известность как живописец и баталист. Когда началась Великая Отечественная война, активно работал над военно-патриотической тематикой.
В послевоенные годы Авилов М.И. – профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репин. Признанный мастер исторических полотен, в основном, свое искусство он посвятил знаменательным российским событиям и временам Гражданской войны. Также работал в книжной графике, автор многих плакатов 20-х годов ХХ века.
Крестьянин показывает на Колчакова. 1926-1931
Артиллерийский обстрел наблюдательного пункта противника. 1914-1917
Обложка журнала Нива. 1916
Крымский пейзаж с парой скачущих лошадей
Деталь. Прибытие товарища Сталина в Первую Конную армию. 1938
Разоружение частей армии Колчака
Дуэль Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943
Лошадь, запряженная в сани. 1929
Иллюстрация – лошади
Москва Тройка. 1938
На Мамонтова!
Опричники в Новгороде
Партизаны в белорусских лесах
Пермячка
Красногвардейцы
Всадник
Суббота. 1929
Советский русский художник Михаил Иванович Авилов (6 сентября 1882 — 14 апреля 1954)
Тачанка. 1920
Тачанка. 1942
Тарас Бульба с сыновьями. 1922. Картон, масло
Тарас Бульба
Прибытие товарища Сталина в Первую Конную армию. 1938
Капитуляция войск Колчака под Красноярском. 1929
Царевич Иван Иванович на прогулке. 1913. На картине изображен сын Ивана Грозного с опричниками
» ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЗНАЧЕЕВ
Фамилия Казначеев происходит от прозвища, которое относится к профессии – казначей. Слово «казна» («казна» по-русски арабо-тюркского происхождения) означает «сундук с сокровищами». История рода Казначеевых восходит к заре русского дворянства. Первое упоминание в архивах восходит к Федору Семеновичу в 14 гг. – казначею князя Олега Рязанского. Потомок Федора Семеновича в третьем поколении, Иван Никитович, вместе с братьями принимал участие в Куликовской битве 1380 года. После того, как великий князь Московский Дмитрий Донской победил в этой битве татарского хана Мамая, Ивану Никитовичу был пожалован чин «казначей», что примерно соответствует министру финансов в современном понимании. В 17 -го -го века Павлу Борисовичу, Григорию Борисовичу и Ивану Степановичу Казначееву были пожалованы вотчины за участие в обороне столицы при осаде Москвы. В XVIII веке многие Казначеи занимали высшие административные должности в правительстве.
Одним из виднейших представителей рода Казначеевых был Александр Иванович Казначеев (1788-1880), изображенный на портрете известного русского художника Ивана Айвазовского. Александр Иванович в разное время был губернатором Таврической губернии, сенатором, городским головой Феодосии и Одессы. Александр Казначеев служил под командованием Михаила Кутузова во время французского вторжения в Россию в 1812 году и участвовал в Бородинском сражении. Будучи мэром Одессы, Александр Казначеев подружился с великим русским поэтом Александром Пушкиным, о чем свидетельствует их сохранившаяся переписка. В Феодосии Александр Казначеев подружился и оказывал поддержку художнику Ивану Айвазовскому.
Биография Александра Ивановича Казначеева в Википедии (на русском языке)
Александр Казначеев числится среди мэров Одессы в Википедии (на английском языке)
Александр Казначеев упоминается как реформатор государственного управления в регионах России
4 Казначеев Александр Иванович, портрет Ивана Айвазовского Казначеев Александр Иванович, эскиз А.