Содержание
Русская дружина выиграла Куликовскую битву с помощью… пушек?
Комсомольская правда
ОбществоИстория современностиИнтересное
Тимур БИКБУЛАТОВ
24 сентября 2012 10:05
Ученые по-разному трактуют сюжет ярославской иконы
Дым над войсками некоторые исследователи приписывают пушкам.Фото: Елена ВАХРУШЕВА
Уникальная икона
В прошедшую пятницу прошел очередной день воинской славы России — годовщина Куликовской битвы. Все мы из школьных учебников помним имена Дмитрия Донского, монахов Пересвета и Ослябю, Сергия Радонежского, благословившего войско на победу. Помним, как объединенное войско погнало Мамая от Москвы, и эта победа стала началом освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Многие читали летописное «Сказание о Мамаевом побоище», написанное очевидцем тех событий. Кто-то слышал, что ополчение из Ярославля и Курбы внесло весомый вклад в эту победу. Вроде все — познания и кончаются на этом.
Но мало кто подозревает, что в стенах Митрополичьих палат в нашем городе есть уникальная икона — «Сергий Радонежский с житиями», которая единственная в мире повествует о Куликовской битве. Больше таких нет.
Все историки икону расценивают как шедевр не только ярославской живописи, но и всего русского искусства XVII столетия. В центре иконы изображен Сергей Радонежский, а внизу икону дополняет «Сказание о Мамаевом побоище», написанное на длинной и сравнительно узкой (30 см) доске. Неизвестный художник создал единственную в русской иконописи по обилию фигур и сложности композицию, снабженную поясняющими надписями.
Написан шедевр был по заказу горожан иконописцем-монахом Троице-Сергиевой лавры в начале ХVII века и доставлен в Ярославль в Сергиев придел Власьевской церкви (сейчас на этом месте — сквер за памятником Волкову). Но через полвека ярославские художники дополняют икону своими сценами из «Жития», показывающими Сергия не только как поборника веры и чудотворца, но и как государственного деятеля.
А в конце века образ подвергся еще одной реконструкции — видимо, икону хотели вписать в новый иконостас и требовалось ее увеличение — так появилась эта 30-сантиметровая накладка, на которой еще один ярославский мастер изобразил сцены не из религиозного памятника, а из шедевра светской литературы — «Сказания о Мамаевом побоище». Для икон — явление уникальное.
В 1959 году сняли темный слой олифы и расшифровали надписи.
Русские против русских?
Ярославскую икону заметили и знаменитые наши «реформаторы исторической науки» Носовский и Фоменко (эти математики выпустили немало книг, в которых утверждают, что существующая хронология исторических событий в целом неверна), которые пишут:
«На иконе мы видим много подробностей, подтверждающих нашу гипотезу, что Куликовская битва произошла в Москве на Кулишах, и что здесь сражались русские с русскими, а не русские с «татарами». Икона датируется серединой XVII века. Вооружение и тип лиц «татар» точно такие же, как и русских. И то, и другое войско изображены совершенно одинаково… Оба вражеских войска — русское и «татарское» — идут в бой, навстречу друг другу под одними и теми же знаменами. Нас долго и упорно убеждали, что на Куликовом поле сошлись в смертном бою православное русское Дмитрия Донского воинство с иноверцами — татарами Мамая. Следовательно, над войсками должны были бы развеваться совершенно разные знамена, с совершенно разной символикой. Мы видим, что и у русских, и у «татар» на знамени изображен один и тот же образ Нерукотворного Спаса… Напомним, что этот образ, как известно, был старым русским военным знаменем. Оказывается, что под этим же знаменем в бой шли и «татарские» войска Мамая. Это означает только одно. Что на Куликовом поле сошлись в смертном бою русские войска Дмитрия Донского и русские войска темника Мамая, то есть тысяцкого Ивана Вельяминова».
Это позволило «академикам» утверждать, что это явное подтверждение их гипотезы о том, что не было никакого монголо-татарского нашествия. А только княжеские междоусобные войны.
— Это просто смешно, — улыбается научный сотрудник Музея древнерусского искусства Виктория Горшкова. — В иконописи не принято прописывать национальные черты, исторические детали и подробности. В греческих иконах тоже нет различия между греками, римлянами, арабами, евреями — их тоже не было? Это же не батальное полотно, а фрагмент литературного жития.
Но Носовский и Фоменко идут дальше: «Обратим внимание на то, что войско Дмитрия Донского имеет пушки. Не просто пушки, а целую батарею пушек. На иконе мы видим изображение этой батареи, ведущей огонь в направлении войска Мамая.
Формально ничего удивительно в этом нет. Поскольку, согласно скалигеровской истории, пушки появились на полях сражений как раз в середине XIV века. Потому что именно в это время в Европе открыли порох. Но историки уверяют нас, будто все это происходило исключительно на просвещенном Западе. А на Руси в то время якобы никаких пушек не было и в помине. Стреляли из луков, воевали тяжелыми булавами, дубинами».
— Ярославский мастер писал аллегорический образ сражения, и кто изображен на знаменах — не установлено. Да и писал он в конце XII века, когда пушки были вовсю распространены, — уверена Виктория Викторовна. — Не надо требовать с поэта исторических достоверностей. У Лермонтова в «Бородино» и у Толстого в «Войне и мире» тоже есть фактологические ошибки, но мы на основе этого не пересматриваем историю.
Но каждый из нас склонен к скептицизму и падок на сенсации. А кто прав — убедитесь сами. Загляните в Митрополичьи палаты и внимательно рассмотрите уникальный шедевр.
Уникальная икона Сергия Радонежского — единственная в мире, на которой изображена Куликовская битва.Фото: Елена ВАХРУШЕВА
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
ООО «СИВЕРС». Адрес редакции: ул. Республиканская, д.3, к.7, Ярославль, 150003 п/я 2.3. Контактные телефоны: редакция +7 (4852) 58-58-17; отдел рекламы +7 (4852) 58-17-25; радио КП: +7 (4852) 58-10-38; e-mail: kp_yaroslavl@mail. ru
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
12. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века. Русь и Орда. Великая империя средних веков
12. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века
Обратимся к редкому изображению Куликовской битвы на старой ярославской иконе «Сергий Радонежский. Житийная икона», датируемой серединой XVII века и РАСКРЫТОЙ ТОЛЬКО В 1959 году [996], с. 136–137, [142], с. 130. Мы приводим ее на рис. 112. Специалисты расценивают ее как «шедевр не только ярославской живописи, но и всего русского искусства XVII столетия» [142], с. 132. В центре изображен Сергий Радонежский в полный рост, а «внизу икону дополняет „Мамаево побоище“, написанное на длинной… и сравнительно узкой (30 см) доске. Неизвестный художник создал единственную в русской иконописи по обилию фигур и сложности композицию, снабженную поясняющими надписями. Она посвящена знаменитой Куликовской битве» [142], с. 133.
Рис. 112. Житийная икона «Сергий Радонежский». Внизу иконы изображено Мамаево побоище. Взято из [142], с. 130.
По поводу «раскрытия» икон поясним следующее. Иконы покрывались олифой, которая со временем темнела. Примерно через сто лет олифа становилась совершенной черной. Поэтому поверх потемневшего изображения обычно писали новое, не всегда точно совпадавшее с тем, что было изображено на иконе ранее. А иногда вообще не совпадавшее. Это могло повторяться несколько раз. В XX веке с помощью средств современной химии научились снимать верхние слои красочного слоя и открывать старое, скрытое под ними изображение. Это и называется РАСКРЫТЬ ИКОНУ. Таким образом, обсуждаемое нами сейчас изображение на старой ярославской иконе было в XVIII–XIX веках недоступно. Поверх него было написано вероятно, что-то другое. А в 1959 году его наконец раскрыли [996], с. 136–137. Таким образом, это редкое изображение счастливо избежало редактирования историков. Сегодня икона выставлена в Ярославском музее икон (город Ярославль). Мы пользовались также увеличенным фрагментом этой иконы, приведенным в книге [996], с. 136–137.
Что же мы видим на иконе? Очень много интересного. Во-первых, вооружение и лица «татар» точно такие же, как и русских. И то и другое войско ИЗОБРАЖЕНО СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВО. Слева — русские войска Дмитрия Донского, рис. 113. Справа — «татарские» войска Мамая. Но самое интересное, что воины Мамая ПЕРЕПРАВЛЯЮТСЯ ЧЕРЕЗ РЕКУ, чтобы попасть на поле боя. К реке они выходят, спускаясь с высокого крутого холма, что четко видно на рис. 114. Это в точности отвечает нашей реконструкции, согласно которой, чтобы сойтись с Дмитрием Донским на московских Кулишках (Куликовом поле), войскам Мамая, расположившимся на 4 высоком ТАГАНСКОМ = Красном холме, необходимо было спуститься вниз и СРАЗУ ЖЕ ПЕРЕПРАВИТЬСЯ ЧЕРЕЗ РЕКУ ЯУЗУ. Лишь после этого «татары» оказывались на Куликовом поле (московских Кулишках). Кстати, на иконе показано, что войска Мамая переходят реку ВБРОД.
Рис. 113. Старая икона «Сказание о Мамаевом побоище», изображающая Куликовскую битву (левая часть иконы). На иконе мы видим много подробностей, подтверждающих нашу реконструкцию, согласно которой Куликовская битва произошла в Москве на Кулишках, и что здесь сражались русские с русскими, а не русские с «татарами». Икона датируется серединой XVII века. Изображение со временем скрылось под слоем потемневшей олифы, а затем было раскрыто лишь в 1959 году. Взято из [996],с.136–137.
Рис. 114. Правая часть иконы «Сказание о Мамаевом побоище», взято из [996], с.136–137.
То, что «татарские» войска Мамая действительно переходили через реку, причем вброд, как и показано на иконе, можно заключить также из следующих слов «Сказания о Мамаевом побоище»: «Семен же Мелик поведал князю великому: „Уже Мамай-царь на ГУСИН БРОД пришел, и одна только ночь между нами, ибо к утру он дойдет до Непрядвы“» [635], с. 164–165. Согласно нашей реконструкции, Непрядва — это либо Яуза, либо река Неглинная (или Напрудная). Чтобы попасть на Куликово поле (Кулишки), Мамай должен был перейти через реку Яузу. Но тогда трудно не обратить внимание, что ГУСИН брод, упомянутый в летописи, весьма напоминает ЯУЗИН брод. Возможно, переписчик, не поняв слова Яуза, переделал яузин брод в «гусиный». Или же это было сделано сознательно, чтобы замазать явные «московские следы» в истории Куликовской битвы.
Надо отметить, что историкам не удается надежно указать Гусиный брод в рамках их версии, относящей битву в Куркинский район Тульской области. Пишут так: «Местоположение Гусиного брода ТОЧНО НЕ ОПРЕДЕЛЕНО» [631], с. 215.
Вернемся к старой иконе. Ее неожиданности на этом не кончаются. Еще более интересно, что оба вражеских войска — русское и «татарское» — идут в бой, навстречу друг другу, ПОД ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ ЗНАМЕНАМИ. Этот факт поразителен, если верить скалигеровско-миллеровской версии русской истории. Нас долго и упорно убеждали, что на Куликовом поле сошлись в смертном бою ПРАВОСЛАВНОЕ русское Дмитрия Донского воинство с ИНОВЕРЦАМИ-татарами Мамая. А следовательно, над войсками должны были бы развеваться совершенно разные знамена, с совершенно разной символикой. А что же мы видим на самом деле? На старой русской иконе XVII века и у русских, и у «татар» на знаменах изображен ОДИН И ТОТ ЖЕ образ — вероятно, образ Нерукотворного Спаса, рис. 115, 117. Напомним, что Спас Нерукотворный, как известно, был СТАРЫМ РУССКИМ ВОЕННЫМ ЗНАМЕНЕМ, рис. 116. Оказывается, под этим же знаменем шли в бой и «татарские» войска Мамая! Это может означать только одно. На Куликовом поле сошлись в яростной гражданской войне РУССКИЕ ВОЙСКА Дмитрия Донского и РУССКИЕ ВОЙСКА темника Мамая — тысяцкого Ивана Вельяминова.
Рис. 115. Увеличенное изображение «татарского» знамени с русским православным Нерукотворным Спасом в войске Мамая, идущем в бой. Фрагмент иконы «Сказание о Мамаевом побоище». Взято из [996],с.136–137.
Рис. 116. Старая русская двусторонняя икона «Спас Нерукотворный». На обороте — «Поклонение кресту». В настоящее время находится в Государственной Третьяковской Галерее. Икона Нерукотворного Спаса на Руси считалась «военной». Русские войска брали хоругви с этой иконой в бой. Хоругвь похожа на обычное знамя, но только вместо ткани к древку прикрепляется двусторонняя икона. Изображение взято из [277],с.188.
Рис. 117. Русское боевое знамя XVI века с изображением Нерукотворного Спаса. Хранится в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Похожие знамена мы видим и на иконе «Сказание о Мамаевом побоище», как в русских, так и в «татарских» войсках. Впрочем, это знамя XVI века не является подлинником. Это — копия XIX века. Скорее всего, уже «отредактированная». Подлинник нам предусмотрительно не показывают. Если его вообще сохранили. Взято из [1637]
На рис. 117 мы приводим фотографию боевого знамени русского войска XVI века. Знамя хранится сегодня в Государственном Эрмитаже в Петербурге [637, цветная вклейка]. На нем мы видим изображение Нерукотворного Спаса. Впрочем, не нужно думать, что это действительно оригинал XVI века. Нет, это копия, сделанная в XIX веке [637]. Но тогда возникает вопрос. Если в XIX веке еще существовал оригинал этого старого знамени (иначе с чего изготовили копию?), то куда же он делся? Отчего нам сегодня показывают КОПИЮ, а не ОРИГИНАЛ? Сохранился ли оригинал? Где он находится? Любопытно было бы на него посмотреть.
Наша реконструкция географии Куликовской битвы была впервые опубликована в 1993 году. У читателя может возникнуть вопрос: какова же реакция историков на нашу работу?
Постараемся на него ответить. В конце 2000 года в московском издательстве «Вече» вышла книга профессиональных археологов А.А. Бычкова, А.Ю. Низовского и П.Ю. Черносвитова «Загадки Древней Руси» [113]. Треть книги, примерно 160 страниц, посвящена Куликовской битве (см. главу 5 упомянутой книги под названием «Загадки Куликовской битвы» [113], с. 339–498). Авторы подробно описывают археологию того места в Тульской области, которое сегодня историки называют «Куликовым полем». Их вывод: НИ ОДНОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАХОДКИ, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЙ, ЧТО ЗДЕСЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛА КУЛИКОВСКАЯ ИЛИ КАКАЯ-ЛИБО ДРУГАЯ КРУПНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ БИТВА, — НЕТ.
Оказывается, пресловутое «Куликово поле» в Тульской области впервые «обнаружил» С.Д. Нечаев, тульский помещик первой половины XIX века. Он поставил своей целью найти Куликово поле, долго «искал» его и в конце концов «нашел» в собственном имении (!?). Однако предъявленные им «доказательства», а именно выдаваемые за следы Куликовской битвы якобы «археологические находки на Куликовом поле», на самом деле не имеют к Куликовской битве никакого отношения [113], с. 370–371. Отчеты археологических экспедиции более позднего времени — XX века — также рисуют картину полного отсутствия каких-либо следов крупного средневекового сражения в этих местах [113], с. 390–391. Палеогеографическое исследование поля выявило, например, что «левый берег Непрядвы почти полностью был покрыт лесами» [113], с. 406. Последнее противоречит указанию летописных источников, где сказано, что Куликово поле было безлесным и очень большим.
В итоге авторы [ИЗ] делают вывод, что Куликово поле находится где-то совершенно в другом месте. Далее, в [113] вкратце освещается наша реконструкция географии Куликовской битвы (впервые опубликованная в 1993 году), согласно которой БИТВА ПРОИЗОШЛА В МОСКВЕ, на московских Кулишках. Авторы [ИЗ] высказывают «несогласие» с нами, заявив, что наша реконструкция «неубедительна», и тут же приводят «свою собственную» точку зрения, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИТСЯ В МОСКВЕ (но только не на Кулишках, а на Шаболовке, чуть в стороне от Кулишек). Что тут можно сказать? Высказываемое в печати отношение специалистов-историков к нашей новой хронологии не перестает удивлять. Это либо полное неприятие полученных нами результатов без каких-либо серьезных попыток разобраться в них, либо (как в приведенном примере) — беззастенчивые попытки присвоить их себе. Либо — и то и другое вместе.
Итак, знаменитая Куликовская битва произошла, скорее всего, на месте города Москвы, на Кулишках. В то время, в конце XIV века, Москва если и существовала, то была лишь сравнительно небольшим поселением, во всяком случае, не столицей. Какое-то время люди еще хорошо помнили, что знаменитое сражение было именно здесь. В Москве сохранилось много названий, напрямую связанных с Куликовской битвой. Но затем, когда в эпоху Романовых начали переписывать русскую историю, потребовалось стереть московские следы Куликовской битвы. Было принято решение перенести ее (на бумаге) совсем в другое место. Причина понятна. Дело в том, что основание Москвы как столицы в романовской версии русской истории искусственно отодвинуто в прошлое, в XII век. Это на несколько столетий раньше, чем было на самом деле. В результате пришлось убрать из Москвы Куликовскую битву. Ведь если Москва в XIV веке «уже давно была столицей», то, следовательно, ее центр «уже давно был застроен». Ясно, что сражаться огромному войску в самом центре столицы было совершенно невозможно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
12.
Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века
12. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века
Обратимся к редкому изображению Куликовской битвы на старой ярославской иконе «Сергий Радонежский. Житийная икона», датируемой серединой XVII века и РАСКРЫТОЙ ТОЛЬКО В 1959 году [996], с. 136–137, [142], с. 130. Мы приводим ее на
4. Великая Смута XVI–XVII веков как эпоха борьбы старой Русской Ордынской династии с новой прозападной династией Романовых Конец Русской Орды в XVII веке
4. Великая Смута XVI–XVII веков как эпоха борьбы старой Русской Ордынской династии с новой прозападной династией Романовых
Конец Русской Орды в XVII веке
Согласно нашей гипотезе, все «правление Грозного» — от 1547 до 1584 года — естественным образом делится на ЧЕТЫРЕ разных
12. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века
12. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века
Обратимся к редкому изображению Куликовской битвы на старой ярославской иконе, датируемой серединой XVII века и РАСКРЫТОЙ ТОЛЬКО В 1959 году [996], с. 136–137, [142], с. 130. Икона называется так: «Сергий Радонежский. Житийная
11. От Куликовской битвы до Ивана Грозного
11. От Куликовской битвы до Ивана Грозного
Взятие Москвы Дмитрием = Тохтамышем в 1382 году и зарождение Московского государства.В 1382 году Тохтамыш пришел к Москве и взял город приступом. Считается, что Дмитрий Донской, за два года перед тем выиграв крупнейшую битву на
Эпоха Куликовской битвы[67]
Эпоха Куликовской битвы[67]
Шестьсот лет тому назад, 8 сентября 1380 года, рать Дмитрия Ивановича, великого князя Московского и Владимирского, столкнулась на берегу реки Непрядвы с войском темника Мамая и одержала полную победу, после чего начался подъем государственности и
Вековые итоги Куликовской битвы
Вековые итоги Куликовской битвы
Все огромное Смоленское княжество, с ним Вязьма, Ельня и Дорогобуж после смерти Дмитрия отошли к Литве. Все Верховские княжества с Козельском, Мценском и т. д. отошли к Литве.Великое княжество Литовское укрепилось и расширилось от Черного
Накануне Куликовской битвы
Накануне Куликовской битвы
«Современные литовцы необоснованно приписывают себе историю Великого княжества Литовского, – пишет Игорь Литвин, белорус. – При этом ставится знак равенства между современными литовцами и жителями ВКЛ – литвинами… Древняя столица ВКЛ –
В. 1. Москва как место Куликовской битвы
В. 1. Москва как место Куликовской битвы
В нашей книге «Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима», опубликованной в 1995 году, мы впервые высказали и обосновали предположение, что знаменитая Куликовская битва произошла не там, где ныне принято считать
1.18. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века
1. 18. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века
Обратимся к редкому изображению Куликовской битвы на старой ярославской иконе, датируемой серединой XVII века и РАСКРЫТОЙ ТОЛЬКО В 1959 году [171], с. 136–137, [39], с. 130. Икона называется так: «Сергий Радонежский. Житийная
Раздел 1. Литература XIV века до Куликовской битвы
Раздел 1. Литература XIV века до Куликовской битвы
1. Общая характеристика
К началу XIV столетия прошло уже более полувека монголо-татарского ига. Владычество Золотой Орды, тяжелым бременем ложившееся прежде всего на широкие слои населения (крестьян и ремесленников),
ЭХО КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ
ЭХО КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ
Вскоре после Куликовской битвы, приблизительно за четыре дня до праздника Преображения, то есть до 6 августа 1381 года, было подписано докончание великого князя Дмитрия Ивановича с великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Текст этой грамоты
ПОСЛЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ
ПОСЛЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ
Потери в Куликовском сражении были огромные. В летописи сказано, что «оскуде бо отнюдь вся земля Русская воеводами и слугами, и всеми воиньствы, и о сем великий страх бысть на всей земле Русстей». В то же время в Орде существенно
Пейзаж после Куликовской битвы
Пейзаж после Куликовской битвы
После поражения Мамай скрылся в Крыму и скоро был убит. Но Русь дорого заплатила за победу: на поле остались тысячи воинов. Особенно тяжелый урон понесла Москва: вероятно, полки, принявшие лобовой удар, состояли из москвичей. Потери эти стали
15. Еще одно отражение Куликовской битвы в «античной» римской истории как битвы при Клузии и Сентине
15. Еще одно отражение Куликовской битвы в «античной» римской истории как битвы при Клузии и Сентине
По-видимому, битва при Клузии и Сентине якобы 295 года до н. э. является дубликатом уже описанной нами выше Второй Латинской войны Рима якобы 341–340 годов до н. э. Именно
Преподобный Сергий Радонежский (Деталь: Куликовская битва). Русская икона, Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. FAI-3388
Купить это изображение сейчас…
Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | 69,99 $ | |
Информативный сайт | | 99,99 $ | |
Издательский. Книга внутри | | 149,99 $ | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | 179,99 $ |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения:
ФАИ-3388
Фотограф:
Коллекция:
Изображения изобразительного искусства
Пользовательская лицензия:
Управление правами
Наличие высокого разрешения:
До XL
35 МБ
А4+
(4032 x 3341 пикс. —
13,4″ х 11,1″ —
300 точек на дюйм)
Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дальнейшей информации.
Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.
×
Изображение композиции
Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.
Прекратить показ этого сообщения
Принимать
Богородица Владимирская: загробная жизнь византийской иконы
История и культура Украины, находящейся под угрозой из-за продолжающейся войны, долгое время переосмысливались СССР и Российской Федерацией для продвижения определенных нарративов. На протяжении большей части двадцатого века и в последние десятилетия предпринимались постоянные усилия по делегитимации и трансформации средневекового культурного наследия региона, составляющего часть бывшей территории Киевской Руси. Это обширное королевство простиралось на части современной Украины, Беларуси, России и других стран Восточной Европы в средние века. Важные средневековые постройки Киевской Руси, а также более мелкие переносные объекты, такие как Икона «Богоматерь Владимирская » со временем меняла формы и значения, усложняя историческую картину.
Карта царства Руси в средние века. (Изображение предоставлено Ричардом Томсоном; www.rt-imagery.com)
В современную эпоху культура Киевской Руси, уходящая корнями в византийские и западные средневековые художественные традиции, стала частью русского визуального (и идеологического) искусства. идентичность за счет других историй. Это видно и в архитектуре — если учесть преобразования Софийского собора в историческом центре Киева — и в иконах.
Икона Богородица Владимирская , темпера на доске, Киевская Русь, начало XII века, ныне в ГТГ, Москва. (Изображение предоставлено Wikimedia Commons)
Одним из ключевых примеров является так называемая икона Владимирской Богородицы . Этот предмет представляет собой двустороннюю икону с изображением Богородицы Елеусы (или Богородицы Умиления) с Младенцем Христом на одной стороне и изображением Хетоймасии с близлежащими орудиями Страстей Христовых на обороте. Хетоймасия предлагает символическое изображение Второго пришествия Христа, часто встречающееся на иконах, монументальном искусстве, рукописях и других средствах массовой информации. Оборотная сторона иконы, вероятно, была написана позже поверх более древнего изображения святого, возможно, святителя Николая.
Изображение на лицевой стороне значка, однако, самое острое. На нем показано, как Младенец Христос тянется к своей матери, касается ее щеки своей, протягивая правую руку вокруг ее мантии. Богородица нежно баюкает ребенка на руках и наклоняет голову, чтобы дотронуться до его щеки, глядя на зрителя. Взгляд ее одновременно любящий и скорбный, как бы предвосхищающий страдания, которые должны были последовать за смертью сына и последующее воскресение.
Спинка Богородица Владимирская 9Икона 0078 с росписью, вероятно, четырнадцатого или начала пятнадцатого века. (Изображение предоставлено Wikimedia Commons)
Сегодня икона имеет размеры 106 x 69 см, но элементы обрамления были добавлены позже. Исходное изображение в центральной композиции имеет размеры 78 х 55 см. Его размер указывает на то, что он был предназначен для демонстрации внутри церкви и для религиозных процессий. Его техника и иконография указывают на византийское происхождение, а точнее, на Константинопольскую мастерскую.
Икона якобы является чудотворным образом, защитившим, например, Москву от военных набегов в XIV-XV веках. Известно, что 25 августа 1395 года икона Владимирской Богородицы была доставлена в Москву для защиты города от войска Тимура (годы правления 1370–1405). Спустя столетие, в 1480 году, икона снова была привезена в Москву для защиты города, на этот раз от набегов хана Ахмеда (годы правления 1465–1481). Поэтому в случае необходимости Богородица Владимирская служила палладием для Москвы, призывая божественную защиту и помощь от вражеских нападений.
Икона прибыла в Киев, вероятно, как дипломатический подарок из Константинополя в первой половине XII века (ок. 1131 г.). В 1155 году он был перенесен в Суздаль и Владимир, а затем в Москву в четырнадцатом веке. Это произошло где-то после 1326 года, когда Москва начала утверждать свое религиозное и военное присутствие в регионе. В это время из Владимира в Москву был переведен митрополичий престол (или престол Церкви) во главе с Петром (ок. 1260–1326). Более того, москвичи во главе с князем Дмитрием Донским (г. 1359 г.–1389) оказался успешным в противостоянии с монголами в Куликовской битве 8 сентября 1380 года.
Физическое перемещение иконы между этими центрами соответствовало передаче религиозной, политической и идеологической власти, а также ее возможная концентрация на Кремле в Москве с четырнадцатого века и далее.
Копия Владимирской Богородицы работы Андрея Рублева. (Изображение предоставлено Wikimedia Commons)
Важность Богородицы Владимирской 9Значок 0078 также обозначен множеством копий, сохранившихся со времен средневековья и раннего Нового времени. В процессе подражания чудесные качества оригинала были переданы другим сотням икон, которые подражали прототипу. Таким образом, почитание иконы было широко распространено благодаря многочисленным копиям на разных носителях.
Одним из примеров является икона Андрея Рублева (ок. 1360–ок. 1430), созданная на рубеже пятнадцатого века (1395–1410). Считается одной из старейших копий 9-го века.0077 Икона Владимирская Богородица . Примерно с 1921 года он находится во Владимирском музее.
Другим примером является икона середины XVIII века, известная как «Богоматерь Владимирская с двенадцатью сценами из сказания о чудесах иконы Владимирской Божией Матери» . Основное изображение Богородицы с младенцем окружено двенадцатью повествовательными виньетками, образующими обрамление вокруг центральной святыни. Эта икона сейчас хранится в Музее Фогга Гарвардского университета. Подобные изображения разбросаны по частным и музейным коллекциям по всему миру, что подчеркивает популярность этой иконы.
Богородица Владимирская с двенадцатью сценами из «Сказания о чудесах от иконы Владимирской Богородицы» , середина восемнадцатого века, Музей Фогга, Гарвардский университет. (Изображение предоставлено Wikimedia Commons)
Но так же, как оригинальная икона Богородицы Владимирской получила другие итерации через копии, эта работа также была преобразована путем реставрации и дополнений. В XV веке икона получила золотой оклад (или оклад) на область вокруг фигур и оклад, состоящий из двенадцати изображений святых праздников. В 1657 году икона также получила тщательно продуманную риза (украшения для фигур), что еще больше преобразило ее внешний вид. Последний состоит из золотых узоров для одежд Богородицы с младенцем, а также искусно украшенных драгоценными камнями и жемчугом участков, украшающих воротники и нимбы фигур. Риза также добавила корону к фигуре Богородицы, подчеркнув ее роль царицы небесной. На дополнительных небольших золотых бляшках сбоку нанесены инициалы Богородицы и Младенца Христа. Богородица Владимирская 9Икона 0078 со временем приобрела физическую и духовную ценность, о чем свидетельствуют ее многочисленные реставрации и дополнения, благодаря которым разные люди оставили на иконе свои следы.
Золотой оклад на икону Владимирская Богородица , созданная в XV веке. (Изображение предоставлено Wikimedia Commons) Украшение из драгоценного металла, известное как риза , созданное для Владимирской Богородицы в 1657 году. (Изображение предоставлено Wikimedia Commons)
Для средневековых регионов, таких как Киевская Русь, история, искусство и культура должны изучаться посредством связей, выявления элементов специфики и переговоров в местных условиях, а также трансформаций с течением времени. Эти территории развивались на перекрестке традиций, с далеко идущими контактами в средневековом мире. Их не следует отбрасывать или отодвигать на обочину исследования, как это было с историей и культурным наследием Восточной Европы на протяжении большей части двадцатого века.
Так же, как и икона Владимирская Богородица , другие иконы из Киева и других центров Руси, таких как Новгород, имели подобную судьбу и сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Это иконы русского — не русского — происхождения. Тем не менее, их многослойная история, тесно переплетенная с историей Киевской Руси, была проигнорирована в пользу более монолитного взгляда на историю, из которого Россия выступает как доминирующая держава.