Поход едигея на москву 1408: Поход Едигея на Москву | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Историк

Одним из самых тяжелых моментов правления Василия I стало нашествие Едигея

Темник Едигей (1352–1419) был фактическим правителем Золотой Орды при нескольких ханах. В 1408 году он предпринял поход на русские земли с целью заставить великого князя возобновить выплату дани. Во время похода были разорены Серпухов, Дмитров, Ростов, Переславль, Нижний Новгород, Городец. В декабре 1408-го войска Едигея осадили Москву, однако взять город так и не смогли и вынуждены были отойти. Рассказ об этом событии, отрывки из которого мы предлагаем вашему вниманию, был создан вскоре после нашествия и дошел до нас в составе Симеоновской летописи.

*** *** ***

В год 6917 [1408/1409]. Той же зимой некий князь ордынский именем Едигей по повелению царя Булата пришел с войском на Русскую землю, а с ним четыре царевича и много татарских князей. <…>

Услышав об этом, великий князь Василий Дмитриевич опечален был горем, грехов ради наших постигшим Русь: ведь вначале беззаконные измаилтяне заключили с нашими русскими князьями ложный мирный договор и прежде всего с великим князем Василием Дмитриевичем, притворно мирясь с ним, ибо никогда не говорят христианам истины. <…> Неверные же агаряне всегда по-волчьи подстерегают нас, коварно мирясь с нами. Когда же наши князья, ожидая от них прочного мира, забывают о предосторожности, тогда они, улучив пагубное время, осуществляют злой замысел. <…>

«Окаянный враждолюб»

В свое время некто из них, Едигей именем, князь измаилтянский, самый великий из всех князей ордынских, который всем царством один правил и по своей воле сажал на царство, кого хотел, – этот лукавый Едигей со злым умыслом стяжал у Василия большую любовь и высокую честь ему воздавал, многими дарами его почитал, и – более того – именовал его своим любимым сыном, и много всего обещал ему, а прибывавших от Василия послов отпускал с честью, хитроумно изображая перед Василием крепкий мир.

В эту же пору случилось так, что великий князь Василий рассорился с тестем своим великим князем Витовтом из-за каких-то дел о земле, что обычно бывало меж княжествами, ибо тогда Витовт владел всей Киевской и Литовской землей. Великий же князь Василий обо всех обидах от Витовта поведал полюбовно Едигею. Услышав о том, враждолюбец Едигей возликовал сердцем пуще кровожадного зверя, еще больше разжигая меж ними гнев: послал он Василию большое войско в помощь… Также послал он с некими краткими и лживыми советами и к Витовту, повелевая держать их втайне, и называл его своим другом. И так, запутывая их, посеял меж ними вражду, расставляя сети, помышлял, что они, начав битву, погубят свои войска. <…>

И путем такой свары враждолюб окаянный Едигей подготавливал себе подходящее время для злого умысла. Так и достиг своего, окаянный, – вспыхнула рознь меж князьями и начала воевать Русь и Литва. И воевали три года. <…> Когда на исходе был третий год раздора Руси с Литвой, те и другие, русичи и литва, подошли к Угре. Несколько дней постояли, и примирились великий князь Василий с тестем своим великим князем Витовтом, заключили такой же, как и первоначально, мир и разошлись каждый восвояси. <…> Коварный же Едигей, который некогда называл себя отцом Василия, а сам, тайно скрывая, носил в устах своих змеиный яд, любил ненавидя, – выбрал для любимого Василия, которого именовал своим сыном, самую пору: не с добром – со смертью спешил на русское, только что распущенное, утомленное войско. Следует это хорошо уразуметь и запомнить тем, кто впредь захочет заключить мир с иноплеменниками.

Едигей же, под личиной старой дружбы, посылает к Василию впереди себя с такими речами: «Да будет тебе известно, Василий, – это царь идет на Витовта мстить за то, что тот учинил твоей земле. Ты же воздай царю честь, и если не сам, то сына своего пошли к царю, или брата, или кого-нибудь из вельмож, ничего не боясь». Так жаждущий крови Едигей хитрил, чтобы против него не собрали даже небольшого войска, а сам в это время неустанно приближался. <…> Не успел Василий собрать и небольшой дружины, как город был осажден; он оставил в нем своего дядю, князя Владимира, брата – князя Андрея, и воевод, а сам с княгинею и с детьми уехал в Кострому. И город пришел в страшное смятение. И побежали люди, забывая и об имуществе, и обо всем на свете. И поднялась в людях злоба, и начались грабежи.

 

«Лучше уповать на Господа, чем уповать на князя»

Велено было сжечь городские посады. Горестно было смотреть, как чудные церкви, созидаемые веками и своим возвышенным положением придававшие красоту и величие городу, в одно мгновение исчезали в пламени, как величие и красоту Москвы – чудные храмы – поглощает огонь.

Это было страшное время – люди метались и кричали, и гремело, вздымаясь в воздух, огромное пламя, а город окружили полки нечестивых иноплеменников. И вот тогда, в пятницу, когда день уже клонился к вечеру, начали появляться полки поганых, разбивая станы в поле около города. Не посмели они стать близ града из-за городских орудий и стрельбы с городских стен, а расположились в селе Коломенском. И когда все это увидели люди, пришли в ужас: не было никого, кто бы мог противостоять врагу, а воины были распущены. И поганые жестоко расправлялись с христианами: одних посекали, а других уводили в плен. Так погибло бесчисленное множество людей: за умножение грехов наших смирил нас Господь Бог перед врагами нашими. Если где-либо появится хотя бы один татарин, то множество наших не смеет ему противиться, а если их двое или трое, то многие русские, бросая жен и детей, обращаются в бегство. <…> И множество людей погибло, а иные от холода поумирали, ибо тогда, на погибель христианам, зима была лютая и стужа превеликая. <…>

Когда прошло двадцать дней с тех пор, как агарянин Едигей осадил славный град Москву, возомнил он о своем величии и надумал тут зимовать. <…> Жители, бывшие в городе в великом бедствии, впали в глубокое уныние, видя, что им никто не помогает и что от людей им нечего ждать спасения, и вспомнили Давида, который писал так: «Лучше уповать на Господа, чем уповать на князя; лучше надеяться на Бога, чем надеяться на человека».

И взмолились все люди к Богу, низко кланяясь и говоря: «Не предай зверям души рабов твоих, Владыка! Если мы и согрешили перед тобой, то во имя твое святое пощади нас, Господи!» <…> И милосердный Человеколюбец… величавого и гордого агарянина Едигея устрашил, навел на измаилтянина трепет перед своей всевышней и карающей десницей. И агарянин… внезапно снялся с места и, не желая медлить ни единого дня, сказал дружине: «Или царство наше захватит другой, или Василий соберется на нас», – такая мысль смутила агарянина. Быстро посылает он к городу, сам прося мира: и как захотели горожане, так и замирился с ними окаянный Едигей и отошел.

Василий I. Настенная роспись Архангельского собора Московского Кремля. Неизв. худ. 1652–1666 годы

Фото: LEGION-MEDIA

Раиса Костомарова

В избранное

Следующая статья

1408 (фильм) — Википедия — Study in China 2023

У этого термина существуют и другие значения, см. 1408 (значения).

«1408» — американский художественный фильм 2007 года, снятый шведским режиссёром Микаэлем Хофстрёмом по одноимённому рассказу Стивена Кинга. Вышел в прокат 22 июня 2007 года, в России — с 12 июля 2007 года.

Фильм рассказывает о Майке Энслине, писателе, который исследует дома с привидениями и снимает титульный номер 1408 в отеле Нью-Йорка. Хотя он скептически относится к паранормальным явлениям, он вскоре оказывается в ловушке в комнате, где переживает странные события. Рецензии были в основном положительными, и фильм показал положительные кассовые сборы.

На DVD была выпущена режиссёрская версия фильма с другой концовкой, отличающейся от версии, идущей в кинотеатрах. Изначальная версия была переснята, поскольку на тестовых показах была воспринята зрителями слишком угнетающей.

Содержание

Show / Hide

Сюжет

Писатель Майк Энслин, специалист по паранормальным явлениям, пишет книгу о необычных явлениях и полтергейсте в отелях. Цинично относящийся к жизни и не верящий в существование привидений и прочих необъяснимых явлений, Энслин получает рекламную открытку нью-йоркской гостиницы «Дельфин», с предупреждением: «Не входи в 1408!»

Желая разоблачить очередной, как ему показалось, рекламный трюк отеля, он приезжает в гостиницу «Дельфин» и настойчиво требует ключи от комнаты 1408, не внимая предупреждениям старшего управляющего Джеральда Олина об опасности. Энслин узнаёт о том, что за 95 лет существования «Дельфина» 56 постояльцев именно этого номера покончили с собой или скончались от естественных причин, поскольку в номере «…обитает чистое зло». Страстная и убедительная речь управляющего только распалила любопытство писателя.

Войдя в заветный номер и не обнаружив поначалу ничего сверхъестественного, Майк записывает на диктофон голосовой отчёт об отсутствии здесь, как и в других отелях, признаков неупокоенных душ. Однако вскоре часы на прикроватной тумбочке начинают 60-минутный обратный отсчёт, в течение которых Майку предстоит приложить немало усилий, чтобы не сойти с ума в иррациональном мире номера 1408, полном необъяснимых ужасов и невероятных событий. На какое-то время ему даже показалось, что удалось выбраться из номера, и что всё это был кошмар. Он даже пишет фантастическую рукопись о пережитом ужасе. Но когда он заходит в почтовое отделение, чтобы отправить готовую рукопись, рабочие начинают рушить стены, и за разрушенными стенами отделения обнаруживается всё тот же номер 1408.

После того как Майк с трудом переживает этот час, всё в номере возвращается на свои места, но будильник начинает отсчёт сначала. В номер звонят с ресепшена и сообщают, что Майк находится в пятом кругу ада и будет проживать этот час снова и снова, но можно воспользоваться так называемой услугой «быстрой выписки из номера» (то есть покончить с собой). После этого звонка в номере сразу возникают удавки, а Майк видит себя в зеркале повесившимся в петле из белья. Однако он, не желая умирать эгоистом, делает из подаренной Олином бутылки коньяка коктейль Молотова и поджигает номер, говоря номеру «Не пытайся откусить больше, чем можешь проглотить!». Из вентиляционного люка слышен стон.

Варианты концовки

  • В прокатной версии пожарные выносят героя из номера. Майк остаётся жив, от жены он узнаёт о коротком замыкании, случившемся в номере. Однако, как доказательство реальности происходившего, у него остаётся диктофон, на котором записаны происходящие события и даже голос призрака его дочери, что ввергает его жену в шок, когда Майк решает прослушать запись.
  • Расширенная версия практически идентична прокатной, только, в отличие от последней, при прослушивании диктофона Лили находилась в другой комнате и не слышала записи.
  • В режиссёрской версии Майк погибает при пожаре. Его хоронят, а личные вещи и диктофон остаются у управляющего отелем. Когда Олин решается прослушать диктофон, в зеркале заднего вида ему мерещится изуродованный ожогами призрак Майка. В то же время, в сгоревшем номере 1408, тот же призрак, но без ожогов, смотрит через окно на город, пока не уходит к окликнувшей его дочери.
  • В расширенной режиссёрской версии редактор получает рукопись, которую Майк написал, находясь в иллюзорно-альтернативном мире.

В ролях

Примечания

Ссылки

  • 1408-themovie.com — официальный сайт 1408  (англ.)

#Wikipedia® is a registered trademark of the Wikimedia Foundation, Inc. Wiki (Study in China) is an independent company and has no affiliation with Wikimedia Foundation.
This article uses material from the Wikipedia article 1408 (фильм), which is released under the Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 license («CC BY-SA 3.0»); additional terms may apply. (view authors). Если не указано иное, содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3. 0. Images, videos and audio are available under their respective licenses.

🌐 Wiki languages: 1,000,000+ articlesEnglishРусскийDeutschItalianoPortuguês日本語Français中文العربيةEspañol한국어NederlandsSvenskaPolskiУкраїнськаمصرى粵語DanskفارسیTiếng ViệtWinaraySinugboanong Binisaya

🔥 Top trends keywords Русский Wiki:

Заглавная страницаКатарЧемпионат мира по футболу 2022Служебная:ПоискYouTubeСаженьСоединённые Штаты АмерикиАллилуева, Светлана ИосифовнаВаленсия, ЭннерПрезидентские выборы в Казахстане (2022)Чемпионат мира по футболуРоссияЭквадорВторжение России на Украину (2022)Сборная Катара по футболуЧемпионат мира по футболу 2026Сборная Эквадора по футболуГруппа ВагнераЧемпионат мира по футболу 2018КалифорнияGoogle (компания)PythonГоршков, Александр ГеоргиевичВКонтактеПелеGoСан-БруноVK (компания)Рязанов, Эльдар АлександровичCrotale2021 годТокаев, Касым-Жомарт КемелевичСписок умерших в 2022 годуБайден, ДжоПригожин, Евгений ВикторовичПутин, Владимир ВладимировичМилявская, Лолита МарковнаМиллиган, БиллиВаленсия, АнтониоГенри ХолмсАлфёрова, Ирина ИвановнаКриштиану РоналдуУкраинаRoblox1899 (телесериал)МоскваПахомова, Людмила АлексеевнаТ-14Тамим бин Хамад Аль Тани20 ноябряЧемпионат мира по футболу 2022 (составы)Санчес Бас, ФеликсФокс, Майкл ДжейОднопользовательская играСталин, Иосиф ВиссарионовичБрежнев, Леонид ИльичRuTracker. orgПотери сторон в период вторжения России на УкраинуЧёрная пантера: Ваканда навсегдаУльянов, Михаил АлександровичЕлизавета IIПервая мировая войнаЧёрный Адам (фильм)Чёрная вдова (фильм, 2021)Бенитес, КристианЗеленский, Владимир АлександровичМногопользовательская играТокарева, Виктория СамуиловнаСталин, Василий ИосифовичСписок финалов чемпионатов мира по футболуГурченко, Людмила МарковнаЧемпионат мира по футболу 2030Союз Советских Социалистических РеспубликСписок фильмов кинематографической вселенной MarvelПеленягрэ, Виктор ИвановичИбрагимов, Ренат ИсламовичПереводчикЧемпионат мира по футболу 2014Ивлеева, Настя🡆 More

Related topics

Журнал ранней современной истории, том 13, выпуск 1 (2009 г.)

Отправить этот контент по электронной почте

Поделитесь ссылкой с коллегой или библиотекарем


Вы можете отправить ссылку на эту страницу коллеге или библиотекарю по электронной почте:

Отправить этот контент по электронной почте

или скопируйте ссылку напрямую:

https://brill. com/view/journals/jemh/13/1/article-p49_3.xml

Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

Ссылка успешно скопирована


Блог Humanities Matter Серия подкастов  
Интервью Через радугу
Подкасты В цепях
Видео Миграция
Гостевые посты Качественное образование
  Выживание по градусам
Пожертвовать   Война и мир
  • Получайте уведомления о новых проблемах

  • Получайте предварительные уведомления о статьях

  • Получайте оповещения о цитировании

Сохранять

Отправить этот контент по электронной почте

Поделитесь ссылкой с коллегой или библиотекарем


Вы можете отправить ссылку на эту страницу коллеге или библиотекарю по электронной почте:

Отправить этот контент по электронной почте

или скопируйте ссылку напрямую:

https://brill. com/view/journals/jemh/13/1/article-p49_3.xml

Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

Ссылка успешно скопирована


Блог Humanities Matter Серия подкастов  
Интервью Через радугу
Подкасты В цепях
Видео Миграция
Гостевые посты Качественное образование
  Выживание по градусам
Пожертвовать   Война и мир
  • Получайте уведомления о новых проблемах

  • Получайте предварительные уведомления о статьях

  • Получайте оповещения о цитировании

Сохранять

Abstract

Опираясь на русские летописные источники XV века, в этой статье утверждается, что, начиная с Василия II в 1432 году, великое княжество Московское отражало политическую структуру своих сюзеренов, Золотой Орды. Самые последние работы монголистов и тюркологов о традициях правления и государственном устройстве монгольских ханств показывают, что государствами-преемниками империи Чингизидов управлял не автократический хан, а совет четырех карачи-беев, глав четырех ведущих родов. Избрание подростка Василия II великим князем Московским в 1432 году было решением коалиции трех из четырех карачинских беев с целью ослабить соперничающего бея и одновременно ослабить власть великого князя Московского. путем увеличения могущества окружавших его боярских и княжеских родов. Однако политическая модель «княжеские роды плюс великий князь» была эффективной и гибкой и в дальнейшем способствовала возвышению Москвы над ее бывшими соперниками и сюзеренами.

Заголовок:

Рождение пленного самодержавия: Москва, 1432 г.

Тип статьи:

научная статья

DOI:

https://doi.org/10.1163/157006509X462276

Язык:

Английский

Страницы:

49–69

Ключевые слова:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗДАНИЕ;

ИМПЕРИЯ;

ВЕЛИКИЙ ПРИНЦ;

ПЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК;

РОССИЯ;

САМОКРАТИЯ;

ХАН;

Г. МОСКВА

В:

Журнал ранней современной истории

В:

Том 13: Выпуск 1

Издатель:

Брилл

E-ISSN:

1570-0658

Распечатать ISSN:

1385-3783

Предметы:

Ранняя современная история,

История

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные просмотры 230 36 4
полнотекстовых просмотров 61 5 2
Просмотры и загрузки PDF 62 12 5

Abstract

Опираясь на русские летописные источники XV века, в статье утверждается, что, начиная с Василия II в 1432 году, великое княжество Московское отражало политическую структуру своих сюзеренов, Золотой Орды. Самые последние работы монголистов и тюркологов о традициях правления и государственном устройстве монгольских ханств показывают, что государствами-преемниками империи Чингизидов управлял не автократический хан, а совет четырех карачи-беев, глав четырех ведущих родов. Избрание подростка Василия II великим князем Московским в 1432 году было решением коалиции трех из четырех карачинских беев с целью ослабить соперничающего бея и одновременно ослабить власть великого князя Московского. путем увеличения могущества окружавших его боярских и княжеских родов. Однако политическая модель «княжеские роды плюс великий князь» была эффективной и гибкой и в дальнейшем способствовала возвышению Москвы над ее бывшими соперниками и сюзеренами.

Заголовок:

Рождение пленного самодержавия: Москва, 1432 г.

Тип статьи:

научная статья

DOI:

https://doi.org/10.1163/157006509X462276

Язык:

Английский

Страницы:

49–69

Ключевые слова:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗДАНИЕ;

ИМПЕРИЯ;

ВЕЛИКИЙ ПРИНЦ;

ПЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК;

РОССИЯ;

САМОКРАТИЯ;

ХАН;

Г. МОСКВА

В:

Журнал ранней современной истории

В:

Том 13: Выпуск 1

Издатель:

Брилл

E-ISSN:

1570-0658

Распечатать ISSN:

1385-3783

Предметы:

Ранняя современная история,

История

Метрики содержания

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные просмотры 230 36 4
Полнотекстовые просмотры 61 5 2
Просмотры и загрузки PDF 62 12 5

Блог о гуманитарных науках

Interviews

Podcasts

Videos

Guest Posts

Podcast Series

Across the Rainbow

In Chains

Migration

Quality Education

Survival by Degrees

War and Peace

Contribute

Святитель Фотий, митрополит Киевский

Тропарь и Кондак

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был по происхождению греком из пелопоннесского города Монембасии (Мальбасии). Еще в отрочестве он поступил в монастырь и был пострижен у старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монембасийского). В 1408 г., когда Фотий находился в Константинополе с Патриархом по церковным делам, встал вопрос о замене Русского престола после кончины святителя Киприана (память 16 сентября). Избрание патриарха Матфея (139 г.7-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 года святитель Фотий был поставлен митрополитом и в следующем году прибыл на Русь.

Полгода провел в Киеве (сентябрь 1409 г. — февраль 1410 г.), занимаясь урегулированием дел в южных епархиях Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее Литовско-Российского. Святитель понимал, что престол митрополита, духовный центр церковной жизни на Руси, не мог оставаться в киевских землях, где все более и более попадало в зависимость от католической Польши. В день Святой Пасхи 1410 года митрополит Фотий прибыл в Москву по примеру бывших русских митрополитов, перенесших свою резиденцию сначала во Владимир, а затем в Москву.

22 года святитель подвизался в нелегком служении архипастыря Русской Церкви. В тяжелых условиях войны, братоубийственной распри и грабительских набегов татар он умел высоко поднять духовное значение, материальный достаток и благополучие церквей Московского престола.

Благоприятные условия в Церкви позволили святителю Фотию оказать большую помощь обедневшему Константинопольскому Патриарху, укрепить международное положение Русской Православной Церкви и Русского государства.

Враги Православия не раз пытались ниспровергнуть церковно-патриотическое служение святителя Фотия. Весной 1410 года, когда святитель Фотий прибыл во Владимир из Москвы, хан Едигей, опустошив на два года эту часть Русской земли, предпринял новый поход с намерением пленить самого митрополита. Татарский отряд во главе с князем Талычем «Изгнанником» внезапно и быстро взял Владимир, но Бог сохранил Своего праведного святого.

Накануне вечером, не подозревая опасности, святитель удалился в Святоозерский монастырь за городом. Когда татары предприняли погоню, он скрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сенеге. Не сумев захватить митрополита, хищные татары разграбили Владимир, особенно Успенский соборный храм. Привратник собора Патрикий претерпел страшные муки и принял мученическую кончину от разбойников-татар, но не открыл, где спрятаны церковные святыни и сокровища.

Усилиями митрополита Фотия восстановлено каноническое единство Русской Церкви. Отдельная Литовская митрополия, учрежденная князем Витовтом для южной и западной епархий, была упразднена в 1420 году. В том же году святитель посетил возвращенные епархии и приветствовал паству назидательной энцикликой. Мудрый и эрудированный пастырь оставил после себя множество наставлений и писем. Большое богословское значение имело его разоблачение ереси стригольников, возникшей в Пскове до него. Его мудрыми усилиями ересь была положена в 1427 г. 9.0003

Важными церковно-историческими источниками, составленными святителем Фотием, являются его «Порядок избрания и поставления епископов» (1423 г.