Куликовская битва где была: Страница не найдена

«Костей не нашли». Ученые развеяли главные мифы о Куликовской битве

https://ria.ru/20211007/donskoy-1753397658.html

«Костей не нашли». Ученые развеяли главные мифы о Куликовской битве

«Костей не нашли». Ученые развеяли главные мифы о Куликовской битве — РИА Новости, 07.10.2021

«Костей не нашли». Ученые развеяли главные мифы о Куликовской битве

О Куликовской битве большинство знает со школьной скамьи, однако для ученых это самое загадочное событие русской истории. Вокруг сражения сложилось много мифов… РИА Новости, 07.10.2021

2021-10-07T08:00

2021-10-07T08:00

2021-10-07T11:14

религия

пересвет

российская академия наук

аналитика — религия и мировоззрение

сергий радонежский

что не найдешь в учебнике

дон

дмитрий донсков

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/96468/31/964683145_124:0:3765:2048_1920x0_80_0_0_21769b0e85cb26f3a9857d871eda29f0. jpg

МОСКВА, 7 окт — РИА Новости, Никита Бизин. О Куликовской битве большинство знает со школьной скамьи, однако для ученых это самое загадочное событие русской истории. Вокруг сражения сложилось много мифов и домыслов. В последние годы российские исследователи приоткрывают завесу тайны.Прошло слишком много времениА что, если сражения на самом деле не было, — этим вопросом историки задаются уже многие десятилетия. Причем резонно: свидетельств той эпохи почти не сохранилось. Ученые опираются в основном на четыре источника — «Сказание о Мамаевом побоище», «Летописная повесть о Куликовской битве» (в двух вариантах) и «Задонщина». Но все они созданы спустя несколько десятилетий после событий.Надежда лишь на находки археологов, но и тут не все просто. Ведь место битвы должно быть усеяно артефактами XIV века. А их обнаружили очень мало, на что указывают скептики. Однако в последние годы сомнения развеиваются — помогли современные технологии.»Ландшафт сильно изменился по сравнению с тем, каким он был даже в начале XVI века. Еще тогда здесь простиралось дикое поле. Но позже подтянулись казаки и крепостные крестьяне, начали нещадно рубить деревья, пахать. А лесостепь — зона прихотливая. Если на ней вырубить лес, сам он уже не вырастет. Чтобы восстановить распаханные земли, нужно немало лет», — объясняет Андрей Наумов, заместитель директора по науке Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле».То же самое, по его словам, касается и единственного географического ориентира битвы — слияния Дона и Непрядвы.»В начале ХХ века, — рассказывает ученый, — реки разделяла длинная и узкая стометровая коса. В десятых-двадцатых годах прошлого столетия во время сильного половодья Дон промыл перемычку. Коса разрушилась и образовалась серия небольших островов. Так что исторически слияние было в другом месте».Именно это обстоятельство и объясняет отсутствие археологических находок. Оказывается, многие десятилетия попросту копали не там.»Двадцать пять лет палеогеографы из Института географии РАН трудились над реконструкцией ландшафта Куликова поля, — продолжает Наумов. — Выясняли, где была степь, а где — участки леса; где могли сражаться, а где — нет. И установили, что к югу от места слияния Дона и Непрядвы есть небольшой степной коридор шириной три-четыре километра, подходящий для сражения».Местность отвечает сразу нескольким критериям военной тактики. Тут удобно обороняться: с одной стороны овраг, а с другой — река Смолка (приток Дона). Поэтому раскопки развернули именно здесь.Где же могилы?Правда, на предполагаемом месте битвы не нашли человеческих костей. Ведь не могли же в XIV веке оставить павших без погребения: не по-христиански. На что ученые отвечают скептикам довольно просто.»Возможно, погибших на Куликовом поле хоронили, как заложенных покойников: 15-18 неглубоких могил — по числу русских полков. Вероятно, собирались перезахоронить, но почему-то этого не сделали. И останки со временем превратились в прах. К сожалению, мы уже никак не отличим братские могилы от окружающего фона», — говорит Наумов.Правда, добавляет ученый, надежды археологи не теряют. Быть может, в скором времени появится новая методика, которая позволит выделить ДНК из почвы.Но если простых воинов погребли в общих могилах, то как быть со знатью — в сражении, как известно, пало не меньше пятисот бояр. А их обычно хоронили по-особому.»Среди находок на месте сражения поразительно много энколпионов — крестов-мощевиков. Эти ювелирные изделия в то время считали почти бесценными, ведь внутри них — частица святых мощей. Кто мог носить такие кресты? Князья, бояре, воеводы, старшие дружинники. А значит, их тут было достаточное количество», — объясняет заведующий музейным комплексом «Куликово поле» в Моховом Олег Вронский.Иноки-воиныВпрочем, место погребения двоих участников Куликовской битвы известно — в московском Симоновом монастыре есть могила схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби.»Сказание о Мамаевом побоище», написанное не ранее XV века, повествует, как преподобный Сергий Радонежский дал Дмитрию Донскому двух иноков для воодушевления русского войска. Пересвет погиб в поединке против ордынского богатыря Челубея, а Ослябя пал в разгар жестокой битвы. Но ученые сомневаются в историчности этого сюжета.»Достоверно известно только, что они действительно существовали, — говорит Наумов.—Судя по летописям, они были боярами из Брянска и пришли на службу к Дмитрию Донскому».Остальное — предмет горячих споров. В частности, есть сомнения, что в 1380-м погибли оба воина. В синодике (поминальном списке павших на Куликовом поле) указано только имя Пересвета. Поэтому Ослябя, скорее всего, выжил. Как отмечает Наумов, схимонаха упоминают в документах конца XIV века в числе свиты митрополита Киевского Киприана.Но главная загадка в другом: зачем отправлять на битву монахов, которые по канонам не могут держать в руках оружие. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», к началу битвы Пересвет и Ослябя были схимниками (высшая ступень православного монашества). Преподобный Сергий, благословляя иноков, «дал им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя».»Скорее всего, Дмитрию Донскому не хватало военачальников среднего звена, — поясняет Наумов. — Поэтому Пересвет и Ослябя — бывшие брянские бояре — вошли в число воинов. И если благословил их сам Сергий Радонежский — величайший духовный авторитет того времени, — значит, они могли брать в руки оружие и надевать доспехи».Неблизкий путьНекоторые исследователи и вовсе предполагают, что Дмитрий Донской не приезжал к Сергию Радонежскому в монастырь. И благословение на битву получил, что называется, заочно.В ранних летописных текстах об этой встрече упоминаний нет. Сюжет появляется лишь в «Сказании о Мамаевом побоище» и в «Житии Сергия Радонежского», составленном приблизительно в 1418 году.В рассказах множество нестыковок. Главным образом хронологических. Исследователи полагают, что Дмитрий Донской просто не успел бы за столь короткий срок приехать за благословением к преподобному, а затем вернуться к войску. Большинство специалистов сходятся в том, что описанный визит действительно состоялся — но двумя годами ранее. Князь мог встретиться со святым в 1378-м перед битвой на реке Воже.Это сражение еще называют репетицией Куликовской битвы — именно тогда русские войска впервые победили золотоордынцев. Возможно, что разные по хронологии события сплелись в единый сюжет.История встречи Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, наверное, так и останется поводом для дискуссий. Но на другие загадки знаменитого сражения ученые находят ответы, хотя место битвы исследовано сейчас лишь на семь процентов.

https://ria.ru/20210911/nevskiy-1749582381.html

пересвет

дон

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/96468/31/964683145_579:0:3310:2048_1920x0_80_0_0_4b7dd785852beadb6392b1eb0211fa4d.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

пересвет, российская академия наук, аналитика — религия и мировоззрение, сергий радонежский, что не найдешь в учебнике, дон, дмитрий донсков, куликово поле (заповедник), социальный навигатор

Религия, Пересвет, Российская академия наук, Аналитика — Религия и мировоззрение, Сергий Радонежский, Что не найдешь в учебнике, Дон, Дмитрий Донсков, Куликово поле (заповедник), Социальный навигатор

МОСКВА, 7 окт — РИА Новости, Никита Бизин. О Куликовской битве большинство знает со школьной скамьи, однако для ученых это самое загадочное событие русской истории. Вокруг сражения сложилось много мифов и домыслов. В последние годы российские исследователи приоткрывают завесу тайны.

Прошло слишком много времени

А что, если сражения на самом деле не было, — этим вопросом историки задаются уже многие десятилетия. Причем резонно: свидетельств той эпохи почти не сохранилось. Ученые опираются в основном на четыре источника — «Сказание о Мамаевом побоище», «Летописная повесть о Куликовской битве» (в двух вариантах) и «Задонщина». Но все они созданы спустя несколько десятилетий после событий.

Надежда лишь на находки археологов, но и тут не все просто. Ведь место битвы должно быть усеяно артефактами XIV века. А их обнаружили очень мало, на что указывают скептики. Однако в последние годы сомнения развеиваются — помогли современные технологии.

«Ландшафт сильно изменился по сравнению с тем, каким он был даже в начале XVI века. Еще тогда здесь простиралось дикое поле. Но позже подтянулись казаки и крепостные крестьяне, начали нещадно рубить деревья, пахать. А лесостепь — зона прихотливая. Если на ней вырубить лес, сам он уже не вырастет. Чтобы восстановить распаханные земли, нужно немало лет», — объясняет Андрей Наумов, заместитель директора по науке Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле».

То же самое, по его словам, касается и единственного географического ориентира битвы — слияния Дона и Непрядвы.

«В начале ХХ века, — рассказывает ученый, — реки разделяла длинная и узкая стометровая коса. В десятых-двадцатых годах прошлого столетия во время сильного половодья Дон промыл перемычку. Коса разрушилась и образовалась серия небольших островов. Так что исторически слияние было в другом месте».

Именно это обстоятельство и объясняет отсутствие археологических находок. Оказывается, многие десятилетия попросту копали не там.

© предоставлено музеем-заповедником «Куликово поле»Музей-заповедник «Куликово поле». Вид сверху.

© предоставлено музеем-заповедником «Куликово поле»

Музей-заповедник «Куликово поле». Вид сверху.

«Двадцать пять лет палеогеографы из Института географии РАН трудились над реконструкцией ландшафта Куликова поля, — продолжает Наумов. — Выясняли, где была степь, а где — участки леса; где могли сражаться, а где — нет. И установили, что к югу от места слияния Дона и Непрядвы есть небольшой степной коридор шириной три-четыре километра, подходящий для сражения».

Местность отвечает сразу нескольким критериям военной тактики. Тут удобно обороняться: с одной стороны овраг, а с другой — река Смолка (приток Дона). Поэтому раскопки развернули именно здесь.

Где же могилы?

Правда, на предполагаемом месте битвы не нашли человеческих костей. Ведь не могли же в XIV веке оставить павших без погребения: не по-христиански. На что ученые отвечают скептикам довольно просто.

«Возможно, погибших на Куликовом поле хоронили, как заложенных покойников: 15-18 неглубоких могил — по числу русских полков. Вероятно, собирались перезахоронить, но почему-то этого не сделали. И останки со временем превратились в прах. К сожалению, мы уже никак не отличим братские могилы от окружающего фона», — говорит Наумов.

© Фото : пресс-служба Музея Куликово полеАрхеологи на месте сражения русских и ордынских полков на Куликовом поле

© Фото : пресс-служба Музея Куликово поле

Археологи на месте сражения русских и ордынских полков на Куликовом поле

Правда, добавляет ученый, надежды археологи не теряют. Быть может, в скором времени появится новая методика, которая позволит выделить ДНК из почвы.

Но если простых воинов погребли в общих могилах, то как быть со знатью — в сражении, как известно, пало не меньше пятисот бояр. А их обычно хоронили по-особому.

«Среди находок на месте сражения поразительно много энколпионов — крестов-мощевиков. Эти ювелирные изделия в то время считали почти бесценными, ведь внутри них — частица святых мощей. Кто мог носить такие кресты? Князья, бояре, воеводы, старшие дружинники. А значит, их тут было достаточное количество», — объясняет заведующий музейным комплексом «Куликово поле» в Моховом Олег Вронский.

Иноки-воины

Впрочем, место погребения двоих участников Куликовской битвы известно — в московском Симоновом монастыре есть могила схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

© РИА Новости / Валерий Шустов / Перейти в медиабанкМогилы героев Куликовской битвы схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби в Симоновом монастыре

Могилы героев Куликовской битвы схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби в Симоновом монастыре

«Сказание о Мамаевом побоище», написанное не ранее XV века, повествует, как преподобный Сергий Радонежский дал Дмитрию Донскому двух иноков для воодушевления русского войска. Пересвет погиб в поединке против ордынского богатыря Челубея, а Ослябя пал в разгар жестокой битвы. Но ученые сомневаются в историчности этого сюжета.

«Достоверно известно только, что они действительно существовали, — говорит Наумов. —Судя по летописям, они были боярами из Брянска и пришли на службу к Дмитрию Донскому».

Остальное — предмет горячих споров. В частности, есть сомнения, что в 1380-м погибли оба воина. В синодике (поминальном списке павших на Куликовом поле) указано только имя Пересвета. Поэтому Ослябя, скорее всего, выжил. Как отмечает Наумов, схимонаха упоминают в документах конца XIV века в числе свиты митрополита Киевского Киприана.

Миниатюра «Куликовская битва»

Но главная загадка в другом: зачем отправлять на битву монахов, которые по канонам не могут держать в руках оружие. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», к началу битвы Пересвет и Ослябя были схимниками (высшая ступень православного монашества). Преподобный Сергий, благословляя иноков, «дал им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя».

«Скорее всего, Дмитрию Донскому не хватало военачальников среднего звена, — поясняет Наумов.— Поэтому Пересвет и Ослябя — бывшие брянские бояре — вошли в число воинов. И если благословил их сам Сергий Радонежский — величайший духовный авторитет того времени, — значит, они могли брать в руки оружие и надевать доспехи».

Неблизкий путь

Некоторые исследователи и вовсе предполагают, что Дмитрий Донской не приезжал к Сергию Радонежскому в монастырь. И благословение на битву получил, что называется, заочно.

В ранних летописных текстах об этой встрече упоминаний нет. Сюжет появляется лишь в «Сказании о Мамаевом побоище» и в «Житии Сергия Радонежского», составленном приблизительно в 1418 году.

Картина: Преподобный Сергий Радонежский благословляет на брань великого князя московского Дмитрия Донского и дает ему Пересвета и Ослябю

Картина: Преподобный Сергий Радонежский благословляет на брань великого князя московского Дмитрия Донского и дает ему Пересвета и Ослябю

В рассказах множество нестыковок. Главным образом хронологических. Исследователи полагают, что Дмитрий Донской просто не успел бы за столь короткий срок приехать за благословением к преподобному, а затем вернуться к войску. Большинство специалистов сходятся в том, что описанный визит действительно состоялся — но двумя годами ранее. Князь мог встретиться со святым в 1378-м перед битвой на реке Воже.

Это сражение еще называют репетицией Куликовской битвы — именно тогда русские войска впервые победили золотоордынцев. Возможно, что разные по хронологии события сплелись в единый сюжет.

История встречи Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, наверное, так и останется поводом для дискуссий. Но на другие загадки знаменитого сражения ученые находят ответы, хотя место битвы исследовано сейчас лишь на семь процентов.

11 сентября 2021, 08:00Религия

«Ледового побоища не было». Главные мифы об Александре Невском

Куликовская битва — символ единения русского народа

Текст публикации: 

За эти столетия Куликовская битва обросла огромным количеством исторических мифов. И пусть дата не круглая и не отмечается в Волгограде, но тот факт, что она изменила историю России остаётся не опровержимым.
Почему даже спустя столько лет мы говорим о её значении? Как бы развивалось Российское государство, если бы не эта победа, корреспонденту ИА «Волга-Медиа» рассказал профессор ВГСПУ Владислав Иванович Мамонтов:
«Дата одна из самых важных в истории нашего государства. Ведь перед нашествием монголо-татар Русь распалась на разрозненные княжества. Распавшуюся Киевскую Русь было очень легко победить, что они и сделали. В результате нескольких походов на русские княжества вся страна оказалась под монголо-татарским владычеством на целых 300 лет.
Эта битва не сразу была «придумана», годы подготовки ушли на то, чтобы собрать достойное войско. Во-первых, для победы должны были объединиться все русские княжества, ведь у каждого князя был свой характер и взгляды. Во-вторых, нужно было изменить характер людей, княжества соперничали друг с другом — боролись только за свои уделы. Огромную работу в объединении Руси сыграла церковь: патриарх Алексий проводил беседы с каждым из князей, призывал их быть вместе.
Кроме того, должна была народиться куча ребятишек, новое поколение для возрождения боеспособной армии. Их нужно было не только вырастить и выкормить, а воспитать воинов. А когда они взрослели, им предстояло учиться не только кулачному бою, но и владению современным оружием: носить правильно кольчугу, управлять луком, ездить на лошади — это огромный труд, который даётся не за короткое время. И конечно же нужны были люди, которые бы всё это оружие отковали.
Дмитрий Донской не только получил благословение на эту битву от Сергея Радонежского, но и хорошо продумал построение нашего войска: первые полки, передовые,- были смертники, воины принимали на грудь весь удар татарской конницы — всё до мелочей было продумано.
Этот пример самоотдачи во имя Отечества важен для патриотического воспитания нашего юношества, которые не очень хорошо знают историю далёкого прошлого.
А насчёт того, что было бы, если бы не было этой победы, я думаю, что была бы вторая Куликовская битва. Мощный русский народ уже один раз отстоял свою свободу на Ледовом побоище и вторая Куликовская случилась бы. Но Бог нас уберёг — победа далась с первого раза.
Мне очень обидно, что до сих пор на эту тему не снято ни одного фильма. Понимаете, даже ордена нет «Дмитрия Донского». «Александра Невского» есть, «Кутузова», даже «Богдана Хмельницкого». А такая блестящая победа прошла мимо нашего искусства».
И напоследок профессор сказал столь явную мысль: «Куликовская битва сыграла большую роль в единении русского народа, ведь мы сильны когда вместе действуем».

Ссылка на публикацию: 

http://vlg-media.ru/novosti-volga-media/kultura/3546-kulikovskaya-bitva-simvol-e…

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА (КУЛИКОВСКОЕ БИТВОЕ ПОЛЕ) — Полный пилигрим

Куликово Поле, Россия (1380 г. н.э.)

Куликовская битва была одним из самых медленное падение монгольского могущества в Средней Азии. Это также сделало Дмитрия Ивановича, великого князя Московского, национальным героем, и подготовило почву для основания Российской империи, которая впоследствии стала одной из великих мировых держав. Место битвы, долгое время считавшееся утерянным, было заново открыто археологами в XIX в.век. Сейчас он считается одним из великих национальных военно-исторических памятников России.

История

К концу 13 века практически вся территория современной России находилась под властью Монгольской империи. В то время как монголы уже потерпели военные поражения в Японии, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, в 14 веке им еще предстояло столкнуться с соперником на европейской границе. Почти сто лет монгольское племя, известное как Золотая Орда, правило землями Западной Руси. Но в 1360-х годах одно из их податных государств, Москва, начало набирать силу и поглощать близлежащие территории.

После завоевания нескольких важных соперничающих владений Великий Князь добивается признания своего нового государства от монгольского хана Мамая. Вместо этого Мамай решил восстановить свою власть в регионе, и обе стороны приготовились к войне. В течение нескольких лет военные судьбы менялись несколько раз. В 1380 году Мамай решил раз и навсегда расправиться с Русью и заручился союзом с несколькими врагами княжества.

Дмитрий Иванович, князь Московский, собрал свои силы и нанес превентивный удар по монголам и их союзникам, прежде чем армии успели соединиться. Русы встретились с монголами на Куликовом поле на территории нынешней Тульской области. Помимо того, что удалось поймать монгольские армии разделенными, бой был довольно обычным по средневековым стандартам.

Согласно легенде, битва началась как единоборство между двумя чемпионами (тот, что за Русь послан не кем иным, как Святым Сергием), которые впоследствии убили друг друга. Затем начался трехчасовой бой, в течение которого русам, пародируя монгольскую тактику, удалось сдержать орду достаточно долго, чтобы нанести внезапный удар в тыл врага. Впервые на европейской земле монгольское войско было разбито и практически полностью уничтожено, хотя русские также потеряли от трети до половины своей армии. Хотя позже монголы вернулись и победили русов, ущерб был нанесен, а монгольский ореол непобедимости уничтожен навсегда.

Посещение

Давно забытое поле Куликовской битвы было вновь открыто религиозным деятелем и историком-любителем Степаном Нечаевым в середине 1800-х годов, и это место было признано законным. На этом месте воздвигнут ряд памятников, в первую очередь мемориальная колонна 1848 года. Неподалеку находится Музей Куликова поля с экспонатами, посвященными истории битвы.

Поле боя расположено в деревне Куликово поле Тульской области, примерно в 100 милях к югу от Москвы. Поле боя — открытая площадка. Мемориальная колонна и музей открыты круглый год с 10:00 до 16:00 (летом работает дольше, зимой закрыт по вторникам). Цены на вход не были доступны. Сайт: kulpole.ru (официальный сайт).

Фильм На Куликовом поле.. (1980)

Аннотация:

Журналистский фильм к 600-летию Куликовской битвы [В 1380 году на Куликовом поле русское войско одержало победу над татарами]. Фильм подробно рассказывает об этом великом историческом событии с использованием рукописей, документов, иконографических материалов.

Временное описание:

Фильм рассказывает о Куликовской битве русских полков во главе с великим князем Московским и Владимирским Дмитрием Донским и монголо-татарских войсках на Куликовом поле. Вид Куликова поля. Река Дон. Закат над полем и рекой. Памятники на Куликовом поле. Предметы крестьянского быта в доме-музее. Пожилые мужчины поют былину об Илье Муромце (синхронно). Софийский собор в Киеве. Саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе. Древнерусская церковь. Роспись в одной из церквей. Карта монголо-татарского нашествия (анимация). Портреты великих князей Владимира, Ярослава, Владимира Мономаха. Изображения, изображающие боевые действия татаро-монгольских войск. Икона Святой Троицы Андрей Рублев. Троице-Сергиева Лавра, настенные росписи Сергей Радонежский. Картины, иконы, изображения, изображающие Куликовскую битву. Портрет Дмитрия Донского. Могила Дмитрия Донского в Архангельском соборе Московского Кремля.

Катушка №1

Пейзажи Тульской области.

Река Дон, заходящее солнце – общ.

Купол — ср.

Река Непрядва, пасутся лошади.

пнр. на озере Светлояр – ср., пнр.

Куликово – общ., ср.

Церковь-памятник Сергию Радонежскому на Куликовом поле – кр.

Старики поют былину – кр.

Этнографический музей

Суздаль, предметы крестьянского быта – ср., кр., пнр.

Монастырь – общ.

Деревянная церковь – кр.

Псков.

Келья монаха – ср., кр.

Старинная книга – кр.

Новгород.

Береста, старинные миниатюры, изображающие жизнь и работу ремесленников, торговлю России с другими странами, сельское хозяйство и строительство – ср., кр., пнр.

Киев.

Купол собора

Софийский собор – ср.

Настенные росписи – ср., кр.

Саркофаг Ярослава Мудрого – ср.

Серебряная чаша – ср., кр., пнр.

Белокаменная церковь, еще одна церковь – ср., кр.

Кирпичная церковь – кр.

Настенные росписи – ср., кр., пнр.

Изображения Петра, Богоматери – кр., пнр.

Катушка №2

Пейзаж.

пнр. танцевать – общ.

Поле, небо в облаках – общ.

Страница летописи – кр.

Каменная скульптура женщины – кр.

Мультработа: Карта монгольского нашествия – ср.

Киев.

Портрет великих князей Владимира и Ярослава, князей Владимира Мономаха – кр.

Иконографические изображения гражданской войны, верховой езды князей и сыновей, христианского обряда – ср.

пнр. на ледяном поле – общ.

Пейзаж с церковью – ср.

Мультработа с изображением нашествия – ср., кр.

Монастырь – общ., ср.

Церковь с куполом – общ.

Монастырские стены, башни, купола – пнр. — ср., кр.

Рисунки, изображающие нашествие татар и монголов на лошадях, разрезают русских воинов, расстреливают ушедших в плен русских девушек, русские отдают дань – ср., кр., пнр.

пнр. на озере Светлояр – ср.

Пейзажи, солнце, замерзшая река – ср.

пнр. на заснеженном поле видны снежные древние каменные кресты – кр., пнр.

Катушка №3

Летопись — слева снято; свечи – кр., отъезд.

Владимирская икона Божией Матери – кр.

На переднем плане башни видна луна – ср.

Икона Св.

Георгий Победоносец – кр.

Рисунок – Александр Невский в конном бою с немцами – ср.

Ковка копья, меча, кольчуги – кр.

Пейзаж.

Ледоход на реке – ср., кр.

Картина с изображением строительства Москвы – ср., кр.

Портрет малолетнего сына Александра Невского – князя Даниила Александровича – кр.

Настенные росписи Ивана Калиты-МС., кр.

Роспись Московского Кремля – пнр. — ср., кр.

Старинные книжные иллюстрации – кр.

Берёзка молодая, дуб – пнр. — ср., кр.

Государственная Третьяковская галерея.

Икона Андрея Рублева «Троица» — пнр, ср., кр.

Троице-Сергиева Лавра — общ.

пнр. Панно Сергий — ср., кр., пнр

Колокола — кр.

Башня монастыря — КР

Картина благословения Дмитрия Донского Сергием Радонежским — ср.

Георгий» — кр.

Кожух — кр.

Значок, изображающий вывод войск из Москвы – пнр. — ср., кр.

Пейзажи.

Дон Р. – общ.

Пейзажи.

Поле – ср., кр., пнр.

Бобина №4

На картине изображена сцена Куликовской битвы, поединок Александра Пересвета с батыром Челубеем – кр.

пнр. картины художника Криворучко «Куликово» и произведения французского художника о Куликовской битве – общ.