Содержание
О духовных произведениях П.И. Чайковского
Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, широко известный и почитаемый как в России, так и за рубежом. Наверное каждому с детства знакомы его балеты, оперы, симфонии. Однако не стоит забывать, что Чайковский писал и духовную музыку. Творческое наследие композитора в области духовной музыки составляют: «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», «Девять духовно-музыкальных сочинений», «Ангел вопияше». Эти сочинения важны как в контексте творчества композитора, так и для русской духовной музыки в целом.
Чайковский не занимался непосредственно певческой или же регентской деятельностью, но во время своего обучения в Училище правоведения пел в хоре под управлением Г. Ломакина. Этот коллектив, отличавшийся высоким исполнительским мастерством, участвовал в богослужениях и таким образом опыт пения в церковном хоре будущий композитор всё же получил.
Приступая к написанию духовной музыки, Чайковский изучал Устав, Обиход, особенности православного богослужебного пения, для чего посещал богослужения в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Композитора бесконечно восхищало аскетичное монастырское пение, в то время как пышное концертное «сладкогласие» столичных храмов вызывало его негодование. Тяжелее всего композитору давался Устав. В одном из своих писем Петр Ильич писал следующее: «Если бы вы знали, до чего трудно всё сообразить. В этом океане ирмосов, стихир, седальнов, катавасий, богородичнов, троичнов, тропарей, кондаков, эксапостилариев, подобных, степенных, – я совершенно потерялся и просто до сумасшествия иногда дохожу. И решительно не понимаешь, где, что, как и когда!» Но, несмотря на некоторые трудности, возникшие в творческом процессе, духовная музыка Чайковского отличается большой осознанностью и глубоким пониманием основ православного богослужения.
Впервые к написанию духовной музыки Петр Ильич обращается в 1878 г., в период сочинения Симфонии № 4 и оперы «Евгений Онегин». Первым сочинением, написанным для православного богослужения становится «Литургия святого Иоанна Златоуста», написанная для смешанного хора и состоящая из пятнадцати номеров. В этом сочинении Чайковский сочетает свой авторский, безусловно, узнаваемый, композиторский стиль и характерные особенности московской синодальной школы, так или иначе оказавшей на него влияние.
Стоит отметить, что появление «Литургии» Чайковского стало довольно резонансным событием. Причина этого в том, что любое богослужебное сочинение, написанное в то время, не допускалось к исполнению без одобрения цензуры Придворной Певческой Капеллы. А «Литургия» Чайковского с его идеями возрождения русского церковного пения была совершенно чужда взглядам петербургских композиторов, считавших, что русская духовная музыка должна создаваться исключительно по западному образцу. Н. Бахметьев, занимавший в то время пост директора Придворной Певческой Капеллы, даже настаивал на том, чтобы изъять партитуры «Литургии» из продажи и предать сожжению, но, к счастью, таких радикальных мер принято не было.
Своего рода новаторством стало и то, что Чайковский обращается к написанию полной службы, то есть всех ее номеров. После «Литургии» таким же образом композитор работает со «Всенощной». По причине большей структурной вариативности и неширокого распространения в композиторской среде цикла, Чайковский обращается к прот. Дмитрию Разумовскому с просьбой помочь выстроить последовательность песнопений, исполняемых на всенощном бдении.
«Всенощное бдение» написано П.И. Чайковским в 1882 г. Оно значительно отличается от «Литургии». Здесь мы можем проследить, как с годами развивалось убеждение Чайковского в том, что русская духовная музыка должна вернуться к своим истокам. Именно поэтому все номера «Всенощного бдения» содержат в себе одноголосные распевы из Обихода: знаменный, греческий, киевский и болгарский.
Создавая «Всенощную» Чайковский ставит себе уже совершенно новые цели. Здесь авторский стиль и композиторское начало отходит на второй план, уступая главенствующую роль яркой и самобытной мелодике древнерусского пения. Композитор пишет об этом следующее: «Всенощная будет попыткой возвратить нашей Церкви ее собственность, насильно от нее отторгнутую. Я являюсь в ней вовсе не самостоятельным художником, а лишь перелагателем древних напевов».
Последним богослужебным сочинением П.И. Чайковского стал задостойник Пасхи «Ангел вопияше». Обращение к этому тексту не случайно – он привлекал многих композиторов XIX в. Среди них М. Мусоргский, М. Балакирев, П. Чесноков, а Н. Римский-Корсаков использовал тему «Ангел вопияше» из Обихода в своей симфонической увертюре «Светлый праздник».
В наше время духовные сочинения П.И. Чайковского часто звучат как в храмах, так и на концертах, входят в репертуар многих хоровых коллективов, а в некоторых храмах даже есть традиция исполнять «Литургию» Чайковского в день памяти композитора 6 ноября.
Евгения Земцова, 8 апреля 2018 года
Родился композитор и дирижёр Пётр Ильич Чайковский
Я желал бы всеми силами души,
чтобы музыка моя распространялась,
чтобы увеличивалось число людей,
любящих её,
находящих в ней утешение и подпору.
П. И. Чайковский
25 апреля (7 мая) 1840 г. в небольшом городке Воткинске Вятской губернии в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода родился великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
В доме Чайковских часто проводились музыкальные вечера. Большое влияние на создание музыкальной атмосферы в доме оказала мать будущего композитора, Александра Андреевна. Она была большой любительницей музыки, сама пела и немного играла на фортепиано. В четыре года Петра начали обучать игре на фортепиано, через три года он уже читал ноты не хуже своей учительницы и записывал собственные детские впечатления, а год спустя Чайковский играл на фортепиано как взрослый.
В 1846 г. семья Чайковских переехала в г. Алапаевск, а затем через год – в Петербург. В 10 лет Петра Чайковского отдали учиться в Петербургское училище правоведения, по окончании которого он был определён на службу в Департамент юстиции. Все это время Пётр Чайковский продолжал заниматься музыкой, брал уроки у лучших петербургских педагогов. В письмах к сестре Чайковский писал: «Из меня сделали чиновника, да и то плохого. Я стараюсь по возможности исправиться, заняться службой посерьёзнее и… в то же время изучать генерал-бас». В начале 1862 г. Чайковский, решив получить профессиональное музыкальное образование, оставил службу и поступил в Петербургскую консерваторию. В консерватории он занимался у профессора Н. И. Зарембы и знаменитого пианиста и композитора А. Г. Рубинштейна. Одним из первых значительных произведений П. И. Чайковского была увертюра для симфонического оркестра, написанная на сюжет драмы А. Н. Островского «Гроза» (1864). Тогда же композитором были написаны увертюра фа-мажор (1865), «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Ф. Шиллера «К радости» (дипломная работа), несколько камерных произведений.
По окончании консерватории в Петербурге Чайковский начал композиторскую деятельность в Москве. В 1866 г. он стал преподавателем музыкальных классов Московского отделения Русского музыкального общества, а с осени того же года — профессором Московской консерватории. В Москве Пётр Ильич познакомился с рядом выдающихся русских музыкантов, писателей и поэтов, посещал Артистический кружок А. Н. Островского. В 1866 г. Чайковский написал свою первую симфонию и начал работу над оперой «Воевода», премьера которой состоялась в 1869 г. Участвуя в музыкальной жизни Москвы, Чайковский регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика, работал музыкальным рецензентом в газетах «Современная летопись» и «Русские ведомости».
В феврале 1873 г. в Малом театре в Москве состоялась премьера «Снегурочки» Островского на музыку Чайковского. В мае 1875 г. в Большом театре была поставлена опера Петра Ильича «Опричник», а в феврале 1877 г. состоялась премьера балета «Лебединое озеро».
В 1877 г., пережив тяжёлый душевный кризис, Чайковский оставил консерваторию и уехал за границу, жил преимущественно в Швейцарии и Италии. В это время немаловажными для композитора были материальная поддержка и переписка с меценаткой и любительницей музыки Надеждой Филаретовной фон Мекк. В эти годы Петром Ильичём были созданы 4-й симфония и опера «Евгений Онегин», премьера которой состоялась в Москве в марте 1879 г. В 1884 г. Чайковскому за увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» была присуждена премия им. М. И. Глинки.
С 1885 г. Пётр Ильич жил и работал в окрестностях Клина в селе Майданово, Фроловское, с 1892 поселился в самом Клину. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом; дал серию концертов в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже, Лондоне, дирижируя собственные произведения. В 1891 г. ездил с концертами в США. В 1892 г. Пётр Ильич был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, а в 1893 г. – почётным доктором Кембриджского университета.
В конце 1880-х – начале 1890-х гг. Чайковским был создан ряд величайших произведений, ставших мировой классикой, среди них — оперы «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», 5-я и 6-я «Патетическая» симфонии, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Гамлет», сюита для оркестра «Моцартиана», 3-й концерт для фортепиано с оркестром, струнный секстет «Воспоминание о Флоренции», несколько циклов фортепианных пьес и романсов.
Творчество Чайковского ещё при жизни композитора получило широкое признание и стало неотъемлемой частью передовой русской художественной культуры.
Концерт 16 (28) октября 1893 г., где Чайковский дирижировал в первый раз своей шестой симфонией, стал для композитора последним. 25 октября (6 ноября) Чайковский скоропостижно скончался от холеры в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.
Лит.: Альшванг А. А. Опыт анализа творчества П. И. Чайковского (1864-1878). М.; Л., 1951; Асафьев Б. В. П. И. Чайковский: его жизнь и творчество. Пг., 1922; Туманина Н. В. Чайковский: великий мастер 1878-1893. М., 1968; Чайковский М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. М.; Лейпциг. 1903.
См. также в Президентской библиотеке:
П. И. Чайковский: к 175-летию со дня рождения: [цифровая коллекция].
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Голосование за президента США: викторина
Доза дофамина, индуцированного дельфинами: 8 видов очаровательных китообразных
«Г-н. Горбачев, снесите эту стену!»: Берлинская речь Рейгана
Петр Ильич Чайковский | Биография, сочинения и факты
Петр Ильич Чайковский
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 7 мая 1840 г.
Воткинск
Россия
- Умер:
- 6 ноября 1893 г. (53 года)
Санкт-Петербург
Россия
(Юбилей через 4 дня)
- Известные работы:
- «Черевички»
«Евгений Онегин»
«Невольничий марш, соч. 31”
«Патетическая симфония»
«Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор»
«Ромео и Джульетта»
«Шестая симфония»
«Лебединое озеро»
«Симфония № 4 фа минор, соч. 36”
«Щелкунчик»
«Опричник»
«Пиковая дама»
«Спящая красавица»
«Шторм»
«Воевода»
«Вакула Кузнец»
- Механизм/стиль:
- Романтизм
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем важен Петр Ильич Чайковский?
Чайковский был одним из самых известных русских композиторов. Его музыка имела большой успех у широкой публики благодаря своим мелодичным мелодиям с открытым сердцем, впечатляющим гармониям и красочной живописной оркестровке, которые вызывают глубокий эмоциональный отклик.
Чем известен Петр Ильич Чайковский?
Какой была семья Петра Ильича Чайковского?
Чайковский был вторым из шести выживших детей Ильи Чайковского, управляющего Камско-Воткинским металлургическим заводом, и Александры Ассье, которые умерли, когда Чайковский был подростком. Несмотря на то, что он был геем, Чайковский женился на Антонине Милюковой, молодой студентке музыки, в 1877 году. Он ушел от нее через несколько недель.
Где получил образование Петр Ильич Чайковский?
Чайковский окончил Санкт-Петербургскую консерваторию в 1865 году. Он был одним из первых ее студентов, когда она открылась в 1862 году. Его первые уроки музыки начались в 1845 году.
Как умер Петр Ильич Чайковский?
В 1893 году Чайковский умер от осложнений холеры, эпидемия которой прокатилась по Петербургу. Ходили слухи, что его смерть была самоубийством, и они были возрождены в конце 20 века некоторыми его биографами, но эти утверждения не могут быть подтверждены документальными свидетельствами.
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Pyotr Ilyich Chaikovsky , Чайковский также написал Chaikovsky, Chaikovskii , или Tschaikowsky , на полном яже 90808, . , Россия — умер 25 октября [6 ноября] 1893 года, Санкт-Петербург), самый популярный русский композитор всех времен. Его музыка всегда пользовалась большой популярностью у широкой публики благодаря своим мелодичным, искренним мелодиям, впечатляющим гармониям и красочным, живописным оркестровкам, которые вызывают глубокий эмоциональный отклик. В его творчестве 7 симфоний, 11 опер, 3 балета, 5 сюит, 3 фортепианных концерта, концерт для скрипки, 11 увертюр (собственно, 3 увертюры и 8 одиночных программных оркестровых произведений), 4 кантаты, 20 хоровых произведений, 3 струнных квартета. , струнный секстет и более 100 песен и пьес для фортепиано.
Ранние годы
Популярные вопросы: Петр Ильич Чайковский
Смотреть все видео к этой статье
Чайковский был вторым из шести выживших детей Ильи Чайковского, управляющего Камско-Воткинским металлургическим заводом, и Александры Ассье, потомка француженки эмигранты. Он проявлял явный интерес к музыке с детства, и его самые ранние музыкальные впечатления были связаны с оркестром в семейном доме. В возрасте четырех лет он сделал свою первую записанную попытку сочинить песню, написанную вместе со своей младшей сестрой Александрой. В 1845 году он начал брать уроки игры на фортепиано у местного наставника, благодаря которому познакомился с мазурками Фредерика Шопена и фортепианными пьесами Фридриха Калькбреннера. Поскольку в то время музыкального образования в российских учебных заведениях не было, родители Чайковского не думали, что их сын может заняться музыкальной карьерой. Вместо этого они решили подготовить нервного и чувствительного мальчика к карьере на государственной службе.
В 1850 году Чайковский поступил в престижное Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге, интернат для мальчиков, где провел девять лет. Он оказался прилежным и успешным учеником, пользовавшимся популярностью среди сверстников. В то же время Чайковский завязал в этой чисто мужской среде крепкие эмоциональные связи с несколькими своими одноклассниками.
В 1854 году его мать заболела холерой и умерла. В последние годы обучения мальчика в школе отец Чайковского, наконец, осознал призвание сына и пригласил профессионального педагога Рудольфа Кюндингера для уроков игры на фортепиано. В 17 лет Чайковский попал под влияние итальянского учителя пения Луиджи Пиччоли, первого человека, оценившего его музыкальные таланты, и после этого Чайковский на всю жизнь увлекся итальянской музыкой. Вольфганг Амадей Моцарт Дон Жуан стал еще одним открытием, которое глубоко повлияло на его музыкальный вкус. Летом 1861 года он впервые выехал за пределы России, посетив Германию, Францию и Англию, а в октябре того же года начал посещать музыкальные классы недавно созданного Русского музыкального общества. Когда следующей осенью открылась Санкт-Петербургская консерватория, Чайковский был одним из первых ее студентов. Приняв решение посвятить свою жизнь музыке, он ушел из Министерства юстиции, где работал клерком.
Викторина «Британника»
Викторина: кто это написал?
Сопоставьте сонату, концерт или оперу с их композитором.
Чайковский провел почти три года в Санкт-Петербургской консерватории, изучая гармонию и контрапункт у Николая Зарембы, а также композицию и инструментовку у Антона Рубинштейна. Среди его самых ранних оркестровых произведений была увертюра под названием «Буря » (сочинена в 1864 г.), зрелая попытка создания драматической программной музыки. Первое публичное исполнение любого из его произведений состоялось в августе 1865 года, когда Иоганн Штраус Младший дирижировал оперой Чайковского «9».0228 Характерные танцы на концерте в Павловске под Санкт-Петербургом.
Средние годы
После окончания в декабре 1865 года Чайковский переехал в Москву, чтобы преподавать теорию музыки в Русском музыкальном обществе, вскоре после этого переименованном в Московскую консерваторию. Ему было трудно преподавать, но его дружба с директором Николаем Рубинштейном, который в первую очередь предложил ему эту должность, помогла сделать это терпимым. В течение пяти лет Чайковский написал свою первую симфонию, Симфония № 1 соль минор (сочинено 1866; Зимние грёзы ) и его первая опера Воевода (1868).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
В 1868 году Чайковский познакомился с бельгийской меццо-сопрано по имени Дезире Арто, с которой мимолетно подумывал о женитьбе, но их помолвка закончилась неудачей. Опера «Воевода » была хорошо принята даже «пятеркой» — влиятельной группой русских композиторов-националистов, никогда не оценивших космополитизм музыки Чайковского. В 1869 г.Чайковский завершил « Ромео и Джульетта », увертюру, в которой он тонко адаптировал форму сонаты, чтобы отразить драматическую структуру пьесы Шекспира. Николай Рубинштейн с успехом дирижировал этим произведением в следующем году, и оно стало первым произведением Чайковского, которое со временем вошло в стандартный международный классический репертуар.
В марте 1871 года публика Московского Дома Дворянства стала свидетелем успешного исполнения Струнного квартета № 1 Чайковского , а в апреле 1872 года закончил другую оперу, Опричник . Проведя лето в поместье своей сестры на Украине, он начал работать над своей Симфонией № 2 до минор , позже названной Малороссийской , которую он закончил позже в том же году. Опричник был впервые поставлен в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в апреле 1874 года. Несмотря на первоначальный успех, опера не убедила критиков, с которыми в конечном итоге согласился Чайковский. Его следующая опера, Вакула Кузнец (1874 г.), позже переработанный как Черевички (1885 г.; Ботиночки ), был оценен аналогичным образом. В своих ранних операх молодой композитор с трудом находил баланс между творческим задором и умением критически оценивать происходящее. Однако его инструментальные произведения начали приносить ему репутацию, и в конце 1874 года Чайковский написал свой Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, произведение, которому суждено было прославиться, несмотря на его первоначальное неприятие Рубинштейном.