Велес или Волос | |
Все века | РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Велес или Волос
ВЕЛЕС (Волос), в древнерусской
По древним поверьям, Велес принимал
На Велесовы дни, которые зимой
После Крещения Руси образ Велеса
Велес или Волос -
[Велес, противник громовержца Перуна, в
Волос или Велес — древнеславянское божество, до сих пор еще мало
Брокгауз и Ефрон.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав |
Велес | это.
.. Что такое Велес?
У этого термина существуют и другие значения, см. Велес (значения).
Изображение идола Велеса с коровьей головой на груди в проекте памятника «Тысячелетие России» (в окончательном проекте фигура языческого бога спрятана за фигурой Рюрика)
Велес (за фигурой лежащего татарина)
Велес, Волос (др.-рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии.
Согласно теории «основного мифа» — одно из центральных божеств в славянской мифологии, Змей — антагонист Громовержца Перуна.
Л. Нидерле, А. Л. Погодин, В. Й. Мансикка, М. Фасмер и Л. С. Клейн отделяют Велеса от Волоса. Этимология имени Велес точно не выяснена. М. Фасмер предполагал связь Велес с велий (великий) по той же модели, что белесый ← белый.
Содержание
|
Функции божества
Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в дар несжатыми так называемых волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой»[1].
Культ Велеса, наряду с культом Перуна, считается частью исследователей древнейшим общеславянским[1]; имена этих божеств реконструируются на праславянском уровне. Имеются элементы системного противопоставления двух главных богов. Так, в договоре Руси с Византией 907 года Велес (называемый в Повести временных лет Волос) соотносится с золотом, а Перун — с оружием. В иных источниках они также противопоставляются:
иже молѧть подъ ѡвиномъ. и ѡгневи. и виламъ и мокоши (і) симꙋ. (і) руглꙋ и перꙋнꙋ и волосꙋ скотью б҃у. (і) родꙋ и рожаницамъ (=—ѣ) и всѣмх тѣмъ иже сꙋть имъ (=тѣмъ) подобии се же оꙋчение намъ вписасѧ конець вѣкъ
— Слово христолюбца
Впервых постави начальнейшаго кумира, именем Перуна, бога грому, молнии и облаков дождевных на пригорку высоком над Боричовым потоком по подобию человеческу… Вторый идол бысть Волос, бог скотов. Третий Позвизд: инии же прозваша его Похвистч неции нарицаху Вихром, исповедающе бога быти воздуха, ведра и безгодия. Четвёртый идол Ладо; сею имеяху бога веселия и всякаго благополучия… Пятый идол Купало, егоже бога плодов земных быти мняху…
— Выдержки из Киевского Синопсиса, О идолѣхъ Владимировыхъ
С именем Велеса у славян связывалось звёздное скопление Плеяд (др.-рус. Волосыни, болг. Власците, серб. Влашићи)[1].
В Слове о полку Игореве древний песнотворец Боян называется «Велесовым внуком»:
Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче
— «Слово о полку Игореве»
Этот эпитет может говорить о функции Велеса как Бога мудрости, поэзии и обрядовой песни (издатели «Слова» усматривали здесь параллель со «скотьими» функциями Велеса и делали вывод о культе священного поэтического животного, подобного Пегасу).
Мифы
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Велес в карпатской легенде посылает одноглазого демона Сыроеда, от взгляда которого пересыхает река Велесница. Она пробивается в другом месте, но в ней заводится змей-людоед, которого люди с трудом одолевают. Вила Вела затворяет источники вод.
Идолы и капища Велеса
В Киеве идол Перуна стоял на горе (и затем входил в состав воздвигнутого князем Владимиром в 978 году пантеона), а идол Велеса находился в Киеве «под горой», вероятно, на киевском Подоле, в нижней части города, то есть в торгово-ремесленной части Киева у пристани на реке Почайне. В «Житии Владимира» говорится, что этот идол был свержен во время крещения Руси в 988 году.: «А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи»[2].
Среди шести богов киевского княжеского пантеона Велеса, несмотря на древность и всеобщесть его культа, не было. Похожая картина с «верхом» и «низом» имеется в Македонии, где есть город Велес, расположенный под холмом Ильи-пророка (перенявшего у Перуна функции громовержца), и в Хорватии, где есть посёлок Волоско под горой Перун. Это находило отражение и в социальном плане их культа: Велес считался богом «всей Руси»[1], а Перун — преимущественно богом княжеской дружины.
Велес ~ Волос на гербе города Волосово (Ленинградская область)
В Ростове идол Велеса ещё в XI веке стоял на Чудском конце города. Об этом сказано в житии Авраамия Ростовского: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу»[3].
Город Ярославль по позднему преданию сомнительной достоверности (впервые записанному в 1781 году) был основан в 1010 году на месте храма Медвежий Угол, который был посвящен Велесу, и в котором волхвы содержали священного медведя. «Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури». Князь Ярослав Мудрый, правивший в Ростове, убил медведя и разогнал волхвов[4].
Согласно поздней литературной легенде, идолу Велеса поклонялось племя ильменских словен. В составленном в XVII веке рассказе о грамоте Александра Македонского, якобы данной предкам словен, говорится: «Сии ж князи словено-рустии… сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца»[5].
В Великом Новгороде есть Церковь Власия, стоящая на Волосовой улице. Существует мнение, что именно на этом месте было капище Велеса[6]. Возможно также, что оно располагалось на Перыни (юго-западное из трёх капищ), где позже была построена церковь, как полагает Б. А. Рыбаков, в честь св. Николая[7].
Сохранились капища Велеса в Волосовском районе Ленинградской области и Павлоградском районе Днепропетровской области [источник не указан 779 дней]. По имени Велеса, по мнению некоторых исследователей[каких?], назван город Волосово.
Параллели в сравнительной мифологии
Праславянские формы *Velsъ, *Volsъ можно сопоставить с балтийским именем бога загробного мира Вяльнаса. В ведийской мифологии с Велесом сближают демона Валу, пожирающего скот. Согласно В. В. Иванову и В. Н. Топорову, в реконструируемом «основном мифе» Велес был противником Перуна-громовержца, похищающим его стада́. Так же Велес или Волос, соответствует богу скандинавской мифологии Одину (Вотану), об этом говорит историк А Платов.[1].
Наследие культа Велеса у славян
Святой Власий с животными (русская икона, XV век)
Христианская традиция не полностью ассимилировала образ Велеса. Сохранилось представление о нём как о злом духе, чёрте: русские диалектные ёлс, волосатик, волосень — «нечистый дух, чёрт», чеш. Veles — «злой дух, демон» (XVI—XVII века)[1].
Часть функций Велеса взял на себя св. Николай Чудотворец, который покровительствовал богатству и торговле, а также считался в представлении русских хозяином подземного и морского миров[8].
В христианскую эпоху Велес, благодаря звуковой близости имён и совпадению некоторых черт культа, слился с христианским святым Власием, покровителем скота. Вариант Волос осознавался как полногласный вариант к Власий. Уже в третьей четверти XI века в берестяной грамоте церковного содержания в перечне святых фигурирует Волос. Во вкладной грамоте Варлаама Хутынского (конец XII века) фигурирует человек по имени Волос — неясно, это дохристианское имя или уже просто то же, что Влас.
Остатки культа Велеса (обычно в синкретичном виде с культом святого Власия) сохранились на русском Севере, где известны идолы Велеса/Волоса и предания о капищах в честь него; для реконструкции культа имеют значение народные иконы св. Власия, фольклорные молитвы и заговоры с его именем. Его культ иногда сближается с культом медведя как «хозяина» животных[1]. В связи с этим следует отметить, что медвежий культ Велеса или его балтского аналога существовал у днепровских балтов железного века, в том числе в юхновской культуре. Сохранилась русская народная сказка, где медведь предстает в виде демонического лесного царя, собирающего дань с людей[9].
Велес в неоязычестве
Современный идол Велеса в Чехии
В современном славянском неоязычестве — родноверии — Велес иногда трактуется как бог мудрости[10]. Велес ассоциируется с германским Вотаном.
- В XX веке получила известность популярная среди неоязычников Велесова книга («Влесова»).
В массовой культуре
- У группы Butterfly Temple есть альбом «Велес» с одноимённой песней, также у этой группы есть альбом «Книга Велеса».
- Московская фолк метал группа Аркона каждый год проводит концерты в честь Велеса, которые имеют название «Ночь Велесова». Также группа выпустила одноименный концертный DVD.
- Одна из песен группы «Волколак» на альбоме «Слава Яриле» называется «Велес и воин».
- У группы «Громовник» есть песня «Веда Велеса».
- В фильме «Легенда о Кащее» роль Велеса играет Валерий Золотухин, примечательно, что позднее в фильме «Ярослав. Тысячу лет назад» он сыграл роль жреца этого бога.
- В Брянске есть ночной клуб «Велес».
- Московская фолк-металл группа называется Велес.
- В британском сериале 2010 года «The Deep» фигурирует русское подводное судно под названием «Volos».
См. также
- Вельняс
- Власьев день
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Велес // Энциклопедия «Мифы народов мира»
- ↑ Кривошеев Ю. В. Религия восточных славян накануне крещения Руси.
- ↑ Житие преподобного Авраамия Ростовского
- ↑ Текст «Сказания об основании города Ярославля» — М. Сударушкин. Чьё имя носит Ярославль?
- ↑ Хронограф 1679 года.
- ↑ Происхождение Новгорода
- ↑ Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси.
- ↑ Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей
- ↑ Царь-медведь
- ↑ см. работы «волхва Иггельда» (Дмитрий Гаврилов)
Литература
- Волос или Велес // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бернштам Т. А. «Слово» об оппозиции Перун — Велес/Волос и скотьих богах Руси // Полярность в культуре (Альманах «Канун». Вып. 2). СПб., 1996. С. 93-120.
- Велес // Иванов В. В., Топоров В. Н. Энциклопедия «Мифы народов мира»
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
- Кузнецов А. В. Шексна — река Велеса. Вологда, 1999. 105 с.
- Писаренко Ю. Г. Велес-Волос в язичницькому світогляді давніоï Русі. Киів,1997.
- Рабинович Р. А. Искушение «волошским орехом», или Балканские волохи и русские волхвы // Stratum-plus. 2000. № 5. С. 262—390.
- Топоров В. Н. Ещё раз о Велесе-Волосе в контексте «основного» мифа. // Балто-славянские этноязыковые отношения в историческом и ареальном плане. М.,1983.
- Jakobson R., The Slavic god Veles and his Indo-European cognates, в кн.: Studi linguistici in onore di Vittore Pisani, Torino, 1969.
Ссылки
- Велес // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
- Капища древних славян
Велес — славянский царь земли и подземного царства
Раскрытие информации о партнерских программах
Содержание
Велес — один из тех древних славянских богов , которых можно встретить практически в каждом славянском пантеоне. От Киевской Руси до Балкан и Центральной Европы Велес — бог Земли и Подземелья, а также бог скота, музыки, магии, богатства, урожая, хитрости, ивы, лесов, лесных пожаров и т. д. даже поэзия.
Хотя в некоторых мифах он обычно считается зловещим божеством, многие также почитают Велеса. Давайте посмотрим на мифы, стоящие за этим многогранным божеством, и на то, так ли они сложны, как его поклонение.
Кто такой Велес?
Художественное изображение Велеса работы Благовуда. Смотрите здесь.
Часто изображаемый с оленьими рогами на голове и пушистой медвежьей шкурой на спине, Велес в первую очередь является богом Земли . Однако, хотя он связан с урожаем, он не божество плодородия , как и большинство богов Земли в других мифологиях. Вместо этого он рассматривается как хранитель Земли, а также подземного мира под ней. Таким образом, он также рассматривается как пастух мертвых, а не только скота.
Велес также является оборотнем. Чаще всего он превращается в гигантскую змею или дракона. Его также видели в формах медведя и волка, а также некоторых других. Это укрепляет его образ первобытного и животного бога, принадлежащего Земле.
Велес настолько древний, что мы даже не знаем точного значения его имени. Многие считают, что его имя происходит от протоиндоевропейского слова wel , обозначающего шерсть. Это имело бы смысл, учитывая, что он также является богом-пастухом крупного рогатого скота. Есть изображения его в образе змеи, лежащего на ложе из черной шерсти в корнях Славянского Мирового Древа.
Велеса также называют Волос , что на русском и украинском означает волосы — также подходит, учитывая, что он часто изображается очень волосатым. даже в его человеческом обличии.
Велес – Змей-вор
Как первобытное божество и бог Подземного мира, Велес часто используется как злодей в большинстве славянских мифов. Он часто выступает антагонистом в мифах о главном славянском божестве — боге-громовержце Перуне. Велес и Перун — враги в большинстве славянских пантеонов. Один из основных мифов, в котором они оба фигурируют, — это история о том, как Велес украл у Перуна сына (или жену, или скот, в зависимости от мифа).
В большинстве вариантов мифа Велес превратился в свою змеиную форму и скользнул вверх по Перуну дуб (противоположность велесовой ивы). Поднявшись на дуб, Велес достиг дома Перуна на небе. В самой популярной версии мифа Велес затем похитил десятого сына Перуна Ярило и вернул его в свои владения в Подземном царстве.
Велес не убивал и не вредил Ярило. Вместо этого он вырастил его как своего собственного, и Ярило стал главным божеством плодородия в славянской мифологии.
Бурная битва Велеса с Перуном
Надо ли говорить, что Перун был не в восторге от похищения сына. Именно это привело к известному славянскому «Мифу о буре». В ней рассказывается о великой битве Перуна с Велесом. Два титана сразились в огромную грозу, поэтому и Велес иногда ассоциируется с бурями.
Битва началась, когда Велес выполз из Преисподней и снова стал ползти вверх по дереву Перуна. В ответ бог грома метнул могучие молнии в гигантскую змею, отогнав ее. Затем Велес пытался спрятаться, превращаясь в разные вещи — животных, людей и даже деревья.
В конце мифа о буре Перун побеждает и умудряется убить могучего змея. Дождь, который обычно следует за сильными грозами, считается остатками тела Велеса, разбитого громом и молнией Перуна.
Множество владений Велеса
Несмотря на то, что Велес считается богом подземного мира, обманщиком и врагом Перуна, в большинстве славянских традиций он не считается строго злым. Это потому, что у славян был более натуралистический, чем моралистический взгляд на своих богов. Для них боги были просто представлениями природы и космоса. Они не были ни добрыми, ни злыми — они просто были .
Итак, хотя Велес — как бог как Земли и ее многочисленных темных тайн, так и бог Подземного мира — в большинстве мифов обычно играл антагонистическую роль, он все же не был «злом». Вместо этого он был достоин поклонения, как и любой другой бог, особенно если вы хотели хорошего урожая или безопасности во время своих путешествий по земле.
Велесу поклонялись как одному из трех ипостасей славянского бога Триглава (Трехглавого) – славянской троицы Перуна, Велеса и Сварога.
Велесу поклонялись также странствующие музыканты и поэты. Он был покровителем, которому они молились о защите от Земли во время своих путешествий.
Другой областью, которой правил Велес, была магия, так как славяне верили, что магия исходит из земли. Вот почему он является большой частью славянского фестиваля Кукери , который практикуется в основном в Болгарии. Во время этого праздника люди одеваются большими пушистыми стражами, часто с колокольчиками и рогами на головах, мало чем отличающимися от самого Велеса. Одетые так , люди танцуют в своих деревнях и вокруг них, чтобы отпугнуть злых духов. Несмотря на то, что это строго языческий ритуал, а Болгария сегодня во многом христианская нация, фестиваль Кукери по-прежнему проводится каждый год из-за его культурного значения и чистого удовольствия, которое он влечет за собой.
Велес и христианство
Велес от Этники. Смотрите здесь.
Несмотря на то, что сегодня все славянские народы являются христианами, большая часть их языческих корней просочилась в их современные христианские традиции и верования. Особенно это касается Велеса, корни которого можно найти во множестве различных мифов и практик.
Первая и наиболее очевидная ассоциация — это связь между Велесом и христианским Дьяволом. Как типично рогатый бог подземного мира, который также превращается в змею, Велес быстро стал ассоциироваться с сатаной, как только христианство начало распространяться по Восточной Европе.
В то же время пастушеская роль Велеса связывала его с святым Власием , христианским мучеником и святым в Армении, который также был защитником скота.
Образ Велеса, подателя богатства и обманщика, особенно в Восточной Европе, также означал, что он был быстро связан со святым Николаем и вытеснен им — сам происхождение Деда Мороза .
Несмотря на то, что Велес был во многом вытеснен христианскими мифами и святыми, тем не менее, многие традиции, зародившиеся вместе с ним, до сих пор практикуются. Например, многие музыканты, особенно фольклорные коллективы, играющие на свадьбах, торжественных мероприятиях и праздниках, не начинают играть, пока ведущий не произнесет тост и не выльет на землю первый глоток из своего бокала.
Этот обряд представлял собой плату или жертву Велесу, чтобы он благословил событие и самих музыкантов. Несмотря на то, что культ Велеса давно ушел в прошлое, небольшие традиции, подобные этой, все еще остаются.
Символика Велеса
Символика
Велеса может показаться поначалу неуместной, но она начинает обретать смысл, когда вы вчитываетесь в нее. Ведь Велес — бог Земли и многое из земли исходит или связано с ней.
Прежде всего Велес известен как враг Перуна. Земля и небо находятся в постоянной битве в славянской мифологии, и хотя одно из них «хорошее», а другое «плохое», обоим поклоняются и почитают.
Более того, Велес также является богом Подземного мира и пастухом мертвых. Таким образом, он не является строго злым. Кажется, нет никаких мифов о том, что он мучил или истязал мертвых — он просто ведет их в загробную жизнь и заботится о них. Фактически, некоторые описания Подземного мира Велеса изображают его сочно-зеленым и плодородным.
Наконец, как земное божество, Велес также является богом всего, что исходит от Земли — урожая, деревьев и лесов, животных в лесах, богатств, которые люди выкапывают из земли, и многого другого.
В заключение
Велес — идеальное представление того, как славяне видели своих богов. Нравственно неоднозначный, сложный и неотъемлемая часть окружающего мира, Велес представлял для славян более десятка вещей просто потому, что то же самое представляла и Земля. Враг бога неба Перуна, но друг музыкантов и земледельцев, а также пастырь мертвых, Велес — удивительно странное божество, с которым можно столкнуться.
Велес — славянский бог-оборотень земли, воды и подземелья — Slavorum
Велес или Волос — славянский бог полей, пастбищ, лесов или посевов, крупного рогатого скота и животных. Его животная форма — медведь, а в христианстве он взял на себя роль святого Василия. Альтернативное имя Велеса — Хозяин леса, и ему приписывают широкий спектр характеристик.
Неоязыческий символ славянского бога Велеса
Славяне считали, что этот бог часто изображается в образе медведя, хотя Велес способен превращаться и в других животных. Но в более поздних произведениях этот бог представлен как демон, утративший свои прежние функции и затем связанный с дьяволом и подземным миром. Дело в том, что мифология у древних славян тоже развивалась по мере их собственной бурной жизни, поэтому, естественно, даже боги менялись на протяжении веков в глазах простого народа. Когда их посевы вымирали из-за сильных засух, они создали миф о том, как Велес украл небесных коров и прекратились дожди. Даже несмотря на то, что Велес без сомнения считался «озорным» богом, он все же был предметом поклонения и уважения. Именно он защищал фермерских коров от чумы или улучшал их урожай и плодородие земли. Обыватели не желали вмешиваться в мифологические баталии Велеса и Перуна, а на самом деле поклонялись им обоим как главным силам этого мира, часто в соответствии со своими нуждами.
Этимология и происхождение имени «Велес»
Существуют две разные версии имен – Волос и Велес . Еще в 1979 году Макс Фасмер обсуждал тот факт, что происхождение имени Велес происходит от староболгарского слова «большой».
Велес появляется в: древнерусском название известно из поэмы о полку Игореве (около 1200 г.). Также Балканы полны топонимов, таких как город Велес в Македонии, греческий Βελεσσα и албанский Велес.
Волос , в свою очередь, фигурирует как христианский святой в Лаврентьевской летописи 907 года, а также в других списках святых и связан со святым Власием (сербско-хорватский: Свети Блаж), покровителем животных.
Индоевропейская этимология имени неизвестна, но есть предполагаемое сходство с Валом , врагом Индры в Ведах ; и Уэльс демон в балтийской мифологии; в скандинавской мифологии божество по имени Велси .
Скорее всего Велес, так как имя происходит от индоевропейского корня * wel = « шерсть », что было бы логично, т.к. он является защитником скота.
Властелин Леса, Природы и Вод
Велес — сын коровы Земуна и Рода. Он представлен как рогатый, сильный юноша, но и как седовласый старик с белой бородой и пастушьим посохом (здесь он представляет покровителя пастухов и мудрости).
Славяне уважали Велеса, потому что видели в нем бога, от которого искали выживания. Он отвечал за урожай, поля и животных, как диких, так и домашних. Вся община зависела от Велеса. Медведь был в славянской культуре лесным императором, а Велес, как бог зверей, имел его облик.
Соперничество и конфликты Велеса и Перуна
Согласно многим легендам, Велес — заклятый враг Перуна, бога-громовержца. Одна легенда гласит, что Велес украл у Перуна стада, женщин и последователей, поэтому произошел конфликт. По другой легенде, Велес хотел Додолу, жену Перуна. Именно из этих двух мифов видна склонность Велеса к обману.
Существует также третий миф, где битва Велеса и Перуна на самом деле является бессмертной битвой между землей и небом, так как Велес на земле, а Перун на небе. Несмотря на то, что Перун побеждает в битве, Велес всегда появляется снова.
По одной из легенд, после победы Перуна Велес был сослан в преисподнюю, где навязывает свою власть. С борьбой Велеса и Перуна связано поверье о приходе хаоса и победе над хаосом. Считалось, что зимой сила Велеса, а значит и хаоса, усиливается, а перед летом он терпит поражение и возвращается в преисподнюю.
Уникальный Бог в индоевропейских мифологиях
Только в кельтской мифологии есть бог, похожий на Велеса, бог по имени Цернуннос (он бог друидов, природы и рогатых животных). Символ Цернунна – рогатый змей, и славяне когда-то видели Велеса таким.
У Велеса есть жена и зовут ее Девана. Она была богиней охоты и королевой лесов и лесных существ, как и ее муж.