Кто в россии первый принял христианство: 28 ИЮЛЯ — ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ДЕНЬ ПАМЯТИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА :: Новости :: Управление внутренней политики :: Управления :: Подразделения

Какой народ России принял христианство до того, как Владимир крестил Русь


Общепринятой датой начала христианской эпохи на территории современной России считается X век. Если быть точнее, то 988 год. Именно в этом году киевский князь Владимир начал крестить Русь, сделав христианство официальной религией государства. Однако славяне были далеко не первым народом (в границах современной РФ), кто отошел от язычества и принял веру в Иисуса Христа.

На целых 6 столетий раньше исповедовать христианство начали удины – одна из древних народностей, населявших Кавказ.

Кто такие удины

Ученые и этнографы считают удинов, как народ, прямыми потомками древних коренных жителей кавказской Албании. Хотя истоки происхождения этой народности практически полностью потерялись в глубине прошлых веков. Существует несколько исторических упоминаний различных этносов, которых считают предками удинов.

Этнические удины / Фото: azertag.az

Некоторые исследователи, ссылаясь на труды Геродота, датированные V веком до нашей эры, считают, что удины – это никто иной, как один из народов Персидского государства царя Дария, называемый греческим историком как “утии”. Однако, если верить Геродоту, местом коренного проживания этого народа был Белуджистан – территория, входящая в состав нынешних Пакистана, Ирана и Афганистана.

Более близкими к истине, по всей видимости являются те историки, которые ссылаются на труды древнеримского ученого Плиния Старшего. В написанной им в I веке до н. э. “Естественной истории” Плиний упоминает о некоем народе Udini, живущем рядом с кавказской Албанией. Если внести коррективы в географию (Плиний не был силен в этой науке), то можно с большой долей уверенности сказать, что удины обитали в прикаспийской части современного Дагестана.

Кавказская Албания / Фото: udilang.narod.ru

Как бы там ни было, но язык удинов во многом схож с языком документов, созданных в кавказской Албании – государстве, которое возникло на территориях современного Дагестана и Западного Азербайджана примерно в II-I веках до нашей эры. Хотя единого языка в этой древней стране никогда не было, историки все же склоняются к тому, что именно в кавказской Албании стоит искать следы появления удинов как отдельного народа.

Первые проповедники христианства в народе

Если верить удинским преданиям, то крестителем государства кавказская Албания был Елисей – ученик апостола от 70-ти Фаддея. По легенде после того, как Елисей был рукоположен в сан епископа, он прибыл в страну удинов. Тут новоиспеченный епископ построил первую церковь и начал проповедовать христианство. Все это происходило в некоем городке под названием Гис. Кстати, тут же через несколько лет проповедований язычники и убили Елисея.

Церковь удинов в Азербайджане / Фото: azerfocus.com

Историки и исследователи пришли к выводу, что летописный город Гис – это современное село Киш. Находится оно в Азербайджане. Еще не так давно этот населенный пункт был удинским. Здесь хорошо сохранился христианский храм XII века, в котором сейчас расположен музей. Легенды гласят, что этот храм верующие построили на месте церкви Елисея. Интересен и тот факт, что Елисей является исключительно “местным” почитаемым святым. Ведь в Армяно-Григорианской церкви (к которой в настоящее время принадлежат удины) этот святой не канонизирован.

Обращение удинов в христианство

Согласно летописям, правящие круги в кавказской Албании начали принимать христианство в 370-х годах. До этого Армения и Грузия уже были крещены, так что для проповедников веры во Христа в регионе были созданы весьма благоприятные условия. По историческим данным, с начала своего существования Албанская церковь имела широкую автокефалию, дарованную ей Константинополем.

Албанская церковь / Фото: turan.az

Однако на IV Вселенском соборе (451 год) монофизитство – учение о единой природе Бога Иисуса Христа (которое исповедовали все 3 кавказские церкви), было подвергнуто осуждению. После этого в 554 году на Двинском соборе Албанская, Армянская и Грузинские церкви вышли из-под константинопольской юрисдикции и стали независимыми. Грузины обратились в православие, а армяне и албанцы сохранили приверженность к монофизитскому учению. В последствии Албанская церковь утратила автономию и была поглощена Армянской.

Интересен тот факт, что удины, даже после принятия крещения, ревностно соблюдали отдельные языческие обычаи и правила. Так, в удинском доме очаг никогда не гас – горение в нем постоянно поддерживалось. Считалось, что таким образом, род (семья) постоянно живет.
Еще более интересный обычай удинов, который они принесли с собой из языческого прошлого – молиться на Луну. Даже ставши христианами, они преподносили вечерние и ночные молитвы не иконы, а именно на ночное светило.

Где сейчас проживают удины

В настоящее время удины не имеют какого-либо национального или этнического центра. До начала 1990-х годов наибольшее число удинов проживали в Азербайджане. Однако потом большинство их переселилось в Армению, Россию и Грузию. По переписи 2009 года на своей исторической родине – в Азербайджане, проживало 3 тыс. 800 человек. Причем все они жили в одном населенном пункте – селе Нидж, в Габалинском районе.

Современные удины / Фото: facebook.com

Что касается России, то на 2010 год в стране проживали 4 тыс. 127 удинов. В основном они осели на Кавказе и в Ростовской области. Есть небольшие удинские диаспоры в Армении, Грузии, Казахстане и Украине. Всего же на планете сейчас живет не больше 10 тыс. представителей этого народа. Народа, который первым был крещен из всех наций и этносов, проживающих на территории современной России.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Нравится

история богатейшего рода в Российской империи

Публикации раздела Образование

Род Юсуповых начался от ногайского хана Юсуфа-мурзы, потомки которого приняли христианство и верно служили российским правителям четыре века. Среди Юсуповых были военные начальники, губернаторы, тайные советники, министры и меценаты. Им принадлежали имения и дворцы, фабрики и многочисленные драгоценности. Известно, что состояние князей было во много раз больше, чем у самих Романовых. Читайте в нашем материале о самых ярких представителях известного рода.

История фамилии

Василий Худяков. Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань (фрагмент). 1870. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск

Дворянский род Юсуповых берет свое начало с XVI века от Юсуфа-мурзы — хана Ногайской Орды. Это кочевое государство появилось после падения Золотой Орды в середине XV века. Среди детей Юсуфа-мурзы была дочь Сююмбике, которая в 1549–1551 годах правила Казанским ханством, а также сыновья Иль-мурза и Ибрагим — от них произошли две ветви будущих князей Юсуповых.

В 1565 году Юсуф-мурза велел своим сыновьям ехать в Москву. Царь Федор Иоаннович отдал им во владение город Романов (сегодня Тутаев в Ярославской области), в котором они и обосновались.

Вскоре потомки братьев приняли православие и получили фамилию Юсупово-Княжево. Это случилось, когда сын Иль-мурзы, Абдул-мурза, принимал в Романове московского патриарха Иоакима и подал на стол гуся, не зная, что православным нельзя есть мясо во время поста. За это Федор Иоаннович лишил его всех жалований. Чтобы вернуть доверие государя, Абдул-мурза решил перейти в православие. Он стал первым из рода, кто принял другую веру: его крестили под именем Дмитрий и фамилией Юсупово-Княжево, даровали титул князя и право на потомственное владение землями.

Приближенные русского двора

Василий Садовников. Праздничная иллюминация дворца Юсуповых на Мойке (фрагмент). 1856. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Садовников. Юсуповский дворец. Кабинет (фрагмент). 1856. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Садовников. Благотворительный базар в Банкетном зале Юсуповского дворца (фрагмент). 1852−1854. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В конце XVIII века Юсуповы-Княжево начали носить фамилию Юсуповы. Они всегда пользовались уважением царской семьи и входили в круг приближенных. Сыну Дмитрия Юсупова и Екатерины Сумароковой, Григорию, царь Федор III Алексеевич еще во младенчестве пожаловал придворный чин стольника.

В детстве Григорий Юсупов часто играл с будущим императором Петром I и в дальнейшем стал его сподвижником. Во время Русско-турецкой войны в 1686–1700 годах Юсупов участвовал в Азовских походах, а позже — в Северной войне, Полтавской битве и других известных баталиях. Военную карьеру он закончил в чине генерал-аншефа, который ему пожаловала императрица Анна Иоанновна.

У Григория Юсупова было пять детей. В 1740 году его сын Борис стал московским губернатором, тайным советником, а когда на трон вступила императрица Елизавета Петровна — петербургским генерал-губернатором. Позже он возглавил Сухопутный шляхетский корпус: при нем здесь улучшилось содержание кадетов и появились новые дисциплины.

В браке с наследницей дворянского рода Ириной Зиновьевой Борис Юсупов воспитал шестерых детей. Дочь Елизавета вышла замуж за князя Андрея Голицына, а Евдокия стала женой курляндского герцога Петра Бирона.

Богатейший человек России

Генрих Фюгер. Портрет князя Николая Борисовича Юсупова (фрагмент). 1783. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Больших успехов в карьере добился младший и единственный выживший сын Бориса Юсупова — Николай. По наследству ему перешло огромное состояние и подмосковное имение Спасское (сегодня город Долгопрудный). В 1791 году Юсупов стал директором Императорских театров, а через шесть лет возглавил Эрмитаж. В эпоху правления Павла I он получил звание министра Департамента уделов — ведомства, которое занималось вопросами земель и имений. Позже, при Александре I, его назначили членом Государственного совета.

В 1810 году Николай Юсупов приобрел усадьбу Архангельское. Для реконструкции поместья он пригласил лучших архитекторов XIX века: Фому Петонди, Осипа Бове, Пьетро ди Готтардо Гонзаго и других. Здесь Юсупов принимал гостей и устраивал пышные балы. Архангельское называли «подмосковным Версалем», а ее хозяина — богатым вельможей «Златого века». В 1830 году Александр Пушкин посвятил князю оду:

Один всё тот же ты. Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя: твой разговор свободный
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой.

Николай Юсупов был известным меценатом и ценителем искусства. Его современница Елизавета Янькова вспоминала: «…он очень любил картины, мраморы, бронзы и всякие дорогие и хорошие вещи и собрал у себя в Архангельском столько всяких ценных редкостей, что подобного собрания, говорят, ни у кого из частных лиц нет в России, разве только у Шереметева». С его собрания началась фамильная коллекция, куда вошли редкие книги, скульптуры, фарфор, живописные полотна Рембрандта, Франсуа Буше, Корреджо и многих других европейских художников.

Читайте также:

  • «Последую за тобой на край света»: истории жен декабристов
  • От Ливадии до Чаира: крымские дворцы Романовых
  • Русские авантюристы

Первый владелец дворца на Мойке

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Татьяны Васильевны Юсуповой (урожденной Энгельгардт) (фрагмент). 1797. Художественный музей Фудзи, Токио, Япония

Иоганн Лампи. Портрет Николая Борисовича Юсупова (фрагмент). 1794. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Антуан-Жан Гро. Конный портрет Бориса Николаевича Юсупова (фрагмент). 1809. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

В 1794 году у Николая Юсупова в браке с племянницей князя Григория Потемкина Татьяной Энгельгардт родился сын Борис. Его крестным был сам император Павел I. После окончания Санкт-Петербургского педагогического института Борис Юсупов служил в Министерстве иностранных дел. В 1817 году ему пожаловали чин камергера — придворного высокого ранга. Общественная карьера принесла Юсупову много титулов, среди которых — чин гофмейстера, управляющего монаршим двором.

Однако в отличие от своих предков Борис Юсупов больше занимался хозяйственными делами, чем службой. В своих 17 имениях в разных губерниях страны он открывал и финансировал больницы. Князь смог раздать долги семьи и умножить фамильное состояние в несколько раз. Усадьбу Архангельское, которая была так популярна при его отце, Юсупов сделал доходным предприятием, а сам предпочитал жить в Санкт-Петербурге. В 1830 году он выкупил у своей своей тети, камер-фрейлины Екатерины II, графини Александры Браницкой, дворец на Мойке. Здесь он хранил свою коллекцию произведений искусства и драгоценностей.

…На отца он нисколько не походил, характер имел совсем иной. Независимостью, прямотой и простотой нажил более врагов, чем друзей. В выборе последних искал не богатство и положение, а доброту и честность. Однажды ожидал он у себя царя с царицей. Церемониймейстер вычеркнул было кое-кого из списка гостей, но встретил решительный отпор князя: «Коли оказана мне честь принять государей моих, она оказана и всем близким моим.

Последний князь из рода Юсуповых

Кристина Робертсон. Портрет Бориса Николаевича Юсупова (фрагмент). 1850. Юсуповский Дворец на Мойке, Санкт-Петербург

Кристина Робертсон. Портрет Николая Борисовича Юсупова подростком (фрагмент). 1840. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Франц Винтерхальтер. Портрет Зинаиды Ивановной Юсуповой (урожденной Нарышкиной) (фрагмент). 1858. Частное собрание

В 1827 году в Москве Борис Юсупов женился на наследнице из рода Нарышкиных — Зинаиде, которая была младше его на 15 лет. У супругов родился единственный ребенок, которого назвали в честь деда — Николаем. Николая Юсупова с детства увлекала живопись и музыка. Он сочинял сонаты, ноктюрны и романсы, которые исполняли в Санкт-Петербурге и городах Европы. Князь был почетным членом Римской музыкальной академии и Парижской консерватории. Также он писал романы и философские трактаты.

Своим хобби Юсупов не изменял на протяжении всей жизни. Он собирал музыкальные инструменты, произведения искусства, украшения. Князь гордился самым редким своим приобретением из коллекции — овальной жемчужиной Пелегриной, которая стала фамильной драгоценностью.

Франсуа Фламенг. Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой с фамильной жемчужиной «Пелегрина» (фрагмент). 1894. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сергей Зарянко. Портрет Николая Борисовича Юсупова (фрагмент). 1868. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Франц Винтерхальтер. Портрет Татьяны Александровны Юсуповой (урожденной Рибопьер) (фрагмент). 1858. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Также Юсупов занимался благотворительностью — финансировал батальоны пехоты, — а во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов снабжал санитарный поезд, который перевозил раненых в тыл.

Николай Юсупов женился на Татьяне Рибопьер, которая приходилась ему двоюродной сестрой: их родной бабушкой была Татьяна Энгельгардт. Священники и родственники были против этого брака, однако влюбленных благословил сам император Александр II. У супругов родились две дочери — Зинаида и Татьяна, поэтому со смертью Николая Юсупова в 1891 году княжеский род по мужской линии прервался.

Самая завидная невеста России

Валентин Серов. Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой (фрагмент). 1902. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Валентин Серов. Портрет князя Феликса Феликсовича Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона (фрагмент). 1903. Частное собрание

Константин Маковский. Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме (фрагмент). 1900-е. Государственный исторический музей, Москва

Сестры Юсуповы получили хорошее светское воспитание и образование. Зинаида Юсупова с юности разговаривала на разных иностранных языках и занималась благотворительностью: в 18 лет возглавила приют для сирот и вдов солдат Русской армии, а позже руководила несколькими фондами и содержала институт для глухих, церкви и гимназии.

К богатым наследницам сватались многие знатные графы и князья империи. Однако в 22 года Татьяна серьезно заболела и вскоре умерла, и Зинаида Юсупова стала единственной владелицей многомиллионного состояния. Выходить замуж по расчету она не хотела, поэтому ответила взаимностью только графу Феликсу Сумарокову-Эльстону, с которым у нее сложились теплые отношения.

Их свадьба состоялась в 1882 году. По особому императорскому указу граф Сумароков-Эльстон получил право унаследовать княжеский титул, герб и фамилию своего тестя Николая Юсупова, чтобы не допустить угасания древнего рода. С тех пор семья и их потомки официально стали носить двойной титул — князья Юсуповы, графы Сумароковы-Эльстон.

Юсуповы в эмиграции

Валентин Серов. Портрет Николая Феликсовича Сумарокова-Эльстона (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Валентин Серов. Портрет Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона с собакой (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Зинаида Серебрякова. Портрет Ирины Александровны Юсуповой (урожденной Романовой) (фрагмент). 1925. Частное собрание

В 1883 году у князей родился первенец, которому дали родовое имя Юсуповых — Николай. Он рос умным и образованным человеком. Молодой князь получил профессию юриста в Императорском Санкт-Петербургском университете, интересовался искусством, участвовал в театральных постановках и писал стихи. Однако его жизнь закончилась рано: он погиб на дуэли с офицером Арвидом Мантейфелем. Николаю Юсупову было 25 лет.

Второй сын, Феликс, был младше брата на пять лет. Он окончил частную гимназию Гуревича, а в 1909 году отправился в Англию, где учился в Оксфордском университете. Князь был ярким представителем золотой молодежи России того времени. За красоту и богатое наследство его называли русским Дорианом Греем.

В 1914 году Феликс Юсупов женился на племяннице императора Николая II, великой княжне Ирине Романовой. Церемония состоялась в Аничковом дворце, куда из Царского Села приехала вся монаршая семья.

Ирина появилась под руку с императором. Государь подвел ее ко мне, и, как только прошел он на свое место, церемония началась. Священник расстелил розовый шелковый ковер, по которому, согласно обычаю, должны пройти жених с невестой. По примете, кто из молодых ступит на ковер первый, тот и в семье будет первый. Ирина надеялась, что окажется проворней меня, но запуталась в шлейфе, и я опередил…

Феликс Юсупов был соучастником убийства Григория Распутина. 30 декабря 1916 года князь пригласил его во дворец на Мойке, якобы познакомить с молодой женой. На самом деле в этот вечер Распутина убили. Юсупова сослали в имение Ракитное Курской губернии, а через три месяца разрешили вернуться в столицу.

Юсуповы покинули Россию в 1919 году. В это время они находились в Крыму вместе с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, за которой послал корабль «Мальборо» ее племянник, король Великобритании Георг V. Сначала супруги вместе с дочерью Ириной жили в Лондоне, а позже продали картины и часть фамильных драгоценностей, чтобы купить жилье во Франции.

В Париже супруги вынуждены были искать работу. Феликс Юсупов писал картины, издавал мемуары, а жена открыла белошвейную мастерскую. В 1924 году предприятие выросло в модный дом «Ирфе», который дал возможность трудоустроить других российских эмигрантов.

В 1967 году князя Феликса Юсупова не стало, а через три года умерла и его жена. Их похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Феликс Юсупов с супругой Ириной (урожденной Романовой). Санкт-Петербург, 1914 год. Фотография: Кингисеппский историко-краеведческий музей, Кингисепп, Ленинградская область

Ирина Юсупова вышла замуж за князя Николая Шереметева, а в 1942 году родила дочь Ксению. Спустя 72 года после того, как семья уехала из России, графиня Ксения Шереметева-Сфирис впервые оказалась на родине предков. Сегодня она живет в Греции и изредка приезжает в Россию вместе с внучками Марильей и Ясмин-Ксенией.


Автор: Ирина Малахова

Теги:

ОбразованиеПубликации раздела Образование

Восточно-православное христианство

Восточно-православное христианство

301: Королевство Армения становится первым государством, принявшим христианство.
в качестве официальной религии.

313: Император Константин издает Миланский эдикт, легализующий
Христианство в Римской империи.

325: Константин созывает Первый Вселенский Собор в Никее
осудить арианскую ересь, которая учила, что Сын
ниже Отца.

330: Константин посвящает город Византии как восточный
столица Империи или «Новый Рим», переименовав его в Константинополь
после себя.

381: Второй Вселенский Собор в Константинополе издает
текст Никейского символа веры.

431: Третий Вселенский Собор в Эфесе осуждает несторианство.
ересь и одобряет почитание Девы Марии как Богородицы
(Богородица или Богородица). Несториане отправляются в изгнание в
Персидской империи и стать Ассирийской православной церковью
Восток.

451: Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне осуждает
монофизитской ереси и утверждает, что Христос имел как божественное, так и
человеческая природа. Армянская, коптская, эфиопская и сирийская православная
Церкви останутся монофизитскими; Греческая православная церковь и
Западная церковь приняла халкидонскую или диофизитскую позицию.
Этот Собор также дает Константинополю равный статус со «Старым».
Рим.

529: Византийский император Юстиниан закрывает языческий Философский
Академии в Афинах.

532-537: Собор Святой Софии, новый собор Константинополя,
построен по приказу Юстиниана.

622: Мухаммед бежит из Мекки, начиная мусульманскую эру.

638: Иерусалим завоеван мусульманами, которые в конце концов
контролировать весь Ближний Восток, Северную Африку и Испанию.
потеря древних кафедр Иерусалима, Антиохии и Александрии
будет способствовать изоляции Рима и Константинополя как двух
важнейшие церковные центры.

730: Византийский император Лев III запрещает почитание изображений
и реликвии, открывающие первый период иконоборчества.

787: Седьмой Вселенский Собор, Никейский II, восстанавливает
почитание образов.

800: Папа Лев III коронует Карла Великого императором Запада,
первый после Константина.

815: Совет, созванный императором Львом V, снова запрещает изображения, открывая
Второй период иконоборчества.

843: Византийская императрица Феодора восстанавливает почитание
изображений в первое воскресенье Великого поста, которое стало называться
Воскресенье Православия.

858: Император Михаил III низлагает Патриарха Игнатия и устанавливает
Фотий, ученый мирянин.

862: Византийский император Михаил III («Пьяница»)
отправляет Константина (позднее Кирилла, умер в 869 г.) и его брата Мефодия
(умер в 885 г.) в Моравию для обучения славян христианству. Они
перевел Библию и другие религиозные писания на язык Старой Церкви
славянский. Эти «апостолы к славянам» тоже имели
поддержку римских пап Адриана II и Иоанна VIII.

867: Соперничество между греческими и латинскими миссионерами в Болгарии.
побуждает Фотия созвать собор для низложения папы Николая.
III, и нападает на западные представления о главенстве папы и многих западных
практики, включая вставку слова «филиокве»
в Никейский символ веры. Восточная церковь теперь датирует Восток-Запад
отделились от этого события (Фотиев раскол).

869: Император Василий I «Македонянин», убивший
Михаил III ищет поддержки папы, свергая Фотия и восстанавливая
Игнатий. Собор в поддержку Игнатия считается
Западом только для того, чтобы быть Восьмым Вселенским Собором (Константинопольским
IV).

877-80: Игнатий умирает, Фотий восстановлен как патриарх, легаты
Папы Иоанна VIII принять его при условии, что Болгария будет возвращена
к латинской церкви, не решая на самом деле богословских вопросов.

988: Князь Владимир крестится и женится на византийской принцессе;
Россия становится христианской страной.

1054: Монахи Западного Клуниака захватывают греческие монастыри в
южная Италия, отвечает византийский патриарх Михаил Церуларий
путем закрытия латинских церквей в Константинополе. Папа Лев IX посылает
Кардинал Гумберт (считается знатоком восточного христианства)
в Константинополь, чтобы все уладить. Не зная, что Лео IX умер,
Гумберт отлучает от церкви патриарха Михаила от имени Льва, утверждая,
что Восточная церковь убрала «филиокве» из
Символ веры. Западная церковь традиционно датирует Восток-Запад.
отделились от этого события (Великого раскола).

1098: Начало Первого крестового похода, в котором
У крестоносцев был непростой союз с византийским императором Алексеем.

1204: Войска Четвертого крестового похода, неспособные победить
Мусульмане разоряют Константинополь, чтобы расплатиться с военными долгами перед венецианцами.
банкиры, бесчинствующие по городу три дня и устанавливающие
создать Латинскую империю.

1261: Император Михаил Палеолог отвоевывает Константинополь.
для византийцев.

1439: Византийский император Иоанн VIII, надеющийся на западных военных
помощь против турок, едет в Италию и ведет переговоры о воссоединении
Восточной и Западной Церквей на Флорентийском соборе.
Когда он возвращается на Восток, лидеры Элладской православной церкви отказываются
принять воссоединение.

1448: Князь Василий II заключает в тюрьму епископа Исидора.
Москва, грек, за принятие воссоединения Флоренции. Русский
Православная церковь объявляет о своей организационной независимости от
Константинополя и избирает первого исконно русского епископа,
Йонас И.

1453: Турецкие войска захватывают Константинополь, принося Византию
Империи конец.

1589: Патриарх Константинопольский Иеремия II возводит митрополита
Иова Московского в сан Патриарха Московского и всея Руси,
сделав его главой крупнейшей православной церкви. Москва бы
стали называть «Третьим Римом».

1596: При Брест-Литовской унии несколько миллионов украинцев
и белорусские православные христиане, жившие под властью Польши,
выйти из Русской Православной Церкви и признать Папу Римского,
не отказываясь от своей византийской литургии и обычаев. Это было
начало того, что по-разному называют униатским, восточным
Обряд католический, или греко-католическая церковь.

1652-1658: Патриарх Московский Никон пересматривает богослужебные книги
чтобы привести их в соответствие с греческой православной литургией.
Противники этой реформы были отлучены от России.
православной церкви и стали называться старообрядцами, которые сейчас
разделились на несколько сект. Эти отлучения были отменены
в 1971 г.

1917: Русская революция: большевики свергают русскую
Царь, низложи Московского патриарха и уничтожь русскую
Православная Церковь.

1965: Папа Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор I.
взаимно аннулировать отлучение от церкви 1054.

1990-е: Конец коммунизма в Восточной Европе позволяет православным
церкви возродятся.

 

Православные и католические национальности

  • Православные славяне: русские, белорусы, украинцы, сербы,
    Болгары
  • Славяне-католики: поляки, чехи, словаки, хорваты
  • Православные восточноевропейцы не славяне: румыны, грузины
  • Католики восточноевропейцы не славяне: венгры, литовцы,
    латыши

История Армянской Церкви

Истоки армянского христианства

Христианство в Армении восходит к эпохе апостолов. Апостолы Фаддей и Варфоломей были первыми благовестниками Армении и, согласно преданию, приняли там мученическую смерть. Имеются исторические свидетельства существования христианской общины и духовенства в Армении до четвертого века. Церковный историк Евсевий Кесарийский (ок. 260-ок. 339 гг.) относится к Меружанесу, епископу Армении в середине третьего века. В начале четвертого века, в 301 году, христианство было впервые провозглашено официальной религией Армении. Это провозглашение явилось результатом миссионерской деятельности святителя Григория Просветителя (240-332). Историк V века Агафангелос рассказывает о творениях покровителя Армянской церкви. Св. Григорий, родственник армянского царя Тиридата (ок. 238-314), воспитывался как христианин в Кесарии Каппадокийской. Язычник Тиридат заключил святого Григория почти на пятнадцать лет в Хор Вираб («глубокая темница») в Арташате. Спустя несколько лет в Армению прибыла группа христианских монахинь во главе со святой Гаяне, спасаясь от преследований в Риме. Царя Тиридата привлекла одна из женщин, святая Рипсиме, которая сопротивлялась его попыткам завладеть ею. В гневе Тиридат приказал убить женщин. После мученической смерти женщин Тиридата поразила болезнь, превратившая царя в вепря. После того как все другие попытки излечить его не увенчались успехом, сестра царя св. Хосровидоухт сказала брату, что вылечить его может только св. Григорий. С момента заключения Григория в темницу прошло пятнадцать лет, поэтому он считался мертвым. Но он остался жив и был освобожден из темницы. Григорий вылечил Тиридата и обратил царя и царскую семью в христианство. В это время Григорий еще не был рукоположен. В 302 году он отправился в Кесарию, которая была важной кафедрой в то время, где он был рукоположен в епископы Леонтием, архиепископом Кесарии. Григорий вернулся в Армению, крестил короля и царскую семью, был назначен первым католикосом или главным епископом Армении и продолжал обращать армянский народ.

Другим важным событием, связанным со святителем Григорием, было видение, которое было у него в Вагаршапате Христа, спускающегося с неба и ударяющего в землю золотым молотом. Именно на этом месте был построен Собор Святого Эчмиадзина («Единородный сошел»). Рядом построены церкви Св. Рипсиме и Гаяне, где хранятся мощи замученных монахинь.

При поддержке царской семьи христианство смогло быстро распространиться по Армении и всего за несколько столетий проникнуть во все стороны армянской жизни и культуры. Кроме того, к грузинам и аланам были посланы армянские миссионеры, которые впоследствии также основали свои национальные церкви.

Сын святого Григория Аристакес стал католикосом после своего отца. Аристакес был представителем Армянской церкви на Никейском соборе (325 г.). На Никейском соборе, первом вселенском соборе, было изложено православное христианское учение о Троице. Это учение сформулировано в Никейском символе веры (Авадамк), который исповедуется каждое воскресенье во время Божественной литургии. При католикосе Нерсесе Великом (ок. 326–373; католикос с 353 по 373) по всей Армении впервые были основаны монастыри и различные благотворительные учреждения.

Восстановление Католикосата Киликийского

В 1375 году Киликийское Армянское Королевство было разрушено Мамелюками Египта. Католичество осталось в Киликии, но поскольку в Большой Армении теперь был мир, многие армяне желали вернуть престол в его первоначальный дом в Эчмиадзине. Католикос Григор Мусабегянц, однако, не хотел покидать Киликию. Вместо этого в 1441 году в Эчмиадзине был избран новый католикос Киракос из Вираба, подвижник. Отныне было два католикоса: Католикос всех армян в Эчмиадзине и Католикос Великого Дома Киликии. Оба католиката имеют свою собственную юрисдикцию и в целом гармонично сотрудничали и работали вместе.

В четырнадцатом веке по всей Армении действовали латинские миссионеры, пытавшиеся объединить Армянскую церковь с Латинской церковью. В ответ на эту угрозу самобытности Армянской церкви многие армянские священнослужители и богословы защищали доктрины и обычаи Армянской церкви. Среди наиболее известных из этих богословов — св. Григорий Татевский (1346-1410). Одаренный педагог и проповедник, святитель Григорий написал ряд богословских сочинений в защиту армянского православия.

Хотя ранним латинским миссионерам в Армении не удалось обратить значительное количество армян в католицизм, их деятельность в конечном итоге имела значительные последствия. Одним из положительных последствий стал перевод на армянский язык многих средневековых западных богословских трудов. Другой — католический Орден Мхитаристов, основанный Мхитаром Себастийским (1676-1749) и имеющий сегодня монастыри в Венеции и Вене. Орден известен своими бесценными интеллектуальными и научными достижениями, а также своей ролью в возрождении армянской культуры в девятнадцатом веке. С другой стороны, создание отдельной армянской католической общины и церкви в 1831 году вызвало прочное и часто ожесточенное разделение среди армян. Кафедра патриарха армян-католиков находится в монастыре Бзоммар в Ливане.

Начиная с девятнадцатого века, протестантские миссионеры также действовали в Армении. Протестантские миссионеры основали школы и благотворительные организации и подвергли многих армян влиянию прогрессивных западных идей. Но протестантская миссионерская деятельность еще больше разделила армян в религиозном отношении с признанием в 1846 году османским правительством отдельной протестантской общины.

Св. Месроб Маштоц и святые переводчики​

Хотя христианство быстро распространялось в Армении, оставался один барьер на пути полной интеграции христианства в армянскую жизнь. Не могло бы быть подлинно армянской христианской культуры, если бы Евангелие не могло быть возвещено армянскому народу на армянском языке. Таким образом, изобретение армянского алфавита св. Месробом Машдоцем (ум. 438) в 405 году стало решающим и судьбоносным событием для армянского христианства. Вместе с католикосом св. Сааком I (католикос с 387 по 439 гг.) и с рядом учеников св. Месроб работал над переводом Библии на армянский язык. Армянская Библия, один из самых ранних переводов Священного Писания, несомненно, является огромным литературным достижением. Ясность и богатство его языка продолжали оказывать влияние на все последующие периоды армянской литературы, а также на народное сознание. Вслед за переводом Библии были сделаны переводы большого количества религиозных и богословских текстов. К ним относятся писания таких важных Отцов Церкви, как Ириней, св. Григорий Назианзин, св. Григорий Нисский и св. Иоанн Златоуст. Действительно, некоторые сочинения греческих и сирийских отцов церкви сохранились только в армянских версиях.

Литературные произведения пятого века, периода, справедливо названного «золотым веком», не ограничиваются переводами. Одно из первых оригинальных произведений армянского автора было написано учеником св. Месропа Езником Колбским. Книга Эзника, известная сегодня как «Опровержение сект», представляет собой защиту ортодоксального христианского понимания Бога в ответ на различные языческие и еретические учения.

Персидская война и Халкидонский собор

Пятый век был критическим для армян еще по двум причинам, помимо изобретения алфавита и перевода Священного Писания. Во-первых, в середине V века персидский царь или шах, поощряемый зороастрийскими жрецами, попытался навязать зороастризм всем своим подданным, в том числе и армянам. Армяне отказались отречься от христианской веры и приготовились сопротивляться указу шаха. Армяне под командованием генерала святого Вардана Мамигоняна встретились с персидскими войсками в битве при Авараире в 451 году. Вардан вместе с более чем тысячей своих воинов принял мученическую смерть. Хотя армянским войскам не удалось победить персов при Авараире, сопротивление продолжалось под руководством Ваана Мамигоняна, племянника Вардана. Наконец, в 484 году новый шах, понимая, что все попытки обратить армян в зороастризм потерпят неудачу, принял требование армян о том, чтобы им было позволено свободно исповедовать свою христианскую веру. Признание прав армян было официально провозглашено в Нуварсагском договоре 484 года. Очевидна крепкая вера армянского народа. Было бы легко капитулировать перед требованиями персов после поражения при Аварайре. Если бы это произошло, армянскому христианству вполне мог бы прийти конец. Но теперь армяне считали христианство своей отцовской религией, не поверхностным аспектом своей культуры, а неотъемлемой частью своего национального самосознания. Возможно, именно в результате войны с Персией Армянская церковь в большей степени, чем что-либо другое, стала национальной церковью, играющей жизненно важную роль в сохранении самобытности и единства армян.

В то время, когда армяне сражались с персами у Авараира, произошло еще одно событие, которое имело неизгладимые последствия для Армянской церкви, ее национального характера и ее отношений с другими церквями. В 451 году в Халкидоне, близ Константинополя, собрался четвертый Вселенский собор. Халкидонский Собор был созван, чтобы найти срединный путь между двумя подходами к пониманию природы Иисуса Христа. Трудность заключается в попытке сформулировать в точной философской формуле окончательную тайну воплотившегося Бога, «Слова, ставшего плотью». (Иоанна 1:14). Говоря, что Иисус есть и совершенный Бог, и совершенный человек, мы можем либо подчеркнуть разнообразие, либо единство воплощённого Бога. Те, кто подчеркивал разнообразие, обвиняли своих противников в том, что они отрицают или ставят под сомнение человечность Христа. Те, кто подчеркивал единство, утверждали, что другие не смогли объяснить личное единство Христа и фактически разделили Его на две личности. Халкидон должен был примирить эти два подхода, но вместо этого привел к длительному расколу в Церкви. Епископы на Соборе, которые были сторонниками подхода, подчеркивающего единство, чувствовали, что халкидонское понимание природы Христа слишком много уступает их противникам. Таким образом, они отвергли Халкидонский собор. Армянская церковь не была представлена ​​на Халкидоне, но поскольку армянское богословское понимание Христа имело тенденцию подчеркивать единство природы Христа, Армянская церковь в конце концов формально отвергла Халкидонский собор на Двинском соборе в 507 году. Таким образом, Армянская церковь является единой. восточных православных церквей, а также сирийской, коптской, эфиопской и сиро-малабарской (индийской) церквей, отвергающих Халкидон. Восточные православные церкви, а также Римско-католическая церковь принимают Халкидон. Исторически отказ Армянской церкви от Халкидона подчеркивал ее независимый характер и еще больше отличал ее от Элладской церкви.

В последнее время, благодаря тщательной учености и более благоприятной экуменической среде, богословы осознали, что никакие существенные богословские вопросы не разделяют халкидонскую и нехалкидонскую церкви. Скорее, обе стороны используют разную терминологию для выражения одной и той же истины. Раскол правильнее понимать как результат определенных политических и культурных различий между различными церквями.

Киликийский период​

Престол Католикоса не привязан к какому-либо конкретному городу. Св. Григорий и его непосредственные преемники проживали в Эчмиадзине, но в 485 г. престол был перемещен католикосом Св. Ованесом Манадакуни (католикосом с 478 по 49 гг.).0) в Двин, близ Эчмиадзина. Престол оставался в Двине до начала десятого века. С десятого века до середины двенадцатого века его несколько раз переносили в разные города. Одним из таких городов был Ани, известный как город «тысячи и одной церкви». Ани содержал многие из самых великолепных образцов армянской церковной архитектуры. Самой выдающейся фигурой в Церкви того времени был св. Григорий Нареканский (950-1010). Монах, поэт и мистик, святой Григорий оставил замечательное литературное наследие. Его шедевром является Книга Плача, но его многочисленные гимны и богословские сочинения также свидетельствуют о его гениальности.

В результате вторжений и ухудшения политических условий в Большой Армении многие армяне мигрировали в Киликию в одиннадцатом и двенадцатом веках. В 1116 году Престол был перенесен в Киликию. В 1149 году он был основан в крепости Хромкла, а затем, в 1292 году, перенесен в Сис, столицу Армянского Киликийского царства.

Период пребывания Католикоса Всех Армян в Киликии был особенно ярким временем для Армянской Церкви. Усилились контакты и отношения с другими церквями, особенно с Римской церковью. Самым известным и влиятельным католикосом в этот период был св. Нерсес IV Клаеци (1102-1173), также называемый Шнорали («Изящный»). Св. Нерсес Шнорали общепризнан как великий экуменист, участвовавший в диалоге как с греческой, так и с латинской церквями. Он написал большое количество богословских и духовных сочинений, наиболее известным из которых является его «Общее послание», адресованное армянскому народу. Он также был музыкантом и поэтом, сочинившим многие гимны, которые до сих пор поются в Армянской церкви.

Святой Нерсес Шнорали был двоюродным дедушкой святого Нерсеса из Ламброна (1153-1198), который также широко известен своей глубокой преданностью и деятельностью во имя единства церквей. Он также является автором одного из лучших комментариев к Божественной литургии Армянской церкви.

Армянские Патриархаты

Помимо двух католиков, в иерархии Армянской Церкви есть еще два патриархата. Армянский Патриархат Иерусалима был основан в 1281 году. Присутствие армян на Святой Земле восходит к самым ранним периодам Церкви. Вместе с Греческим православным патриархатом и католическим францисканским орденом Армянский патриархат служит хранителем христианских святынь. Патриархия также имеет семинарию, которая подготовила многих священнослужителей, которые служили и продолжают служить Армянской Церкви во всем мире.

Армянский Патриархат Константинополя был основан в 1461 году для управления делами армянской общины Османской империи. Это та же самая роль, которую Греческий Патриархат имел по отношению к греческой общине.
Девятнадцатый век

В девятнадцатом веке произошло пробуждение политических и национальных устремлений армянского народа. Внутри Церкви также произошло значительное духовное и культурное возрождение. Заметными фигурами этого возрождения были Нерсес Аштаракеци, католикос всех армян с 1843 по 1851 год, и Мкртич Хримян («Хримян Айриг»), католикос всех армян с 189 года. Со 2 по 1907 год. Католикос Нерсес Аштаракеци сыграл важную роль в освобождении армян от персидского владычества в 1827 и 1828 годах. Он также отвечал за создание Нерсесянской средней школы в Тифлисе, Грузия. Хримян Айриг наиболее известен своей проповедью «Железный ковш», произнесенной после его возвращения с Берлинского конгресса в 1878 году, на которой требования армян были проигнорированы.

Комитас Вартабед (1869-1935) – еще один выдающийся пример священнослужителя, внесшего неоценимый вклад в армянскую культуру. Комитас изучал музыку в западных консерваториях и университетах после окончания семинарии в Эчмиадзине. Он собрал тысячи народных песен, как армянских, так и курдских, арабских, персидских и турецких. Важные изменения в управлении Армянской церковью произошли в девятнадцатом веке. После того, как в 1828 году русские отняли у персов Восточную Армению, царь издал статут о статусе Армянской церкви. Статут, известный как Положение («администрация» по-русски), поставил Армянскую церковь в Российской империи под строгий контроль российского правительства. В Османской империи Национальная конституция для управления армянской общиной была утверждена в 1863 году. В отличие от Положения, Армянская Национальная Конституция отводила главенствующую роль в управлении Церковью мирянам. Традиционно миряне всегда играли важную роль в церковном управлении, но Национальная конституция еще больше расширила их полномочия.
Двадцатый век

Геноцид армян младотурками, начавшийся в 1915 году, оказал разрушительное воздействие как на Церковь, так и на нацию. После Геноцида, падения независимой Республики Армения в 1920 году и последующего создания Советской Армении Церковь больше не могла функционировать, как это было на протяжении веков на исторических армянских землях. Турция была практически лишена всех армян, за исключением небольшой общины в Константинополе. Официальный атеизм советского государства налагал гнетущие ограничения на любое религиозное выражение и деятельность. Однако чудом Церковь смогла выжить прежде всего в новой диаспоре благодаря руководству Киликийского католика и Иерусалимского Патриархата. После изгнания из Киликии Киликийский католикос обосновался в 19 г.29 в Антелиасе, Ливан. В 1930-е годы католикос Сааг II (католикос с 1902 по 1939 год) инициировал создание католикосской семинарии по образцу знаменитой Армашской семинарии. Под руководством Патриарха Егише Туриана, бывшего декана Армашской семинарии, Иерусалимский Патриархат вновь открыл свою семинарию. Католицизм Эчмиадзина и Церковь в Советской Армении продолжали страдать в суровых условиях коммунистического тоталитаризма, особенно при Сталине. Тем не менее католикос Вазген I (1907-1994), избранный в 1955 г., имел возможность совершить многочисленные пастырские визиты как в Советский Союз, так и за его пределы, а также принять участие в восстановлении Эчмиадзинского кафедрального собора и других церквей. Его деятельность, осуществленная в чрезвычайно тяжелых условиях, подготовила почву для нынешнего обновления Церкви и христианской жизни в Армении. Это обновление стало возможным благодаря распаду Советского Союза и его коммунистической идеологии и восстановлению независимой Республики Армения.

Сегодня Армянская Церковь, которая в 2001 году отметила 1700-летие провозглашения Армении первым христианским государством, переживает благоприятный и критический момент. Избрание Гарегина I Католикосом всех армян в 1995 году ознаменовало собой первый со времен Киликийского периода случай, когда армяне смогли выбрать католикоса в независимой Армении. С избранием Арама I преемником Гарегина на Киликийский престол прибыл еще один динамичный и высокообразованный человек, активно участвовавший в современном экуменическом движении. Гарегин I добился многих успехов во время своего короткого понтификата, но его безвременная кончина в 19 г.99 оставил большую часть своего видения Церкви нереализованной. Избрание Гарегина II Католикосом всех армян в 1999 году дает надежду на то, что молодой и очень уважаемый лидер сможет осуществить это видение. Миссией Армянской церкви сегодня является реевангелизация Армении после ее освобождения от принудительного атеизма, а также обновление религиозной жизни в диаспоре, которой все больше угрожают материалистические и светские влияния.