Кто солженицын по национальности: Александр Солженицын – родители — Русская историческая библиотека

Александр Солженицын – родители — Русская историческая библиотека

Содержание:

Отец А. И. Солженицына — Исаакий Солженицын

Мать А. И. Солженицына — Таисия Щербак

Брак отца и матери

читайте на нашем сайте краткую, подробную и очень подробную биографии А. И. Солженицына

Отец А. И. Солженицына – Исаакий Солженицын

В семьях Семёна Солженицына и Захара Щербака хорошее образование из детей получили лишь Исаакий и Таисия – отец и мать Александра Исаевича. Исаакий (Саня, род. в 1891) был отпущен отцом учиться в пятигорскую гимназию на год позже, чем надо, и после неё отец целый год держал сына при себе, в степной работе, не понимая, зачем нужен ему ещё университет.

В 1911 Исаакий поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета, через год перевёлся в Московский, где и учился до августа 1914. Сразу после начала Первой Мировой войны Саня покинул дом отца дней за двадцать до конца летних каникул, сочинив, что едет в Москву на университетскую практику. А сам пошёл на фронт добровольцем. В «Красном колесе» он изображён под именем Сани Лаженицына.

Александр Солженицын знал о своём рано погибшем отце очень мало. Некоторые сведения о его военной биографии писатель нашёл в Военно-историческом архиве в Лефортово. Родные рассказывали Солженицыну, что юношей его отец увлекался толстовством и был столь серьёзным гимназистом, что никогда не танцевал на ученических балах. После гимназии, но до университета Исаакий даже встречался с самим Толстым в Ясной Поляне. Об этом упомянуто в «Красном колесе», но обстановка встречи обрисована там предположительно. О чём в действительности беседовали юноша с юга и Лев Николаевич – неизвестно.

В каком военном заведении учился Исаакий Семёнович Солженицын с августа 1914-го по осень 1915 года и где получил звание подпоручика, выяснить не удалось. С осени 1915 он оказался на фронте. Рассказ, как Исаакий и несколько батарейцев на позиции разбрасывали руками загоревшиеся зарядные ящики и получили за это по Георгиевскому кресту («Октябрь Шестнадцатого», глава 1), взят из фондов Центрального военно-исторического архива в Москве. Оттуда же А. И. Солженицын получил сведения о том, где воевала отцовская часть, и фамилии её командиров. Писатель потом лично побывал на местах боёв отца – и сам в Великую Отечественную сражался почти там же.

Отец А. И. Солженицына, Исаакий Солженицын

 

Саня, его отец, брат Василий и сестра Анастасия умерли в течение одного года (1918 – 1919). Два оставшихся брата – Константин Семёнович и мачехин сын Илья Семёнович (по документам Салжаницын) – продолжали крестьянствовать в селе Саблинском. Во время сталинского «великого перелома» оба они были раскулачены и высланы.

 

Мать А. И. Солженицына – Таисия Щербак

Таисия Щербак родилась 9 (21) октября 1894 года в Пятигорске, в семье разбогатевшего батрака Захара Щербака. Среди её старших родственников интеллигентов не было – сказывалось «низовое» происхождение. Но Таисия, по совету жены её брата Романа, Ирины, была отдана в гимназию. Для образования девочки была выбрана лучшая ростовская частная гимназия – Александры Фёдоровны Андреевой (в «Красном Колесе» – Аглаида Федосеевна Харитонова). В годы учёбы Таисия даже жила на квартире у директрисы. В гимназии она была круглой отличницей, окончила курс в 1913 с золотой медалью, зная несколько иностранных языков.

Девушка мечтала стать балериной. Но отец послал её в Москву, на пятилетние женские сельскохозяйственные курсы княгини С. К. Голицыной, чтобы иметь полезного помощника в своей «экономии». Однако летом 1914 Захар Щербак решил забрать дочь с курсов и выдать замуж, мечтая дождаться внука, которого от старших детей – Романа и Маруси – не было. От плана раннего замужества Таисии Захара Фёдоровича едва отговорили Ирина и Александра Андреева.

Весной 1917 Таисия оканчивала уже четвёртый год московских курсов, и здесь учась на отлично. В это время и разгорелась великая революция. В «Красном колесе» А. И. Солженицын вывел свою мать под именем Ксеньи Томчак.

Мать А. И. Солженицына, Таисия Щербак

 

Брак отца и матери

В апреле 1917 Исаакий Солженицын получил двухнедельный отпуск с фронта и поехал не к родным в Саблинское, а в Москву, к однокашникам по учёбе. Там и произошла его встреча с Таисией Щербак.

Точную историю знакомства родителей Солженицын знал от матери. Эта случайная молодёжная вечеринка описана в «Апреле Семнадцатого» (глава 91).

На шестой день знакомства Исаакий сделал Таисии предложение, и она согласилась. Исаакий вскоре вновь отбыл на фронт. Таисия, посетив на летних каникулах родной дом, поехала в Белоруссию, в Узмошье, где стояла 1-я Гренадерская артиллерийская бригада её жениха. 23 августа 1917 их обвенчал бригадный священник. Через несколько дней Таисия вновь уехала.

Исаакий был председателем батарейного солдатского комитета, но активного участия в армейской революционной чехарде, видимо, не принимал. Он не бросил фронт, как делали тогда очень многие, а пробыл там до февраля 1918, когда ленинский Совнарком подписал позорный Брестский мир. Из-за революции Таисия осенью 1917 уже не поехала на курсы. Тогдашних взглядов отца на революцию и гражданскую войну А. И. Солженицын точно не знал. В «Красном колесе» он восстанавливал их предположительно.

В начале 1918 на Северном Кавказе была образована красная Ставропольская республика, а на Дону завязалась борьба за Ростов, потом последовал Ледяной поход Добровольческой армии. Но Исаакий Солженицын погиб на охоте в окрестностях Саблинского раньше, чем гражданская война вовсю запылала в его родных местах. Накануне рокового дня (6 или 7 июня 1918) Таисии приснилось, будто на мужа упал большой крест и придавил его.

Исаакий, охотясь, подстрелил зайца и вновь зарядил ружьё дробью. Чтобы не класть его наземь, прислонил к телеге. Лошадь дёрнулась, слабый курок соскочил, выстрел попал охотнику в живот.

На охоте вместе с Исаакием был брат (то ли Константин, то ли Илья). Он повёз раненого на отцовский хутор. Дальше – от хутора до Саблинского – ехала с мужем уже Таисия, но сельский фельдшер не сумел ничем помочь, и больного повезли в больницу соседнего города Георгиевска. Там Исаакий умер через семь дней (15 июня) – от сепсиса, который вызвал вогнанный в тело вместе с дробью пыж. Таисия находилась на третьем месяце беременности, и муж был уверен, что у неё родится сын. Кладбище с могилой Исаакия позже закатали трактором под стадион.

Советская пропаганда потом приписывала отцу А. И. Солженицына, царскому офицеру, самоубийство «из страха перед красными». Гэбистский пропагандист Ржезач в книге «Спираль измены Солженицына» развивал и другую версию, утверждая, что Исаакий был казнён коммунистами. Но истинные обстоятельства смерти Сани подтверждены не только рассказами матери писателя, но и записью в метрической книге Вознесенского собора города Георгиевска. Андропов, путая одного деда Александра Исаевича с другим, утверждал, что это отец Исаакия имел «более 2 тысяч гектаров земли и около 20 тысяч голов овец».

 

© Автор статьи – Русская историческая библиотека. При написании использованы материалы книги Л. Сараскиной «Александр Солженицын».

 

Предыдущая статья: Александр Солженицын – предки и родственники. Следующая статья: Александр Солженицын – детство.

 

Великий писатель Александр Солженицын — Календарь Трагедий

Главная » Знаменитости

Знаменитости

На чтение 3 мин.

3 августа 2008 года в Москве скончался Александр Исаевич Солженицын – известный прозаик, поэт, драматург и диссидент, ярый противник марксизма-ленинизма, российский монархист и национальный великодержавник.

Содержание

  1. Биография
  2. Оценка творчества и критика Солженицына
  3. Смерть Солженицына

Биография

Будущий писатель родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске, на северном Кавказе. Хотя мать Александра, Таисия Щербак, украинка по национальности, пыталась привить сыну религиозность, в раннем возрасте юноша проникся марксистской идеологией и во многом симпатизировал новому строю.

В 1925 году вместе с матерью он переехал в Ростов-на-Дону, где в 1936 году поступил на физико-математический факультет  и вступил в комсомол. Во время Великой Отечественной войны дослужился до звания капитана. В то же время он разочаровался в политике Сталина и стал критиковать его за отход от ленинизма. Собственно, за эту критику Солженицын и получил срок. Писатель был арестован 9 февраля 1945 года и осужден за антисоветскую деятельность на 8 лет лагерей и ссылку навечно.

В 1965 году Солженицына реабилитировали. В прессе стали появляться первые произведения писателя. Более того, его рассказ «Один день Ивана Денисовича» даже был выдвинут на получение Ленинской премии, однако это вызвало негативную реакцию руководства СССР.

Начиная с 1965 года, издание произведений Солженицына было официально запрещено. 12 февраля 1974 года, после выпуска за границей романа «Архипелаг ГУЛАГ», Солженицын был арестован. Его признали виновным в государственной измене, лишили гражданства и депортировали в ФРГ. Некоторое время писатель жил и работал в Швейцарии, после переехал в США.

В 1990 году указом первого президента СССР Михаила Горбачева писателю было возвращено советское гражданство, и практически сразу его удостоили Государственной премии. Вернуться в СССР Солженицын так и не успел, поскольку Союз перестал существовать. В Россию писатель вернулся в 1994 году.

Оценка творчества и критика Солженицына

В 1970 году Александр Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе за «моральную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Югославский политолог Милован Джилас называл Солженицына писателем, вернувшим России душу и заполнившим вакуум, образовавшийся в российской литературе и сознании.

Звучало в адрес писателя и немало критики. В частности, жесткой критике, в основном, со стороны левых сил, подвергалась недостоверность некоторых фактов, которые он излагал в своих романах — к примеру, о количестве заключенных. Особенно это стало очевидным после открытия советских архивов.

Плюс к этому, Солженицына обвиняли в оправдании коллаборационизма во времена Великой Отечественной войны, а также в том, что некоторые материалы для своих произведений он брал из геббельсовской пропаганды. Повергался Солженицын и критике со стороны коллег по цеху. В частности, его критиковали Андрей Сахаров и Владимир Войнович. Последний назвал его книгу «Двести лет вместе», о российско-еврейских отношениях, «длинной, нудной и лживой».

Смерть Солженицына

Писатель скончался 3 августа 2008 года от острой сердечной недостаточности, пережив ряд сложных операций. Ему было 90 лет.

Похоронен Александр Солженицын в некрополе Донского монастыря за алтарем храма Иоанна Лествичника со всеми военными почестями, как ветеран войны.

03-08 2008 Август

Солженицын оставляет тревожное наследие в бывшем Советском Союзе

Александр Солженицын, русский писатель-диссидент, разоблачавший ужасы советских лагерей, был похоронен сегодня на пышной церемонии в московском Донском монастыре.

Сотни скорбящих, в том числе президент России Дмитрий Медведев и другие первые лица, собрались под серым небом, чтобы отдать дань уважения литературному таланту Солженицына и его непоколебимой борьбе против тоталитаризма.

Но Солженицын оставляет сложное наследие всему бывшему коммунистическому блоку.

В то время как весь мир восхищался его мужеством в разоблачении зверств в советских лагерях для военнопленных, многие также неодобрительно относились к ярому национализму, который он поддерживал в последние годы своей жизни. Его теплые отношения с бывшим президентом России Путиным, отставным офицером КГБ, вбили клин во многих его коллег-диссидентов советской эпохи.

Он написал длинную статью о том, что Россия должна быть отдельным государством, что она должна выгнать остальные 14 республик. Он писал, что республики были «подбрюшьем» России, имея в виду, что Россия их кормила и будет процветать, если от них откажутся9.0003

Этнические и религиозные меньшинства России также негативно восприняли призывы Солженицына к славянскому возрождению на основе русского православия.

«В такие минуты не принято высказывать что-либо, кроме восхваления покойного, но в некоторых его статьях присутствовал элемент ксенофобии», — говорит армянский писатель Ваграм Мартиросян. «На фоне резко негативного отношения к мигрантам, в том числе армянам, это только подлило масла в огонь русского шовинизма в сегодняшней России».

«Восстановление России»

Известный татарский писатель Айдар Халим описывает смерть Солженицына как «тяжелую утрату для человечества». Но он согласен с тем, что диссидент подвел миллионы русских неславян.

«С одной стороны, он считался одним из главных победителей сталинской тирании в России. С другой стороны, для нас он был защитником Российской империи. Его сила критики и обличения ставила Солженицына в один ряд со Львом Толстой, но в своем знаменитом произведении «Восстановление России», например, он стремился сохранить Россию как империю. С той славой, которой он пользовался, он мог попытаться защитить не только русских, но и другие национальности», — говорит Халим.

В эссе «Восстановление России», впервые опубликованном в 1990 году в «Комсомольской правде» — в то время одной из самых популярных ежедневных газет Советского Союза, — Солженицын призывал Россию отказаться от всех неславянских республик, которые, как он утверждал, подрывают русская нация. Лауреат Нобелевской премии мира призвал к созданию нового славянского государства, объединяющего Россию, Украину, Беларусь и части Казахстана, которые он считал обрусевшими.

Это объединенное славянское государство, построенное на русской православной вере, писал он, станет альтернативой декадентскому либерализму Запада. Эссе вызвало гнев как тех, кто надеялся спасти Советский Союз, так и тех, кто желал его распада на суверенные республики. Это оскорбило многих в Средней Азии, которую Солженицын назвал «подбрюшьем России, бездумным завоеванием Александра II».

Казат Акматов, известный кыргызский писатель, который в 1990-х годах был сопредседателем партии «Демократическое движение Кыргызстана», говорит, что его литература была сильно политизирована.

«Он написал длинную статью о том, что Россия должна быть отдельным государством, что она должна выгнать остальные 14 республик. Он написал, что республики — это «подбрюшье» России, имея в виду, что Россия их кормит и будет процветать, если их выбросили», — говорит Акматов.

Даже после распада Советского Союза Солженицын оставался непреклонным в вопросе создания единого славянского государства.

Вдова Солженицына стоит у гроба мужа во время церемонии прощания в Москве

В мае 1996 года группа уважаемых казахских писателей напала на «Комсомольскую правду» за публикацию интервью Солженицына, в котором он призывал к включению северного Казахстана в состав Россия.

Они потребовали запретить газету в Казахстане, обвинив ее в нарушении территориальной целостности их страны — обвинение, поддержанное генеральным прокурором Казахстана, который назвал заявление Солженицына «грубым вмешательством во внутренние дела независимого государства». »

«Комсомольская правда» в итоге была вынуждена опубликовать извинения.

Националистическая риторика

Националистические наклонности Солженицына также вызвали много критики в Беларуси и Украине, стремящихся держаться подальше от своего бывшего имперского хозяина после обретения независимости в 1991 году.

Алесь Анципенко, белорусский философ, говорит, что после эссе «Восстановление России»: «Я понял, что г-н Солженицын был обычным русским империалистом, несмотря на то, что он с такой силой набросился на тоталитарную систему. Я увидел в этом ужасное противоречие, потому что любая империалистическая система в какой-то степени тоталитарным. Я видел, что Солженицын был крайне противоречив, отказывая белорусам и украинцам в праве определять свою судьбу».

Подобные настроения широко распространены в Украине, несмотря на непреходящее восхищение человеком, который потряс устои советской власти своим язвительным обвинением в лагерях ГУЛАГа Иосифа Сталина.

Евгений Сверстюк, украинский писатель и поэт, попавший в тюрьму как политзаключенный в 1970-х годах, говорит, что Солженицын сыграл ключевую роль в поддержании оппозиции на территории бывшего Советского Союза, включая Украину. Но Сверстюк говорит, что политические взгляды автора ухудшились в середине 19-го века.70-е годы.

«После получения Нобелевской премии Солженицын испортился — он переключился с великой задачи борьбы с империей зла на российские имперские вопросы. Он упал не только в нашем уважении, ухудшился и его международный имидж. Каждое его слово внимательно отслеживалось и вызывали разочарование за разочарованием», — говорит Сверстюк.

Разочарование в нарастающей националистической риторике Солженицына, по словам Сверстюка, в Украине было тем более глубоким из-за украинского происхождения Солженицына.

«Украина — отдельная тема, так как Солженицын, мать которого была украинкой, имел особое отношение к Украине. Он стремился отвергнуть свою украинскую половину и отстоять свою русскую националистическую половину. В этом смысле он потерял свой статус. узкий, реакционный и примитивный мир российской имперской идеологии. Его выступления по Украине были ужасны. Они были неправильными, они были полны ложной информации, той информации, которой скармливают российское общество», — говорит Сверстюк.

Солженицын также разозлил украинцев, отрицая, что страна стала жертвой геноцида во время голода 1932-33 годов. В апреле этого года 89-летний мужчина написал, что голод унес жизни миллионов людей по всему Советскому Союзу, добавив, что многие коммунистические чиновники, помогавшие его организовать, были украинцами.

Его статья, в которой он ругал Запад за поддержку того, что он назвал «безумной басней», была опубликована в то время, когда президент США Джордж Буш возлагал в Киеве венок в память о жертвах голода. Это также совпало с резолюцией Государственной Думы, отвергающей заявления Украины о геноциде.

Армянская, татаро-башкирская, киргизская, белорусская и украинская службы РСЕ/РС внесли свой вклад в этот отчет

Солженицын, Александр | Encyclopedia.com

Born: 1918, Kislovodsk, Russia

Умер: 2008, Москва, Россия

Национальность: Российский

Жен: Фантастика. в жизни Ивана Денисовича (1962)
Круг первый (1968)
Раковый корпус (1968)
Архипелаг ГУЛАГ, 1918–1956 гг. : опыт литературного исследования (1973)

Обзор

Россия, чей внутри советский коммунизм первый противник советского коммунизма взгляды стали широко известны, Александр Солженицын является героем для многих людей во всем мире. На протяжении всей жизни, полной драматизма, Солженицын оставался политическим деятелем и историком, живо занятым центральными проблемами своей эпохи. Переживший одиннадцать лет советских тюрем, исправительно-трудовых лагерей и ссылки, он был одним из самых видных советских диссидентов, влиятельных в разоблачении нарушений прав человека в Советском Союзе. Он вдохновил многих на выражение собственного несогласия, защиту свободы слова и распространение подпольной литературы. Подобно своим предшественникам Льву Толстому и Федору Достоевскому, Солженицын сосредоточил свое внимание преимущественно на России, однако он обращался к проблемам, которые резонируют далеко за пределами каких-либо национальных границ.

Сочинения в биографическом и историческом контексте

Воспитанный в нищете матерью-одиночкой Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске, Россия. Солженицын никогда не знал своего отца, который погиб в результате несчастного случая на охоте еще до рождения Солженицына. Советское правительство отказало матери Солженицына в достаточной занятости, и семья жила в нищете. К девяти годам Солженицын осознал свои литературные амбиции, а еще до восемнадцати решил написать крупный роман о русской революции 19-го века.17, что привело к свержению предыдущего царского правительства России и, в конечном итоге, к образованию Советского Союза. Получив ученые степени в области лингвистики, математики и физики, Солженицын начал преподавать физику в 1941 году. дать отпор немецким войскам. В 1945 году, когда он был командиром артиллерийской батареи советской армии, агенты контрразведки обнаружили письма, в которых Солженицын критиковал сталинизм, иногда жестокую систему правления, которую практиковал советский правитель и диктатор Иосиф Сталин. Признанный виновным в заговоре против государства, он более десяти лет содержался в различных учреждениях, в том числе в исправительно-трудовом лагере в Казахстане и Марфинской тюрьме. 0074 шарашка , или государственная тюрьма и научно-исследовательский институт. Именно в московской тюрьме на Лубянке он читал недоступные другим способом произведения таких авторов, как Евгений Замятин, великий советский прозаик 1920-х годов, и американский писатель Джон Дос Пассос, чей экспрессионистский стиль позже повлиял на собственное творчество Солженицына. 5 марта 1953 года, в день смерти Сталина, он был освобожден из тюрьмы и сослан в Среднюю Азию. Там Солженицын преподавал математику и физику в средней школе и начал писать стихи и пьесы, а также делать заметки для романа. В это время у него также был диагностирован рак, который чуть не привел к его смерти; его переживания во время лечения вдохновили его более поздний роман Раковое отделение (1968).

Освободившись из ссылки в 1956 г., Солженицын вернулся в центральную Россию, где друзья уговорили его представить свои произведения в российское периодическое издание «Новый мир» , в котором было опубликовано Один день из жизни Ивана Денисовича ( Один день Ивана Денисовича ) в 1962 году. Роман, появившийся в период открытости, поощряемый советским лидером Никитой Хрущевым, имел значительный успех. Однако с падением Хрущева и приходом к власти гораздо менее терпимых режимов Солженицын быстро потерял официальную милость и попал под пристальное наблюдение силовиков. Когда ему была присуждена Нобелевская премия по литературе в 1970 лет он не смог присутствовать на церемонии награждения, потому что советское правительство не гарантировало ему повторный въезд в Россию. Французская публикация Архипелаг ГУЛАГ ( Архипелаг ГУЛАГ ) в 1973 году — обширная история исправительно-трудовых лагерей в Советском Союзе — привела к его аресту, а в 1974 году он был выслан из своей родины и в конце концов поселился в Соединенные Штаты. В мае 1994 года, после двадцати лет ссылки в Вермонте, Солженицын и его жена Наталья вернулись жить в Россию. Несмотря на слабое здоровье, Солженицын продолжал работать вплоть до своей смерти от сердечной недостаточности в 2008 г.

Произведения в литературном контексте

Социалистический реализм Социалистический реализм был официальной художественной доктриной, утвержденной Сталиным в 1934 году. Она требовала, чтобы творческий художник служил обществу, будучи реалистичным, оптимистичным и героическим. Творчество и свобода самовыражения были более чем обескуражены; они были незаконными, что вынуждало Солженицына маскировать свои политические и социальные послания во многих своих самых известных произведениях.

Набор в Сталинской России, «Один день Ивана Денисовича » (1962), первое опубликованное советское произведение такого рода, посвящено простому заключенному, который хочет лишь честно отбыть свой срок. В романе Солженицын стремился перевернуть обычный прием соцреализма, навязывавшего читателю мысли и чувства. Поэтому он представил свой рассказ в ироничной, сдержанной, эллиптической манере, призванной вызвать спонтанные чувства, не связанные с официальной пропагандой.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СОВРЕМЕННИКИ

Среди известных современников Солженицына:

Андрей Сахаров (1921–1989): Ведущий российский физик, Сахаров боролся с ядерной войной и коммунистической диктатурой.

Иосиф Бродский (1940–1996): Высланный из Советского Союза в 1972 году, этот поэт русского происхождения получил Нобелевскую премию по литературе в 1987 году.

Нельсон Мандела (1918–): Мандела был президентом ЮАР (1994–1999) после двадцати семи лет лишения свободы за руководство движением против апартеида.

Вацлав Гавел (1936–): чешский драматург и бывший антикоммунистический диссидент, Гавел был президентом Чехословакии (1989–1992) и Чехии (1993–2003).

Исаак Азимов (1920–1992): Азимов, родившийся в России, был легендарным писателем-фантастом в Соединенных Штатах.

Парадоксы Оценка жизни и творчества Солженицына должна касаться неразрешимых парадоксов — он прославился как протестный писатель, но в душе был эстетом. Его моральный и духовный авторитет проистекал из того, как он свидетельствовал о тоталитаризме двадцатого века, но его нелюбовь к публичности и замкнутость сделали его анахронизмом. Творчество Солженицына необходимо рассматривать в связи с той традицией, из которой оно исходило, ибо оно отвечает социалистическому реализму, провозглашенному в 1932 как единственно приемлемый вид искусства в Советском Союзе. Поскольку литература социалистического реализма напоминает многие западные бестселлеры своим доступным стилем, положительными героями и счастливым концом, она отрезала русскую литературу от ее богатого наследия XIX и начала XX века.

Солженицын по-своему пытался восстановить целостность российского общества, воссоединив дореволюционный и послереволюционный периоды. Он писал, чтобы осмыслить эволюцию России двадцатого века с точки зрения жизни и творчества русских классиков девятнадцатого века. Соответственно, он близко знал произведения русских мастеров, таких как Александр Пушкин, Николай Гоголь, Юрий Лермонтов, Иван Тургенев, Лев Толстой, Федор Достоевский и Антон Чехов. Усилия Солженицына были вознаграждены в 1970 г., когда он получил Нобелевскую премию по литературе за то, что Нобелевский комитет назвал «этической силой, с которой он следовал незаменимым традициям русской литературы».

Работы в критическом контексте

Как писатель и общественный деятель Солженицын вызывал бурную реакцию, от грубой брани до восторженного восхищения. Критические ответы Солженицыну постоянно зависели от идеологических симпатий комментатора к советскому коммунизму. В эпоху холодной войны, когда самые важные произведения Солженицына появились на Западе, его хвалили за смелость его позиции по отношению к советским властям. Реже критики серьезно исследовали философские и моральные аспекты его послания.

Один день Ивана Денисовича Написана скудной, простой прозой, Один день Ивана Денисовича рассказывает о типичных занятиях одного заключенного. «Иван Денисович, — утверждала Ширли Дж. Паолини в «Справочнике короткометражных произведений» , — представляет собой обычного человека, заключенного в советский лагерь за незначительное преступление; его энергия полностью посвящена выживанию в суровых условиях». Лорен Ливингстон, пишущая в English Review резюмировал «Один день из жизни Ивана Денисовича » как «навязчивое чтение», а Глеб Зекулин, пишущий в «Советские исследования », рекомендовал его как «кладезь информации». Еще один энтузиаст, Владимир Дж. Рус, писал в Canadian Slavonic Papers , что «Солженицын подарил миру движущуюся картину… подлинной радости от собственного существования, даже при такой ограниченности во времени, пространстве и собственном сознании. ” Авраама Ротберга Александр Солженицын: Главные романы признает, что в «Один день из жизни Ивана Денисовича » Солженицын «исследовал новую территорию в использовании языка, используя сочетание тюремного сленга, крестьянского и порнографического сленга», а Кристофер Муди в Солженицын считал рассказ «Красноречивый протест». Точно так же Роберт Л. Яруп заметил в Explicator , что роман касается «неудержимого человеческого инстинкта свободы».

«Матренин дом» «Один день Ивана Денисовича » имел огромный успех у советских читателей, и Солженицын последовал за ним в «Новый мир » с рассказами, в том числе «Матрениным домом», в которых бывший заключенный дружит со стареющей крестьянкой, которая служит его хозяйка. Андрей Кодяк в своем исследовании Александр Солженицын отмечал, что «Солженицын опирается на собственный опыт для создания рассказчика Игнатьича». Джон Кларди в эссе Cimarron Review выразил особую похвалу за то, как Солженицын обращается с характеристикой в ​​«Доме Матрены», заявив, что «Матрена, как Анна Каренина Толстого, выделяется в нашем сознании как реальная личность». Леонид Ржевский тем временем процитировал другого читателя, в Солженицын: Создатель и подвиг , считавший Матрену «самым блестящим образом крестьянки во всей русской литературе, которую я читал». Еще один критик, Стивен С. Лоттридж, написал в Russian Literature Triquarterly , что «Матренин дом» повествует о «испытаниях и потерях, пережитых невиновным и праведным человеком», а Роберт Луи Джексон в статье, представленной в Солженицын: Сборник критических очерков резюмировал сказку как «значительное искусство». Тем временем Шерил А. Спитц описала короткую работу в Русское обозрение очерк как «рассказ о нравственном взрослении одного человека».

ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОПЫТ

Один день из жизни Ивана Денисовича открыл глаза международному сообществу на жестокость советской тюремной системы. Роман занимает свое место в литературной традиции реальных и вымышленных произведений, изображающих заключение, включая следующие:

Дом мертвецов (1862), роман Федора Достоевского. Этот роман основан на четырех годах Достоевского в сибирском лагере.

Баллада о Редингской тюрьме (1898 г.), стихотворение Оскара Уайльда. Стихотворение Уайльда — это размышление о страдании и несправедливости смертной казни, написанное после заключения Уайльда за «грубую непристойность».

Воспоминания из женской тюрьмы (1994), мемуары Навала эль-Саадави. В весьма литературных мемуарах врач, писательница и защитница прав женщин рассказывает о кошмарных переживаниях политических заключенных в Египте.

Я отказываюсь умирать: Мой путь к свободе (2002), мемуары Койги ва Вамвере. Кенийский правозащитник вспоминает тринадцать лет заключения при президенте Даниэле Арапе Мои.

Первый круг Первый круг был описан эссеистом в Encyclopedia of World Biography как «резко сатирический». В романе, согласно Дэвиду М. Гальперину в эссе, включенном в Александр Солженицын: критические очерки и документальные материалы , Солженицын «исследует как вездесущность лжи как доказуемую черту советского общества, так и как метафизический, демонический прием». Более того, Солженицын в своей характеристике Сталина подчеркивал, что диктатор, каким бы чудовищным и могущественным он ни был, все же был человеком. «В своем портрете Сталина в The First Circle », — писал Пол Н. Сигель в Clio , — «Солженицын, урезая возвышающуюся фигуру Сталина сталинского мифотворчества до размеров, показал, что он — человек, иронически расходящийся с образом ».

Ответы на вопросы литературы

  1. Согласны ли Вы с решением Солженицына вернуться в страну, которая его и сослала, и заточила? Каковы наиболее важные факторы, которые должен учитывать экспатриант, прежде чем вернуться домой?
  2. Как вы думаете, почему Солженицын смог провести масштабное исследование, позволившее ему произвести Архипелаг ГУЛАГ , скрывая проект от властей?
  3. Прочтите книгу Джорджа Оруэлла « Скотный двор ». Если бы вы могли включить Солженицына в роман как персонажа, кем бы он был? Как бы вы показали его роль и действия в вашей характеристике?

БИБЛИОГРАФИЯ

Книги

Баркер, Фрэнсис. Солженицын: Политика и форма . Нью-Йорк: Холмс и Мейер, 1977.

Блум, Гарольд, изд. Александр Солженицын, Современные критические взгляды . Филадельфия, Пенсильвания: Chelsea House, 2001.

Бург, Дэвид и Джордж Фейфер. Солженицын: Биография . Нью-Йорк: Stein and Day, 1972.

Данлоп, Джон Б., Ричард Хо и Алексис Климофф, ред. Александр Солженицын: критические очерки и документальные материалы . Нью-Йорк и Лондон: Collier-Macmillan, 1975.

Эриксон, Эдвард Э. мл. Солженицын и современный мир . Вашингтон, округ Колумбия: Regnery Gateway, 1993.

Фейер, Кэтрин, изд. Солженицын. Сборник критических очерков . Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1976.

Labedz, Leopold, ed. Солженицын: документальный фильм .