Содержание
Музей истории города Иркутска — Архив — Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года
«Стал замечать он: чем крепче стоит человек в мирской жизни, чем больше власти у него, тем черствее сердце, сдержаннее чувства к вседержителю, хотя рука бывает и щедра на церковных подаяниях. Но ведь иной дает — словно бы право на грехи покупает. Приглядишься, иные господа вроде и не для бога живут, вроде бог для них — с верой, с церковью и с попами.»
Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Сражение, в котором принимали участие русское войско и армия Золотой Орды, во многом предопределило дальнейшую историю Русского государства.
События, предшествовавшие сражению
Причиной Куликовской битвы стал ряд важных событий. Шестью годами ранее отношения у Руси с Ордой начали серьезно обостряться. Именно в 1374 году Дмитрий, Великий князь Московский, разрывает отношения с Мамаем, который в то время от имени монгольских ханов управлял западной частью Золотой Орды. Русские князья уже чувствовали собственную силу и были готовы дать решительный отпор врагу, который долгое время разорял их земли и требовал уплаты дани.
За два года до исторического сражения по Руси распространилась весть, что татаро-монголы выдвинулось большим войском, чтобы расквитаться с непокорными русскими. Дмитрий со своей дружиной направился навстречу неприятелю и встретил его на берегах реки Вожи, впервые углубившись так далеко в южные земли. Манёвр застал противника врасплох, и русский отряд сравнительно легко одержал победу. Это окончательно убедило в том, что Орда не является всесильной. К тому же и внутри нее уже полным ходом развивалась междоусобица.
Подготовка к сражению
Орда стремилась к реваншу. К началу лета 1380 года Мамай подготовил к походу войско численностью свыше 100 тысяч человек. Быть союзником хана изъявил желание Великий князь Литовский Ягайло. Получив сведения о готовящемся объединении Орды и Литвы для войны с Русью, Дмитрий спешно собрал почти такое же большое войско. В конце августа его многотысячная рать из Коломны стремительным ходом направилась на юг. Основная цель быстрого маневра принесла успех: союзники Мамая не успели присоединиться к нему.
В ночь накануне битвы войско Дмитрия переправилось через Дон и вышло к Куликову полю. Место для сражения было выбрано удачно: роща позволяла укрыть засадный полк, а глубокие овраги, невидимые противнику, не давали его коннице возможности проводить атаки с флангов.
Ход битвы
Вначале состоялся поединок двух богатырей. Монах Александр Пересвет представлял русскую сторону, его противником стал богатырь Темир-Мурза, более известный как Челубей. В результате их противостояния они оба поразили друг друга копьями. Такой исход означал, что главная битва станет кровопролитной.
Как только Челубей оказался на земле, конница Мамая ринулась в атаку и сразу же оттеснила передовой полк русских. Однако введенный в бой резерв остановил дальнейшее продвижение татаро-монголов по центру их атаки. Мамай активизировал атаку на левом фланге, где какое-то время ему удавалось теснить русские ряды. Но перелом в сражении, как это часто бывало в старину, принес засадный полк, ударивший в тыл и фланг вражеской коннице.
На исход боя в значительной мере повлияли несколько тактических военных ходов русской дружины:
- Князь Дмитрий предварительно изучил место предстоящей битвы и расставил войска так, словно их можно было без труда разбить;
- Копья русских воинов имели разную длину, что помогло затруднить атаки противника;
- Прорвавшиеся к штабу Дмитрия враги убили, как им казалось, самого Великого князя. На самом же деле это был его верный боярин, специально надевший княжеский кафтан. Увидев спустя некоторое время, что Дмитрий жив, татаро-монголы получили серьезный психологический удар.
Считается, что Мамаева рать была разбита за 4 часа. Князь Ягайло, получив об этом весть, развернул свое войско в обратную сторону. Сам Мамай, ставка которого была захвачена, успел ретироваться. Куликовская битва, в которой татаро-монголы были наголову разгромлены, впоследствии получила название Мамаево побоище. А Великий князь Дмитрий за блестящую победу в этом сражении получил уважительное прозвище Донской.
Дмитрий Донской, Куликовская битва и Западная Русь Аналитика портала «Вместе с Россией»
Николай Сергеев: Дмитрий Донской, Куликовская битва и Западная Русь 08.09.2020 20:19
К 640-летию Куликовской битвы
Есть в русской истории герои, которые не только своими великими делами обессмертили свое имя, но и коренным образом изменили судьбу нашего народа и вывели его на дорогу национального величия. Одним из таких выдающихся людей является Великий князь Московский Дмитрий Иванович (12 октября исполнится 670 лет со дня его рождения), вошедший в историю со славным прозванием Донской.
Великий князь Московский Дмитрий Иванович
Дмитрий Донской был не только великим полководцем, который сломал хребет ордынскому игу в знаменитой Куликовской битве (5 сентября 1380 г.), но и дальновидным и мудрым государем, благодаря неустанным трудам которого дело собирания Русской земли вокруг стольного града Москвы приобрело необратимый характер. Именно со времени великого князя Дмитрия Ивановича Москва стала тем центром притяжения, вокруг которого на просторах от Буга до Курил сформировалась великая Русская цивилизация в ее современном виде. Конечно, процесс этот занял многие столетия, имел свои подъемы и спады, но началось все в эпоху Куликовской битвы.
В этот судьбоносный период (три последних десятилетия XIV столетия) на Руси происходили очень важные изменения. В это время начался выход Москвы из-под ордынской зависимости и переход первенства в борьбе за наследие старой домонгольской Руси от Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛиР) к Великому княжеству Московскому.
Еще накануне Куликовской битвы в 70-е годы XIV столетия фигурой номер один на Руси и в целом в Северо-Восточной Европе был государь «Литвы и Руси» великий князь ВКЛиР Ольгерд следовавший доктрине «вся Русь должна принадлежать Литве» и проводивший соответствующую политику в отношении восточнославянских земель. Это был не только характерный для того времени феодальный хищник, но и безусловный лидер всего восточноевропейского региона, в то время главный собиратель русских земель, искусный политик, имевший самый высокий авторитет. И поэтому вполне заслуженно его фигура помещена на величественный памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Но после кончины Ольгерда в 1377 году обстановка коренным образом меняется, на первые роли на Руси выходит уже Москва, и происходит это при Дмитрии Ивановиче Донском.
Великий князь Литовский и Русский Ольгерд с дружиной
Подобный ход событий в значительной мере был обусловлен и положением, сложившемся в то время в Великом княжестве Литовском и Русском. Это борьба за великокняжеский престол между князьями из правящего в ВКЛиР Дома Гедиминовичей. А в 1385 году произошло событие, сыгравшее роковую роль в дальнейшей судьбе Литовско-Русского государства. Это заключение Кревской унии с Польшей, измена великого литовского князя Ягайло православной вере, принятие им католицизма под именем Владислав и в обмен на корону короля Польши взятие перед польской знатью обязательства «навечно втелить (т. е. встроить) Литву и Русь в Польшу». И с той поры столица ВКЛиР Вильно стала восприниматься западнорусскими князьями и боярами, а вместе с ними и всем восточнославянским населением, не как русский стольный град, наследник «матери городов русских» — Киева, а как некий чуждый центр. Между западнорусскими князьями и ставшей католической литовской знатью возникло непреодолимое отчуждение, которое со временем только нарастало.
Восхождение Ягайло на польский трон
Совершенно иное положение складывалось в Москве, которая все больше становится центром притяжения не только княжеств Северо-Восточной Руси, но и тех русских земель, которые до того времени признавали верховную власть Ольгерда. Москва становилась не только столько стольным градом Великого княжества Московского, но и столицей всего тогдашнего Русского мира, к которой тянулись и те из литовско-русских князей Гедеминовичей, кто неприемлил курс Ягайлы на подчинение «Литвы и Руси» Польше. И не случайно впоследствии Гедиминовичи стали вторым по значению после Рюриковичей княжеским домом в Русском государстве.
Но центральным событием той эпохи была Куликовская битва. Впервые за несколько столетий против вражеского нашествия выступило общерусское войско. Под стяг великого князя Московского встали серпуховские, ярославские, суздальские, московские, новгородские дружины и рати других городов. Вместе с воинами из Северо-Восточной Руси в одном строю сражались западнорусские дружины под началом двух знаменитых князей Гедиминовичей Андрея Полоцкого и его брата Дмитрия Брянского.
Князь Андрей Ольгердович Полоцкий – это подлинный национальный герой Западной (Белой) Руси. Его отец — великий князь ВКЛиР Ольгерд, мать — витебская княжна Мария Ярославна. Рожден он был в Витебске, был русским по сознанию и роду деятельности, боролся против подчинения Великого княжества Литовского и Русского Польше, а затем, когда это подчинение все-таки состоялось, добивался отделения Полоцкой Руси от Литвы. Князь Андрей понимал, что союз с Великим княжеством Московским для Литовской Руси – это единственно возможный путь для развития и процветания, уния же с католической Польшей – дорога в никуда. А в 1379 году, накануне Куликовской битвы, между литовско-русскими князьями и Великим князем Московским был заключен первый в нашей истории союзный договор, в результате которого западнорусская кованая рать (тяжелая конница) под командованием Андрея Полоцкого и Дмитрия Брянского сражалась на поле Куликовом против Мамая. Таким образом, исток союзных отношений между Западной (Белой) Русью и Московской Русью (будущей Россией) непосредственно связан с эпохой Куликовской битвы.
В ходе сражения Андрей Полоцкий, а он в то время был еще и князем Пскова, командовал «полком правой руки». В ходе битвы Мамай применил тактику ударов по флангам войск противника с последующим их окружением, и когда татары обрушились на левое крыло русского войска, то оно не смогло выдержать этого мощнейшего удара и стало отступать к реке. Тяжелая же конница — кованая рать, составлявшая правое крыло русских, отразила натиск ордынцев. Стойкость ратников Андрея Полоцкого расстроила планы Мамая по окружению русского войска и позволила засадному полку нанести решающий удар по ордынцам. Дмитрий Брянский командовал резервом, который нанес контрудар в критический момент, когда в центре и на левом фланге русские были на грани прорыва своих боевых порядков.
Русская кованая рать
Помимо Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, в сражении участвовал и не просто участвовал, а сыграл ключевую роль еще один русский князь из рода Гедиминовичей — Владимир Боброк Волынский. Он являлся выходцем из Южной Руси (современная Украина) и был женат на сестре Дмитрия Ивановича. Дмитрий Боброк вместе с двоюродным братом Дмитрия Донского князем Владимиром Андреевичем Серпуховским командовал засадным полком, внезапная атака которого решила исход сражения.
Время для выступления засадной рати против главных сил ордынцев было избрано очень удачно. Владимир Андреевич предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его, и, когда татары все-таки прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар тяжелой русской конницы из засады по основным силам монголо-татар был сокрушающим. Ордынская конница была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство. Победа была полной.
Интересными представляются сведения об участии западнорусских войск в Куликовской битве. Конечно, доподлинно говорить о каких-то цифрах невозможно. Но то, что представительство Западной Руси в общерусском войске было соотносимо с участием других русских земель, несомненно. Так, в докладе, сделанном после сражения московским боярином Михаилом Александровичем, говорится о гибели 500 бояр, в числе которых названо 30 литовских. Понятно, что в данном случае имелись в виду не этнические литовцы, а воины-бояре из западнорусских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского и Русского. Для сравнения: в битве погибло 40 московских бояр, 50 серпуховских, 20 коломенских, 25 костромских, 35 владимирских, 50 суздальских, 20 галицких, 70 рязанских, 30 новгородских, 50 нижегородских, 40 муромских и так далее. Таким образом, на Куликовом поле была представлена вся Русь — и Московская, и Литовская, и Новгородская. Русская земля собралась, чтобы противостоять общему ненавистному врагу. Следует особо отметить, что собирание общерусского войска делалось по благословлению преподобного Сергия Радонежского.
Весть о великой победе на Куликовом поле над ненавистным врагом очень быстро распространилась по всей Русской земле. На Западной Руси в течение столетий пользовалась огромной популярностью летописная повесть «Сказание о Мамаевой побоище», которая на нынешней белорусской территории была известна в многочисленных списках.
Следует отметить, что важнейшее историческое значение Куликовской битвы состоит не только в том, что было остановлено нашествие Мамая, который как Батый до него собирался дотла разорить русские земли. На Куликовом поле родилось новое единство Руси и было положено начало Русскому централизованному государству.
Что касается другого центра собирания Руси, Литовско-Русского государства, то, начиная с конца XIV века, оно утрачивает свои лидирующие позиции в восточнославянском регионе, погрязает в междоусобных распрях и войнах за великокняжеский престол. Положение резко обострилось после заключения в 1385 году с Польшей Кревской унии и начала процесса окатоличивания и дерусификации ВКЛР. Все это внесло непреодолимый раскол в ряды литовско-русской знати. Западнорусская православная знать, значительно ущемленная в своих правах, начинает длительную (в том числе и вооруженную) борьбу за русскость и православие. Взор западнорусских князей и бояр все чаще обращается в сторону Великого княжества Московского, где правили коренные русские князья из Дома Рюриковичей, и куда была перенесена кафедра общерусского митрополита, который был духовным главой Восточной и Западной Руси.
Конечно, переход политического первенства на Руси от Литовско-Русского к Московскому государству был длительным и противоречивым процессом, и все же возвышение Москвы стало необратимым, и это было прямым следствием Куликовской битвы.
Что касается Великого княжества Литовского и Русского, то злополучным в его исторической судьбе стало правление великого князя Ягайло, который оказался плохим наследником своего отца. Великий князь Литовский и Русский Ольгерд три раза неудачно для себя воевал с Великим княжеством Московским. Но это была внутрирусская борьба за первенство на Руси, и делал он это в союзе с Великим княжеством Тверским. Что касается тогдашнего Запада, то Ольгерд вел с ним (Ливонский орден, Польша) непримиримую борьбу. Ягайло же был союзником злейшего врага русского народа Мамая (хотя и не участвовал в Куликовской битве) и подчинил ВКЛиР Польше. После 1380 года началась эпоха заката (хотя и были еще времена краткосрочного взлета) Литовско-Русской державы. В результате Кревской и последующих уний с Польшей Великое княжество Литовское и Русское утрачивает самостоятельность, вначале становится второразрядным государством относительно Польши, затем теряет самобытность и фактически становится польско-католической провинцией Речи Посполитой. В итоге инициатива в восточнославянском регионе окончательно переходит от ВКЛиР к Московской Руси.
Сергий Радонежский благословляет великого князя Дмитрия Ивановича
Конечно, на Куликовскую битву можно смотреть просто как на историческое событие. Ведь и до этой битвы случались победы над татарами, а после нее бывали жестокие поражения. Всего через два года — в 1382 году — хан Тохтамыш сжег Москву. Окончательно же татарское иго было сброшено только через 100 лет при Иване III. И все же именно Куликовская битва навсегда вошла в историю как судьбоносное событие. Почему? Потому что на Куликово поле пришли князья со всей Руси независимо от существовавших тогда разделительных границ. И это стало возможным благодаря общему духовному порыву, который связан с именем преподобного Сергия Радонежского. Тогда Русская православная церковь выступила в качестве духовной скрепы, соединяющей всю Русь: и ВКЛиР, и Москву, и Новгород, и другие русские княжества и земли. Тогда родился новый Русский мир, у истоков которого стояли великий князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский – игумен земли Русской.
КАК ЭТО БЫЛО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
26. ‘ЯВЛЕНИЕ КРЕСТА’, ПРИНЕСШЕЕ ПОБЕДУ КОНСТАНТИНУ ВЕЛИКОМУ И ПОБЕДУ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО ‘С ПОМОЩЬЮ КРЕСТА’. ПУШКИ — «СХЕМЫ С КРЕСТАМИ» В АРМИИ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО.
В Куликовской битве армия Дмитрия Донского использовала пушки [4т1], гл.6. Похоже, что в войске Мамая либо не было пушек, либо их было значительно меньше. На некоторых древнерусских иконах изображен ряд пушек в войске Дмитрия, стреляющем по войску хана Мамая, рис.38. Каждая пушка здесь изображена в виде вытянутой вперед руки с нимбом, окутанным дымом. Как мы показываем в [], одним из символов огнестрельного оружия был лабарум Константина. Считается, что пушки появились на полях сражений именно в середине XIV века. Это время, когда был изобретен порох.
В изображенном на иконе войске Мамая не было пушек. Вероятно, именно благодаря преимуществу в артиллерии Дмитрий смог победить Мамая. Заметьте, войско Мамая было профессиональным, а войско Дмитрия больше походило на народное ополчение [4т1], гл.6. Не исключено, что пушки впервые в таком масштабе были применены в Куликовской битве [] [] гл.3.
Перед битвой Сергий Радонежский благословил Дмитрия и передал некое «тайное оружие», которое в более поздних источниках называлось «ЗНАМЕНИЕ СХЕМНОГО КРЕСТА» (особый посольский крест параманд — часть монашеских риз — схима — прим. переводчика). Сказано: «Сергий преподнес ему знамение схимы и сказал: «Вот оружие нетленное! ПУСТЬ ОНА СЛУЖИТ ВАМ ВМЕСТО ШЛЕМОВ!» [362], т. 5, гл. 1, столбец 36.
Никоновская Летопись (Хроника) сообщает нам: «Преподобный Сергий повелел им (Пересвету и Ослябя – Прим. авт.) готовиться к близкой битве… ОН ДАЛ ИМ ОРУЖИЕ («Се оружие, которое никогда не перестает!», НАСЕЯННЫЙ НА СХЕМУ КРЕСТ ХРИСТА (ОБЛАЧИВ), и велел им ВМЕСТО ШЛЕМОВ надеть их на головы» [586:1], т/11, с. 53.
Так, Сергей Радонежский вручил Пересвету и Ослябя какое-то новое оружие – СХЕМУ, вместо обычных доспехов – каски и т. д.
Комментаторы уверяют, что якобы под словом СХЕМА или СХЕМА подразумевался головной убор из ткани с нашитым на него крестом. Однако вполне возможно, что за редакционным термином СХЕМА или СХЕМА скрывается слово МУСКЕТ (МАСКЕТ) или МУШКА (МУДЛЬНЫЙ ПРИЗОР или БУСЬЯ по-русски), прочитанное задом наперед, как по-арабски: МУШКА = МШК —> ШКМ = ШКМ = СХИМА (СХЕМА), когда СХ превращается в —> С. См. [6т1], гл.4:9.
Почему слово МУСКЕТ обычно происходит от слова МУХА (муха — по-русски)? Прямую связь между латинским MUSCA и славянским MOSHKA (мошка по-русски) отмечает Макс Фасмер [866], т.2, с.667. Слово musca = mukha («летать» по-русски), скорее всего, вошло в латынь из русского языка. Тогда все становится на свои места. Ведь русское слово МУШКА означает не только мушку, но и ПРИЦЕЛ! Неудивительно, что в России, где так много мошек, прицельный прибор сравнивали с мошкой (мухой), попавшей в поле зрения). Так и назвали прицел МУШКА (МУХА). Именно поэтому новое оружие с прицельным приспособлением (мушка) по-русски называлось МУСКЕТ. Изобретенный прицел поразил воображение воинов и дал название всему орудию. Между прочим, русские писатели XVIII века называли стрельцов МУШКАТЕРАМИ, явно производя это от слова МУШКА [866], т.3, с.20.
В пергаменте, переданном Сергием Радоннежским Дмитрию Донскому, говорилось: «Помоги нам этим СВЯТЫМ ОРУЖИЕМ сокрушить нашего врага». См. подробности в [] ch.3, p.20. Обратимся теперь к «древне» римской истории. В ней есть известное событие – видение Креста императору Константину Великому накануне его битвы с Максенцием. Константин побеждает с помощью КРЕСТА. Повесть «Древний римлянин» — отражение победы Дмитрия над Мамаем. Также «с помощью Креста». Дмитрий Донской описывается «античными классиками» как Константин I Великий, а хан Мамай – как Максенций, соправитель Константина.
Что говорится о победе Константина над Максенцием с помощью Креста? Хотя суть события описывалась разными авторами одинаково, однако преобладало странное разнообразие мнений в вопросе о том, что же такое «Крест Константина». Сначала Константин увидел светящееся привидение в небе, разные авторы говорят о его форме по-разному. Константин приказал сделать «лабарум», на который поместил увиденный им в небе знак. Лабарум с Чи Ро (знак Креста) помог ему добиться победы. Однако опять-таки существуют различные мнения по вопросу о том, из чего был сделан лабарум и что на нем было изображено – и было ли это вообще знамя в смысле флага или что-то другое.
Рассказ Евсевия о Константине напоминает известную библейскую историю о Моисее, который сделал «медного змея» и ПОСТАВИЛ ЕГО НА шест, тем самым спас свой народ от «ядовитых змей» (Числа 2:1, 8-8). 9).
Что еще говорится о змеях в Библии? Оказывается, «в Числах 21:6 ядовитые змеи относятся к атакующим «змеям» (тем, кто сражается за Бога) = израильтянам в пустыне — прим. 845], комментарии к 4 Царств 18:1-8. А Библейская Энциклопедия переводит слово СЕРАФИМ, в частности, как ПЛАМЯ, ОГОНЬ. В [6т1], гл.4:10-11 мы показали, что здесь в Библии нам дано описание стреляющих пушек. Сохранилось старинное атаманское (османское) знамя огромных размеров, на котором изображена пушка, стреляющая ядрами, рис.39. Это знамя хранится в музее в Вене. Не исключено, что это атаманское (османское) знамя выполнено по образцу знаменитого знамени Моисея и лабарума Константина. Возможно, на старых знаменах Моисея и Константина была изображена пушка в виде «креста».
27. ПОЧЕМУ ХРОНИКИ ПРИНЯЛИ ПУШКУ ЗА КРЕСТ.
Вероятно, первые пушки, изобретенные Сергеем Радонежским, были деревянными, а не металлическими. Производство металлических пушек требует сложных процедур. С другой стороны, изобретатели первого пороха едва ли дождались изобретения способа литья пушек. Скорее всего, новое изобретение тут же попытались использовать в военных целях. Для этого нужна была сплошная труба, закрытая с одной стороны. Затем его набивают порохом и накладывают закрывающую пробку, а затем заполняют камнями. Вот и все, оружие готово.
Но сделать такую трубу было непросто. Дуб, будучи исключительно прочной породой дерева, обладает замечательными качествами. Его сердцевина диаметром около 10 сантиметров при определенных условиях может отделяться от остального ствола. Несколько деревянных слоев, окружающих сердцевину, гниют и превращаются в пыль. Остальная древесина остается твердой и цельной. Сердечник начинает болтаться внутри развёрнутой деревянной трубы, и его нетрудно удалить длинной стамеской. Или расколоть и выжечь. У вас получится крепкая дубовая труба. Если обвязать ее железными прутьями, как бочку, такая дубовая минометная пушка выдержит несколько выстрелов. В частности, первый порох был гораздо менее мощным, чем последующие. Только с доработкой пороха пришлось перейти на литые металлические пушки.
Сохранились прямые указания, что в XV веке на Руси действительно пользовались деревянными пушками []. Интересно, что использовались они до сравнительно недавнего времени. Такая пушка выставлена например в Нюрнбергском музее [] гл. 4.
Как люди воспримут такое новое оружие, впервые увидев на поле боя страшные «стреляющие бревна»? Кроме того, зная, что они были изобретены христианами. Деревянные пушки можно было бы описать, например, так: «христианские деревья, которые принесли победу христианскому царю». Но христианский крест также часто называют «деревом». В канонических источниках выражение «крестовое дерево» означает крест, на котором был распят Христос.
Поэтому неудивительно, что «христианское древо, принесшее победу царю Константину, могло под пером летописцев превратиться в «христианское крестное древо, принесшее победу царю Константину». т.е. русскому князю Дмитрию.
Первые русские деревянные пушки, обеспечивавшие Руси-Орде неоспоримое преимущество в эпоху «монгольского» завоевания XIV века, вскоре уступили место металлическим. Однако у деревянных пушек было одно важное качество, обеспечившее их длительное вхождение в состав вооружения. Простота в их изготовлении очень привлекала. К тому же носить их во время похода не обязательно. Достаточно было принести только пороха. Прибыв на место боя, они находили дубы и быстро делали из них пушки и стреляли картечью. Конечно, из деревянной пушки нельзя делать много выстрелов. Но это не обязательно. При необходимости они всегда могли сделать новые. Главное, чтобы был порох. После победы они оставили деревянные пушки на поле боя и двинулись дальше. Понятно, почему они почти целиком не выдержали испытания временем. После выбрасывания они сгнили. Поэтому в музеях можно увидеть только некоторые редкие экземпляры, которые сохранились.
В то время как пушки были новым оружием, никогда ранее не встречавшимся большинству, воздействие этого орудия на врага было ошеломляющим. «Христианское дерево», изрыгающее огонь и несущее смерть, внушало панику и страх. Пушки нашли отражение в различных «античных» мифах и легендах. Позже, когда концепция пушки была принята многими, началось соревнование в точности и дальности стрельбы. Деревянная артиллерия уступила место металлической.
28. ВЫДАЮЩИЙСЯ ЦАРЬ-ХАН КОНСТАНТИН I = ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ.
В «древнюю» биографию Константина-Дмитрия включено еще одно отражение Куликовской битвы. Это вторая известная битва Константина, на этот раз с его соправителем Лицинием. Вместо противников Константин – Максенций здесь речь идет о паре Константин – Лициний. Сражения Константина с Максенцием и Лицинием считаются двумя главными военными сражениями в его биографии.
Окончательная победа Константина над соправителями и противниками – казнь Лициния. Он был обезглавлен. В русских летописях это казнь Ивана Вельяминова, сына тысяцкого (dux, Heerzog, тысяченачальник — военачальник в Древней Руси, командовавший народным ополчением, называемым тысяча, или тысячник — Прим. переводчика) ) по заказу Дмитрия. Фактически тысяцкие были соправителями великих князей. Упразднив этот пост, Дмитрий стал магнатом. Но для этого ему пришлось избавиться от сына последнего тысяцкого — Ивана Вельяминова. В целом та же картина, что и при Константине Великом. По старому закону в Империи правили несколько соправителей. В Риме одновременно правили несколько августейших фигур и цезарей. На Руси были великие князья и тысяцкие. И тогда один из соправителей смещает остальных, становится единоличным царем и меняет политический строй. С этого момента царство управляется самодержавно, и правление переходит к сыну умершего царя. До этого было иначе. И в Риме, и в России. В римской истории до Константина становление императором не было наследственным, и только после Константина установилась преемственность престола от отца к сыну.
Первоисточники единодушно подчеркивают роль победы Константина = хана Дмитрия над «язычеством». Оно действительно касалось грандиозного события – принятия апостольского христианства всей «Монгольской» Империей. Слова Евсевия Кесарийского в его «Церковной истории» о победе Константина теперь наполняются новым смыслом.
«Враг его Лициний лежал там поверженный, могучий победитель Константин… отвоевал свои восточные провинции и ОБЪЕДИНИЛ РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, как в прежние дни. ПРИВЕДИТЕ ВСЕ ЭТО ПОД ИХ МИРНОЕ ПРАВЛЕНИЕ, ОТ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА ДО ДАЛЕКИХ ЗАКАТОВ, ПО ШИРОКОМУ КРУГУ ОТ СЕВЕРА ДО ЮГА. Люди теперь потеряли всякий страх перед своими бывшими угнетателями». Цитата из [140], с.120-121.
В честь этого события возводились монументальные сооружения, создавались картины и писались литературные произведения. Некоторые из них выжили. Например, Константиновская арка в итальянском Риме. Напомним, Ватикан (Бату-хан) был западноевропейской миссией католической «монгольской» церкви в Италии. По сей день Ватикан увековечивает память о бурных религиозных событиях конца XIV века. Например, фрески в Константиновском зале в Ватикане. Писать их поручили знаменитому Рафаэлю.
29. ПЕРЕДАЧА КАПИТАЛА .
Перенос столицы Римской империи в Новый Рим — событие конца XIV века. Император Константин I, он же русско-ордынский царь-хан Дмитрий Донской, после победы в Куликовской битве в 1380 году прибыл в Царь-Град и провозгласил его второй столицей Империи. Она стала второй митрополией после главной во Владимиро-Суздальской Руси. Сделав апостольское христианство религией всей Империи, Константин = Дмитрий, скорее всего, решил поместить духовно-религиозный центр в старый Царь-Град = евангельский Ерос = Иерусалим, где в 1185 году был распят Христос. Так, недалеко от Ероса, немного южнее, возник Константинополь. Военный и административный центр Империи Константин сохранил в Руси-Орде = Израиле. то есть в библейской Ассирии-Сирии (в Египте).
Отсюда видно, что летописцы могли спутать СТАРЫЙ РИМ и НОВЫЙ РИМ. Как показано в [1т], путаница отразилась в нескольких вариантах переноса столицы Римской империи. В некоторых версиях он был перенесен из Старого Рима в Новый Рим. А другие утверждают обратное – перенос из Нового Рима в Старый.
Сравнение расположения Ерос-Иерусалима и Стамбула-Константинополя, расположенных рядом с ним, показывает, что Константинополь является более поздней столицей. Почему Константин = Дмитрий не перенес свою столицу без изменений в священный город Ерос, а основал новый центр на другом берегу Босфора в 30 километрах от Ероса? Это наша гипотеза.
Само расположение Константинополя свидетельствует о том, что город был построен довольно поздно, когда люди уже изобрели пушки, способные стрелять на большие расстояния, и научились строить большие корабли с большой осадкой для плавания в открытом море. Стамбул расположен в самом широком месте Босфора, на берегу Мраморного моря. В таком месте отсутствие пушек сделало бы невозможным контроль над Босфором и предотвращение прохода иноземных плавсредств в Черное море и обратно. Поэтому в прежние времена, когда не было пушек, гораздо лучше было расположить город в узком месте Босфора, что обеспечило бы полный контроль над проливом. ИМЕННО ТАМ, ГДЕ БЫЛ РАСПОЛОЖЕН YOROS.
Большим преимуществом расположения Стамбула-Константинополя был Золотой Рог – гавань-расселина, способная принимать у своих скалистых берегов крупные военные суда с большой осадкой. Но в эпоху если XII-XIII вв. таких кораблей еще не было. Поэтому необходимости в такой гавани не было. Небольшие корабли того времени ходили вдоль побережья и имели сравнительно небольшую осадку.