Содержание
Крестовый поход на Русь. Победы и заслуги Александра Невского
Крестовый поход на Русь. Победы и заслуги Александра Невского
Сайт о истории
RU SR EN
Главная » Россия » Крестовый поход на Русь
Период с XI по XIII вв. для Европы вошёл в историю, как эпоха крестовых походов. Немцы, французы и англичане отправлялись в Палестину для покорения арабских земель. Однако, немецкие рыцари нередко конфликтовали с французами. В связи с этим в середине 13-го в. германский император Фридрих II решил изменить направление экспансии и направил своих рыцарей в Прибалтику для борьбы с местными язычниками.
Рыцари Тевтонского ордена и ордена Меченосцев объединились в Ливонский. Они покорили Прибалтику и создали там свою колонию. Язычников заставляли принимать католичество. Восточнее на их пути лежали уже русский земли. Для католиков православные в то время расценивались, как язычники или заблудшие овцы, которые должны были принять католичество. Ливонский орден благодаря своим завоеваниям достаточно окреп, так же немцы нашли себе крепких союзников – шведов. В середине 13-го в. был объявлен крестовый поход на Русь.
Русь ко времени вторжения крестоносцев находилась в тяжёлом положении, если не сказать больше. Во-первых она была раздроблена, во-вторых только-только была побеждена монголо-татарами.
Вторжение крестоносцев на Русь несло в себе огромную угрозу. Немцы со шведами первоначально предлагали русским военную помощь в избавлении от монгольского ига. Правда, в этом случае жители Руси должны были принять католичество. В Новгородском княжестве появилось две партии: прогерманская и партия, выступавшая за борьбу с иноземцами с запада. Вторые, вероятно, осознавали, что Ливонские рыцари не были в состоянии победить монголов и отбросить их от границ Руси. К тому же, они явно понимали, что немцы вряд ли будут стараться воевать с восточными кочевниками за православных людей, когда им гораздо проще будет создать колонию на территории Руси и получать большую добычу с её земель, а так же распространять католичество. Поэтому хуже всего от этого должно было быть ни немцам, ни монголам, а жителям Руси.
Победила партия, которая стояла за борьбу с крестоносцами. Новгородцы позвали на защиту своей земли молодого суздальского князя Александра Ярославовича и он с доблестью оправдал их надежды, разбив шведов на реке Неве в 1240 г. За что и получил прозвище «Невский».
Однако, угроза с запада не исчезла и через два года рыцари Ливонского ордена заняли Ям, Копорье, а так же Псков при поддержке достаточно сильной в этом городе прогерманской партии. Новгород был в опасности. Его жители снова позвали Александра Невского на защиту своей земли. В 1242 году войска Александра разбили ливонцев в битве на Чудском озере (Ледовое побоище). Вторжение крестоносцев на Русь было доблестно отбито истинными патриотами своей земли.
После триумфальной победы над крестоносцами всё равно опасность с запада для русских не иссякла. Перед Александром Невским стоял тяжёлый выбор либо Запад, либо монголы. Одни христиане, другие язычники. .. Монголо-татарская сторона привлекала Александра своей веротерпимостью и тем, что они не пытались проводить колонизацию Руси, а только лишь обложили её данью. При этом русские не притеснялись ни с религиозной стороны, ни с национальной. Единственной ложкой дёгтя было то, что монголы отравили отца Александра Невского.
Конечно же Александр понимал чем может грозить ему принятия стороны западного союзника: возможная колонизация русской земли, очень сложный религиозный вопрос. В итоге князь Александр Невский принял сторону монголов. Не прими данное решение Александр, кто знает, были ли русские сейчас православными или нет. В соборном мнении его потомков за этот шаг он получил высшее одобрение. За свои подвиги во имя родной земли Русская православная церковь признала князя Александра Ярославовича святым.
Copyright © historbook 2009-2022
Крестовые походы и Русь XI–XIII вв.
— Ликбез
Постепенная, начиная с VII в., утеря правителями христианских государств контроля над священными для каждого верующего территорий, связанных с деятельностью Иисуса Христа и апостолов на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина) и в Африке, актуализировалась во второй половине XI в. набегами турок-сельджуков, нанесших в битве под Манцикертом 1071 г. сокрушительное поражение императору Роман IV Диогену (1067–1071), положив тем самым конец намерениям ромеев самостоятельно вернуть захваченные врагом очень важные земли. В Константинополе теперь были вынуждены просить помощи на Западе, где особого авторитета в годы понтификата Григория VII (1073–1085) среди светских правителей феодализированного общества приобрело папство. С 1095 г. берет отсчет финансово и идеологически подготовленная понтификами эпоха масштабных военных кампаний-паломничеств, известная в истории под названием Крестовые походы. Всего при участии большинства тогдашних католических стран на континенте таковых походов, направленных на протяжении XI–XIII вв. в страны Ближнего Востока и Северной Африки, было восемь. Прямо или косвенно не находились в стороне от этих мероприятий всемирного масштаба и представители династии Рюриковичей.
Летописание о Крестовых походах
Житие и хождение Даниила. Руськой земли игумена
В официальном историописании на Руси с XII в. время от времени появляются сюжеты, посвященные крестовым походам и событиям на Ближнем Востоке, упоминаются города Иерусалим, Аскалон и др. Речь идет о Повести временных лет, Киевской летописи XII в. и Повести о взятии Царьграда фрягами, введенная в Новгородскую летопись старшего и младшего изводов. В киевском летописании путем привлечения записей галицкого происхождения отражены события падения Иерусалима 2 октября 1187 г. под ударами войск египетского султана Салах-ад-Дина (1138–1193) и, как следствие, – организация германским императором Фридрихом I Барбаросса (1122–1190) III Крестового похода. Немецкое рыцарство наделялось ореолом мучеников – «Нѣмцы ӕко моученицы ст҃иы. прольӕша кровь свою за Хс̑а». Зато падение 12 апреля 1204 г. Константинополя под ударами войск IV Крестового похода вызвало на Руси скорее негативную реакцию. Из так называемой Галицко-Волынской летописи XIII в. (хроника Романовичей) известно об ордене тамплиеров.
Некоторые паломники, как, в частности, черниговский, вероятно, игумен Даниил или будущий перемышльский епископ и новгородский архиепископ Антоний (до рукоположения – Добрыня Ядрейкович, время паломничеств 1200 и 1208/09), оставили свои, исполненные уникальными свидетельствами, воспоминания. В частности, Даниил в своем «Хождении», написанном под впечатлением паломничества 1104-1106 гг., вспоминал не только знакомство с первым иерусалимским королем Болдуином I (1100–1118), посещение святых мест, связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, но и состояние укреплений Иерусалима.
Крестовые походы на фоне междинастических и внешнеполитических связей Рюриковичей
Матримониальная политика руських князей, особенно в западном направлении, позволяла им быть в курсе о крестовых походах даже при собственном прямом неучастии ни в одном из них. Немало представительниц рода Рюриковичей были женами крестоносцев, участниками паломничеств были их дети, или же они прямо либо косвенно приобщались к поддержке крестового движения. Так, сын Анны Ярославны († 1075/1089) и короля Франции Генриха I (1031–1060) Гуго (1057–1102) принимал непосредственное участие в I Крестовом походе 1096–1099 гг., отметившись небывалым героизмом в битве при Дорилее 1 июля 1097 г. и осаде Антиохии 1098 г. Считается, что в этой же кампании вместе со своими фландрскими родственниками приняла участие супруга переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125) – Гита († после 1099), о чем при дворе мужа не могли не знать. В 1142 г. на дочери киевского князя Всеволода Ольговича († 1146) Звениславе († 1155-1160) женился союзник Фридриха I Барбароссы, крестоносец, силезский князь из династии Пястов Болеслав Высокий († 1201). Дочь одиозного силезского вельможи Петра Влостовича († 1153) и дочери черниговского и тмутараканского князя Олега Святославича († 1115) Марии – Аґафия († после 1180) в 1145 г. вышла замуж за участника II Крестового похода 1147–1149 гг. крестоносца Яксу († 1176).
Фрагменты печати князя всея Руси, Галиции и Владимирии Льва Юрьевича из договора с Тевтонским орденом заключенного 1 августа 1316 г.
Внебрачный сын дочери переяславского, а с 1113 г. киевского князя Владимира Мономаха Евфимии († 1139) и венгерского герцога Алмоша († 1127) – родного брата ее законного мужа короля Коломана, прозванного Книжником (1095–1116), Борис († 1153/54) во время II Крестового похода активно пытался получить поддержку одного из его руководителей, французского короля Людовика VII (1120–1180) в борьбе за венгерский престол со своим, вероятно, племянником Гейзой II (1141–1162) – женатым с 1146 г. с дочерью киевского князя Мстислава Владимировича (1125–1132) Евфросинией († 1193, возможно в монастыре св. Саввы в Иерусалиме!) – жаловавшей в Венгрии Ордену иоаннитов некоторые земли, матерью королей Стефана III (1147–1172) и Белы III (1172–1196). Захват Белой III в 1188 г. Галича заставил местного беглого князя Владимира Ярославича (1189–1198/99) обращаться за помощью к германскому императору Фридриху I Барбароссе именно во время приготовлений того к III Крестовому походу. Женой активно поощряемого папой Иннокентием III (1198–1216) к V Крестовому походу краковско-сандомирского князя Лешека Белого (1184/1185–1227) была дочь бывшего новгородского князя Ярослава Владимировича (ок. 1155-1165 – конец 1205-1209) – Гримислава († 1258). Правда, ссылаясь на то, что в Святой Земле мало пива, польский правитель в поход так и не отправился. Жена мазовецкого князя Конрада (1187–1247) Агафия Святославна († после 1248) в 30-е гг. XIII в. была одним из инициаторов предоставления Тевтонскому ордену земель на границе с Пруссией. В 8-летнем возрасте на воспитание именно в этот духовно-рыцарский орден уже как сироту было отдано внебрачного сына чешской королевы Кунегунды Ростиславны († 1285) и Завиши из Фалькенштейна (б. 1250–1290) Ешка (Яна) (ок. 1282 – после 1337).
С высокой вероятностью близкие родственники различных участников крестовых походов, путь которых на Святую Землю и обратно домой часто пролегал через земли Рюриковичей, некоторое время даже проживали в Киеве. Речь идет, например, о датском короле Эрике Добром (ок. 1070–1103), или участнике II Крестового похода – чешском князе Владиславе II (1110–1174). Тесными же разносторонними на фоне крестовых походов были контакты Рюриковичей с ромейскими императорами. Так около 1161 г. один из изгнанных Владимирским князем Андреем Юрьевичем, прозванным Боголюбским (ок. 1111–1174), со своих земель младший сводный брат Мстислав († 1162) получил впоследствии от императора Мануила Комнина (1118–1180) в держание область Оскалана (город Аскалон). Вероятно, присоединиться к V Крестовому походу 1217–1221 гг. во главе с венгерским королем Андреем II (1205–1235) должна была часть лояльных ему и подконтрольных галицких элит, тем более, что на территории соседнего с Галицкой землей венгерского Спиша с конца XII в. компактно селилось довольно таки активное в крестовых походах рыцарство из Саксонии и Фландрии.
Идея крестового движения во внешней политике руських князей и во взаимоотношениях с ближайшими соседями.
Еще с середины XII в., но особенно после падения под ударами участников IV Крестового похода в апреле 1204 г. Константинополя, идея организации «Священной войны» против некатолических стран (в частности, язычников и еретиков) существенно актуализировалась. Однако, подобные нотки во внешней политике соседних Рюриковичам династий отмечались еще с конца XI в. Так, почти синхронно с захватом участниками I Крестового похода города Иерусалим 15 июля 1099 г., в том же году большое венгерское войско во главе с королем Коломаном, прозванным Книжником, в составе которого находилось несколько епископов, отправилось в направлении Перемышля с целью покорения владений князей Ростиславовичей. Однако в битве на р. Вягр они были полностью разгромлены совместными русько-половецкими силами. Очевидно на фоне похожих событий где-то между 1143–1153 гг. один из идейных вдохновителей II Крестового похода, канонизированный в 1174 г. папой Александром III (1159–1181) аббат цистерцианского монастыря в Клерво Бернард (1090–1153), поощрял в одном из писем краковского епископа Матфея (1143–1166) и силезского вельможу Петра Влостовича организовать крестовый поход на Русь. В конце концов нередко (но не всегда) именно под знаменами идей крестовых походов против некатоликов на протяжении конца XII – первой половины XIII в. продвигались венгерские и польские династические, а также политические влияния в Галицкой земле и на Волыни, а немецкие – в сторону северных владений Рюриковичей (Новгород, Псков и т. д.). Нельзя в данном случае не упомянуть и широко датированного историками так называемого «дорогичинского инцидента» (между 1238–1247) – захвата Даниилом Романовичем у небольшого числа рыцарей Добжинского ордена города Дорогичин.
Крестик так называемого «сирийско-палестинского типа» из археологического слоя княжеского Галича
Однако, с коронацией старшего Романовича в конце 1253 г. , и попадания его земель в сферу влияния римского папы Иннокентия IV (1243–1254), идеи крестового движения приобрели в наших землях несколько иное звучание. Теперь их вместе с новинками вооружения, наряду с христианской символикой и реликвиями активно проникавшими на Русь, можно было применять против соседних некрещеных соседей – прибалтийских племен, а также с 1240–1241 гг. татар и частично им подконтрольных жителей Болоховской земли. Именно так, видимо, следует квалифицировать совместные с польскими и руськими князьями походы короля Даниила против ятвягов зимой 1254–1255 гг. и поход в начале 1255 г. на болоховские города. Успешные действия войск Романовичей против темника Чингизидов Куремсы в 1256 г., однако, не помогли организации в странах так называемой «Младшей Европы» полноценного крестового похода, к которому накануне так активно призывал папа Иннокентий IV. Однако несмотря на это, с 1254 г. правители королевства Руси стали постоянными союзниками Немецкого ордена в Пруссии.
В целом, идеи крестовых походов на Ближний Восток довольно легко распространились среди крещеного в восточном обряде населения владений Рюриковичей, часть из которого, видимо, хорошо о них знала, а также прямо или косвенно принимала участие. Однако, среди таковых не видим представителей княжеской верхушки, воспитанной в другой мировоззренческой среде, тяготевшей к восточнохристианским традициям и трудно объединявшим в себе три основных фактора западноевропейского крестового движения – освобождение Гроба Господня от «неверных», христианское паломничество к святыням Палестины и Сирии, а также, как пишет Виктор Мудеревич, феномен «Священной войны», в котором сосуществовали глубокие духовно-мировоззренческие и сакральные мотивации латинян с их военно-политическими амбициями.
Похожие записи:Главная, голов
Ливония, Русь и Прибалтика Крестовые походы в XIII веке
Анти Селарт , к.т.н. (2002 г.) — профессор средневековой истории Тартуского университета, Эстония. Он опубликовал статьи о Балтийских крестовых походах, средневековой истории и истории 16-го века Балтийского региона и России.
Содержание
Предисловие ix
Список сокращений x
Введение 1
1 Религиозный фронтир в Восточной Европе в XII веке 20
1. 1 Раскол и Русская Церковь 20
1.2 Отношения между русскими княжествами и их западными
Соседи 28
1.3 Крестовые походы и раскольники 42
1.4 Миссия из Дании и Бремена на восток
Балтийский берег 47
1.5 Папская курия и Северо-Восточная Европа 55
Часть 1
2 Начало крестовых походов в Ливонии и их влияние
на Руси 61
2.1 Влияние Руси на Восточное Прибалтику в конце
Двенадцатый век 61
2.2 Епископ Мейнхард Ливонский, Полоцкий и миссия к ливам 75
2.3 Крестовый поход в Ливонию под предводительством епископа Рижского Альберта
(1199–1229) 84
2.3.1 Рижская церковь и Даугавские княжества 89
2.3.2 Завоевание Летгалии 107
2.3.3 Завоевание Эстонии 115
3 Ливония и Русь в 1230-х и 1240-х годах 127
3.1 Ливония, Псков и Новгород c. 1230 127
3.2 Миссия Болдуина из Ольна 129
3.3 Стенбийский договор 1238 г. и военные кампании против
Русь 1240–1242 гг. 142
3. 3.1 Невская битва 1240 г. 147
3.3.2 Завоевание Вотии в 1240–1241 гг. 154
3.3.3 Ливония и Псков, 1240–1242 гг. 159
4 Русь в католических источниках первой половины
Тринадцатый век 171
4.1 Источники по Юго-Западной Руси 171
4.2 Рутени в Хрониках Генриха Ливонского 179
4.3 Папская политика: Ливония и Русь 183
4.4 Папская политика: Финляндия и Русь 190
Часть 2
5 Отношения Руси и Ливонии при архиепископе Альберте Зурбере
(1245–73) 197
5.1 Основание Рижского архиепископства 197
5.2 Полоцк, Ливония и Литва 199
5.3 Попытки унии церквей в Юго-Западной Руси и
Посольство Альберта Зурбера 210
5.4 Попытки объединения церквей в Северной и
Северо-Западная Русь 218
5.5 Кампания Дидмана Votia 1256 229
6 Ливония и Русь, 1260–1330 234
6.1 Захват власти князем Довмонтом в Пскове 234
6.2 Ливония, Литва и Полоцк 236
6.3 Битва при Везенберге в 1268 г. 242
6. 4 Ливония, Новгород и Псков, 1270–1280 252
6.5 Внутренний конфликт в Ливонии 259
6.6 Ливония и Русь в 1320-е гг. 270
7 Русские княжества в восточноевропейских источниках, 1250–1350 279
7.1 Папство, монголы и Русь 279
7.2 Роль Руси в спорах между Тевтонским орденом,
Архиепископ Рижский и Город Рижский 286
7.3 Русь и ее западные соседи в первой половине
Четырнадцатый век 292
Заключение 309
Приложение 312
Светские и церковные правители 312
Генеалогические таблицы 314
Карта: Ливония и ее соседи в тринадцатом веке 316
Карта: Северо-Восточная Европа в тринадцатом веке 317
Многоязычное согласование географических названий 318
Библиография 325
Первичные источники 325
Дополнительная литература 332
Индекс 373
Всем интересующимся историей крестовых походов, историей восточной и северной Европы, балтийской и русской историей, тевтонским рыцарством, миссией и межконфессиональными отношениями.
Россия (Русь) — Крестовые походы
Россия (Русь)
Первое упоминание о Древнерусском государстве или «Русской земле» (рус. Русская земля) встречается в 862 г. в Русской Повести временных лет) Нестора. Составитель этого сочинения сообщает, что старейшины восточнославянских племен призвали трех варягов (т. е. скандинавов) по имени Рюрик, Синеус и Трувор, чтобы установить среди них порядок и управлять их землями. Не отрицая появления Рюрика как факта, историки теперь датируют основание Руси, пользуясь средневековым названием, VIII веком, поскольку к этому времени сложились экономические и политические отношения коренных народов.
Древняя Русь представляла собой конфедерацию ряда городов с подвластными землями, которыми управляли князья из рода Рюриковичей (рус. Рюриковичи), старшим членом которых был киевский князь (мод. Киев, Украина). Именно по инициативе киевского князя Владимира Великого (ум. 1015) русские князья приняли православную форму христианства в 988 г. К началу XII в. русские князья распространили свое политическое влияние на земли соседних неславянских языческих народов восточной Прибалтики. Область, известная как Северо-Западная Русь, включала Новгородскую землю (рус. Новгородская земля) вместе с финскими областями Карелии, Ингерманландии и Вотии и Псковскую землю (рус. Псковская земля). В предисловии «Первой летописи» (1113 г.) перечислены те, кто был обязан платить дань России: чудь (эстонцы), нерома (возможно, северо-восточные эсты), ливы, летиголы (летгалы), зимиголы (земгалы). ), Корс (курши) и Литва (литовцы). Хотя к этому времени Русское государство распалось на разные (а иногда и враждебные) княжества, князья сохранили свое влияние в восточно-прибалтийских землях. Согласно Первой Новгородской летописи и летописи Генриха Ливонского, в начале XIII века эстонцы и северные латыши были данниками Новгородского государства, а полоцкие русские (мод. Полоцк, Беларусь) пришли для дани в землях ливов и латышей вокруг реки Дуны (рус. Западная Двина, латв. Даугава).
Русь и крестоносцы в Балтийском регионе
С самого начала крестовые походы Запада в восточный Балтийский регион наносили ущерб интересам России. Первоначально контроль России над территорией Дюны был признан на Западе; так в 1184 году каноник Мейнхард прибыл в Полоцк, чтобы убедить его князя разрешить его проповедь латинской (римско-католической) веры ливам Дуны. Мейнхарда сопровождали немецкие купцы, заинтересованные в создании укрепленных торговых поселений в низовьях Дуны. Их предложение строить каменные крепости в землях ливов устроило полоцкого князя. К 1180-м годам ливские области стали мишенью литовских набегов, а Полоцк запутался во внутренних войнах на Руси, и князь не мог защитить своих подданных в Прибалтике. Поэтому он позволил Мейнхарду проповедовать в обмен на строительство крепостей, которые защитили бы ливов от нападений литовцев. Однако православная церковь и русское купечество были недовольны растущим влиянием немецких купцов и учреждением в 1186 г. Ливонского епископства с Мейнхардом в качестве его первого епископа, названного в булле папы Климента III от 1 октября 1188 г. епископства Юкскюль в Руси [то есть в России]» [Liv-, Esth- und Curlåndisches Urkundenbuch nebst Regesten, ed. Фридрих Г. фон Бунге и др., 15 томов. (Ревель: Клюге и Штром, 1853-1819 гг.14), 10:11].
Контроль России над Ливонией начал рушиться с появлением нового епископа Альберта Буксховденского (1198-1229), получившего папское разрешение на ежегодные крестовые походы в Ливонию. В 1208-1209 годах крестоносцы завоевали православные латгальские княжества Кокнесе (нем. Kokenhusen) и Ерсика (нем. Gerzike), правители которых были вассалами полоцкого князя. В 1212 году князь Владимир Полоцкий был вынужден отказаться от своих прав на дань с ливов. В 1216 году полоцкие русские были готовы вторгнуться в Ливонию, но поход был отменен из-за внезапной смерти князя Владимира. К концу 1230-х годов крестоносцы распространили свою власть по Дуне до земель, населенных русскими.
Только в 1210 году новгородские русские попытались утвердить свою власть над землями эстонцев и северных летгалов, после того как крестоносцы и Орден меченосцев (основан в 1202 году) вторглись в Эстонию. Целью новгородских набегов на Эстонию в 1210 и 1212 годах было заставить все еще языческих туземцев принять обращение в православную форму христианства и уступить права Новгорода на сбор дани. Однако обратить эстонцев новгородцам не удалось, да и между Новгородом и Псковичем имело место противостояние: в 1210 г. отряд из Пскова принял участие в походе крестоносцев на юго-западную Эстонию.
В 1216-1221 годах новгородцы и псковичи сражались против крестоносцев в Ливонии, но не имели большого успеха из-за своих несогласованных действий. Долгая история набегов между эстонцами и русскими препятствовала любому немедленному военному союзу между ними; только в 1222 г., когда большая часть Эстонии была оккупирована, эстонцы и русские объединились против крестоносцев. Хотя новгородцы послали войска для защиты нескольких крепостей эстонцев, союзники не смогли противостоять крестоносцам и большому количеству туземцев, которые теперь подчинялись новым правителям Ливонии. Последней устоявшей крепостью был Дерпт (мод. Тарту, Эстония), обороняемый эстонцами и русским отрядом во главе с князем Вецеке, бывшим правителем Кокнесе. 15 августа 1224 г. Дерпт был захвачен штурмом после двухнедельной осады. Все российские защитники, кроме одного, были убиты.
В 1224 году русские заключили мирный договор с епископом Рижским и меченосцами. Новгородцы и псковичи отказались от политического контроля над территориями эстонцев и латышей, но сохранили за собой право брать дань с туземцев; в начале 1280-х годов еще было известно, что псковичи приходили за данью в латгальскую землю Адзеле. Ливонско-русская граница была установлена по линии реки Наровы и озер Чудское и Псковское.
Западные державы в Ливонии намеревались распространить свою власть на русские земли, наступая в двух направлениях: на Псков и по южному берегу Финского залива на земли финских народов, подвластных Новгородскому государству. Папство планировало основать новую епархию в Северо-Западной Руси с центром в Пскове. Главную роль в реализации этих проектов должны были взять на себя Ливонская церковь и меченосцы, перспективы которых улучшались литовским наступлением на Полоцкое княжество и разгромом русских войск монголами в битве на Калке. . Письма папы Гонория III, адресованные христианам России (16 ноября 1224 г.) и царям России (17 января 1227 г.), призывали их принять латинскую веру для поддержки борьбы с язычниками. Во втором послании папа имел в виду новгородских, псковских, смоленских и полоцких князей, но оно осталось без внимания.
В конце 1220-х годов ливонцы планировали воспользоваться противостоянием Пскова и Новгорода.
Война крестоносцев против Северо-Западной Руси
После учреждения Дерптской епархии (1225 г.) приграничные с Россией земли были отданы Дитриху, брату епископов Рижского Альберта и епископа Дерптского Германа, и других членов их семьи. Этот регион был задуман как плацдарм для вторжения в Россию. После того, как в 1228 г. между Псковом и Новгородом вспыхнул новый конфликт, псковичи заключили оборонительный договор с ливонцами в ожидании нападения новгородского князя Ярослава Всеволодовича. Это, вместе с противодействием новгородцев, вынудило князя отменить поход. В 1233 г. князь Ярослав, сын князя Владимира Псковского (ум. 1227), вместе с опальными дворянами из Новгорода и вассалами епископа Дерптского осадили Изборск, но потерпели поражение. Ярослав был взят в плен и находился в плену в Переславле-Залесском до 1235 г. В том же году ливонцы опустошили город Тесов под Новгородом; в ответ новгородцы вторглись в Дерптское епископство и одержали победу над вассалами епископа и меченосцами (1234 г.). В 1236 г. отряд из 200 воинов из Пскова принял участие в наступлении крестоносцев на Литву, закончившемся их поражением в битве при Сауле (22 сентября 1236 г.).
В 1240-1241 годах были предприняты четыре последовательных военных похода на Северо-Западную Русь. Некоторые историки придерживаются теории заранее подготовленного наступления Ливонии, Швеции и Дании. Однако письменные источники предполагают, что это были отдельные мероприятия, имевшие целью воспользоваться военно-политической обстановкой на Руси после того, как в 1238 г. значительные районы страны стали жертвой монгольских захватчиков.
В июле 1240 г. войска вошли в устье реки Невы, планируя построить крепость при впадении в нее реки Ижоры. Они надеялись найти поддержку среди старейшин ингерманландского (ижорского) народа, недовольных властью Новгорода. За шведами в море случайно наблюдали береговые дозорные православного ижорского старца Пелгусия, верного Новгороду. Новгородцам удалось нанести внезапный удар и разбить шведов в бою 15 июля 1240 г. Новгородский полководец князь Александр Ярославич после этой победы был прозван Невским.
В сентябре 1240 г. объединенная ливонская армия вместе с отрядом князя Ярослава Владимировича захватила Изборск, а после семидневной осады сдался Псков (15 сентября 1240 г.). Захватчики пробыли полтора года, время от времени опустошая деревни на новгородской земле. Зимой 1240-1241 годов тевтонские рыцари Ливонии вторглись на территорию водцев и построили крепость Копорье с согласия туземных старейшин, согласившихся принять латинскую веру. В начале 1241 года ливонцы (возможно, вассалы Рижской епархии) заняли новгородские земли в районе реки Луги и крепости Тесов. Положение осложнялось тем, что князь Александр Невский уехал из Новгорода в Переславль-Залесский летом 1240 г. после спора с горожанами и вернулся только в 1241 г. К концу 1241 г. ансы, карелы и жители Приладожья вытеснили тевтонских рыцарей из Копорья. Часть рыцарей попала в плен, а старейшины водцев, перешедших на сторону ливов, повесили. В марте 1242 года Псков и Изборск были освобождены от захватчиков. 5 апреля 1242 года армия крестоносцев была разбита на льду Чудского озера. Столкнувшись с угрозой русского наступления, ливонцы подписали с князем Александром мирный договор, отказавшись от всяких претензий на какие-либо земли в пределах территории Новгородского государства.
Папство и правители Ливонии не отказались от идеи присоединения и преобразования русских территорий. Известны два письма папы Иннокентия IV от 21 января и 15 сентября 1248 г., в которых он призывал князя Александра Невского принять латинскую веру и построить в Пскове римско-католический собор. Александра прельщала перспектива получить помощь Тевтонского ордена в войне с монголами. Папский легат в России Иоанн де Пиано Карпини встретился с Ярославом Всеволодовичем, князем Владимирским, в Каракоруме в Монголии в 1246 году. Иоанн заверил папу в готовности Ярослава обратиться, хотя невозможно установить, было ли его заверение правильным, поскольку принц был отравлен вскоре после их встречи. Переговоры, которые вел с Александром Альберт Зурбер, архиепископ Риги, не увенчались успехом, потому что Александр был категорически против обращения.
Следующая попытка ливонских крестоносцев закрепиться на Северо-Западной Руси приходится на 1250-е годы. В 1253 году ливонские войска напали на Псковскую землю, но без боя отступили. Вскоре после этого новгородское войско и объединенное псковско-карельское войско форсировали реку Нарву и опустошили эстонскую провинцию Вирония. Русские были не только обеспокоены нападениями ливов, но и, очевидно, пытались остановить проникновение светских и церковных эмиссаров из Ливонии. Это предположение можно подтвердить письмами папы Александра IV к архиепископу Рижскому (19марта и 3 августа 1255 г.), в которых говорится, что, по словам короля Дании, вассалами Северной Эстонии были обращены некоторые туземцы в финских землях Новгородского государства. В 1256 г. к Нарве подошло шведское войско и начало строить крепость на правом берегу реки, но отступило, узнав о наступлении войск князя Александра.
В 1261 году литовский король Миндаугас и князь Александр договорились о совместном наступлении на крестоносцев. Это, вероятно, было запланировано на весну 1262 года, но было отложено, когда Александру пришлось отправиться в ханство Золотой Орды, чтобы предотвратить карательный поход монголов на его земли. Лишь осенью 1262 г. русское войско, номинально возглавляемое князем Дмитрием, сыном Александра, вторглось в Ливонию. Поскольку Дмитрий был слишком молод, чтобы командовать, решения принимал его дядя, князь Ярослав Ярославич, и другие князья. Они разграбили окрестности Дерпта, сожгли его предместья и осадили крепость, прежде чем отступить. В 1267 г., узнав о планах ливов основать новую епархию в Копорье, новгородцы напали на крепость Везенберг (мод. Раквере, Эстония), но, понеся потери, отступили.
В конце февраля 1268 года русские собрали большое войско и перешли в наступление через Нарву. Заключив договор с правителями Ливонии, новгородцы были уверены, что им противостоят только дворяне датской Северной Эстонии, и поэтому были удивлены появлением ливонской военной силы. 18 февраля 1268 г. произошло сражение на реке Кеголь близ Везенберга, закончившееся большими потерями для обеих армий. Русские отступили, но ливонцы начали готовиться к новой кампании, собирая силы в Ливонии и северной Германии. Правители Ливонии и датского архиепископства Лунда договорились, что все завоеванные русские земли должны быть объединены в рамках Дерптской епархии. В мае 1269 г.ливонские войска подошли к Пскову и в течение недели (19-25 мая) осаждали крепость, но после прихода помощи из Новгорода ливонский магистр Тевтонского ордена подписал с князем Юрием мирный договор. Однако это была лишь передышка перед новым наступлением на Россию. В январе 1270 г. вспыхнула война между литовцами и ливонцами, а 16 февраля 1270 г. ливонский магистр Отто фон Луттерберг был убит в битве при Карузене. В то же время в Новгороде собрались большие русские силы с целью напасть на Ревель; в него входил отряд Амрагана, баскака (представителя хана) Золотой Орды. Не имея возможности сражаться на два фронта одновременно, ливонцы просили князя Новгородского Ярослава заключить мирный договор, по которому они отказывались от всех претензий на какие-либо земли Северо-Западной Руси за Нарвой. Кроме того, был заключен торговый договор между Новгородом и любекскими и рижскими купцами.
Русь и Ливония в позднем средневековье
Нет свидетельств каких-либо планов преобразования или учреждения латинского епископства на территории Северо-Западной Руси после 1270-х гг. Тем не менее мирный договор и усиление торговых связей между русскими, ливонскими и западными купцами не предотвратили новых нападений ливов на Россию. Два наступления на Псков произошли в 1299 и 1323 годах, а в 1343 году был взят Изборск. В 1294 году русские разрушили крепость Оттенбург, построенную вассалами Северной Эстонии на правом берегу Нарвы. Были и ответные русские атаки через ливонскую границу. Пограничные войны происходили спорадически в течение четырнадцатого и пятнадцатого веков.
Шведы и Ливонское отделение Тевтонского ордена время от времени устраивали рейды в земли вдоль южного берега Финского залива до Ладожского озера, а также в Карелию. В 1300 г. шведы построили крепость Ландскрона в устье Невы и оставили там отряд, который через год был изгнан новгородцами. В 1443 г. тевтонские рыцари вели войну с Новгородским государством, которая закончилась для них неудачно: она закончилась Нарвским мирным договором (1448 г.), подтвердившим существующую русско-ливонскую границу. Мирный договор между Новгородским государством и Ливонским архиепископством был подписан в 1474 г.
Новгородское правительство с середины XV века, озабоченное сопротивлением Пскова и угрозой присоединения к Московскому государству, старалось избегать военных конфликтов с Ливонией.