Движение русское царство: Как менялось название российского государства

Как менялось название российского государства

1 ноября 2021, 21:00

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 ноября 2021 года исполняется 300 лет со дня провозглашения России империей. ТАСС подготовил материал о том, как исторически менялись названия российского государства.

Русь

В летописях и других памятниках письменности Древнерусское государство, сформировавшееся в IX-X веках, именовалось «Русью» или «Рус(с)кой землей». Оба этих термина присутствовали уже в договоре киевского князя Олега с Византией 911 года. Словом «земля» в сочетании с территориальным определением в Средневековье обозначали понятие «суверенное государство».

Термин «Киевская Русь» был введен в оборот российскими историками в середине — второй половине XIX века в узко географическом смысле: для обозначения небольшого поднепровского региона вокруг Киева. Например, автор 29-томной «Истории России с древнейших времен» Сергей Соловьев различал «Русь Киевскую», «Русь Черниговскую» и «Русь Ростовскую или Суздальскую». Утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно-политическом смысле как официального именования восточнославянского государства IX-XII веков произошло только в советское время. В таком значении «Киевская Русь» стала впервые использоваться в советских учебниках по истории, написанных после 1934 года.

Россия

Слово «Россия» восходит к греческому «Росиа» — так в Византийской империи передавали название Русской митрополии, основанной в Киеве в конце X века. Впервые на русском языке оно было записано в 1387 году в титуле митрополита Киприана: «митрополит Киевский и всея Росии» (с одной буквой «с»). В XV-XVI веках названия «Росия», «Росийское царство», «Росийская держава» в качестве синонимов наименований «Русь», «Руское царство» широко использовали в своих работах ведущие писатели того времени (Иосиф Волоцкий, Максим Грек и другие). При этом официальные титулы русских великих князей, царей и патриархов вплоть до середины XVII века содержали слова «всея Русии» или «всея Руси».

В 1654 году Алексей Михайлович впервые принял титул царя и великого князя «всея Великия и Малыя Росии» (после 1655 года в титул были добавлены слова «и Белыя»). Написание «Росия» сохранялось в официальных документах вплоть до 1721 года, когда Петр I принял титул «император Всероссийский». С этого момента написание с двумя буквами «с» стало господствующим.

Российская империя (1721-1917)

2 ноября (22 октября по старому стилю) 1721 года, после победы русских в Северной войне, царь Петр I принял новый титул «отец Отечествия, император Всероссийский, Великий». При этом в имперский период в качестве равнозначных названий государства использовались наименования «Российская империя», «Российское государство» и «Россия». В частности, при Николае I, правившем в 1825-1855 годах, в Полном собрании законов и Своде законов термины «Российская империя» и «Российское государство» использовались как тождественные. В Основных государственных законах 1906 года употреблялись в качестве равнозначных наименования «Государство Российское», «Российская империя» и «Россия».

Российская республика (1917-1918)

В ходе Февральской революции 1917 года монархия в России прекратила свое существование. Созданное 15 (2) марта 1917 года Временное правительство приняло «формулу умолчания», согласно которой новый государственный строй должно было определить Учредительное собрание. Однако спустя полгода, 14 (1) сентября 1917 года, правительство, не дожидаясь выборов в Учредительное собрание, провозгласило Россию республикой. Соответствующее постановление подписали председатель кабинета Александр Керенский и министр юстиции Александр Зарудный. 19 (6) января 1918 года Учредительное собрание подтвердило это решение, провозгласив Российскую Демократическую Федеративную Республику. В тот же день парламент был разогнан вооруженными отрядами большевиков.

В годы Гражданской войны одновременно действовали советское правительство, созданное большевиками, и Всероссийское правительство, сформированное силами их противников (в том числе депутатами Учредительного собрания). Обе стороны декларировали собственные названия государства, которые сосуществовали в 1918-1922 годах.

РСФСР (1918-1922)

7 ноября (25 октября) 1917 года, в день начала Октябрьской революции, II Всероссийский съезд Советов утвердил новое название государства — Российская Советская Республика. Однако вплоть до июля 1918 года единообразия в написании официального наименования страны не существовало. 16 (3) января 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) съезда Советов принял первый конституционный акт нового государства — Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В ней использовалось наименование «Советская Российская Республика». При этом в других документах советского правительства этого периода (декретах, международных договорах) встречались названия «Российская Республика», «Российская Федеративная Республика», «Советская Республика России», «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и другие.

Официальное название государства было окончательно закреплено на V Всероссийском съезде Советов, который 10 июля 1918 года принял первую советскую конституцию. В документе, вступившем в силу 19 июля 1918 года, было утверждено наименование страны — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР).

После создания Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1922 году РСФСР стала его частью. В 1937 году в названии российской республики поменялось расположение слов «Советская» и «Социалистическая» по аналогии с СССР (аббревиатура осталась неизменной).

Российское государство (1918-1922)

23 сентября 1918 года в Уфе состоялось Государственное совещание, в котором приняли участие делегации Комитета членов Учредительного собрания, ряда региональных антибольшевистских правительств, политических партий, казачьих войск и другие. На форуме было принят конституционный акт об образовании Временного Всероссийского правительства (Директории), которое «впредь до созыва Всероссийского Учредительного собрания, является единственным носителем верховной власти на всем пространстве Государства Российского». В документе в качестве официального названия страны было закреплено «Российское государство». Это наименование сохранилось и при переходе власти от Директории к правительству адмирала Александра Колчака. Свое существование Российское государство прекратило после поражения Белого движения в России в 1922 году.

Советский Союз (1922-1991)

29 декабря 1922 года делегациями РСФСР, Украинской и Белорусской социалистических республик, а также Закавказской Социалистической Федеративной Республики был подписан договор об объединении в Союз Советских Социалистических Республик (СССР). На следующий день, 30 декабря, I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор о создании СССР. Название государства оставалось неизменным вплоть до ликвидации Советского Союза 26 декабря 1991 года.

Российская Федерация (1991 — н.в.)

В качестве сокращенного названия союзной республики наименование «Российская Федерация» изредка использовалось в советский период в отношении РСФСР (в частности, в преамбуле Конституции РСФСР 1978 года).

1 ноября 1991 года на V съезде народных депутатов РСФСР было предложено рассмотреть возможность официального переименования республики, но о начале обсуждения этого вопроса договориться не удалось. Для принятия решения необходимо было 526 голосов, однако за проголосовали 449 депутатов из 879. В итоге рассмотрение изменения республики отложили до принятия новой российской конституции.

Вопрос о наименовании государства был вновь поднят при ратификации в Верховном Совете РСФСР Алма-Атинской декларации об образовании Содружества Независимых Государств и прекращении существования СССР. Депутаты обратили внимание, что в документе Борис Ельцин именовался президентом не РСФСР, а Российской Федерации (РСФСР). После этого председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов вынес на голосование предложение об изменении наименования государства. 25 декабря 1991 года был принят закон, который гласил, что «государство Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)» следует «впредь именовать Российская Федерация (Россия)». При этом в официальном делопроизводстве в течение 1992 года допускалось использование старого наименования — РСФСР. Документ вступил в силу в день принятия.

26 декабря 1991 года председатель Конституционного суда (КС) РСФСР Валерий Зорькин заявил, что решение парламента об изменении названия республики не соответствует основному закону. По его словам, данный акт требовал поправок в российскую конституцию и, следовательно, принять его был правомочен только Съезд народных депутатов РСФСР как высший орган власти. Несмотря на мнение КС федеральные органы исполнительной власти в своей работе стали использовать наименование «Российская Федерация». Сам Конституционный суд, а также некоторые другие государственные ведомства сохраняли в своем названии аббревиатуру РСФСР.

16 апреля 1992 года на VI съезде народных депутатов РФ большинство его делегатов (за — 703, против — 116, воздержались 42) поддержали предложение считать единственным официальным названием страны слово «Россия». Однако уже на следующий день по настоянию президента Бориса Ельцина решение было пересмотрено. 21 апреля 1992 года Съезд принял закон о внесении изменений и дополнений в действующую конституцию и утвердил изменение наименования государства с «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» на «Российская Федерация (Россия)». Эта же формулировка вошла в Конституцию РФ 1993 года, которая действует в настоящее время (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года). 

Теги:

Россия

Русское государство во второй половине XV


Образование русского централизованного государства


Формирование территории


Образование Русского централизованного государства падает на время правления Ивана III. Хотя предшественники Ивана III — его дед Василий I и отец Василий II — сумели в XV в. несколько расширить свои владения за счет новгородского Бежецкого Верха, некоторых земель Ярославского княжества и ростовских владений в бассейне Северной Двины, основной прирост московской территории приходится на время Ивана III.


В 1463 г. Иван III присоединил к своим владениям Ярославское княжество. В 1474 г. он купил у ростовских князей остававшуюся в их руках Борисоглебскую половину княжества. Таким образом, все Ростовское княжество оказалось под властью московского великого князя. В 1477 г. в результате военного похода Иван III ликвидировал политическую самостоятельность Новгородской республики и присоединил ее обширные земли к Московскому княжеству. После этого он принял титул великого князя “всея Руси” и отказался платить дань татарам. Место Московского княжества заняло Русское государство. Укрепив свой суверенитет в противостоянии с ханом Большой Орды (наследницей прежней Золотой Орды) Ахматом на берегах р. Угры в 1480 г., Иван III подчинил себе в 1485 г. Тверское княжество. Одновременно происходило расширение владений московского великого князя на востоке. В 1472 г. была завоевана Великая Пермь (земли по среднему течению Камы). В 1478 г. были присоединены земли между Печорой и нижним течением Оби. В 1489 г. ратями Ивана III была сломлена самостоятельность вятчан, и все земли от Ветлуги до Камы оказались под властью московского великого князя. В 1499 г. был организован поход на Югорскую землю, лежавшую между верховьями Печоры и Сосьвой. Жившие здесь вогульские и остяцкие князьки признали власть Ивана III.


К началу XVI в. возникло объединенное государство во главе с русской народностью, включившее в себя ряд народов Севера (карелы, коми, ненцы, ханты, манси) и Поволжья (мордва, удмурты). Укрепление Русского государства в конце XV-начале XVI вв. сделало возможным воссоединение с ним русских земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского. В 1500 г. началась война с Польшей и Литвой за западные русские земли. Итогом был мирный договор 1503 г., по которому к Русскому государству перешла часть земель бывшего Смоленского княжества, завоеванного Литвой еще в 1404 г.: Торопец и Дорогобуж, земли древнего Черниговского княжества, а также земли по левому берегу Днепра к северу от Киева, но сам Киев остался за польским королем.


Держава Ивана III оказалась настолько обширной, что в обращении 1493 г. к австрийскому эрцгерцогу Сигизмунду Иван III особо подчеркивал принадлежность ему дальних земель “нашего государства, иже есть под востоком на великой реце Оби”.


Появление в последней четверти XV в. крупного и сильного Русского государства оказало существенное влияние на развитие народов и государств Восточной и Центральной Европы в последующее время.


Путешествия и географические открытия


Поморы постоянно посещали Новую Землю. Еще в начале XIV в. мореплавание из устья Северной Двины до Новой Земли поддерживали великие московские князья. И не только до Новой Земли: из грамоты, выданной двинскому воеводе, известно, что князь Иван Данилович Калита ежегодно посылал с Двины на Печору по морю ватагу промышленников, поручая им “соколиные ловы”.


В конце XIV-_середине XVI вв. шло усиленное освоение восточных земель. Основное значение приобрела так называемая низовская колонизация, шедшая из южных русских земель на северо-восток Европы и особенно в Западную Сибирь. В конце XV в. движение к Уралу и за Урал приобрело систематический характер.


В 1379 г. известный миссионер-просветитель Стефан Пермский в течение многих лет вел миссионерскую деятельность в землях зырян (коми) в бассейнах рек Печоры и Вычегды и , изучая при этом природу и быт зырян. В 1364-_1365 гг. Александр Обакунович совершил поход через Урал к реке Обь и до берега Карского моря. При Иване III (1483) русские под предводительством Курбского, Черного и Салтыкова-Травнина совершили большой поход через Камень (Уральские горы) в Югорскую землю и плавание по Иртышу и Оби.


К 1471-_1474 гг. тверской купец Афанасий Никитин посетил Индию и оставил об этом путешествии свои записки под названием “Хожение за три моря”.


Картографирование территории


Наиболее раннее документальное упоминание о картографических работах на Руси относится к составлению чертежа на спорные урочища. В 1483 г. “перед господином псковским… и перед посадники игуменом и старцами Снетогорского монастыря была высказана жалоба на то, что их лишают законно принадлежащей им шестой части в Перерве реке и не дают проезда. Для выяснения дела послали боярина Михайло Чета и сотского тое воды в Перерве реке досмотрети. Княжной боярин с сотским тое воды досмотрели, да и на луб выписали [то есть вычертили на бересте] и перед осподою положили да и велись [спорили] по лубу”.


Княжеские уделы описывались писцами уже в начале XV в., в 1490-_1498 гг. были предприняты грандиозные работы по переписи сел и городов от Прибалтики до Средней Волги и Оки, а к середине XVI в. было завершено первичное описание Поволжья и Севера. Специальные описания создавались на порубежные земли государства. Появившиеся в результате этих работ писцовые, смотренные, дозорные и другие книги и описания свидетельствуют о стремлении московского правительства составить точное представление о своем государстве. Третьим видом географических материалов (кроме налогово-фискальных и порубежных описаний) были дорожники, или итинерарии, списки городов на важнейших путях с указанием расстояний между ними в верстах или днях пути, издревле создававшиеся на Руси.


Потребности ориентирования в дальних путешествиях и военных походах привели к созданию маршрутных описаний, а впоследствии и чертежей главных рек, сухопутных путей и побережий, вдоль которых осуществлялись каботажные плавания поморов. Описания рек и морских побережий Северной Руси, составлявшиеся русскими поморами, отличались исключительной детальностью. Поморы использовали компас уже в XV в., называя его матка или матошник. Так в отечественной практике появились и нашли широкое применение угловые компасные измерения.


Имеются свидетельства иностранных авторов XVI в. о составлении поморами, помимо описаний, чертежей значительных участков побережий северных морей. Так, в 1594 г. голландцы, расспрашивая русских около острова Колгуев о тамошних местах, получили от кормчего-помора чертеж берега от Белого моря до р. Печоры. Знаменитый голландский картограф Герард Меркатор в письме к английскому географу Ричарду Хаклюйту сообщает, что при составлении карты России данные о севере были получены им от одного из русских.  

Великобритания откажется от импорта российской нефти

  • Великобритания откажется от импорта российской нефти в течение года в ответ на незаконное вторжение в Украину
  • правительство создает новую совместную рабочую группу с промышленностью для совместной работы над упорядоченным переходом
  • Шаг

  • усилит растущее давление на российскую экономику, перекрыв ценный источник дохода

Великобритания постепенно прекратит импорт российской нефти в ответ на незаконное вторжение Владимира Путина в Украину к концу года, подтвердил сегодня (вторник, 8 марта) секретарь по делам бизнеса Кваси Квартенг.

Поэтапный отказ от импорта не будет немедленным, но вместо этого дает Великобритании более чем достаточно времени для корректировки цепочек поставок, поддержки промышленности и потребителей. Правительство будет работать с компаниями через новую Целевую группу по нефти, чтобы помочь им использовать этот период для поиска альтернативных источников.

Великобритания тесно сотрудничает с США, ЕС и другими партнерами, чтобы положить конец нашей зависимости от российских углеводородов в ответ на российскую агрессию в Украине, признавая различные обстоятельства и сроки перехода.

Импорт российской нефти составляет 44% российского экспорта и 17% доходов федерального бюджета за счет налогообложения — этот шаг усиливает международное давление на российскую экономику.

На конкурентном мировом рынке нефти и нефтепродуктов спрос может быть удовлетворен за счет альтернативных поставщиков. Мы будем тесно сотрудничать с международными партнерами для обеспечения альтернативных поставок топливных продуктов.

Российский импорт составляет 8% от общего спроса на нефть в Великобритании, но Великобритания также является крупным производителем как сырой нефти, так и нефтепродуктов, в дополнение к импорту от различных надежных поставщиков за пределами России, включая Нидерланды, Саудовскую Аравию, и США.

Пока происходит этот переход, правительство признает необходимость продолжать импортировать российскую нефть, пока мы работаем для достижения этой цели. Это поможет обеспечить непрерывность наших поставок и защитить потребителей.

Премьер-министр Борис Джонсон сказал:

В качестве еще одного экономического удара по путинскому режиму после его незаконного вторжения в Украину Великобритания перестанет зависеть от российской нефти в течение этого года, основываясь на нашем жестком пакете международных экономических санкций.

Работая с промышленностью, мы уверены, что этого можно достичь в течение года, предоставив компаниям достаточно времени для адаптации и обеспечив защиту потребителей.

Министр по делам бизнеса и энергетики Кваси Квартенг сказал:

Неспровоцированная военная агрессия не окупится, и мы продолжим поддерживать мужественный народ Украины, который противостоит тирании, основываясь на наших существующих санкциях, которые уже калечат военную машину Путина.

У нас более чем достаточно времени, чтобы рынок и наши цепочки поставок приспособились к этим существенным изменениям. Предприятия должны использовать этот год, чтобы обеспечить плавный переход, чтобы не затронуть потребителей.

Этот значительный шаг усилит растущее давление на экономику России, перекрыв ценный источник дохода и подорвав ее способность причинять дальнейшие страдания украинскому народу.

Ликвидация импорта нефти является дополнением к существующим торговым, финансовым и личным санкциям, уже введенным Великобританией против режима Путина и тех, кто поддерживает его в войне против Украины.

Рынок уже подвергает остракизму российскую нефть: почти 70% российской нефти в настоящее время пытаются найти покупателя, а в условиях конкурентной борьбы на мировом рынке спрос будет быстро удовлетворен альтернативными поставщиками. 1 марта российским судам запретили заходить в порты Великобритании, а властям были предоставлены новые полномочия по задержанию российских судов.

Великобритания не зависит от российского природного газа, который составляет менее 4% наших поставок. Министры также изучают варианты дальнейшего сокращения этого показателя. Премьер-министр подтвердил, что правительство разработает энергетическую стратегию, в которой будут изложены долгосрочные планы Великобритании по повышению энергетической безопасности, включая поставки нефти и газа из возобновляемых источников и внутри страны.

1. Великобритания извлекает выгоду из значительной внутренней добычи нефти и газа. Более двух третей нашего дорожного топлива производится внутри страны.

2. Российская нефть уже подвергается остракизму со стороны рынка: почти 70% российской нефти в настоящее время пытаются найти покупателя, а в условиях конкурентной борьбы на мировом рынке спрос будет быстро удовлетворен альтернативными поставщиками.

3. Россия производит лишь часть топливных продуктов, которые в настоящее время импортируются в Великобританию, при этом подавляющее большинство поступает от надежных поставщиков, таких как США, Нидерланды, Швеция, Бельгия и Саудовская Аравия.

4. Импорт нефти в Россию в процентах от общего спроса (DUKES 2020):

  • Бензин, 0%
  • Топливо для реактивных двигателей, 5%
  • Печное топливо, 0%
  • Дизель, 18%
  • Газойль (например, красное дизельное топливо), 1%
  • Мазут, 0%
  • Весь импорт нефти, 8%

Министерства юстиции и казначейства США создают многостороннюю рабочую группу по российским олигархам | OPA


Австралия, Канада, Европейская комиссия, Германия, Италия, Франция, Япония, Великобритания и США, договорились о расширении сотрудничества для нацеливания на российские активы

Генеральный прокурор Меррик Б. Гарланд и министр финансов Джанет Л. Йеллен сегодня встретились в виртуальной среде с представителями Австралии, Канады, Германии, Франции, Италии, Японии, Великобритании и Европейской комиссии, чтобы запустить Российские элиты Многосторонняя целевая группа по вопросам , доверенных лиц и олигархов (REPO). Целевая группа была впервые объявлена ​​лидерами 26 февраля.

Целевая группа, состоящая из Министерства финансов и Министерства юстиции или внутренних дел в каждой юрисдикции-члене, каждое из которых обязалось использовать свои соответствующие полномочия совместно с другими соответствующими министерствами для сбора и обмена информацию для принятия конкретных мер, включая санкции, замораживание активов, конфискацию активов в гражданском и уголовном порядке и уголовное преследование.

Сотрудничество между правительством США и зарубежными партнерами уже принесло заметные успехи. Только за последние три недели информация, предоставленная правоохранительными органами США иностранным партнерам, способствовала задержанию нескольких судов, контролируемых физическими и юридическими лицами, находящимися под санкциями. В совокупности эти суда оцениваются в сотни миллионов долларов.

«Мы уже работаем с нашими международными партнерами над замораживанием и конфискацией имущества, принадлежащего российским олигархам, находящимся под санкциями по всему миру», — заявил генеральный прокурор Гарланд. «Мы будем продолжать работать вместе, чтобы принять все необходимые меры против тех, чьи преступные действия позволяют российскому правительству продолжать свою несправедливую войну против Украины».

«Наши санкции, торговые ограничения и другие меры уже привели к значительным издержкам для России, ее руководства и тех, кто способствовал неспровоцированному вторжению Путина в Украину», — заявила госсекретарь Йеллен. «Эта многосторонняя целевая группа еще больше повысит эти расходы, активизируя скоординированные усилия по замораживанию и аресту активов этих лиц в юрисдикциях по всему миру и отказу в убежище для их доходов, полученных нечестным путем».

Члены рабочей группы РЕПО обсудили способы обеспечения эффективного и скоординированного применения коллективных финансовых санкций группы в отношении России, а также помощь другим странам в обнаружении и замораживании активов, находящихся в их юрисдикциях. Участники также обсудили необходимость сохранения доказательств и определения того, подлежат ли конфискации эти замороженные активы или другие активы, связанные с этими физическими или юридическими лицами, находящимися под санкциями. Наконец, целевая группа обсудила способы привлечения к ответственности пособников и привратников, которые способствовали перемещению подпадающих под санкции активов или других незаконных средств.

Недавно созданная оперативная группа KleptoCapture Министерства юстиции, созданная Генеральным прокурором 2 марта, поможет поддержать эти международные усилия. Целевая группа KleptoCapture призвана помочь использовать ресурсы прокуратуры и правоохранительных органов США для выявления уклонения от санкций и связанного с ним преступного поведения.

В дополнение к запуску рабочей группы REPO, Казначейство предприняло шаги для расширения сотрудничества и обмена разведданными. Сеть Министерства финансов по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) сегодня присоединится к заявлению с коллегами в странах-членах рабочей группы и других странах, чтобы расширить обмен информацией. FinCEN также опубликует предупреждение для финансовых учреждений о важности выявления и сообщения о подозрительных операциях российских элит, олигархов и их доверенных лиц, которые связаны с недвижимостью, предметами роскоши и ценными активами, и сообщать о них. FinCEN продолжает активное взаимодействие с финансовыми учреждениями через свои органы государственно-частного партнерства для улучшения сотрудничества, обмена информацией и анализа.

Казначейство также запустит Программу вознаграждений за возвращение активов клептократии, которая предлагает вознаграждение за информацию, ведущую к аресту, аресту или конфискации активов, связанных с коррупцией в иностранных правительствах, включая Правительство Российской Федерации. Управление по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Министерства финансов управляет Программой в координации с министерствами юстиции и правоохранительными органами штата и федеральными правоохранительными органами США. Дополнительную информацию о праве на получение вознаграждения и о предоставлении соответствующей информации правительству США можно найти здесь. Лицам, располагающим информацией, рекомендуется связаться с [email protected] или позвонить по телефону +1 202-622-2050.

В связи со встречей Министерство финансов предоставляет участникам список из 50 человек, которые являются приоритетными для Соединенных Штатов.